Сенсационная новость о том, что в Англии признали советского «Шерлока Холмса» лучшим в мире и наградили за это исполнителя главной роли - Ливанова, вогнала меня в свое время в ступор.
Первой реакцией было: «Этого не может быть!..» Первое, что всплывало в голове при воспоминании о том старом фильме, - фраза «серая посредственность»...
За границей экранизировать «Шерлока Холмса» принято чуть не ежегодно, и многие их актеры (естественно) гораздо ближе к конан-дойловским персонажам, чем наши Ливанов с Соломиным, а сами фильмы по качеству намного выше советского.
Случился «разрыв шаблона», как говорит молодежь: все, что я знал о загранице, на поверку оказалось иллюзией и миражом... Либо что-то напутали репортеры.
На счастье, тогда уже был интернет - бросился к нему - и на сердце отлегло: с головой у меня все в порядке... это новость из тех, что сейчас назвали бы «фейковой». Основана, как всегда, на доле правды - Ливанову действительно дали звание члена «Ордена Британской империи», - но вовсе не за «самого лучшего в мире Холмса» (чуть не написал «...Карлсона!»: ) ), а «за вклад в популяризацию английской культуры», «укрепление британско-российских отношений», «актерскую деятельность» и т.д. в том же духе...
Сама награда не особо исключительная: MBE - самый низший класс Ордена, 5-й - и раздает его королева Британии каждый год сотнями штук - так что сейчас по свету гуляют тысяч сто членов этого Ордена. (И вопреки распространенному заблуждению, звания «сэр» Ливанову все равно не досталось: во-первых, из-за низкого класса ордена, во-вторых - тупо из-за отсутствия британского гражданства...)
Могу ошибаться, но как экранизация в мире (по крайней мере, англоязычном) до сих пор, по-моему, больше всего популярен английский сериал 80-90-х гг. с Джереми Бреттом (хоть и не получал он никаких орденов-медалей из рук своей королевы - или просто не успел?). На их сайтах фанатов Холмса наш фильм не то что не видели - многие о нем даже не слышали... Восторгов о нем я не встречал точно...
Самого меня наш «Холмс» еще при первом показе в конце 70-х поразил своей серостью (несмотря на цветную пленку), унылостью и нудностью - а также фальшивостью и картонностью. Не верилось ни что это Англия, ни что XIX век; персонажи часто ведут себя вообще чисто по-русски - особенно Лестрейд-Брондуков (так и ждешь, что щас сорвет с головы этот несуразный «гриб» и заорет привычным голосом: «Эй, «родственник»! Мне Афоня рупь должен!») и миссис Хадсон (Рина Зеленая) с самоваром в руках - ой, с подносом. Про Михалкова я вообще молчу...
Поэтому желания пересмотреть хоть одну серию с тех пор ни разу не возникало...
Начитавшись-наслушавшись нынешних восторгов, решил на всякий случай перепроверить: вдруг таки пропустил что-то стоящее, да и восприятие спустя годы может измениться... но выключал каждую серию через 5-10 минут: на большее меня не хватало...
Ситуации на экране то и дело глупые, надуманные и неестественные.
Типичный пример фальши: Холмс щеголяет перед Ватсоном фотографиями преступников - все как один всевают ужас в сердца зрителей своими жуткими физиономиями.
Ну ладно, предположим, служебными снимками полиция с ним поделилась - хоть и поливает он ее все время грязью в благодарность. Но на фига они снимали этих «мазуриков» с такими дикими гримасами да еще и с освещением снизу? Чтоб страшнее было? Вы любого так снимите - хоть самого себя - и получитесь точно такими же «пугалами». Но главное: а какой прок от таких манипулированных фотографий - хоть полиции, хоть Холмсу? Ведь в нормальных условиях по ним все равно никого не узнать! Фильм что, рассчитан на детский сад?
Сам Ливанов здесь совсем не книжный Холмс: слишком мягкий, «ручной», вялый и расслабленный, с бархатисто-шелковым голосом плюшевого медвежонка - в противовес энергичному, живому, минуты не способному усидеть без дела - или напряженных размышлений - герою книги, который терпеть не мог лишних сантиментов («думающая машина» - называл его Ватсон).
Соломин играет Ватсона на троечку - в т. ч. перебарщивает с «тупостью».
Другие же, видимо, решили вовсю изображать «чужестранцев», поэтому нередко сильно переигрывали. Ощущение было, как в плохом театре: там, где вовсю выжимали слезы - меня разбирал смех...
Как экранизация всемирно известной книги этот фильм не шедевр: нет конан-дойловской интриги и загадочности - когда сидишь как на иголках от неизвестности и даже страха. (Самый наглядный пример - «Собака Баскервилей»: из захватывающего «ужастика» устроили какой-то балаган с главным «клоуном» Михалковым. Мороз по коже не пробирал ни разу - наоборот, часто вызывали смех ужимки жутко переигрывавших Стеблова и Михалкова...)
Как просто фильм этот сериал тоже ни рыба ни мясо - даже жанр определить трудно: если это - детектив, то в нем слишком много неуместных «хохм» - на фоне общей тоски и затянутостей; а если пародия - то юмора наоборот чересчур мало...
Но судя по оценкам, многим у нас в стране этот фильм пришелся по вкусу - так что я, видимо, в «подавляемом меньшинстве».: )
Его нынешняя высокая оценка (8.5) меня удивляет - в советское время успех еще можно было списать на острейший дефицит заграничных лент: сравнить было не с чем, а на безрыбье, как известно, и рак рыба... Но в наше время, когда «железный занавес» давно пал, и доступен стал «настоящий товар» вместо разных «дешевых подделок» - не понимаю... Или это тянется по традиции - как моя любимая «Ирония судьбы» под Новый год.: )
А англичане, когда узнают от какого-нибудь российского эмигранта «новость» о том, что они, оказывается, без ума от советского «Шерлока Холмса», сильно удивляются и вздыхают, наверно: «Загадочная русская душа...»
В викторианском Лондоне частенько происходят загадочные преступления. Полиции редко удается найти преступника, ведь многие из них гораздо хитрее, чем предполагают государственные ищейки. Но у них всегда есть козырь в рукаве – мудрый детектив, который привык использовать голову не только для того, чтобы носить шляпу и курить трубку.
Писатель Артур Конан Дойл был невероятно талантливым человеком, чей гений и сегодня живет в его книгах. Запутанные истории, загадочные убийства и незабываемый детективный дуэт, которому по плечу раскрыть любое преступление, остались вне времени. Их экранизировали, экранизируют и будут экранизировать, поскольку повести не теряют своего очарования и все еще могут с легкостью заинтересовать зрителя. В конце 70х до них добрался и советский режиссер Игорь Масленников. Знал ли он, насколько знаменитыми окажутся его адаптации известных романов, сейчас уже неважно. Важно, что он постарался сделать каждый фильм о легендарном сыщике интригующим и полным тайн, которые зрителю предстоит узнать лишь в самом конце.
«- Я могу Вас утешить. Дело в том, что таких людей, как я, в мире очень немного. Может быть даже я такой один.»
Шерлок Холмс является одним из самых ярких и самобытных персонажей литературы и кино. Его метод распутывания самых безнадежных дел достоин восхищения, как и его полезная способность за несколько минут разузнать о человеке многое, лишь бросив на незнакомца беглый взгляд. Он может целыми днями проводить пространные эксперименты, а потом посреди ночи задумчиво играть на своей скрипке. В этом кинофильме мы лишь знакомимся с особенностями его сложного характера, но Василию Ливанову потребовалось совсем немного экранного времени, чтобы продемонстрировать его острый ум, проницательность и пренебрежения к общим правилам. Ливанов просто блестяще исполнил свою роль, впервые превращаясь в известного сыщика с Бейкер-стрит.
Доктору Ватсону врядли могло повезти больше, чем в тот день, когда он согласился жить по соседству с чудаком Холмсом. С первых минут становится ясно, насколько они не похожи друг на друга, но любовь к разгадыванию странных преступлений быстро их объединяет. Виталий Соломин составил отличную компанию Ливанову, сыграв единственного друга и компаньона Шерлока Холмса.
А Рина Зеленая в образе экономки миссис Хадсон просто восхищает своей стойкостью. Большинству людей бывает тяжело удержаться от соблазна не всунуть нос в чью-то жизнь, тем более в жизнь такого неординарного человека, как мистер Холмс. Но этой женщине всегда удается быть безразличной к разным странностям и выходкам главного героя.
Первая часть истории сыщика и доктора получилась очень любопытной. Игорь Масленников условно разделил фильм на две части. Он не торопился бросать этих двоих в гущу криминальных событий, оставив достаточно времени для их знаменательно знакомства, что стало началом разнообразных приключений, которые обычно сами стучатся к ним в дверь.
Пока за преступным миром Лондона тщательно наблюдает сыщик, от которого нечего нельзя утаить, все добропорядочные испуганные девушки могут спать спокойно.
Отличное начало великого детектива или Лучший Шерлок Холмс: часть первая
Детектив. Экранизация произведений известного английского писателя Артура Конан Дойла про самого знаменитого в мире сыщика Шерлока Холмса и его приключениях с небезызвестным помощником доктором Ватсоном. Ну наконец у меня дошли руки и до данной серии, снятой талантливым советским режиссером Игорем Масленниковым. Я безмерно люблю всю серию и пересматриваю периодически вот уже в который раз, и вот вам мое краткое мнение - Лучший Шерлок Холмс. О минусах я говорить не намерен, ибо таковые отсутствуют, а если уж хотите придирок по мелочам, то читайте отзыв кого нибудь другого. Да, это очень субъективный отзыв, но я все равно распишу те выразительные достоинства, что делают данную картину настоящим шедевром советского кино.
Итак, вот они:
1. Атмосфера - с первых кадров создатели погружают зрителя в викторианскую Англию, а точнее Лондон, с ее известными атрибутами, чопорностью, костюмами, нормами поведения. Окружение, мелкие детали, декорации, натура. Да, Лондон играла советская Рига и Ленинград, но зрителю на это наплевать. Атмосфера соблюдена во всех частях просто превосходно. Создатели явно старались - и заслужили мою похвалу и любовь зрителей вот уже не одного поколения!
2. Музыка - композитор Владимир Дашкевич создал потрясающе качественную и настолько притягательную музыку, что она известна даже за пределами бывшего Советского Союза. О заглавной теме и упоминать не стоит, сколь большое множество переделок я слышал, но переплюнуть оригинал никому не удалось и не удастся никогда!
3. Юмор - удивительно, но в такой серьезной детективной истории нашлось место и юмору. Но переживать не стоит, он прост для понимания, но 'дикой ржаки' ждать не стоит, скорее юмор здесь служит для разрядки.
4. Детективные истории - в первой серии (Знакомство) наши герои только знакомятся и решают разгадать одну загадку, а во второй (Кровавая надпись) нашим корешам предстоит распутать довольно любопытное и нетривиальное с обывательской точки зрения дело. Его финал же заставит призадуматься о некоторых вещах и скрепит нерушимую дружбу отставного доктора и эксцентричного лондонского сыщика. Конечно, когда смотришь детектив далеко не в первый раз, то интерес теряется, но ты все равно получаешь удовольствие от самого процесса, а еще когда все это сыграно очень талантливыми актерами - то это удовольствие вдвойне!
5. Великолепный актерский состав - режиссер собрал, не побоюсь этого слова, весь цвет советского кино в этой серии, вот лишь некоторые имена (помимо главных героев): Игорь Дмитриев, Борислав Брундуков, Николай Караченцов и другие. Когда столько талантов собираются под одной крышей - то успех гарантирован!
Ну и посиделки Холмса и Ватсона в конце каждой серии - это бесценно!
Ну, а про замену слова 'Афганистан' на 'Восток' в первой серии все знают. Вы сами знаете, что именно в тот год мы вошли в Афганистан, и к чему это привело - известно. Цензура, поэтому пришлось переозвучить, ничего не попишешь.
Немного о главных героях:
1. Шерлок Холмс в исполнении Василия Борисовича Ливанова - эксцентричный лондонский сыщик, который способен раскрыть любое преступление. Любит запутанные загадки. Чудовищный сноб с невообразимым количеством вредных привычек, но после знакомства с доктором Ватсоном - становится последнему искренним и преданным другом. Лучшая роль Василия Борисовича за всю его долгую карьеру и просто лучшее экранное воплощение легендарного сыщика! Искреннее браво Василий Борисович и крепкого вам здоровья!
2. Доктор Ватсон в исполнении Виталия Мефодьевича Соломина - отставной военный врач, прибывший после ранения в Лондон, где снял квартиру на пару с таинственным Шерлоком Холмсом. Начальная антипатия вскоре сменилась искренним восхищением, а затем - дружбой между двумя столь непохожими характерами. Весел, жизнерадостен, с блестящей военной выправкой. Неразлучный ассистент и надежная опора Шерлока. Виталий Мефодьевич просто великолепно вписался в эту знаменитую роль, и лучшего доктора Ватсона мы уже никогда не увидим. Браво Виталий Мефодьевич и Царствие Вам Небесное!
3. Миссис Хадсон в исполнении Рины Васильевны Зеленой - хозяйка дома, в котором живут Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Добрая и располагающая к себе пожилая леди, которая становиться неизменным атрибутом, дополняющим образ Шерлока Холмса. Рина Васильевна так сыграла эту роль, что ни о какой конкуренции и речи быть не может. Это ее лучшая роль и лучшая миссис Хадсон! Браво Рина Васильевна!
Советские зрители были в восторге от этих двух серий, поэтому вскоре вышли новые, где нашим героям предстояло столкнуться с 'Наполеоном ' преступного мира и не менее опасными бандитами, но об этом я расскажу в другой раз.
В итоге имеем отличное начало приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона с отличными детективными историями, отличной музыкой и атмосферой, и просто грандиозными по своему великолепию актерскими работами!
«Дорогой Холмс! Вы великий сыщик!» - «Дорогой Ватсон! Я всегда вам об этом говорю».
Знаменитый британский писатель Артур Конан Дойл создал первую историю о Шерлоке Холмсе в 1887 году. Затем на протяжении почти целого века любители приключений гениального сыщика рисовали, каждый на свой лад, его образ в своём воображении. И вот в 1979 году в СССР на экраны вышел сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», где главную роль сыграл Василий Ливанов. С тех пор вопрос о том, как же на самом деле выглядит мистер Холмс, был закрыт навсегда.
В самом деле, а разве может он выглядеть иначе? Конечно, нет! Спокойный, рассудительный, не лишённый чувства юмора, со своими неизменными фуражкой и трубкой – Шерлок Холмс в исполнении Ливанова просто неподражаем! Недаром Василий Борисович получил из рук королевы Елизаветы II почётную награду за лучший экранный образ Шерлока Холмса.
Не менее удачным получился и доктор Ватсон. Виталию Соломину удалось очень точно схватить и передать основные черты его характера – порядочность, стремление к справедливости и спокойствие, удивительным образом сочетающееся с пылкостью. В тени такого яркого героя, как Шерлок Холмс, Ватсон рисковал остаться незамеченным, однако, благодаря огромному таланту Соломина, этого не случилось. Они стали именно дуэтом. Дружной и слаженной командой.
Непременную симпатию вызывает и миссис Хадсон в исполнении Рины Зелёной. Добрая хозяйка квартиры, где поселились Шерлок Холмс и доктор Ватсон, не любит, по её же собственному признанию, совать нос в чужие дела. Она ведёт себя тихо и незаметно, но при этом каждое её появление в кадре добавляет действию теплоты и уюта…
«Знакомство» - моя любимая часть в сериале. Очень интересно наблюдать за тем, как Холмс и Ватсон присматриваются друг другу, изучают нового знакомого, привыкают друг к другу. А как доктор Ватсон предпринимает настойчивые попытки узнать, чем же занимается по жизни его новый сосед – о, это просто блеск!
Конечно, со стороны Шерлок иногда кажется немного странным. В частности, он не знает, кто такой Коперник и понятия не имеет, что Земля вертится вокруг солнца. Однако все его суждения и принципы подчинены здравому смыслу. «Человеческая голова – это чердак, - говорит Холмс, - и многие люди забивает его всякой ерундой. А потом, когда им необходимо положить туда важную вещь, места на чердаке уже нет. Или надо достать что-то нужное, а оно запрятано так далеко, что до него не добраться. В моём чердаке только самые нужные мне инструменты». Ему совершенно не важно и не интересно, что вокруг чего вертится – солнце вокруг Земли или Земля вокруг солнца. Ведь это знание не поможет мистеру Холмсу в его деятельности.
Дело, которое наши герои расследуют в первой части сериала, вроде бы и не слишком запутанное, но всё равно очень интересное. В нём есть какая-то удивительная красота и увлекательность. Да уже само то обстоятельство, что события развиваются в большом старинном особняке, добавляют этой истории таинственности и очарования…
Мне очень понравились декорации, использованные в сериале. Они настолько хороши, что мы с лёгкостью переносимся на улицы туманного Лондона конца XIX века. А обстановка квартиры миссис Хадсон с этим величественным камином и старинной мебелью? Глаз невозможно оторвать от этой красоты!
Музыка – вообще отдельная история. Она стала таким же шедевром истории о Шерлоке Холмсе, как и весь фильм. Огромное спасибо всем создателям «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» за такой прекрасный неповторимый сериал!
10 из 10.
P.S. Несколько дней назад замечательному отечественному актёру, лучшему Шерлоку Холмсу всех времён и народов, Василию Ливанову исполнилось 75 лет. От всей души поздравляю Василия Борисовича с юбилеем! Желаю любимому актёру крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, добра и всего самого наилучшего!
- Доктор Ватсон, что у вас за имя такое странное? «Доктор».
Современному зрителю, который смотрит фильмы, входящие в серию 'Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона' с затуманенным пеленой устоев современного общества зрением посвящается...
Кому-то фильмы покажутся затянутыми, кому-то, откровенно скучными, кто-то не станет смотреть, посмотрев на год. Да, безусловным минусом является то, что до недавнего времени серия была выпущена просто с отвратительным качеством звука. Релиз серии на Blu-Ray положение дел исправил, но, тем не менее и там найдутся свои минусы. Из недостатков этой серии можно отметить лишь наличие единственной сопровождающей композиции, которая имеет свойство повторятся. А из плюсов - все остальное, начиная от актерской игры и заканчивая антуражным Лондоном - веришь, что персонажи не где-нибудь в Прибалтике, или на Кавказе (где собственно проходили основные съемки сериала), а в заправдашнем Лондоне (удивительно чистом, для 19 века Лондоне...). Все что можно было сказать, сказано уже до меня - Василий Борисович Ливанов стал почётным членом (MBE) ордена Британской империи, именно за достоверное воссоздание образа Шерлока Холмса на экране актером не британцем, а это уже значимый показатель интересной и захватывающей картины.
Применить к столь культовому сериалу стандартные оценки не могу, поэтому просто рекомендую к обязательному просмотру всем, кто так или иначе знаком с творчеством Артура Конан Дойля
Хочу признаться, что являюсь большим поклонником рассказов Артур Конан Дойля про приключения Шерлока Холмса. Я прочитал достаточное количество рассказов. Пришло время затронуть и прекрасную отечественную экранизацию.
Если честно, сильно сомневался, что мне понравится. Очень долго не было желания лицезреть этот Сериал, я хотел бы поделиться впечатлениями про эту серию.
На первый взгляд видно, что Лондон изображен в этой экранизации просто шикарно, вся атмосфера, посмотрев хотя бы половину серии, вы поймете, что вы влюблины в эти не широкие улочки. В зарубежных экранизациях, например Гая Ричи, или Пола МакГигана знакомство Мистера Шерлока Холмса и Доктора Ватсона показано по разному, как собственно и книге. Но, хочу отметить, что Игорь Масленников, не стал далеко уходить от истоков и книги, за что ему отдельное увожение, как к творцу кинематографа. Если честно, то это первая картина, которую я видел от нашего отечественного режиссера. Лично я ждал немного другого, я думал, что после экранизаций современности на меня уже ничего не может произвести впечатление. Я как любитель зарубежного кинематографа, сумел посмотреть все экранизации, которые только и есть. И после просмотра серии 'Знакомство' я был не разочарован.
Диалоги в гостинной, или у камины просто прекрасны, зритель как будто находится в той комнате, что на Бейкер-Стрит 221Б и помогает разгадывать, тайны преступности.
Что касается актерской игры. Она на высоте. Наконец-то я открыл для себя Василия Ливанова и Виталия Соломина. Я очень сожалею о том, что слишком поздно.
Господа, кто собирается посмотреть фильм, без раздумий вы останетесь под сильным впечатлением, что в очередной раз вам докажет, что 'старая школа' отечественного кинематографа, была прекрасной!
«Вы видите всё, но не даёте себе труда поразмыслить над тем, что вы видите!»
Эта экранизация одна из самых лучших в мире на мой взгляд.
Истории про этого великого сыщика, написанные Артуром Конан Дойлем, можно перечитывать по нескольку раз даже на языке писателя...
После этих серий я смотрел несколько европейских экранизаций, которые в отличии от этого шедевра можно назвать мыльной оперой.
Кто из нас, смотря эти фильмы, не мечтал хоть на минуту стать таким сыщиком? Но вот в начале своего творчества Василию Ливанову не так везло, до сьемок в этом фильме у него был ряд неудачных попыток: 'Он не прошел на роль Ихтиандра в культовом фильме шестидесятых - «Человек-амфибия», Михаил Казаков получает вместо него роль в фильме «Трудное счастье», режиссер решил, что у цыгана не может быть голубых глаз, но самая чувствительная актерская потеря Ливанова – роль Долохова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.'
Роль в данном вильме принесла поистине международное призвание, и лишнее тому доказательство то, что в начале 2006 года пожалован орден Британской империи (ОБИ) Василию Ливанову как 'послу британской культуры в России'. Сообщивший об этом посол Великобритании в России Тони Брентон назвал Ливанова одним из лучших Шерлоков Холмсов за всю историю экранизаций рассказов Артура Конан Дойла.
В заключении могу сказать только то, что эта экранизация рассказов о приключениях Шерлока Холмса, один из тех, которые стоит смотреть, смотреть и еще раз смотреть.
'Знакомство' - это моя самая любимая серия сериала! Плюс к этому в книге знакомство мистера Холмса с доктором Ватсоном я перечитывала уже и не вспомню сколько раз.
История того, как я пришла к просмотру нашего отечественного сериала банальна. Изначально я посмотрела того самого 'Шерлока' ВВС, потом подумала, что надо бы обратиться к первоисточнику, то бишь к книге А. К. Дойля, ну, а потом уж решила таки глянуть нашу экранизацию. Помнится в детстве я само собой натыкалась на фрагменты данного сериала, но он мне казался скучным, а сейчас... Можно пересматривать раз за разом!
Василия Ливанова и Виталия Соломина я считаю идеальными Холмсом и Ватсоном, хотя я специально смотрела серию сериала с Джереми Бреттом, дабы проверить, чем он многим так сильно нравится. Единственное - по описанию Шерлок был несколько моложе, но это малозначительная деталь.
В общем, Камбербэтч с Фриманом и Дауни мл. с Лоу по своему хороши, но наши товарищи всё же лучше!
Многие киноманы приходят к состоянию, когда в их списках не остается хороших фильмов к просмотру. Если вы со скукой просмотривали список 250 лучших фильмов Кинопоиска или IMDB и с разочарованием обнаруживали, что посмотрели большую часть фильмов, то вы понимаете, что чувствую я.
Но пару недель назад, я решился посмотреть серию советских фильмов о Шерлоке Холмсе, главную роль которую исполнил Василий Ливанов. Я не ждал многого от фильма 1979 года, где англичанина Шерлока Холмса сыграл русский актер, а в качестве декорации Лондона 19-го века была использована Рига и Санкт-Петербург.
Но черт возьми, это были лучшие 5 часов, которые я провел за экраном телевизора в этом году.
Василий Борисович сыграл именно того Шерлока Холмса, которого я представлял в детстве читая повести сэра Артура Конана Дойля. Здесь, Шерлок Холмс не просто остроумный борец с преступностью, который отличается феноменальными дедуктивными способностями. Он, прежде всего - благородный и справедливый человек, который не может терпеть торжество зла и использует свои способности для борьбы с преступностью.
При просмотре фильма о Шерлоке Холмсе всегда невольно сравниваешь его с аналогичными фильмами, где его сыграли другие актеры. В моем случае, на ум приходили такие картины как сериал «Шерлок» с Бенедиктом Кембербэтчем и дилогия Гая Ричи с Робертом Дауни Мл.
На мой взгляд, отличие Василия Ливанова от Бенедикта Кембербэтча и Роберта Дауни Мл. в том, что Василий Борисович сыграл настоящего джентльмена, английского аристократа.
Бенедикт Кембербэтч также проделал отличную работу в сериале «Шерлок». Его Холмс – это прежде всего «высокоактивный социопат» с полным букетом психических расстройств. Сюжет сериала в основном строится на конфликте Шерлока с его внутренними комплексами, и как они проявляются, когда он расследует очередное сложное дело.
Холмс Роберта Дауни Мл. является взрывным миксом крутого детектива и обаятельного чудака с харизмой Чарли Чаплина. Вообще, я думаю, Робер Дауни Мл., при создании своего образа Холмса, очень удачно использовал наработки из фильма «Чаплин», где он тоже исполнил главную роль.
Но Василий Ливанов не добавляет в образ Холмса психические расстройства, не использует театральные образы других героев и в его фильме нет зубодробительных экшн сцен Гая Рича. Ему это не нужно. Василию Борисовичу достаточно лишь взять в рот трубку, пыхнуть дымом и сказать своим хриплым голосом: «Вещи о людях могут сказать значительно больше, чем люди о вещях». И ты веришь, что перед тобой настоящий Шерлок Холмс. И ни устаревший монтаж, ни блеклые декорации не могут испортить этого впечатления. Еще больше начинаешь верить этому фильму, если ты в детстве читал книги о Шерлоке Холмсе и сейчас видишь, что фильм почти идеально следует канону сэра Артура Конана Дойля.
Некоторые сцены в фильме вызывают также невольный смех и умиление, к примеру - боксерский поединок Холмса и Ватсона, где они одеты в белые панталоны и туники. Если вы смотрели эту сцену без улыбки, то у вас нет сердца.
Вообще, Виталий Соломин сыгравший доктора Ватсона заслуживает не меньшего уважения чем Василий Ливанов. Его Ватсона я также считаю самой аутентичной версией персонажа и без участия Виталия Мефодьевича эта серия фильмов никогда не была бы такой хорошей.
В заключение могут констатировать, что советская серия фильмов о Шерлоке Холмсе дает чувство, что вам все еще могут рассказать интересную историю о благородстве и дружбе, без пошлости и показной самоуверенности. Именно это чувство рождает желание сесть и написать обзор, когда ты совсем не кинокритик.
P.S. нужно упомянуть также великолепный саундтрек, который создает к фильму по-настоящему эпичную атмосферу. Композитором является Владимир Дашкевич. Звук виоланчиели будоражит воображение.
Действительно любопытно обратиться к началу начал – к истоку знаменитого телевизионного цикла, отнюдь не являющегося, заметим мимоходом, телесериалом, хотя спустя почти два десятилетия Игорь Масленников не удержался и перевёл своё детище в привычный формат, обрамив «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» вводными сценами с участием Артура Конан Дойла и его стенографистки. Режиссёру с постоянными соавторами, кинодраматургами Юлием Дунским и Валерием Фридом, удалось почти невозможное. С одной стороны «Приключения Шерлока Холмса» воспринимаются единым, цельным произведением, «завязкой» которого как раз послужило «Знакомство», а «развязкой» (и одновременно своеобразным послесловием, чуть ли не эпитафией) – грустная картина с подзаголовком «Двадцатый век начинается». Но с другой – подход авторов отличается такой скрупулёзностью, что каждая серия закономерно воспринимается самостоятельным, завершённым опусом.
Собственно, уже в первом фильме наличествуют практически все основные составляющие того художественного мира, который по достоинству оценят во всех странах, включая традиционно консервативное Соединённое Королевство, но особенно полюбят, бесспорно, в Советском Союзе. Вместе с тем обращает на себя внимание, как тонко режиссёр и тандем сценаристов (кстати, накопивших отменный опыт и стилизации под прошлое, и добрых, умных адаптаций сказок) обращаются с текстом литературного оригинала. Детективная интрига, ставившаяся английским писателем шотландского происхождения во главу угла, возникает лишь во второй половине повествования, когда набирает обороты первое расследование доктора Ватсона в качестве ассистента Шерлока Холмса, которое вошло в историю под названием «Жёлтая лента». Но это совсем не вредит ленте! В ней сразу же начинает доминировать интрига совсем другого плана – «интрига» чрезвычайно интересных, в своём роде уникальных человеческих характеров. Василий Ливанов и Юрий Соломин демонстрируют отменную выдержку, по крупицам, с элементами игры на ожиданиях поклонников знаменитых рассказов знакомя с особенностями быта, взглядами и привычками прославленного тандема. Причём это остроумно сочетается с подчёркнуто бережной, внимательной, но и не исключающей потаённую иронию реконструкцией атмосферы викторианской Англии… Однако главной, в своём роде философской мыслью советских кинематографистов было стремление подчеркнуть исключительную современность дедуктивного метода сэра Холмса, взятого на вооружение прагматичным XX столетием, когда, впрочем, не оказались забыты и гуманистические идеалы, за которые так ратовал его товарищ. Вспомним хотя бы остроумный эпиграф: «В конце прошлого века, когда не было самолетов, чтобы гнаться за преступниками, не было вертолетов, чтобы выслеживать их с воздуха, не было даже радио, чтобы объявить их приметы – жил в Лондоне и прекрасно обходился без всего этого великий сыщик мистер Шерлок Холмс. Жил он на Бейкер-стрит, в доме №221-б».