К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда герою Ника Стала, который в картине проходит по категории Неплохой, но Запутавшийся, дают задание выкрасть золото у цыганской бродячей труппы парка аттракционов под названием «Карнавал», мелькает страшная догадка: перед нами не просто хоррор, а хоррор-концепт. Прямая отправка к знаменитому сериалу, который ходит в лидерах номинации «Большие намеки». Там персонаж Ника Стала все пытался не заметить в самом себе сверхспособности и сверхзадачу – уничтожить Сатану. Тут в его герое тоже прорастает что-то из категории «сверх». Только, непонятно: то ли сверхсветлое, то ли сверхчерное. Вот, оказывается, к чему была первая часть фильма! Это не просто выживший из ума фермер, отец- тиран и сын- великовозрастный дурачок, это- часть концепта. Первая часть отсылала к Фолкнеру. Вторая отправляет к «Карнавалу». Все части вместе к многочисленным творениям категории «Южная готика». И все это приправлено бесконечными намеками на Большие Грехи Человечества: от первородного, самоубийства и похоти до современного геноцида. Поскольку у цыган – не просто золото, а золото, которое нацисты в годы войны добыли из зубных коронок убитых евреев. Если учесть, что почтовый адрес фермы рифмуется с названием культовой картины иконы направления « чем непонятнее - тем лучше» Вернера Шретера, а в дебюте будут упомянуты леприконсы, то остается только смириться и принять: на этом хорроре зрителя будут не пугать, а загадки загадывать. И не из категории «Что на самом деле случилось на ферме Грэмов и что же такое увидел Джосайя» (в оригинале фильм называется «Что увидел Джосайя»), а в разделе «Угадай, к каким параллелям склоняет зрителя режиссер».

С «Карнавалом» сравнение получилось так себе. Тот сериал все же создал неповторимый и гармоничный ансамбль из десятков ярчайших типажей – каждый со своими уродствами, со своими тайнами и со своими добродетелями. И Америка 30-х с ее пыльными бурями, нищетой и богатством, с ее шумом и яростью была яркой и незабываемой. Правда, талантливый сериал пошел ко дну, перегруженный безумным количеством намеков на все сразу. В «Шепотах…» намеков не меньше, а вот ярких характеров- раз-два и обчелся. Во всяком случае, цыганка- гадалка в картине на раз проигрывает коллеге из «Карнавала». И ни тонны грима на лице, ни устрашающие завывания не помогли. Та, из «Карнавала», вообще звука не произнесла: лежала бревном на постели и грим был умеренным. А как глазом поведет- так мороз по коже. Здесь миллион рукотворных и живописных морщин, страстные камлания- причитания, а вместо ужаса- скука смертная. Вместо гласа инфернального и загадочного – видишь работу режиссера, художника и актрисы. А уж про труппу бродячего луна-парка и говорит нечего. Однообразные, парфюмерные цыгане, и на всех одно лицо.

Вот здесь и кроется главная проблема и заразная болезнь. Вместо историй персонажей, режиссер всячески стремится подчеркнуть свою работу, свои мысли, свои шарады. Эту искусственность и придуманность видишь уже на 5-й минуте. На 20-й становится невыразимо скучно. Здорово же придумано снять Южную готику действительно на юге, в Техасе, но зимой. Вместо морока пышущей жаром пустыни, создать на экране холодное пустое пространство, продуваемое всеми ветрами. Но живое пространство создано, а концептуальные игрушки в ущерб фабуле дают странный синергетический эффект: вроде на экране и воздуха свежего вдосталь, а от самого фильма веет духотой, схоластикой и тесной лабораторией.

Конечно, спасибо современному миру за продвинутые гаджеты, десятки сортов колбасы и удобные ботинки. Но когда товаром становится кинолента- тут есть вопросы. Фильм должен быть продан. И он должен быть куплен. Чем больше покупателей - тем прекраснее. Но как угодить всем? Что же такое увидел Джосайя в своей семье, что жизнь у всех родственников полетела в тартарары? Получается, что увидел он инцест своих детей. Еще лет 20-25 назад- страшный грех. Сегодня подавляющее большинство продвинутых зрителей это даже слабостью не назовут. Наказание сочтут несоразмерным преступлению. Чтобы потакнуть большинству и продать картину как можно дороже, обличительный пафос приходится микшировать и камуфлировать. Как результат: маньеристские игрища финала – все не то, чем кажется и все не те, кем кажутся. Трактовать это можно как заблагорассудится. А заодно и намекать на страшную образованность и глубину личности создателей. Вот сколько образцов литературы и кинематографа использовали, вот на какие глобальные темы для размышления замахнулись: от Библии, до геноцида и деятельности нефтяных компаний в географических дырах штата Техас.

В дебюте ленты Джосайя расскажет своему сыну-дурачку видение о маленьком зеленом человечке, который снял « портки», присел на поле, и из задницы у него вместо дерьма появилась радуга. Это – абсолютный символ вот такого лабораторно-схоластического кино. Каждый найдет свою трактовку. Экологические активисты увидят гимн «зеленой энергетике», ЛГБТ-активисты поддержку своего символа (тем более, символ из ануса появляется, прелесть какая!). Гомофобы, напротив, посчитают такое видение публичным унижением нестандартных отношений. Кто-то вспомнит про леприконсов, кто-то про мальчика с пальчик, кто-то соотнесет со сказками, кто-то с архетипами, кто-то вспомнит про тройной нарратив. Но по сути, все эти радуги растут из задницы. Как и все фильмы подобного рода.

06 сентября 2023 | 11:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: