«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» - примерно под таким лозунгом прошла для меня предыдущая кинонеделя. Несмотря на то, что весь мир закупает световые мечи и шлемы штурмовиков и Дарта Вэйдера для похода на 7й эпизод «Звёздных войны», в прокате и в это время можно встретить весьма неплохие и ожидаемые мною вещи. Одной из них как раз и стала экранизация шекспировской трагедии «Макбет», предложенная австралийским режиссёром Джастином Курзелем.
Я искренне люблю трагедии Шекспира. Они обладают огромным кинематографическим потенциалом, так как наполнены динамикой, массовыми сценами, пейзажами и, конечно же, дают большой простор для актёрской игры. Всё это не раз доказывалось многочисленными экранизациями его пьес, некоторые из которых стали классикой кинематографа. Макбет – пьеса, которую также частенько экранизировали, однако, в основном, шекспировский текст брался за основу для создания истории, происходившей в другое время и в другом месте: средневековая Япония, современные мафиозные кланы и даже элитный ресторан (сложно представить козни леди Макбет в такой версии). А вот попыток перенести на экран дух пьесы, её мрачность, драматизм и психологизм имелось немного. Роман Полански в уже далёком 1971 году был последним на сегодняшний день режиссером, попытавшимся воссоздать мир шекспировской пьесы и мрачного британского средневековья на киноэкране.
Современная британская экранизация Джастина Крузеля – шекспировская по духу, но, при этом, старательно избегает театральности. Уже с первых кадров становится понятно, что авторы фильма не стремятся показать сделать показываемую эпоху типично кинематографической, а сцены боёв уподобить батальным сценам пеплумов или фэнтези. Война здесь омерзительна. Уже с первых кадров мы видим, что сцены убийства очень натуралистичны: кровь течет рекой, а клинки воинов врезаются в плоть, оставляя ужасные раны. Глаза воинов обеих сторон – и шотландцев, ведомых Макбетом и Банко, и норвежцев, полны страха, их лица рассечены ужасными шрамами, а мечи зазубрились и почернели от пролитой крови и долгих переходов по холмам и болотам туманной Шотландии. Самые страшные шрамы от прошлых ран, кстати, мы можем заметить на двух главных антагонистах фильма – Макбете, на лице и теле которого можно насчитать десятка полтора отметин от вражеских клинков, и Макдуфе, лоб которого рассечён чудовищным шрамом. Батальных сцен в фильме немного, но их натурализм и то, что они начисто лишены глянца, делают их особенно мрачными, а употреблённый по месту slow motion только добавляет зрелищности. При этом, с изображением насилия Крузел не перегибает палку: в самой жестокой сцене фильма, сцене сожжения жены и детей покинувшего Шотландию Макдуфа, зрителям не показаны муки сгорающих заживо людей, а их возможные крики заглушены музыкой. Яркой получилась и кульминационная сцен фильма – битва Макдуфа с Макбетом, превращённая в дуэль. Всё многочисленное войско Макдуфа, поддерживаемое армией англичан, скрыто за пеленой дыма и пепла и обращено в призрачные силуэты.
Актёрская игра дуэта Фасбендер-Котийяр выше всяких похвал. Играют они великолепно. Фасбендер потрясающе передаёт метания Макбета, его сомнения в том, чтобы ступить на путь убийства, измены и лжи, а после – всё более охватывающее новоиспечённого шотландского короля яростное безумие. В сцене последнего боя мы видим, как герой Фасбендера в одной сцене меняется до неузнаваемости: только что решительный и безумно-бесстрашный Макбет опускает нож, занесённый над поверженным Макдуфом после того, как узнаёт, что «что Макдуф Из чрева матери ножом исторгнут», его глаза потухают, он превращается в человека, полностью покорившегося своей судьбе.
Игра Котийяр меня поразила особо по причине того, что мне не нравится эта актриса. Но образ Леди Макбет настолько пришёлся ей к лицу, что я не удержусь от аплодисментов. Ну хотя бы внутренних. В общем-то, в «Тёмном рыцаре. Возрождение легенды» можно было увидеть, что Марион отлично удаётся играть ложь и коварство. В экранизации Шекспира я снова увидел, как её огромные глаза раздирали душу главного героя, призывая его совершить убийство. Но здесь я увидел и прекрасно переданные муки совести, послужившие одной из причин ее самоубийства. Кому сказать особое спасибо – актрисе или, все же, гримерам, но мне казалось, что с каждой сценой героиня Котийяр все больше стареет под грузом совершённого: глаза вваливаются, лицо покрывает все больше морщин, мимика становится все более вымученной.
Общая атмосфера фильма мрачная, наполненная какой-то мистической безысходностью. Большую роль в создании этого впечатления играют пейзажи Шотландии и Уэллса, среди которых разворачивается сюжет фильма. Некоторые моменты шекспировского текста авторы картины адоптируют для современного зрителя. Например, завершает фильм сцена, в которой сын Банко втаскивает королевский меч из земли, торчащий как надгробие рядом с телом Макбета. Таким образом, мы понимаем, что последнее пророчество, данное ведьмами еще в начале, исполнится. Особого внимания заслуживают ведьмы. Честно говоря, как-то не так я их себе представлял, когда читал Шекспира. В фильме это не стандартные мультяшные колдуньи с длинными носами и в островерхих шляпах, а обычные женщины, одна из которых – совсем молода и даже очень симпатична, а другая несёт на руках ребёнка. От этого предсказания, вложенные в уста ведуний, звучат ещё более зловещими.
В нынешнюю эпоху кризиса новых идей, ведущую к бесконечным сиквелами, приквелам и ремейкам, обращение к классике – не самый плохой ход. Словно в подтверждение этого на прошедшей кинонеделе вышли сразу две картины, являющиеся экранизациями: «Макбет» и «Виктор Франкенштейн» с Дэниэлом Рэдклифом и Джеймсом Макэвоем. Но долго размышлять о том, куда стоит сходить, я не стал: мой выбор пал на «Макбета». Кровь, убийства, батальные сцены, месть и коварство, и все это – на фоне призрачных пейзажей Шотландии – что ещё нужно настоящему блокбастеру. Но, увы, блокбастером картину Курзеля назвать не поворачивается язык. И дело тут не в качестве киноматериала, а в зрительском отношении – немногие решаться пойти в кино на пьесу Шекспира, где с экрана звучат стихи. Зрительский интерес не подогревает даже наличие известных имен: следующая крупная работа того же Фасбендера, байопик о Стиве Джобсе, которая, скорей всего, будет нудной и шаблонной (буду искренне рад, если я ошибаюсь) более ожидаема публикой и критиками, и зритель на нее пойдёт хотя бы потому, что она – о гениальном человеке современности – Стиве Джобсе. Это вам не какой-нибудь Шекспир! Да и сколько-нибудь активного промоушна экранизация «Макбета» также не имела: мне не удалось найти даже флаеров этого фильма: как будто прокатчики заранее смирились с тем, что картина не принесёт прибыли. Как результат – пустой зал на сеансе. А жаль: эта картина была достойна того, чтобы ее увидели на экране. Да и Шекспир, знаете ли, тоже весьма неплох.
Драма. Экранизация бессмертной одноименной трагедии великого Шекспира. Помниться, что я очень хотел увидеть данную картину на большом экране, но случилось так, что ее не завезли, что очень сильно меня огорчило. Но я все же смог ее посмотреть, и периодически пересматриваю, ибо данная экранизация достойна сего. И вот вам мое краткое мнение - такова участь тиранов. Из недостатков картины могу отметить лишь неровность повествования да парочка лишних кадров. Поэтому я остановлюсь на достоинствах данной картины.
Итак, вот они:
1. Шекспир - именно это и привлекло мое внимание к данной картине, ведь трагедии великого Шекспира ставят на театральных подмостках и переносят на большой экран уже более пятиста лет, и что самое важное - будут это делать и впредь, пока на этой земле живут люди, ведь в трагедиях Шекспира очень много морали, философии, а самое важное - уроков, к чему ведут те или иные поступки, особенно злые. Они очередной раз напоминают нам базовые ценности человечества, правда об этом мы часто забываем, а в последнее время еще чаще, чем нужно, поэтому эти трагедии и экранизируют. Предостережение - вот их основная задача!
2. Нетленные стихи - в картине персонажи произносят бессмертные стихи, которые никто не посмел как либо сократить или подвергнуть цензуре. Слушать их одно удовольствие. Я имел честь ознакомится с первоисточником, и поэтому могу судить о данном факте. Отсебятина касалась лишь нескольких незначительных деталей, но не больше. Спасибо создателям за уважение к Шекспиру!
3. Атмосфера - с первых кадров становиться ясно, что перед нами предстает трагедия. Цвета мрачные, музыка тихая словно темная ночь, лица персонажей, застывших в подавленном настроении, и это не меняется на протяжении всего хронометража. Буквально все работает на нее, и даже зритель способен проникнуться ею - это большое достижение.
4. Актерская игра - тут все прекрасно сыграли, конечно же на первом плане у нас Макбет с супругой, но и остальные настолько правдоподобно предстали в своих ролях, особенно эмоции, что поневоле зауважаешь. Все убедительны на сто процентов!
5. Операторская работа - горная Шотландия представлена во всей красе. Хочется прямо сейчас все бросить, и улететь туда, дабы полюбоваться самому на эту красоту и вдохнуть свежего горного воздуха! Причем съемки происходили на натуре, и эффекты были добавлены только в некоторые моменты, за что так же спасибо создателям!
6. Декорации и костюмы - создателям удалось перенести на экран древнюю Шотландию с ее нравами и особенностями, когда она была свободным королевством, независимым от Англии. Доспехи воинов, знати, жилища знати и крестьян - все сделано было отлично.
7. Уроки - об этом я уже писал выше, но повторюсь, что мы в ответе за все наши поступки, как добрые так и злые, и мы сами решаем свою судьбу, совершая их. От последствий не уйти. История Макбета печальна, но он сам ее выбрал, и как говориться Sic semper tyrannis!
Немного о главных персонажах:
1. Макбет в исполнении Майкла Фассбендера - верный подданный короля, который коварством добрался до царского венца. Но за успех пришлось заплатить жестокую цену. Майкл великолепно сыграл вначале сильного воина, а затем безумного короля, терзаемого муками собственных преступлений. Майкл натурально вжился в роль жесткого тирана, и наглядно показал это. Искреннее браво и жму руку!
2. Леди Макбет в исполнении Марион Котийяр - жена Макбета и коварная змея, которая подтолкнула Макбета на путь зла. Жестокая и опасная женщина, но рок судьбы добрался до нее. Так же ее просто восхитительно сыграла Марион, чьи слова были просто чудовищны, а эмоции хлестали через край. Целую ручку!
3. Макдуф в исполнении Шона Харриса - тан Макбета и его противник. Старый вояка, у которого Макбет отнял самое дорогое, и только ярость поддерживает в нем жизнь. Шон отлично перенес на экран образ и характер этого персонажа, добавив немного своего шарма конечно же!
Как же жаль, что столь достойная картина не собрала тех денег, что была достойна, имея при этом относительно маленький бюджет.
В итоге имеем отличную экранизацию великой трагедии Шекспира о судьбе тирана с отличной атмосферой, великолепной операторской работой, бессмертными стихами и просто восхитительными актерскими работами!
Очень трудно оценивать картину, в которой драматические роли исполняют Фассбендер и Котийяр. Как бы плохи не были другие актеры (что не относится к данному фильму), указанная пара глубиной вхождения в образ перекрывает все.
Макбет - герой своего времени. Это крайне интересная и противоречивая личность, и возможность перенести его на экран позволила режиссеру предложить свой взор на этого персонажа. Фаталист в чистом виде, но как же хорош Майкл. Эта роль будто создана для него. Каждое проявление благородства или безумия его персонажа передаются Фассбандером восхитительно. И ты веришь, что это герой, ведущий солдат к невообразимой победы, ты веришь, что это безумец, устилающий свой путь к короне трупами.
Марийон - отдельная история. Ее предсмертный монолог великолепен, вернее, великолепно ее исполнение. Как неотрывно от персонажа она играет! Каждая ее слеза и каждое ее слово живы, сначала ее ненавидишь за подлость, после если не прощаешь, то искренне сочувствуешь.
Музыка прекрасна. Она фатальна в своей накатывающей, как волна, скорбности. И весь тяжелый и очень долгий по ощущениям фильм утопает в ее неотвратимости.
10 из 10
господа, это гениальный пример именно игры, которую в данном фильме невозможно скрыть ни громкими именами, ни завышенными ожиданиями.
При оценивании творения Джастина Курзеля не стоит забывать, что «Макбет» его производства – больше именно самостоятельный фильм, чем интерпретация бессмертной шекспировской классики. Режиссёр, в отличие от многих коллег по цеху, помнит о возможностях экранных средств выразительности и выжимает всё, чем может похвастаться киноискусство. Чем мы занимаемся в кинотеатре? Смотрим. Вот вам, держите - в чистом виде то, ради чего кинематограф и было изобретён изначально.
«Макбет» Курзеля снят очень близко к Шекспиру, но одновременно не чурается и авторской изюминки – если у сэра Уильяма главенствующую роль играл сюжет, то здесь упор делается на картинку. В этом плане «Макбет» схож с недавним «Безумным Максом» - оба фильма являют собой пиршество для глаз, не особо обременяя зрителя сюжетными перипетиями. Однако порой некоторые эпизоды вызывают сомнение в целесообразности переноса на экран - к примеру, монолог Макбета посреди битвы смотрится как минимум странно.
Эта адаптация делает упор больше на форму, чем на содержание. Но нет, курзелевский «Макбет» не дотягивает до звания «вольной экранизации» - все ключевые события пьесы нашли своё отражение на экране (уже в который раз). Вместе с этим сложно понять тех, которые критикуют постановку за излишнюю самобытность и отстранение от Шекспира – как-никак, несколько десятков режиссёров переносили Шекспира на экран чуть ли не дословно. Вам не кажется, что уже хватит?
В «Макбете» хороши и костюмы, и схватки, и природные пейзажи – художественная постановка явно возобладает над связностью композиции. Периодически, когда действие не отягощено экшеном, за происходящим перестаёшь следить. Однако когда Курзель завлекает зрителя психологическими метаниями героев, они становятся человечными и реалистичными – чего у Шекспира меньше. Этому способствует и актёрская игра - на удивление органично весь лицедейский ансамбль вписывается в средневековый антураж.
«Макбет» - не идеальная адаптация уже ставшего каноническим сюжета: периодически повествование провисает, да и финальный акт отдаёт пресностью и скукой, чувствуется искусственно увеличенным. Но неоспоримая заслуга Курзеля состоит в том, что он одним из немногих показал, как правильно визуально можно использовать антураж Средневековья в мрачно-реалистичных тонах и при этом уважить классика литературы. Чувствуется, что будущий фильм по «Assassin’s Creed» в хороших руках.
Наследие Шекспира - неистощимый пласт для творчества в любом роде искусства. Кинематограф – мощная возможность для интерпретаций режиссерского видения событий. Такой возможностью воспользовался Джастин Курзель и очень удачно.
Меланхоличный и мрачный, гнетущий охристо-багряный видеоряд во много увеличивает зрительный эффект и умножает чувство погружения в кровавую трагедию, что постигла Макбета. Несомненно, фильм не заменяет книги и прежде необходимо познакомиться с трагедией, чтобы иметь возможность сопоставить «картину» из своей головы с видением режиссера.
Глобальные вопросы, поднимаемые Шекспиром, довольно ясно и со всей жестокостью представлены на экране: неистребимое честолюбие, что способно втоптать в грязь и кровь все преграды; уязвленная совесть, вопиющая ночью и днем; коварность и чернота женской души, которая не менее алчна к власти; убийство взаимной любви во славу единоличного тщеславия… Весь путь от страшных помыслов до полного распада души и смерти тела происходит с нарастающей быстротой и вызывает глубокое чувство жалости и отвращения к слабостям человека.
Потрясающая и всегда актуальная трагедия великого знатока человеческих душ заслуживает внимания в исполнении данного кинотворца. Горькое послевкусие разбавит сладостную пилюлю бесцветных будней и заставит притупившийся ум размышлять о вечном. И в этом немалая заслуга режиссера и, конечно же, отличных актеров.
Шотландский воин-полководец Макбет по наущению свой жены убивает короля Дункана, спящего в постели, и запугав законного наследника, сам захватывает престол. Власть опьяняет Макбета, однако вместо искомого наслаждения он продолжает испытывать страх, на этот раз за судьбу своих будущих сыновей: ведь по пророчеству трёх ведьм предком следующих королей должен стать совсем не он, а его друг, воин Банко.
Трагедия Уильяма Шекспира 'Макбет', как мне кажется, не попадает в тройку самых известных для широких масс произведений английского классика, пропустив вперёд себя, разумеется, такие пьесы как 'Гамлет', 'Ромео и Джульетта' и 'Отелло'. Однако если же расширить эту виртуальную выборку до пяти позиций, то вот тут уже и появятся 'Король Лир' с 'Макбетом'. Это видно как по количеству театральных постановок и экранизаций, так и по фразам, ушедшим в народ. 'Быть или не быть' или 'Нет повести печальнее на свете' помнят все, а вот назвать сходу какую-нибудь крылатую фразу из 'Макбета' будет, пожалуй, затруднительно. Однако 'Макбет' при этом не перестаёт быть одной из самых глубоких и драматичных пьес Шекспира. И именно поэтому современный мир, как никогда, нуждается в хороших, конкурентноспособных, а главное, более или менее классических, экранизаций этой трагедии.
Что, собственно, и представил нам австралийский режиссёр Джастин Курзель. Его 'Макбет' — это первая за последние 35 лет классическая экранизация истории о сошедшем с ума узурпаторе шотландского престола. А если не считать телевизионный фильм с Иэном Маккелленом за полноценную художественную ленту, то тогда последним из заметных 'правильных' Макбетов станет картина Романа Полански 1971 года выпуска. То есть несколько поколений зрителей выросло без этой классической истории на экране. Были, конечно, модные нынче переносы сюжета в современные реалии, но это всё суррогаты. И вот, наконец — 'Макбет' Джастина Курзеля. Точная экранизация, в которой персонажи даже говорят строчками Шекспира, при этом картина безумно красивая и сыгранная талантливыми актёрами.
С выбором Майкла Фассбендера на главную роль Курзель, на мой взгляд, угадал на все сто процентов. Этому опытному актёру удалось невероятно убедительно и выпукло показать психологическую трансформацию его персонажа: от простодушного и, в сущности, добродетельного воина, не склонного к политическим интригам, до коварного, помешавшегося на жажде власти тирана-узурпатора. С одной стороны это было сделано очень тонко: на мельчайших нюансах актёрской игры, при помощи выражения глаз и деталей мимики. С другой стороны эффект от этого был достигнут практически осязаемый, любой заметит, что Макбет в начале, середине и конце фильма — это три практически разных человека. Что касается второй явной звезды картины, французской актрисы Марион Котийяр, то она, к сожалению, не особенно поразила своей игрой, и это, пожалуй, единственный значимый минус ленты.
Чего нельзя сказать о визуальном пиршестве, которое подарила нам команда Джастина Курзеля. Его 'Макбет' — это невероятно красивый и стильный фильм. Без гламура и блеска, но с такой сочностью красок, что кажется будто гуашью по экрану мазнули. Плюс, конечно, как это и должно быть, визуал чётко играет на сюжет: например, красно-жёлтый туман во время финальной битвы, казалось бы, является следствием лесного пожара, однако как точно он подчёркивает смятение, царящее в душе короля Макбета, его страх и слепую, яростную веру в благосклонное пророчество.
Мне очень понравилась эта экранизация Шекспира. В ней есть всё, чтобы заинтересовать современного поклонника кинематографа любого возраста: актёры, подача, музыкальное сопровождение. Но при этом она не теряет ни доли от философии и психологии оригинального произведения, просто оформляя его в красивую, подходящую по стилю, кинематографическую 'рамку'. Прекрасный фильм.
Макбет - великолепный, грандиозный фильм с выдающимися актерскими работами, основанный на одноимённом шедевре Шекспира. История о преступлении и наказании в декорациях шотландского средневековья, где язычество переплетается с христианством, а власть является желанной, но неподъёмном ношей. #кино показывает как хаосу, порождаемому страстями, противостоит порядок смирения. И пусть языческий слепой голод берет верх над человеком, искупление неизбежно. Христианское смирение Шекспир и вместе с ним режиссёр показывают как далекое очертание идеального мира. Град Божий можно достигнуть только через укрощение своих страстей. Всем рекомендую посмотреть этот невероятно красивый со всех сторон фильм.
Курзелю удалось то, что дано немногим — он создал произведение, в котором нет ничего лишнего. Все события в фильме носят лишь фоновый характер, а внимание зрителя приковано к подлинным, сильнейшим эмоциям и переживаниям главных героев, их страстям, борьбе с самими собой…
Если Вас ничего не отвлекает, Вы можете полностью проникнуть в действие фильма, раствориться и сопереживать каждому персонажу, в том числе и самому Макбету несмотря на всю нечеловечность содеянных им деяний. Все это возможно благодаря искусной, театральной игре не только главных героев, но и всего актерского состава в целом.
На счет визуального ряда. Такой плотной и ёмкой картинки мне не приходилось видеть ни разу. Видеоряд насыщен красками, тонами и полутонами — от дымки утреннего тумана до алой завесы пожара и каждым таким фоном Курзель искусно подчеркивает настроение той или иной сцены.
К музыке тоже нареканий нет — она грамотно подчеркивает и обогащает общую атмосферу произведения.
Постановка превосходна. Кому-то может показаться, что фильм затянут, но я бы не выкинул ни единой сцены. Это равноценно отрезанию куска полотна великого художника. Курзель создал полноценное и законченное произведение искусства достойное носить название оригинала.
Будь лишь ликом ясен: Кто мрачен, тот всем кажется опасен.
Существует поверье, что в театре нельзя произносить слово 'Макбет'. Оно может повлечь за собой череду катастрофических последствий. И не зря в это верят. На следующий день, после похода в кинотеатр, я тяжело заболела, а моя спутница вывихнула ногу. Не знаю, винить ли в этом сей шедевр, но все беды стоили тех ощущений, которые я испытала при просмотре.
Эта театральная постановка известна каждому. Казалось бы, что нового можно ожидать от этой адаптации?
Во-первых, это совершенно новое представление Шекспира. К этому и стремилась вся съемочная команда: показать простое и более понятное изложение пьесы.
Во-вторых, прекрасная актерская игра. Она затмевает абсолютно все. 'Фассбендер был рожден для этой роли' - сказал Робби Колин. И это действительно так. Вспоминая его по 'Людям X', он вызывает восхищение, разве что, у толпы фанаток. В этой же картине он открылся как актер. Подлинный, настоящий актер. Его сильная игра завораживает и пробивает на дрожь. Это, безусловно, достойный претендент на 'Оскар'. Марион Котийяр - это имя гарантирует успех любому фильму, где она задействована. И этот не стал исключением. С игрой этой актрисы, Вы откроете для себя иную леди Макбет, более властную и решительную, со своим внутренним миром, бесконечно прекрасную и ранимую. В этом и есть прелесть ее персонажа.
В-третьих, драма содержит в себе эстетическую красоту. Виды жесточайших боёв, как и природный пейзаж, и огненный шлейф - все это ярко и выразительно передали операторы и художники. Стоит отметить костюмеров и гримеров - их работа придает ещё большую мрачность и живописность картине.
Эту театральную постановку нельзя назвать фильмом. После просмотра картины создается впечатление, что побывал на спектакле, но никак не в кинотеатре. И это огромное достоинство Джастина Курзеля. Браво!
... та повесть, что придумал идиот, в ней много песен и страстей, а смысла никакого.
С самого начала фильм не располагает на просмотр, он мрачен, холоден и даже слегка неэмоционален, но это не делает его плохим, скорее наоборот, это делает его лучшим в своем роде. Прочитав книгу незадолго до фильма, я вижу всю полноту, которую стремился передать режиссер. В отличие от книги, лично для меня, фильм более полон и понятен.
То, как воспроизведена природа и атмосфера того времени, способствует проникновению фильма в самую душу, невозможно остаться равнодушным на протяжении всей картины, всегда боишься упустить суть.
Самый кричащий герой картины конечно же Леди Макбет, одно ее имя заставляет всколыхнуться, но ее сила и власть над мужем, не оставляют ей ни одного шанса на провал, она доведет все задуманное до конца, она абсолютно бесстрашна и ведет Макбета, как поводырь. Сама же Марион Котийяр (для меня, хотя с ее творчеством я на короткой ноге) открылась в совершенно новой роли, сильной, жестокой, но абсолютно прекрасной женщины. Несмотря на ее игру с чужими жизнями, она осталась верна своему мужу и была его опорой и поддержкой.
Вещие сестры, как маяки темных мыслей, сопутствовали Макбету, ведя его на гибель. Услышанная им мысль о его грядущем правлении уничтожила в нем благородного человека, сделав его заложником своей идеи. Такова сила власти. Он сделал себе путь, ссылаясь на собственное воображение. Безжалостно погубил тысячи невинных жизней, особенно детских. Им правил страх потерять жезл, он диктовал, что делать. Посколько его правление было основано на крови и предательстве, он не мог действовать иначе, он безумствовал от начала и до конца. Но ничего не происходит без следа, он заплатил за свою кратковременную власть большой ценой, но недостаточной, чтобы воскресить тех, кого погубил, следуя своим порокам.
Считаю, фильм сумел донести Шекспира, мораль и достойную экранизацию. Он совершенно необычен из-за оригинальных диалогов, чрезвычайной безжалостности и живому духу того времени. Макбету быть!