К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Высокое искусство всегда видно. 'Пейзаж в тумане' Тео Ангелопулоса это именно искусство, а не развлечение. И смотреть его нужно как произведение искусства. Воспринимать эстетически, прочитывать философский смысл.

Картинка в фильме, даже название которого содержит слово туман, действительно туманна. Или, можно сказать, это давинчевское сфумато, которое можно увидеть и в фильмах Тарковского и в недавнем 'Фаусте' Сокурова. Это трепетное отношение к изображению, это изображение реальности, но реальности, обработанной художественно, о чем и должна нам напоминать туманность картинки. Это реализм в высшей степени, по слову Достоевского. Но все же, сравнивая картинку этого фильма с теми же картинками в фильмах Тарковского и с последним фильмом Сокурова, очевидна меньшая степень ее художественности. Грубый реализм часто превалирует над 'реализмом фантастическим'.

Фильм дает нам посмотреть на человека со стороны, о его пути к Богу, когда мы, как дети, вслепую, часто не осознавая, не понимая точно, смутно желая чего-то более лучшего и высшего идем к Творцу. Запинаясь, падая, с трудом идя 'через тернии', но все же двигаясь к главной жизненной цели. Кто не идет, тот останется навсегда в темноте, в хаосе. А в конце дороги, идущему и дошедшему, как эти дети, откроется Свет.

9 из 10

22 августа 2012 | 11:14
  • тип рецензии:

Как с чайкой поговорил

Среди сотен других этот фильм наиболее близок мне стилистически. Каждый кадр, каждая минута. Его атмосфера, своеобразная холодная красота не дают опомниться до самых титров. А какая глубина.. Удивительно, великолепно.

Фильм весьма метафоричен, но относительно прост для восприятия. Как правило, то что не понятно сразу раскрывается спустя несколько сцен. Номинально это история о детях, отправившихся на поиски своего отца. Вздор. Все равно что Андрей Арсеньевич снял фильм о далекой планете Солярис...

Мечта. Мечтая о чем-то несбыточном можно обрести смысл жизни, мечтая о чем-то земном можно его потерять.. Но какие могут быть мечты когда рутина мирских забот порабощает разум. По настоящему мечтать человек способен только до армии. Потом жизнь заставит зарабатывать деньги, кормить семью и не оставит времени на то, чтобы остановиться и насладиться музыкой. Где-то глубоко еще будет теплиться надежда, но вскоре и ей не останется места. Жизнь пронесется, время не остановить. Кажется неделя прошла, а прошла целая жизнь. Две жизни.

Тяжело не почувствовать боль режиссера за матушку Грецию и за остальной дивный новый мир. Плохо себе представляю политическую ситуацию в послевоенной Греции, о ней лучше расскажет труппа актеров-маргиналов. Мир явно катится не в ту сторону. Тео, Тео... Если уж подсмотрел метафору, то как минимум у ФФ и как минимум одну из лучших в истории кинематографа.

Жизнь ломает. Только сильный духом человек способен, пройдя через все испытания, сохранить веру в людей, во что-то светлое. Все, во что мы верим, реально. Реальность субъективна, у каждого свой пейзаж в тумане. Он где-то там за рекой. Стикс?

10 из 10

Ах да, мне кажется, что Вула и Александр искали совсем другого Отца...

18 мая 2012 | 15:48
  • тип рецензии:

Пророческий дар Тео Ангелопулоса раскрывается лишь сейчас, спустя почти двадцать пять лет после выхода его замечательной, великолепной картины. Где он предсказал не только упадок родной Греции, деградацию кино, но и собственную смерть: словно экранный Орест сошел к нам, в реальность, избавляя метра от душеных тревог и страха.

В ленте греческий режиссер, мастерски показывает разрушающийся мир, раскрашенный в мрачные, меланхоличные, отрешенные цвета, делающие картину похожей в отдельных кадрах на анимацию, а происходящие на сказку, что, в сущности, не противоречит его концептуальной задумке: представить зрителю, максимально приближенную к нашей, действительность, заставить поверить его в то, что наша жизнь, в сущности, не отличимая от происходящего на экране. Именно в этом и заключается магическая сила таланта Тео Ангелопулоса, не напирая на драматическую составляющую в ленте, заставить зрителя ужаснуться действительности, вещам кажущимся нормальными.

Показательно, что на протяжении всего хронометража ленты на экране появляется лишь двое детей - Вула и ее брат Александр. Еще одно доказательство гибели мира. Брату и сестре на всем их пути встречается множество людей, которые казалось, соблюли пресловутую человечность, проявив внешние участие к их судьбе. Но всегда это была словно обязанность, а не прорыв души. Лишь в образе Ореста мы встречаем подлинное сопереживание, он словно вестник Богов, присланный даже не спасти от физических тягот, а скорее помочь сохранить душу и научить чему – то новому, необходимому.

Несмотря на все предостережения, мрачные мысли. Очищение после просмотра ленты, оставляет в душе надежду, даже в мыслях не давая задуматься о правоте двух детей пустившихся на поиски своего начала…

10 из 10

05 мая 2012 | 14:37
  • тип рецензии:

Одиннадцатилетняя Вула и пятилетний Александр решаются на побег из материнского дома, чтобы совершить путешествие в Германию, к отцу, которого они никогда не видели. Реальная мать в кадре так и не появляется, а существующий только в грезах отец незримо присутствует, будто оберегая детей, которые тайком друг от друга пишут ему письма. Герои путешествуют поездом, пешком, грузовиком, автобусом, мотоциклом и лишь под конец садятся в лодку, которая должна достичь цели. Проходя свой нелегкий путь, они взрослеют и познают разочарование, унижение, любовь, надежду, дружбу, благодарность и сочувствие.

Ангелопулос откровенно любит своих героев. Как хороший отец он не дарит иллюзий про светлый мир, полный добрых людей и избавленный от подонков. В дороге, как и в жизни, люди разные. Задача лишь в том, чтобы научить распознавать одних и обходить стороной других. Режиссер тяготеет к длинным общим планам, количество диалогов сведено к минимуму, их вытесняют внутренние монологи, атмосфера и остроумное использование библейской и мифологической символики. Картина грека обладает очень редким свойством: ее с одинаковым успехом можно рассматривать как трогательную историю двух детей, ищущих отца, так и как современный миф про познание самого себя и истин мироздания.

Вообще проводимое в фильме противопоставление Греции и Германии очень интересное. Для современных греков Германия это место достатка и спокойствия, тогда как собственная страна не прекращает бесконечных хождений по мукам и кризисам разного рода. Находящаяся в южных широтах Греция в фильме необычайно холодная, промозглая и очень неуютная, тогда как Германия, находящаяся на севере Европы, для героев не меньше, чем земля обетованная. В кадре часто идет снег, дождь или стоит густой туман, но эти субстанции едва ли имеют метеорологический характер, скорее отображая внутреннее состояние героев и моральное состояние страны. Знатоки географии прекрасно знают, что между Грецией и Германией нет ни сухопутной, ни морской границы, а поэтому физически невозможно пересечь грань, к которой стремятся герои.

Не может ее пересечь по другой причине и труппа бродячих актеров, слоняющихся по всей Греции с одной-единственной пьесой. Это не только символ оказавшегося ненужным искусства, на примере престарелых артистов режиссер размышляет про потерянное во время гражданской войны и режима «черных полковников» поколение, разучившееся радоваться жизни и верить в лучшее. Юные герои, двигающиеся вперед к мечте, противопоставляются движущимся по замкнутому кругу и смертельно уставшим служителям Мельпомены. Характерен момент, когда забредшего в пустой кабачок скрипача презрительно выставляют наружу, ведь никому его музыка уже давно не нужна, и только юный Александр искренне аплодирует прекрасному.

Тема дороги всегда занимала ключевое место в творчестве греческого классика Теодороса Ангелопулоса, а единственным местом, дарившим ему покой в жизни, было пассажирское сидение автомобиля, с которого он во время вынужденных переездов мог наблюдать меняющиеся пейзажи за окном. Это свойство режиссерского стиля видится как продолжение традиций греческих мифов, герои которых часто понимали самые важные вещи для себя, находясь в пути.

03 мая 2012 | 18:04
  • тип рецензии:

Какой мир видим в фильме Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане»? – Мир, где абсолютно отсутствует какая-либо теплота. Это Греция, где идет снег. Это серый туман, в котором на самом деле ничего не видно, сам пейзаж ещё необходимо довообразить. Это мир детей, перед которыми стоят непосильные задачи; они их, в общем-то, сами же и придумывают. В фильме на вопрос «Куда вы идете?» мальчик отвечает: «πάνω». По-гречески это значит не только «на север», это еще и «верх». Так этот Отец, к которому они идут – он есть или его нет? Одни спорят, другие молчат, одни верят, а другие нет, но в любом случает ответ будет ясен только в конце, когда пересечена черная река смерти на символической лодке, и «всё уже позади».

Значимая составляющая фильмов Ангелопулоса – это картинка. На ней часто задерживается, застывает операторское внимание. При этом образы и ситуации традиционные, часто даже банальные. По сути, всё равно, что конкретно перед тобой: в фильме имеют значение только смыслы, раскиданные повсюду ключи.

Сюжет фильма не так и важен: гораздо важнее прочесть сюжет аллегории. В размышлениях о том, чем становится кинематограф на протяжении своей эволюции, приходишь к идее «театра в квадрате»: роли получаются надетыми дважды. Тут играет не только и не столько актер, тут играет и сам герой. Именно поэтому, думается, в последнее время так обозначилась фигура именно режиссера: он выступает в роли драматурга, а кино становится всё более усложняющимся текстом.

07 июля 2011 | 20:17
  • тип рецензии:

Первые просмотренные фильмы Ангелопулоса мне не очень понравились. Как то мне не нравился довольно скучный темп повествования в его картинах. Но решив не ставить сразу крест на режиссере, я решил посмотреть еще парочку его фильмов. Сначала я был поражен его гениальной и масштабной исторической драмой 'Пыль времени', а теперь вот руки добрались и до 'Пейзажа в тумане'. Вроде бы незатейливая история, коих мы видели тысячи, но благодаря отменной режиссуре и этому самому 'скучному' стилю повествования она вызывает очень много эмоций как во время. так и после просмотра. В конце фильма были все шансы заплакать. но я сдержался. Очень хороший фильм от великолепного режиссера. думаю, надо бы пересмотреть мне не понравившиеся фильмы Ангелопулоса - 'Александр Великий', 'Реконструкция' и 'Комедианты'. Возможно теперь, когда я полюбил этот ритм повествования, я оценю их совсем по другому. Наверное, именно с этого казалось бы незамысловатого и несложного фильма мне и надо было знакомится с творчеством этого прекрасного режиссера.

9,5 из 10

02 мая 2011 | 08:15
  • тип рецензии:

Ненавязчивость этого фильма поражает. Чаще всего в притчах много размышлений о смысле бытия, здесь этого нет. Как нет и глупых мыслей.

Брат с сестрой каждый день приходят на вокзал в надежде запрыгнуть на уезжающий поезд и уехать к отцу которого они никогда не видели. Разумеется они запрыгнут на этот поезд, а дальше начнётся их долгий путь в никуда. Герои настолько реальны, что начинаешь верить в происходящие, абсолютно забывая что дети едут не зная куда, всё что им известно это название города где живёт их отец, и вероятность что отца возможно вообще нет они не рассматривают, продолжая мысленно разговаривать со своим горячее любимым папой.

Тема взросления так же затрагивается но не так основательно, на пути к своей цели дети встретят весь ужас современного мира, ужаснуться ему, и пойдут молча дальше.

«Пейзаж в тумане» - шедевр: жестокий, спокойный; не восхититься красотой и глубиной которого невозможно.

02 марта 2011 | 15:33
  • тип рецензии:

Эта картина уважаемого Тео Ангелопулуса пожалуй одна из самых меланхоличных и холодных, которая пронизывает душу неким беспокойным и странным чувством. После просмотра такого фильме не остается в принципе никаких эмоций и душевных переживаний, вместе с тем этот фильм оставляет некое скребущее состояние. Его можно рассматривать под углом разных точек зрения, обсуждать, проводить некие параллели, но тем не менее истина у каждого будет своя.

Режиссер картины не раз говорил о том что его творения не носят некий пессимистический характер. О себе Ангелопулус говорил, что он относится к людям поколения послевоенного. У всех них была надежда на то, что после войны человечество осознает свои ошибки, но к сожалению, этого не произошло. Войны не прекратились, насилие и безразличие нисколько не снизились...

Безразличие...одно из тех слов, которое характеризует данный фильм. В данном аспекте оно проявляется в виде двух детей, смыслом жизни и ориентиром для них служит их отец. Отец, которого они не видели, но которому они пишут письма, обращаются за советом в душе. Их характер, их действия говорят о том в их небольшой жизни они уже пережили большое количество негатива в жизни, точней сказать реализма. Мать не удосужила их огородить своей заботой от внешнего мира, в котором наряду с прекрасными вещами происходят вещи очень страшные. Апогей этих негативных веще как раз выражается в постепенном закате цивилизации. Ярчайший пример как раз присутствует в фильме. Это Греция. Некогда колыбель цивилизации в фильме греческого режиссера представлена в упадке и разрухе. Это все не может не вызывать у зрителя определенные размышления об этом фильме.

Завораживает плотность и ширина каждого кадра фильма. Пространство и глубина съемок в таком жанре имеют очень большое значение, решение создателя картины сделать каждый кадр фильма динамичным и растянутым выглядит совершенно обоснованным, и такой ход позволяет осмысливать происходящее на экране с различных углов.

Ангелопулус, говоря об этом фильме, предостерегал нас от сравнения. Сравнения героев картины с кем нибудь, сюжета картины с чем нибудь. Он говорил что этот фильм нужно смотреть как искусство, как некую терапию для души. Молчание и реализм... вот пожалуй те слова, которые наиболее точно подходят к этому фильму. После просмотра киноленты у каждого вырисовывается свой пейзаж в тумане, и каким он будет, зависит от наших действий и представлений об этом мире.

Тео Ангелопулус является тем режиссером. который блестяще синтезирует кино и авторские идеи, с идеями проникновения в себя.

28 ноября 2010 | 00:50
  • тип рецензии:

Два ребенка, одиннадцатилетняя Вула (Таня Палайологу) и пятилетний Александр (Михалис Зеке), ведомые заветной мечтой встретиться со своим отцом, сбегают из дома на его поиски. Мать рассказывала, что он живет Германии. Туда они и направляются. На своем трудном пути из Греции в Германию, они сталкиваются с разными людьми. Некоторые из этих встреч несут разочарование, некоторые погружают в состояние декаданса, а некоторые помогают испытать невероятные потрясения от незнакомых до этого чувств. Но, несмотря на череду событий, происходящих вокруг, цель их путешествия и вера в реальность своей мечты, остаются неизменны.

Мечта ведет их, подогревая в них жизнь. В этой истории с каждой новой минутой поражаешься силе двух детей противостоять такому огромному и не всегда дружелюбному миру. Никакие преграды не могут остановить их на пути к заветной цели. Даже если она и не существует. Они оказываются значительно сильнее многих взрослых людей, которые, столкнувшись с неприятностями, погибают в своей печали.

Меланхоличные пейзажи помогают еще сильнее прочувствовать внутреннее состояние героев. На протяжении всего своего путешествия, дети встречают однотипные образы: преобладающие серые цвета в природе, промышленные зоны, недружелюбные пустынные пляжи, постсоветского вида вокзалы и придорожные кафе. Все это сыграло свою роль в создании атмосферы одиночества, обреченности, томления и отчаяния. Каждая деталь наполнена своим настроением, которое с легкостью передается зрителю, заставляя сердце невероятно сильно сжиматься. Дополняя визуальные образы, музыка Элени Караиндру в разы увеличивает силу эмоциональных переживаний.

Ленту греческого режиссера Тео Ангелопулоса, получившую награду как лучший фильм по мнению европейской киноакадемии в 1989г, нельзя назвать классикой кинематографа, но можно однозначно сказать, что эта картина достойна стоять в одном ряду с фильмами гениальных деятелей кинематографа, взявших из своего времени лучшее, и лаконично создавших свои уникальные стили.

Нельзя упустить сходство стиля с одним из великих деятелей советского кинематографа Андреем Тарковским. Недаром «Пейзаж в тумане» - один из его любимых фильмов. Чувствуется сходство повествования, склонность к символам. Возможно, здесь дело в еще одном звене, а именно в сценаристе. В работе над сценарием «Пейзажа в тумане» был задействован Тонино Гуэрра, который так же был соавтором к сценарию «Ностальгии» Тарковского. Нельзя не отметить его мастерство, а еще более сложно представить, что начать писать свои рассказы, этого человека побудила мрачная атмосфера немецкого концлагеря. Гуэрра так же знаменит своими работами с Микеланджело Антониони, Витторио де Сика и Федерико Феллини.

«Пейзаж в тумане» - невероятно эмоциональная драма, способная заставить шевелиться самую черствую душу. Это кино, которое не теряет своей силы и по сей день. Оно несет свое гордое звание шедевра сквозь года. Сейчас оно находит отклик в сердцах зрителей с таким же успехом, как и много лет назад.

10 из 10

20 ноября 2010 | 13:58
  • тип рецензии:

Содержательный и глубокий фильм, лаконичный и местами даже афористичный, грустный и трогательный, повествующий о жизни человека в широком смысле, о детях и о современном обществе.

Итак, сестра и ее меньший брат ставят перед собой цель, на первый взгляд невозможную – найти своего отца без какой-либо информации и денег. Дети вначале фильма еще не загружены общественными предрассудками и не испытали еще горести неудач, они открыты для всего и наполнены созидательной энергией. Однако уже с самого начала путешествия их подстерегают неудачи и трудности. Их путешествие в широком смысле является символом жизненного пути человека. Маленькие люди постигают всю серость, холодность, безразличие, безжалостность и безумство окружающего мира. Души взрослых в основном покрыты холодным снегом, они не испытывают сострадания и других чувств к ближним. Даже не обращают внимания на детей, их больше волнуют суетные вещи. Детям с самого начала относятся безразлично и лишь пытаются избавиться от них, чтобы не брать на себя ответственность.

Ребята встречают своего дядю, который говорит им суровую правду, и с этого момента их мир начинает понемногу рушиться, они начинают взрослеть, чувствуя все больше разочарований, но, тем не менее, они не унывают. Затем на пути им встречается труппа старых актеров, которые не нужны обществу, они знают только устаревшие роли, их жизнь в прошлом. Дети же - основа будущего. Также им встречается молодой парень, он отлично понимает детей, в нем еще не погас огонь свободы, потому они отлично ладят. Он называет себя «улиткой в пустоте», он одинок, и скоро его должны забрать в армию, где, несомненно, его дух свободы будет искоренен. Он помогает детям, а они помогают ему почувствовать себя ребенком. Девочка влюбляется в молодого байкера, который так хорошо и бескорыстно к ним относится. До того ее растлил престарелый дальнобойщик, лишив ее девственности, причинив боль, которую дети впитывают. Потому чувство к парню кажутся чем-то чистым и возвышенным. Маленькая Вула познает разницу между похотью и любовью, она становится девушкой. Парень показывает детям пустую пленку и говорит, что на ней дерево в тумане, она - символ воображения, альтернативного видения вещей, «незамыленности» детского взгляда на вещи.

Но приходит время расставания с любимым, ведь потеря близких - это часть нашей жизни. Алешандри работает в кафетерии за бутерброд и делится им с сестрой. Дети взрослеют и сближаются, ведь больше никто им не может помочь. Они узнают одиночество современного человека, потому стараются быть вместе, поддерживать друг друга. У границы с Германией девочка разочаровывается и уже не верит в успех путешествия, но брат поддерживает ее, он еще не настолько взрослый как она и все еще верит в лучшее. И действительно они достигают цели.

Пейзаж в тумане - это символ жизни, которая вначале пути нам неизвестна, туманна, но со временем при правильном взгляде на вещи все проясняется и картина обретает законченность. Каждый же может увидеть в тумане что-то свое и от этого зависит, каков будет его пейзаж жизни. Будет ли это дерево - символ роста и развития или что-то иное зависит от нас самих.

Режиссер показывает нам дорогу, мы должны поучиться у детей созидательности, отбросить груз общественной морали, догм и пережитков во имя самой жизни, узреть пороки общества и работать над самосовершенствованием и улучшением общества. Ангелопулос изображает столь порочный и холодный мир, как и У. Фолкнер в своих произведениях для того, чтобы мы постигнув страдание, испытали катарсис начали изменять отрицательные проявления в жизни общества. Грустные чувства расширяют душу человека, потому фильм скорее не депрессивный и меланхолический, а созидательный и направляющий к лучшему. По Ницше ребенок- это последняя ступень на пути к сверхчеловеку, так давайте же учиться у детей!

05 ноября 2010 | 23:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: