К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сюжет фильма «Летят Журавли» является очень простым, но в тоже время в нем присутствуют ноты глубокого содержания. История любящей пары Бориса и Вероники, в отношения которых ворвалась война. Они хотели поженится но тревожный гудок:'Говорит Москва' изменил всю жизнь о которой они мечтали.

У каждого из героев был шанс поступить по другому, но как свойственно человеку, его выбор не всегда бывает правильный. Вероника любившая своего жениха Бориса, во время войны выходит замуж за Марка. Она мечтала о долгой любви и счастье, но получает отчаяние, боль и маленькую надежду что ее возлюбленный вернется с фронта. Борис, имея возможность получить «бронь», идет добровольцем на фронт. Этот фильм не о войне, а о переживаниях и судьбах простых людей в то нелегкое время.

Сценарий и постановка: Михаил Калатозов и Сергей Урусевский в совершено простой истории смог создать шедевр. На протяжении всего фильма режиссер смог раскрыть не только основной сюжет, но и показать переживания других людей. Сцены отправки на фронт и празднования войны просто невероятны. Складывается впечатления, что съемочная группа попросту присутствовала с камерами в те моменты и снимали все что происходит. Если посмотреть в любой уголок экрана, то можно увидеть неподдельные эмоции матерей, которые провожают сыновей со слезами на глазах. Девушек, которые не хотят отпускать парней на войну. В сцене встречи поезда с фронтовиками ликованию не было границ. Люди бегали с цветами искав своих близких в огромной толпе... Этим эмоциям просто веришь. Режиссеру удалось передать настроения и переживания всех героев картины.

Актерский состав: Татьяна Самойлова (Вероника) смогла передать тот образ влюбленной девушки. Она смогла передать эмоции в каждом кадре, начиная от детской наивной обиды, до переживаний и отчаянья. Алексей Баталов (Борис) играл сравнительно простого персонажа. Его роль обычного парня была немного сдержанная. Александр Шворин (Марк), и Василий Меркурье (Фёдор Иванович) также ничем особым не отмечались, но от этого их заслуги уменьшить нельзя.

Вердикт: 'Летят журавли' является сильной военной драмой. Фильм не теряет своей актуальности и довольно легок к просмотру.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить что в данном произведении не чувствуется советской агитации тех времен, которая подпортила не мало хороших фильмов.

10 из 10

18 марта 2013 | 04:36
  • тип рецензии:

Я люблю фильм «Летят Журавли». Это кино потрясает своей драматичной историей. Парень с девушкой любили друг друга и строили мечты, но война их разлучила навсегда, и они так и не смогли проститься…

Фильм трогает до глубины души. Для 1957 года это чрезвычайно сильная картина. Игра актеров радует глаз, и сценарий очень интересный. В этом напряженном и грустном фильме мы видим ужасы войны и разбитые мечты двух возлюбленных…

Алексей Баталов в этом фильме такой молодой, было приятно смотреть на звезду «Москва слезам не верит» в этом далеком, старом фильме. Татьяна Самойлова в этом фильме такая чудесная. Ее героиня меня покорила, и я с детства ее полюбил. Самойлова сыграла крайне талантливо и правдоподобно. Мне очень жаль ее героиню. Она не дождалась любимого и была с другим мужчиной, и поэтому казнила себя долгое время. Мне было обидно, что Никита Хрущев публично после просмотра этого фильма назвал героиню Самойловой шлюхой. Она вовсе не шлюха, а несчастная девушка, у которой война забрала родителей, дом, любимого мужчину и главное мечту на лучшую жизнь…

Фильм очень сильный. Испытываешь шок и драму при просмотре. Чувствуешь сострадание к тем бедным людям, которые родились и жили в то время, когда была эта чудовищная война…

Я считаю фильм «Летят журавли» шедевром и золотой коллекцией советского кино. Просмотр этого фильма обязателен для любого киномана!

10 из 10

20 июня 2013 | 12:37
  • тип рецензии:

Виктор Розов, фронтовик, потерявший в боях Великой Отечественной ногу, написал пьесу 'Вечно живые', легшую в основу сценария фильма, в 1944 году. Ее отказывались печатать вплоть до 1957 года. Слишком нетипична, лишенная монументальной патетики и пропагандистской героики. История девушки, изменившей фронтовику с его сводным братом.

Такая история шла вразрез с устоями государства. Не случайно, после просмотра фильма, Хрущев назвал главную героиню Веронику - шлюхой. Даже после широкого триумфального признания на Каннском фестивале и вручения Золотой пальмовой ветви, в СССР появилась лишь небольшая заметка без фотографий, без упоминания фамилий режиссера и оператора, в газете 'Известия'.

Зато на советских кинематографистов кинолента произвела ошеломляющее впечатление. Не менее ошеломляющим был и зрительский успех. В московские кинотеатры выстроились огромные очереди.

До фильма Калатозова все знали, что война была огромной трагедией, что победа была завоевана ценой десятков миллионов жизней, что погибали лучшие и молодые. Но вот прошло 12 лет и наступило время переосмысления, время катарсиса. И война вдруг увиделась через призму индивидуальной судьбы, увиделась экзистенционально, через глубинные психологические и духовные пласты человеческой природы.

Увидели двух любящих людей, молодых и счастливых. Увидели, как все семьи узнали, что началась война. Увидели, как один любящий уходит на фронт, а другой вынужден остаться. Один. На всем белом свете. Потому что любимого не заменит никто. Увидели проводы сотен таких любимых идущих умирать. Увидели, что значит умирать, падая в болото, а над тобой кружатся небо и деревья, а ты думаешь не о Родине и партии, ты бежишь по лестнице в доме любимой, а она ждет тебя наверху в подвенечном белом платье. Вот он - эффект присутствия, созданный мастерами.

А еще увидели и вспомнили, что значит ждать. Ждать, когда ты одинока и беззащитна. Ждать такой девушке, как Вероника, совсем незрелой, замкнутой и странно-тревожной. Такую девочку и винить-то грех. И еще больший, чем она совершила. Тем более, что ей хватило мощи души и чувства собственного достоинства преодолеть свой грех. И в белом подвенечном платье встретить победителей.

Тандем Калатозова, с его грузинским темпераментом, и Урусевского, с его ручной, нервной камерой, ракурсами и светотенью, с его новаторскими приемами, сотворил шедевр, который ничуть не устаревает, не смотря на черно-белый формат. Шедевр, который потрясает души и сердца зрителей во всем мире. Потому что для душ человеческих нет границ и языков, как не существует их и для подлинного искусства.

10 из 10

09 мая 2013 | 12:58
  • тип рецензии:

Дуэт Калатозов-Урусевский продемонстрировали, как можно раскрыть все карты и при этом всё равно заставить своего зрителя переживать и скитаться, в ожидании чего-то подобно главной героине, которая при всех сложившихся обстоятельствах всё равно не в силах скрывать свои глубокие чувства и эмоциональное состояние.

Кроме прекрасной режиссёрской и операторской работы, хочу подчеркнуть качество великолепного монтажа, который осуществила Мария Тимофеева, что лично меня очень порадовало, так как я уже смотрел фильм 'Баллада о солдате' опять-таки в её исполнении.

Коротко о сюжете

Молодые возлюбленные (Вероника и Борис) гуляют по Москве в четыре часа дня и именно в тот день, когда была объявлена война. Вдруг в небе они видят журавлиный клин, пролетавший над городом. На следующий день (за день до дня рождения Вероники) Борис, который вызвался добровольцем на фронт, прощается со своими родными и спешит в сборный пункт, так и не успев попрощаться с Вероникой... Остальное уже нужно увидеть.

Фильм очень душевный и я уверен, что произведёт своё впечатление чуть ли не на любого зрителя, особенный на тех особ, которые служили в армии или дожидались из армии близкого человека. Я искренне всем рекомендую эту гениальную картину и со слезами на глазах завершаю свою рецензию.

10 из 10

04 апреля 2013 | 01:51
  • тип рецензии:

«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...»


(Марк Бернес)

«Летят журавли» фильм с первого взгляда весьма неоднозначный. И неподготовленный зритель, привыкший уже к такому классическому столпу отечественного кинематографа как война, момент может и не уловить. А ведь на дворе 57-ой, товарищ Сталин ушёл на покой четыре года назад, что явно ослабляет железную хватку у горла всех культурологических структур. Вот Калатозов и воспользовался ситуацией, превратив пьесу Виктора Розова в просто пронзающую историю любви, не такую, какую обычно у нас чтят - скупую и хлёсткую, а по-европейски пробивающую противоречиями. Дело то не шуточное.

И Пальмовая ветвь (единственная в своём роде), была выдана не за красивые глаза Татьяны Самойловой (если бы давали только за это, актриса унесла бы гран-при), а за слаженную работу всей съёмочной группы. Чего стоит только нескончаемая динамика созданная руками Урусевского. Собственно, самих боевых действий в ленте на пару сцен, а вот дух выдержан совершенно страстный и тяготеющий к эмоциям. Очень вдохновляет Василий Меркурьев, одна речь в госпитале которого способна выбить скупую мужскую слезу любого несчастно влюблённого.

И тут совершенно понятно, почему господин Хрущев называет картину идеологически невыдержанной, а Веронику и вовсе - шлюхой. Чуждая русскому менталитету новая волна, которая нашла своё место в русских «Журавлях...», поломала все устоявшиеся догмы, которые ранее диктовала партия. Где это видано, чтоб главная героиня расхаживала без косынки, да ещё и мужиков выбирала самостоятельно? Не по христиански как-то... но, чёрт побери, как же красиво. По страшному красиво.

8 из 10

05 февраля 2020 | 13:46
  • тип рецензии:

Одной из моих самых нелюбимых героинь в женской литературе является Скарлетт О’Хара. Взбалмашная, капризная красотуля, эта дамочка не вызывала у меня симпатии на протяжении всех книг, даже после стольких пинков под зад от судьбы. И Боже мой! Как же мне тяжко было смотреть на Веронику первой половины фильма! Чуть ли не каждое открывание ее рта заканчивалось моим театральным подъемом рук к небу, остановке фильма на паузу и немым взглядом в сторону друга, с которым это все смотрелось, типа «Что творит эта баба?!», и постоянным сравнением со Скарлетт.

Но вскоре это чувство начало заменяться другим, очень похожим на сопереживание, причем своеобразной точкой отсчета, когда это началось, стала сцена проводов. Вот именно тот момент, когда Белка таки одумывается и бежит к своему Борису, расталкивая всех по пути. Как же это по-женски! - напридумывать себе светлое будущее, а потом обижаться на партнера, если он отступает от этих планов, пускай ради их же счастья. После, этой фразой можно охарактеризовать весь фильм, а он все-таки именно о судьбе Вероники. Предательницы, по сути, но совершенно не вызывающей моего женского осуждения, а уж поверьте, измена для меня это очень серьезно. В течение дальнейших минут я смиренно безмолвно ошарашенно сидела, осознавая, что я могу понять героиню, как и остальных персонажей, кстати. Она одна, в военные годы, сирота. А тут какие-никакие, да ухаживания, забота… да и лицемерить, клясться в любви Марку она не стала. Я думаю вся семья понимала, что она чувствует, как понимала и ситуацию, в которую ее поставила Война. Оттого и Федор Иванович, самый полюбившийся мне персонаж в этой ленте, очень благосклонен к ней и оберегает ее. А ей главное не сломаться, как бы сказали в наше время «найти стимул бороться». И как я плакала от счастья, когда ей повстречался маленький Борька. Вот он – человечек, ради которого стоит жить. И финальная победная речь на вокзале вселяет такой воодушевленный подъем, что боль от потери заглушается… Вероника расплатилась за все, расплатилась страданиями, постоянным ожиданием письма, и тем, что она никому не может поведать о своих чувствах! Соседкам только и остается шушакатся: «а чаво это она такая нервная ходит?» Нет, она определенно заслуживает счастья..

Тяжелый и безумно красивый фильм. Но тяжел он не пафосными размышлениями на тему Войны, их как раз в нем нет, даже сцена смерти смотрится легко, с замиранием сердца, горечью, но без перебора трагичности, чем грешат современные фильмы; а нелегкой судьбой героев. Странно, но для меня в этой ленте негодяев нет. Я человек и я тоже совершаю ошибки, как и все, и морально-этического ханжества тут не надо.

22 июля 2015 | 11:07
  • тип рецензии:

Многим из нас, выросшим на территории бывшего Советского Союза, нравятся старые фильмы той далёкой и уже почти забытой эпохи. И это скорее говорит не об исключительности самих фильмов, а о том, что они нам, как людям данного культурного контекста, понятны и близки. Вот почему до сих пор популярны «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Девчата» и другая киноклассика того периода. Всё это кино создавалось русскими для русских же, и на представителей других культур оно уже не произведёт подобного впечатления.

«Летят журавли» - это уже другое дело. Тот факт, что фильм этот получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах говорит о том, что его смысловое содержание гуда более глубокое, чем у прочих творений советской киноиндустрии. Фильм был понят и хорошо воспринят представителями других культур, а это уже многое значит.

Сюжет фильма, в общем, привычен: молодая, любящая пара – Борис и Вероника строит планы на будущее и кажется, что этим двоим ничто не может помешать. Жизнь идёт своим чередом и война, что внезапно вторгается в тихие московские будни, разом перечёркивает все радужные планы наших героев. С этого момента запущен страшный и неумолимый механизм проявки истинного облика каждого из персонажей. Борис уходит на фронт, Вероника остаётся ждать в тылу. По стечению обстоятельств она не может проводить его вместе с родными, и каждый день звонит на его завод в ожидании новостей от него. Но ждать долго она не может и выходит за Марка, который обманом получил броню от призыва, но только не от времени, что всё тайное делает явным. И здесь, как водится, трудно не возмутиться мужской части аудитории в порицании слабой женской натуры, что живёт лишь инстинктами и неспособна к проявлению истинно духовных качеств, таких, как верность и любовь. Говорят, что экстремальные условия и алкоголь действуют одинаково: они выявляют в человеке его подлинную сущность. Постепенно нам раскрываются глубинные черты персонажей. Со временем становится ясно, что Вероника – не ветреная девчонка, но просто несчастный и одинокий человек, которого война лишила родителей и в последующем – любимого. Она несчастна и, не выдержав мук совести, понимает, что женившись на Марке, предала Бориса. И почти дойдя до самоубийства, наступает момент, в котором она решает исправить все ошибки. В её жизни появляется новый человек – мальчик по имени Борис, который, как и она потерял родных. Она едва успевает выхватить его из-под колёс проносящихся мимо машин, и сердитая реплика какого-то военного словно определяет ход её дальнейших мыслей. Вероника забирает Бориса с собой и, как кажется, становится его новой матерью. Она продолжает ждать того Бориса, с которым не успела попрощаться и даже весть о том, что его уже нет в живых не лишает её надежды. Теперь мы понимаем, она тоже способна на верность. Хотя, может быть, это было только проявление чувства вины за предательство? Признаться, у меня возникала такая мысль пи просмотре. Но лично я предпочитаю думать, что здесь имело место что-то более возвышенное. Всё-таки, здесь была верность. Или, по крайней мере, ошибка, совершённая под тяжестью обстоятельств.

Но чем же это кино отличается от прочих? Здесь поднимаются всё те же темы любви, верности, испытания разлукой, трагедии, совести. Даже метафора журавлей в небе, которой начинается и заканчивается фильм, для нас понятна и о предпочтении синицы в руке здесь уже трудно не догадаться. Однако этот фильм сделан удивительно красиво и эмоционально. Характеры персонажей и атмосфера фильма переданы на столько живо, что просто невозможно смотреть на всё это равнодушно. И что хочется отметить – здесь нет той крикливости и навязчивости, которая свойственна многим современным образчикам кино. Всё сбалансировано и поставлено в нужное место в нужном количестве, создавая гармоничную и складную картину, которую хочется пересматривать снова и снова. Работа операторов тоже не может не обратить на себя внимание. Часто композиция кадра была составлена на столько эффектно, что хотелось нажать на «стоп» и просто рассматривать эту картинку.

А что до основной идеи фильма, то она стара, как человеческий род. В нём нет ничего принципиально нового, мысли всё те же, что и всегда. Война, любовь, разлука… Но то, как они раскрыты, пожалуй, и делает этот фильм настолько притягательным. И, как говорится, я верю в происходящее на экране, я погружаюсь в ту реальность и живу жизнями героев. Просто нравится мне это кино.

9 из 10

10 июля 2011 | 21:39
  • тип рецензии:

Главные герои картины – Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) – молодая пара, чья любовь переживает коварное испытание войной. Потеряв родителей и мучаясь от неведения, Вероника выходит замуж за брата Бориса – перспективного пианиста Марка (Александр Шворин), но не перестаёт верить и надеяться, что её возлюбленный вернётся.

Михаил Калатозов отказался от какой-либо пропаганды, долгие годы навязываемой советскому кинозрителю, и создал в меру честный, увлекательный и вместе с тем глубокий фильм, с холодным и безрадостным миром войны, крушащей человеческие судьбы. Завораживающий эффект и завидный успех картины легко объясняется, в первую очередь, безоговорочно потрясающей операторской работой Сергея Урусевского, чей совершенно индивидуальный стиль съёмки по праву считается революционным.

Многие критики, как правило, связывают возникновение кинопроизведения «Летят журавли» с возрождением советского синематографа, который потерял почти всякий вес в послевоенные годы. И данная лента, в том числе и за рубежом, – своеобразный символ возвращения нашего кино с приходом «хрущёвской оттепели».

09 июля 2011 | 21:49
  • тип рецензии:

Этот фильм сняли 60 лет назад, в далёком 1957 году, когда о советском кино в мире позабыли после 'Потёмкина' и 'Человека с киноаппаратом'. И лента Калатозова вернула венец величия Советам, по крайней мере, на один год, в виде Золотой Пальмовой ветви. К слову, больше ни один отечественный фильм не был удостоен такой чести.

'Летят журавли' взял ветвь неспроста. Он рассказывает простую, но необычную историю. Возлюбленный главной героини по имени Вероника уходит на фронт. Таких Вероник на советской карте в 1941 не сосчитать. Однако конкретно героиня актрисы Татьяны Самойловой по ходу фильма попадает в весьма неоднозначную ситуацию. На неё давят сразу три силы. С одной стороны бомбёжки немецкой авиации, война, с другой постоянное давление со стороны нового ухажёра, а с третьей... С третьей другая, самая мощная сила на земле - это любовь.

И, конечно же, любовь взяла своё. Сквозь переживания и слёзы, она остаётся и победит любую войну. Именно это чувство ведёт героиню Самойловой, вряд ли здесь обошлось патриотизмом. Она исправно трудится в тылу, пока её Борис, сыгранный Алексеем Баталовым, защищает родину. Каждый день проходит с правом на надежду, с верою в любовь...

Подвиг советского народа бесценен, но важно помнить, что народ состоит из простых людей. И этот фильм - как раз тот случай, где не надо демонстрировать величие победы в абстрактном смысле. Это всего лишь одна история о людях из сотен тысяч других, со своей судьбой и горечью. И самое главное, что здесь герои - простые советские люди. Ни политики, ни военные командиры, не чекисты. И фильм Калатозова убеждает нас, что вклад рабочего населения в победу не менее значим. Они боролись, гибли, но не сдавались. Как и Вероника, которая не отпустила свою любовь даже после самого худшего исхода, ведь она помогла девушке сначала прожить эти нелёгкие 4 года, а затем сделать для себя важное умозаключение в самом конце ленты.

Главной особенностью фильма является его психологизм. Фильм полон тяжёлых сцен, его нелегко смотреть без эмоций. Последняя сцена на вокзале вообще пробирает бесконечной моралью насквозь. Сопереживание героям остаётся даже после их спорных решений. Качество фильма достойно высокой оценки, актёрская игра - преданных оваций. Особенно роль удалась Самойловой, ведь непросто хорошо сыграть такую противоречивую героиню, да ещё в стране победившего социализма, где не должно быть подобной 'аморалки'. Критика от Хрущёва тому подтверждение. К слову, о достижениях фильма на Каннском кинофестивале в Союзе сообщили весьма сдержанно.

И под конец немножко о символизме. Много журавлей пролетало над Московским небом в картине. И каждый раз, сначала Вероника с Борисом, а потом и народ-победитель тянули головы вверх и радовались их пролёту, как дети. Всё-таки здорово, что люди, которые прошли ад, будь-то в тылу, будь-то в окопах, вышли оттуда людьми и не разучились радоваться мелочам, как дети. Разве возможно победить страну с такими людьми?

10 из 10

10 августа 2017 | 20:26
  • тип рецензии:

Безусловно, это очень известный фильм и он по праву считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной Войне. Все-таки это тема для нас будет актуальна вечно. И, наверное, только наши русские люди смогут так глубоко понять героев, понять весь ужас и всю трагедию этой ужасной войны.

В этой картине речь даже больше о людях, а не о самой войне. О том, какими они были, какими стали и изменила ли вообще их война. Здесь есть как положительные так и отрицательные персонажи. Причем отрицательные не немцы, как это бывает в большинстве картин о войне, а такие же русские люди. И отрицание это выражается не в предательстве Родине как такого, а предательстве самого себя, предательстве близких.

Также здесь очень интересен образ главной героини этой картины, которую очень хорошо сыграла Самойлова. Он как бы двуличен – её можно жалеть, а можно осуждать. Я слышал, что Хрущев сильно раскритиковал эту картину как раз таки из-за этой героини, даже назвав её шлюхой. Конечно, так категорично я бы не высказался, но жалости у меня она тоже не вызывает.

28 января 2012 | 20:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: