К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Жеф Костелло – наемный убийца, который никогда не проигрывает. Он просчитывает все ходы наперед, готовит себе железное алиби. На даже самый продуманный план может идти не по плану...

Афишу повторного показа «Самурая» с Аленом Делоном на постере я увидел еще в июле в кинотеатре «Октябрь». Что ж... иногда информационный повод для подогрева интереса к прокату бывает такой, что лучше б его и не было. 18 августа в возрасте 88 лет Ален Делон ушел из жизни (а до этого в прессу просачивалась информация о его планах на эвтаназию...) И это, конечно, совершенно меняет то, как смотрится сегодня «Самурай» на большом экране. Теперь это не просто «еще один старый артхаусный релиз». Теперь это – память и дань уважения великому актеру. На первом показе в «Октябре» были заняты все места в зале, а перед показом зрители встали и почтили память актера минутой молчания.

Но как только начинается кино, всё это исчезает. Исчезает смерть Алена Делона. Отматываются назад сотни фильмов, в которых он снялся за последние полвека. На дворе снова 1967 год, в практически пустой аскетичной комнате в клетке свистят снегири - самки, а значит неприметные и серые. Неприметность – стиль жизни главного героя – Жефа Костелло. Серый плащ, темная шляпа, ледяные глаза. Почти черно-белые кадры. Хотя, кого мы обманываем. Разве можно быть неприметным, если ты – Ален Делон?

История начинается с выдуманного эпиграфа режиссера Жан-Пьер Мельвиля про одиночество самурая, схожее с одиночеством тигра в джунглях (в отличие от Делона, Мельвиль прожил всего 55 лет, и скончался спустя 7 лет после «Самурая»). Мы наблюдаем практически процедурал – как наемный убийца Жеф Костелло готовится к своему очередному заданию – убрать владельца ночного клуба посреди шумной вечеринке, полной гостей, обслуги и музыкантов. Почему мы сопереживаем герою и хотим ему победы, несмотря на очевидную аморальность его профессии – задолго до появления «Леона»? Ну а как еще – он же Ален Делон...

«Я никогда не проигрываю» - мне кажется, в этом кредо, в этой внезапно показушно-выпендрежной фразе и кроется главная червоточина героя. Невозможно никогда не проигрывать. А если ты поставил на свой выигрыш всё свое время, все свои эмоции, всю свою жизнь – значит все равно проиграл. Все равно что-то пойдет не так. Тщательно продуманное алиби с участием любовницы (ее играет Натали Делон – как легко догадаться, жена Делона, это ее кинодебют) и любовника любовницы начинает трещать по швам – по самой банальной причине. Герой остается в том самом плаще и шляпе, в которых был на задании, а значит – подходит под описание и попадается на глаза полиции. Да еще и оставляет в живых неожиданную свидетельницу (наверно, кодекс самурая...) Такие банальные ошибки у прожженного профи, который никогда не проигрывает? И поэтому, глядя в эти ледяные глаза, задаешься вопросом – а не сам ли он ищет смерти, раз уж самураи смерти не боятся? И если ищет – то почему? Не потому ли, что жизнь в пустой комнате с двумя снегирями – это не жизнь? И если женщину можно навестить только ради алиби – нужна ли ему эта женщина?

Совершив одну ошибку, герой тянет за собой другие – и вот уже заказчики готовы убрать своего лучшего спеца – просто так, для профилактики. А значит – теперь он один против всех. А значит – самурай уже обнажил меч, но направлен он в себя, а не в других.

И эта холодная отрешенность, граничащая с обреченностью, поражает в самое сердце. И очень хочется поражения для шефа полиции, играющего с киллером в кошки-мышки (спустя каких-то 17 лет Франсуа Перье окажется на телеэкране по другую сторону баррикад закона, став злодеем Теразини в «Спруте»). И очень хочется, чтобы герой уехал в закат – с любой из роковых женщин с этого экрана. Потому что если он проиграет и погибнет, время снова перемотается вперед, и мы снова окажется в 2024 году, в кинозале, вспоминая, что Алена Делона больше нет...

10 сентября 2024 | 00:44
  • тип рецензии:

Путь одинокого самурая представляет нам наёмный убийца в исполнении Алена Делона. Режиссёр Жан-Пьер Мельвиль весьма тонко представил тень криминального мира, который за своей прекрасной внешностью скрывает истинного монстра – молчаливого, расчётливого и пунктуального киллера.

Экспозиция дарит общее представление о персонаже, который чётко и без тени нервозности уходит от слежки, заметает следы. Самурай, который, как тигр в джунглях, чувствует, когда за ним наблюдают, поэтому нам демонстрируют бдительность и простоту. История про наёмных убийц сама по себе неудивительна, но именно красивая подача таланта Делона и режиссёра Мельвиля смогли даже одним кадром приятно порадовать зрителя.

Выполнить заказ точно, без проблем – это одна из главных черт убийцы. Даже если обстоятельства складываются не по плану, алиби готово вот-вот рухнуть, самурай сохраняет самообладание и холодный расчёт. Встреча с полицией, допросы подозреваемых, явные факты на счёт Делона – персонаж переносит всё спокойно и без тени страха. В этом его исключительность и превосходство, которое имеет свои отрицательные качества.

На фоне остальных подозреваемых, нервных, резких, пугливых, Ален Делон сохраняет максимальное самообладание и не выражает абсолютно никаких эмоций. Проверка его алиби, оправдания всё равно оставляют особые подозрения. Киллер прекрасно сочетает в себе качества удивления и знания, что он всё рассчитал.

Одна маленькая деталь, которая не списывалась в план, и та играет на руку убийце. Повествование «сажает на хвост» с одной стороны детективов, с другой – нанимателей. Одним нужно доказать причастность Делона к убийству, а другим убрать человека, который может развязать язык. Таким образом, персонаж оказывается зажатым со всех сторон, что только сильнее пробуждает его инстинкты выживания.

Картина окунает нас в шпионские слежки, в постоянные вызовы на допросы, в покушения и в специфику непредвиденных обстоятельств. Кажется, что у нас только вот начинается это напряжение от преследования, игра в «кошки-мышки». Кто же кого перехитрит? Очевидно, что, даже находясь под дулом пистолета, главный герой создаёт психологическое напряжение, тем самым показывая всем ищейкам, что этот кремень держит всё под контролем.

Впечатляет сцена ухода от слежки, поражает, как Делон осознаёт, что что-то не так, что в его привычном и выверенном мире где-то пробоина, которую необходимо залатать. Только мы сталкиваемся с угрозами со всех сторон, только кажется, что персонажа загнали в капкан, как Самурай всё-таки умудряется затеряться в толпе.

Но в таком саспенсе авторы нас не долго катали, показав в кульминации, что самурай остаётся самураем – одиноким хищником, который доверяет только себе самому. Финальная сцена может вызвать вопрос о чести и долге, но мы возвращаемся к экспозиции, где нам представили истинную сущность главного героя. Навыки шпиона, опыт преследования и хладнокровие – таким получился прекрасный перфоманс Алена Делона.

Режиссёрские приёмы и технические возможности 60-х придают фильму ностальгические нотки, когда всю историю снимали на натуре. Вопрос о барабане револьвера: вы как думаете, персонаж прошёл свой путь трансформации или остался верен своему кодексу самурая?

31 августа 2024 | 13:21
  • тип рецензии:

Я не скажу, что остался в восторге от этого фильма. Многие вещи мне показались странными. Сюжет… ну он есть. Но…

Это кино не давало мне оторваться от экрана.

Один из «отцов» шпионского жанра. Вдохновитель культовых режиссёров. На протяжении всего просмотра я восторгался стилем фильма. Не ярким, а наоборот. Тем, что кажется простым на первый взгляд. Кино совершенно неторопливое, малоэмоциональное, не особо и сюжетное. Но мне хотелось смотреть и смотреть дальше. Иногда совершенно не понимая, почему.

Возможно некоторые действия главного героя покажутся странными и не совсем логичными. Это вполне можно списать на время выхода кино. Да и вообще, для многих современных зрителей фильм окажется тяжёлым или несмотрибельным. Тут явно дело вкуса. Либо вы окунаетесь в тягучую смесь, либо будете плеваться. Мне это очень зашло. Атмосфера тут решает многое. Иногда, в очень редких случаях, она сменяется быстрым темпом (что становится неожиданным), и это умело разбавляет действие.

Мне всегда нравится в фильмах, когда начальный отрезок проходит совершенно без слов. Так и тут. Размеренный и молчаливый темп вместе с музыкой сразу задают нужную атмосферу и некую загадочность. Особенно в контексте главного героя. С ним тоже интересный фокус, ведь, по сути, он отрицательный персонаж. Но на протяжении всей картины ты, наоборот, больше сопереживаешь ему. Хотя, в фильме совершенно не упоминается прошлое, да и действия его не должны вызывать положительные эмоции по идее. И этот диссонанс остаётся до самого конца.

Ален Делон — украшение фильма. Да, кто-то скажет, что он будто и не играет ничего. Реплик почти нет, одно выражение лица (хотя это не так, только посмотрите на его глаза в разных моментах). Но, как он притягивает. Обаятельность вкупе с хладнокровностью. Вот смотришь на него и так хочется сказать: «Вот это Мужчина».

Отдельно отмечу музыку. Шикарное нагнетание обстановки в нужные моменты. Иногда именно благодаря ей сцены намного сильнее раскрываются. Потому что визуально многое бы не работало без неё.

Экшн практически никакой. Но, наверное, его более яркое внедрение испортило бы атмосферу.

Несмотря на некоторые слабые стороны и откровенно никакой нарратив это кино берёт совсем другими эффектами, которые приковывают к экрану. И ещё раз восхищаюсь стилем. Всё выдержано как надо. Классика, которую интересно смотреть.

Светлой памяти Алена Делона.

30 августа 2024 | 18:04
  • тип рецензии:

Я из поколения Z. Я рос на 'Звездных войнах', 'Матрице', 'Терминаторе' и подобных картинах. Для меня 'Самурай' — это то кино, которое играет фоном с 'пузатого' телевизора, пока ты завтракаешь у бабушки в деревне.

Я привык к жанру криминала как к постоянным перестрелкам, быстрой смене планов и ракурсов, харизматичным мафиози и всем остальным признакам этого жанра. 'Самурай', хоть и является криминальным фильмом, настолько криминальным, что аж сам Великий и неповторимый Тарантино говорил, что Жан-Пьер Мельвиль (режиссёр) делает крутейшие фильмы про гангстеров, не включает в себя всю вышеперечисленную атрибутику.

Фильм размеренный, атмосферный и элегантный. Он повествует об одиноком самурае-убийце, который является настоящим профессионалом своего дела. У него в жизни не появится никакая Матильда, а вместо растения в горшке его единственным другом выступает птица в клетке, которая стоит у него дома. Он одинок.

Фильм начался с цитаты про “глубокое одиночество самурая” которую Мельвиль выдумал специально для фильма. Наш Джефф абсолютно и стопроцентно одинок, как я упомянул выше, единственное существо которое ему близко, это птичка.

Его одиночество подчеркивается не только через отношения с этой птицей, но и через его повседневную рутину — холодные, стерильные действия, которые кажутся механическими. Этот образ самурая-убийцы олицетворяет концепцию полного отрыва от общества и эмоций, где жизнь сводится к выполнению задачи. Мельвиль мастерски создает атмосферу отчуждения, с минимальными диалогами и долгими сценами, в которых царит тишина. Абсолютно никакой музыки. Глубокое одиночество Джеффа буквально осязаемо на экране, оно пронизывает каждый его шаг, каждую мелочь его быта.

При этом фильм не скучен. Вначале я не просто так упомянул, что я из поколения Z: для меня подобное кино — это кино с 'пузатых телевизоров'. Но 'Самурай' — исключение. Несмотря на всю тишину, которая царит на протяжении 2/3 фильма, на лаконичные диалоги, которые сводятся к 'привет-пока', и на долгие, тихие сцены, фильм жутко интересный. Мельвиль прекрасно разыграл занимательную драму, которая держит тебя в напряжении на протяжении всего фильма. Советую к просмотру.

Вечная память Алену.

8 из 10

22 августа 2024 | 22:38
  • тип рецензии:

Франция

середина 60-х годов XX века

Жеф /Ален Делон/ - наёмный убийца, методичный перфекционист, бесстрастный и, кажется, безэмоциональный, который просто выполняет свою работу

Жанна /Натали Делон/ - подруга Жефа, судя по всему, в него влюблённая, но от самого Жефа таких же эмоций не получающая; задача девушки – обеспечивать алиби Жефа

Комиссар полиции /Франсуа Перье/ - чувствующий, что Жеф тот, кто убил владельца ночного клуба, пытается во что бы то ни стало подловить мужчину и поймать его

Валери /Кати Розье/ - пианистка в ночном клубе, свидетельница преступления, совершённого Жефом

Мне определённо нравится Жан-Пьер Мельвиль, снявший эту картину, сегодня считающуюся культовой и повлиявшей на многих именитых режиссёров, начиная от Тарантино и заканчивая Джармушем. Смотрела у Мельвиля ещё «Красный круг» и «Поединок на острове». Оба понравились, причём, первый – больше, поскольку криминальная драма – это всё-таки Мельвилевское, в отличие от мелодраматической ленты, как мне кажется.

В «Самурае», как и в «Красном круге», зрителя приветствует многозначительный эпиграф, приписываемый известному трактату, а на самом деле придуманный самим режиссёром. Здесь нам сообщают, что нет более одинокого человека, чем самурай. И зритель сразу понимает, о ком речь, и чего ему от фильма, по сути, ожидать.

Одиночество явно ощущается с самого начала: тишина, ни одного диалога, даже когда герой Делона находится в некотором взаимодействии с другим персонажем, тёмные мрачные тона… Мы видим, насколько сера, безжизненна, беспросветна жизнь Жефа. В этой жизни нет места ни любви, ни симпатии, ни родным людям, ни друзьям, ни даже случайным интрижкам. И невольно возникает вопрос, а для чего тогда такая жизнь вообще? Если даже гонорар от заказа Жефу потратить не то, чтобы некуда, а не особо хочется куда-либо…

В фильме превосходно показано противостояние холодного и мрачного наёмного убийцы и живого и подвижного комиссара полиции, для которого поимка преступника становится не только рабочим долгом, а уже и личным интересом. С таким профессионалом, как Жеф, судя по всему, он ещё не встречался, но, как человек, не лишённый некоторой доли профессиональной самовлюблённости, ему хочется поймать 'тигра в джунглях' /про тигра – это тоже из цитаты, придуманной Мельвилем/.

Что самое прекрасное в этой картине – атмосфера. Как уже упомянула: тёмные мрачные тона, некоторые кадры сложно вообще разглядеть; малое количество диалогов… Это почти медитативное кино, не лишённое интриги и захватывающего развития событий. Мне понравилось.

16 июля 2024 | 09:05
  • тип рецензии:

Фильм «Самурай» Жан-Пьера Мельвиля — это восхитительный пример казалось бы несочетаемой французско-японской эклектики.

Просмотр этой картины принес новый уровень понимания и восхищения, каждый кадр - картинка, стиль и эстетика. Этот фильм великолепен своей эстетичной минималистичностью и глубиной. Немногословные диалоги лишь добавляют загадочности, а кинематографический язык Мельвиля оказывается волшебным и захватывающим.

Ален Делон в роли главного героя великолепен. Он прекрасно передает образ хладнокровного киллера, обладая ледяным обаянием, которое навевает ощущение смертельной опасности. Актерская игра великолепна, сразу видна старая школа. Весь фильм пропитан стилем и элегантностью, создавая неповторимый шарм.

Фильм обладает тем самым по-французски уникальным обаянием, способным захватить внимание зрителя и удержать его до самого финала.

«Самурай» — это не просто боевик, это история одинокой романтической фигуры, отвергнутой и обманутой миром, это история о ронине, о человеке, лишенном принадлежности и верного места в обществе.

26 апреля 2024 | 13:39
  • тип рецензии:

В юности эта работа Жан-Пьера Мельвиля не произвела на меня особого впечатления, затерявшись среди более ярких (как мне тогда казалось) картин с Аленом Делоном. И вот после «Убийцы» Финчера ассоциации в голове возникли незамедлительно, и пересмотр с высоты возраста назрел сам собой. И вот теперь смело беру свои тогдашние слова назад. Лента сколь аскетична, столь при этом и объёмна. При минимуме диалогов, которые здесь, собственно, нужны-то больше для формальности, всё заполняет восхитительный и волшебный киноязык. Лента погружает, не отпускает, а приходишь в себя лишь после фирменного финала по-французски. Ну или точнее по-японски, ибо такой невероятной эклектики западной подачи с восточным содержанием в мире сыскать весьма сложно. Ален Делон — однозначно король каждой сцены и каждого эпизода. Помимо своего классического типажа «холодного красавца» артист отменно даёт «мистера Смерть», от взгляда которого натурально веет смертельным холодком, и ты понимаешь, что у тебя осталось лишь пара мгновений жизни. Невероятное и безумно стильное кино в неповторимым шармом. Большое кино великого мастера.

10 из 10

16 ноября 2023 | 09:31
  • тип рецензии:

Кто-то сказал: «прекраснее Делона лишь одна ярость забвения». И это действительно так.

Главным достоинством «Самурая» является конечно же классический Ален Делон в плаще, сигаретой во рту и потным пистолетом в кармане. Роль отыграна блестяще, если это уместно говорить про игру «таинственных молчаний в диалогах грустного киллера».

Не обязательно находится в дождливом Париже (речь не о Сенчине), чтобы «Самурай» профессионально (речь не о Бельмондо) убил вечер. Это хороший боевик, как говорится, смотреть всей семьей.

История Кастелло она больше про одинокую романтическую фигуру, обманутую и отвергнутую миром. Про sigma male ронина. Почему режиссер решил переименовать фильм в самурая? Непонятно. В сюжете нет никакой службы господину с большой буквы. Все таки Кастелло это ронин, не самурай.

20 июля 2021 | 18:35
  • тип рецензии:

Данная лента считается эталоном в жанре фильмов про наёмных убийц, поражая своей сероватой эстетикой, безмолвно-хладнокровным главным героем и монотонно-последовательным сюжетом нисколь не усыпляющим зрительский интерес спустя целые десятилетия после её выхода.

Не раз отмечалось значение 'Самурая' для появления на свет таких не менее культовых киноработ, как 'Наёмный убийца', 'Пёс-призрак: Путь самурая', 'Водитель' и даже 'Леон'. Рассматриваемая картина сформировала определённую структуру, опираясь на которую, воспринимая её как первозданный шаблон, можно без труда сотворить настоящее кино-совершенство, что, собственно, и удалось постановщикам вышеупомянутых лент.

Стоит также отметить некую сюжетную схожесть 'Самурая' с другой популярной французской картиной о наёмнике - 'Профессионал'. Их разделяет всего каких-то 14 лет (картина с Бельмондо в главной роли вышла в 1981-ом году), однако невероятно разнится внутреннее наполнение этих кинолент. Если 'Самурай' весьма меланхоличен, последователен и скуп на резкие извороты сюжета, то 'Профессионал' полон динамики и экшена с весомой долей ироничного юмора.

Эти два популярных фильма прекрасно демонстрируют насколько развитие кинематографа в сторону упрощения смысловой, культурной и творческой нагрузки и увеличения развлекательного, неостановимого и лёгкого фарса шагнуло далёко вперёд за какие-то полторы декады лет, перейдя от невероятно провокационного, умного, часто гениального кино 60-х и первой половины 70-х годов к незамысловатому и бесшабашному кино 80-х, основной целью которого служит увеселение разума зрителя. 'Профессионал' - отличная киноработа, однако выявленная в процессе сравнения с 'Самураем' тенденция имеет объективный взгляд на развитие мирового кинематографа.

Конечно, нельзя не отметить великолепную роль Алена Делона, безгранично талантливо исполнившего главную партию фильма, и Франсуа Перье, бесподобно воплотившего на экране единственного 'живого' персонажа картины.

'Самурай' - легенда мирового кино, удивительно прекрасно изображающий одиночество во всей минималистично-серой окружающей действительности.

02 июня 2021 | 10:03
  • тип рецензии:

— Определение из Бусидо «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях», на самом деле никакого отношения к кодексу не имеет, но определяет фильм и то, о чём пойдёт речь. Но если вдуматься в это, то определение так себе. Как и название фильма не совсем удачно. Ну, есть же оригинальное название произведение «Ронин» — вот это полностью соответствует смысловому содержанию фильма. Ронин и самурай имеют совершенно разное значение.

В чём разница между самураем и ронином? Самурай — это тот, кто служит своему господину, сюзерену и отличается исключительной преданностью. Ронин — это деклассированный воин, который не имеет покровительства и не имеет господина — это вольный воин. Самурайскую преданность и кодекс в современном мире более чётко реализовал Джим Джармуш в фильме «Пёс-призрак. Путь самурая». А вот фильм «Самурай» реализовал суть именно ронинов, т.е. рыцарей-одиночек.

— Пусть Мельвиль и говорил, что музыка в фильме ему самому не нравится, и что вообще сложно отыскать качественного композитора где-нибудь в Бургундии или Нормандии. Но, как по мне, музыка, в целом, неплохая и удачная. Я даже качнул саундтреки из фильма. Так что отвешу свой реверанс в сторону Франсуа де Рубэ. Здесь как в компьютерной игре — каждой локации соответствует отдельное музыкальное сопровождение. Атмосферная джазовая музыка, а саксофон, как известно, отлично подчёркивает одиночество и аскетичность главного героя.

— Фильм сразу захватывает атмосферой. Это нуаровский концепт, так что практически все элементы, присущие этому жанру, на месте — костюм двойка (плащ+шляпа), дождь, удушающие городские пейзажи, дым сигарет (Делон успел за первые 15 минут фильма скурить 4 сигареты), и, конечно же, femme la fatale. Мельвил соблюдает все эти традиции, хотя образ роковой женщины здесь не такой очевидный и требует определенного осмысления.

— Фильм очень стильный. Здесь каждый кадр выверен, а с декорациями и интерьером комнат поработали дизайнеры. Даже в бедной обстановке комнатки главного героя есть определённые цветовые сочетания: красные этикетки на бутылке и синие-белые коробочки на шкафу.

— Не очень понимаю тех, кто пишет о симпатии к главному герою, который является наёмным убийцей да ещё и шизофреником. Надеюсь, это лишь симпатия конкретно к Алену Делону в образе эдакого холодного, отрешённого типа с невесёлым настроением.

—В фильме можно найти логические нестыковки и изъяны, но они радикально не влияют на общее впечатление. Особенно повеселила задача полицейским в начале фильма: ловить высоких молодых людей в плаще и шляпе согласно ориентировке. В итоге, Делона берут на проверку и садят в каталажку к таким же попавшимся. Но рядом с Делоном сидит какой-то старичок бомжеватого вида: в шляпе, с седой бородой и недовольным видом. А в участке на опознании вообще поставили женщину...

Добротный фильм. Понравился куда больше, чем предыдущий отсмотренный фильм Мельвиля 'Красный круг'

31 декабря 2020 | 14:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: