Рутина американского среднего класса в пригородном раю
Тление семейной жизни, красивый секс, американский средний класс, великолепный реализм, символизм и постоянный контекст - это все то, что очень плотно упаковал нам в одном метре Тодд Филд, пригласив в фильм цветущую на тот момент в максимальном градусе Кейт Уинслет и аутичного мачо Патрика Уилсона, который не успел тогда погрязнуть во всех этих Астралах и Заклятиях, окончательно потеряв свое драматическое амплуа.
Метафоричное решение фильма через детей - отличный сценарный ход. Фильм просто кишит детьми, а это всегда для большинства весьма трогательная картина. Но это фон, и на фоне этого происходит иной раз совсем не трогательные события, а местами даже омерзительные, судить которые зритель вряд ли возьмется, потому, как в каждом герое сможет увидеть частицу себя. В российской прокате фильм зачем-то перевели'Как малые дети', а ведь в оригинале он называется 'Малые дети'. В этом названии вся суть, оно и создает видимый подтекст, а добавив слово 'как' весь подтекст раскрыт. Весьма неуклюже.
Реализм жизни среднего класса американцев приоткрывает весьма насущные и всем знакомые проблемы, которые Голливуд обычно тактично обходит, отдавая предпочтение драйву, экшну, вульгарному мачизму и лоску. До глубины души испытывает сострадание в фильме к одинокому извращенцу-педофилу, который нелепо пытается найти себя в новом мире, после судов и наказания, колоссальная трагедия, которая вызывает большее сочувствие и приязнь, нежели персонажи жены главного героя и слетевшего с катушек от паранойи копа с листовками. Каждый хочет счастья, но все идут к нему разными дорогами. Этот фильм не понравится семейным парам, они долго будут после него избегать тем, которые поднимает это кино, этот фильм, несмотря на свое наполненность чем-то теплым, вскапывает трагедию проживания жизни, будней, отношений.
Отдельная тема, которая так же может задеть нерв многих 'счастливых пар' в фильме, нить проблем сексуальности через голую призму домостроя, социальных контекстов правил и диких внутренних противоречий. Даже влюбившись, некоторых не покидает чувство вины, что они позволили себе столько 'низменную слабость'. Никакие новые стереотипы вы тут не увидите, но как сочно показаны старые и добрые - с лихвой. И это снова мы с вами на экране. Мы, которые осуждаем маньяка, извращенца, живущего с нами рядом, алкоголика или наркомана.
Психосоциальный клубок в данной картине просто зашкаливает пестротой типов: мы встречаем и наивных обывателей, растерянных и неудовлетворенных своей жизнью, деятельность которых слепо разворачивается в рутинизированном порядке повседневности, и обремененных нечистой совестью фашиствующих борцов с 'извращенцами', и несчастных эксгибиционистов-педофилов, которые не имеют ничего общего с жестокими маньяками, но, скорее, являют собой жертв неудачной социализации. И если продолжать расставлять все на языке психоаналитика, то все указанные фигуры вступают в прямые или косвенные отношения на ограниченной территории материально благополучного американского пригорода, порождая вполне интересную историю, к которой хочется вернуться еще раз после просмотра, чтобы более внимательно отнестись к ее чувственным и смысловым оттенкам. В фильме есть замечательные отсылки к гендерной тематике, психоанализу, французской литературе и феминизму, но, к сожалению, он не может рассматриваться в качестве полноценного интеллектуального произведения искусства из-за неудачной концовки в духе назидательно-дидактического метанарратива.
Это будет легкий удар электрошоком, рутина не приговор, обстоятельства решают. Приятного просмотра!
Главным толчком к просмотру стал отзыв о фильме, как о глубоком исследовании на тему лжи и лицемерия, однако это скорее сказка для взрослых, наполненная характерными для сказок нарративом и наивностью. Режиссер представляет забавный взгляд на отношения взрослых, кидалтов и детей, причем наиболее разумными выглядят последние, чьи капризы безобидны и несущественны. Если же первым присуща неумолимая жизненная уверенность, включающая постоянный отказ от желаний, то вторые не могут справиться ни с чувствами, ни с ответственностью, ни с самими собой. Их кидает из стороны в сторону на качелях жизни, будто они движутся, постоянно вставая на одном и том же распутье. Сколько бы их не подталкивал кто-то, по большей части раскачиваются они сами и остановиться придется тоже самим.
Главенствующую сюжетную линию занимают отношения нескладной матери с безработным отцом, возникшие на детской площадке на глазах взрослых, среагировавших на невинный поцелуй в разы эмоциональнее присутствовавших детей. Держа в основе простую идею, фильм наполнен кучей подобных ситуаций, кружащихся вокруг любовников, которые несчатливы в браке, возятся с детьми и жаждут вырваться.
Наивные чувства, на самом деле, царят во всем городке, когда каждый страшится местного извращенца, словно монстра из шкафа, когда бывший полицейский, возомнив себя героем, сражается с воплощением зла, когда это самое зло продолжает ощущать себя ребенком благодаря ласке матери, когда заревновавшая жена любопытства ради забирается под стол, когда литераторша представляет себя бунтаркой из романа и когда будущий юрист ностальгирует по езде на скейте. Во многих случаях крайность близится с усредненностью, и именно поэтому вопрос о взрослении остается для меня относительным, а данный фильм - интересным.
Что проще? Раскрасить самому свою серую семейную жизнь или найти приключение на стороне? Конечно, второе. Так поступают многие. Так поступили герои этой картины.
Но не думайте, это не очередная драма о супружеской неверности. Это насыщенный, увлекательный и очень легкий рассказ о роли страсти и секса в нашей жизни. Еще дедушка Фрейд говорил, что без него никак. Если превратить семейные будни в четкий график, работу в жизнь, детей — в единственный ее смысл, остается лишь ждать, когда душа и тело взорвутся желанием чего-то нового, запрещенного...
Фильм хорош. Актеры играют безупречно, даже не играют, живут. Втягиваешься с первых минут и (что очень радует) не знаешь, чем все закончится. Стиль картины в какой-то мере можно сравнить с «Отчаянными домохозяйками». Наличие рассказчика делает ее еще более непринужденной и интересной. Послевкусие очень приятное, легкое. А еще очень люблю, когда после завершения фильма режиссер оставляет некую недосказанность, и можно самой придумать, что происходило дальше...
Кто-то наталкивается на это чувство взросления по-особенному, чуть остро, иногда неосторожно и торопливо, кто-то не верит в него и пытается оттолкнуть. Не верит, позже смиряется и сожалеет. Странное, необъяснимое чувство. А как бывает у вас?
Дело ведь не в цифрах на торте именинника или в паспорте с нелепой (как это часто бывает) фотографией, дело ведь совсем в другом. Именно в этом осознании или становлении себя, в этой гармонии внутреннего и внешнего.
«Как малые дети» - фильм совсем не о семье. Совсем не об измене, интриге, и прочей серости. Не о сексе и не о любви.
Это картина о том, как неправильно быстро мы пытаемся избавиться от нашего внутреннего ребенка и поскорее стать взрослыми. Это произошло с Сарой, главной героиней. Она очень рано задавила в себе свою детскость, построив семейные отношения с абсолютно чужим для нее человеком, живя в неинтересном маленьком городке, общаясь с ограниченными и грубыми соседками. Внутри себя она становилась все старше, ее кожа и сердце покрывалось морщинами и, наверное, от тоски даже реже сокращалось. Усталые глаза, неопрятная прическа, в ней было только отчаяние. Отчаяние и скука.
Напротив, Бред, второй персонаж – олицетворение молодости. Энергичность, задорный смех, обаятельная улыбка вкупе с привлекательным сексуальным телом. Сара нуждалась в такой встрече, в этой его… детскости. Она потянулась за ней, попыталась ухватить, как последний билет на скорый поезд, следующий до конечной остановки «Я буду счастливой».
«Как малые дети» - это фильм не о взаимности, это фильм-диссонанс, внутреннего взросления и мироощущения в целом. Надеюсь, Вам будет интересно посмотреть данную картину и с этой точки зрения.
И, пожалуйста, не старайтесь уничтожить в себе ребенка – чистого и искреннего человека, которые интуитивно выбирает самые настоящие чувства. Ведь это та часть Вас, которая всегда будет глаголить истину.
Фильм явно детям до 18 противопоказан. О разных людях. О завистливых, о психически неустойчивых, о романтиках и честных, о фанатиках и параноиках. Один городок и несколько семей. Некоторые из них постепенно связываются, а некоторые косвенно вспыхивают по сторонам.
Интересно, но постепенно становится тоскливо. Грустно за этих всех людей, грустно за то, что они не умеют общаться (как всегда!), что они постоянно делят кого-то по категориям. Как в аналогии с мадам Бовари. Грустно потому, что не всегда так, как хотелось бы в спонтанных желаниях. Желания - на этом построен фильм. И иногда эти желания доходят до такой крайности, что становится даже противно. И бедная Кейт со своим партнером по фильму резко выбивается из этого неприязненного общества. У нее свои желания. Но они невинны и женственны. Желание простого человеческого счастья. Брэд действует тоже по наитию, следуя желаниям, но земные нелепые загвоздки вечно возникают там, где не нужно.
Такой странный фильм, вызывает множество чувств и ощущений... Но какие они, эти чувства, положительные или отрицательные, я понять не могу. С одной стороны, картина мне понравилась, трогает за душу, хотя, безусловно, весьма трудно взять за живое, рассказывая историю бывшего извращенца. С другой стороны, история про двух любовников, кажется какой-то странной и непонятной. Такие случаи - сплошь и рядом! Что именно хотел показать режиссёр этими связями? Что это была любовь? Или нужно иногда давать себе 'почувствовать себя живым'?..
Актёры на высоте. Особенно Джеки Эрл Хейли, сыгравший Ронни и Кейт Уинслет в роли Сары. Кейт вообще большая умница! В последнее время фильмы смотрю только с ней, потому что её имя в списке актёров всегда говорит о хорошей предстоящей игре и интересном сюжете. Актриса, которая, как я заметила, в плохих фильмах не снимается!
Это один из тех фильмов, которые мне категорически противопоказано смотреть. Фильм про тление семейной жизни. Люди женятся, покупают дом в пригороде, рожают ребёнка и… всё. У них главная тема для разговора «а тебе правда нужны эти журналы, а то у нас денег мало?» или «ну, как сегодня наш малы-ы-ы-ы-ы-ыш?». Или они вообще ни о чём не разговаривают, а только раздражаются на существование друг друга.
Внимание к конкретно этому пригороду приковывают журналисты: здесь поселился маньяк-педофил, а в районе так много маленьких детишек… Но кроме того, что другой маньяк – свихнувшийся бывший коп – расклеивает по пригороду листовки и по пять раз за день проезжает мимо дома этого педофила, ничего не происходит. Потому что у каждой семьи есть свои собственные внутренние проблемы.
Удивительно, как Кейт Уинслет удаётся изображать нелепых неуклюжих клуш в метаниях и тщетных поисках самой себя. На этот раз её зовут Сара, она мать трёхлетней девочки и жена хорошо зарабатывающего мужа, который дрочит на фотографии и трусики шлюшки Кетти из Интернета. Красный купальник, который героиня заказывает по каталогу – привет спасателям Малибу – однако срабатывает: мужчина её мечты имеет её в домашней прачечной.
Герой Патрика Уилсона – Брэд - по сценарию непомерно красив. Мамаши на детской площадке прозвали его Звезда выпускного, но за 2 года так и не решились с ним заговорить. А вот она решилась. И вроде не в его вкусе, но так приятно осознавать, что женщина тебя хочет. Особенно в условиях, когда собственная красавица-жена (Дженнифер Коннелли) предпочитает спать, положив между собой и супругом 4-летнего сына.
На самом деле история именно об этом: о нереализованных желаниях. В первую очередь любовно-сексуальных, а уже потом самореализация в профессии или увлечениях. В меру натуралистично. Хотя попытка провести аналогию с «Мадам Бовари» примерно в середине фильма мне показалась натянутой. И эта фраза: «Неужели она думала, что ТАКОЙ мужчина уйдёт ради неё из семьи?». Фраза примерной матери осуждала мадам Бовари, но мы-то понимаем, о ком идёт речь на самом деле.
В своей страсти Сара и Брэд заходят настолько, что жена Брэда вызывает в дом маму, а сама Сара перестаёт замечать дочь. Они даже решают сбежать вместе, но тут я поставила паузу. Бред: два безработных человека с детьми на руках с неоконченным образованием и несбывшимися мечтами, которым просто нравится заниматься сексом, думают, что у них получится жить вместе. При этом они точно знают, ЧТО случается, если люди решают создать НОРМАЛЬНУЮ семью.
Они опомнятся, другое дело, какой ценой. А те два маньяка в итоге встретятся лицом к лицу. Вот и весь фильм. И ещё, здесь «я тебя люблю» говорят только детям.
Не понравилось. Даже очень. Поначалу забавненько было, а потом все скатилось в омут обыденности. Скука изредка прорывалась всплесками интереса. О, Коннелли в отличном ракурсе! О, что сейчас Кейт скажет! О, маньяк в бассейне! О, секс на тумбочке! Но таких 'О' было мало.
Прошедшую через большую часть фильма скрытую нотацию: 'Ай, как нехорошо изменять супругам!' воспримут только сами 'изменщики'. Хотя обыграно было интересно. И искренность чувств Уинслет, и 'детскость' (вот откуда название!) Уилсона, и трагическое восприятие Коннелли (правда, лишь в одном эпизоде). Непонятна сюжетная линия с маньяком. Или в Голливуде сейчас модно показывать по экрану, пардон, онанистов?
Что больше всего бесило, так это рассказчик. 'Вот она сейчас делает это... вот она подумала так... вот он представил... вот они встречаются...' Такое ощущение, что зрителя держат за тупого обывателя, не способного мыслить и понимать происходящее на экране.
Фильм для тех, кто изменяет или хочет изменить своей половине.
В чем причины супружеской измены? Остывание чувств, поглощение бытом, чрезмерная занятость на работе, желание как-то встряхнуть себя, что-то еще. Как измена сказывается на семейной и личной жизни? У всех по-разному. Кто-то чувствует за собой вину, пытается об этом не думать и сводит все к 'выпусканию пара'. А кто-то искренне верит в начало новой жизни и наслаждается пришедшими чувствами. Все это здесь подробно раскрывается и описывается.
Встретились две няньки, две не очень довольные своей жизнью няньки. В течение развития сюжета ненавидимый мной закадровый голос (в этом фильме я особенно понял, как он может раздражать) пытался пробудить у зрителя чувство жалости и сочувствия к главным героям. Со мной у него это не прошло. Вот он говорит: 'Сара была отличным дизайнером, она сама хотела обустроить свой дом... Но она за последние три года превратилась в няньку.' И что?
Огромное количество женщин проходят через это. И творческие натуры, и административные работники, и обычные домохозяйки. Почему мы должны относится к ней с жалостью? А главный герой? 'Он очень хотел поступить в университет'. А хотел ли? Здорово, наверно, сидеть на шее у жены, предаваясь детским грезам и даже не пытаясь найти работу. Отговорки на тему 'кто же будет сидеть с дитём' не принимаются. У них не сразу ребенок появился. В общем, положительными для меня оба главных героя не стали.
В фильме и правда много ребячества. Заложенный засохшей розой томик стихов, наблюдение с умилением за тинейджерами-скейтбордистами, постоянные вопросы на тему: 'А она хорошая? А что с нами будет? А это ведь плохо?' и т.д. Но этот постоянный акцент на тему 'Вы все такие!' мне не понравился. Не мы, не все, не такие.
Параллельная линия. Маньяк Ронни и охранник Ларри. Для чего она была включена в фильм? Как антипод основной линии сюжета, в гротескной форме перекликающийся с ней? ('любовь' Ронни к детям и несчастный случай, мучавший Ларри.) Или просто в расчете на награды? (очень уж любят номинировать подобные сюжеты.) Или чтобы хоть как-то расшевелить болото повествования первой линии?
А вообще, фильм запоминающийся. Кто знает, когда я еще увижу голую Уинслет?
Социальные драмы всегда были благодатной темой для киношников. Достаточно просто вспомнить наше кино периода 70-80-х. Это был настоящий бум самых разных по содержанию и уровню актёрской игры фильмов.
Но, если проводить параллели с современным американским кино, то лично мне на ум приходит 'Красота по-американски' Сема Мендеса, тоже в своё время наделавшая шуму на кинофестивалях.
Сюжеты 'Маленьких детей', ставших в отечественном прокате 'Как малыми детьми' и лента Мендеса действительно имеют много общих моментов: тихий, умиротворенный городок, на фоне визуальной идиллии которого разворачиваться странные, а иногда даже страшные события, в круговорот которых попадает всё больше самых разных людей. Отличающихся по семейному статусу, благополучию, интересам, не говоря уже о характере.
Как и в 'Красоте' в 'Маленьких детях' одной из основных из нескольких сюжетных линий является супружеская измена. Вот только если в картине 1999 года это была скорее животная страсть, то Тодд Филд предлагает нам в данном фильме рассмотреть всё под другим углом, да, герои Кейт Уинслет и Патрика Уилсона поступают плохо, но их чувство зарождалось постепенно, практически из ничего, из невинного разговора на детской площадке, но, с течением времени они уже не могли и выходные друг без друга провести. Они ощущали желание близости буквально в воздухе, словно пробуя его на вкус, стараясь понять, что именно так их захватило и понравилось друг в друге: общие интересы, схожая ситуация с работой, наличие у обоих маленьких детей... К сожалению, то что начиналось просто, как дружба переросло в интимную близость, тем самым, подобно вирусу разрушая не только их семьи, но и их души.
Но режиссёру не достаточно одной лишь запутанной измены, для него она - лишь инструмент, с помощью которого он подчёркивает человеческую двуликость, ханжество, несправедливость и жестокость. Собственно, для Мендеса измена тоже была не главным в его картине. Как и тема гомосексуализма, заменённая в 'Маленьких детях' педофилией, всё это, лишь способ достучаться до зрителя, заставить его включиться в дискуссию с режиссёром, что Филд собственно и делает.
Для более яркого подтверждения своей теории он вводит в фильм ещё одну историю. Историю вышедшего из тюрьмы подофила, для которого жизнь в маленьком городке превратилась в настоящий кошмар, хоть справедливости ради стоит сказать, что на нём большая часть вины за такое к себе отношение.
Ронни, этого мерзкого негодяя легко осуждать, это осуждение приносит некое моральное удовлетворение, ненависть к нему заставляет забыть о собственной не совершенности, даёт возможность не обращать внимания на собственные странности и извращения. Ронни - замечательная вуаль, за которую легко спрятать свои грехи, ведь это так удобно.
Только не всё так просто. Прозрение придёт, чёрствое сердце вновь почувствует жалость, главное, чтобы это не случилось слишком поздно, прозрение пройдёт, но хоть бы оно пришло раньше, чем две семьи обрекут себя и своих детей на страдания.
Пройдет ли оно вовремя? Или же момент будет упущен? конечно, можно просто сказать, что зажиточные 'янки' просто с жиру бесятся, у них же есть всё-деньги, работа, дом дети. Но, видимо это ещё не всё. Нет стержня, что держал бы всё это вместе. Нет любви.
Приятно, что режиссёр не слишком грузит зрителя, не бьёт на жалость, а даёт возможность самому выбирать, на чьей ты стороне. В фильме нет хороших и плохих. Зато, есть несчастные. И найдут ли они своё счастье, зависит именно от них.
Сара и Бред знакомятся на детской площадке, где каждый выгуливает своего ребенка. Мимолетное знакомство оборачивается самой настоящей страстью и влечением. Не секрет, что большинство пар в первый десяток лет совместной жизни переживают кризис отношений. Не то чтобы семейная жизнь Сары и Бреда трещала по швам, но если сравнивать их супружеские взаимоотношения с поверхностью стекла, то по ней побежала легкая паутинка трещинок.
И как параллельная линия сюжета - рассказ о жизни педофила в маленьком городке. На фоне скрытой от посторонних глаз страсти (адюльтера), другая страсть -неприкрытая и осуждаемая, запретная и неизлечимая, преследуемая и заклейменная. То есть, если исследовать природу понятия «грех», то почему-то выясняется что одним грешникам можно осуждать других, и странным образом можно варьировать и градуировать степень непрощения и непримирения.
Сара для своего влечения нашла простое объяснение – в литературном клубе одна из дам заметила, что не понимает похотливых женщин, изменяющих своим мужьям. На что Сара парировала, что женщина испытывала «голод», неудовлетворение своей женской долей, любопытство и, возможно, желание узнать о себе в сексуальном плане больше.
Но… страсть тем и отличается от любви, что вспыхивает внезапно и так же внезапно гаснет, исчезает бесследно, ну разве что какие-то обрывки воспоминаний, может, всплывут, а, может, и нет. А любовь – это такое сильное, тягучее, пригвождающее чувство, ее так просто из организма /души не выведешь.
Очень понравился экранный дуэт Уинслет-Уилсон. Потрясающе отыграли и напрягли зрителя.