К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что остается делать человеку, который волей случая оказался узником собственного тела...? Думаю, выбор невелик и кроме того, как мечтать и ждать своего часа, делать-то больше и нечего! Но не в данном случае...

Приложив немало усилий, используя один действующий глаз, Жан-Доминик написал книгу, в которой он поведал нам о том, что переживает человек, находясь в его ситуации... О чём он мыслит, что чувствует, каким воспринимает окружающий мир. Оказавшись в таком положении, весь внутренний мир человека меняется, начинаешь задумываться о своих поступках: 'Что я сделал за свою жизнь?', 'Что мог сделать?', а 'Чего делать не стоило...?'! То, что раньше казалось таким незаметным или совсем не важным, то, на что раньше не обращал внимания, вдруг приобретает совсем иной смысл! Все эти переживания, без возможности, что-либо исправить... Всё, что было в прошлой жизни, осталось в прошлом… А взамен, жизнь, которая больше похожа на существование…!

Итак, книгу я не читал, но фильм получился отличным, после просмотра, есть о чём поразмыслить, ведь никто из нас не застрахован от подобного, всё это жизнь и что будет дальше, увы, нам знать не дано...!

Советую, не пропустите!

02 октября 2010 | 02:32
  • тип рецензии:

8 декабря 1995 года в возрасте 43 лет Жан-Доминик Боби перенёс сильнейший инсульт, когда они с сыном направлялись на прогулку на новом спортивном автомобиле. Через двадцать дней Боби вышел из комы и обнаружил, что у него парализовано всё тело, кроме левого глаза, собственно с этого момента и начинается его новая жизнь. Он осознает, что полностью парализован, его тело – скафандр, в котором он оказался запертым, и единственным средством общения с внешним миром ему может служить только левый глаз, сохранивший способность моргать. Единственным утешением ему служит чудесная способность человеческого сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, называемая воображением. С помощью него автор мог бы «…воспарить в пространстве или во времени, отправиться на Огненную Землю или ко двору царя Мидаса» «…нанести визит любимой женщине, проскользнуть к ней и погладить ее еще сонное лицо» «…строить воздушные замки, добывать Золотое руно, открывать Атлантиду, воплощать свои детские мечты и взрослые сны», однако, судя по фильму, его фантазии не хватило на большее, чем визит к любовнице.

Фильм наполнен переживаниями автора по утраченной комфортной жизни мещанина, который имел все радости жизни, будучи редактором модного журнала, играя роль своего рода идеолога (не путать с диетологом), втюхивающего дамочкам – представительницам «среднего класса» или тем, кто тянулся к ним, рецепты красивой жизни по доступной цене. До того, как он окончательно осознал свое положение, в его планы входило: путешествие, написание романа, постановка театральной пьесы и даже появление в продаже фруктового коктейля его собственного изобретения, но все эти мечты оказались задвинутыми на задний план суровой реальностью.

Питаясь с помощью соединенного с желудком зонда, через который «две или три склянки коричневатой субстанции» ежедневно доставляли необходимую порцию калорий, бедняге оставалось только мечтать о нормальной еде, что он и делал: «…сочная говядина по-бургундски, мясо в прозрачном желе и торт с абрикосами, в меру кисловатый. В зависимости от настроения я угощаю себя дюжиной улиток, свининой с картофелем, кислой капустой и бутылкой золотистого гевюрц-траминера позднего разлива или просто яйцом всмятку с ломтиками хлеба, смазанными соленым сливочным маслом. Какое наслаждение!».

Мы не увидим раскаяния о бесцельно прожитой жизни. Есть, кончено, сожаления, но и их не так много. Этот фильм не назидание потомкам, раскрывающий смысл жизни в новом неожиданном ракурсе. Ничего вышеперечисленного здесь практически не встретишь. По сути, здесь не встретишь вообще ничего.

Стоя на самом краю жизни Баби продолжает мечтать лишь о тех радостях, которые получал в этом «скафандре», и сожалеть лишь об удовольствиях, которые не успел получить, о глупостях, которые не успел совершить, остальной мир со всеми проблемами остается за границами его ойкумены.

Уход в мелочное мещанское существование характерен для людей эпохи капитализма. Большинство проживает жизнь в состоянии бодрствующей комы, и даже момент смерти не несет в себе просветления, не заставляет оглянуться и задуматься. В мире частной собственности и всеобщей отупляющей конкуренции мировоззрение конкретного человека движется в русле общего тренда, характерного для конкретных общественных условий. Особенности производственных отношений и классовая принадлежность оказывают решающее влияние на формирование мировоззрения. Здесь уместно вспомнить размышления героя автобиографичного романа Чарльза Буковски «Хлеб с ветчиной» – Генри, который рассуждал следующим образом: «Будь у меня новенький авто и такие же клёвые телки, да е…. бы я все эти базары о социальной справедливости». Тот же Генри, который на своей шкуре испытал все «прелести» бедности, дает нам свое объяснение подобному эгоцентризму: «…молодые богачи, соприкоснувшись со зловонием бедности, учатся относиться к нему с легкой насмешкой. Они должны выучиться смеяться, в противном случае нищета будет ужасать, мешая пищеварению. И они преуспевают в этой науке, также сказывается многовековой опыт предков». Баби, судя по всему, был из разряда подобных людей. Тем не менее, история знает и другие примеры социального поведения людей, куда более благородные и достойные уважения.

22 ноября 2016 | 13:17
  • тип рецензии:

Прежде, чем начать, скажу собственное отношение к фильму в целом. Он неплохой. Но лично во мне не затронул всех струн души, так сказать, какие мог бы и нацелен на то, чтобы затронуть этот фильм.

Здесь рассматриваются вообще очень важные такие темы, как болезнь, семья, любовь, личность и взаимоотношения между людьми.

Французское кино всегда отличалось особой манерой подачи информации зрителю. И стоит отметить режиссерскую работу, потому что ему удается передать видение человека, как если бы ты сам смотрел на мир из глаз Жана-Доминика Бобби, так зовут нашего главного героя. Успешный, циничный редактор журнала Elle, любимец женщин переносит инсульт и попадает в кому, из всех возможностей общаться у него остается только возможность подмигивать левым глазом, и эта история основана на реальных событиях. Подобные вещи всегда цепляют зрителя, потому что осознание, что это происходило на самом деле, добавляет остроты в картину. Сначала герой вызывает негативное мнение о нем, потому что ты слышишь все, о чем думает герой, а те, кто с ним возятся и ухаживают за ним, не имеют такой возможности. В нашей стране это, конечно, дикость, такое отношение со стороны врачей и жены, которую он бросил с детьми, ради любовницы, которая его даже не разу не навестила, но он был довольно известным и обеспеченным человеком, поэтому в его конкретном случае это было нормально. Но постепенно в нем просыпаются и прослеживаются все те человеческие качества, которые так необходимы, для того, чтобы вызвать симпатию к этому человеку. И постепенно раскрываются его ощущения, внутренний мир, который он ассоциирует с собой, запертым в скафандре. Конечно же, вызывает уважение, то что он написал книгу, о своих переживаниях перед смертью, потому что всегда требуется терпение и мужество для такого труда. А, в общем, фильм стоит смотреть тем особенно, кто, будучи здоровым не видит не смысла в жизни, ни ярких красок вокруг.

5 из 10

04 марта 2014 | 04:22
  • тип рецензии:

Давно хотела посмотреть этот фильм, и поэтому особенно грустно, что он не произвел на меня должного впечатления. Ожидала увидеть кино, которое заставит задуматься, сопереживать, тронет до глубины души... Но, к сожалению, этого не произошло. Да, были моменты, от которых комок подступал к горлу (для меня самой сильной стала сцена телефонного разговора главного героя с отцом), но общего впечатления это не создало.

Для меня фильм немного пресный, не цепляющий и даже местами скучный. Я понимаю, что главной целью было показать перенос души абсолютно парализованного человека в книгу, возможность путешествовать по различным уголкам Земли с помощью одного воображения. Но лично мне не хватило некоего трагизма что ли.. Может быть это кощунственно, ведь трагедия человека, основной связью которого с внешним миром был левый глаз, и так очевидна.

Однако как-то мне показалось все наигранно, чересчур художественно. От этого безусловно фильм очень красивый, но неправдоподобный. Во-первых, весь медицинский персонал с первых же дней проникся к больному не просто сочувствием и жалостью, а искренней любовью. Что в принципе наверное нереально. Во-вторых, внимание, оказываемое больному посетителями, тоже не вполне правдоподобно. Жена, которую он бросил ради другой, не просто навещает несколько раз в неделю, но даже передает его слова любовнице. Друзья, к которым он в прошлой жизни так же, судя по всему, не был особо внимательным, тем не менее посещают его, часами читают книги, ночуют у него в палате. Все это конечно лирично, но уж как-то слишком не жизненно.

Однако это скорее мои излишние претензии по поводу сюжета, пусть даже биографичного. Очень впечатлила работа оператора, чувство, что в течение первых сорока минут ты находишься в теле парализованного человека и окружающий мир видишь сквозь расплывающуюся призму одного единственного глаза. вместе с героем ощущаешь его неудобства, беспомощность и отчаяние.

В итоге я восприняла фильм, как очень красивый, слегка гротескный, но пустой и немного затянутый. Не очень понравилась игра актеров. И почему-то у меня возникло чувство, что книга, по которой был снят этот фильм, гораздо точнее и острее передаст мысли человека, заключенного в скафандре.

17 января 2010 | 03:30
  • тип рецензии:

Фильм «Скафандр и Бабочка», в основе которого лежат реальные события, рассказывает историю написания одноименной книги бывшим главным редактором французского «Elle», Жаном-Домиником Боби. Особенность этой книги не только в звучном названии, но и в том, что автор «надиктовывал» ее с помощью единственно функционирующего века, будучи абсолютно парализованным, после внезапно перенесенного им инсульта.

Итак, ситуация с кричащей трагичностью – человек в полном сознании и абсолютно неподвижном теле преодолевает ужас и отчаяние своего положения для того, чтобы поговорить еще с миром из глухого скафандра своего ставшего мертвым тела, где трепещущей бабочкой задыхается, но все еще жива его душа. Что же напоследок мог рассказать, тот, кого вдруг заперло собственное же тело, когда он был на взлете, имел славу, деньги, власть, свободу, любовь женщин, а о смерти и немощи не думал и в последнюю очередь?

Само собой, при подобной тематике не ждешь от фильма легкости просмотра, готовишься скорее к тесту на способность к сопереживанию и обязательному для подобного жанра пониманию ничтожности своих повседневных проблем в пользу непродолжительного стремления к простой радости жизни и любви ко всему окружающему.

Вопреки же ожиданиям, данное кино не шокировало меня, не заставило сопереживать главному герою или любящим его людям, не заставило задуматься о вечном, оно даже не раздражало. Попробую себя оправдать.

Если не знать, что фильм основан на ситуации, бывшей в действительности, то можно сказать, что он о жестокости…о жестокости режиссера к зрителю. С первых же минут камера хватает нас в тиски мутного блуждающего взгляда человека, который не может произнести ни слова вслух (может, поэтому озвучка главного персонажа поначалу сильно напоминает манеру озвучивать ребенка из «Уж кто бы говорил» с Траволтой – такими неестественными кажутся фразы, которые выдает про себя герой). Нам раз за разом повторяют французский алфавит миловидные женщины, а действие топчется на месте со строго сведенными бровями и эмоциональным градусом в районе 0. Нарочито хладнокровное повествование за шкирку тащит заробевшего от вживую зашитого глаза зрителя по представленной истории.

А она о том, как паралич вдруг скрутил праздного буржуа, который походя, хватал от жизни лучшие куски: вот тебе заискивающая дружба всех вокруг, вот достаток, вот штабеля влюбленных женщин, вот, несмотря на предыдущий пункт, преданная жена с оравой милых ребятишек и трогательный старик-отец, где-нибудь подальше в доме престарелых. Все это было у Жан-До, а веры в Бога и совести не было.

И об этом нам рассказывают его воспоминания после того, как этого не самого плохого, но и не сильно хорошего, а такого, усредненного, но приправленного долей успеха, человека злой рок в насмешку превратил в живую мумию, способную только моргать, вспоминать и мечтать. Воспоминания не строят историю жизни героя, не пытаются объяснить случившегося или рассказать о его отношениях с кем бы то ни было. Они словно безмолвные свидетели рисуют Жана-Доминика серым в повседневном мелькании обычной и счастливой жизни, серым и пустым. Заявленные в слогане мечтания, которые должны были стать окошком в скафандре, тоже довольно невнятны и сводятся к паре поцелуев и паре красивых кадров с французскими пейзажами.

Такой вот морализаторский конец – жил он в пустую, пока его не заперло его тело похуже болезни отца-инвалида или террористов, из-за него захвативших случайного знакомого. Но тут он исправился, увидел свою внутреннюю бабочку и ушел с миром, получив «отзывы просто супер» за свою лебединую песню.

Жаль, но это было на самом деле, и думаю, тот, реальный Боби, чувствовал гораздо глубже и вряд ли хотел именно засунуть всех в свою шкуру буквально, как это сделал режиссер. Этот фильм имеет отношение к реальным событиям столько же, сколько отражение луны в … нет, не в луже даже, а в оконном стекле, отражающемся в заляпанном зеркале, стоящем в дальнем углу комнаты.

Зато фильм с женским лицом – жена Боби, любовница, логопед, терапевт, секретарь дарят зрителю свои улыбки, слезы, ясные заботливые и озабоченные взгляды, эти портреты не самых молоденьких, но все еще воздушно легких француженок, усердно твердящих букву за буквой, чтобы понять запертого внутри себя любимого человека – единственный утешительный приз от садиста-оператора.

Во всем остальном, я промахнулась с выбором фильма, совсем не мое кино, я его увидела и с чувством удовлетворения разбавляю ему высокий рейтинг.

2 из 10

13 июля 2011 | 14:06
  • тип рецензии:

Фильм исполненный достоинств… и чудовищных проколов. Первый: дурацкая вывернутая губа годится только для комедии. Второй: вся писательская тема – невероятное дерьмо. 5 часов работы, чтобы продиктовать несколько высокопарных фраз?! Он что, миллиардер? Ведь всем платить надо. Причем, о деньгах ни слова!! Третье: Дурацкий способ общения – я за минуту придумал, что надо пользоваться таблицей с буквами и моргать он должен во время движения указки по горизонтальным и вертикальным столбцам – нужная буква будет на пересечении… С ума сойдешь перебирать алфавит вслух уже через 20 минут! Да и долго!

Но идея показа внутреннего мира и видения больного, конечно, оригинальна (хотя и очень проста) – и такой фильм надо показывать всем инвалидам…

Инвалид как забарахливший комп – нечеткая картинка, пропадание звука и прочее… Только медицинская сторона фильма мне понравилась – все остальное или «сю-сю» или муть – его друзья, жена, любовница… Режиссер насовал сердобольных рож в кадр - вот и вся недолга. И главная идея наверняка не его. Его - алфавит - который слушать просто достало… И психологически неверно, что товарищ писал цветистую книгу с длинными оборотами таким способом – это изуверская пытка! Она не по силам даже здоровому. Тем более, он не писатель, а всего лишь журналюга. Блеснуть решил, заработать на новации?

27 января 2010 | 10:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: