К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Каждый творец волен сам интерпретировать произведение. Из сюрреалистической 'Алисы в стране чудес' получались как гламурные телепостановки, так и фриковые блокбастеры или проходные мультфильмы. И вот, чехословацкий начинающий режиссёр Ян Шванкмайер создал свою, полу мультипликационную версию, названную 'Сном Аленки'. Фильм созданный мастером довольно отличается от всех остальных версий и более близок к авторскому кино. И именно эту версию считают лучшей экранизацией произведения. Чем же так зацепил всех этот фильм далёкого 1988 года? Возможно тем что режиссёр откинул многие ненужные сюжетные линии, упростил оставшиеся и сосредоточиться на психологической составляющей произведения, оставив камерную, клаустрофобную историю в замкнутом пространстве. 'Сон Аленки' относят к жанру фильмов ужасов, поскольку после просмотра он оставляет довольно сюрреалистическое, тяжёлое впечатление, наполнен страшными, пугающими образами. Страх словно витает над фильмом, сочиться с каждого кадра, слова, образа. Страх перед будущим, перед замкнутом пространством, боязнь увидеть и признать новую реальность. Всё это отсылки к страху автора перед гражданской войной, страху перед реальностью, всем новым. Всё это было актуально в конце 80-х, актуально и в начале 20-х. Дай бог, что бы этот страх поколений прервался на ком-то. И мы бы все проснулись если не в мультяшной Диснеевской Стране Чудес, то в стабильной реальности.

Маленькая девочка встречает на пути к дому странных, плохо и наспех сделанных персонажей, словно играет старыми, страшными игрушками у которых есть свойство оживать. Но ни в коем случае персонажи Страны чудес не внушают смех, а наоборот при их виде охватывает неподдельный ужас и даже омерзение. Пожалуй, самая длинная и пугающая сцена - это чаепитие. По-настоящему безумная, затянутая, омерзительная.

Очень интересно что фильм поможет многим вспомнить беззаботное детство, когда во время игр каждая самая простая вещь казалась волшебной, превращающейся в забавную, но страшноватую игрушку.

Сразу скажу, что кино не для всех. Не все поймут.

9 из 10

Снимаю баллы за плохо сделанных персонажей, хотя признаю, что страшными они сделаны сознательно. Шедевр.

20 апреля 2022 | 17:54
  • тип рецензии:

Маленькая девочка спит в своей комнате. Внезапно чучело белого кролика, стоящее на полке, оживает и спрыгивает со своего места. Из чучела сыпятся опилки (позднее выяснится, что оно ими питается), оно выкусывает из своих лап длинные гвозди, которыми было прибито к подставке и убегает. Девочка следует за ним и забирается в ящик стола.

Так начинается очень необычная интерпретация 'Алисы' Кэрролла, 'inspired by', как написано в титрах. При этом не буква, а дух произведения Кэрролла тут передан блестящее (хотя эта сказка гораздо мрачнее), в отличие от иных миленьких и благостных экранизаций.

Обитателей Страны Чудес тут изображают чучела (в духе 'упоротого лиса', куклы и колода карт), живая тут одна Алиса. Она же и озвучивает все реплики персонажей своим тонким голоском. Девочка играет. В её сне-фантазии есть и деревянный Шляпник, и черви из носков, и ежи для игры в крокет - игольницы.

Ощущение, что девочка - дочка кого-то типа Нормана Бейтса - вечно заперта в комнате, разговаривает сама с собой и использует для игры любые подручные предметы. А еще иногда она пытается убежать...

Это блестящая выдумка, визуальный шедевр, страшная история, которая восхищает. Просто сон, детская выдумка, 'нечто от Аленки', от чего и взрослый человек поседеть может.

16 августа 2020 | 20:18
  • тип рецензии:

Семилетней Алисе Лиддел однажды приснился сон - сказочный, радужный, карамельный. Именно такие сны чаще всего бывают у маленьких девочек. Алиса пересказала свой сон папиному другу - профессору математики Чарльзу Доджсону, более известному под псевдонимом Льюис Кэрролл. Тот записал рассказ девочки, добавил кое-что от себя - и получилась известная на весь мир сказка 'Алиса в Стране Чудес'.

Но маленьким девочкам снятся не только радужно-карамельные сны. Порой их, как и взрослых, одолевают кошмары. Ян Шванкмайер наглядно показал нам это, перекроив сказку о приключениях Алисы на свой лад.

Алису он переименовал в Алёнку, чтобы сделать её ближе к славянам. Фильм 'Сон Алёнки' погружает нас в странную и мрачную атмосферу. Все краски блёклые. Никакого или почти никакого свободного пространства. Маленькая Алёнка с мрачным видом сидит на берегу реки. Рядом с нею женщина (мать? Тётя? Гувернантка?) с книгой в руках. За попытку заглянуть в книгу Алёнку просто шлёпают по руке. Обиженная девочка уходит к себе в комнату... и вот тут-то всё и начинается. Чучело Белого Кролика оживает. Но это отнюдь не тот мимимишный заячка, которого нарисовал нам Доджсон-Кэрролл! Нет, этот кролик страшен. Он всё время щёлкает зубами, которыми способен перекусить толстые строительные гвозди. А ещё он ест опилки, которые высыпаются из его же распоротого брюха (у вас никаких мрачных ассоциаций не возникло, а?) Впрочем, подобным самопожиранием занимаются почти все обитатели мира, в который заносит Алёнку.

Этот мир враждебен к ней. В варенье, которым она хочет полакомиться, подмешаны канцелярские кнопки. Булочка вдруг ощетинивается строительными гвоздями. Консервная банка наполнена какими-то омерзительными тварями - то ли тараканами, то ли доисторическими трилобитами. Живых же существ здесь нет ни одного - за исключением самой Алёнки. Да и то - уменьшаясь, она не просто уменьшается, а превращается в куклу.

В фильме не звучит музыка. Диалоги сведены до минимума. Всё какое-то пыльное, краски выцвели. Кругом всё обветшало. Выхода нигде не видно...

Словом, Страна Чудес на поверку оказывается самым обычным адом.

И всё-таки я посмотрел этот фильм, не отрываясь. Детям такое, конечно же, показывать не стоит - но взрослым я вполне рекомендую. Хотя бы для того, чтобы избавиться от шаблонов и перестать думать, что 'Алиса в Стране Чудес' - это просто сказка. И вспомнить, что Чарльз Лютвидж Доджсон aka Льюис Кэрролл был если не основоположником, то уж во всяком случае предтечей жанра психоделики. А уж тем, кто любит артхаус - и вовсе настоятельно советую посмотреть!

10 июля 2020 | 20:51
  • тип рецензии:

Хоть картина имеет много пугающих моментов, психоделики и откровенно криповых моментов, Алёнка и её сон очень напомнили мне меня в детстве.

Даже так, если бы я поехала на дачу к бабушке, на речке послушала бы сказку 'Алиса в Стране Чудес' (которая в детстве мне казалась сложной и перегруженной), пошла бы играть сама по себе на чердаке со всякой всячиной (старье, и вещи которые надо бы выбросить, но руки не доходят), а потом на этом чердаке уснула в процессе игры, то... в моём сне наверняка было бы много схожего.

И точно также как Алиса-Алёнка я бы не удивлялась происходящему, а лишь шла вперед за Белым кроликом.

На что похоже зелье уменьшения роста - на недавно увиденный пузырек с синими чернилами?

На что похожа гусеница - длинная как гольфы?

Какой должна быть страна чудес - как перемешанное в подсознании все, увиденное в сознании накануне...

Как обладатель ярких сновидений, наполненных своей собственной внутренней логикой, я вижу в этом фильме именно сон с собственной странной логикой, жутковатый, но не страшный (как чучело кролика с аквариуме).

На мой вкус - идеальное в своём роде отражение Страны Чудес и похождений Алисы.

20 декабря 2019 | 09:39
  • тип рецензии:

Пусть фильм снят по произведению Кэрролла, Шванкмайер вдохнул в историю много своего видения. Это уже не тот милый нелогичный сон. Это гротеск, что длится на протяжении всех восемьдесят шесть минут.

Мы видим совершенно иной мир, жестокий и взрослый, совершенно нелогичный. В фильме нет саундтрека. Все звуки — живые. От этого, при всей нереальности происходящего, создаётся впечатление, что отчасти события случаются в действительности.

Живая там только Аленка. Остальные персонажи лишь куклы, что едят собственные опилки и пьют чай, не в силах почувствовать вкуса. Белый кролик — чучело. Безумный Шляпник — деревянный болванщик, Мартовский заяц — старая потрёпанная игрушка.

В этой стране чудес нет ничего живого, даже сама Алиса в некоторых ситуациях становится куклой. Реальность и сон не разделены чётко. Происходящее ужасает. Волнуешься за главную героиню, ибо если жителям Страны Чудес не будет ничего и они смогут зашить себя без проблем, так с человеком такого не будет. Алиса будто в мире мёртвых.

Фильм всё время держит в напряжении. Будто вы сидите один у захламленной комнате, а посередине старый письменный стол, из ящика которого что-то хочет вырваться. Смотреть фильм очень неуютно. Много плохих эмоций, лично я долго от них отходил, на душе было тяжело.

Шванкмайер мастер сюрреализма. Он создал настоящий кошмар, непоследовательный, нелогичный. Он дал зрителям возможность увидеть чужой сон. Хотя бы отчасти испытать на себе ужас.

17 декабря 2019 | 05:08
  • тип рецензии:

'Существует много недопониманий, связанных с понятием «сюрреализм». Искусствоведы связывают его с одним из течений авангардистов первой половины 20 века. С их точки зрения сюрреализм мёртв вот уже более чем семьдесят лет. В общей лексике слово «сюрреализм» используется как синоним чего-то бессмысленного, абсурдного. Прежде всего, нужно сказать, что сюрреализм — это не искусство. Не существует ни сюрреалистического кино, ни сюрреалистической картины. Нужно говорить «сюрреализм в искусстве», «сюрреализм в кино», «сюрреализм в живописи». И не существует ни сюрреалистической эстетики, ни сюрреалистического метода, ни сюрреалистической школы. Сюрреализм представляет собой определённый взгляд на жизнь и на мир. Сюрреализм учит меня трём вещам. Во первых, он избавляет меня от страха коллектива, потому что сюрреализм — это коллективное приключение. Во вторых, развивает моё воображение, которое идёт к тому, чтобы обнаружить неожиданные грани. В третьих, он учит меня, что есть только одня поэзия, и неважно какой метод мы выбираем, чтобы к ней подступится.'

-Ян Шванкмайер

Вдохновившись своими учителями, такими как Арчимбольдо, Дали, Магритт, Эрнст, Босх, Бунюэль, Феллини, Фрейд, Эдгар По и др., Шванкмайер в своих фильмах представляет нам калейдоскопическую реальность. Сюрреализм - это не искусство, не больное воображение художников. Это жизнь. Поэтому не следует воспринимать кинокартины режиссера как что-то фантасмагоричное.

Итак, главная героиня, Алиса, вещает нам, что мы смотрим фильм и нам нужно закрыть глаза, иначе ничего не увидим. Мы должны уснуть, чтобы сон вытащил наши мысли из подсознания, так как в реальности мы их скрываем.

Зигмунд Фрейд считал, что сны являются возможностью высвобождения наших потаённых желаний и мыслей. То есть то, что наше сознание спрятало, подсознание нашло. Можно вспомнить, что при бедной впечатлениями и событиями реальной жизни сны бывают яркими, запоминающимися и полными приключений, — тем, что наяву мы себе позволить не можем.

Зритель видит предметы в комнате девочки, которые потом будут использоваться в течении всего фильма. Ведь человеку не может присниться что-то, чего он не видел. Человек компилирует то, что его окружает.

Изначально нам показывают Алису без родителей, сестра бьет по рукам дотронувшуюся до книги Алису. В комнате беспорядок, скукота, одиночество. Во сне Алиса обозлена: не пускает кролика в дом, убивает животное, которое пробиралось к ней в трубу. Алиса плачет, небрежно бросает пузырек и печенье. Часто показана жестокость: Кролик отсекает головы по приказу Королевы.

Сны отражают реальность, мы догадываемся, что здесь замешаны родители Алисы.

Девочка перемежается из двери в дверь, словно в разные миры или разные грани проявления людей. В одном мире безумие, в другом плачущий ребенок - отцы и дети, далее - нежелание подпускать к себе никого, жестокость.

Отсечет ли Алиса голову кролику, который делал это по приказу Красной Королевы? Свершится ли возмездие? Восторжествует ли безумие снов или реальности?

24 апреля 2018 | 10:53
  • тип рецензии:

Удивительная вещь. Два года назад, почти день в день, наткнулась в сети на анимацию. Коротенькая, пятиминутная, мгновенно встроилась на ей одной предназначенное место в уме и сердце. 'The Maker', австралийское кино, а что-то неуловимо чешское есть в нем. Убей - не знаю, как объяснить. Свет, цвет, эстетика, любовь чехов к созданию всякого рода големов и, вот отстраненность, самозамкнутость. Ах, да и в Чехии то не была и откуда та уверенность? Сейчас разыскала, режиссер Кристофер Кезелос. Ничего о нем больше узнать не удалось. Есть фильм и это замечательно.

Так вот, о Яне Шванкмайере слышала прежде. Чешский сценарист, режиссер, скульптор, художник, аниматор. Знаменит и увенчан, времена андеграунда давно позади, впрочем, как и молодость. Первая, вторая, вообще. Смотреть не доводилось. Все хотела из-за 'Алисы'. Потому что очень моя история и тоже не знаю, как объяснить. Да и не нужно объяснять, полагаю. Вчера решилась. Это было тяжело. То есть, совсем не мое.

Он весь холод. бесприютность, замкнутые тесные и норовящие поранить при соприкосновении пространства. Пугающие, но в которых, тем не менее ищешь спасения от еще большего холода и враждебности большого мира. Если не раздавит он, рискуешь сам себя задушить, втискиваясь в не тебе предназначенный объем. Холодно, голо, отталкивающе некрасиво. Мир Шванкмаейра изначально лишен гармонии, в нем не было, словно бы, идеи ее. Ничто не хорошо, никто не мил. Белый кролик, можно ли вообразить большего, в категориях общественного бессознательного (за исключением котиков) милашку?

Здешний уродец-уродец, опасный к тому ж. Угроза, исходящая от него в начале, обернется бесчисленными мелкими пакостями, чинимыми походя героине на протяжение фильма и большим злом в финале его. Именно кролик окажется палачом при дворе карточной королевы. С орудием, если можно так выразиться, производства - ножницами, они все теряются и находятся в ходе фильма. Я много пересмотрела короткометражек Шванкмайера, все понять пыталась ускользающее за грань понимания. Что-то в нем есть, что цепляет и держит, хотя бы даже через резкое отторжение, что? Не знаю, талант, должно быть. Один фильм показался почти моим, 'Другие виды любви'. 'Почти' и 'показался', не стал. Режиссер проводит своих героев сквозь череду больных и унизительных испытаний лишь за тем, чтобы поставить перед новым тупиком. Но есть еще кое-что. Начала с другого фильма другого автора, облик персонажей совершенно шванкмайеров. Да и невозможен был бы он без того, что сделано Яном Шванкмайером. Каждый ищет приемлемую для себя форму и пытается перевести на понятный себе язык.

29 октября 2016 | 09:59
  • тип рецензии:

Если вы не любитель особого кинопочерка Яна Шванкмайера - Алиса вряд ли придётся вам по вкусу.

Аленку (Алису) мне крайне не советовали друзья-киноманы (уважающие творчество Шванкмайера - sic!), но интерес взял своё, и я погрузилась в слепленный из пластилина и посыпанный опилками шедевр, действие которого развернулось, как на огромных страницах детских книг, в страшном старом доме такого типа, в который обычно попадают дети в кошмарных снах: со скрипучими ступенями, неизвестными комнатами и высокими дверьми, за которыми тебя что-то ждёт.

Фильм не следует никакому сюжету, по сути ничего не происходит: просто Аленка перемещается из пространства в пространство тем или иным образом, почти ничего не говорит, а только выслеживает своим пытливым голубоглазым взглядом Белого Кролика, который всё куда-то спешит. Перемещения Аленки, искусно обрисованные Шванкмайером, - настоящий шедевр, не имеющий аналогов. Но, опять же, если вы ждёте от этого кино 'страны чудес', где всё светло и красиво - лучше не начинайте просмотр, потому что это настоящий фильм ужасов как для детей, так и для взрослых. Вы определённо, как и я, испытаете неподдельное чувство страха, наблюдая за тем, как маленькая Аленка то сидит в кладовке, запертая кроликом, то открывает бесконечные двери в комнаты, в которых таятся всякие странные ожившие игрушки, каждая из которых - безумна.

10 из 10

25 июня 2016 | 20:30
  • тип рецензии:

'Алиса' или 'Нечто от Аленки' - дебют 53-летнего культового режиссера-сюрреалиста Яна Шванкмайера в полном метре. Режиссер оттачивал свое мастерство в анимации более 20 лет, и для дебюта, за основу сюжета, выбрал классическое произведение Льюиса Кэрролла. От фабулы Кэрролла здесь остались, пожалуй, только персонажи, картину лучше рассматривать как 'личную' интерпретацию режиссера.

Режиссер доверил главной героине вести рассказ от начала до конца, при чем голоса всех остальных персонажей тоже воспроизводит девочка, из чего складывается впечатление, что она читает книгу. Каждый раз, когда нужно указать, кто именно говорит реплику, камера показывает детские губы, произносящие слова. В начале это кажется забавным, но к концу начинает утомлять. Но на счет темы звуков, этот фильм, как и предыдущие короткометражные работы, как и последующие работы режиссера - только выигрывает. Слезы, вода, стуки, плач, костер, часы, и еще много-много звуков. Звуки не оставляют нас ни на секунду, вводят в ступор и удивляют. Звуки в фильмах Шванкмайера всегда были на высоте.

'Вы должны закрыть глаза. Иначе, вы ничего не увидите.' После этих слов нам показывают все предметы, которые позже эволюционируют во сне Аленки, точнее в воображении режиссера. 1987 год. Все режиссеры активно используют компьютерную графику, но только не чешский мастер, который продолжает экспериментировать с анимацией.

Конечно же, к такому фильму нужно быть готовым. Всегда нужно помнить что мы смотрим Шванкмайера. Рядового зрителя это все может сильно напугать и оттолкнуть. Современный зритель, после Бёртоновской 'Алисы' может вообще не понять что к чему. Если вы собираетесь смотреть этот фильм, не смотря ничего у этого режиссера, настоятельно советую изучить первые короткометражные работы чешского сюрреалиста.

В этой работе анимация не балансирует с реальной актерской игрой, такое заметно в последних работах режиссера, здесь же, скорее, анимация балансирует с анимацией, а Аленка - гость в этом мире, как и мы - зрители. Нам предлагают безумный трип по безумному воображению Яна Шванкмайера, фильм, не смотря на свой не особо длительный хронометраж, начинает утомлять еще к средине. Все эти бесконечные перебирания Аленки из одной комнаты в другую, что кстати, вызывает мнимую клаустрофобию даже у зрителя. В дальнейшем режиссер доведет свой талант, в качестве режиссера-художника, до идеала, но увы, от этого фильма я ожидал большего.

7 из 10

18 апреля 2016 | 21:49
  • тип рецензии:

Лучше всего начинать новую рецензию там, где закончил предыдущую. Я не люблю кофе, потому Чарльз Лютвидж Доджсон для меня - идеальный писатель. Математик, фотограф, дьякон (такие разные человеческие интересы могли быть возможны только в лирическую эпоху прерафаэлитов), остался в истории как автор главной психоделической литературной дилогии всех времён и народов. Какой уж тут кофе, здесь всегда пора пить чай.

Если какая книга и какой режиссёр и должны были встретится на поле экранизации, то это безусловно кэрролловская Алиса и сюрреалист из Богемии Ян Шванкмайер. Вообще к приключениям мисс Лидделл чешский режиссёр уже однажды невольно подходил. Его короткометражка 'Вниз в погребок' была стопроцентной завязкой 'Страны Чудес', страшный сон детского сознания, вечно жаждущего неизвестности. И вот, новый виток - полнометражная постановка шедевра английской словесности, в которой главную героиню назвали почему-то...как советский шоколад!

Фильм начинается на натуре, а потом вгоняет зрителя в невыносимый клаустрофобный мир закрытых дверей и комнат без окон (привет Линчу). Кроличьей норой тут служит некий стол с выдвижным ящиком (а ещё и Кубрику заодно привет), через который Алиса-Алёнка и попадает, вслед за таксидермичным чучелом Белого Кролика в страну не чудес, но кошмаров.

Шванкмайер любит коррозию формы: гнилые яблочки, сыплющиеся опилки, ободранные стены. Отсюда видно желание исказить печатный оригинал до неузнаваемости, поменяв полюса авторской идеи. Черепа, вылупляющиеся из яиц, хлеб, прорастающий гвоздями, законсервированные часы вместе с ягодами, Алиса, превращающаяся в куклу, когда съедает деревянный гриб, Соня-шкура, Гусеница-носок, какая-то крыса, вбивающая Алёнке в голову деревянные колья - тут психи все, не только Безумный Шляпник, который, к слову сказать, сам - марионетка-орясина.

И вообще тут Кэрролл только первые минут 15-ть, потом такой Ионеску начинается, что хоть томик Кафки из комнаты выноси. Тасуя реальное и искусственное как может только он, гений видео-арта упорно заполняет экран эро-символами, и это с ребёнком в кадре. При этом лента достаточно тяжела по сюжетному ритму, хотя в том закрытом пространстве, куда чех поместил свою героиню, это наверное очевидно.

Если в кэрролловской Алисе нет времени, то тут совсем нет места, особенно если часто надкусывать разные предметы и пить волшебные чернила. Абсурд доходит до предельной точки, когда чучело Белого Кролика начинает рубить головы не только карточным малярам, но всем персонажам подряд, в конце головы лишится даже Шляпник. В общем, если и есть в мировом кино какой-нибудь неудавшийся шедевр - то это именно этот фильм.

7 из 10

19 февраля 2016 | 21:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: