Достаточно крепкая и занимательная картина. Хотя довольно многое в ней позаимствовано из культовейших 'Челюстей' Стивена Спилберга, смотрится она оттого ничуть менее интересней. Главное расхождение с лучшим фильмом об акуле-убийце в истории здесь более чем очевидно: теперь генетически модифицированная машина для убийств, порождённая руками человека, а не матушки-природы. Плюс, главнейший рецепт спасения от зубастой рыбёшки теперь не работает: монстр научился, как дышать, так и бодро бегать по суше!
Обратите внимание на фильмографию режиссёра Стюарта Гилларда, он явно неравнодушен ко всякого рода мутациям и чудовищам, поскольку уж очень часто в своих фильмах поднимает данную тему. На низкий рейтинг IMDB в данной ситуации обращать внимания не стоит, это один из немногих случаев, когда я с пользователями в корне несогласен. Заслуженная твёрдая:
В 1972 году в секретной лаборатории ученым-генетиком Бишопом и его помощником Пенистоном для военных целей был создан гибрид человека и белой акулы — двуногая самообучающаяся акула-убийца. И этот гибрид, неожиданно проникнув в бассейн, успешно сожрал других гибридов акулы и дельфина, так же выведенных Бишопом. После чего убил самого ученого на глазах военного инспектора и вырвался в открытое море при помощи Пенистона, который вместо того чтобы застрелить монстра, почему-то пожалел его, перерезав трос со стальной клеткой монстра. Спустя двадцать пять лет в эту лабораторию приезжает профессор Саймон Чейз, его бывшая жена Аманда и их сын Макс. Чейз изучает акул, ища лекарство от рака — ведь акулы раком не болеют. Но в это время начинается череда жестоких убийств рыбаков в море, а у берега находят пустую стальную клетку. И только местный сумасшедший по кличке Оборотень (а в прошлом — Пенистон) понимает, какой ужасный монстр теперь терроризирует город. Чейз решает исследовать запертую подземную лабораторию Бишопа.
Этот фильм в немалой степени вдохновил ремесленников из студии «Asylum» на создание серии жутчайшего трэша о всяческих двухголовых, песчаных, горных и высокогорных, плавающих, ползающих, летающих и бегающих по пляжу акулах. Но «Тварь» выгодно отличается от всего этого бреда хоть и фантастическим, но все же по большому счету вменяемым сюжетом, за основу которого был взят одноименный роман Питера Бенчли. Эта книга не так известна, как его же знаменитые «Челюсти», да и экранизация получилась послабее, с меньшим бюджетом, да и снималась она сразу для выхода на DVD, а не для широкого проката. Но умение закрутить интригу с зубастыми океанскими монстрами-людоедами Питер Бенчли доказывал в своих книгах не раз.
Режиссеру Стюарту Гилларду удалось показать противостояние человека и монстра (созданного таким же человеком), как напряженную дуэль двух равных по интеллекту противников, а не как борьбу людей против бездумного монстра, пожирающего все, что попадает в поле его зрения. Это не просто гибрид. Это совершенно новый вид животного, созданный человеком при помощи генной инженерии. У него туловище и голова белой акулы, но при этом есть две руки, две ноги, жабры и легкие. А еще есть мозг. Интеллект то есть — которым этот монстр активно пользуется, развиваясь и обучаясь. Он умеет пользоваться отверткой, ломает ловушки людей, изучает их, а из подручных материалов мастерит и ставит свои. Уже на людей. Да и жертвы свои он тоже выбирает. А еще он может размножаться с самками белой акулы, что делает его смертельно опасным для человека уже как для вида. Особенно если учитывать, что именно для войны с людьми его и создавал светлый ум генетика, ставшего первой и далеко не единственной жертвой своего творения. Вечно этим генетикам неймется, хочется переплюнуть самого Господа Бога, а другим потом разгребать то, что они сотворили, движимые самыми благими намерениями. Ведущими известно куда.
Сюжет этот уже много раз использовался и в литературе, и в кино, что делает его даже не вторичным и довольно предсказуемым. Секретные военные лаборатории, одержимые ученые, создающие нечто опасное, страшное и трудноубиваемое, потеря контроля над которым приводит к жутким, многочисленным и загадочным смертям. Расследование этих смертей, которому очень мешают военные, знающие какие-то тайны и очень не желающие, чтобы эти тайны узнал еще кто-нибудь из касты непосвященных. Самоотверженный ученый, распутывающий этот клубок секретов с помощью подруги или жены. В данном случае — бывшей, что помогает им снова сблизиться и получить второй шанс в личном плане. Героическая борьба человека с монстром, тяжелая, но упорная, невзирая любые на потери и жертвы. Неожиданное решение в финале, приводящее к победе. Все это мы видели много раз с теми или иными вариациями и с разной степенью качества материала.
Шедевром или классикой жанра, в отличие от тех же «Челюстей», данный фильм не является, но и в трэш не сваливается, в отличие от множества подобной тематики и сюжета картин. Перед нами довольно крепкий триллер-зоохоррор с увлекательным сюжетом, шаблонным в начале, но все более интригующим по мере его развития. С неплохой актерской игрой, которая хоть и не потрясает, но и раздражения не вызывает, что для подобной категории кино уже плюс. В главной роли Саймона Чейза снялся Крэйг Т. Нельсон, уже к тому времени известный по роли отца семейства в первом и втором «Полтергейсте» и «Адвокату дьявола». В роли Аманды неплохо смотрится Ким Кэтролл, сейчас знаменитая своей ролью Саманты Джонс в сериале «Секс в большом городе», а в то время она снималась у Гилларда в популярном фантастическом сериале «За гранью возможного», после чего и получила приглашение в его новый фильм на главную роль. Да и сам Стюарт Гиллард имел к тому времени уже большой режиссерский опыт, в частности, в сериале «Полтергейст. Наследие». Так что режиссура в «Твари» вполне профессиональна, действия героев подчинены логике, характеры прописаны. И образ монстра впечатляет, он хорошо проработан, правда, больше напоминая Годзиллу, огромного ящера, чем ходячую акулу.
Для конца 90-х гибрид выглядит на экране вполне натурально и достаточно страшен. Так что любителям историй о монстрах из морских глубин или секретных лабораторий данный фильм вполне можно рекомендовать к просмотру.
Один из любимейших хорроров моих юных лет. Помню, как увидел в телепрограмме анонс с кратким описанием, и с нетерпением ждал показа почти неделю. Тропический остров, гибрид человека и акулы... Как я предвкушал тогда этот просмотр! Вплоть до того, что этот фильм мне снился! Снился в таких гротескных и бредовых видах, что и сам Питер Бенчли не сочинил бы.
А потом я дождался. И не разочаровался! Смотрел с подрагиванием поджилок! И даже пересматривал его несколько раз с почти не меньшим увлечением!
Потом, много лет спустя, купил электронную книгу и прочитал несколько книг Питера Бенчли. А где же 'Тварь'?.. - подумал я. А оказалось - она не переведена на русский. Выкачал её на английском и прочёл в оригинале (кстати, это была первая книга, полностью прочтённая мной на инъязе в оригинале). Как ни странно, книга показалась мне пресной и скучной по сравнению с экранизацией (надо сказать, они очень сильно различаются!), и я решил снова пересмотреть мини-сериал.
Увы, детского восторга он у меня не вызвал. Так часто бывает с любимыми фильмами детства - и это грустно. Я увидел многое, на что не обратил внимание тогда: 'баги' и откровенные косяки сценария, чисто сериальные приёмы, недостоверность и неправдоподобие (впрочем, это не научная фантастика, а хоррор, так что можно простить), некоторая затянутость... Но, тем не менее, нехитрые спецэффекты использованы убедительно, напряжение нагнетается грамотно, декорации - хорошие. А насколько страшные вступительные титры!..
Стоит сказать, что во второй половине девяностых – киношники вновь обратили свои взгляды на писателя Питера Бенчли (который заполучил аж две классных экранизации еще в 70-ые годы, да-да, я про “Бездну” Йетса и “Челюсти” Спилберга).
Судите сами, сначала выходит “The Beast” (у нас его по разному переводили, одно из названий “Тварь”), хоррор-ужастик про гигантского кальмара-осьминога (нет, не сушеного, а-хи-хи), а уже через два года - данное кино под названием “Creature”.
Кстати, я не совсем понимаю, почему наши локализаторы обозвали его именно “Тварь Питера Бенчли”. Разве Бенчли был настолько популярен в России (чтобы киноманы клюнули на его фамилию, это во времена, когда еще интернет был не у каждого), как какой-нибудь Стивен Кинг? Что-то я сомневаюсь.
Главное – в это тяжело поверить (я сам до последнего скептически смотрел на положительные отзывы), фильм реально получился хороший. Но, есть несколько моментов, которые обязательно нужно упомянуть.
Это ТВ-картина! Она разделена на две части, каждая часть идет (примерно) полтора часа. Т. е. не надо ждать от нее чего-то эдакого. Каких-то там смачных кровавых сцен с оторванными руками и откушенными головами. Если вы сидите на треше про различных монстров от “Асайлум” (к примеру), то “Тварь Питера Бенчли” может показаться скучноватой. Здесь все в меру.
С другой стороны – именно “Тварь Питера Бенчли” повлияла (отчасти) на все эти современные монстр-муви, где подопытное чудовище сбегает из лаборатории и устраивает резню. Прозвучит немножко пафосно, но перед нами культовая ТВ-картина. Корман своего никчемного “Динокрока” выпустит только в 2004 году, к слову, а-хи-хи.
Самое любопытное – фильм старенький, но монстр даже сейчас выглядит вполне достойно. За это огромное спасибо мастеру Стэну Уинстону. Ко всему прочему, здесь играют замечательные актеры. Может и не первого эшелона, но все равно играющие – Эспозито (Во все тяжкие), Кэтролл (Полицейская академия), Нельсон (Детство Шелдона) и Фиор (Буря столетия).
Поэтому, я все-таки хочу как-то отделить “Тварь Питера Бенчли” от огромного кол-ва плохих монстр-муви (не только из 90-ых, но и современных). Если любите такое, смело включайте, очень неплохой представитель данного поджанра в хорроре.
'Челюсти' режиссера Стивена Спилберга можно без каких либо преувеличений назвать тем самым художественным фильмом, который вполне заслуженно вписал свое имя в мировую историю. Не только собрав внушительные кассовые сборы, любовь зрителей и признание критиков, но и практически запустив целую 'моду' на фильмы ужасов с животными. В том числе и акулами. Однако именно на этой вполне популярности и превратив именитого писателя Питера Бенчли в 'заложника акульей темы', которой он оставался на протяжении всего своего творческого пути. Особенно наглядно отражая это именно на примере данного телевизионного фильма режиссера Стюарта Гилларда.
Данный фильм режиссера Стюарта Гилларда в полной мере представляет собой экранизацию романа 'Белая акула' Питера Бенчли. Охотно радует то, что картина максимально точно и бережно переносит содержание романа Бенчли на телевизионный экран, а то немногое, что было привнесено в картину в рамках сценария, смотрится на экране абсолютно не инородно и аутентично. Создавая на экране образец поистине захватывающей истории о не менее захватывающем противостоянии акулы и человека в качестве равных друг другу по интеллекту противников. Выводя тему противостояния и вызова человека природе на еще более новый уровень, нежели в 'Челюстях' режиссера Стивена Спилберга.
Не смотря на относительно скромный по меркам фильмов класса А бюджет и сугубо телевизионный формат, режиссер картины Стюарт Гиллард снял весьма бодрый и крепкий фильм. Фильм практически с первых же кадров задаёт атмосферу напряжения, остроты и саспенса. При этом, усиливая впечатление с каждой новой сценой. Одинаково хорошо реализовав фильм как в качестве фильма ужасов, так и фантастического триллера. Единственным замечанием можно отметить лишь относительно малое количество зрелищных сцен связанных с акулой и малость раздутый хронометраж, сократи который на часок, картина бы от этого только выиграла.
Отдельно хочется отметить великолепные спецэффекты связанные с самой акулой. Гениальный Стэн Уинстон в очередной раз обнажил на экране свой уникальный талант и создал максимально естественное, брутальное и впечатляющее существо, которое даже спустя столько лет смотрится весьма прилично.
Крэйг Т. Нельсон пожалуй лучше всех справился со своей задачей и полностью растворился в своем персонаже на экране. Вполне прилично сыграла и Ким Кэтролл. Пусть даже местами она откровенно недоигрывала и недобирала эмоции. Охотно порадовали Колм Фиор и Кресс Уильямс, которые охотно выделяются даже на втором плане. В том числе и Джанкарло Эспозито, которому достался крайне колоритный и любопытный персонаж.
7 из 10
Тварь Питера Бенчли - это весьма добротная экранизация отличного литературного произведения именитого автора. Слегка затянутое в плане хронометража, но весьма динамичное, интересное и захватывающее. Особенно для фильма телевизионного формата и со столь скромным производственным бюджетом.
Когда-то, до засилия штампованных телефильмов с компьютерными монстрами и наполненных сексом и насилием сериалов для кабельных каналов, для ТВ снимали отличные хорроры, мало чем уступавшие жанровым представителям, шедшим тогда в кинотеатрах. Автор первоисточника, лёгшего в основу мини-сериала, Питер Бенчли, снабдил фильм неплохой завязкой, режиссёр нагнал саспенса и атмосферы в духе 'Подъёма с глубины' и первых 'Челюстей', команда по спецэффектам под руководством легендарного Стэна Уинстона создала действительно жуткого и реалистичного монстра. В итоге получился заслуживающий внимания образчик субжанра монстр-муви, который можно поставить в один ряд с 'Тыквоголовым', 'Дрожью земли', 'Аллигатором' и другими подобными фильмами. Скажу даже больше: этот продукт куда лучше куда более дорого, но куда более дубового 'Глубокого синего моря' Рени Харлина.
Кстати, по моим наблюдениям фильм пользовался куда большей популярностью в СНГ, чем на Западе. Там его редко включают в различные подборки лучших хорроров, где он вполне достоин находиться. А у нас он и частенько в рунете обсуждается, и переиздавали на носителях его ни раз: то пираты, то 'Екатеринбург Арт', то снова пираты из 'Стаурн-Видео', то 'Лизард', издавший фильм уже на DVD.