Я с большим удовольствием смотрю Ангелопулоса. Я обожаю его стиль из долгих планов и 'Пейзаж в тумане' должен был для меня открыть что-то новое, ведь...
Ведь на многих ресурсах если пишут про Тео Ангелопулоса чаще всего упоминают 'Комедиантов' и 'Пейзаж в тумане'. Второй чаще называют лучшим фильмом мастера, за который он получил кучу различных призов. Я долго откладывал смотря другие работы, и результат не совсем тот что я ожидал.
Достоинства:
Это сильная и правдивая европейская роуд муви. Если бы у дисней всё было бы сказочное и доброе, то греку Ангелопулосу видится мир более мрачным, в котором дети раздавливаются катком взрослого быта.
Недостатки:
Так как лента везде преподносится как 'сильнейшая' первое знакомство у вас пройдёт хорошо, если это ваш формат. Я ожидал намного большее. Мне не понравилось:
-намного меньше стиля долгих планов Ангелопулосу, который есть в 'Комедиантах'
-темы масштабности(сцена с краном или рукой), сюда добавлены просто так и не несут смысла. Во 'Взгляде Одиссея' помпезность обрела другой смысл.
-Ангелопулос потерян, не верит в добро или любовь, фильм слишком мрачен, это отчасти изменится в 'Вечности и один день'
-Вставка 'Комедиантов' смотрится забавная, но не смотря оригинал тяжело будет понять историю труппы и историю одной пьесы, и это скорее минус чем плюс.
-Роль молодого недоотца смотрится жалко и нераскрыто. Даже постаревший герой Марчелло Мастроянни в 'Пчеловоде' не вызывал жалостной желчи как этот молодой парень с 'явой' провожающий детей в пустоту.
По итогу, если вы не смотрели ещё Ангелопулоса если вам хочется любовную историю начните с 'Вечности и один день', если греческий миф на новый лад с Голливудом 'Взгляд Одиссея', настоящий Ангелопулос это 'Комедианты' и 4 часа удовольствий.
Мои 7/10, это близко к 'Дороге' Джона Хиллкоута, но у Ангелопулоса катаклизм не наступал. Он всегда был с нами.
Никогда до этого не писал рецензии на КП, но я не могу припомнить фильм который меня выбесил больше чем 'Пейзаж в тумане' Ангелопулоса. Поэтому решил написать первую оторицательную рецензию на него.
Я могу поставить 'Пейзажу' 10/10, но только как невероятно смешной и тонкой пародии на артхусное кино как жанр. Все эти 'поиска отца, как поиски самого себя', длинные паузы в диалогах, длительные и затянутые планы дорог/деревень/заводов/деревьев/персонажей, непонятные монологи героев 'не от мира сего' и как апофеоз- парящая над городом гигантская рука- все это выглядело очень смешно и нелепо.
Но я не думаю что режисер, его почитатели, европейские киноакадемики наградившие 'Пейзаж' Гран-при, рассматривали его как пародию. Почему же так вышло, попробую обяснить ниже.
Фильм не вызывает никаких эмоций. Абсолютно. Экзистенциальный сюжет не пробуждает ни сопереживаний, ни сочуствия к главным героям. Кстати, главные герои- брат и сестра, выглядят если не как умственно отсталые, то вполне сходят за психически нездоровых детей. Согласитесь, двое детей отправляются на поиски отца, которого они никогда не видели (я уже молчу, что не знают даже его имени), в 80-миллионную Германию, о которой они слышали, что она 'где-то на севере'. бредут они туда и в дождь, и в снег пешком/поездом/с актерской труппой/с дальнобойщиком-насильником, попутно отсылая письма отцу, т.е. в никуда. Да и сам путь в никуда.
Но самая главная проблема фильма (нет, даже не непроходимая скука)- это очень неумелый 'закос' под европейский артхаус. Пробежимся по-нескольких сценах:
-Вот на дороге умирает лошадь. Мальчик обнимает ее и плачет. На втором плане гуляет свадьба. От этой сцены, я будто слышу дидактический голос кинокритика-сноба: 'Здесь Ангелопулос показывает, насколько счастье и горе близко существуют в мире, насколько прогнили нравы взрослых, и насколько чисты души детей'. Я молча прикрываю лицо ладонью.
-Сцена с огромной скульптуой в виде руки, пролетающей над городом- визитка этого фильма. Но для чего она? Голос бородатого кинокритика в моей голове утих. Но зато слышу самого Ангелопулоса, мол, 'Я там наснимал летящую руку, а ты сиди и думаю что это значит. Я же не для тебя это снял, а для фестивалей. И вообще, мне по барабану на зрителей, лишь бы в Каннах с пустыми руками не ходить. Пусть Серджио Леоне, например, о зрителе думает'.
-Но самая эпичная по своему идиотизму сцена- это 'артисты погорелого театра репетируют на берегу моря'. Сложно, правда, назвать это репетицией- каждый 'скоморох' стоит отдельно, декламируя отрывки из спектакля, факты из истории послевоенной Греции, или еще какую-то непонятную тарабарщину. По мне так психи на прогулке из 'Полета над гнездом кукушки' выглядели куда более адекватнее, чем эти доморощенные слуги Мельпомены. От этой сцены, я не слышал никакого голоса, но чувствовал, как будто из моих глаз течет кровь- настолько это выглядело убого и глупо.
Итог: всю суть 'Пейзажа в тумане', можно заключить в сцене, когда персонажи рассматривают пустую фотопленку и пытаются на ней что-то увидеть. Так и многие зрители пробуют увидеть что-то мудрое и великое в этой кинокартине. Лично я ничего здесь не увидел, и вообще- см. заголовок.