Что бы добиться чего-то в жизни, люди часто забывают обращать внимание на самое главное. Постепенно взбираясь вверх по служебной лестнице, завоевывая высокое положение в обществе, не имея ни одной свободной минуты времени для отдыха, они ни на секунду не желают останавливаться, что бы позаботится о том, что за деньги купить нельзя. Нет, речь идет не о любви, а о здоровье. Ведь болезни не обращают внимания ни на деньги, ни на статус, и уж тем более на таланты человека. Они приходят внезапно и в считанные дни могут разрушить даже самую удивительную жизнь, превратив ее в ежедневную муку, невыносимое испытание силы духа человека.
Режиссер Джулиан Шнабель, который предпочитает снимать необычные, отчасти биографические кинокартины о жизни необычных людей, просто не мог не заинтересоваться книгой французского редактора глянцевого журнала Жана-Доминика Боби. Жизнь этого человека была похожа на воплощение мечты, пока в один день у него не случился инсульт и он потерял многое. Но самое важное он все-таки сумел сохранить.
«- Я могу воображать что угодно, кого угодно, где угодно. Омываться в волнах Мартиники, встречаться с любимой женщиной, простираться перед Озимандиасом, королем королей. Я могу вообразить что угодно. Пережить детские мечты и взрослые амбиции…»
В центре повествования находится сам Жан-Доминик, чьим домом после рокового случая стала больница. Его тело парализовано и все что ему остается, это общаться с внешним миром с помощью лишь одного глаза. Мужчина в рассвете сил, у которого были безграничные возможности, и которому частенько в жизни везло, теперь является узником своего же собственного тела. Перед актером Матье Амальриком стояла очень сложная задача показать все чувства, переживания, которые только могут возникнуть в душе человека, в чьем сердце нет надежды вернутся к прежней жизни. И, удивительно, но актеру это удалось. Он вместе с режиссером показал нам сильного человека, способного преодолеть любую преграду. Его Жан-Доминик продолжал мечтать, путешествовать с помощью воображения и даже в некоторые моменты смог вновь почувствовать себя счастливым.
В создании драматического настроения важную роль сыграли именно женские образы. Давно знакомые или только что встретившие главного героя, они становятся его постоянными ангелами-хранителями. Хенриетта и Мари делают все возможное, что бы у Жана-Доминика появился шанс общаться со своими близкими. Селин, несмотря на все их предыдущие разногласия, с любовью заботится о нем. А Клауде с невероятным терпением записывает все сказанные героем слова, осуществляя последнее важное дело его жизни. Очаровательные актрисы Мари-Жозе Кроз, Олац Лопез Гармендия, Эмманюэль Сенье и Энн Консиньи бесподобно воплотили своих героинь. Каждая из них правдоподобно показала те эмоции, которые только можно прочувствовать, посвящая часть себя работе с парализованным человеком.
Кинокартина является прекрасным воплощением биографической истории, от чего производит сильное впечатление. Сам факт, что эта история – не плод человеческого воображения, а эти события некогда произошли в реальной жизни, делает этот фильм еще более трагическим. Джулиан Шнабель воссоздал на экране сильную психологическую драму одного человека, которая наполнена надеждой, долей оптимизма и восхищением жизнью Жана-Доминика Боби. А будучи не столько режиссером, сколько художником, он также снял превосходный визуальный ряд, похожий на фантазию главного героя. Завершительным аккордом в создании теплой атмосферы фильма служит волшебная музыка композитора Поля Кантелона. А удачно подобранный актерский состав помог сделать фильм по-настоящему французским, рассказав эту историю серьезно и одновременно легко, оставляя после просмотра приятное послевкусие. Ведь даже самая безнадежная с первого взгляда ситуация может помочь человеку увидеть что же есть в его жизни самым важным.
«- Нужно цепляться за то человеческое, что есть у Вас… и Вы выживете.»
И бороться до самого последнего взмаха крыльев своей души.
Пусть эти слова станут понятны не только тем, кто еще не смотрел «Скафандр и бабочка», так как они очень красочно описывают в общем-то сам фильм, но и тем, кто его посмотрел...
Понять о чем такое кино не так трудно и думаю, вам обязательно что-нибудь подскажет как отреагировать на него и о чем после окончания размышлять, однако одного этого было бы мало, чтобы я с большим удовольствием поставил ему заслуженные 9 из 10... И мне не хотелось бы произносить какие-либо громкие слова о том, о чем этот кинофильм, а сказать о том, как он воспринимается...
Если начать описывать все простыми словами, то все будет звучать примерно таким образом: картинка доставляет удовольствие взгляду из-за своего стильного минимализма в простых тонах, жизненные диалоги и в общем очень хорошо построенный сценарий, безупречная игра актеров и так далее... Думаю не стоит говорить более на эту тему, скажу лишь то, что в современности это, а вернее такое кино - очень редкое...
Похожая тема проходит в других кинофильмах, как «Моя левая нога», «Пробуждение» или пусть даже намного более слабый «Внутри себя я танцую», но среди этого ряда «Скафандр и бабочка» значительно выделяется, но выделяется по-своему... Как и некоторые фильмы своего ряда, он имеет основанный на реальной жизни сюжет, но отличается руками своих создателей, представая перед нами наиболее ярким, реалистичным и приятным среди своей группы фильмов.
Хотя и кино такой тематики не может оставить никого равнодушным, все же я рад, что найдется не очень много тех, кому фильм покажется не интересным и бессмысленным. Уверен, фильм доставит широчайшее удовольствие тем, кто его еще не посмотрел... Да в общем-то и остальным тоже.
В течение двух часов зритель ощущает себя в теле и мыслях полностью парализованного человека. Иногда это ощущение настолько реально, что хочется немедленно пошевельнуться, чтобы убедиться, что парализован только герой фильма, а не ты сам. Дергающаяся камера вначале раздражает (особенно, если не знаешь, что происходит по сюжету), но со временем фокус наводится и изображение становится лучше. ЖанДо приходит в себя... Он не знает, что с ним произошло и не сразу понимает, что полностью лишен движения и речи. Единственной его связью с миром остаются глаза, точнее сказать, один глаз... Только лишь с его помощью он может давать какую-либо обратную связь. По спине проходит легкий холодок...
Жан-Доминик Боби - не выдуманный персонаж, он вполне реален. В 1997 году редактора глянцевого журнала Elle поразил инсульт и 43-летний мужчина, когда-то привлекательный, ведущий легкий образ жизни и меняющий женщин, как перчатки, стал, как говорится, 'овощем '... Но после рокового удара, как оказалось, у ЖанДо отказало только тело. Душа осталась прежней. Только это, к сожалению, смогли разглядеть лишь немногие. В его присутствии теперь можно говорить так, будто его нет...
Наблюдая за состоянием героя изнутри, можно только поражаться его выдержке и даже чувству юмора. Осознав, что дорога к выздоровлению будет долгой и не обязательно успешной, ЖанДо решил прибегнуть к своей фантазии и памяти. Он отправился в путешествия, в которых никогда прежде не был и никогда уже не будет, принялся старательно перебирать в памяти приятные моменты, прибегать к образам... Казалось, он даже полюбил ту больницу, в которой находился и где его так заботливо обхаживали доктора, и смирился со своим положением. ЖанДо получил возможность передавать сообщения в окружающий мир. Бабочка, бьющаяся внутри скафандра, погруженного глубоко под воду, нашла своеобразный путь на свободу, результатом которого и стала книга, легшая в основу одноименного фильма.
Каким бы ты ни был в реальности, Жан-Доминик Баби, я тобой восхищаюсь.
Ты просыпаешься в больнице и не можешь ничего понять. Учтивый доктор почти мгновенно откликается на вызов и пытается хоть что-то тебе пояснить. Оказывается тебя зовут Жан-Доминик Боби, и теперь ты навечно будешь заперт в собственном же теле.
Именно так начинается фильм Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка».
Сразу становиться грустнее от того, что эта история есть откликом реальности. Действительно существовал такой весьма успешный на редакторском поприще человек. И он действительно был заперт в такой странной и отчасти даже привычной для многих тюрьме из собственного тела. Это очень простая история. Она так же проста, как и немногочисленные символические вставки со скафандром, воспоминаниями самого Жана – Доминика Боби и его мечтами. И в этой самой простоте, пожалуй, и состоит его основное достоинство.
Он решил написать книгу. Но не про полое существование современного аналога графа Монте – Кристо как он хотел сделать, имея возможность ходить. Скорее про похождения собственного духа. Обособления человечности в лице насмерть перепуганного главного редактора Elle France.
Мне очень нравиться идея Шнабеля подать мир старой клиники сквозь глаза (а точнее глаз) Боби. Видеть только то, что видит он и ни каплей больше. Видеть его фантазии и воспоминания. И если Гаспар Ноэ во «Входе в пустоту» с привычной для его работ долей мрачного безумия ощутимо давил на ничего не подозревающего зрителя и его психику, то Шнабель предпочитает давить на более чувственные отрезки нашего собственного мирка существующего лишь перед мерцающим экраном.
Как ни странно это бы не прозвучало, но в «Скафандре и бабочке» нет никаких актеров. Точнее они есть, но играют так хорошо, что вместо них предстают самые простые люди.
Смущенный Пьер Руссон выживший после длительного плена и религиозная Мари, обладающая удивительным спокойствием. Молодая и вспыльчивая Анриетта (Мари-Жозе Кроз) и искренне старающийся быть веселым Лоран (Исаак Де Банколе) – единственный настоящий друг Боби. Его старый отец и матерь его детей… Их много и никто собой не портит общую картину, а только дополняет ее.
Джулиан Шнабель создал действительно прекрасное полотно от мира современного кинематографа.
Этот фильм как пьяный корабль Рембо застывший в самом центре океана во время необъяснимого и почти не существующего бриза... Мира из-за простой случайности брошенного в пропасть.
И я очень благодарен Джулиану Шнабелю за эти чувства.
Парализованность, отчаянность, пустота, грусть, безразличие, одиночество, безысходность - все те чувства, которые настигают главного героя Жан До в момент осознания того, что он полностью лишен возможности жить полноценной жизнью и поддерживать связь с внешним миром. Именно это состояние характеризуется как жизнь в скафандре, который идет ко дну, и физически 'выплыть' уже крайне трудно. Но оказывается быть заложником своего тела не самое ужасное.
Хотя Жан До не способен физически чувствовать все прелести и краски жизни, его спасло его душевное богатство и знания, которые он собрал за всю свою недолгою жизнь. Как бы ни было жаль героя, всё же в конце я прихожу к выводу, что не зря он остался в живых. Такое чувство было, что он стался в живых ради того, чтобы родилась на свет эта замечательная история. Самое главное в жизни ценить родных и близких. Однако мы? сами того не замечая, теряем весь смысл нашего существования. Только лишь попав в неприятную ситуацию, мы понимаем 'Боже, прости, как же я был глуп... как бы мне хотелось все изменить...' Остается надеяться, не веря в свое будущее. У этого героя пролился свет в окошко, когда в его жизни появились такие замечательные, родные люди, окружавшие его. Они вселили в него надежду и веру в светлое будущее.
И мне кажется, что именно с этих пор Жан До олицтворяет себя как бабочка, стремящаяся выйти на свободу. Удивляет и заставляет верить, что есть такие люди, которые готовы бороться за свою жизнь в самом худших стечений обстоятельств, которые видять смысл продолжать жизнь, люди, которые не только любят жизнь, но и хотят продолжать жить и творить благо. По-моему, это то самое 'человеческое' чувство, которое должно преобладать в нас, именно оно может помочь и спасти нас в трудные моменты нашей жизни, а может даже и наших близких друзей. Как говориться: 'Нам больше, чем кому-либо, необходимо духовное здоровье, бодрость, вера в творческие силы разума и воли'.
Это больше чем просто фильм: это реальная жизнь и история одного талантливого человека, жизнь которого была освещена для нас, чтобы мы поняли как цена каждая секунда и каждый вздох нашей жизни. Даже если мы физически больны, нельзя позволять людям пренебрегать нами и называть 'овощью', так как человеческое сердце еще бьется, разум не покинут, а душа до сих пор в теле!
Ну и хотелось бы добавить пару слов об актерской игре, режиссуре и операторской работе. Матье Амальрик гениально испонил эту нелегкую роль, заставил волновать зрителя и поверить в реальность случившейся истории.
Отдельная благодарность режиссеру и оператору, которые сняли этот фильм не только по написанному биографическому роману, но и внесли свои позиции, эмоции и чувства в фильм.
С огромным восхищением, спасибо Жан-Доминику Боби за эту великолепную книгу!
У Матье Амальрика счастливая для актера внешность: его персонажам нельзя не сочувствовать. А ее они неизменно вызывают симпатию, несмотря на то, что не всегда (далеко не всегда!, вспомнить хотя бы Доминика Грина из 'Кванта милосердия') являются положительными героями.
Главный герой этой истории Жан-До тоже вряд ли может расчитывать на сочувствие большинства. 43-х летний мужчина в полном расцвете сил, редактор претижного глянцевого журнала, таким не сочувствуют. Мужчины позавидуют его машине, дому, любовнице... Женщины упрекнут в том, что не захотел сохранить семью; скажут, что короткие свидения с детьми по выходным - это слишком мало и слишком грустно; конечно же, будут говорить: 'Ну что с него взять, он же мужчина, сытый, бесчувственный, самодовольный...'
Все это будет и уйдет - по мере того, как единственный подвижный глаз обездвиженного тела расскажет нам о запертом в нем внутреннем мире; о том, что богатые тоже плачут; о том, что ни одного человека в мире нельзя судить только по внешним атрибутам успеха, богатства или привлекательности для противоположного пола.
Я бы сказала, что Жан-Доминик находился в скафандре до того, как с ним случилось несчастье. За время, которое он провел в скафандре физическом, ему удалось улизнуть.
Когда человек становится пленником своего тела, все, что ему остаются – это украшать стены камеры изнутри. Иначе можно умереть от глухой депрессии, давящей безнадеги однообразной жизни, где только и есть, что потолок над головой да телевизор, оставленный включенным сердобольной санитаркой. Можно кричать, можно смеяться, можно сойти с ума – никто об этом даже не узнает. Но человек остается человеком, покуда живы память и воображение, Мане и Моне нашего разума, позволяющие хоть ненадолго стать свободным, счастливым, влюбленным, гуляющим по улицам Парижа и вкушающим не обогащенную витамином питательную смесь через капельницу, а устриц и вино. И только с красивой девушкой, потому что иначе нет никакого смысла ни в устрицах, ни в вине.
Волшебная камера Януша Камински путешествует по памяти и воображению Жана-Доминика, а закадровый голос, словно опытный экскурсовод, проводит экскурсию по сознанию паралитика, человека, у которого единственный ответ на любой вопрос –подмигивание левым глазом. Это секундное сокращение мышц для него и «да», и «нет», и «включите футбол, пожалуйста», и все буквы алфавита от А до Я включительно, и «я каждый день жду, что ты придешь». У эскимосов есть сорок слов для обозначения снега, а у ЖанДома лишь одно подмигивание вместо десятков тысяч слов.
Снимать фильмы об инвалидах – такое же читерство, как экранизации истории Хатико. Сентиментальные натуры обливаются слезами, а любое слово критики превращает тебя в закоренелого бездушного циника, чуждого состраданию – единственному, что отличает человека от животного. Джулиан Шнабель играет минор на натянутых струнах души, но только глухой не услышит в этих нотах надежды. Потеряв возможность управлять телом, Жан раскрывает свое сердце – в том числе и для себя самого. А когда ты как зритель, становишься свидетелем чьего-то духовного перерождения, это цепляет. Начинаешь думать, что и для тебя не все потеряно. Правда, не хочется, чтобы обрядом инициации стал инсульт. Так что живи, дыши, говори, смейся, и верь, что дешевая Мадонна из сувенирной лавки – уникальный символ надежды, освященный самим кардиналом. Гуляй по улицам любимого города, пей вино с красивыми женщинами, люби и будь любим, потому что человеческая жизнь хрупка, как крыло бабочки.
Если ты считаешь, что твоя жизнь 'дерьмо', посмотри этот фильм, и убедись в обратном!
Будучи физически здоровыми людьми, мы редко задумываемся о завтрашнем дне. Мы ссоримся и обижаем близких и дорогих нам людей, думая, что попросим прощения завтра (если вообще попросим). Мы даже не представляем, что завтра с нами может случиться непоправимое, и для прощения будет уже поздно. Хотя, с другой стороны, раскаяться и извиниться никогда не поздно!
Вот такая вот трансформация взглядов происходит у Жана Доминика Боби. Будучи успешным человеком, имея трех детей и любовницу, у него случается инсульт. И тут вся его прежняя жизнь летит к чертям. Надо приспосабливаться жить по новому, волеизъявлять свои чувства по новому, говорить по новому. Чтобы не сломаться в такой ситуации, нужно иметь огромную силу воли и твердый характер.
Паралич сковывает его тело, он словно замурован в скафандре или в коконе. Он начинает переосмысливать свою жизнь и понимает, что помимо одного глаза у него осталось еще две непарализованных вещи – его воспоминания и воображение. Это помогает ему держаться 'на плаву'.
В фильме очень необычная операторская работа, ибо большую часть фильма мы видим происходящее вокруг глазами Жана Доминика. Воплощение этой идеи показалось мне очень интересным. Само повествование в целом выстроено очень грамотно, ибо настоящее перемежается с прошлыми воспоминаниями и нынешними полетами фантазии Жана. С середины фильма дается и общая картина происходящего, не только глазами главного героя. Единственный минус, на мой взгляд, небольшое провисание сюжета в конце фильма, ибо зритель уже подустал. Хронометраж для подобных фильмов должен быть немного короче. В остальном фильм просто превосходен, ибо несмотря на достаточно трагичный сюжет, в нем есть место и для смешных моментов (что называется, и смех и грех), и для самоиронии.
Главный же посыл фильма можно истолковать так: если вы считаете, что ваша жизнь 'дерьмо' (а сейчас многие люди разделяют подобные убеждения), то посмотрите этот фильм, и убедитесь, что вы глубоко заблуждаетесь! Ибо если главный герой, несмотря даже на сложившуюся ситуацию, нашел в себе силы и воплотил в жизнь свою последнюю мечту, то и вы сможете переломить создавшееся положение в свою пользу!
Жан вырывается из своего скафандра, из своего кокона, теперь он уже новое существо, с новым взглядом на мир. Он свободен, он бабочка!
За всю историю современного кинематографа было снято достаточно много фильмов про людей с тяжелой судьбой, с разного рода отклонениями, травмированными физически и психически (не хочется употреблять слово «инвалид», по-моему, это все равно, что поставить клеймо на человека). Большая часть этих историй основывается на реальных событиях и оттого фильмы такого рода делаются более ценными. Однако среди внушительного количества картин, повествующих о жизни таких людей, редко можно встретить ту, после просмотра которой хочется не плакать от несправедливости, выпавшей на их долю, а наоборот, улыбнуться, пусть и не самой веселой улыбкой. «Скафандр и бабочка» вызовет именно такую улыбку на вашем лице. И на протяжении долгого времени вы, несомненно, будете возвращаться к этой удивительной истории.
С самого первого кадра вы оказываетесь с сознании Жана Доминика Боби, человека, находящегося в коме, но продолжающего общение с миром при помощи одного функционирующего органа – левого глаза. Вы слышите его мысли, его беззвучные протесты, и хочется вместе с ним громко крикнуть «Я здесь! Я все слышу! Я жив!». Будучи полностью прикованным к кровати, он сохраняет не только ясный рассудок, но и удивительное чувство юмора. Причем смеется он, по большей части, над самим собой! Жизнь Жана До превратилась в пребывание в скафандре. Он безвозвратно заперт в нем. Но ему удается сбежать и посетить удивительные места, в которых он не был до этого, а главными соучастниками побега являются его память и воспоминания – то немногое, что осталось от прежней жизни. Сбежав из заточения, его душа превращается в бабочку и улетает. Улетает навсегда.
Джулиан Шнабель в очередной раз демонстрирует мастерское сочетание стильного и жизненного кино. Мастер байопиков на этот раз снял свой самый эмоционально заряженный и мощный фильм.
«Скафандр и бабочка» снят весьма необычно, практически полностью от первого лица. Большое количество крупных планов создает удивительное ощущение присутствия, причем этот эффект настолько грамотно преподносится, что порой действительно теряешь ощущение реальности и думаешь, а не над тобой ли склонились все эти доктора? Все это плод великолепной операторской работы Януша Камински.
Матье Амальрик, большей частью остающийся за кадром, превосходно передаёт образ Жана До, успешного редактора с простыми человеческими слабостями до, и слабого телом, но сильного духом человека после. Ему не просто веришь, ему доверяешь свое сознание и вместе с ним вырываешься из скафандра, чтобы улететь. Потому что все мы бабочки.
Фильм 'Скафандр и бабочка' (Франция, США) получил много наград, в частности приз за лучшую режиссуру Джулиану Шнабелю на Каннском Кинофестивале 2007, приз за лучший зарубежный фильм от Национального совета американских кинокритиков, был номинирован на Оскар и т.д. Уже одно это дает любителям кино повод его посмотреть. Как было написано в одной рецензии: ' Такие фильмы надо смотреть, когда тебе плохо. Или – наоборот – слишком хорошо. Оказывается, бывает не просто плохо, а совсем плохо. А умереть не дают. Еще такие фильмы надо смотреть, когда тебе хорошо. Чтобы не забывать: все может кончиться в один момент. А вот к этому почему-то никто никогда не готов.'
История рассказанная в этом фильме хорошо известна и потому не буду ее перессказывать. Казалось бы, она не очень кинематографична. Нет настоящей интриги, нет действия, есть тяжелобольной неподвижный человек и попытки общения с миром, которому он стал чужим. Именно по этой причине меня фильм не очень сильно задел эмоционально, а для меня это важно. За исключением самого начала картины, когда мы видим мир глазами, точнее одним глазом, главного героя. Это несомненно блестящая находка режиссера, мастерски реализованная оператором (Я. Каминский). Невозможно не поставить себя на место этого попавшего в беду человека, про которого мы еще ничего не знаем. Невозможно уйти от вопроса: 'А если завтра это случится с тобой?'
Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: 'Мы живем так, как будто пишем черновик, думая, что обязательно у нас будет время переписать его набело'. Увы, как правило, жизнь не дарит нам такой возможности. 'В чем застану, в том и судить буду,' - говорит Господь. Жану-Доминику Боби (Ь. Амальрик) эта возможность была дана.
Когда он понял что с ним произошло, первая его просьба была о смерти, он хотел умереть. Он бы и умер, если бы эта беда с ним приключилась несколько десятилетий назад, но современная медицина творит чудеса. Он оказывается в прекрасной клинике на берегу моря, его окружают замечательные врачи. Они все исполнены оптимизма и говорят ему, он жив и все будет хорошо. 'И это жизнь?', - кричит он своим благодетелям, но его крика никто не может услышать. Однако, его слышим мы, собственно это наш крик. А дальше фильм, как мне кажется, и является попыткой ответить на этот вопрос.
Что такое вообще жизнь? Как отличить живое от неживого? Когда мы живем, а когда просто существуем?
Постепенно мы узнаем о прошлой жизни нашего героя. Казалось, он достиг всего, о чем только можно мечтать: богат, успешная карьера, известность, трое замечательных детей, хотя их мама не его жена, но они его любят. Он окружен обворожительными красотоками. Ему еще и удивительно везет. Несколько лет назад он откликнулся на просьбу незнакомого человека и отдал свой билет на самолет, полетев на другом рейсе. А тот рейс был захвачен террористами, и 'счастливый' обладатель его билета просидел 4 года в Бейрутской тюрьме. При этом создается впечатление, что он не пошл и не циничен, хотя, конечно, атеист. В фильме есть прекрасный эпизод поездки с подругой на порно-уикенд в Лурд, где на фоне этой 'целулоидной святости' он выглядит единственным живым человеком. Там же он произносит слова, явно не случайные для понимания фильма: 'В Лурд приезжают больные, чтобы исцелиться, а я приехал здоровый, чтобы заболеть'. (А может, он как раз и исцелился благодаря своей болезни?). Его нежные и трогательные отношения с престарелым отцом, которого гениально играет М. фон Сюдов, показывают, что несмотря на всю это погоню за успехом и благами мира сего, он не потерял чего-то очень важного.
И все же слова модного шлягера из культового фильма 70-х 'О, счастливчик': 'Running here and running there, Keep on moving, sonny, don`t be spared! (Живей туда, живей сюда. Давай, давай, сынок. Не думаю, что дадут передохнуть!)', точно передают стиль жизни Жана-Доминика. Казалось бы, жизнь его бьет ключом, о чем можно еще мечтать? Но вот она так страшно обрывается, точнее замирает, делится на две неравные части: 44 года до и год и два месяца после. Жизнь баловня судьбы и почти овоща. И вот вопрос: когда Жан-Доминик был более живым? У каждого будет свой ответ на этот вопрос, и во многом он будет зависеть от того, что мы считаем жизнью.
Великий соотечественник Жана-Доминика Боби Марсель Пруст считал, что 'жизнь есть усилие во времени'. Т. е. нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым. На протяжении всего фильма мы видим колоссальные усилия, которые прикладывает Жан-Доминик, чтобы жить, и не просто жить, а жить максимально осознанно и осмысленно, несмотря на то, что все его тело мертво, за исключением левого ока. Он всматривается в свою жизнь, в людей, которые его окружали. Такое впечатление, что он их только сейчас начинает по настоящему замечать, благо времени теперь много. Он не просто вспоминает, мечтает, фантазирует, он творит, он пишет книгу, что в его ситуации просто подвиг. Как многие на его месте с легкостью впали бы в уныние, отчаяние, ропот и на самом деле бы превратились в овощ! Как многим для этого необязательна инвалидная коляска. 'Быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное' (В. Франкл). Потеряв человеческий вид, оказавшись в скафандре, человек начинает усиленную работу над тем, чтобы стать человеком (бабочкой) и вырваться на свободу.
В одном интервью режиссера этого фильма спросили: 'У вас есть какой-нибудь рецепт по освобождению себя?'. Тот ответил: ' Это очень большой вопрос. Мой рецепт: я пытаюсь быть верным себе, я отвечаю за себя, я виновен в своих грехах, и я виновен за то, что я сделал правильно. Нужно всегда принимать ответственность за свои действия, это единственный путь к свободе.'
Наверное, этот рецепт не всем подойдет, меня лично он не очень устраивает. Именно поэтому фильм, несомненно заслуживающий того, чтобы его посмотреть, не стал для меня событием, потрясением. Но, как мне кажется, не так важны ответы, к которым приходят авторы художественных произведений, сколь важны те вопросы, которые они перед нами ставят.
И в заключении хотел бы вспомнить историю, рассказанную американским психотерапевтом Д. Бьюдженталем в его книге 'Наука быть живым'. Он вспоминает, что будучи еще мальчиком, он оказался впервые со своим отцом в кинотеатре. Увиденное сильно потрясло его, и выйдя из кинозала он спросил своего отца: 'Папа, а мы живые или на пленке?'.
Хорошее кино для тех кто не боится задавать себе вопросы.