1999-й год оказался богатым на фильмы про виртуальную реальность. В марте вышла первая часть 'Матрицы', в апреле — '13 этаж', но еще раньше, в феврале, увидела экраны 'Экзистенция' Д. Кроненберга. Сразу хочется сказать, что фильм неоднозначный. Если откровенно попсовая и паразитирующая на идеях 'Джонни-мнемоника' и 'Нирваны' 'Матрица' была поставлена с голливудской масштабностью, банальной линейностью и безнадежно угроблена фетишизмом ее режиссеров, то 'Экзистенция' оказалась, на мой взгляд, куда более интересной пищей.
У фильма есть одна довольно существенная проблема — отсутствие полноценного сюжета. Текстовка, что подается в аннотации, настолько же далека от реальности, насколько и главные действующие лица фильма в исполнении Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу. Сюжета действительно нет, но сценарий заслуживает похвалы. Даже самое начало фильма не заставляет зевать, ибо оно уже несет смысловую нагрузку. Довольно сухие и куцые диалоги тоже имеют определенную причину. Смена событий, введение дополнительных действующих лиц, нелинейность и многоуровневость повествования, оригинальные биотехнические задумки создателей фильма — все это смотрится на одном дыхании, предсказуемость развязки фильма имеет место лишь по некоторым аспектам, на которые можно и не обратить внимание, да и те заботливо предложены самими постановщиками, не являясь ляпами.
Неоднократно сталкивался с мнением, что 'Экзистенция' — довольно унылый киберпанк с сэкономленным на визуальных эффектах бюджетом. Отнюдь. Фильм вообще не киберпанк, скорее, наоборот — биопанк, что ли. Кибернетику здесь заменяет бионика, что выглядит вдвойне интересно. Финал картины оставляет пространство для мысли, в связи с чем его вполне можно и нужно считать удачным.
Актерская игра порадовала. Даже молодой Джуд Лоу способен на достоверность игры, Дженнифер Джейсон Ли тоже способна на убелительность, к второстепенным персонажам тоже вопросов не возникло.
В целом — отличный фильм на тему виртуальной реальности, достойный к просмотру.
Дэвид Кроненберг - довольно своеобразный режиссер, чья фантазия просто бьет фонтаном, заставляя некоторых зрителей невольно притягиваться к экрану. Его фильмы могут отталкивать и притягивать одновременно. Довольно абсурдное сочетание, но так оно и есть.
Лента «Экзистенция» - это, почти, прямой продолжатель дела «Видеодрома». И там, и здесь, поднимаются одни злободневные вопросы: вопросы тонкой грани между реальностью и иной, виртуальной реальностью. Если в «Видеодроме» главным источником такой виртуальной реальности являлось телевидение, то в «Экзистенции» - это видеоигры. Для 1999 года эта тема была поднята как нельзя кстати. Да и сейчас, этот фильм актуален как никогда. Рынок видеоигр уже давно вошел в привычный обиход современного общества и каждый хоть когда-нибудь, да и играл в какую-нибудь видеоигру. Бывают случаи, когда заядлый геймер и просто человек, поигравший часик в какую-нибудь интересную видеоигру, уже выйдя из нее, порой думает: «Оп, надо бы сохраниться!». А бывают и более сложные случаи полного выпадания из реальной жизни и человек уже полностью поглощен виртуальным миром. Порой, это заканчивается крайне трагично. Поэтому тема, поднятая Кроненбергом в фильме «Экзистенция» является довольно сильной «болевой» точкой в наше время, когда видеоигры пачками штампуются на конвейере, затягивая в свою реальность все больше и больше молодых (и не очень) умов.
А теперь конкретно о фильме. Исполнители главных ролей Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу справились со своей работой на «отлично». Из актеров еще хочется отметить Уильяма Дефо. Музыка композитора Говарда Шора великолепно вплетена в визуальный ряд. Но больше всего хочется отметить спецэффекты. Кроненберг не боится в наше время использовать «резиновые» спецэффекты и это только больше сыграло ему на пользу. Джойстик, созданный из живой ткани; пистолет, собранный из костей и стреляющий человеческими зубами – это просто шедевр кинематографии, которые, будучи реально созданными без применения компьютерной графики, смотрится очень оригинально и не вызывают чувства фальши. Такого не увидеть больше нигде. В свое время мне приходилось буквально поднимать свою отвисшую челюсть с пола после таких бурных потоков фантазии Дэвида Кроненберга. Браво, режиссер! (и это был комплимент в пользу блестящей работы режиссера и сценариста). Все полтора часа пролетают незаметно, благодаря своеобразному магнетизму атмосферы фильма. К работе оператора Питера Сушитски претензий тоже нет.
Вывод: Одна из лучших работ блестящего режиссера Дэвида Кроненберга. И если вы смотрите «Экзистенцию» в первый раз – я вам искренне завидую. Готовьтесь к незабываемому приключению. Но стоит заметить, что фильм далеко не для каждого. Но, не смотря на это, он поднимает глубоко проблемные вопросы в наш век высоких технологий и огромного количества разнообразных видеоигр на полках магазинов. И уж как тут не вспомнить слова из игры (как нельзя кстати) Max Payne: «Ты живешь в компьютерной игре, Макс! Если скосить глаза вниз и влево можно увидеть датчики здоровья и оружия…». Вдруг мы не вышли полностью из какой-нибудь игры? Вдруг мы живем в ней? Абсурдно, конечно, но для некоторых эта грань кардинально стерта. Будьте осторожны! Потому что нажать на кнопку «Сохранить игру» в реальной жизни вы уже не сможете.
Мой список живой классики. «eXistenZ» — Мы все еще в игре?
Да, возможно, моя оценка 'Экзистенции' может показаться кому-то завышенной и через чур предвзятой - все это потому, что канадец Дэвид Кроненберг уже долгое время является моим любимым кинотворцом. Лучшим не только в тех жанрах, в которых предпочитает работать, но вообще лучшим постановщиком современного авторского кино. И 'eXistenZ', на мой взгляд, как раз подходит для того, чтобы - пусть не убедить - но аргументировать это мое мнение.
Чем больше углубляешься в пучины 'арт-хауса' (ненавижу этот термин, но все же), тем больше убеждаешься - все идеи уже были когда-то высказаны, и то, что среди большинства синефилов считается шедевром, на самом деле - порой умное и правомерное, а порой и не очень заимствование. Вот, например, 'The Matrix'. Фильм эм... каждый раз затрудняюсь в определении... родственников Вачовски на долгие годы занял свое место в пантеоне умного коммерческого кино и продолжает задавать тенденции в кинематографе и по сей день. Но дело в том, что большая часть того, что сказано в 'Матрице', умнее и более подходящим образом сказано в 'Экзистенции', которая, в свою очередь, прямой наследник другого шедевра Кроненберга - главного триллера начала восьмидесятых - 'Videodrome'. Вот и получается, что растиражированные уже-не-братьями идеи им не принадлежат.
Зачем нужно размышлять о посторонних фильмах в рецензии? А затем, чтобы можно было с уверенностью сказать, что творчество Кроненберга при всей своей провокационности и известности в достаточно узких кругах задает такие вопросы, ответы на которые становятся благодатной почвой для киновысказываний других именитых (а иногда и не очень) постановщиков.
Если кого-то не убедил пример с Вачовски, вот вам другой - он, возможно, ополчит против автора этой рецензии очень многих пользователей 'Кинопоиска'. Главная фишка всеми обожаемого 'Inception' не придумана Ноланом. Где она появляется до 'Начала'? Посмотрите 'eXistenZ' и увидите. Да, не Кроненберг ее придумал. Но именно он впервые в кинематографе реализовал эту идею так, как она должа быть реализована.
Специально не написал ни слова о сюжете, актерской игре и прочем. Главный плюс 'eXistenZ' - его многогранность и наследие. А наследие это не ограничивается 'Матрицей' и 'Началом'. Оно гораздо, гораздо больше. А сам фильм великолепен - он держит в напряжении, по-мэтровски снят и оставляет глубокую почву для размышлений. А вот размышлений над чем - тут уж каждый сам решает.
«Наша жизнь — это игра, правила которой нам неизвестны.» С. О. Кьеркегор
1 000 000 000 $. Именно такую сумму заработали разработчики из компании RockstarGames за 48 часов! Совсем недавно годовой денежный оборот игровой индустрии на четверть превысил кинематографический! Мир уже 'не летит в трубу', а растворяется в виртуальном...
Игровая виртуальность становится предпочтительнее кино или литературы по одной единственной, но очень весомой причине - Вы главный персонаж истории, от Вас зависит дальнейшее развитие сюжета, Вы вольны действовать в каждой ситуации по своему усмотрению и произволу. Кроненберг, хорошо это понимая создал своеобразный фильм-игру, в которой зритель становится на одну ступень с персонажами.
Первая же сцена фильма погружает нас в абсолютно неведомый и непознанный мир то ли далекого, то ли не очень будущего. Множество причудливых гаджетов (заметьте - у некоторых персонажей iPad'ы, хотя на дворе конец 90-х) созданных из органической материи, совершенно необъяснимое поведение персонажей и абсолютно непостижимая (до 39 минуты фильма!) субстанция с названием 'Экзистенция' заставляют зрителя на время потерять ориентацию. Но это неведение он разделяет с персонажем Джуда Лоу, который также никогда не слыхал ни об экзистенции, ни о виртуальных играх. Можете не беспокоиться, что останетесь в одиночестве посреди «дивного, нового» и очень причудливого мира, ведь актер справляется со своей ролью блестяще, буквально протаскивая недоумевающего зрителя сквозь темные лабиринты фантазии режиссера.
Фантазия же эта в свою очередь порождается не святым духом, а вполне себе земными философскими концептами, которые и служат фундаментом этой истории. Так, например, само название фильма отсылает к родоначальнику ультрамодного философского течения «экзистенциализма» - датчанину Кьеркегору, который еще в начале 19 века измыслил новую ФОРМУ существования. Никто правда не может дать ей четкого определения. Но в одном из ее необходимых условий бытия сходятся все - абстрагирование от реальности, 'ничтожение' всего объективного (государства, науки, отношений-семейный, личностных, социальных) как чего-то истинного, первоначального и, конечно, 'постижение' самого себя как единственного (Ничего нового(neo) не напоминает?)
Итак, ясно, что в реальном мире мы всего лишь суррогаты с заранее прописанным жизненным сценарием и именем на бейджике, постоянно вынужденные играть навязанную роль - отца семейства, бухгалтера, водителя, добропорядочного гражданина и т.д. И даже такие неоднозначные типажи как мачо, бунтарь, нонконформист, гений, творец и прочие своеобразные личности - не что иное как роли. Своеобразия не существует! В связи с этим становится невозможно уловить момент - когда роль переходит в сущность (если она вообще существует) и наоборот.
Поэтому в фильме все персонажи бесконечно меняются ролями, играют двойную или даже «тройную игру». Постепенно пробираясь сквозь напластования симуляции, они все-таки выныривают на поверхность реальности, которая, конечно же, должна быть лишь очередным уровнем игры.
Как и все прочие Кроненберговские творения, фильм пестрит фирменными фишками, как то – невообразимые монстры всех цветов и размеров (как в Голом завтраке или мухе), свихнувшаяся реальность (видеодром, м. баттерфляй) и, конечно, сексуальное напряжение (Автокатастрофа, Опасный метод), что, конечно, не может не радовать. Правда есть и обратная сторона – замысел режиссера очень сложен для понимания, история в целом чрезвычайно запутанна, мотивы персонажей не вполне понятны (скажем, неужели игроки соглашаются на игру в 2-3 минуты?). Впрочем, это неведение не столько раздражает, сколько устрашает или, вспоминая старину Кьеркегора, 'тревожит'. А если вы начали «тревожиться» относительно того – реален ли этот стол, ваша должность инженера-конструктора или промежность горячо любимой возлюбленной, то поздравляю – вы уже в экзистенции!
Кино очень необычное, что-то не виданное до этого, оно отображает всю жестокость виртуального мира в очень ярких, нужных для себя красках, что заставляет задуматься.
В 'Экзистенции' очень точно подмечены особенности сюжетов и гейм-дизайна 90-х. В фильме - разные сюжетные развилки, персонажи, тупо смотрящие вперед, пока игрок не заговорит с ними...
В общем и целом, фильм прекрасен. И этот фильм стоит посмотреть всем.
Фильм смог впечатлить, не до восторга конечно же, но понравился тем, что необычный, не такой, как все в подобном жанре. Сюжет ведёт зрителя, как и главных героев (Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу) по виртуальной реальности нестандартной игры, под названием Экзистенция. Мне в принципе, виртуальный мир этой игры, смог показаться вполне интересным. Биопорты со спины игроков, куда вставляется пуповинный привод нестандартного джойстика - все элементы, вышли забавными. Поведение игроков, тоже начинает меняться, когда все участники заходят в игру. Многие, грезят желанием расправиться с Аллегрой Геллер - создательница своей же Экзистенции. А у кого-то, проявляется эффект зависания, и только напрямую обратившись к персонажу, удастся разблокировать его и он подскажет, что делать дальше. Но, основное внимание, приковывают сама Аллегра и Тед Пайкул. Эта игра затягивает обоих, по самое не хочу, что к финалу, игрушка даёт явный эффект, в самый неожиданный момент при всех участниках.
'Экзистенция' - своеобразный фантастический триллер 1999 года от Дэвида Кроненберга. Актёрские работы достойные. Все удачно справляются со своими задачами и расположены по своим местам. За участниками интересно наблюдать, ибо такой контраст, как 'Иллюзия-Реальность' - может продолжаться очень долго.
Общее впечатление: Давненько я не смотрела фильм с таким упоением! И сложно рекомендовать данное творение, ибо боди-хоррор является жанром на любителя. Но все же, те кто знаком с фильмами Кроненберга, должны знать какой вкус у режиссера.
У Дэвида Кроненберга я смотрела 6 картин, пока что так и лидирует «Муха», но 2-е место по праву принадлежит «Экзистенции». Я считаю что картина гениальна, так круто изобразить сюжет виртуальной и реальной жизни, нужен великолепный сценарий, прописанный до мелочей. Что в принципе у Кроненберга получилось сделать. Визуально лента вызывает неприязнь, но и интерес не покидает до самого конца. Ведь в сюжете игра в игре, и становится так любопытно, что не оторваться! В купе с музыкальным сопровождением фильм заставляет сжиматься и чувствовать тревогу.
Только представьте, у вас есть возможность сыграть в игру, да так, что вы не можете отличить реальность от виртуальности. Интересно? Факт! А страшно? Еще как! Вот и герои ленты оказались в игре, робкий стажер Тед Пайкл (Джуд Лоу) и наглая программист Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли), им предстоит через многое пройти, прежде чем защитить свою жизнь.
К слову, я не люблю Джуда, однако, здесь он весьма хорош, его персонаж меняется за хронометраж ленты, подкидывая именно роль персонажа игры. Вы сами это увидите, если будете смотреть.
«Экзистенция» — необычный футуристический триллер, он придется не всем по вкусу, однако если распробуете, определенно зайдет и даст пищу для ума.
Этот фильм, а конкретнее вся описанная в нем ситуация больше походит на страшный сон, из которого есть огромное желание выбраться, но ты просто не в состоянии этого сделать, как бы не был развит твой процент сопротивляемости и другие способности. Дэвид Кроненберг в своей работе использовал все мельчайшие детали из собственного огромного стилевого механизма, где есть что-то из его раннего жанрового периода ужасов, имеется в составе некоторая философия, тематика, что набирает все большую актуальность в наши дни, наличествует и некая психологическая фантастика, рубящая исподтишка и не жалеющая зрительского воображения.
Экзистенция как бытие, существование человеческое, причем относящееся именно к настоящему времени, взятое Кроненбергом в качестве названия картины вполне себя оправдывает. Беря за основу модель окружающего мира, помешанного целиком и полностью на альтернативных реальностях, а именно играх, что порождают уже зависимость у большинства, перерастающую в серьезную болезнь индивида, не способного обходиться без буквально въедающейся в тело электроники, история оголяет тылы, поддающиеся заражению игроманией.
Игры стали представлять собой нечто другое, чем просто распакованные архивы файлов на компьютер, теперь это в большей степени чувствительнейшие джойстики, состоящие из тканей и некоторых животных органов. Они реагируют на прикосновения и могут понимать своего хозяина, а для того, чтобы войти в игру нужно подключиться через специальный порт, встраиваемый чуть ниже человеческого позвоночника, позволяя людям целиком и полностью погружаться во всю запрограммированную атмосферу.
“Экзистенция” – совершенно новый игровой мир, на разработку которого у Аллегры Геллар в исполнении Дженнифер Джейсон Ли ушло порядка 5 лет, такого мир еще не видывал.
Кроненберг для этого фильма сумел из своих актеров выудить для желаемого эффекта именно то, что было нужно ему, кстати сказать, это у Дэвида всегда получалось лучше всего. Помимо гения-разработчика Дженнифер Джейсон Ли, лучшее продемонстрировал и Джуд Лоу, изобразив человека полного терзаний, над которым повисла проблема выбора – поддаться всеобщей моде или остаться собой, при этом явно что-то скрывая, как это порой начинает казаться. Хороши актеры и на вторых ролях, особенно запоминается Уиллем Дефо, владелец заправки с кричащим именем Газ.
Сама идея истории Кроненберга начинает реализовываться и в наши дни, появляются все новые и новые программы, которые способны с головой заглотить в свой мир разношерстных игроманов. “Экзистенция” несет смысл соединения человека с неживым, виртуальным, сплетения игр и людей в единое состояние. И все исследования сродни тому, как это демонстрировалось в предыдущей ленте канадца “Автокатастрофа”, только там вместо компьютерных проекций были автомашины, и в фильме 1999 года ситуация более наглядна все же. Ну, а игры стали не просто удовлетворением потребностей, типа получения того же оргазма, ныне порт и джойстик словно отдельный орган, способный передать свое самочувствие хозяину.
Исходя из вышесказанного, человек девственный с точки зрения непричастности к игровым моделям, не имеющий предпозвоночного гнезда для подключения порта, вроде героя Джуда Лоу с именем Дэвид Пикул, уже рассматривается как чужак или ненормальная личность, которую можно обозначить немирной, ему с трудом будут доверять. Таковы принципы нового мира, таково вступление поколения в стан врагов реальности, предпочитающих ей очередную игровую территорию.
Этот фильм оставляет очень большой букет впечатлений. Но после просмотра данного фильма возникает ясное ощущение того, что непонятно, что именно ты увидел и о чем, собственно, велась речь в 'Экзистенции'.
Лично мне, только после 14 просмотра удалось хоть на немного понять нисколько сюжет а сам сценарий фильма да и то, не до конца.
Однако если отклонятся от нестандартной сюжетной состовляющей и переходить с визуальному ряду фильма, то удивляет как у фильма жанра фантастики со смесью биопанка один раз использовали спецэффекты. Вот что значит делать фантастику без компьютерной графики. И чего только стоит гениальный ход режиссера показать вход в виртуальный мир через джойстики, которые по сути являются живыми организмами, которые могут заболеть (сломаться) и даже умереть.
В смысловом плане, Дэвид Кронерберг показал нам мир будущего, в котором идет жестокое противостояние двух сторон, одна из которых была центром создания компьютерных игр, а точнее виртуальных миров, люди погружаясь в которые не до конца понимали в реальном мире они или в игре и сторона тех, кто боролся за реальный мир без игр, но не смотря на такую благую цель воплощали в себе больше отрицательных сторон чем сами создатели игр.
Но самое жуткое в фильме то, что до самого конца фильма невозможно понять, что перед нами: Реальность или вымысел?
В итоге хочется сказать что перед нами однозначно одна из самых лучших картин в творчестве Кроненберга, которая, в некоторой степени является больше психоделикой, но хорошей.
8.5 из 10
За гениальный сюжет, сценарий и идею и нестандартный визуальный ряд.
От фильма сродни 'Экзистенции' ждёшь глубины. Чего стоит одно название! И, не глядя на приличный для фантастической картины возраст, я рискнул погрузиться в сие фантасмагорическое детство. И что же увидел внутри?
Во-первых, театр. И здесь, говоря 'театр', я имею в виду уходящую в небытие кинематографическую школу символа и преувеличения. С первых минут картина завораживает игрой актёров и эмоциональной постановкой сцен. Искреннее обожание на лицах поклонников 'великого программиста'. Скучающий и в то же время исполнительный в мелочах охранник - оказывается, и скуку можно сыграть преувеличенно! А это непобедимое пренебрежение к мелочам, продемонстрированное главной героиней? Она же и правда ведёт себя, как полубог, привыкший к почитанию.
Но то внешнее. Кожура, оболочка фильма. Пройдёмся по 'костям' - декорациям и спецэффектам.
'Экзистенция' вышла на экраны в 1999-ом году, в период становления компьютерной графики как аксиомы спецэффекта. Но Кроненберг, режиссёр фильма, решил отойти от намечающегося модного веяния и сделал акцент на кукольных моделях. Выиграл ли он? Безусловно.
Как безусловно, впрочем, и то, что режиссёрское решение набросило на картину флёр архаичности. К 99-ому году зритель не был ещё избалован красивой графикой, но уже имел общие представления об оной. И здесь проявляется гений творца: как только мы окончательно признаём для себя 'неубедительность' спецэффектов - выясняется, что 'реальность' фильма - это тоже, судя по всему, игровая среда! И гротескные визуальные решения призваны подчеркнуть сюрреализм происходящего - они функционально осмысленны. Они играют свою роль.
Качество этого фильма тяжело оценить, анализируя отдельные фрагменты. Среди них - и великолепно подобранная музыка, и грамотная постановка сцен (как 'играет' звук!), и базовое понимание логики игровых вселенных. На этот аспект, кажется, принято закрывать глаза во всех и всяких фильмах про компьютерные миры - но только не в 'Экзистенции'.
Устав наконец восхищаться феерией логических хитросплетений, бушующей на экране, мы закономерно задаёмся вопросом: так в чём же соль, ключевая идея фильма? И режиссёр, не таясь, отвечает: зритель должен осознать, где кончается игра. Это очень простая загадка - вот только ответа на неё... не существует.