К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мне кажется, от года к году, от фильма к фильму вопросы, проблемы, сюжетные ситуации становится бескомпромисснее, злее, важнее, а правда очевиднее. Но настроение работ Кончаловского становится все менее серьезным и все более фарсовым. Что это самоуспокоение, спасительное чувство юмора или язвительный смех, я не могу понять. Но то, что Кончаловский с отеческой нежностью относится к своим героям, поселяя их в невыносимые условия, – очевидно. Так же трепетно мне хочется относиться к ним и мне – обычному зрителю.

Так странно: очевидные философские ассоциации бога, блаженной Жанны Д`Арк соседствуют с реальной историей. «Дом дураков» прост и сложен одновременно, глубок и очевиден, правдоподобен, реалистичен и вымышлен. И единственное, к чему невозможно подобрать противоположную пару, доброта. В нем нет намека на злость, на ненависть, хотя контекст располагает.

Никогда не думала, что вернусь к этому фильму, что возникнет потребность пересмотреть «Дом дураков». Могу точно сказать, что смотрела новый, неизвестный мне фильм, который понравился, если можно говорить о настолько сложной картине, и удивил.

27 ноября 2011 | 19:53
  • тип рецензии:

В своем творчестве Кончаловский не раз обращался к фарсу. Вероятно, его таланту в этом пространстве легко. Можно сделать ставку на лицедейство, шутовство, манерность, даже некоторое фиглярство и жонглирование вещами сакральными, а ведь тем самым нивелируя риторику, можно сказать самые смелые и передовые вещи. Сказать напрямую, без каких-либо витиеватостей. А тут такая прекрасная возможность рассказать об ужасах войны, безумствах разума, сквозь постояльцев психиатрической лечебницы. Собственно, может ли более содержательным быть контраст толстой женщины, явно не ладящей со своим миром, держащей автомат? Любовная линия тут скорее для соблюдения общепринятых стандартов.

Вообще, фильм мне показался очень осторожным. Осторожной была игра актеров. Осторожными были сюжетные ходы. Осторожной была и режиссура. Все дело в том, что очевидно отталкиваясь от формановского 'Отрыва' и 'Андерграунда' Кустурицы, Кончаловский все-же старается быть понятным. А оттого, при всей нестандартности авторского взгляда, без академического прононса не обходится. Тем самым, фильм остается не более, чем понятной всем метафорой досужих социокультурных рассуждений. Не спасает и Брайан Адамс, харизму и мелодичные напевы которого уже ранее успешно использовали в ленте 'Дон Жуан де Маркко'. Вот, кстати, в истории про Андрея Тряпицына Кончаловский 'похулиганил' до конца, рискнул, отрекся от привычных форм и добился куда большего, как я полагаю, успеха.

Все дело в искренности. В 'Доме дураков' я ее не заметил - прагматично, профессионально, без надрыва. И не случайно, самая ключевая сцена фильма - продажа солдатами трупа боевика его соратникам, обнаруживающая общность воюющих сторон, при всей своей безупречности, даже не скрывает своего постановочного характера. Поэтому, при всем уважении к Мастеру -

3 из 10

18 января 2015 | 18:59
  • тип рецензии:

Фильм, за основу которого были взяты реальные события 1995 года, но сам по себе имеющий к реальности довольно мало отношения. И дело вовсе не в том, что 'не так все было, совсем не так'.

На мой взгляд, основная прелесть этого фильма в том, что нам показывают несуществующий, изолированный мир, который мог бы быть сказочным, если бы не был таким болезненным и незавершенным. Разумеется, лучше всего это видно в образе Жанны, для которой мир - это любовь, и существовать без любви она не может. А приходится, потому что человека, способного принять ее чувства, рядом нет. Поэтому она влюбляется в идеальный образ эстрадного певца.

Вообще взаимоотношения между пациентами лечебницы довольно интересные. Немного похоже на взаимоотношения родственников в большой семье, живущей вместе: они постоянно ссорятся из-за мелочей, дерутся за очередь в туалет, оскорбляют друг друга, но как только на горизонте появляется настоящая беда, они немедленно превращаются в сплоченную команду, в которой каждый держится друг за друга и каждый готов помогать ближнему чуть ли не до последней капли крови.

Это очень контрастирует с большинством людей, которые во время серьезной опасности мгновенно включают режим 'каждый сам за себя'.

Не думаю, что режиссер хотел сказать, что по-настоящему добрыми и человечными в минуту опасности могут быть только сумасшедшие. Вообще, по-моему, этот фильм - скорее призыв, чем утверждение. Призыв обратиться к тому хорошему, что есть внутри каждого из нас, и помочь тем, кто в этом действительно нуждается.

10 из 10

25 октября 2011 | 12:46
  • тип рецензии:

Так странно. В этом фильме можно не видеть ничего, кроме буквальных событий, происходящих на экране в любой удобный для вас период времени, или же ничего, кроме отпечатка былой реальности. А можно, вглядываясь, узнавать, чувствовать и пережить множество эмоций, мыслей, драм, разочарований и очарований, найти множество странных и неожиданных ассоциаций.

Сейчас, наверное, ценность и смысл фильма заключается в душе, а не в фабуле, взятой из действительности. Чеченская военная кампания всего лишь фон, который был доступен, актуален и востребован. Спустя почти десять лет связи с реальностью размыты и условны, а фильм стал безумнее и, я бы сказала, литературнее – пережил обывательский подтекст.

Кончаловский пользуется своим привычным инструментарием – гротеск, смех, немного сказочности и волшебства – на выходе неожиданный, удивительный результат сильного кино, к которому время от времени возвращаешься. Говорить о том, что «Дом дураков» можно любить, на мой взгляд, глупость. Фильм невероятно талантливый по многим причинам, и им легко восхищаться. Как ни крути, смотреть «Дом дураков» тяжело в эмоциональном плане – пугает, вызывает отвращение, а затем стыд, но невероятное количество доброты все компенсирует. Говорить о нем тоже достаточно сложно, поэтому прошу прощения за свои сумбурные впечатления, которые состоят исключительно эмоций, читай, воды. Из фактов – без преувеличения отличные актерские работы, и ожидаемо хороший сценарий и режиссура. Но все-таки в этом случае как-то не правильно говорить о достоинствах формы и техники.

10 из 10

08 декабря 2011 | 21:17
  • тип рецензии:

'Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, — это, по-вашему, психология?' А. П. Чехов

На концепции отпиленного пальца сейчас базируются почти все 'психологические' фильмы.

Фильм Кончаловского психологичен в самом чеховском понимании. Ему удалось избежать темы 'Пролетая над гнездом кукушки' – страдания беззащитных перед всем миром 'дуриков'. С другой стороны здесь нет смакования ужасов войны (по типу 'Блокпоста'). Ну и конечно, беззащитная девушка в белом, перед толпой чеченцев – это постоянная тревога за её … В общем, во время просмотра не хотелось наткнуться на насилие, в одном из этих трёх проявлений.

Высший пилотаж – пройти между обкатанными (чтоб наверняка) темами, сделать классный фильм и остаться человеком. И при этом любить людей, через дурочку Жанну. А людей любить очень нелегко (животных легче).

Не обвиняйте Кончаловского в отбеливании чеченских боевиков. В фильме показано начало войны, где люди воевали еще за идею.

Героиня М. Полицеймако – Вика, очень похожа на Новодворскую. Борьба с режимом в стенах психушки, по-моему, это стёб над диссидентами, но, опять-таки, по-доброму.

10 из 10

15 мая 2014 | 19:10
  • тип рецензии:

Эта кинолента рассказывает нам прежде всего о мире и дружбе. Она дает нам пример того как самые разные непохожие друг на друга люди, могут сосуществовать рядом и радоваться жизни несмотря на все неурядицы и политические игры. Не хочу рассказывать сюжет, т.к. он довольно интересен и его надо видеть, но зато пройдусь по актерам.

Юлия Высоцкая. Честно говоря сначала думал что она прошла в фильм 'по блату' и хотел даже упрекнуть в этом Кончаловского, но затем разглядел в вышеупомянутой неизмеримый талант. Прежде всего меня приятно удивил ее новый и довольно натуральный говор, ну а затем я процессе просмотра я увидел и остальные нюансы её игры. Юля очень жизненно вписывается в роль и играет ее от души, от сердца и со всем старанием, так что я говорю ВЕРЮ.

Султан Исламов. Ну этот типаж с первой же минуты напомнил мне несравненного Адриано Челентано. Причем этот чеченский баянист схож с незабвенным итальянцем не только носом и лысиной, но и мимикой, обаянием, а главное улыбкой! В общем за добродушие и добрые глаза ставлю 9-ку.

Евгений Миронов. Ну что сказать...Миронов - есть Миронов. Он вольется в любую роль и даже изображая грубого русского офицера он не перестает оставаться положительным героем в моих глазах.

По поводу режиссуры и говорить нечего. Камера и оператор тоже приятно удивили и порадовали. Единственное что странно тут выделяется это сценарий. В какой-то момент мне показалось, что это даже про-чеченский и анти-русский фильм. Об этом говорит и нахальное поведение русских солдат, и продажность помешанная с алчностью и лживостью русских офицеров. Но надеюсь, что это всего лишь мимолетная фантазия и я остался неправ).

Браво Андрей,

10 из 10

10 марта 2009 | 23:34
  • тип рецензии:

Философский, многоплановый, тяжелый и драматичный фильм о брошенном на произвол судьбы во время чеченской войны дурдоме. Когда смотрел в 2002 году, практически ничего не понял, и, как следствие, не понравилось - тяжелый, маловразумительный фильм о психически больных людях, вот и все, что увиделось мне тогда.

Сейчас довелось пересмотреть, и 'Дом дураков' внезапно заиграл новыми красками. Фильм, конечно, не вполне артхаус, но метафор и философских мыслей в нем предостаточно. Люди, живущие в мире собственных фантазий, на этот раз вызвали не неприязнь, а сопереживание.

Стала понятной и интересной героиня Высоцкой - Жанна, мечтательная, добрая девушка со странным говором, играющая на баяне и мечтающая о любви известного зарубежного певца Брайана Адамса. Трогательный и очень яркий персонаж, практически олицетворение всего хорошего, что может быть в людях - постоянно кидается кому-то на помощь, мечтает о том, чтобы люди не ссорились и не страдали...

В принципе, на мой взгляд, основной мотив фильма - это доброта, человечность, милосердие, сочувствие. Фильм не столько о войне, сколько о людях, которые в самых трудных обстоятельствах могут оставаться людьми. Даже непонятно, как можно было не увидеть этого с первого раза. Словом, отныне я этим фильмом всячески восхищаюсь. И очень рекомендую к просмотру.

15 октября 2011 | 14:30
  • тип рецензии:

Удивительный фильм, настоящая философская притча! Не смотря на всю адекватность и прочитываемость сюжета, его символизм многослоен, а смысл глубок. Картину можно воспринимать и трактовать и как метафору новейшей России, и как метафору мира в целом. Чеченская тема вообще для всех нас чудовищно болезненна, поэтому нельзя не восхищаться мужеству Кончаловского, решившегося на столь своеобразную и авторскую ее интерпретацию. Круто и участие в проекте настоящих психбольных. Молодец и Юлия Высоцкая, прожила свою роль очень убедительно и ярко. Рекомендация – смотреть категорически! Таким искусством мы можем гордиться.

25 января 2011 | 17:16
  • тип рецензии:

Очень современное кино, которое обнажило всю нашу сегодняшнюю действительность. Андрей Сергеевич, как подлинный мастер, ответил здесь за каждый кадр, за каждый жест, за каждое движение век. У каждого был свой характер, не было 'плохих' или 'хороших', были люди, просто люди.

Мне показалось, что все кто жил в этом 'доме' для душевнобольных - это подобие нашего постсоветского общества, которое разрушило все что было этим же обществом выстрадано ради неприменимых для него западных идей, прекрасного, как им казалось мира, который в их запутанных головах казался 'песней' Брайн Адамса. Собственно, это все и привело к конфликту, вооруженному и идеологическому, который ведет в никуда! Посмотрите на ту жизнь, которой живет эта 'клиника', там нет фальши, там у них все по-настоящему: ЛЮБОВЬ, ИСКРЕННЯЯ ДРУЖБА, ПОДДЕРЖКА, ДОВЕРИЕ, ИДЕЯ, ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ 'ДОМ'! Именно эта идеология и была привита людям советского времени. В сцене разговора командира-чеченеца и русского командира, в их выражениях лиц мы видим, что это все безвозвратно разрушено, ДЕНЬГАМИ, которые ничего не значили по сравнению с долгом и честью раньше! Это грустно...

Очень много еще хочется написать, поделиться мыслями... Но слова ни к чему. Это фильм, который поднимает много вопросов, на которые еще предстоит найти ответы.

Браво режиссеру. Это и есть кино!

10 из 10

02 марта 2013 | 00:28
  • тип рецензии:

Думаю, каждый из нас, после просмотра замечательного фильма с закрученным сюжетом и совершенно неожиданным финалом, страстно желал пересмотреть его ещё раз так, как будто бы не смотрел вовсе. И, конечно же, завидовал тем счастливчикам, которые ещё только собираются посмотреть этот замечательный фильм, не зная о его загадках и тайнах.

Настолько же неоспоримым, как теорема Пифагора или существование всех 117 компонентов таблицы Менделеева является тот факт, что каждый, хотя бы мало-мальски любящий кинематограф человек, мечтает найти для себя кинокартину, которую можно было бы пересматривать снова и снова. Если Вы относитесь именно к таким «искателям глубокого кино», то я с удовольствием советую… Хотя, нет, даже настоятельно рекомендую Вам посмотреть «Дом дураков». Для меня он стал одним из тех, к которым хочется возвращаться.

Я специально зарегистрировалась на КиноПоиске для того, чтобы написать рецензию на «Дом дураков». Не могу сказать, что фильм вызвал бурную реакцию, эмоциональную волну сразу же после просмотра. Многое, возможно, в силу возраста, осталось непонятым. Поэтому я не сомневаюсь, что буду пересматривать этот фильм ещё и ещё раз, пытаясь прочувствовать все грани кинокартины. Как перечитываю книгу «Мастер и Маргарита» Булгакова: каждый раз как в первый раз.

Фильм можно рассматривать и трактовать по-разному. Как мне кажется, чарующая атмосфера создаётся на контрастах: мечтательная, открытая, пусть и немного странная Жанна пытается сделать свой мирок чуточку светлее и добрее, не смотря на атмосферу хаоса и страха, воцарившуюся в доме с приходом на порог войны. Трогательная наивность Жанны пробирает до слёз, заставляя зрителя то смеяться над выходками девушки, то тихо плакать под прекрасную песню Брайана Адамса.

По ту сторону – война, наркотики, истерия и смерть. Русские солдаты, обменивающие боеприпасы на наркотики. Грустно, но это не вымысел. Это констатация факта.

Кончаловский избрал своеобразную и непривычную трактовку, особый путь контраста. Не у каждого хватит таланта и решимости создать столь философский, и в то же время не далеко ушедший от реальности фильм, способный если не вызвать восхищение, то хотя бы удивить. Несмотря на то, какие чувства вызвал у разных зрителей «Дом дураков», какие ассоциации и параллели всплывали в памяти при просмотре, и каков оказался последний вердикт - каждый зритель думал, размышлял, делал выводы. А это, как мне кажется, является самым главным. Любой фильм, как и любой событие, заставляет задуматься, но вот насколько глубоко уйдут наши размышления, и какие выводы мы вынесем для себя, зависит от смысла самой кинокартины, а также от нашей духовной чувствительности, восприимчивости.

«Дом дураков» - фильм, способный разбудить нас, способный утолить внутреннюю жажду и насытить душевный голод. Фильм, который пересматривают не раз, и даже не два. В разном возрасте, с разным багажом знаний, с разным мировоззрением. И делают для себя свои, личные выводы.

Мой вердикт таков: смотреть, вдумываться, размышлять и ещё раз размышлять…

9 из 10

P.S. Не призываю пересматривать, ибо потребность к этому появится и без лишних советов. Обещаю.

22 марта 2012 | 18:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: