Фильм нельзя назвать гениальным – финал, я бы сказала, несколько сомнителен, да и по ходу развития сюжета наблюдаются ляпы из разряда «ну это же подростки, и так сойдёт». Но за многочисленные плюсы это можно фильму простить.
Первый и главный, на мой взгляд, плюс – это искренность. Видно, что тема авторам фильма близка, и проработали они ее хорошо и с любовью.
Второе – это, конечно, актеры. Просто шикарные актерские работы, даже юношеские. Вот это просто удивительно, на самом деле – количество талантливого юношества на экране в последнее время стремится чуть ли не к нулю, а здесь действительно полное перевоплощение, сильные реальные чувства и так далее.
Ну и, наконец, сама идея. Сказать, что тема так называемой «безотцовщины» сейчас актуальна – это не сказать ничего. В наше время, когда развестись – раз плюнуть, настолько много детей растет в неполных семьях или с отчимами, что просто слезы, а говорить об этом, да еще так откровенно, практически никто не решается. «Как меня зовут» - это трагедия двух совершенно разных, но в чем-то безумно похожих девочек, выросших без отца. И это удивительно, космически трогательно.
К финалу вопросов много. С одной стороны, конечно, спасибо, что не сделали «и жили они долго и счастливо, хоть и умерли не в один день, потому что были отец и дочь». А с другой стороны – совершенно же ничего не понятно. Скомканная сцена финальной истерики Саши/Оли, этот малопонятный момент на остановке… как-то, в общем, хотелось бы поменьше открытости в финале, поточнее услышать – чем дело-то кончилось?
Вроде все располагало к тому, чтобы фильм понравился: режиссерский дебют, похвала критиков, интересная завязка. Мне казалось, что за странным треугольником отец-дочь-подруга дочери (представившаяся дочерью) будет интересно наблюдать, но фильм ушел в какую-то совсем другую плоскость. В 'первый раз', пляжную любовь и откровенные сцены.
Согласно аннотации, эта неудавшаяся шутка с подменой дочери 'обернется драмой и перевернет жизнь всех участников'. Однако по ходу просмотра у меня возникало ощущение, что истории с отцом могло бы и вовсе не быть, ну или не стоило выносить ее как главную тему. Весь фильм мы лицезреем скорее 'последнее лето детства' героинь, где море и солнце Крыма, местный загорелый парень, иллюзия свободы и взрослости кружит им голову и толкает на странные поступки. Развязная девочка становится еще развязнее и вовсю крутится перед названым 'отцом', девочка-скромница теряет всю скромность вместе с приятельскими чувствами к подруге и интересом к отцу, и пускается во все тяжкие. А проспавшись, обвиняет всех и вся, кроме себя.
В этой картине есть несколько непонятных, нереалистичных моментов. Во-первых, как дружат две такие непохожие девочки? Умная и глупая, непопулярная и популярная, скромная и разбитная? В подростковый период люди стараются держаться с себе подобными, потому как другим их сложно понять, а им сложно понять других. Вот и здесь, глядя на подруг, не верится, что у них есть какое-то дружеское прошлое, а впереди какое-то совместное будущее. Настолько они выглядят выдернутыми из разных миров и стерильно помещенными автором в конкретную ситуацию для развития конкретного конфликта.
Во-вторых, не верится что несовершеннолетние девчонки смогли самостоятельно поехать через всю страну без денег на проживание, питание, а с одной лишь призрачной надеждой, что папа, который и знать не знает о твоем существовании, вдруг примет тебя, поселит у себя и обогреет. А если бы что-то пошло не так? Не совпал адрес, уехал? Мы бы наблюдали остросоциальную драму о перекантовывании на крымском вокзале?
И, наконец, в-третьих - зачем мать, сама забеременевшая в таком отпуске в свои молодые годы, разрешает дочери поехать туда одной? Чтобы та повторила ее судьбу? Ведь могла бы предположить, какие соблазны там ждут дочку.
И конечно, в фильме нет никакой легкости, воздушности и пробуждающейся женственности, как это описывают критики. От этого фильма вам скорее захочется стыдливо отвести глаза. Мир семнадцатилетних девочек подается здесь извращенно и утрированно. Созданная авторами иллюзия подглядывания будет только смущать зрителя. Ну кому приятно смотреть за пляской перед зеркалом голого, не сформировавшегося тела? А слушать неоднократные разговоры вчерашних школьниц о том, что 'твой отец ничего, да я б его..'. Да у нормальных девушек за такие разговоры об отце или за такое развязное поведение сразу последует остракизм и выпроваживание вон такой подружки, какая бы дочь не была интеллигентная и стеснительная.
Главный конфликт все же заключается в противоположности главных героинь, которые спонтанно поменявшись отцом, будто неосознанно раскрывают свои давние тайные желания. Скромница хочет нравиться мальчикам, быть свободнее. Развязная хочет нормального человеческого тепла, семьи, папы. Однако очень сложно взять и сбросить все свои оковы и вдруг стать таким, каким тебе хочется. Эта борьба героинь с собой, своим характером, друг другом, окружающими и является лейтмотивом фильма. Но неуместные пошлости, вульгарность и какой-то просто истерический, а не драматический накал, роднят его с картинами типа 'Все умрут, а я останусь', назвать которые любимыми или хорошими язык не поворачивается, и пересматривать которые, конечно не хочется. 'Как меня зовут' тоже хочется поскорее отложить в сторонку, вымыть руки и забыть.
Как и водится, тихонько вышел очень хороший русский фильм, который никто не посмотрит. А жаль. 'Как меня зовут' если и не прорыв кинематографии, то довольно мощное и стильное кино. В наше странное время такая премьера смотрится вообще как из другого мира.
Две московские подружки, Оля и Саша, приезжают в Крым (который еще никакой не 'наш'), дабы первая из них встретилась со своим отцом, которого в глаза не видела. Оля чуть было не бросила всю эту затею, но бойкая Саша начала выдавать себя за дочурку. Естественно, начинается мелодрама.
Олин из тех фильмов, где практически каждый сюжетный поворот понятен минут за 20 до его совершения, но намеренная предсказуемость не портит впечатления. К счастью, авторы не замахиваются на трагически масштабы, даже зайдя на территорию просто драмы, благоразумно с нее убегают, оставляя все в русле крепкой мелодрамы.
Очень неровный, порой притянутый за уши сценарий, спасает уверенная режиссура. Что удивительно - это дебютный полный метр бывшей сериальщицы, работавшей, простигосподи, на ТНТ. Практически виртуозная работа с ручной камерой. Никакого закоса под документалистику, а эффектная работа с естественным светом и фактурой. Вопреки ужасному трейлеру, никакая это не порнуха, а мелодрама с неожиданно уместными и бойкими эротическими сценами. Местами режиссер дает если и не Абделатифа Кешиша, то что-то близкое к этому, главным образом, по части актерской игры. Удивительно, что главные артистки до этого вообще нигде не снимались. Совсем редкость в нашем кино.
Мужчины в фильме все если и не жалкие, то уж точно слабее и бесполезнее женщин. Получилось едва ли не единичное высказывание в нашем кинематографе о том, что в нашем поколении роль отцов не то что отсутствующая, а даже лишняя. Причем, безо всякого феминистического пафоса, а просто как жесткая констатация грустного факта.
Нет, кино, конечно же, ничего такое. Но вот именно что «ничеготакое», потому что до реально хорошей, продуманной и серьезной драмы, к сожалению, плыть и плыть.
Есть свои плюсы, конечно – тема выбрана сильная и серьезная, декорации подобраны удачно, конфликт вроде как проработан. Но все убивает уже даже начало, когда девочки тупо «представляются»: я хулиганка, я пай-девочка, просим любить и жаловать. Вот до ужаса все прозрачно.
Дальше идет совсем печальный фарс, в который мне лично не верится. Девочка приехала знакомиться с отцом, и тут решила устроить веселую шутку и подменить себя подругой? Да ладно. Ну вот просто – да ладно?!
Совершенно неубедительный местный «дурачок» Кирилл. Его просто используют в хвост и в гриву, а он такой – да, моя госпожа. Нормальный пацан такого возраста уже триста раз бы послал обеих дамочек на три веселые, а то и в лицо бы съездил, воспитания для. Не верю, словом.
Далее, в финале, ну что за нафиг? Как-то в целом быстро семнадцатилетняя гламурная тусовщица из Москвы прониклась провинциальным образом жизни и вымышленным образом сурового отца-браконьера. Нет, ну чисто теоретически такое возможно, но очень и очень не верится, если честно.
Да и в целом ситуация притянута за уши. Несовершеннолетние соплюхи совсем одни едут за почти две тысячи километров, просто потому, что маме одной из них вдруг взбрело в голову раскрыть доченьке личность биологического отца… Но зачем? Но как? Но чего она ожидала от этого в принципе? Ладно эти, маленькие еще, мозгов нет, но взрослая и вроде как счастливо замужняя женщина зачем такое учудила в принципе? Мне лично непонятно.
В общем, по-моему, идея воссоединения блудного отца и пубертатной дочери в целом была хороша, но не дотянули.
В своем дебютном фильме «Как меня зовут» Нигина Сайфуллаева играет персонажами как послушными куклами, легким движением меняя и характеры героев и события картины в целом. Эта лента не статична, она показывает жизнь в развитии, часто в ее самых непривлекательных и отталкивающих красках.
Фильм начинается с истории главной героини Оли, приехавшей в Крым с подругой Сашей, чтобы познакомиться с отцом. Девушки «меняются местами», Оля выдает себя за Сашу из-за страха перед встречей с незнакомым родителем. Постепенно ситуация становится катастрофичной и резко меняет жизнь каждого из персонажей: скромной Оли, вызывающей Саши и одинокого Сергея.
«Как меня зовут» - фильм о снятии масок, обличении, раскрытии истинной натуры и наказании за все ошибки и слабости. Неуверенная в себе и слабохарактерная Оля ломается под напором обстоятельств, в стремлении самовыразиться и привлечь к себе внимание начинает другую жизнь, наполненную будущими ошибками и сожалениями. Самоуверенная Саша в этом путешествии находит себя, свой повод для лучшей жизни. А для вечно одинокого и независимого Сергея находится место чувствам - симпатии и любви к «двум дочерям»: своей и «чужой».
Путешествие двух «дочек-подруг» превращается в противостояние, сражение. Обе девочки постепенно привязываются к отцу, стремятся завладеть его вниманием. Для Оли Сергей олицетворяет неполноценное детство, причину ее комплексов и проблем. Стеснительная девушка не смеет высказать свои проблемы прямо, даже страстно желая выплеснуть свой гнев. Она предоставляет эту честь Саше, возможно, втайне желая проучить нерадивого отца. Но Саша сближается с Сергеем, а Оля мстит и подруге, отбивая у нее парня, отца и первое в жизни искреннее чувство, и отцу, ломая все родственные связи, и самой себе, разрушая все знакомое и понятное. Непримечательная Оля открывает свое истинное лицо – ограниченной девушки, не готовой простить обиды и жить дальше.
Судьба Саши складывается по-другому. Сексуальная и доступная героиня оказывается ранимым ребенком, закрытым от мира слоем гонора и пошлости. Она, внешний идеал для любого мужчины, готова предложить свое тело, но не душу. Маску с девочки срывает Сергей, заставляя Сашу своей отцовской и по-настоящему мужской добротой и заботой обнажить чувства и перестать прятаться. Он – Отец, защитник, покровитель для маленькой девочки, запутавшейся в своей лжи. Он – олицетворение искренности среди враждебного мира для внешне циничной и свободной, сильной, но глубоко в душе ранимой и очень доброй Саши, сыгранной Александрой Бортич, еще одним прекрасным открытием режиссера.
«Как меня зовут» Сайфуллаевой ярко противопоставляется другой картине – «Возвращению» Андрея Звягинцева. Яркие и солнечные пейзажи вместо серых и дождливых. Мальчики заменяются на двух девочек. Константин Лавроненко как отец представляется в разных ипостасях: как одинокий и отстраненный у Сайфуллаевой и как жестокий и назидательный у Звягинцева. Однако обе картины связаны одной тематикой – возможностью или невозможностью объединения семьи, восстановления родственных связей. Если в первом случае неприятие возникает со стороны отца, то во втором – со стороны детей, но каждая из этих ситуаций ведет к трагичным последствиям для всех участников.
«Как меня зовут» - маленькая, камерная история, разворачивающаяся на фоне необъятных просторов. В фильме смещаются позиции всех героев, никто не становится «плохим» или «хорошим». Каждый обнажает свою душу, выставляет напоказ все пороки, но не поддается осуждению. Все выживают своими способами, скрывая от посторонних либо чувства, либо проблемы. Это – не показатель слабости, это - настоящая жизнь, сама реальность.
Фильм тяжелый, психологический, драма. О том, какие проблемы с психикой возникают у девочек, которые росли и воспитывались без отца. Как они пытаются получить эту недополученную отцовскую любовь в отношениях с парнями, как в погоне за ней легко идут с ними на секс. Причем на двух главных героинях показано, что проблемы возникают и с теми девочками, которые росли вовсе без отца, и с теми, которые воспитывались отчимом. В последнем случае проблема просто более завуалирована и скрыта за внешним благополучием. Эффект безысходности, беспомощности и утопичности усиливается еще и третьей героиней (тоже главной, на мой взгляд), которая приехала на юг с целью забеременеть и родить ребенка для себя, так как выстроить здоровые взаимоотношения с мужчиной ей не удалось, а часики тикают... То есть родить девочку, которая опять вырастет без отца и которой также не светит счастливая семейная жизнь...
Не углубляясь в риторические рассуждения о современном русском кинематографе, хочу лишь сказать, что полнометражный дебют Нигины Сайфуллаевой - это хорошая 'проба пера', очень искренняя драма с простым, но 'с хитрецой' придуманным сюжетом и достойной актёрской игрой. Здесь нет ни пафоса, ни перегиба с 'чернушностью', ни одного раздражительно привычного 'звёздного' или 'околозвёздного' лица. Эту историю могли показать по телевидению в виде какой-нибудь субботней 'тягомотины' со скучными декорациями, фальшивыми эмоциями и дополнительными сериальными поворотами вроде 'потом они обе внезапно забеременели'. Но повезло - сценарий не стал жертвой неумелых телевизионщиков, а превратился в трогательный фильм о том, как бывает важен отец в каждой семье, как отсутствие одного из родителей влияет на судьбу ребёнка.
Крым. Море. Люди, живущие в своём неторопливом, тихом ритме. Две девочки затевают авантюру, которая поначалу кажется экспериментальной забавой, не сулящей ничего плохого. Конечно, потом они настрадаются от своих чувств и поступков, но этот этап станет очень важным в их взрослении и понимании жизни вокруг. Нет, не ждите полного катарсиса или душераздирающих сцен. Этот фильм, как и две прошлые короткометражки режиссёра, любишь больше за ощущения, за атмосферность, за честность в изложении. За интересный почерк и стиль.
Конфликт неспешно достигает своего накала, который, в свою очередь, завершается на полуслове, несмотря на то, что всё наболевшее было высказано. Мир каждого из героев больше не будет прежним. Мы наблюдали скорее не историю в привычном её смысле, а определённый отрезок, своеобразное изменение и становление, через которое всем здесь пришлось пройти. Нигина Сайфуллаева не стала создавать запоминающегося финала; она просто неспешно загасила раздувшееся пламя, оставив только золу и пепел - будто всё свершившееся путешествие было плохим сном для москвичек Ольги и Александры. Да, именно Ольги и Александры. Юные и наивные Оля с Сашей так и остались в Крыму - в городе, где повстречали человека, который для чужой стал родным, а для родной так и остался чужаком. Только боль в душе не вымоет ни одно море, не унесёт ни один ветер. Никогда.
Я утратила иллюзию о возрождении русского кино довольно давно. Это не значит, что российский кинематограф не способен произвести ничего достойного, просто редкий хороший фильм, за который не стыдно, скорее казуистика и то самое исключение, подтверждающее правило. Вчера шла смотреть именно такое 'исключение', поскольку мнения Плахова и Долина для меня не пустой звук, да и в целом все как-то были единодушны в хороших оценках режиссерского дебюта.
Наверное, я слишком много ждала от этого фильма. Поэтому первые полчаса жадно выискивала всю ту глубину, новизну, уникальность, богатство аллюзий, описанных критиками, а потом перестала, расслабилась и просто спокойно досмотрела кино. В итоге, вышла из зала со смешанными чувствами, пытаясь абстрагироваться от явно перегретых ожиданий и оценить увиденное объективно.
Объективно - нормальное кино. Приличный фильм без претензии на революцию.
Тема - серьезная и острая. Для меня это даже не столько фильм о болезненном обретении отца (или наоборот - дочери), сколько об ускоренном взрослении и потере иллюзий юности, со всеми полагающимися перегрузками, потому что скорость зашкаливает. Поэтому - очень напряженное кино, с эмоциями на грани истерики. И при этом нет ощущения, что девочки переигрывают - их действительно так ломает эта реальная жизнь, взрослые вопросы, выбор, что иначе - было бы неискренне.
Обе актрисы - крайне удачная находка режиссера. Было ощущение в начале фильма, что они какие-то деревянные, но в процессе вжились, разыгрались, освоились в ролях. Думаю, благодаря им, эта, в общем-то, простая история приобрела дополнительного смысла, сохранив непосредственность реальной жизни.
И приятная лично для меня деталь - легкость, не взирая на весь драматизм. Нет этого гнетущего ощущения безысходности и загнанности, которое в последние годы стало уже, кажется, визитной карточкой нашего авторского кино, привычно погружающего зрителя в пучину стыда, отвращения и собственной беспомощности. Вот в этом, пожалуй, обещанная новизна.
Категория 'режиссерский дебют' многое объясняет - есть идеи и смелость, но не достает профессионализма и терпения, чтобы сгладить все шероховатости и сделать выдержанное, выверенное кино. Молодому режиссеру больше хочется говорить о себе, нежели со зрителем. Фильм, безусловно, далек от киношедевра. Яркое, свежее высказывание - пожалуй. Видимо, высказываний этих в нашем кино такой дефицит, что кинокритики и примкнувшие к ним зрители рады любому проблеску творчества в унылом легионе российского кинопрома.
Кино об обманутых ожиданиях и непонимании. Причем кино меткое, сильное и пронзительное.
Девочка приезжает знакомиться с отцом, но вместо идеализированной фигуры доброго, сильного и понимающего мужчины видит обычного человека, который может и выпить, и сорваться. Ее подруга приезжает просто поддержки и приключения ради, но неожиданно сталкивается именно с тем, чего, как ей кажется, всю жизнь ждала - с человеком, которого может назвать папой. И для нее он - действительно добрый, сильный и самый лучший. Отец, через семнадцать лет встретивший свою дочь, проникается отцовскими чувствами, но оказывается жестоко обманут...
И вот вроде бы всем плохо. Но фильм при этом не выглядит беспросветным, мрачным или 'чернушным'. Скорее наоборот, есть в нём что-то светлое. Возможно, это потому, что летнее приключение совершенно очевидно поможет всем участникам что-то понять в этой жизни. Возможно, потому, что главные героини - подростки, а ведь все мы были подростками, и все знаем, как остро и болезненно воспринимается любое событие в этом возрасте, и как потом все это проходит и превращается в опыт.
Актерам удалось сделать эту жизненную историю настоящей и искренней. Большой поклон Константину Лавроненкову, которому удается одним взглядом передать такой спектр эмоций, что остается только восхищаться. Смотришь на него и видишь этого героя - нелюдимого человека, которого потрепала жизнь, который совершал и еще совершит немало ошибок, но душа у него добрая и, как и любой нормальный человек, он ищет понимания и любви.
Очень понравилась и Александра Бортич - весь этот подростковый гонор, показная развязность, но при этом совершенно искренняя и живая улыбка, настоящая веселость и не менее настоящая грусть. Очень хорошая актриса.
Словом, кино сильное, а главное - искреннее, оно похоже скорее на историю по реальным событиям, чем на драматичный вымысел, созданный с целью выжать из зрителей побольше сочувствия. Такая искренность и 'настоящесть' сейчас большая редкость, по-моему.
Две подруги — Оля и Саша — приехали в Крым (на тот момент украинский), цель пути из Москвы в Алупку — личная встреча с недавно возникшим отцом Оли. Оказавшись у его дома она ощущает страх из-за неизвестности, что из этого знакомства получится, о чём с ним разговаривать, она хочет развернуться и уйти, но ей помешала-помогла Саша. Решили, что разыграют Олиного отца — Сергея — представятся именами друг-друга, а потом раскроют правду. Безобидный розыгрыш отца, который никогда не видел свою дочь, стал причиной метаморфоза девушек — перестановка их душ.
История рассказывает, как юные девушки (семнадцать-восемнадцать лет) начали меняться под воздействием секса, эмоций и пересмотра своего прошлого. Сначала о главных героинях. Оля — дочь Сергея, скромная, застенчивая и тихая девушка; хорошо закончила школу, поступила в престижный ВУЗ — образцовая дева. Саша — играет дочь Сергея, антипод подруги — завалила свои экзамены, гулящая, дикая и раскрепощенная, живёт необдуманным моментом.
Девушки разные, что-то общее между ними, во многом остаётся личным (нераскрытым), но главное для истории — Саша воспитана матерью-одиночкой, Оля росла в семье с матерью и отчимом — обе никогда не знали своего настоящего отца, поэтому это знакомство с важной мужской фигурой стало дорогим, по разному для каждой.
Секс. Обе героини изучают свои влечения и меняются под воздействием либидо. Изначально это раскрывалось в Саше, она рассматривает своё обнажённое отражение (под чудесную песню группы Кровосток «Теряю голову», которая рассказывает абсурдную криминальную историю о сексе с прекрасной юной девушкой) едва оказавшись в доме, наслаждается им и готовиться к соитию с первым встретившимся ей парнем — Кириллом, которому сказочно повезло. Первое свидание — судно около берега, где проходит вечеринка местных кинематографистов; поднявшись на борт, они спрятались в какой-то тёмной и пустой каюте, чтобы выплеснуть своё половое влечение. Ощущение, что ей просто воспользовались, ожидания разрушены и хочется одного - оказаться дома, рядом с папой, который поймёт и поддержит. В этот период раскрывается её «эдипов комплекс» она с самого знакомства с Сергеем испытывает желание переспать с ним, теперь в ходе перестановки, это получает другой оттенок и соответствующие последствия. Теперь Саша становиться Олей и занимает её место рядом с отцом, оставив её в качестве зрителя.
Оля из-за глубокой ревности и зависти встречается с Кириллом и отправляется гулять: ночь, алкоголь, вечеринка на берегу моря и полуголая девушка получает желаемое — грубый контакт с Кириллом; из мести или собственного желания ощутить близость с мужчиной (не сексуального характера) — вопрос.
«Как меня зовут?» - вопрос, который описывает всю ленту: похожие (очень похожие) девушки договорились отыгрывать друг-друга, а в итоге их игра стала полным перевоплощением в другого человека, который был твоей противоположностью в начале повествования.
Отличные актёрские работы первого плана, девушки — дебютантки (как и режиссёр) и впечатляюще справились со сложной задачей. Лента смотрится легко, словно сам находишься у берега моря и рефлексируешь о своих семейных проблемах и травмах. В центре истории размышления о влиянии секса на юных девушек, сложность столкновения с взрослением и важности мужской фигуры — отца — в этот период и в жизни вообще. Развитие героинь происходит из-за контакта с отцом, неуверенность одной стало причиной его потери и полного переосмысления себя, другая наконец-то испытала тепло которое долго искала и думала, что сможет заменить сексом.