«28 панфиловцев» это не фильм, это перенесенная на экран реконструкция. Реконструкция дотошная, хорошо снятая, основанная на документах. Но реконструкция.
В «300 спартанцах», кинокомиксе о подвиге сынов Спарты, которого, возможно и не было, есть драма, есть повествование, есть персонажи, которых зрители понимают.
В «28 панфиловцах» ничего этого нет.
Но «28 панфиловцев» от этого не хуже и не лучше.
«28 панфиловцев» - это не кино, это глас народа. Народ заказал себе фильм, снял его и ему понравилось то что получилось.
И «28 панфиловцев» останется в кино именно как первый народный фильм. А еще потому, что это может и не большой, но очередной подвиг народа.
Народ во всеуслышание заявил всем «творцам» от кинобизнеса какое кино про свою войну он хочет видеть.
Он больше не хочет посыпать голову пеплом, не хочет видеть инфернальные образы Сталина, не хочет видеть пьющих, истеричных генералов, трусость, ложь и обман.
Народ хочет смотреть на подвиг своих прадедов как на подвиг.
Народ за 20 лет устал рефлексировать, посыпать голову пеплом и краснеть за свою победу.
Больше не хочет «товарищи творцы».
Это наша победа! Это подвиг наших прадедов! Это слава нашей Родины! И мы ее не стыдимся!
Смотрел как рос рейтинг этого фильма после его выхода в прокат и удивлялся, неужели наши наконец сняли что то на уровне лучших блокбастеров Голливуда?
Посмотрев фильм, немного разочаровался.
Изложим по порядку.
Плюсы:
1. Работа реквизиторов, декораторов, специалистов по визуальном эффектам выполнена на отлично. Танки выглядят как танки, а не трактора обшитые фанерой. Сам тип техники тоже соответствует той что сражалась под Москвой. Достоверная униформа красноармейцев, как рядовых так и командования.
Достоверная картинка того как подбивались танки из тех противотанковых средств что были на вооружение бойцов РККА.
2. Саундтрек. Однозначный плюс Михаилу Костылеву. Один из лучших современных российских композиторов специализирующихся на саундтреках к играм и фильмам.
На этом плюсы пожалуй закончились.
Из минусов:
1. Диалоги! Сценаристы сделали всех солдат поголовно весельчаками-балагурами, которые не проводят и 5 минут без шуточки-прибауточки о немцах и о том как они с нетерпением ждут их чтобы показать свою удаль в бою. Спектр эмоций очень маленький, ни одного бойца который хотя-бы капельку боялся, паниковал и т.п.
2. Минус - язык персонажей. Солдаты, которые по идее, должны быть представители обычного рабочего и крестьянского люда, демонстрируют удивительно правильный русский язык (два персонажа - украинский), насыщенный метафорами и без единого ругательства.
Ощущение что смотришь кино не про самую страшную и кровавую войну 20 века, а про то как мужики на выходные выбрались в страйкбол пострелять.
В целом - не верю, не верю что общение солдат и командования было так, как показано в фильме.
3. Враги дегенераты. Бой со стороны немцев показан настолько бездарно, что будь командование вермахта действительно таким, немцы никогда бы не добрались не то что до Москвы, а даже Польшу бы не взяли. Не покидает ощущение что оппонентами красноармейцев выступают боты самого низкого уровня, которые, говоря языком игрового сленга, 'спаунятся' через определенное время, и тупо волнами идут вперед, обладая практически нулевыми навыками меткости и общей тактики боя.
Выношу за скобки саму идею '28 панфиловцев' так как фильм художественный, и может не претендовать на полное и достоверное изображение настоящего боя у разъезда Дубосеково.
Первая половина фильма показалась немного затянутой, а фильм в целом немного скучноватым и слишком ровным, без каких либо кульминационных точек которые бы цепляли зрителя и заставляли бы прильнуть к экрану.
Не столь уж и важно, что у легенды о 28 панфиловцев есть немало проблем с достоверностью — то, что во время войны советские солдаты сражались отчаянно и рьяно, защищая родные, дорогие сердцу края — это факт все равно неоспоримый.
Мною, как человеком ужасно уставшим от всякого рода извращенного псевдоисторического мракобесия, вроде «Сталинграда» (2013 года), «Утомлённых солнцем 2», «Дороги на Берлин», «Служу Советскому Союзу», или же от блокбастерных пустышек, вроде «Битвы за Севастополь», фильм «28 панфиловцев» был оценен, как неплохой
В данном фильме нет какого-то одного главного героя, вокруг которого крутится всё и вся, главные герои данной кинокартины — обычные советские солдаты, каждый из которых был, пусть в малую меру, но раскрыт: один религиозен, другой весел, даже во время войны не падающий духом, третий — горячо предан своим идеям о Родине и Отчизне. Фильм задевают по сути только отдельно взятую битву и считанные сутки до неё, а не какую-нибудь масштабную военную эпопею, где бы надо было подробно изобразить и солдатский быт между боями, и рассказать про прошлое солдат. Такая фокусировка именно на битве, её реконструкции, в ущерб драме и более полному личностному раскрытию солдат, вполне хорошо бы ужилась, но при более хорошем бюджете.
Актёры панфиловцев сыграли, на мой взгляд, довольно убедительно, им удалось передать обыкновенность рядового солдата, в общем, актёрам действительно хотелось верить.
Собственно, именно обыкновенность изображенных в фильме солдат и заставила меня сопереживать им, чего нельзя сказать о большинстве выпускаемых в России военных фильмов.
Выделю один из главных недостатков, на который я просто не мог закрыть глаза — это очень уж излишняя пафосность некоторых моментов фильма: патриотическая возвышенность всех речей солдат, которая иногда, смотрясь неестественно, сильно перегибая палку, убивала хваленную выше мною солдатскую обыкновенность; отображение фашистов (говоря об этом, ни в коем случае не защищаю фашизм) на уровне пушечного мяса, особо не думающего, но визуально демонезированного - однозначно минус фильму. Кроме того, советские солдаты, хоть и изредка, но показывали запредельную, выходящую за рамки здравого смысла, искусность (я сейчас не о запредельной рьяности и высоте боевого духа, которые как раз таки имели место быть) ведения боя… впрочем, это больше единичные случаи, сама же битва, в целом, была отображена, но исключительно со стороны советских окопов, довольно качественно, детально: и ужасы обстрела, каждый выстрел которого буквально ощущаешь, и грязь, и курение в траншеях - всё это выглядело искренне и радовало глаз. Что мне, пожалуй, навсегда запомнилось, так это то, что эта, пусть и не самая хорошая, но хоть какая-то глубина боевых действий была достигнута при относительно маленьком бюджете ($1 700 000), тогда как у совершенно непринятых мною лент, вроде «Сталинграда» и «Утомлённых солнцем 2» бюджеты в разы больше, а боевые сцены в последних эмоционально впечатляли на порядок меньше, чем при просмотре «28 панфиловцев»
Итог: «28 панфиловцев» — неплохая лента про Великую Отечественную войну, выделяющаяся определённо в лучшую сторону от большинства российских военных фильмов, выпущенных в последнее время. Главная заслуга фильма - это изображение более-менее обыкновенного солдата и избавление от недостатков различного рода 'михалковщины'. Пусть авторы и перебрали с красками пафоса и патриотизма, довольно нелепо отобразили немцев, однобоко показали бой, при этом, умышленно не делая упора на личную солдатскую драму... в отличии от большинства выпускаемых сегодня военных российских фильмов, данное кино можно, а местами и приятно смотреть.
Три дня назад посмотрел фильм «28 панфиловцев», по которому сейчас идет столько споров. В целом, увидел примерно то, что и ожидал увидеть на основе прочитанных мнений.
С одной стороны, авторы фильма сдержали свое обещание снять фильм без явного поливания дерьмом СССР и Красной Армии (типичного для большинства российских фильмов о Великой Отечественной войне). Т. е. без тупых советских солдат, идущих в атаку на немецкие позиции с лопатами в руках вместо винтовок, под огнем в спину пулеметов заградотрядов. Без пьяных генералов Красной Армии, посылающих на убой свои войска из страха перед тираном Сталиным. Без садистов НКВДшников и политработников. Без благородных немецких офицеров. Без положительных героев – бывших кулаков, репрессированных, в лучшем случае – уголовников, которые только и спасают русские войска от гибели, вопреки всему, да и то лишь благодаря молитвам и церквям.
В этом фильме бойцы и командиры Красной Армии показаны храбрыми и умелыми воинами, которые героически сражаются с врагом за свою Родину. Батальные сцены, на мой непрофессиональный взгляд, сняты достаточно хорошо и без явных косяков (разве что немецкие танки слишком медленно в атаку идут).
С другой стороны, как многими отмечалось, создатели картины, обещавшие снять правдивый фильм о Великой Отечественной, сделали кино, в котором ни разу не звучат слова «СССР» или «советский» (везде говорится только о русских), не упоминаются Коммунистическая партия, Сталин, нет ни одного красного флага (хотя «Красная армия», надо признать, звучит), а политрук, вместо призыва сражаться за свою свободную социалистическую Родину, заясняет солдатам какую-то явную хрень насчет разницы между понятиями «Родина» и «Отечество».
В фильме, как многими отмечалось, абстрактные русские воюют против абстрактных немцев. Никак не отражено, что советский народ воевал не за Путина и олигархов, не за ЕР и РПЦ, не за абстрактную Россию, в которой ему ничего не принадлежит (попытка такой войны в 1914 г. закончилась весьма печально для ее инициаторов), а за свою социалистическую страну, за общественную собственность, заводы и колхозы, под руководством партии коммунистов.
Кстати, насчет русских. Знаменитая панфиловская дивизия формировалась, как известно, в Казахстане, и половина ее состава были казахи и киргизы. В фильме это показано, много солдат казахов, но вместо объяснения советского интернационализма, присутствует следующий эпизод. Политрук в очередной раз рассказывает, что «немцы скоро узнают, кто такие русские», на что боец-казах вполне резонно говорит ему: «Я вообще-то казах». А политрук на это отвечает: «Ты за Россию воюешь, значит, ты тоже русский». Довольно странное объяснение. Кстати, в Первую мировую попытка царского правительства привлечь население Средней Азии даже не на «войну за Россию», а только к тыловым работам, закончилась грандиозным восстанием в Казахстане в 1916 г. и резней русского населения. А вот советские казахи, киргизы, узбеки и др. воевали за СССР.
Некоторые расценивают данный фильм как признак нового направления в официальной пропаганде, чтобы спекуляциями на теме Великой Отечественной войны (выхолащивая при этом ее сущность) заставить современных людей в случае чего идти в бой за олигархов (типа, за Россию).
Это все, конечно, правильно. Но встает вопрос – хорошо или плохо, что стали сниматься такие фильмы? Я думаю, что, объективно, скорее хорошо.
Было бы слишком наивно ожидать, что в капиталистической стран может быть снят (причем в основном на государственные деньги») и показан по всем кинотеатрам фильм, в котором отражена классовая сущность Великой Отечественной войны, и тем людям, которые на это надеялись, можно только посочувствовать. С другой стороны, пропаганду абстрактного патриотизма нынешняя власть будет вести в любом случае, и примеров из истории у нее для этого найдется достаточно даже без Великой Отечественной войны – ибо в истории России войн и до 1917 года хватало. Взять хотя бы Отечественную войну 1812 г. с Наполеоном.
Но то, что советскую историю стали иногда показывать, пускай и в выхолощенном виде, но без явного очернения, даже в положительном ключе, рассказывают о подвигах Красной Армии – это уже плюс. Кто поумнее, и сам задумается – а ради чего люди так сражались? Дуракам же можно и потом объяснить.
Много было слов, которые я бы хотел сказать о фильме. Три целых листа бумаги исписал сразу после просмотра. Когда проснулся на следующий день, порвал всю писанину и решил написать совсем чуть-чуть и только о фильме.
Многие, кто писали отзывы, обращали внимание на достоверность, скажем грубо, реквизита в фильме – форма, винтовки, автоматы, танки…… Мне на это просто наплевать. Даже если бы я увидел в кадре АКМ, я бы не обратил на это никакого внимания. За это я не буду ставить никаких оценок – для меня это не важно.
В плане достоверности исторических событий – к сожалению, это была ложь, которую насаждали нам все время и сейчас насаждают, но подходите к этому как подошел я. Такие люди были, такие бои тоже были, люди сражались геройски и погибали за свою Родину, за свои семьи. Они сознательно шли на смерть – а это уже подвиг. Поэтому, для себя я решил, не сразу, примерно через две недели, что я иду смотреть фильм, в первую очередь, а людях - ценой свое жизнью, остановившие врага. Конечно, осадок остается - если верить в 28 Панфиловцев, так как не всё гладко было после войны у тех ребят, которые остались в живых из-за этой выдуманной истории.
Замечательная операторская работа. Какие виды, какие крупные планы!!! Каждый кадр – очень красивая картинка, на которую хочется смотреть.
Очень здорово, что в фильме нет наших «звезд». Из всех, я узнал только Александра Устюгова. И это правильно. Так как замыленные в сериалах лица, были бы здесь скучны и надоедливы. Я верю актерам. Обычные человеческие лица, каким был мой дед, отец, я сам.
В каждом кадре – правда. Грязные лица, руки, пересохшие губы, мороз……
Диалоги героев не занудные, легкие иногда смешные. Приятны уху.
Режиссеру удалось передать жесткую документальную правду в художественных образах.
Можно писать еще и еще….
Но… есть одно, что не заставит меня посмотреть фильм еще раз. Каждый раз, когда я смотрю «Аты-баты шли солдаты» - я смотрю его раз в год минимум, «Горячий снег», «Брестская крепость»… я плачу. Здесь даже комок к горлу не подошел. Не потому, что я такой бесчувственный, что мне не жалко наших солдат и т.д. А потому, что в этом фильме создатели так придирались к мелочам, стремились показать правдивый бой и т.д., что забыли о людях. Они есть и их как бы нет. Да, шутят, смеются, общаются, даже лица начинаешь запоминать, переживаешь за них (я кулаки даже сжимал), но нет чего-то душевного, человеческого. К сожалению, для меня - это убило фильм. Я забуду о нем через 2-3 дня.
Я советую сходить посмотреть этот фильм всем, даже тем кто не терпит лжи в плане истории и относится к тем событиям как к мифу. Выбросьте все из головы, наши деды были героями. Были сотни, тысячи других боев, где так же воевали и погибали обычные советские люди – наши солдаты.
Но я не буду этот фильм держать в своей видеотеки и смотреть его еще раз.
После просмотра сложилось двоякое впечатление. Это проект на который был выделен бюджет частью народными средствами, различными краудфантингами и стартапами. Дело в том, что создатели собирались сделать достоверную, честную военную картину, так что бы в ней не было места различным требованиям предъявляемым гос заказом. Если кино снимается на государственные деньги, то это получается клишированное кино со множеством моментов прославляющих государство (часть денег в итоге была выдана МинКультом, но уже после того как проект заручился поддержкой народных средств). Но создатели хотели сделать иное кино, где большую часть времени будет уделяться подвигу наших предков, то есть именно боевой части.
И вот получилось так, что вышел скорей даже не фильм, а больше реконструкция боевых действий. В фильме не затронуты такие важные аспекты, как просто сама история, нет внятных описаний персонажей, не наблюдается даже их мотивов, все сводится к одной простой истине, что надо выполнять долг и воевать за отечество. Нет, это конечно правильно, но все же должна еще быть личная мотивация и раскрытие персонажей. Картина тянет больше на интернет проект, даже в трейлере были показаны, как обычно, все интересные моменты, так что по сути мы получили лишь растянутый до хранометража трейлер. В фильме все сводится к боевым действиям без лишних характеров персонажей, с односторонней сюжетной линией, которая никуда не сворачивает, все что нужно нашим солдатам выдержать военный натиск наступающей стороны, немцев.
Но все же получился, как кажется нужный фильм, после многих попыток снять достойное кино о войне, типа откровенной лажи 'Сталинграда' или 'Утомленных солнем'. Не высоко художественная получилась картина, но зато смотрится сильно, очень похоже на настоящую войну, на настоящие подвиги наших предков. Ту которую интересно будет посмотреть людям, о настоящем мужестве и самопожертвование. Люди которые насмерть стояли за свою землю, честь, право. Показаны на экране боевые действия о наших людях которые смотрят в глаза смертельной опасности и их поведению, их мужеству проявленному в бою. Но все таки стоит учесть, что картина сделана не профессионалами, с небольшим бюджетом, зато с благими намерениями, и уверен, что несмортя на все недочёты, к фильму отнесутся с большей благосклонностью.
Так же еще стоит посмотреть новую картину Гибсона 'По соображениям совести', идущую параллельно в прокате, которая имеет и хорошие боевые сцены и четкую историю с понятной мотивацией героев и второстепенной линией развития сюжета тесно переплетающейся с драматизмом происходящего. Но все же '28 панфиловцев' это наше кино о великой войне, которая действительно без лишнего пафоса показывает героизм наших предков, это стоит того и отличает нашу картину от других.
По сюжету много говорить не буду. «28 панфиловцев» - это «фильм-память». Некая визуальная реконструкция событий с минимальными художественным вмешательством. Намеренно исключены второстепенные перипетии и конфликты, включая дружеские и любовные линии, которые усложняют сюжет, а так же вообще всё лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от созерцания подвига. Завязка хоть и растягивается на 30 минут, но затем действия стремительно набирают обороты. Еще одна особенность - в фильме нет какого-то конкретного главного героя. В драматургическом ключе «герой» здесь - это все солдаты советской армии, борющиеся единым целым против немецких войск. Для меня это существенный минус, потому что мне было бы интереснее увидеть трагедию, разобрать внутренний конфликт и увидеть перерождение хотя бы одного конкретного персонажа в контексте с другими героями, чем просто наблюдать за общей картиной.
Режиссер Ким Дружинин и режиссер-сценарист Андрей Шальопа взяли на себя трудную задачу - снять патриотическое кино без поддержки государства. Не вдаваясь в поиски ответов на вопрос «Почему же такой проект оказался без госфинансирования?», я сумею предположить, что за народные деньги авторам скорее всего удалось снять именно то кино, каким оно было задумано изначально. С художественной точки зрения фильм не имеет особой ценности и не выходит за рамки описания предполагаемых событий.
С технической стороны мне сложно придраться к тяжелым боевым орудиям и технике, я в этом не разбираюсь, но залпы артиллерии, танков, выстрелы пулеметов и взрывы гранат выглядят и звучат крайне реалистично. Пиротехники постарались на славу. По достоинству хочется отметить и оператора Никиту Рождественского. Повороты, проходы в окопах, углы съемки - без грамотной и слаженной работы с камерой мы бы многое потеряли. Отдельно еще хочу похвалить звукорежиссера за кропотливый труд в создании аудиовизуального фона, композитора за музыкальное сопровождение, а так же всю команду, занимающейся CG. Графика соразмерна бюджету, применена с умом и там, где действительно сложно было бы воссоздать сцену в реальности.
Актерская игра за счет отсутствия в кастинге именитых персон еще на шаг сделала фильм более натуральным и живым. Нет пафосных выкриков «За Родину! За Сталина!», когда боец в экстазе (героически) бросается на горящий танк и марширующую вражескую армию. Нет рек крови, брызжущей литрами в объектив камеры, и разорванных снарядами тел погибших. Нет глупых маневров со стороны советских войск (со стороны немцев их, правда, предостаточно). Всё в рамках более-менее логичной стратегической действительности. Люди погибают, и в следующем кадре не восстают из мертвых, потому что на войне реальность - это смерть. Холодная и окончательная. Кто-то винил авторов фильма в том, что юмор в такой картине неуместен. Не согласна. Солдатские байки и попытки поднять моральный дух - это борьба со страхом. С прожигающим насквозь страхом, когда в голове нет ничего, кроме осознания, что нужно идти и сражаться. Выжить, а потом вновь сражаться. Конечно, никто не хочет умирать, как бы не храбрился. В окопе рядом с русским солдатом сидит и казах, и украинец, и тогда были все дружественные народы. Это сейчас невесть что творится, а тогда все воевали за одну Родину. За общий Дом.
«Умереть в бою – оно легче всего. И вроде герой же. Но наша задача - выжить, чтобы жечь фашистские танки, убивать врага и не пустить его в дом. Нынче за Родину помирать не треба. Нынче за Родину пожить треба. Умрешь сегодня, а завтра за тебя её кто защищать будет?!»
Фильм «28 панфиловцев» нашел отклик у зрителей, которые увидели в нём схожесть с советскими лентами про войну («Они сражались за Родину», «Горячий снег», «Офицеры» и т.д.). Я не стала выяснять, где в фильме историческая правда, потому что таких подвигов за всю войну было десятки сотен и все они достойны быть в памяти у поколений! Главное, что удалось остановить наступление немецкой армии. Если авторы ставили перед собой задачу привлечь внимание к конкретному подвигу бойцов Панфилова, то им это удалось. Мне отрадно видеть этот фильм в кинотеатре. Не «Брестская крепость», но всё же! Стоит попытаться написать более драматургически продуманный сюжет, выйти за рамки бюджета и снять фильм так же реалистично, то может быть даже удастся омыться от «Сталинграда» Ф. Бондарчука.
'...Был у нас мальчик, стихи рассказывал в школе на конкурсах разных. Так себе рассказывал, запинался часто и с интонациями проблемы были. Но темы всегда выбирал такие, за которые, как бы, нельзя не наградить. То про войну, то про раненого солдата, то про выкинутого на улицу пса. И как бы другие ребята не старались со своей пушкинской классикой, тютчевской природой, как бы театрально они не выступали, тот мальчик все равно 'брал' драмой...'
Что мы имеем? Героическую историю о солдатах, которые ценой своих жизней задержали врага, наступавшего на Москву. Действительно трагичную, такую, которая поднимала боевой дух другим солдатам во время ВОВ, которая, в том числе, и в силу такого соотношения сил, как это описано в истории, остается до конца не подтвержденной. Что тут скажешь, на самом деле это не так важно, правда это или вымысел, ведь весь народ в то время воевал именно так, не за себя, а за свою землю, семью. Такие истории всегда трогали меня до глубины души.
К чему это долгое предисловие? Да все к тому. Фильм снят на больную для всех нас тему войны, за что ему уже многое простят, да еще и по мотиву такого легендарного сражения, простой пересказ которого уже вызывает восхищение. Собственно, это создатели фильма и сделали. 'Забросили' сразу нас на место будущих сражений, чуть обозначили персонажей, мол 'этот парень местный шутник, этот - серьезный, этот-расчетливый и хладнокровный...' И все. Чего-то большего о них мы не узнаем, проникнуться очень сильно к самим героям не получается. Весь фильм мы наблюдаем достаточно посредственный пересказ событий, который обречен на драму. И все эти стереотипы в стиле 'все плохо, все становится еще хуже, вот вот уже кранты', и тут откуда ни возьмись один спасает всех, за секунду до трагедии.
Не могу оценить этот фильм высоко. 'Хочешь получить оскар- сними фильм про холокост' все что можно здесь сказать. Такую историю сложно рассказать совсем уж плохо, собственно она и рассказано 'сносно', но помимо трагичных событий, взятых с реалий, мы не имеем ничего. Ни хорошей актерской игры, которая заставила бы полюбить героев, ни нормальных диалогов, а лишь какие то клише и штампы, ни сцен сражений, да и эпичного саундтрека не наблюдалось. Если так и продолжится, то можно на каждое 9 мая снимать по такому средненькому кинцу на основах реальных событий, ведь героев действительно во время ВОВ было предостаточно, вот только надо четко понимать, чтобы просто заниматься перенесением таких вот историй на большой экран не надо обладать ничем, никаким талантом, с точки зрения кино этот фильм не имеет никакой ценности. Нельзя такие сокровенные вещи ставить на конвейер. А для создателей подобных фильмов это золотая жила, снимать фильмы на больную тему. Хватит этим педалировать.
Историческая реконструкция для патриотически настроенного и нетребовательного зрителя
У меня нет ни компетенции, ни желания обсуждать историческую достоверность этой картины. Фильм '28 панфиловцев' интересует меня в первую и последнюю очередь как самостоятельное художественное произведение, с которого и спрос соответствующий.
Когда я иду на фильм о войне, то хочу узнать интересную историю, впечатлиться и вдохновиться подвигом личности или группы лиц, переживать за героев, с которыми успею познакомиться. Вызывает ли эта картина воодушевление, эмоциональный подъем? Заставляет ли проникнуться и переживать за судьбу полюбившихся персонажей? К сожалению, нет.
Среди '28 панфиловцев' невозможно найти интересных, по-настоящему продуманных и хорошо прописанных персонажей. Мы ничего ни о ком не знаем, солдаты мало чем друг от друга отличаются, переживать за кого-либо очень сложно.
Сценарную слабость не попытались скрыть хорошим звуковым сопровождением. Я думаю, у каждого был опыт просмотра не самой сложной и проработанной истории, которая до глубины души впечатляла вас с помощью музыки. Здесь этого нет.
Звукорежиссура порой напоминает музыкальное оформление дешевого мультфильма: когда показывают врагов, на всю мощь орет устрашающий саундтрек, когда же кадр сменяется, звук обрывается в секунду, зрителя словно швыряют в яму. Ни тебе плавных переходов, ни тебе тонкой игры на увеличение, ничего – все топорно, просто, линейно. Большую часть времени нас вообще оставляют без музыки, не подогревают эмоциональный накал, оставляя наедине со звуками взрывов и снежного хруста.
Заядлые игроки в шутеры 'порадуются', обнаружив тут до боли знакомых ботов в лице немцев-статистов. Такое впечатление, что сценарист забыл подкрутить статистам уровень сложности, из-за чего немцы изображены тупыми донельзя: они прут на пулеметную очередь погибать как по заказу, они забывают пользоваться собственным пулеметом в танках... Да что уж тут говорить. Создатели фильма даже не удосужились перевести речь обезличенных ботов. Статисты просто что-то лопочут на немецком.
К слову о речи. Русскоязычные актеры тоже не радуют. Говорят порой невнятно и быстро, с лицом или интонацией, совершенно несоответствующей сути высказывания, как будто режиссер-постановщик поленился переснять неудавшийся дубль.
В общем и целом, картина, увы, не удалась. Можно много говорить о том, что фильм воспевает великий подвиг народа, и это важно. Я не спорю. Но очень бы хотелось увидеть по-настоящему сильное русское кино о войне, чтобы смотреть было интересно, чтобы события вызывали душевный подъем, а за героев хотелось переживать.
Фильм понравится патриотически настроенному и нетребовательному зрителю. Но если оценивать картину именно как художественное произведение, то сложно поставить больше:
Тема Второй Мировой войны, конечно же, для нашего кинематографа является особенной. В Советском союзе картин по этой тематике было снято огромное количество. В постсоветское время тоже снимали – правда, намного меньше и менее качественней.
Меня эта лента, в первую очередь, заинтересовала тем, что изначально средства на производство этой картины собирались на краундфандинговой площадке. Честно говоря, таких прецедентов в нашем кино не припомню. И, учитывая, какие нелепейшие фильмы порой поддерживает Министерство культуры, было очень интересно увидеть, а работает ли другой механизм. Ну, то есть мы часто виним Министерство за то, что хорошие проекты получает средств меньше или не получают вовсе, а вот решение, как говорится, народное.
Что ж, сразу хочу сказать, что картина вышла весьма приличной и на довольно высоком уровне. Во-первых, безусловно, факт того, что данный фильм основан на реальном подвиге, на реальных событиях, которые происходили при защите Москвы в 1941 году, поднимает интерес к этой ленте. Лично мне всегда нравятся фильмы, которые основаны на реальных событиях. При всем уважении к фантастике и выдуманным историям, создавать кино «на основе», на мой взгляд, несколько сложнее.
Что касается самого фильма, то две вещи хочется отметить сразу. Операторская работа выполнена на очень приличном уровне. Практически каждый кадр наполнен «сочной» интересной картинкой, которую приятно видеть глазу. Даже обычные, не совсем важные диалоги, включенные в фильм исключительно для состыковки сюжетных отрезков, благодаря камере и монтажу выглядят очень приятно и интересно. Поэтому, хочется сказать искреннее спасибо оператору Никите Рождественскому и монтажёру Виталию Виноградову. Действительно очень хорошая работа. Что касается игры актеров, то тут зритель не увидит никаких звёзд российского кино или, прости Господи, российского шоу-биза. Здесь участвуют не самые знаменитые актеры, но надо сказать, что справились они со своей задачей действительно здорово. У меня не было ни одного момента, чтобы не поверить сыгранным ими персонажем.
Казалось бы, всё хорошо, но, как мне кажется, у фильма есть один очень большой минус, который, увы, я осознал практически сразу после начала финальных титров.
Львиную долю хронометража, который, к слову, составляет стандартные 1:45, занимает непосредственно сам бой панфиловцев с немцами. И, дело в том, что в этом бою характеры героев приоткрываются разве что на маленькую щёлочку. К сожалению, и в начале картины, до боя, нас, худо бедно, с героями знакомят, но этого совершенно не хватает. Поэтому, несмотря на патриотизм, на подвиг, личности героев в фильме не практически не показываются и не раскрываются. Увы, отсутствие принятия героев зрителем ведет к не очень хорошей ситуации. А, именно к тому, что сопереживать вместе с ними становится сложнее.
Наверное, вот это самое послевкусие, заключающееся в том, что после титров я не вспомнил ни одной фамилии или конкретного харизматичного персонажа, оставляет всё же смешанные впечатления об этой картине.