«Трон» и «Принц Персии» надежд не оправдали, теперь Disney нужна новая масштабная франшиза, которая станет новым пиком популярности среди людей. И этим новым многообещающим блокбастером с верой в будущее стал «Джон Картер». Экранизация очень долго добиралась до экранов, иногда мечты её увидеть постепенно угасали, пока окончательно её не пригрел один из Пиксаровцев. С одной стороны, успех ленты должен был быть гарантированным. Только подобно «Наследию» и «Пескам времени», в интересах и мнениях, картина внезапно разделилась, именно тогда, когда вера в неё уже стояла на вершине несомненного успеха. Не сказать, конечно, что это очередной «много шума из ничего», каким когда-то вышел «Золотой компас», жестко убивший надежды создателей, но и, к дикому сожалению, тяжело так прямо назвать идеальной заменой Пиратам.
Бюджет в 250 миллионов окупает всё то, что царило в «Джоне Картере» Это постановка, чей больший процент состоит из «Аватара», в котором по полочкам расставлены эпические драки, погони и перестрелки в духе «Звездных войн», а также прорисовка персонажей и мира. Но на одном режиссер милого «ВАЛЛИ» и трогательного «В поисках Немо» сэкономил, это на увлекательности. От чего являясь конфетой с другой оберткой, но той же, на вкус конфетой. Конфета по идее вкусная, однако, когда ожидаешь от обертки иной вкус, а получаешь тот же, от этого не хочется особо радоваться. Проект, явно обещавший выделиться в чем-то новом, резко превращается в повседневный, летний (пусть почему-то не летний) блокбастер. Ладно, это не особый минус. Обыкновенно, фильм в действительности захватывает дух необычайными красотой видами, какие не прошли в пустую, и грамотно прорисовали душу книги. Кое-что старательный Эндрю Стэнтон (чьи силы нет желания считать неудавшимися) не учел. Не стоит предрекать заранее успех экранизации, останавливаясь на резком моменте. Так как, учитывая количество книг, в этом маловероятном на сиквелах проекте раскрывается лишь малая доля всего. А зная, как поступил Кэмерон с «Аватаром», знатно раскрыв атмосферу, то здесь же, даже безумно качественная съемка значительно не сделала самое главное. Мало того, что создатели очень коряво разместили по местам сюжет, плюс с запредельно быстрым монтажом, который еще заметнее сузил сюжет, то под прессом практически пустой проработки сюжетной линии, даже потенциально идеального Марса здесь крайне не хватает в количествах.
Присутствие драматичности доказывает, что у этого блокбастера есть эмоции. Но при всем серьезном отношении к «Джону Картеру», ленте удается исключительно захватывать дух экшеном, а не легкой мелодрамой, какая вышла здесь толком неубедительной. Возможно, из-за не смешного юмора, который может и забавен, но вставляется не совсем к месту. Возможно, за счет всё того же плохого монтажа. Не часто он упоминается в фильмах, но он здесь сыграл одну из основных ролей. Даже не читая книги легко определить, что начало катастрофически урезано и будто промотано, а в финале слово «промотано» в прямом смысле звучит. Развязка вышла потрясающей и оригинальной, только вот то, что должно занять минимум 20-25 минут, вместилась в 3 минуты. Стэнтон к концу видимо решил подстраховаться и сделать такой финал, чтобы было явное решение продолжить историю, только он слишком резким видит финал, от чего попросту убивает драматичность сюжета, какая сыграла бы в Картере существенную и не лишнюю роль.
Картер почти полностью обыгрывает печально известный «Золотой компас». Однако, нежели, от вышеназванной окончательно мертвой франшизы, «Джон Картер» не смотря на такие же дыры в сценарии (порой напоминавшие «Принца Персии», при богатстве мира, скудно раскрывая связь сюжета и героев), оставляет впечатления. Этот проект дает нам большее, чем лихо переданный дух книги с морем правильных спецэффектов. «Джон Картер» это кино, в котором присутствует сильнейшая надежда. Так или иначе, старания создателей удались на славу. Почему так сразу, скажите вы? Из жалости? Отнюдь нет. Или все же, потому что фильм вышел исключительно идеальным? Тоже нет. При всех придирках, когда чувствуешь, что фильм снят от всей души, тут уже никаких шуток. Фильм снят не от руки, пусть на вид таковым и выглядит, но когда видишь людей, готовых пойти на всё, чтобы сделать идеал, за такое тоже хочется отдать одну часть похвалы в этот итак интересный, в мере качественный и круто поставленный фильм. Это такой фильм, где важен не экшен, а сценарий. Пусть, к сожалению, он это делает невольно наоборот, однако, без звезды, делает по верному и точному пути, и плевать, что звучит откровенно тупо. Все же правда, какая она есть.
Итог: Учитывая всю сложность, масштабность, старательность, искренность такого потенциального проекта как «Джон Картер», не смотря на своеобразность приема людей, в нем присутствуют лучи веры, из-за чего и хочется дать ему эту веру на будущее, какое сейчас стоит на проигрывающих весах. Эта красочная, крупнейшая и без сомнений визуально сильная фантастика, естественно оправдывает свою главную часть, зрелищность, только вот болезненно страдающая невнятной сюжетной линией, а также с то ли неряшливым сценарием, то ли никчемным монтажом. Перед нами пример почти правильного и во многом грамотного фэнтези, может которое и нуждается в отшлифовке, зато в котором присутствует не похороненная вложенная душа создателей и самое важное, смелость.
Глупо ждать от диснеевского кино чего-то революционного. Хотя маркетинг, конечно, кричит об обратном. Поэтому все-таки нужно настроиться на то, что в фильме вы не увидите ничего сверхъестественного, да и нового, пожалуй, тоже. И тем не менее, это не значит, что кино плохое, провальное, и смотреть подобное я бы не советовала категорически.
Мы находимся в выигрышном положении – мы знаем чего ждать. Собираясь в культпоход на подобные картины, как минимум мы ждем внятного сюжета, хорошей актерской игры, живописного ландшафта, бескрайней фантазии режиссеров-аниматоров, динамики какой никакой, а если еще пошутят, то будет совсем хорошо. И если рассматривать «Джона Картера» с точки зрения этого набора стереотипных характеристик для, будем честны, стереотипного кино, то фильм получился одним из лучших.
Со смелостью и авантюризмом первооткрывателей продюсеры и сценаристы взяли за основу романы Берроуза, которые вдоль и поперек перечитаны юными и не очень любителями фантастики. Хотя, конечно, из памяти не вымараешь славу «Аватара» или «Звездных воин», но в фильме есть даже не едва уловимые, а громко звучащие ностальгические нотки по юности, открытиям и романам Жюля Верна. С другой стороны «седая древность» компенсируется динамикой и современной технологичной картинкой.
Для меня всегда видеоряд является первоочередным тем более в голливудских блокбастерах. И если есть зрители с подобным подходом, то они меня поймут. Я преклоняюсь перед фантазией Стэнтона, который на протяжении двух часов разворачивает марсианские полотна на экране. Люди-звери, населяющие планету, сама планета, корабли, бороздящие марсианский воздух, - всему этому можно удивляться. В этом соль и суть фильма. Мне кажется, это самое важное и передовое. И может быть каждый раз революционное или, как минимум, удивительное.
Поэтому ни от себя, ни от читающих мнение скрывать не буду – мне «Джон Картер» показался превосходным и в качестве героя, которому одного мира мало, и в качестве целого фильма.
В Джоне Картере совершенно точно втиснулись мысли-сравнения о нашей Земле. То, что в Аватаре казалось излишне нравоучительным и ненужным из-за превосходной графики, здесь удачно добавляет неплохим спецэффектам уму. Пойдя в кинотеатр за красивой картинкой, получить ещё и мысль, пусть задубленную и прямолинейную, но современные мультяшные сказочники по другому и не могут, это дорогого стоит.
Непошлый юмор и грубый, но добрый и честный внутри Джон Картер, играемый неожиданно талантливым Тейлором Китчем, подкупает с первых 20 минут. Именно за это время разворачивается нешуточный вестерн во главе с бородатым Брайаном Крэнстоном. И вот, когда ты уже вроде настроился поглядеть на искрометные перестрелки с индейцами и погонями, главный герой телепортируется на Марс, который местные жители называют Барсум. И дальше по сути развивается тот же сюжет с погонями и перестрелками между людьми и местными племенами. Тоже вестер, только в космосе.
Этот мир не чудеснее остальных, Аватар был прекраснее намного, но в этом мире все справедливее и не идеально, а значит честнее, по отношению к зрителю. Конечно, Эндрю Стэнтон, великий мультипликатор, привнес в мир Барсума много стандартного: веселая жабовидная собака с говорящим названием Вула, прекрасная загорелая Линн Коллинз в роли принцессы, лысый Марк Стронг в роли злодея. Но за этой олдскульностью и типичностью стоит честность, искренность с который наивный режиссер пытается рассказать нам свою сказку. И вот тогда происходящее действительно увлекает, мысли, звучащие в фильме, начинаешь воспронимать ближе к сердцу, и веришь, что справедливость восторжествует.
P.S. В виду целой серии грядущих 'тупоголовых' блокбастеров, есть шанс, что этот - самый удачный из них.
В начале XX века мистер Эдгар Райс Берроуз начал развивать две своих серии романов. Но так как фантазия у него была богатой, но не самой разнообразной, в обеих сериях речь пошла о голом мужике. В одной серии Берроуз отправил его в дикие джунгли Африки, а второго голого мужика закинуло аж на Марс. И вот эти 'марсианские хроники' считаются чуть ли не главным фантастическим произведением XX века. Не удивительно, что Голливуд сподобился на многомиллионную экранизацию в модном нынче 3D.
И экранизация, пожалуй, удалась. Кто-то считает, что марсианский цикл Берроуза стал для Джорджа Лукаса прообразом 'Звездных войн'... Скорее всего, они правы, во всяком случае фильмы чем-то похожи. Возможно, даже слишком похожи. Все эти инопланетные короволошади, летающие драндулеты, полуголые принцессы, свадебные церемонии, публичные казни со зверьми на многотысячной арене - все это знакомо, и есть ощущение, что где-то я это уже видел. А вот вызов, брошенный марсианину-деспоту, и попытка поднять народ в раскраске Уильяма Уолласа - это было круто, да.
В фильме хорошая завязка, неплохая развязка и вааще никакая середина. Я нихера не понял, какая там у них богиня, че за механизм телепортации, еще копия Джона Картера на Земле осталась - как так, ежели он на Марсе??? Ну и монологи в лучших традициях стиля 'рукалицо' - это отдельный деймос.
Но вообще впечатления от фильма положительные. Выделяется он в конвейере современной фантастики о вампирах, концах света и путешествиях во времени.
Понравилась девочка - пусть ниче не раскрыто, но видно, что потенциал у нее есть.
Еще понравился юмор - он достаточно уместен (на удивление), он в принципе к месту (на удивление) и не напрягает. Ну и отдельный плюс - это, безусловно, шестилапая псина, любимица зала с первого появления. Зал, кстати, был заполнен на 2/3 - лично для меня удивление, учитывая, что с премьеры прошла уже неделя.
В итоге: 'Джон Картер' - хороший пример научно-первобытной фантастики (в стиле 'Звездных врат' или 'Дюны'), вполне оправдавший потраченное время и деньги.
P.S. Отдельно упомяну трейлер 'Мстителей': наконец-то я увидел, почему я их так жду, и хоть что-то ради чего были вбуханы такие бабки на покупку экранизаций.
Когда смотришь в кино в числе последних, волей-неволей впитываешь впечатления уже посмотревших зрителей. Высказываний много, они все разные: кто-то за, ну а кто-то против. В этом нет ничего странного. И среди прочих высказываемых претензий основная во вторичности или, если проще, мы уже такое видели. Все так. Современный кинематограф сам создал высокую планку, и сам теперь преодолеть не может. А мы уже к ней так привыкли, что новый мировой кинорекорд, наверное, не достижим.
Если говорить о последнем диснеевском проекте, мне он понравился. И не как какой-нибудь компромисс, и не самоуспокоение, потому что другого нет. Выбор есть всегда. Я сознательно предпочитаю остальным развлекательным блокбастерам диснеевские по ряду причин.
Такое кино в любом случае способно гарантировать качество и душевность. На мой взгляд, в этом заключается весомая причина для выбора диснеевского фильма среди прочих. Хотя студия пользуется стандартной для себя схемой, которая работает безотказно. Для экранизации выбирают «культурный» источник, который основательно перерабатывается в традициях. «Джона Картера» можно обвинить в сюжетных упущениях, но, на мой взгляд, они не настолько критичны, чтобы колоть глаз. Зато в визуализации разгулялись. Это первоклассный мир, начатый Берроузом, но окончательно и блестяще воплощенный Стэнтоном. «Джона Картера» тут разглядывать и удивляться. Удивительно красиво, даже после кемероновской Пандоры, раз уж так у всех напрашивается сравнение.
И как обычно припрятанным козырем оказываются исполнители главных героев. Новые, почти неизвестные лица, неясные перспективы, но в итоге я прониклась безоговорочной симпатией и по отношению к Джону Картеру, и по отношению к принцессе Дее Торис. А звезд приберегают для второго плана. Есть таком кастинге тактическая мудрость – мы не концентрируемся на одном персонаже и можем выбрать себе любимчика, даже не одного. И конечно, я как зритель, безоговорочно капитулировала перед вроде собакой Вулой.
Собственно понятно, чем берут нас диснеевские картины, но я за такое вот постоянство.
Марс…Планета, приковывавшая к себе взоры многих. Даже сегодня не известно, какие тайны она хранит. Сколько всего о ней было написано и снято. Вот и Эдгар Берроуз зачарованный красной звездой еще в далеком 1911 году написал свое творение, о том, как на Марс попал человек с Земли. У народов Марса есть своя мифология, свои обычаи и традиции, мировоззрение. Это целый мир, скрупулёзно описанный писателем. Эти книги уже стали классикой жанра. Вдохновившись ими, творили многие фантасты, и даже бессмертные «Звездные Войны», Джордж Лукас создал, можно сказать, на основе этой книги, как и «Аватар» Джеймс Кэмерон.
Замечательное творение Берроуза мне довелось прочитать, поэтому мне есть с чем сравнивать. На мой взгляд, те, кто говорит, что в этой книге нет ничего ценного, заблуждаются. В книге есть пример героизма, самопожертвования и многое другое. А это актуально на все времена.
За экранизацию этой культовой книги брались не раз, но честь снять этот фильм в итоге досталась Эндрю Стэнтону, до этого создавшему отличные мультфильмы. Экранизация этого фильма причем, такого масштабного, было новым амплуа для режиссера, и, на мой взгляд, со своей задачей он справился наотлично. Но обо всем по-порядку…
Марс умирает, раздираемый бесконечными конфликтами. Основная борьба идет не на жизнь, а на смерть между двумя могучими городами — Зодангой и Гелиумом. Главный герой Джон Картер — отставной кавалерист из Вирджинии. Вначале мы видим авантюриста, искателя приключений, одержимого лишь идеей найти пещеру с золотом. Все то, за что он сражался, во что верил, исчезло из его жизни, и внутри осталась только пустота.
Итак, волею случая он попадает на Марс — Барсум. Чужая планета меняет его, вносит в жизнь смысл, дает ему друзей, новый дом и любимую женщину — прекрасную Дею Торис. Именно здесь он становиться человеком. Ему суждено стать ключевым звеном в конфликте между двумя городами и повлиять на судьбу всей планеты.
На первый взгляд сюжет кажется банальным. Да, в нем есть какие-то штампы и шаблоны. Однако банальным его назвать язык не поворачивается. Почти в любом фильме этого же жанра есть что-то от другого. Нелишнем будет напомнить, когда написал свою книгу Эдгар Берроуз. Так что вопрос о вторичности мне кажется неприменимым к данному фильму. Пусть сюжет не нов, но как он рассказан! Он отличается, от того, что было в книге, но в основном в лучшую сторону. Мы можем наблюдать за развитием взглядов главного героя, здесь и жрецы, которые перекочевали сюда из второй книги, играют более значимую роль, интригуют, придают ещё больше глубины истории.
В фильме скрупулёзно была передана атмосфера Барсума, с его пустынными пейзажами, городами, величественными кораблями, парящими в небесах, цивилизациями, а в особенности народ тарков, над которыми, видно, очень старались. Отдельно здесь можно выделить Тарса Таркаса — вождя тарков, которого сыграл Уиллем Дефо. Эта роль была новой для него, но он смог справился с ней на все 100%, вдохнув жизнь в своего нарисованного персонажа, и сделав его ярким и запоминающимся. Словом Марс здесь предстал передо мной таким, каким я его себе представлял, читая книгу. Многие говорили, что фильм затянут, но лично мне хотелось бы побольше. Нелишним было бы развить некоторые сцены и показать недосказанности. Иногда сюжет развивается слишком уж стремительно. Однозначно стоит посмотреть режиссерскую версию.
Мне удалось посмотреть эту картину в IMAX, и скажу честно, я впечатлен. «Аватар» в 3D не довелось посмотреть, так что мне даже не с чем было сравнивать. Такие ощущения были в первый раз. Я будто сам бродил по безжизненной поверхности Марса, плыл по реке Иссы, был свидетелем грандиозной истории, которая разворачивалась передо мной. А на что посмотреть действительно было. В этот мир я окунулся с головой, и не мог отойти ещё долго. Такое ощущение, что моя копия тоже побывала на Марсе, и я сражался плечом к плечу вместе с героями картины. Словом визуальная составляющая удалась на славу.
Теперь немного об актерах:
Джона Картера я представлял себе другим, но Тейлор Китч, вжился в роль, придав глубину своему персонажу, и сыграл весьма достойно, и убедительно. Я ему верю.
Линн Коллин была здесь неподражаема. Я видел ее в «Люди Икс. Начало», но там ее роль была не так заметна. Ей удалось раскрыть своего персонажа — сильную, мужественную, умную, умеющую постоять за себя женщину, и при этом очень красивую и женственную. Так я и представлял себе Дею Торис. Настоящая принцесса Марса!
Матаи Шанга — воплотил на экране Марк Стронг. В этом фильме он играл просто отлично. Он сумел передать этот образ таинственного интригана, преследующего только ему ведомые цели. Вышел очень харизматичный антагонист, не зря его персонажа добавили в первый фильм.
Джеймс Пьюрфой тоже оставил яркие впечатления от своего персонажа, пусть он и не так часто появлялся на экране, зато каждая сцена с его участием оставляла неизгладимый след. Тем более, он отвечал за добрую порцию юмора в фильме. Персонаж вышел действительно запоминающийся, и не уступал главным героям.
А вообще все справились хорошо. Конечно, были некоторые недочеты, но актеры старались как могли воплотить своих персонажей. И так почти незаметные минусы меркнут рядом с плюсами.
Отдельно можно упомянуть марсианскую «собаку» Вулу. В это милое существо невозможно не влюбиться. Увидите — поймете.
Отдельных слов заслуживает и музыка, созданная композитором Майклом Джаккино. Она очень органично вплетена в фильм, да и сама по себе очень красива.
Режиссер и вся команда вложили душу в фильм, старались создать поистине запоминающуюся историю. Да, в этом фильме есть недостатки, но их не много, и лично мне они были практически незаметны. Я просто смотрел красивую историю, в которой кроме того есть и смысл. Марс — такой чужой, и в то же время так напоминает нашу Землю. Надеюсь, что фильм окупиться. Хотелось бы увидеть вторую часть, которая я не сомневаюсь, будет намного глубже и интереснее. Это был только первый заход режиссера, и сделал он фильм достойно. Он доказал, что может снять по-настоящему интересное фантастическое кино. Надеюсь, он учтет все недостатки, и второй «Джон Картер» уже будет настоящим шедевром. Я открыл для себя отличный фильм, который можно пересматривать не раз.
Итак, «Джон Картер» это поистине запоминающиеся, красивое и интересное кино, которое действительно стоит того, чтобы обратить на него внимание. Я уже давно не видел других достойных проектов в этом жанре. Мои ожидания полностью оправдались.
Это история о любви, дружбе, отваге, о свободе, и самопожертвовании, а эти понятия, я очень надеюсь, никогда не устареют ни на Земле, ни на Марсе.
Не знаком с оригиналом, незабвенной книгой Эдгара Райса Берроуза, и поэтому к истокам обращаться не буду, и скажу лишь о фильме. Что же, все крайне просто, понятно и радостно, 'Джон Картер' полностью построен на глиняных слепках с джасунской, то бишь земной, истории. Добрые, они же синие, они же Гелион - это, конечно, республиканцы-северяне (недаром действие фильма происходит в период Гражданской войны в США). А красные - злые дядьки и тетьки, Зоданга, - конфедераты. Не берусь судить, являются ли лысые терны поддержкой южанам из Европы, или это уже отдельная песня - тут сложно определить.
С тараками проще всего - это индейцы, дикие, но душевные, притесняемые всеми и всегда, что вызывает отклик в душах бесконечных сентиментальных героев данного аборигенского жанра.
Вся эта эпопея Гражданской войны перенесена на Марс, наверное, с одной целью - показать, что какого бы не была кровь цвета - красного или синего, и какого цвета не была бы планета, люди, как сказал герой Марка Стронга, везде одинаковые, и попал бедняга Картер из одного котла в другой. Однако, его романтической душе это не помешало, и неудивительно - на Земле принцессы не так симпатичны.
Чудесен так же проработанный мир Берроуза, хитрая ухмылочка Тейлора Китча, и, конечно же, вечные ценности. 'Живи, и радуйся жизни, влюбись, напиши книгу'. А главное, надо помнить, что в этом мире не все так просто, и строится вовсе не по тем моделькам, которые создали люди, а по тем, кто куда-а мудрее, умнее и хладнокровнее.
Больше ничего определенного о фильме я сказать не могу, но и плохого тоже не скажу, нет. Раздражения, злости и рвотных позывов данная картина не вызывает ни единой секунды просмотра, наоборот - становится и смешно, и интересно, и немного грустно - тернов, единственных реально умных тварей в фильме постоянно и беспощадно убивают, и кто убивает - все те же людишки, будь они неладны.
Хорошее кино, не гениальное, конечно, но хорошее, захватывающее и по-диснеевски добродушное, и собака классная, нет сомнений.
'Джон Картер', это нечто большее, чем просто кино в привычном для нас понимании. После его просмотра некоторым зрителям так и хочется сравнить 'Картера' с 'Ковбоями против пришельцев', 'Аватаром', 'Принцем Персии' и ещё несколькими фильмами. Однако это желание возникает лишь у тех, кто, находясь в зале, так и остался безучастным зрителем, не ощутившим низкую гравитацию Марса, силу девятого луча, скорость кораблей Зоданги и прикосновение четырех рук тарка. Те же, кто отправились вместе с Картером на Марс, даже не подумают о том, чтобы проводить какие-то параллели, - им попросту будет не до этого.
'Джон Картер' имеет в своём распоряжении массу преимуществ перед другими фильмами, главное среди которых - сочетание множества жанров. История Барсума, по сути своей, это повествование о драматических событиях, как в жизни целой планеты, так и в судьбах главных героев. Но даже самые тяжелые моменты здесь разбавлены хорошими шутками и позитивными моментами. В начале повествования фильм подаётся в ключе классического вестерна, постепенно уводя зрителя в иное измерение, полное невероятных созданий и машин. Масштабный военный экшн пересекается с философскими изысканиями героев, пытающихся разобраться в себе и окружающем их мире. Всё это идет 'Джону Картеру' только на пользу.
Кстати говоря, Марс всегда привлекал людей своей близостью и достаточно часто использовался в различных фантастических произведениях, как мир полный жизни, скрытой от людского взора. Именно по этому пути, создавая 'Марсианскую серию', пошел Эдгар Берроуз. Безусловно, в наш век высоких технологий мы уже исследовали поверхность Марса и можем быть уверены на 99%, что там нет разумных органических форм жизни. Однако, в самом начале 20 века Берроуз не располагал данными спутников, что и сделало Марс настолько привлекательным. Красная планета, называемая её обитателями Барсумом, поистине завораживает своим совершенно непохожим на Землю миром с собственными законами, традициям и обитателями. Нескончаемая война “красных” марсиан, противостояние кланов “зелёных” марсиан и вмешательство в их общую историю “белых” марсиан – это лишь верхушка айсберга, которую успели затронуть создатели 'Джона Картера'.
Кому-то фильм ближе к середине может показаться затянутым и провисающим (особенно во время диалогов между Джоном Картером с Земли и Деей Торис с Марса), но это объяснимо незнанием оригинала и непониманием отношений между двумя персонажами. Внимательно смотря за всем, что они делают, можно проследить, как то и дело тонкая струнка их отношений колеблется, заставляя сердца двух совершенно разных людей биться сильнее. В некоторых моментах ясно видно, как актёры Тейлор Китч и Линн Коллинз, полностью вжившиеся в роли, буквально пожирают друг друга глазами. В такую любовь, чёрт побери, действительно хочется верить!
Огромный и невероятный Барсум представлен во всём своём великолепии, ровно так, как его видел сам Эдгар Берроуз. Летающие на лучах света машины, огромные города Зоданга и Гелиум, древние руины, населённые тарками и врата Иссы – всё это не просто завораживает, а затягивает с головой. Благодаря огромному экрану и яркому проектору зала IMAX, в котором мне довелось посмотреть 'Джона Картера', на себе ощущаешь каждый угол многогранного марсианского мира, а под конец истории из-за шиворота едва ли не сыпется песок. Вот она, атмосфера поистине отличного фильма, достигнутая безупречными графическими изысками, великолепным музыкальным сопровождением, безукоризненной игрой актёров и грамотным сочетанием жанров. И если кто-нибудь скажет вам о 'Джоне Картере' фразу из разряда 'где-то я это уже всё видел', смело вручайте ему первый том 'Марсианской серии' и потом следите за тем, как эволюционирует ответ на вопрос 'откуда ноги растут?'.
Джон Картер... А кто знал имя и невероятную судьбу этого персонажа до Диснеевской экранизации дебютного романа из «барсумского цикла» Эдгара Райса Берроуза? Пожалуй, разве что матерые любители приключенческой фантастики и рассказов Берроуза в целом. Для которых явно не секрет, что марсианские хроники Картера оказали огромное влияние, как и на множество писателей-фантастов, так и на жанр кинофантастики. Однако так уж получилось, что Картеру пришлось прождать сто лет и один год, дабы появиться на экранах во всей своей красе. И при бюджете в 250 миллионов, да при статусе мегаблокбастера у него это получилось здорово. На протяжении всего просмотра меня не могло покинуть ощущение того, что я смотрю идеально проработанный мультфильм, каким-то чудом преобразившийся в зрелищную кинопостановку. И дело касается не только графики, но и персонажей.
Картер, конечно же, предстает перед нами неким нейтралом, который вроде бы ни за кого сражаться не собирается, но вскоре он все равно меняет свои убеждения. Почему? Причина ясна, как Божий день. Ради той кого он любит, он её и от нежелательного бракосочетания спасет, да народы объединит, да целую планету от деспотичных негодяев убережет. И любовь его - не какая-то там бедовая дама, а сама принцесса Марса: красива, умна, добра и немного наивна, но в щи с меча может прописать конкретно. Настоящая диснеевская принцесса. Тут ещё должен быть забавный второстепенный персонаж (не обязательно человек)... Милая жаба-собака Вула отлично выполняет эту функцию. Она (или он, я не разбирался в половой принадлежности марсианского симбиоза жабы и собаки) не говорит, но ее чудные повадки умиляют и веселят. А как же злодеи? Их тут даже больше, чем подобает. И подлые предатели, и коварные интриганы, и истеричные марионетки. Я же говорил – все как в отлично сделанном мультфильме. Что определенно вносит долю обаяния в это проект. Не без помощи харизматичных актеров.
Даже сверкая почти весь фильм голым торсом и хорошей мускулатурой, Тейлор Китч не занимается глупым выпендрежем, как его теска Лотнер. В нем достаточно таланта, чтобы умело, а главное - эффективно, совмещать по-настоящему мужскую харизму и утонченную аристократичность, т. е основные черты присущие Картеру. Линн Коллинз с ее весьма необычной внешностью и невообразимой красоты глазами тоже хороша. Даже очень. Уильям Дэфо в роли четырехрукого трехметрового и воинственного джеддака Тарков тоже крут. Жаль, что так мало времени уделили Джеймсу Пьюрфою.
Диснею нужен был ещё один потенциальный хит, т. к. на одних 'Пиратах Карибского Моря' далеко не уплывешь, а 'Трон: Наследие' и 'Принц Персии', хотя и были хорошими блокбастерами, в прокате несправедливо проваливались. Очень хочется надеяться, что с 'Джоном Картером' подобного не произойдет. Уж больно будет обидно, если весь тот путь, который прошел роман Берроуза на большой экран, будет напрасным. Ведь кино вышло пусть и немного пафосное, что в в данном случае и за минус считаться не может, но оно невероятно красивое графически, хорошо сыграно, зрелищно и увлекательно показано. Да, экранизация получилась вольной, но здешняя доза 'отсебятинки' в виде действительно неожиданного финала, явно намекающего на продолжение 'марсианских хроник', только украшает фильм. Словно вкусная вишня на верхушке и без того вкусного торта...
Давным-давно, когда деревья были большими, а разного рода попаданцы не паразитировали на фантастической литературе, ибо и самой этой литературы еще толком не набралось и на шкаф приличных размеров, Эдгар Райс Берроуз создал удивительную историю о простом кавалерийском офицере Джоне Картере и принцессе Марса. Вряд ли писатель отдавал себе отчет в том, что формирует, по сути, целое направление в жанровой литературе, и что с годами выхваченные обстоятельствами из привычного мира земляне истопчут дальние планеты и сказочные миры. Впрочем, еще за 10 лет до того Лаймен Браун забросил могучим ураганом девочку Дороти в чудесную страну Оз, но там это еще оставалось в рамках сказки, а Берроуз претендовал на настоящую научную фантастику. Другое дело, что современная наука расправилась с этой претензией, растерев «Принцессу Марса» все в ту же сказку, имеющую к реальному Марсу весьма отдаленное отношение, так что пытаться выяснить при просмотре, чем герой дышит на чужой планете, где красные пески и почему инопланетяне настолько антропоморфны – своего рода моветон. «Джон Картер» предполагает, что зритель сможет получить удовольствие от наивной сказочной истории, и играет он на этом поле честно, даже бравируя своего рода олдскульностью, ухитряясь при этом выглядеть не столь модной нынче стилизацией, а полноценным продуктом той эпохи, снятым с учетом современных возможностей компьютерной графики.
Не хочется вдаваться в вопросы, что там Кэмерон позаимствовал у Берроуза, и где Эндрю Стэнтон плагиатит «Звездные войны», различные фантастические вселенные переплелись настолько тесно, что выяснять, кто чей аватар сложно и малоинтересно. Кто-то раньше написал, кто-то первым снял, кто-то удачно подхватил… Вопрос авторских прав пусть решают правообладатели, главное, что в выигрыше – зритель.
Итак, слегка затянутый пролог с вставным вестерном завершается, Джон Картер с помощью портала перемещается на Марс, и события постепенно, но неуклонно начинают набирать обороты, понемногу закручивая водоворот событий с такой скоростью, что времени скучать не остается вовсе. При этом общий пафос происходящего (на кону судьба всей планеты) аккуратно скрашивается ненавязчивым юмором, а прорисованные на компьютере второстепенные персонажи по харизме с легкостью убирают обаятельных, но, вместе с тем, совершенно картонных главных героев. Впрочем, не будем сетовать на картон, как уже упоминалось, это просто кино такое специфическое – если попадаешь с ним в настроение, то удовольствие обеспечено. Если нет, то два часа беготни по пустынным локациям со всеми возможными штампами жанров, которые во многом тот же самый «Джон Картер» в своем книжном варианте и зародил, вряд ли могут вызвать что-то, кроме скуки. Несмотря на всю трехмерность и блокбастерность, Картер во многом ориентирован на подготовленного зрителя, который знает, чего ждать. Любители старой фантастики могут ностальгировать со страшной силой, благо, Стэнтон снимал, похоже, прежде всего для них, надеясь попутно зацепить и молодое поколение.
И вот дело движется к концу, в финале случается небольшой сюжетный твист, который тем выигрышней смотрится, что происходит на фоне прямого, как палка, сюжета, и вместе с титрами чувствуешь, что очарование ретрофантастики никуда не делось, и никакие спецэффекты не в силах задушить его, и даже объективно слабые стороны фильма растворяются в этом очаровании. И уже хочется увидеть новые приключения Джона Картера, благо, Берроуз позаботился о том, чтобы недостатка в них не было. Теперь осталось, чтобы о том же позаботился и зритель…