Представляя свою новую игру “Экзистенция” - путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в “Экзистенцию” для проверки ее работоспособности. В самой “Экзистенции” тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь...
“Экзистенция” - далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с “Матрицей”, но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в “Матрице” (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в “Экзистенции” ситуация поинтересней.
С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера “Обед нагишом” и “Видеодром”. Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.
Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки... Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.
Ну и самое главное. “Экзистенция” не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что...
Не припомню у Дэвида Кроненберга хотя бы одного фильма, который бы не удивлял особенным подходом к человеческой природе и исследованию его организма и природы. Его произведения влияют на психику людей каким-то таинственным образом, иногда загружая так, что потом трудно бывает прийти в себя. Вот и в 'Экзистенции' то же самое - погружение в виртуальный мир искусственно созданной игры порой просто может расплавить мозги. Идея понятна - современные компьютерные игры, интерактивные развлечения все ближе подбираются к воссозданию реальности, окружающей нас. И вполе возможно, что наступит момент, когда мы можем перестать отличать реальность от виртуальных миров. Что произойдет тогда, не знает никто. А Кроненберг в привычной ему манере показывает ненормальные видения людей и временами все это вызывает даже отвращение. Похоже, это подразумевает, что прийти к разумному и правильному решению и выбору человек может, только преодолев очень неприятные ощущения.
С актерами все хорошо - Джуд Лоу и Джейсон Ли всеми силами стараются удержать зрителя у экрана до самого финала, что в данном случае очень непросто. Действия практически ноль, занудные и таинственные диалоги легко могут свести с ума еще к середине просмотра. Чему способствует мрачная музыка, временами переходящая в подобие давящего эмбиента. Вообще, ни одну работу Кроненберга развлекательной назвать никак не получится, а 'Экзистенция' получилась достаточно скучным триллером в непривычном понимании этого жанра. Тут и фантастика, и элементы ужастика, и даже драма. Никакого позитива в фильме нет и в помине, сплошная безсходность, которая здорово обыгрывается талантливыми актерами. Без них 'Экзистенция' вполне могла бы сойти за невнятный бред сумасшедших, обладая при этом глубоким смыслом. Рекомендовать такое кино можно поклонникам режиссера и нестандартной кинофантастики.
Зрелищность –
Постановка – 4
Актеры – 5
Сценарий – 4
Ожидаемость – неожиданно жутко
Мое слово – очень странный и мрачный фантастический триллер на тему виртуальной реальности. Выбор за вами.
'Экзистенция' - снова авторское кино Дэвида Кроненберга, способного удивлять своим видением на все происходящее, всевозможной фантазией и экспериментами. И ему не нужны большие деньги, чтобы снять кино в таком стиле, каком заблагорассудится. Данный фильм по-своему уникален, необычен и после просмотра даже оставляет в раздумьях. Даже сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд, да и однозначно отнести фильм к определенному жанру тоже довольно сложно. Но по сути, он просто похож на антиутопию, где представленный мир проявляет особый интерес к игровой промышленности.
'Экзистенцией' в данной картине называется проект персонажа Аллегры Геллер, дизайнера игровых приставок. Самое удивительное, для подключения к такой игре необходимы лишь био-разъем в области поясницы и причудливый джойстик, изготавливаемый из организмов фантастических живых существ и имеющий способность выходить из строя, болеть и умирать. Правда, в фильме построено так, что по действиям и приключениям героев тяжело разобрать, находятся ли они в виртуальном мире или же в обыденной реальности, а также отличить ту грань между этими пространствами, когда герои выходят из игры. И порой отсюда даже вытекает, что погрузившись в виртуальность, человек уже не замечает ничего вокруг, игра его слишком увлекает, он не может побороть себя, чтобы прекратить это, а после чего некоторое время находится в 'зомбированном' состоянии и едва ли в состоянии отличить собственные действия от игровых. Поэтому режиссер этим фильмом явно пытается напомнить нам о том самом болезненном эффекте от виртуальных развлечений.
Так-то следить за действиями героев интересно, а если внимательно слушать их речь, можно получить приличное удовольствие. И как уже говорилось выше, фильм ни в коем случае не забудется хотя бы из-за артефактов: 'органического' джойстика, био-порта или костяного пистолета, стреляющего зубьями. И конечно, снято все это достаточно качественно и без использования компьютерных вспомогательных средств. Перо искусного режиссера невозможно не заметить. Впрочем, так же хороши и актерские работы, в частности Джуда Лоу и Дженнифер Джейсон Ли. Для последней это достаточно звездная роль, с которой актриса, наверняка, будет ассоциироваться для большого количества кинолюбителей. Поэтому вышло вполне запоминающееся зрелище от режиссера таких хитов, как 'Муха', 'Мертвая зона' и т.д. Так что поклонникам его творчества просмотр обязателен.
О чём этот фильм? Он о виртуальной реальности. Но он вносит весьма существенные корректировки в наше представления о ней. Для нас сейчас виртуальная реальность доступна через сидение перед монитором (или экраном в кино), с наушниками в ушах (или колонками), с клавиатурой, мышкой, наконец, микрофоном для голосовых команд... Но что, если эта виртуальная реальность становится совершенно не отличима от нашей, когда всё твоё тело, ощущения, вся твоя личность вовлечена в неё?
Это напоминает состояние в фильме 'Матриа' (1999). Удивительно, но эти фильмы говорили, по сути, об одном и том же, но с разных сторон: в 'Матрице' машины поработили мир и люди насильно вовлечены в 'нейро-интерактивную среду', а в 'Экзистенции' люди сознательно входят в игру, в которой они могут быть кем угодно, творить что угодно, совершенно не теряя ощущения реальности.
Я почти убеждён - здесь показано наше будущее. И причём способ реализации этой виртуальной реальности до ужаса правдоподобен и отвратителен - через нервную систему искусственно созданных живых существ.
Если абстрагироваться от сюжета фильма и попробовать взглянуть на созданный в картине мир, то можно увидеть, что там можно всё. Там можно дать волю своим глубинным, в том числе и запретным желаниям. Там можно избавиться от комплексов или перебороть страхи, какими бы они ни были: боязнь высоты при прыжке с парашютом или боязнь нажать на курок перед беззащитным. Почти что сбывшаяся мечта о безграничной свободе человека от всех условностей мира.
Одна из очень показательных сцен - когда героиня, находясь на бензозаправке ходит по её территории и ощупывает стены, шланг бензоколонки, пытается уловить запахи бензина... Она показана счастливой от осознания того, каких высот достигли эти разработки, но она потерялась... Это своего рода комплексный ментальный наркотик. Причём настолько сильнодействующий, что выйдя оттуда, ты сомневаешься - может ты до сих пор в игре?..
Сюжет, по началу, такой запутанный, что вдаваться во все подробности смысла нет. Вы всё равно ничего не поймёте, пока не начнёте смотреть. Но концепция всего фильма жутко интересная. Главные герои становятся участниками онлайн-игры, причём происходит полное погружение в чертоги геймплея. И вот уже набирает обороты смысл прохождения данной игры.
Так, кино не из новинок, но похожую тематику всем доводилось наблюдать в «Начало» Нолана и «Дети шпионов 3». Очень реалистично проработаны все эпизоды, а пошаговая ситуация в игре представляет своего рода «бродилку» и свободу выбора. Прекрасно созданы границы, если главный герой ведёт диалог с каким-нибудь компьютерным персонажем, то важны точные и чёткие ответы. В противном случае игра не будет продолжаться, пока правильно не ответить на вопрос или не предпринять нужного действия.
Забавно выглядит каст игровых лиц. В реальности перед подключением к игре, герои не знают, кем именно они будут играть. Поэтому для продвижения сюжета игры, порой, приходиться выполнять невероятные вещи, которые в реальном мире не сделали бы никогда. Зависимость в сюжете приводит к кульминационному моменту. Признаюсь, этого все ждали с самого начала, когда можно было переходить из одного уровня внутрь другого – где кончается реальность и начинается игра? Опять привет «Началу».
В итоге повествование так затягивает и запутывает зрителя, что с нетерпением ждёшь развязки. НО, финал, который должен был просто разорвать шаблон, вышел слабый и нереалистичный. Всё понятно без каких-либо вопросов. Причём акцент, на который опирается режиссёр, виден невооруженным глазом. Чёрт, разочаровал под конец. Можно же было круче придумать. Возвращаясь к «Началу», приведу пример. Нолан оставил крутящийся волчок, что сразило наповал. А тут как-то примитивно и понятно. Тем не менее кино добротное и интересное.
Очень удивила меня Дженнифер Джейсон Ли, приятно было смотреть на неё. Актриса просто притягивала взгляд. Да, кинцо прошлого века, не спорю, актриса была моложе, но сейчас её персонажи, что в «Машинисте», что в «Омерзительной восьмёрке» только отталкивали женственность, а в «Экзистенции» она была хороша.
На фоне 'Матрицы' и всего такого прочего про игровую реальность, где полусознательный бред переплетается с правдой и вымыслом, фильм выглядит дёшево и сумбурно-бессвязно. Несерьёзно как-то. На первый взгляд, по качеству - сериал начала 90-х, а не полноценный фильм.
Но с другой стороны, та же 'Матрица' - это своего рода реклама. Пусть и анти-, но реклама - речь о притягательности виртуальной реальности. А как можно показать настоящее, бесконечное и цикличное безумие, но только так, чтобы оно не обольщало красивой картинкой? Только как в 'Экзистенции'. Когда параллельные реальности начинают взаимопроникновение, ломая сначала барьеры сознания людей-игроков, затем - переворачивая всё окончательно с ног на голову. Вследствие чего ни в чём невозможно разобраться, и только внезапное прерывание может выбросить из игры.
Прерывание - это смерть. Но если границы сломаны, то смерть из виртуальности живо перебегает в реальность, и становится невозможным уследить за ней и установить над ней контроль. Безумием началось - безумием заканчивается. Замкнутый круг. А происходит это потому, что всё обрабатывается в сознании человека. И фильмы, подобные этому, лишний раз показывают, что есть такие области, в которые не должно ему залезать. Так как выходит в итоге сумятица. Подсознательное-Оно вылезает на поверхность, и Я не в состоянии взять над ним верх. В итоге - распад личности. Деградация. Выключаются все высшие стремления и остаётся только низменный принцип удовольствия. 'Играть-играть!!!'
Всё-таки, я думаю, подобные этому фильмы ценны не формой и не внешним лоском - чего нет, того нет. Пусть они будут угловатыми и некрасивыми, но их цель - внушить отвращение к чему-то активно рекламируемому и вредному для человека, а не потворствовать этому. И что ещё хорошо - они навевают очень много размышлений. Тоесть дают реальную пищу уму, а это дорогого стоит.
«Ты должен играть, чтобы понять, для чего ты играешь»
Все верно. Ты существуешь, чтобы понять, для чего ты существуешь - тонкая аллегория, растворившаяся во всей протяженности картины. «Экзистенция» как демонстрация слоистой реальности, альтернативности вселенной с ее множественностью развития событий, раскрывающаяся тема существования.
В виртуальной реальности твоя воля не ограниченна законами, обществом и его моралью, ты свободен, ты делаешь, что хочешь - именно поэтому игры так и манят тех, кто давно потерял свой жизненный лик.
«Аллегра Геллер, Ты изменила мою жизнь!» - говорит нам персонаж Уиллема Дефо, падая на колени перед нашей создательницей всем известных игр.
Обычному автомеханику и владельцу заправки дали возможность стать богом в дарованной Аллегрой новой, «высшей» реальности.
«Я владелец автозаправки только здесь, в низшей реальности. Ее игра освободила меня» - повествует он нам. Он подсел на новый мир.
На фоне всего этого фанатики убивают друг друга в споре за то, что есть настоящая реальность.
Ну и самое главное - а можем ли мы пройти эту игру?
«Экзистенция», как и более ранний Видеодром, имеет общую атмосферу - тягучий, антиутопичный киберпанк, насыщенный больше сюрреалистичными образами. В нем больше японской школы, чем классического западного киберпанка. Всем преданным адептам 1-й и 2-й войны японского киберпанка смотреть обязательно.