Меня всегда забавляли кинокартины, созданные по принципу «мы-тут-сняли-историческое-кино-но-в-нём-половина-неправда». Новый сериал «Золотая Орда», который закончили показывать на Первом канале, - как раз из таких. Это масштабное псевдоисторическое полотно об интригах русской и ордынской верхушек во времена монголо-татарского ига.
Впрочем, «времена» здесь – понятие не просто растяжимое, оно фактически условное. Нет, я не собираюсь критиковать ленту за недостоверность. То, что в кремлёвских патриотических выхлопах нет смысла искать историю, стало понятно ещё лет 10 назад («Александр. Невская битва», 2008). Со временем дела в плане историчности лучше не становились («Ярослав. Тысячу лет назад», «Викинг», «Легенда о Коловрате»), хотя, казалось бы, должен был сыграть роль принцип эволюционности – режиссёры и сценаристы набирались опыта и могли бы уже начать снимать достоверное и при этом интересное кино. Но видимо, не судьба. И вот теперь после всех этих викингов и коловратов мы пришли к «Золотой Орде» - сериалу, каждый эпизод которого предваряется заставкой: мол фильм не историчный, все совпадения случайны...
Люди, которым не чужда история, увидят в ленте знакомые имена – ханы Берке, Хулагу, Менгу-Тимур, князья Ярослав, Борис... Но на этом все совпадения и заканчиваются, о чём нас честно предупредили. Сергей Пускепалис (воевода Еремей) в «Вечернем Урганте» сказал: по одним только костюмам временной разброс в сериале составляет около 150 лет. Но в таком случае возникает закономерный вопрос - зачем в де-факто фэнтезийном сериале использовать вполне реальные имена князей, названия городов и обрывки исторических событий? Уж создали бы тогда полностью вымышленный мир (как в той же «Игре престолов») вместо того, чтобы в очередной раз сеять страх и ненависть среди историков.
Зато интересна другая закономерность. Насмотревшись последних «исторических» фильмов о Руси, многие предчувствовали, что это будет очередной геройский экшн, где русичи пачками раскидывают монголов, но всё равно проигрывают. Стоит ли говорить, что такой подход вызывал неоднозначную реакцию монголоидных народов России. Чтобы не раскачивать эту лодку, «Золотая Орда» по-новому подходит к национальному вопросу. На этот раз перед нами - прямо-таки гимн политкорректности и межэтническому согласию. Здесь князья и ханы при встрече чуть ли не лобызают друг друга, челядь с равным усердием поёт дифирамбы и своим, и чужим хозяевам, а те, кто судят людей по цвету кожи и разрезу глаз, выставлены неучами и дикарями. Тут есть даже негры! Да-да, негры в средневековой Руси. Ну и наконец, сентиментальная линия сериала закручена вокруг нескольких межнациональных межсословных любовных треугольников, некоторые из которых вызывают добрую такую усмешку.
Помимо исторического тут много и других неправдоподобий. Ну не верится в картинку, когда крестьяне работают в чистой новенькой одежде, а воины возвращаются из тяжёлого боя в начищенных, чуть ли не сверкающих доспехах. Декорации явно «переигрывают»: всё слишком пластиково, ярко-кричаще, фальшиво. Хотя и красиво - видно, что художники и декораторы старались. Не хватает масштабности: во второй половине сериала по примелькавшимся конструкциям становится понятно, что для съёмок Владимира и Новгорода построили всего пару теремов и несколько примитивных заборов уровня «Астерикса и Обеликса». Никаких вам белокаменных храмов и мощных детинцев. Великому городу Сарай-Бату повезло ещё меньше: он состоит из одних только юрт и недостроенной мечети (правда, в кадре есть каменные покои хана, но снаружи нам их не показывают). Операторы всеми силами пытались скрыть это с помощью разных ракурсов, но получилось слабо. Так же, как и с массовкой: на общегородском выступлении князя Ярослава народу меньше, чем на принудительных митингах «Единой России». А штурмовать Владимир приезжают едва ли 50 всадников. Или возьмите жалкое подобие битв – такое подходит для любительских роликов, снимаемых клубами исторических реконструкций, но никак не для сериала на федеральном канале. Неужто не смогли найти несколько лишних тысяч рублей на приличную массовку?
Игра актёров (кстати, очень неплохих) поначалу соответствует всему остальному духу сериала – невнятно, неправдоподобно, неинтересно. Речи героев настолько не вызывают доверия, что часто хочется смеяться, хотя на экране не комедия. Такое ощущение, что персонажи сами не понимают, куда и зачем они попали. Но справедливости ради: начиная с середины, актёры втянулись в игру, и «Золотая Орда» стала смотрибельнее. Смутил лишь трюк с девушкой, переодевшейся в воина. Эта гиперболическая попытка сценаристов разнообразить сюжет так и осталась для меня непонятым и бессмысленным актом сочинительства.
Ну и кстати, о сюжете. Злобный критик во мне готов простить картине почти всё в обмен на достойный сценарий. Рецензии, появившиеся после первых серий, часто сводились к вердикту «досматривать не буду». И это были справедливые отзывы. Почти всю первую половину мы видим на экране мелкую мышиную возню, недостойную кинокартины со столь громким названием. Но всё же вторая половина сериала сгладила негатив. По крайней мере, появилась какая-никакая интрига, герои стали вести себя вольнее, некоторые даже проявили характер. Единственное, чего не хватило – масштабной батальной сцены в финале. Извините, но это мастхэв для подобного сериала. В «Золотой Орде» нам остаётся довольствоваться несколькими мелкими стычками. Разумеется, так получилось, не потому что авторы выступают за мир и против войны – Восточная Европа XIII века изобилует битвами, которые можно было бы инсценировать. Сериалу попросту не хватило бюджета. Чтобы впечатлить современного зрителя, действительно нужно много денег (одна серия «Игры престолов» «стoит», как хорошая полнометражка). Или нереально талантливые люди в съёмочной группе.
Но будем справедливы: есть и откровенно положительные моменты. В сериале великолепная музыка, шикарные пейзажи, колоритные воины и, в конце концов, красивые женщины. Хорошо поданный операторами степной антураж – практически визуальный наркотик, можно смотреть и смотреть. Как и на красавиц самых разных национальностей. А послушайте русскую народную песню «Былинка» – это же просто шедевр! С некоторой точки зрения, сериал есть за что посмотреть. Если бы не замутнённое начало, шаткая идеологическая основа и прочие вышеназванные промахи, работа вошла бы в пантеон славы российского кинематографа.
В итоге из неплохой идеи при неплохой работе получилось …что-то среднее. Как в художественном, так и в идейном плане. Настолько среднее, что сформировать чёткое мнение о сериале не получается, как ни крути. Поэтому оценка «чуть выше среднего» близка к истине. Вроде и хочется где-то покритиковать, но тут же понимаешь, что люди всё-таки старались. Почему вышло то, что вышло? Думаю, не потому что кто-то в съёмочной группе халтурщик. Или у нас нет талантов. Или авторы пропили бoльшую часть бюджета на корпоративе. Нет. Мы просто ещё не научились. Наш полнометражный кинолокомотив яростно пробивается на международную арену, но вот вагон с сериалами пока где-то отстаёт. Но верю, что мы на правильном пути. И на нём будут свои игры престолов.
Спасибо и на том, что не стали с начала делать нарезку для кинотеатра.
Очень громко о себе заявил сериал 'Золотая орда', что это ответ Джорджу Мартину от Рубена Дишдишяна услышали все кто посмотрел трейлер. Естественно, у сериала появилось повышенное внимание, о нем заговорили. Что же в итоге, сериал на поверку оказался ответом на какой-нибудь 'Королек, птичка певчая' или 'Рабыня Изаура', но ни как ни 'Игре престолов'.
Сюжет о том, как выживали девушки разных народов если их поменять местами. Русскому князю Ярославу преподносят наложниц хана среди которых юная Наргиз ([B]Аружан Джазильбекова) которая нравится князю, к хану же поедет жена князя суздальского Бориса - Устинья (Юлия Персильд). Еще есть любовная история между Айжан (Дина Тасбулатова) женой хана Берке и художника-маляра Николкой (Сергей Соцердотский). В общим и целом выходит, что сериал рассчитан на женскую часть аудитории, да и сценарий написала Ольга Ларионова ('Гречанка', 'Папа для Софии') - специалист по части мелодрам.
Лично для меня переломным моментов отключить просмотр была следующая сцена: к князю Ярославу сидящему на троне подбегает гонец и кричит, 'Великий князь, дошло до нас...(пауза)' и тут я понял, что до меня тоже дошло, мужики нас решили подсадить на женский сериал. А эта сцена, как в армии, когда 'дед' из сержантов объясняет правила поведения 'духам' на женский манер. Это когда русская девушка объясняет подаренным князю наложницам, кто есть кто. Помните сцену из '9 рота' перед отправкой в Афганистан, вот тут то же самое.
Как сериал он не раздражает, красиво подобраны костюмы, красивые виды, деревянные постройки могут по красоте своей состязаться с Гремячим Ключем в Сергиевом-Посаде или Витославицами в Великом Новгороде. Но не нужно было создавать излишний пафос вокруг сериала.
Фильм, конечно, не исторический и рассуждать, что фильм не соответствует историческим событиям, глупо, да и автор об этом информирует, фильм - это фантазии автора. Да и кто знает, что происходило на самом деле в те времена, историю переиначивают, переписывают, переделывают кому как выгодно. А историю Руси 1000-летней и более давности, тем более, переиначили и переписали 1000 раз! Да и сейчас мы являемся свидетелями того, как история переписывается в угоду властвующим.
Фильм мне в целом понравился, особенно, актеры, игра актеров, костюмы. Конечно, не хватило зрелищности, массовки. Местами, совсем уж наивно и не правдоподобно. Но это фильм для нас, для женщин, про любовь и интрижки, с красивыми актерами, с хорошей игрой актеров. Особенно отмечу, что удался роль Великого князя (Александр Устюгов) и молодого хана Менге Темир (Санжар Мади). С подбором актера попали в точку! Красивые, великолепные, смотришь и веришь, да, вот такой именно был великий князь, молодой хан!
Побольше бы таких фильмов-сказок, чем смотреть криминальные сериалы и наивные сериалы про семейные разборки. Хватает этого по жизни и на первом канале в передачах типа 'пусть говорят'
Если будет продолжение - пожалуй, потянусь посмотреть. Серий много, можно 'втянуться'. Серии удобные, в пределах часа, успеваешь продумать интересные места. Все-таки плохо мы знаем русскую историю в современной, кино-игровой, подаче. А тема заявлена названием сериала интересная.
За все промахи и недоработки сериал уже 'растерзали', не стоит повторяться. Добавлю лишь - кое-где толмачи не помешали(бы).
Забавно, но мне понравилась музыкальная тема в начале каждой серии: это же скрипка Ибрагима, только очень медленно! Уровень заявлен честно, не нравится - не смотрите. Но кое-что стоит посмотреть!
Будь у меня право определить, каким должен быть слоган сериала - взяла бы что-нибудь из Макиавелли, о власти.
По сюжету, события сериала - лет 20-30 спустя после ужасающего разгрома 1237-1242 годов. Киев не упоминается? - нечего там упоминать! Что уж об остальном говорить...
А 'урусы', похоже, еще не осознали глубины своего падения, и что-то еще пытаются делать, а время им определило еще 300 лет монголо-татарского ига, чужой власти. Какой? Как ей противостоять, как сопротивляться, как с ней сотрудничать, если она (чужая воля и власть) - твоя данность? Это очень хорошие вопросы во все времена, которые, как известно, меняются - и нас меняют.
Актеры молодые, учиться им еще и учиться, но есть такие удачи, которые доставляют удовольствие зрителям и помогают скоротать не один вечер.
Совершенно замечателен хан Берке (Рамиль Сабитов). Эмоции восточных лиц европейцами плохо читаются, но здесь! 'Я приходил к женщинам с плетью и драгоценностями. Им нравилось!'. Вот уж 'Короля играет свита!' Какие у него бывают страшные глаза! Как жутко он молчит! Как мало значит его власть после смерти...
Вообще, все они: Ногай, Тулай, Бахар, Бахтияр-ага, Уш-хатун, Айжан и Наргиз - очень самобытны, индивидуальны, жизненны. Им веришь. Жаль, что фильм не дает им раскрыться в своей частной жизни. Может быть, мы бы увидели истоки их той силы. Помните жизнь и смерть старшей жены хана Берке?
Еще впечатляют русские леса. Великий щит, закрывший северо-запад Руси. А вот степь показана всегда глазами русичей. Неприютная она, а ведь бывает и прекрасной.
Интересная роль досталась Юлии Пересильд. Не князь Борис от Устиньи отказался - она от него. Сбежала, признаем честно. Поэтому это и надо было играть в сцене ее передачи татарам. Не получилось... А дальше - взлеты и падения, как и положено авантюристке, и полный крах. .. Ничего не значит упущенный платок, некуда ей деваться. А ведь была у нее власть... дома.
Князь Ярослав теряет власть, потому что меняет ее на Наргиз. Наргиз в исполнении Аружан Джазильбековой - сама неотразимая молодость. Знали в стане Берке, что делали, когда отобрали ее. Не мытьем, так катаньем... это огромный опыт управления людьми, актриса сумела сыграть то, что Наргиз даже не чувствует, что рушит жизнь того, кто ей всего дороже. 'Так отдай мне его!'
Не всегда ровно, но справляется с ролью княгини Владимирской Светлана Колпакова.
Хороша она в сцене встречи князей с Менгу-Темиром(откуда там может быть
40 тысяч?!)- ее освещает ореол уверенности в любви князя. Ее превращает в старуху предательство Ярослава. Ее 'правильность' позволяет ей избежать духовного краха - и дает ей власть и перспективу в жизни.
А еще хороша домоправительница! Злая баба - всегда интересно.
Линия Настя - Иван - чтобы не скучно... Пусть живут.
А вот Николку и Айжан - отправить подальше. И больше ничего такого не придумывать.
Первый раз пишу комментарий после просмотра российского кино, в принципе я до этого вообще не писал комментарии. Даже не думал что так затянет меня, ждал его премьеры на Первом канале еще с осени, несколько раз пересмотрел трейлер и удивился размахом актерского состава. Уже друзей подсадил на него. Сюжет, яркие костюмы, военная форма монголов, трюки с конями очень понравились, надеюсь они не пострадали. Думал будет больше боев с мечами, жаль мало, зато сколько хитросплетений и неожиданных поворотов, прямо, как сериал «Белая королева» по количеству серий почти совпадает, мало драк, такая же борьба за престол, неожиданные развития. Еще понравилось, что нет особо выделенных главных героев, которые обычно сразу наскучивают. Талантливые колоритные актеры, хитрый Менгу-Темир и княгиня Устинья нашли друг друга одна сапога пара, преданный воин Ногай (сестренка только из-за него, где его образ в постере, начала смотреть сериал), служанка Матрена (больше всех мне ее было жалко, как с ней обращаются, хорошо сыграла), отважная Анастасия (про нее могли бы так же больше показать в боях, больше раскрыть ее образ), каждому найдется свой кумир, женской половине должно точно понравиться. Некоторые эпизоды очень короткие могли бы продлить, раскрыть больше сюжет.
Уже все статьи и ролики прошерстил в интернете про сериал, только очень мало их, интересно читать мнения актеров. Сколько ржал над пародией Урганта про свадьбу с Ярославом. Отличный сериал, пусть даже не совпадает с историческими фактами, где там еще больше запутанно, до наших времен могли сто раз ее переписать. Сопоставлять с историей бессмысленно. Жду не дождусь второго сезона, пока интерес не угас. Помню много шума было про Великолепный век и Игру Престолов, даже на работе коллеги обсуждали, но они меня так и не затянули, несколько раз пробовал смотреть Игру престолов… не выдерживал и получаса, как отключил, видимо, не мое. Надо больше продвигать отечественное кино.
300 лет колонизации татаро-монгольским игом, и никаких монгольских черт, намеков в современных славянских чертах лица? Это ли не чудо?
Оставим спорные вопросы, обратим взор на очевидное.
Первое, что бросается в глаза - это быт княжеских 'палат' и ханских 'шатров'.
На фоне исторических событий, режисер Тимур Алпатов показывает нам свой воображариум, выдержанность ханских наместников и свинство княжеской братии.
Конечно не обошлось без демонстрации 'воровства' при царском дворе в довольно пошлом виде, сцены насилия, и ни кем-нибудь, а мужиком с княжеским титулом.
Эта прокладка как бельмо на глазу. Вроде как описываем официальную историю, а на ее фоне, подсознательно, внедряется образ князей Руси в в пошлой грязной форме - один насильник, второй - малодушный слабак.
И тут двойные стандарты...
В числе положительных моментов отмечу Рамиля Сабитова, которого невозможно забыть после фильма 'Боец'. Тут он предстает совершенно в ином образе, уставшего и постаревшего хана Берке.
Но одного лишь его явно недостаточно, чтобы смотреть дальше, как быль, обрезанную, перевернутую и запылившуюся за 600 лет, будут поливать грязью современные 'талантливые' дарования по заказу первого канала.
После третьей серии, все это начинает походить на турецкий Золотой век, только с меньшим лоском и уважением к культуре славян времен Владимира.
В современное время в нашей многонациональной стране важно понимать, что все мы равноправны, все едины. И мы должны с уважением относится к представителям всех национальностей, видя в них равных.
При этом каждый народ интересуется своей уникальной историей, традициями, культурой, родным языком, его историей. Это также необходимо, чтобы чувствовать родственную связь со своими предками.
Сериал 'Золотая орда', события которого разворачиваются в далеком 13 веке, работает на два этих правила, поэтому важен сегодня.
Да, это время, когда Русь была под игом Золотой Орды. Когда князья Руси ездили в Золотую Орду для получения ярлыка, как права на власть в своем государстве.
В сериале нам показаны две цивилизации: православная цивилизация Древней Руси, мусульманская цивилизация Золотой Орды.
В древней Руси мы видим первый, один из самых важных образов - образ князя Ярослава, в руках которого власть. Он сильный, волевой как мужчина, как лидер, как князь. Эти качества передал в образе актер Александр Устюгов.
В Золотой Орде мы видим главу огромной империи в образе хана Берке. И Рамиль Сабитов передал образ сильного, волевого человека, твердого духом, крепкого, бесстрашного. Человека, который является настоящим лидером империи, который ценит преданность. И здесь становится очевидно, что несмотря на уникальный национальный колорит, уже два этих образа имеют схожие черты, что говорит о единстве идеалов в разных традициях, что должно вести людей к единению, пониманию друг друга.
Мы видим Устинью, в образе которой Юлия Пересильд передала определенные черты русской женщины, но не во всех поступках. Когда ее, как жертву, отправляют с порога родного дома в неизвестность, в Орду. Что она найдет там? Непонимание, а может быть достойные условия жизни и настоящую любовь? Тоже самое касается юного художника Николки.
Мы видим в сериале культуру и жизнь, обычаи и быт жителей Древней Руси.
А также мы видим уникальную культуру, быт и жизнь татаро-монголов в бескрайних азиатских степях, где лошадь - верный друг и товарищ, где красота юрт, мечети.
Где столь же прекрасная, как и Устинья, Айжен, в своей молодости, в своей самобытной, уникальной красоте и доброте. И многие женщины.
Наконец мистический мотив. Священник преклонных лет в Древней Руси, к мнение которого важно. Жрец в Золотой Орде, а также одна из жен хана Берке, мудрая женщина, связанная с мистикой, может быть древним шаманизмом, может иной верой, но она черпает свои знания из сакрального и мудрого источника, неся мудрость и справедливость.
По многим пунктам мы видим единство в культуре и традициях разных народов: людей Древней Руси и людей Золотой Орды: сильное, благородное мужское начало, духовность, доброта, благородство, преданность, лиричность женщины, чувство искренней, настоящей любви между мужчиной и женщиной различных наций, уважению к носителю мистического знания. Опираясь на это, можем сказать, что представители разных народов одинаковы, едины, должны жить в дружбе и взаимопонимании.
При этом ценя уникальность своих традиций, своей культуры.
Начала смотреть красочную сказку и не ждала особого сюжета, так как сериалы такого формата обычно делают глаз порадовать. И действительно, как красиво подобраны актеры, но... не «русичи», что ввело в негодование. Присмотритесь, какой красивый племянник хана ( к сожалению не могу называть из именами- не запоминаю), а его вторая жена Кехар? И где красота князя Ярослава, главного героя? Хотя я обожаю Пересильд, но если и обменял бы кого- нибудь молодой Татарин на 30 воинов, так точно не ее...
Хорошо, так дальше больше: любовные линии. Наглая и глупая чернявка Наргиз превзошла княгиню? То есть русский князь предпочёл девчонку, которая вешалась на него, татарку, которая готова была сразу отдасться? это позор. Дальше больше: в отношении строгих мужей к татаркам намного больше любви, чем отношение русских мужиков. Мне хотя бы очень жаль княжну Радмилу, ведь в отличии от Кехар у Ярослава привелегии в многожёнстве нет, да и Радмила заслуживает своё положение хотя бы своими твёрдыми решениями, в отличии от мужа, и борьбой за любовь.
Да и вообще, интересно сериал построен- Иго как- то хорошо расположилось во главе сюжета, а Русь тут как- нибудь рядом постоит... Эх, Тимур Алпатов, ну что же вы так с нами..