К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сюжетный твист сюжетному твисту рознь. В одном случае поворот сюжета необходим, чтобы удивить зрителя, добавить несколько очков в копилку симпатий только что просмотренного фильма, дать дополнительный толчок впечатлениям. В другом случае твисты служат более масштабной цели, позволяют взглянуть на материал по-новому, переворачивая повествование с ног на голову (или наоборот). Что ж, «Закат цивилизации», новый проект от Netflix, содержит в себе худший вид сюжетного поворота: твист ради твиста. Я сознательно не буду его приводить из-за политики спойлеров, но скажу, что это, во-первых, единственное, что придаёт «Закату» какую-либо индивидуальность, а, во-вторых, это абсолютно неудобный и неловкий сюжетный ход, отчего хочется недоуменно пожать плечами.

Итак, Питер работает на какой-то фабрике и страдает яркими ночными кошмарами. Во снах недружелюбные небеса надвигаются и странные корабли уничтожают всю семью Питера. Что ж, человек пытается предупредить окружающих о надвигающемся конце света, однако ему никто не верит, чернокожий начальник в лице Люка Кейджа предлагает обратиться в клинику, а в скором времени действительно наступает вторжение инопланетян.

Сюжет следит за действиями Питера, его жены Алисы и их детей, поскольку именно они по странному совпадению оказались в эпицентре вторжения. По большому счету сценарий здесь подчиняется каким-то общим структурам, включающим в себя попытки героев сбежать, не стать кусками мяса и т.п. У режиссера Бена Янга нет какого-либо четкого видения того, чем должна была быть картина, так что это всё напоминает лишь сумбурную беготню. Действие постоянно скачет и глохнет в безэмоциональных пассажах героев. Даже инопланетная угроза в лице гуманоидов, ну, не самая оригинальная: монстры здесь похожи на каких-то гастарбайтеров с пузырями на головах, чье чирикание точно не делает их вселенской опасностью номер один.

В равной степени тяжело привязаться и к Питеру с Алисой. У героев нет какой-либо реальной глубины и цели; это обычные люди, на которых распространилась угроза. Вопрос в том, почему именно они? Иногда посмотреть на катаклизм через призму обычного человека даже любопытно, но точно не тут. В данном случае это вообще обесценивает фильм! Поэтому слабые характеры сказываются и на актерской игре: Майкл Пенья и Лиззи Каплан чувствуются потерянными, читающими заученные строки сценария. На кону стоит жизнь, а герои точно не ведут себя как семья. На ум приходит сравнение с недавним «Тихим местом», где качество актерской игры было на порядок выше.

Тем не менее, даже без убедительных персонажей и вменяемого сюжета в «Закате цивилизации» было бы какое-нибудь зерно, особенно учитывая главный сюжетный поворот. Дело в том, что основной твист придает картине изюминку, возможность оценить хрупкую мораль и вообще сложность ситуации. Однако сценарий в достаточной мере не исследует те возможности, которые предоставляла ему основополагающая сюжетная деталь. Судя по всему, это «уши» от раннего варианта картины, ещё до переработки скрипта Эриком Хайссерером. Очень странно, что человек, в послужном списке которого ребут «Нечто», «И гаснет свет…» и «Прибытие», выбрал столь… однобокий вариант трактовки событий.

В то время как сценарий в корне ошибочен и, не побоюсь этого слова, глуп, постановка также хромает. Молодой режиссер, в чьей фильмографии прописалась лишь эксплуатационная картина «Гончие любви», на мой взгляд, не подходит на роль режиссера мощного научно-фантастического боевика. Мало того, что не подходит, так и рудиментарные эффекты CGI, вследствие низкого нетфликсовского бюджета, режут глаз. Netflix в последнее время переживает провал за провалом в фантастическом жанре («Тау», «Парадокс Кловерфилда», «Как это заканчивается»), но такой позор у них в первый и, надеюсь, в последний раз.

3 из 10

29 июля 2018 | 22:52
  • тип рецензии:

Питер видит один и тот же кошмарный сон, в котором каждый день встаёт рано утром, обнимает детей, целует жену и идёт на работу мимо одного и того же урбанистического пейзажа. Выхода нет - день сурка обыкновенного среднестатистического трудяги, застрявшего в цикле 'работа-дом-семья-работа', продолжается вновь и вновь, и разнообразие в него вносит только странное предчувствие, что скоро что-то произойдёт, идущее в комплекте с постоянно мерещащимися картинами геноцида человечества инопланетными захватчиками. Стресс всё больше захватывает жизнь главного героя и по совету коллеги тот решает обратиться в Центр здоровья, в котором его сомнения перейдут на новый уровень и... Однако не будем томить зря - вторжение вскоре всё-таки случается, и Питеру придётся ну очень сильно сжать свои смуглые кулачки, чтобы расчистить семье путь к спасению.

Австралийский режиссёр Бен Янг, чей полнометражный дебют 'Гончие любви' был когда-то весьма тепло принят критиками, ввязывается в опасную авантюру, решаясь снять для Netflix очередную фантастику. Благо его 'Закат цивилизации' поначалу не выглядит столь уж обречённым - постоянно повторяющийся сон главного героя наводит сюжетной мути и призывает ждать внезапного, однако кроме игр с мировосприятием в итоге ничего не даёт. После растянутой экспозиции, в которой несчастный Питер борется с перманентным недосыпом, фильм обрушивает на зрителя всю мощь инопланетного вторжения и кажется, что вот оно - начинается самое интересное, но не тут-то было. Бен Янг только делает вид, что снимает свою смесь 'Скайлайна' и 'Бушвика' с Майклом Пеньей и огнями, сыплющимися с неба, на деле же он тщательно готовится к презентации сюжетных твистов, которые подаются в меру эффектно, но пользы, к несчастью, никакой не приносят.

Перевёрнутая с ног на голову история позволяет провести куда больше параллелей между нападением пришельцев и условной Третьей мировой, чем того можно было ожидать, но Янг снимает кино совсем не об этом. Сжимая масштабы повествования до попыток спасения одной отдельно взятой семьи, сюжет 'Заката цивилизации' не нацелен на то, чтобы придать повествованию социально-политической остроты, драматизма или динамики. Его герои по факту просто бегут из точки А в точку Б, чтобы узнать не такую уж и страшную правду о той действительности, в которой живут, удивиться вместе со зрителем отэтоповороту и сказать пару слов в закат. Для заполнения промежутков значится экшен, но он настолько невыразителен, что в принципе можно легко отойти за чаем и не пропустить ничего (благо для удобства уже давно изобрели перемотку). Кричащие дети, огонь в глазах маленького латиноамериканца и закат цивилизации, который случается совсем не тогда, когда кажется – жаль конечно, но этого категорически мало для того, чтобы оправдать время, потраченное на просмотр. Очередного 'ну а вдруг' ожидаемо не случается, и фильм Янга оказывается всего лишь новым пополнением в когорте фантастики стримингового гиганта, в котором любопытная идея бок о бок соседствует с полным непониманием того, как превратить её в действительно интересную картину.

28 июля 2018 | 23:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: