Признанный большинством критиков как шедевр, фильм Ангелопулоса после второго просмотра оставляет смешанные впечатления: с одной стороны, нельзя не признать мифопоэтической мощи его образов, по-новому воспринимаемой после их копирования в «Мелодии для шарманки» Муратовой – ленты хоть и близкой «Пейзажу в тумане» сюжетно, но концептуально сильно от него отличающейся. Музыка Караиндроу, если бы она звучала всю ленту, облагородила и добавила бы ей дополнительные штрихи, сгладив невнятицу некоторых сцен. С другой стороны, осознанная установка Ангелопулоса и Гуэрра на символизм, плохо связанный с конкретикой, превращает «Пейзаж в тумане» в сухую абстракцию, притчу, плохо связанную с реальностью.
«Пейзаж в тумане» мифологичен, это одиссея в поисках отца, в конечном счете, Бога, той ценностной вертикали, к которой герои припадают в финале, – древу жизни. Их путь, несмотря на все сложности, трагедии и обманы все же завершается положительно: хаос обуздан, свет отделен от тьмы. Все же попутчики главных героев суть их помощники или враги на пути к Богу. Дети не знают отца по имени, никогда не видели его, он снится им в снах, они пишут в своем воображении ему письма, явно, что это не физический отец, а нечто большее (в то время как у Муратовой это именно конкретный отец). Опыт работы Гуэрра с Тарковским положил серьезный отпечаток на этот фильм – это, прежде всего религиозная составляющая одиссеи детей. По мысли Ангелопулоса и Гуэрра люди – это дети, слепо ищущие Бога, мыкающиеся, страдающие, но все равно ищущие. Не в большинстве своем, конечно.
Поиск детьми своего отца большинству героев кажется абсурдным, многим же дети вообще не говорят, зачем и куда едут, сохраняя цель своего путешествия в сокровенной тайне. Финал «Пейзажа в тумане» осознанно рифмуется с финалом «Иванова детства», где герой также припадает к живительным сокам мирового древа. Понимая все это, стоит отметить, что при всем символическом и концептуальном богатстве, при всей поэтической силе эпизодов, где звучит изумительная музыка Караиндроу, этот фильм, как и другие у Ангелопулоса, очень трудно досмотреть до конца: вновь тоска, печаль, уныние, мировая скорбь. Правда, здесь она оправдана забвением Бога и стихийным поиском его чистыми душою детьми. Знаменитый эпизод с обломком скульптуры в море – явный намек на перст Бога, угасание в мире интуиции Божественного при постоянном Его указании на то, что близятся последние времена.
Детей ссаживают с поездов неоднократно, они путешествуют и пешком, и на машинах, на мотоцикле (их другом становится актер-любитель с символическим именем Орест). Иногда кажется, что режиссеру просто нечего делать с множеством мифологических коннотаций, которые встречаются в ткани фильма, он нагружает зрителя символ за символом, так что тот уже не может вынести груза значений визуальных образов. Одиссея – это всегда поиск отца через поиск себя. Одиссея маленьких детей с невероятным упорством и мужеством ищущих своего Отца, сам смысл своего бытия не может не тронуть зрителя. «Пейзаж в тумане», безусловно, не заслуживает тех дифирамб, которые ему поют, ведь это очень несовершенное кино, плохо структурированное и не монолитное, как, например, тот же «Взгляд Улисса».
Однако, смотря его во второй раз, трудно не отметить ясности авторской концепции – поиск основания бытия в стремительно деградирующем мире конца истории: грязные и разбитые дороги, серость, туман, бесприютность и обездоленность – все эти кричащие диссонансы стиля Ангелопулоса здесь вопиют об осмысленности. Дети, герои фильма не хотят жить в обессмысленном мире, им, их путешествию нужна цель, и они идут к ней, и побеждают. «Пейзаж в тумане», несмотря на меланхолическую атмосферу, вопиет о поиске смысла, и этим самым показывает, как он важен для понимания мировоззрения позднего Ангелопулоса. Среди других его картин, большинство из которых уныло и однообразно, «Пейзаж в тумане» сияет своим онтологическим оптимизмом и гуманизмом: Бога можно найти даже в разрушающемся мире, надо только упорно его искать.
Тео Ангелопулос пришел ко мне относительно поздно. Я открыл его лет десять назад, на фоне накатившей на меня депрессии.
Долгое время мне некого было поставить рядом с Тарковским, Бергманом, Феллини и Вендерсом. Даже Антониони, на мой взгляд, где-то рядом, но не там. Ну, может быть еще Кеслевский. И вот вдруг Ангелопулос...
К стыду своему, я жил в каком-то параллельном пространстве, никак не пересекаясь с его вселенной. Впрочем, одна связующая ниточка была - музыка Елени Караиндроу. Однажды я обнаружил релиз «Music For Films» на сборном MP3 диске норвежского саксофониста Яна Гарбарека. Музыка терзала душу своей печалью и красотой. Слушал редко, в особом состоянии, в качестве фона для грусти, саундтрека для утраты. И озадачился мыслью: 'А что же это за кино такое, если такова музыка?' Провел исследование. Оказалось, на диске собраны избранные композиции к ранним фильмам Ангелопулоса. Музыка поистине магическая. Сотворчество Элени Караиндроу с Ангелопулосом из того же ряда, что сказка, которую создавали вместе Кеслевский и Прейснер.
И я нырнул в эту воду, и сразу оказался на такой глубине, что поначалу чуть было не захлебнулся с непривычки. Такое кино требует подготовки. Здесь нужно набирать побольше воздуха, чтобы не всплыть раньше времени. Ибо соблазн будет. Ведь снимал Ангелопулос длинно и скучно. Без расчета удержать наше внимание. При этом делал он это глубоко и честно. Порой, безжалостно честно. Без счастливых концов и ложных надежд. Фильмы, как правило, событиями не насыщены. В центре человек в контексте исторических обстоятельств. Место действия - Европа, движущаяся к своему закату сквозь политические коллизии и войны.
При определенном усилии, в кино Ангелопулоса входишь, как в медитацию. Это то редкое искусство, которое по сути можно назвать духовным актом. Да и сам просмотр становится скорее работой, нежели отдыхом. В эпоху, когда кино превратилось в аттракцион, в дефиците оказывается сам зритель, согласный и способный совершать над собой мало-мальски серьезное усилие. Без отвлечения на телефон и чипсы.
«Пейзаж в тумане» - идеальный вариант для погружения в мир Тео Ангелопулоса.
Во-первых, операторская работа, антураж и художественность! Зашкаливает от начала и до конца! Потом, доля сюрреализма и символизма. Сцены бесподобны, вязкое, погружающее нечто, от которого невозможно оторваться.
Знаю-знаю, обычно, в таком кино принято кичиться своим истинным пониманием всех этих фишек и спорить о том, сводится кино к тщетности бытия или к страданию (не пытайтесь придумать что-то ещё - не поймут). Но я не буду, я скажу честно - не понял ничерта. Какое открытие совершила ГГ когда ушла плакать совершенно ни с чего - тому пример. Как и рука в конце. Наверное, всё же, это потому что это из разряда 'поэтичных' моментов, а я тот человек, который поймёт что угодно, любой сложности в звуке, визуале и прозе, но не вот такое вот. Посему, поэзию без музыки не перевариваю никак.
И таких моментов уйма, где у меня лично не было ни единой зацепки чтоб хоть как-то это трактовать. Плюс, я вообще не понял смысла сего повествования, а финала - тем более. Обычно, если со мной случается полная непонятка - это явный признак что автор снимал с отсылками к библии и религии. Я не утверждаю что это так, просто это уже закономерность, и я только лишь из неё исхожу. Не понял = про Бога и библию. Уж не знаю, почему. Дайте мне понять в комменте, если это не так.
Но это всё совершенно не важно! Атмосфера, операторская работа, актёрская игра, вот это вот всё - до безобразия шикарное.
«Пейзаж в тумане» принадлежит к тем редким фильмам, что по первому разу воспринимаются с бессознательным восхищением, оставляя по себе лишь смутную тоску от некой до конца не разгаданной тайны. Начиная с заведомо неопределённых времени и места действия, Тео Ангелопулос сразу помещает свою историю в разряд вневременных экзистенциальных притч. Таких, где много вечных вопросов, но мало однозначно правильных ответов. Суть его притчи очень проста. Брат и сестра, которым на двоих не дашь и шестнадцати лет, живут одной только мечтою увидеть родного отца, обитающего где-то в Германии. Нет ни названия города, как и ни одной внятной причины, почему его стоит искать именно в этом месте. Вероятно, подслушали чужой разговор и истолковали всё на свой лад. Но ведь есть мечта, а надо ли больше. И уже с самого начала шокирует горькая и даже слишком суровая правдивость позиции режиссёра, не верящего в сказку, где обречённые в реальности поиски могли бы подарить нам счастливый конец в этой иной действительности. Прекрасная пора, куда человек так часто мысленно возвращается с благоговейными воспоминаниями, в поисках утешения или утраченной чистоты, закончилась здесь слишком рано. Она полна мечтаний, но не всегда – чудес. Грустное, но необходимое признание.
И всё-таки в персонажах Ангелопулоса с лёгкостью угадывается естественная детская непосредственность. Они словно те мальчишки из чеховского рассказа, которым нипочём было пересечь тундру и северные моря, отделяющие их от заветной Америки, но так сложно было выбраться с первого же вокзала. Когда же шаг был сделан, настало время страшных, совсем недетских открытий. Вула и Александр едут к отцу, думают о нём во сне и наяву, в коридорах поездов и на привокзальных скамейках, мысленно сочиняя письма, посылаемые на деревню дедушке. Но цель их путешествия быстро теряется в полосе неудач и непредвиденных по наивности материальных трудностей. Вместе с ней теряется и ощущение времени, ведь для детей оно не очевидно, да и как будто не нужно. Фильм превращается в нескончаемое и бессвязное путешествие, из точки отправления «тьма» в точку назначения «неясный свет впереди», больше похожее, впрочем, на шаг из ниоткуда в никуда. Вроде бы классический мотив роуд-муви, но без видимой романтики случайных встреч с мудрыми бесприютными странниками. Будут бесчисленные кафе, клубы, вокзалы, поездки на мотоцикле с ветром в волосах, но мало слов, мало толку и лишь сплошное ложное движение по кругу. Вот только герои этого абсурдного приключения вовсе не скучающие интеллектуалы, пытающиеся найти или потерять себя в пути. Весь неприглядный ужас в том, что это дети, бредущие по дождливым дорогам в полной для себя неизвестности. Мир «взрослых» условностей, слов и привычек пугает их непонятной сложностью, на фоне же огромных промышленных монстров они кажутся совсем маленькими и незначительными. Длина пути несоизмерима с расстоянием от земли до вязанной шапочки на голове.
С какой-то особой настойчивостью Ангелопулос раскрашивает мир бледными серо-зелёными красками, нагоняющими беспросветное уныние больничных коридоров. И только изредка они напоминают бирюзовые оттенки моря. Такого же цвета и трогательный шарфик вокруг шеи Александра, и его любопытные, доверчивые глаза. В них эти тона кажутся мягкими, символизирующими невинность и открытость миру, в то время как для других людей и предметов - это защитные цвета. Как будто все они нацепили на себя разноцветные безвкусные дождевики и спрятались от правды снаружи, не в силах вынести её. Камера часто плавно вальсирует по кругу, фиксируя панорамные виды грязных пустошей «новой» Греции, выброшенных мегаполисом на самые задворки индустриального мира. Иногда обрадует близость моря, но недолгая, блеклая и совсем не бирюзовая. Ангелопулос, кажется, придаёт немало значения ритму этих круговых проходов. Вкупе с длинными статичными планами персонажей они подолгу удерживают внимание, усиливая то психологический накал ситуации, то беспричинную тоску.
В обильной символике «Пейзажа в тумане» много странного и необъяснимого. Вот нежданно-негаданно выпал снег, и все застыли в немом лицезрении чуда. А вот умерла лошадь на снегу, и Александр заплакал. Что всё это значит, остаётся загадкой. Более-менее очевидна разве что гигантская человеческая кисть из камня с отсечённым пальцем, в буквальном смысле вынырнувшая из пучины времён. Ведь отсылка к утраченной культуре своих предков особенно показательна на фоне современной греческой трагедии. Под стать ей и символичные имена её героев – Александр и Орест. Последний, будучи тем самым мудрым попутчиком и старшим товарищем, на деле не может разобраться даже со смыслом собственной жизни. Его стабильные появления на пути детей и дары расточаемого природного добродушия не спасают их от новых разочарований в людях. А скорее даже усиливают их на ещё одном наглядном примере. Другие же персонажи трагедии – всё больше отрицательные, жестокие, непонимающие, безразличные, а то и вовсе бродячие комедианты. Всё сплошь потерянные люди, чьим домом стала та гигантская грязная свалка.
И чем дольше дети в пути, тем всё глубже окунаешься в неуютное одиночество, жуткое отчаяние, тоску по самому простому счастью. Мелодия печального адажио всё сильнее рвёт душу на части и всё больше даёт волю мрачным мыслям. С этим миром что-то серьёзно не так, ведь такие ужасы не должны происходить. Только не с детьми. Но философская притча режиссёра оборачивается на удивление не безысходным финалом. Путешествие дало брату и сестре не по годам жестокий урок, преждевременное взросление и преждевременное разочарование. Туманный же прежде пейзаж в конце пути вдруг рассеялся, и горизонт теперь чист. А впереди виднеется нечто прекрасное и долгожданное. Нечто, воплощающее в себе и Германию, и отца, и всё хорошее, о чём только ни мечталось в вагонах поездов. Закономерный катарсис, необходимая иллюзия, без которой было бы совсем страшно жить. Но все рассуждения всё равно безоговорочно приводят к исходной точке. Некий тайный замысел режиссёра так и не был разгадан. Потому что всё самое сокровенное осталось на уровне интимной связи, не терпящей посредников между человеком и произведением искусства.
Пыльная дорога, уходящая в даль, шоссе, белым штрихом исчезающее за поворотом, мерный перестук колес мчащегося поезда... Различные образы пути уже давно неразрывно связаны с человеческой судьбой, привычно символизируя собой причудливые изгибы ее неровных линий. Это и прощание с прошлым, и тоска по оставленному позади, невольное ожидание перемен и, конечно же, такая безрассудная и порой необъяснимая надежда. Скорее всего, именно она и навеяла греческому режиссеру Тео Ангелопулосу это странное видение о двух одиноких детях, медленно бредущих в прозрачной дымке серого холодного дня по запутанному и нелегкому пути своей мечты. Главные герои его фильма - брат с сестрой, Александр и Вула, уверены, что их отец живет в Германии. И вот, устав каждый день тщетно ожидать его на вокзале, они просто садятся в очередной поезд и отправляются на поиски. 'Пейзаж в тумане' - то ли быль, то ли сказка, где на фоне уже столь знакомого дорожного колорита ведется неспешный, медитативный рассказ о мире, культуре и предназначении человека.
Знаменитый грек, наследник древней Эллады, Тео Ангелопулос в своем творчестве уже не первый раз обращается к жанру роуд-муви. Такая форма повествования наиболее близка его личному ощущению 'потери своего дома' в этом чужом для него современном мире. Пространство нынешней Греции, по которому путешествуют дети, представляет собой сгусток впечатлений самого режиссера, своеобразный внутренний пейзаж его 'духовной ссылки': смесь тумана и дождя, темные глазницы пустынных домов, рябь холодного моря - дух одиночества и запустения как будто растворен в самой атмосфере фильма, в непременной дымчатой мгле, беспросветно затянувшей все вокруг. Это мир, откуда каждое утро тщетно пытается улететь человек-чайка, мир, где в конвульсиях умирает белая лошадь под чумные крики свадебного пира. Это вселенная угасающего света, преисполненная хаоса отрывочных мифологем, аллюзий и абсурда - что-то безвозвратно ушло из нее, закутавшись, словно в саван, белыми пеленами снега. Непременный для Ангелопулоса мотив греческой зимы как медленного умирания культуры, неспособной уже оплодотворить умы и души людей, поддержан впечатляющим видом гигантской длани античной статуи с отломанным указующим перстом. Дух увядания ощущается и в неприкаянных скитаниях труппы бродячих артистов: старому уставшему человечеству 'закатившейся' Европы, уже не нужен театр, оно тихо угасает от бесконечной и всепоглощающей скуки, заранее распродавая свои старомодные обветшалые одежды.
Столь неприглядная картина действительности - этой Вавилонской блудницы, в которую превратилась земля, непосредственно связана с обликом матери Вулы и Александра: ведь, как узнают впоследствии дети, у них никогда не было настоящего отца. Но они все равно любят свою истощенную родину - свою грешную мать, даже несмотря на то, что 'она ничего не понимает' в их заветной сказке-мечте о рождении нового первозданного мира, куда они стремятся всем своим существом. Библейский мотив 'исхода' и странствия в поисках земли обетованной тесно переплетен в фильме с новозаветным образом Царствия Небесного, обрести которое способны только по-детски чистые души. И, может быть, именно поэтому частые закадровые монологи Вулы, обращенные к отцу, столь сильно напоминают молитву Богу. Для детей дорога в призрачную Германию - это путь к обретению смысла бытия, поиски своего настоящего дома, а значит, по замыслу режиссера, и путь к себе - из первобытного хаоса к истинному свету или тому неясному силуэту туманного древа, что проступает на засвеченной пленке, подаренной их спутником и проводником Орестом. В фигуре этого молодого артиста, байкера и гея с внешностью античного бога в фильме затрагивается непременный для эстетики Ангелопулоса философско-мифологический пласт. Посланник судьбы, эдакий дантовский Вергилий, экскурсовод по аду реальности, Орест является также и учителем Вулы, воспитателем ее чувств. Он с отеческой бережностью педагога проводит ее душу по тайным тропам платоновского эроса, от первой любви и девичьей стыдливости к осознанию своей женственности. И он же дарит ей горький, но неизбежный опыт разочарования. Ведь в фильме нет ничего сугубо детского или сентиментального, зритель смотрит на все глазами режиссера-мыслителя, достаточно честного и даже безжалостного по отношению к миру, чтобы не смягчать его ударов и не приглушать боли от них. Орест же всего лишь выполняет свою роль, направляя детей вперед, на зов дороги, к своему предназначению.
Но весь этот смысловой и образный подтекст отступает на второй план перед первичным ощущением необыкновенной поэтичности, почти хрустальной прозрачности авторского стиля. Фильм походит на отрывок чудесной мелодии, как бы зависшей в воздухе, чтобы потом медленно раствориться в тишине. Музыка здесь не просто фоновое сопровождение визуального ряда, но неотъемлемый элемент повествования, она буквально участвует в происходящем, создавая уникальную атмосферу светлой грусти и какой-то щемяще-беззащитной чистоты. И долго еще потом вспоминаются два маленьких далеких силуэта под кроной огромного дерева в час туманного рассвета, словно это и есть явление самой надежды - беззащитной, хрупкой, но никогда не угасающей.
11-летняя девочка-гречанка Вула и её 5-летний брат Александрос сбегают от матери и отправляются на поиски отца, живущего, как они полагают, в Германии. По пути они встречают юношу Ореста, который становится их проводником в этом опасном путешествии…
Сценарий был написан Ангелопулосом совместно со знаменитым итальянцем Тонино Гуэррой. Но сюжет отходит на второй план в этой символической притче об умирающей цивилизации, где тоска по лучшему миру выступает как вывернутая наизнанку мифологема. Дети бегут с тёплого юга на север, поскольку на их юге, захламленном убогими постройками и загаженном дымящими трубами, теперь стало холодно и бесприютно.
Бессмысленность и примитив урбанистических пейзажей ещё более усиливают настроение печали в путешествии за призрачной мечтой. Характерное для Ангелопулоса отсутствие крупных планов немало способствует слиянию героев с окружающим миром, загрязненным отходами технического прогресса.
Поруганное доверие и обманутая любовь - два главных испытания, что выпадают на долю девочки, столь рано повзрослевшей опекунши маленького брата. Это подчеркивает гомосексуальный акцент: юноша Орест, сопровождавший их некоторое время, достаточное, чтобы Вула в него влюбилась, изменяет ей с таким же, как и он сам, красавцем в куртке и джинсах. Личная трагедия девочки усугубляется обманом шофера, который соглашается подвести детей...
Ангелопулос продолжает культурную традицию кино, как искусства больших задач. Трагичный финал, характерный для большинства работ греческого режиссёра, уравнивает его ленты с античными трагедиями. Мифологическое мышление предопределило аллегорическую трактовку его фильмов, где почти всегда можно найти символические кадры.
Здесь красноречивым примером авторского стиля будет эпизод с гигантским указующим перстом, выброшенным морской пучиной и унесённым невесть куда вертолётом (ремарка к 'Сладкой жизни' Феллини). Так красной нитью через большинство работ Ангелопулоса проходит идея вырождения культуры, а вместе с ней и человечества, что и определяет эпическую, интеллектуальную и религиозную эстетику его картин.
Высокое искусство всегда видно. 'Пейзаж в тумане' Тео Ангелопулоса это именно искусство, а не развлечение. И смотреть его нужно как произведение искусства. Воспринимать эстетически, прочитывать философский смысл.
Картинка в фильме, даже название которого содержит слово туман, действительно туманна. Или, можно сказать, это давинчевское сфумато, которое можно увидеть и в фильмах Тарковского и в недавнем 'Фаусте' Сокурова. Это трепетное отношение к изображению, это изображение реальности, но реальности, обработанной художественно, о чем и должна нам напоминать туманность картинки. Это реализм в высшей степени, по слову Достоевского. Но все же, сравнивая картинку этого фильма с теми же картинками в фильмах Тарковского и с последним фильмом Сокурова, очевидна меньшая степень ее художественности. Грубый реализм часто превалирует над 'реализмом фантастическим'.
Фильм дает нам посмотреть на человека со стороны, о его пути к Богу, когда мы, как дети, вслепую, часто не осознавая, не понимая точно, смутно желая чего-то более лучшего и высшего идем к Творцу. Запинаясь, падая, с трудом идя 'через тернии', но все же двигаясь к главной жизненной цели. Кто не идет, тот останется навсегда в темноте, в хаосе. А в конце дороги, идущему и дошедшему, как эти дети, откроется Свет.
Среди сотен других этот фильм наиболее близок мне стилистически. Каждый кадр, каждая минута. Его атмосфера, своеобразная холодная красота не дают опомниться до самых титров. А какая глубина.. Удивительно, великолепно.
Фильм весьма метафоричен, но относительно прост для восприятия. Как правило, то что не понятно сразу раскрывается спустя несколько сцен. Номинально это история о детях, отправившихся на поиски своего отца. Вздор. Все равно что Андрей Арсеньевич снял фильм о далекой планете Солярис...
Мечта. Мечтая о чем-то несбыточном можно обрести смысл жизни, мечтая о чем-то земном можно его потерять.. Но какие могут быть мечты когда рутина мирских забот порабощает разум. По настоящему мечтать человек способен только до армии. Потом жизнь заставит зарабатывать деньги, кормить семью и не оставит времени на то, чтобы остановиться и насладиться музыкой. Где-то глубоко еще будет теплиться надежда, но вскоре и ей не останется места. Жизнь пронесется, время не остановить. Кажется неделя прошла, а прошла целая жизнь. Две жизни.
Тяжело не почувствовать боль режиссера за матушку Грецию и за остальной дивный новый мир. Плохо себе представляю политическую ситуацию в послевоенной Греции, о ней лучше расскажет труппа актеров-маргиналов. Мир явно катится не в ту сторону. Тео, Тео... Если уж подсмотрел метафору, то как минимум у ФФ и как минимум одну из лучших в истории кинематографа.
Жизнь ломает. Только сильный духом человек способен, пройдя через все испытания, сохранить веру в людей, во что-то светлое. Все, во что мы верим, реально. Реальность субъективна, у каждого свой пейзаж в тумане. Он где-то там за рекой. Стикс?
10 из 10
Ах да, мне кажется, что Вула и Александр искали совсем другого Отца...
Пророческий дар Тео Ангелопулоса раскрывается лишь сейчас, спустя почти двадцать пять лет после выхода его замечательной, великолепной картины. Где он предсказал не только упадок родной Греции, деградацию кино, но и собственную смерть: словно экранный Орест сошел к нам, в реальность, избавляя метра от душеных тревог и страха.
В ленте греческий режиссер, мастерски показывает разрушающийся мир, раскрашенный в мрачные, меланхоличные, отрешенные цвета, делающие картину похожей в отдельных кадрах на анимацию, а происходящие на сказку, что, в сущности, не противоречит его концептуальной задумке: представить зрителю, максимально приближенную к нашей, действительность, заставить поверить его в то, что наша жизнь, в сущности, не отличимая от происходящего на экране. Именно в этом и заключается магическая сила таланта Тео Ангелопулоса, не напирая на драматическую составляющую в ленте, заставить зрителя ужаснуться действительности, вещам кажущимся нормальными.
Показательно, что на протяжении всего хронометража ленты на экране появляется лишь двое детей - Вула и ее брат Александр. Еще одно доказательство гибели мира. Брату и сестре на всем их пути встречается множество людей, которые казалось, соблюли пресловутую человечность, проявив внешние участие к их судьбе. Но всегда это была словно обязанность, а не прорыв души. Лишь в образе Ореста мы встречаем подлинное сопереживание, он словно вестник Богов, присланный даже не спасти от физических тягот, а скорее помочь сохранить душу и научить чему – то новому, необходимому.
Несмотря на все предостережения, мрачные мысли. Очищение после просмотра ленты, оставляет в душе надежду, даже в мыслях не давая задуматься о правоте двух детей пустившихся на поиски своего начала…
Какой мир видим в фильме Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане»? – Мир, где абсолютно отсутствует какая-либо теплота. Это Греция, где идет снег. Это серый туман, в котором на самом деле ничего не видно, сам пейзаж ещё необходимо довообразить. Это мир детей, перед которыми стоят непосильные задачи; они их, в общем-то, сами же и придумывают. В фильме на вопрос «Куда вы идете?» мальчик отвечает: «πάνω». По-гречески это значит не только «на север», это еще и «верх». Так этот Отец, к которому они идут – он есть или его нет? Одни спорят, другие молчат, одни верят, а другие нет, но в любом случает ответ будет ясен только в конце, когда пересечена черная река смерти на символической лодке, и «всё уже позади».
Значимая составляющая фильмов Ангелопулоса – это картинка. На ней часто задерживается, застывает операторское внимание. При этом образы и ситуации традиционные, часто даже банальные. По сути, всё равно, что конкретно перед тобой: в фильме имеют значение только смыслы, раскиданные повсюду ключи.
Сюжет фильма не так и важен: гораздо важнее прочесть сюжет аллегории. В размышлениях о том, чем становится кинематограф на протяжении своей эволюции, приходишь к идее «театра в квадрате»: роли получаются надетыми дважды. Тут играет не только и не столько актер, тут играет и сам герой. Именно поэтому, думается, в последнее время так обозначилась фигура именно режиссера: он выступает в роли драматурга, а кино становится всё более усложняющимся текстом.