К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

С эстетической точки зрения фильм безупречен: туманные шотландские горы-исполины, поля в зеленой дымке, шпили деревянных церквей, пронзающих облачное небо; кроваво-красная марсовая пыль на поле боя, изумрудные мистические леса, песчаный замок на берегу ледяного моря. Да и градус эпики зашкаливал уже в первых кадрах, когда шотландцы неслись на шотландцев с могучим, сотрясающим землю рыком, пронзительно рыдали струны, а пока еще просто воин Макбет видел смутные очертания женских фигур, сулящих нечто большее, чем воинская слава и почет короля.

Но рассеялось это атмосферное очарование так же быстро, как затихла совесть Макбета. Вернее, пресловутой эпики стало слишком много - она скатилась в гипертрофированную театральность. Вы скажете: куда уж без театральности, если герои даже изъясняются в стихах (и не Ларисы Рубальской, а Шекспира), что просто обязывает пылать и пафосничать. Но за всей этой поверхностной шелухой потерялась самобытность картины, все откровенно переигрывали. Неловко было смотреть на Марион Котийяр, с полуприкрытыми глазами и изогнутой, мол 'смотрите, я вся - коварство' змеиной улыбкой. А вроде как разносторонний Фассбендер являл нам кирпич с одной и той же кривой ухмылкой и неподвижными пронзительными голубыми глазами. Всей трагедии его падения почувствовать не удалось, было ощущение, что он взял, сошел с пути добродетели и мгновенно стал дьяволом во плоти. Явления убитых, призраки в тумане и еще не до конца затихшее чувство вины, слившееся с новым 'я', усиливают напряжение, но не доводят до катарсиса. Он кричит, яростно и широкоротно, а ты - не веришь.

От этого картина не становится намного хуже, но планка определенно снижается. То, что сначала обещало быть откровением, отзываться в самой сердцевине, стучать набатом в висках, стало просто приятным и очень красивым визуально спектаклем с интересными патлатыми мужчинами, затянутыми слоу-мо и весьма средними работами ведущих актеров. Если уж переносить Шекспира - то не так буквально, это слишком просто. А Шотландия просто восхитительна.

26 ноября 2015 | 19:43
  • тип рецензии:

Выходя из зала под финальные титры и неуверенные аплодисменты с задних рядов, я чувствовала себе несколько странно. Еще более странно я чувствую себя, читая положительные рецензии и восторженные отзывы критиков. Мне начинает казаться, что людям просто страшно признать, что по Шекспиру можно снять плохо. Что, назвав экранизацию Макбета не таким уж и шедевром, они боятся сразу оказаться людьми второго сорта - вне касты элиты, вне моды, вне интеллигенции. Иначе объяснить происходящее просто нельзя. Я никогда не забуду растерянные лица в зале, никогда не забуду гнетущее молчание среди выходящих из него. Люди подавляли зевание, делали серьезные лица и кивали в такт одинаковым фразам вроде 'Классика... да... Шекспир...'. Все это походило на экскурсию в зале современного искусства, когда каждый боится признать, что это выглядит странно, и в итоге мусор могут принять за инсталляцию. Макбет, конечно же, не мусор, но и шедевром никак не является. И он получил столько незаслуженно положительных отзывов, что я просто не могу удержаться и не написать рецензию с сильной долей критики.

Сразу скажу, что на фильм шла с завышенными ожиданиями. Майкл Фассбендер, потрясающий в своей эпичности трейлер, великолепная задумка - чего еще желать? Многообещающая история о верном полководце, ставшем безумцем, о дороге душевной расплаты за совершенное преступление, о жажде власти, которая стала проклятием. От сьемок, захватывающих дух? Как оказалось - хоть толику жизни. Этот фильм - мертвый. В нем нет души, нет чувств, нет смысла. Прекрасная картинка создается лишь ради самой картинки. Две сцены, от которых получаешь эстетическое наслаждение высшего сорта - сцены баталий, в самом начале и в самом конце, не несут в себе никакой динамики. Оглушающие вопли бегущих воинов сменяются крупным планом Макбета в слоу-мо, потом возвращаются вопли, потом снова тишина и слоу-мо. Динамика пропадает, монтаж нарушает целостность повествования, и этому не придается вообще никакого значения. Почему режиссер это сделал? Потому что мог?

Визуально превосходный эпизод с горящим лесом, который стал бы культовым, если бы был частью клипа, например, подан для фильма с сюжетом и смыслом слишком кратко, кульминации никакой нет. Уставший Фассбендер и уставший зритель сливаются в едином желании поскорее дожить до титров.

Актерская игра, про которую было так много слов, являет собой нечто гнетущее. Я была на сеансе с оригинальной звуковой дорожкой и субтитрами, не знаю, как в переводе, но в оригинале Майкл Фассбендер зачитывал свои слова так, что даже самая бесстрастная учительница литературы попросила бы начать заново и с выражением. От монотонности зачитывания и самого текста, никак не адаптированного и оставшегося на уровне пафосных перегруженных фраз для театров, хочется смеяться. Когда героиня Марион Котийяр раз за разом поминает свои соски, то обещая их всем демонам ада, то угрожая их вырвать - как инструмент убеждения мужа, задаешься только одним вопросом: неужели это было так необходимо оставить? Это звучит дико, звучит неестественно, ее героиня выглядит буйнопомешанной еще на первых минутах своего появления. Еще есть две отвратительные постельные сцены, которых лучше бы не было вообще. Их смысл я тоже не могу осознать. Но мерзкое ощущение они оставляют - неужели именно это и задумано? Если оценивать актерскую игру в общем, то я бы поставила 7,5. Это единица от Фассбендера и 14 от переигрывающих донельзя остальных, складываем, делим пополам. От постоянных заламываний рук, напускной драмы, неестественных слез и стенаний и постоянных истерик персонажей хочется сбежать в какой-нибудь русский сериал про правосудие, чтобы как-то вернуть душевный баланс после уровня актерской игры 'Николас Кейдж' уровнем 'бревно'.

Следующим очень тяжелым для восприятия фильма моментом стала мотивация. Не могу назвать шекспировских персонажей очень логичными, но местные воплощены так, что становится стыдно. Макбет весь фильм одинаковый - никакой. В нем нет ни благородного воина вначале, ни медленно накатывающего безумия в процессе, ни сумасшедшего тирана в конце. Он просто делает какие-то вещи, говорит бессмысленные фразы, делает странные поступки. Его жена, полная требований в духе 'Любишь? Докажи! Убей короля, или не мужик!', в середине фильма вдруг ни с того, ни с сего бежит из замка, бродит по полям, читает монолог с заунывным 'Ложись. В постель. Ложись. Ложись', пускает слезу и так же внезапно умирает (в книге хотя бы дают понять, что это самоубийство). Половина персонажей просто закатывает истерики, чтобы дать понять, что еще живы. Шон Харрис (Макдуф) делает это хотя бы естественно и его можно понять. Наверное, это единственный местный живой персонаж.

Саундтрека у фильма можно считать, что нет - он скорее раздражающий фон, чем полноценное сопровождение.

Под конец хочется только одного - чтобы все эти мельтешащие людишки под нервную скрипку не мешали тебе наслаждаться прекрасными видами Шотландии. Но неужели только ради них стоило устраивать такой большой безвкусный балаган?

Какие сцены из этого фильма вообще могут запомниться? Убийство короля на ускорении с безумно корчащим рожи Фассбендером? Две экшн сцены, которые скорее красивые вставки для трейлера? Это жалко, это недостойно Шекспира. Макбет способен на нечто большее, и заслуживает большего.

Основная проблема фильма, как мне кажется, в том, что режиссер сделал одно допущение. Что классику в любом виде, как говорится, схавают. Кто-то делает очередной фильм про Терминатора - потому что Шварценнегер сделает кассу, но люди признают, что фильм не очень. Кто-то делает экранизации популярных комиксов - громкие имена вроде 'Марвел' и 'ДиСи' так же сделают кассу, но им огрехи тоже не прощают. А кто-то просто берет Шекспира с той же целью, и ему прощается все. Потому что про мертвых либо хорошо, либо никак?

Никогда не пойму, почему нельзя понять, что с шекспировских времен прошло уже слишком много времени. Старые драмы уже известны вдоль и поперек, старыми приемами уже никого не удивишь. Нельзя добавить красивой картинки и только - нужно адаптировать язык под формат кино, нужно сделать персонажей живыми, а не только снимать с красивого ракурса. Нужно сделать саундтрек таким, чтобы хотелось прожить эту сцену вместе с персонажами. Да что там - надо просто вложить душу. Видимо, для Джастина Курзеля это слишком сложная задача.

Поэтому и фильм вышел такой: красивый, но пустой. Без сцен, которые хочется пересмотреть. Без откровений, которые хочется обдумать. Без ситуаций, способных потрясти. Да, рецензия не красная, потому что плохим его назвать нельзя - слишком красива картинка и слишком хорош оригинал. Но он никакой. А это, как мне кажется, для таких входных данных - непростительно.

07 декабря 2015 | 13:00
  • тип рецензии:

Я не фанат подобного жанра, так что сразу было понятно, что дикого восторга после просмотра не последует. Но уж не думала, что выйду из кинотеатра с головной болью, подавленным настроением и даже небольшим чувством тошноты.

Сие произведение Шекспира не было мною прочтено, так уж вышло, что мой Шекспир – 'Ромео и Джельетта', 'Двенадцатая ночь' и множество прекрасных сонетов. Плюс я не знала чего ждать, так как, по возможности, стараюсь не смотреть трейлеры и не читать содержание фильма. Так вот для меня это был какой-то бал сумасшедших, я совершенно не понимала решений и поступков героев. Все происходящее было слишком мерзким, психологически давящим, неприятным. Если в книге все так же, то я ничего не потеряла. Еще не могу не упомянуть дикую затянутость многих сцен, сидишь и думаешь 'Ну сделайте уже хотя бы что-нибудь!'

Но вопреки всему этому негативу фильм не плох. Потому что Фассбендер и Котийяр бесподобны. Марион можно смело давать за эту роль второй Оскар, последний раз подобные эмоции у меня вызывала Энн Хэтэуэй в 'Отверженных', и там мнение с киноакадемией у нас сошлось.

Потому что у фильма есть своя атмосфера, и хоть меня от нее подташнивало, но этого тоже знаете ли нелегко добиться, так держать зрителей в напряжении. Фильм очень стильный!

Потому что прекрасная Шотландия, уже упомянутая тут каждым вторым рецензентом, не может не привлечь к себе внимания и не может быть опущена при написании отзыва.

И я не знаю, как назвать рецензию и не могу определиться с положительностью или отрицательностью, потому что, наверняка, есть те, кто будет восхищен, а есть я и мне подобные.

02 декабря 2015 | 14:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: