Экзистенция – новая игра от Аллегры Гелла, блистательного дизайнера игр и социопата по совместительству. Шанс опробовать сие творение первыми получают двенадцать человек, однако в результате покушения на игорную диву и последующего ряда странных событий, играть предстоит только двоим. Сюжет игры не имеет никакого значения, потому что его просто нет. Игра сама подстроится под тебя, решит, что тебе нужно и продемонстрирует это, зачастую переставая притворяться, что экзистенция – всего лишь игра.
Кроненберг, наряду с, например, Линчем, Жене и Коскарелли визуально очень идентифицируем. Экзистенция – не исключения, на лицо вся типичная кроненберговщина: тут тебе и эксперименты с живой материей, и вживление в человеческое тело различных биомеханизмов, и декорации, грязные и выхолощенные одновременно. Целиком же визуальный ряд – ода гротеску и фантасмагории, сделано все это в такой дивной манере, что невольно восхищаешься мастерством режиссера и умением делать картинку настолько привлекательной, но в то же время отталкивающей (чего стоит один дышащий джойстик, сделанный из внутренних органов амфибий –мутантов). Фильмы Кроненберга смотришь, словно выглядывая из-за двери, и каждый раз, когда тебе кажется, что ты не хочешь видеть больше и вот-вот закроешь дверь, дверь исчезает вовсе. Экзистенция – потрясающа. Кроненберг, продолжая традицию Видеодрома, эксперементирует с темой «утка в яйце», стирая граница между двумя реальностями, смешивая аркадный мир с привычным.
В Экзистенции эти попытки достигают логического завершения, и зачастую ты сам, наряду с персонажами, перестаешь улавливать эти границы. Мир же, в котором оказываются герои, сверхреален, реален настолько, что пока ты не сделаешь того, что требует сюжет (который тебе в принципе неизвестен), игра не сдвинется с места. Экзистенция не оставляет права выбора, полностью оправдывая свое название, и силится обмануть тебя даже когда ты пытаешься взять паузу. Экзистенция полностью исключает провокации и не отпускает игрока до логического завершения цикла, цикла, в апофеозе которого главное сомнение – «играл ли ты, жил ли ты»?
В общем, об этом стоит написать. Ровно 10 лет назад сегодня состоялось эпохальное, значимое и сокрушительное событие в истории чьей-то жизни (нет). Просто мы успешно прошли регистрацию на непонятном сайте с лёгким названием 'Кинопоиск'. Непонятном, но очень приятном. Увидели, что можно писать рецензии к любимым или нет фильмам. Попробовали сразу же после регистрации. В итоге, первыми стали тексты к 'Столкновение' и 'Нечто'. Вот же времена были! Как раз шедевр Джона Карпентера подтолкнул нас выплеснуть все эмоции от просмотра, так как он сам вставил нас не по-взрослому. С юбилеем!
А теперь вот попытаемся написать хоть что-нибудь к чудному во всех смыслах творению Дэвида Кроненберга 'Экзистенция'. Прошло уже 20 лет, но до сих пор не притрагивались к нему. Прекрасный год был, все мы помним. Столько культовых фильмов, что уже неудобно их постоянно перечислять и вслух, и письменно. Канадский мастер как всегда не стал мелочиться и выдал на суд зрителей до боли причудливый и до ступора странный фильм, у которого нет толкового начала и есть открытый финал. Хотя в конце по понятным причинам ожидаешь то, что случится, что, в свою очередь, и случается. Открытость помешала?
Возможно. Ведь до финиша люди пытались совладать с нервами, чтобы не запутаться в хитросплетениях между реальностью и масштабной игрой под названием 'Экзистенция'. Своими технологическими характеристиками игра, конечно, потрясает. Забудьте о батарейках, энергия идёт строго от человеческого тела, через спинной мозг которого происходит диковинное подключение к виртуальности. Здесь даже не 'Матрица' приходит на ум, а безобидный, на первый взгляд, симулятор жизни The Sims. Дэвид Кроненберг за смешные 97 минут постарался показать саму игру, её возможности, влияние на рили жизнь.
Жизнь, которую чёрной дырой засасывают в себя виртуальные произведения. Этакое предзнаменование перед наступающим 21-м веком. Чего вот не хватило фильму, так это, по нашему похотливому мнению, раскрытие персонажей. Вероятно, здесь как раз понадобилось бы удлинение хронометража для сие цели, что было бы замечательно. По сути, зрители будто опробовали демо-версию нечто доселе невиданного, затем их оборвали на интересном месте, дальше сидите тихо и вспоминайте музыку Говарда Шора, которая, кстати...
Которая вполне себе отлично вписалась или впечаталась в ткань (какие слова!) сюжета. Кто-то считает 'Экзистенцию' слабым фильмом нашего виртуоза. Другого, наоборот, мрачновато-жутковатая атмосфера просто поглощает в своё отверстие. Как говорил Уилл Тёрнер, обращаясь к капитану Джеку Воробью, ты либо гений, либо безумец. Ответную реплику помните, наверное? Какой бы смысл ни таился и какую бы предысторию ни имели персонажи, маэстро Кроненберг позаботится о неповторимой стилистике разных предметов или персонажей. Попробуй теперь забыть зубной пистолет или чипы-соски. Да тот кабель, похожий на кишку.
В общем, ребзя, в честь 10-летнего юбилейного пребывания здесь разыгрываем ворох ценных призов, выиграть может каждый. А если серьезно, то при всех своих странностях фильм определённо оставляет жгучее послевкусие. От 'что я только что увидел?' до 'мне вдруг понравилось, как Джуд Ло хотел скользнуть языком в дырочку Дженнифер Джейсон Ли'. Ещё одна страшная сказка из 80-х и 90-х, которая предупреждает, что виртуальный мир достаточно опасен, но в то же время чертовски привлекателен, чтобы упускать возможность. Если уж в стране, в которой живёшь будет не до смеха, спрячься в игре. И не выходи.
Тема виртуальной реальности давно интересовала писателей фантастов, а в девяностые годы прошлого столетия всё активнее стала появляться в мировом кинематографе. Особенно выделяется в этом плане 1999 год. Тогда вышло сразу три фильма на данную тематику, среди которых культовая «Матрица» братьев Вачовски и «Тринадцатый этаж»Йозефа Руснака. Свою версию виртуального мира представил и Дэвид Кроненберг.
Признаться мало кто ожидал именно от него подобного фильма. Ведь Кроненберг специализировался на всяких странностях и извращениях, а его картины всегда затрагивали тему деформаций и мутаций человеческого тела и разума. Хотя и здесь он во многом себе не изменил. Однако данная лента заметно выделяется среди других творений режиссера своей философской проблематикой и исследованием ненормальности общества.
Визуальная стилистика фильма выполнена с минимальным количеством спецэффектов и в достаточно простых интерьерах. Где виртуальность мира только обозначена. Важно помнить что это арт хаус. Режиссер как всегда шокирует публику обилием неприятных и отталкивающих сцен, которые многим могут показаться противными. Я временами поеживался от происходящего на экране. Свое творческое безумие Кроненберг демонстрирует в полной мере.
Актеры были приглашены именитые. Дженнифер Джейсон Ли одна из самых характерных актрис нашего времени, которая никогда не боялась играть сложные и очень эмоциональные роли. Вот и здесь она создала очень сильный образ и великолепно исполнила свою партию. Её партнером выступил Джуд Лоу не менее талантливый актер. Хотя не сказать, что его роль была очень запоминающей, но и претензий к нему нет. Вторым планом картину дополняют, правда без особого успеха Уиллем Дефо, Иэн Холм и Кристофер Экклстон.
Основными плюсами фильма являются интересный сюжет, весьма неожиданная развязка и сама задумка представляется очень любопытно. А некоторые индивидуальные штучки режиссера выглядят ну очень оригинально и необычно. Порой трудно понять, что происходит в голове автора.
Минусов к сожалению тоже не мало. Не самая впечатляющая актерская игра, много неприятных моментов, операторская работа вызвала много нареканий.
Экзистенция крайне необычный, мрачный, депрессивный и тяжелый образец научной фантастики. Авторский взгляд на тему виртуального мира, который пойдет далеко не каждому. Многим он покажется просто отвратительным. Поэтому данную картину следует смотреть тем кто знаком с творчеством автора или готов увидеть нечто странное и сложное.
Человеку свойственно бояться чего-то нового и неизведанного. Этим и обусловлено желание поддать объяснению весь окружающий мир через определенный свод законов физики и математики. Главным источником страха для наших предков являлись природные явления, но с техническим прогрессом стали появляться новые, чаще всего абсурдные, теории о влиянии этих самых новшеств как на организм, так и на психику человека. За теориями последовали различные домыслы, получившие благодаря возведению в абсолют, свое отражение в киноиндустрии. Результатом одной из таких теорий о развитии от телевизионного сигнала опухоли мозга, стал выпуск в 1982 году канадским кинорежиссером Дэвидом Кроненбергом 'Видеодрома' - одной из стилеобразующих лент десятилетия. Последующий успех киноленты 'Муха' окончательно закрепил за ним звание мастера ужасов в жанре 'боди-хоррор'.
По прошествии пятнадцати лет на смену тематики вреда телевидения пришла игровая индустрия, в частности, влияние виртуальной реальности на психику человека и способность индивидуума различать что реально, а что - нет. В Голливуде решили подойти к данному вопросу с несколько иной точки зрения. Концепция влияния игр на мозговую активность сменила подход и предстала перед зрителями в виде того, что весь окружающий мир и есть виртуальной реальностью. И на рубеже веков данная тематика получила настолько широкое развитие, что сразу три киноленты, объединенные схожей тематикой появились в течении нескольких месяцев: 'Экзистенция', 'Тринадцатый этаж' и 'Матрица'. Как известно, последняя стала наиболее успешной как в коммерческом, так и оскароносном плане, заслужив сразу 3 золотых статуэтки и безумную любовь со стороны зрителей. Причина, по которой кинолента Кроненберга 'Экзистенция' не снискала лавров 'Матрицы', ясна - не каждый сможет, да и, вероятно, захочет наблюдать за обилием телесных и мутационных превращений, сопровождающих практически каждый его фильм.
Но это, отнюдь, не является недостатком. Более того, именно это является характерной отличительной особенностью 'Экзистенции' среди своих вышеперечисленных 'одногодок'. Кроненберг, в свойственной ему манере, демонстрирует технологический процесс не через кремниевые чипы, вживленные в мозг или тело, но посредством повсеместного использования генной инженерии и модификаций, что позволяет лицезреть хоть и сюрреалистичное, но оттого, не менее захватывающее зрелище. По сути, кинолента является первым настоящим примером жанра биопанк на большом экране. В центре всех событий - виртуальная реальность Экзистенция, вокруг которой и происходят приключения программистки Аллегры Геллы (Дженнифер Джейсон Ли) с её охранником Тедом Пикулом (Джуд Лоу). С развитием событий та тонкая, едва осязаемая грань перехода между реальным и виртуальным миром расплывается, посредством чего Кроненберг, вот уже в который раз, заставляет зрителя единолично принять решение, что реально, а что - нет.
А вот персонажи получились какими-то невзрачными, блеклыми и, в отличии от самого мира, едва способны запечатлеться в памяти. Но это не столь страшно, ибо и нареканий вызвать они также не могут. А вот чего действительно не хватает 'Экзистенции', так это масштабности. При таком построении теории заговора и иллюзорности виртуального мира вкупе с вышеописанными 'органическими' сценами, это звучит подобно приговору для широких масс зрителей. Но при таком относительно небольшом бюджете ожидать иного развития не представляется возможным.
Возможно 'Экзистенция' и не вошла в анналы истории киноиндустрии, как основополагающий тренд общего мышления и теорий о нереальности окружающего мира, как это случилось с 'Матрицей'. Но общая маргинальность и отсутствие страха быть не понятой наверняка позволит найти своих почитателей, хотя бы среди ценителей необычного взгляда на развитие новых технологий.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности
До предыдущих работ Дэвида Кроненберга у меня пока не дошли ни руки, ни глаза, ни другие части тела, поэтому сравнивать 'Экзистенцию' с предыдущими фильмами я не могу. Это и к лучшему, потому что моё впечатление об этой картине будет оригинальным, независимым, т.е. я не буду анализировать, что у Кроненберга было лучше и что откуда взято.
Итак, тема фильма, как это ни банально звучит, игровое будущее человечества. Игры станут нашей реальностью, в которой мы сможем быть кем захотим. 'Реальность скучна, а в игре всегда что-то происходит'. Начало фильма не очень красочное: нам показывают помещение, вызывающее ассоциации с католической церковью, в котором собралась целая куча людей-игроманов на презентации игры 'Экзистенция'. Первое, что шокуирует зрителя - это вид джойстика, с помощью которого человек подключается к игре и ведёт игру: этакой бесформенный кусок органического происхождения со шнуром весьма напоминающим пуповину; далее пистолет, из которого покушаются на Аллегру (не путать с Аллегровой=)): состоящий из костей всяких мутантов-амфибий и стреляющий (не смейтесь) человеческими зубами. Все эти предметы, а также вид всех мутантов, фабрика лягушек и пр. как раз создают картину сюрреалистичности и прекрасно вписываются в виртуальный мир. Не надо 'фукать' и говорить, что Кроненберг помешан то на насекомых, то на земноводных и зачем он включил нелицеприятные сцены с амфибиями. В играх ещё не то увидишь. Кроненберг так представлял себе свою игру.
Сюжет. О нём не стоит много говорить. Представьте себе лишь всем известный фильм 'Начало', где Ди Каприо 'нырял' на разные уровни сна (сон во сне). Здесь нечто похожее, только в виртуальной реальности. И если герои 'Начала' (ну, почти все из них) знали, что они находятся во сне, то в 'Экзистенции' не понятно, где кончается виртуальность, а где начинается реальная жизнь. Честно признаюсь, просидела весь фильм в напряжении и как не напрягалась, додуматься, какая из реальностей окажется 'реальной', конечно же, не смогла.
Главные Роли в фильме играют Дженифер Джейсон Ли и Джуд Лоу. Дженифер убедительно играет Аллегру - создательницу уникальных игр. в том числе и 'Экзистенции'. Она сама уже имеют физическую и психологическую зависимость к своим 'творениям' и предпочитает больше жить в кибер пространстве, в котором 'всегда что-то происходит', а не пребывать в реальности, где она живёт замкнуто и уединённо. Джуд Лоу играет здесь не великого героя любовника(фанаты не огорчайтесь, сцена, характерная для его амплуа, всё же будет), а простоватого охранника Аллегры, который оказвается волей судьбы (или, скорей, по другим причинам) вовлечённым в эти события. Герой Лоу 'не крут', а наоборот трусоват и панически боится всяких уколов и заражения, о котором он упоминает в фильме раз десять. Он вызывает улыбку по ходу фильма. Роль удалась ему, хотя иногда по ходу фильма у меня почему-то возникали ассоциации с его ролью робота-жиголо из 'Искусственного разума'(это там где он помогал робо-мальчику).
Музыка гармонично вписывается в фильм и навевает атмосферу загадочности
Конечно, по ходу фильма были неувязки: например, почему герои не узнавали друг друга и не 'вспомнили всё', ведь память их не стиралась при погружении в виртуальную реальность...И, конечно же, кто вспомнит как стреляет пистолет задастся вопросом, каким образом костяной пистолет мог выстрелить зубами да ещё и с такой мощью, способной убить человека...и т.д. Но это мелочи по сравнению с тем, как захватывает и интригует фильм.
Не посмотрев фильм, не судите его по кассовым сборам. Он вышел после триумфального вознесения более бюджетной, маркетированной и компьютеризированной 'Матрицы', в которой к тому же есть Киану Ривз. Если 'заевшийся' зритель шёл на 'Экзистенцию' после 'Матрицы', чтобы увидеть всю прелесть киберпространства в спецэффектах, то, конечно же, он разочаровывался. Если вы ждёте спецэффектов и зрелищной компьютерной графики', то это не тот фильм. Не сравнивайте 'Экзистенцию' с 'Матрицей'. У них схожи тематики, но разные жанры. 'Матрица'-это фантастика, цель - скорее поразить зрителя визуально. 'Экзистенция' в первую очередь, на мой взгляд, триллер, задача - продержать всё экранное время зрителя в напряжении и неведении. И это Кроненбергу, на мой взгляд, удалось. Спасибо ему за этот фильм!
Компьютерные игры стали немаловажной частью жизни современной молодежи. Они подчас даже ее заменяют и становятся смыслом бытия, настоящим существованием человека. Дэвид Кроненберг в своем фантастическо-философском триллере 'Экзистенция' 1998 года блестяще раскрыл идею компьютерных игр как заменителя жизни на примере истории Аллегры Геллы, создавшей игру 'Экзистенция', принесшей ей массу проблем и испытаний. Эта картина близка по своей стилистике и художественному воплощению к ранним работам Кроненберга, таким как 'Видеодром' и 'Связанные насмерть', и фильм оказался пророческим и по-настоящему страшным. Оператор Питер Сушицки впечатляюще воплотил на экране фантазию режиссера, создав мрачный, потусторонний и опасный мир игры, созданной Аллегрой, мир, ставший реальным и поглотивший все вокруг, мир, где Бог - это цифровая модель, всего лишь компьютерная программа.
Актеры в ленте играют феноменально, позволяя зрителю поверить в происходящее. Дженнифер Джейсон Ли блестяще сыграла Аллегру, создав один из самых ярких персонажей в своей карьере. Запоминающиеся персонажи получились также у Джуда Лоу(жуткий Дэвид Пикул), Уиллема Дэфо и Йена Холма.
Сюжет в фильме по-настоящему напряженный и интригующий, поэтому лента смотрится и воспринимается легко.
Говард Шор, практически постоянно сотрудничающий с Дэвидом Кроненбергом, написал к фильму отличный саундтрек, идеально вписавшийся в структуру ленты.
Я рекомендую этот фильм всем поклонникам хорошего кино, фильмов ужасов со смыслом и ценителям творчества Дэвида Кроненберга.
«Экзистенция» – один из самых интересных и необычных научно-фантастических триллеров, на мой взгляд. Многие сцены пугают и держат в напряжении, остальные же поражают свей уникальностью. Разочаровавшись в реальном мире, многие из нас ищут спасения в виртуальности. То, что демонстрирует «Экзистенция», возводит подобный вид сюжета на совершенно новый уровень. Временами, зритель вместе с персонажами теряет связь с реальностью, все кажется игрой, это захватывает.
Сюжет
«Ты должен играть. Чтобы понять, почему ты играешь» (с)
В центре сюжета создательница инновационных игр, преследуемая убийцами. Вместе с охранником персонажем Джуда Лоу, она скрывается, стараясь защитить свое последнее детище. Как и во всех фильмах Дэвида Кроненберга, начало обманчиво, а само построение сюжета динамично меняется. Другие отличительные черты «Экзистенции», как фильма Кроненберга – это фокусирование на двух основных персонажах, развитие их характеров и взаимоотношений. Сама основная мысль фильма остается актуальной и по сей день. Но лучшей частью фильма остается окончание. Оно правда оставляет нас в неведении и вынуждает вырабатывать собственные точки зрения.
Актерский состав
Лучшее в игре Джуда Лоу то, что он смотрится очень естественно. Его герой сталкивается с чем то, то может изменить его жизнь, но он не в состоянии это принять. Он неуверен, склонен к сомнениям, но открыв для себя «Экзистенцию», не может прекратить играть в нее. Главная героиня, сыгранная Дженнифер Джейсон Ли самоуверенна, чувствует свою власть, временами кажется слишком спокойной. В отличие от своего молодого спутника, она разбирается в виртуальной среде, знает все мельчайшие тонкости своих детищ. Сразу после сцены покушения она не придает значения своей ране, быстро реагирует и продолжает трезво мыслить.
«— За сегодняшний день уже двое хотели тебя убить.
— Я никогда не была так популярна» (с)
Каждый раз, когда ее спокойствие нарушается, зритель понимает – что-то идет не так, и ситуация все больше накаляется. Состав, относительно не большой, но каждый персонаж второго плана к месту. Каждый из них сыграет важную роль по окончанию фильма.
Музыка
С самого начала саундтрек звучит угрожающе, во многом напоминает «Муху». Она звучит тихо, но зловеще, что еще больше подчеркивает саспенс. Это не первое, но и не последнее сотрудничество режиссера с Говаврдом Шором.
Визуальная часть
От фильмов подобного жанра визуальное сопровождение «Экзистенции» отличается преобладанием органики. Игровые устройства напоминаю скорее симбиоз человека с животным, чем технологию. Это объясняется тем, что для производства игр необходимы матировавшие амфибии. Это выглядит очень креативно. Не только внешний вид этих существ и чипов, но также сама идея перехода от механизмов к взаимодействию организмов впечатляет. Особенно занимателен пистолет, сконструированный из костей. Когда речь идет о виртуальной реальности в кино, я обычно представляю себе нечто масштабное, но «Экзистенция» является исключением. Даже в самой игре все выглядит обыденным, и чувство замкнутого пространства не покидает нас. Однако сюжет базируется не сколько на фантастическом мире за гранью нашего понимания, сколько отдельных его элементах и вопросу «почему мы играем?»
Итог:
«Мы все еще в игре?» (с)
Очень впечатляющая работа. Дэвид Кроненберг в присущей ему манере выстраивает сюжет вокруг проблемы моральной или физической дегенерации или изменения. Немного жаль, что режиссер так не часто впоследствии возвращался к подобному жанру. «Экзистенция» преследует цель, ради которой и существует научная фантастика: она расширяет грани нашего воображения и демонстрирует неординарные случаи, возможные в перспективе. В наши дни вы знакомы с таким концептом благодаря таким фильмам как «Начало» и «Матрица». Если они показались вам интересными, я советую ознакомиться с «Экзистенцией».
1999-й год оказался богатым на фильмы про виртуальную реальность. В марте вышла первая часть 'Матрицы', в апреле — '13 этаж', но еще раньше, в феврале, увидела экраны 'Экзистенция' Д. Кроненберга. Сразу хочется сказать, что фильм неоднозначный. Если откровенно попсовая и паразитирующая на идеях 'Джонни-мнемоника' и 'Нирваны' 'Матрица' была поставлена с голливудской масштабностью, банальной линейностью и безнадежно угроблена фетишизмом ее режиссеров, то 'Экзистенция' оказалась, на мой взгляд, куда более интересной пищей.
У фильма есть одна довольно существенная проблема — отсутствие полноценного сюжета. Текстовка, что подается в аннотации, настолько же далека от реальности, насколько и главные действующие лица фильма в исполнении Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу. Сюжета действительно нет, но сценарий заслуживает похвалы. Даже самое начало фильма не заставляет зевать, ибо оно уже несет смысловую нагрузку. Довольно сухие и куцые диалоги тоже имеют определенную причину. Смена событий, введение дополнительных действующих лиц, нелинейность и многоуровневость повествования, оригинальные биотехнические задумки создателей фильма — все это смотрится на одном дыхании, предсказуемость развязки фильма имеет место лишь по некоторым аспектам, на которые можно и не обратить внимание, да и те заботливо предложены самими постановщиками, не являясь ляпами.
Неоднократно сталкивался с мнением, что 'Экзистенция' — довольно унылый киберпанк с сэкономленным на визуальных эффектах бюджетом. Отнюдь. Фильм вообще не киберпанк, скорее, наоборот — биопанк, что ли. Кибернетику здесь заменяет бионика, что выглядит вдвойне интересно. Финал картины оставляет пространство для мысли, в связи с чем его вполне можно и нужно считать удачным.
Актерская игра порадовала. Даже молодой Джуд Лоу способен на достоверность игры, Дженнифер Джейсон Ли тоже способна на убелительность, к второстепенным персонажам тоже вопросов не возникло.
В целом — отличный фильм на тему виртуальной реальности, достойный к просмотру.
Дэвид Кроненберг - довольно своеобразный режиссер, чья фантазия просто бьет фонтаном, заставляя некоторых зрителей невольно притягиваться к экрану. Его фильмы могут отталкивать и притягивать одновременно. Довольно абсурдное сочетание, но так оно и есть.
Лента «Экзистенция» - это, почти, прямой продолжатель дела «Видеодрома». И там, и здесь, поднимаются одни злободневные вопросы: вопросы тонкой грани между реальностью и иной, виртуальной реальностью. Если в «Видеодроме» главным источником такой виртуальной реальности являлось телевидение, то в «Экзистенции» - это видеоигры. Для 1999 года эта тема была поднята как нельзя кстати. Да и сейчас, этот фильм актуален как никогда. Рынок видеоигр уже давно вошел в привычный обиход современного общества и каждый хоть когда-нибудь, да и играл в какую-нибудь видеоигру. Бывают случаи, когда заядлый геймер и просто человек, поигравший часик в какую-нибудь интересную видеоигру, уже выйдя из нее, порой думает: «Оп, надо бы сохраниться!». А бывают и более сложные случаи полного выпадания из реальной жизни и человек уже полностью поглощен виртуальным миром. Порой, это заканчивается крайне трагично. Поэтому тема, поднятая Кроненбергом в фильме «Экзистенция» является довольно сильной «болевой» точкой в наше время, когда видеоигры пачками штампуются на конвейере, затягивая в свою реальность все больше и больше молодых (и не очень) умов.
А теперь конкретно о фильме. Исполнители главных ролей Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу справились со своей работой на «отлично». Из актеров еще хочется отметить Уильяма Дефо. Музыка композитора Говарда Шора великолепно вплетена в визуальный ряд. Но больше всего хочется отметить спецэффекты. Кроненберг не боится в наше время использовать «резиновые» спецэффекты и это только больше сыграло ему на пользу. Джойстик, созданный из живой ткани; пистолет, собранный из костей и стреляющий человеческими зубами – это просто шедевр кинематографии, которые, будучи реально созданными без применения компьютерной графики, смотрится очень оригинально и не вызывают чувства фальши. Такого не увидеть больше нигде. В свое время мне приходилось буквально поднимать свою отвисшую челюсть с пола после таких бурных потоков фантазии Дэвида Кроненберга. Браво, режиссер! (и это был комплимент в пользу блестящей работы режиссера и сценариста). Все полтора часа пролетают незаметно, благодаря своеобразному магнетизму атмосферы фильма. К работе оператора Питера Сушитски претензий тоже нет.
Вывод: Одна из лучших работ блестящего режиссера Дэвида Кроненберга. И если вы смотрите «Экзистенцию» в первый раз – я вам искренне завидую. Готовьтесь к незабываемому приключению. Но стоит заметить, что фильм далеко не для каждого. Но, не смотря на это, он поднимает глубоко проблемные вопросы в наш век высоких технологий и огромного количества разнообразных видеоигр на полках магазинов. И уж как тут не вспомнить слова из игры (как нельзя кстати) Max Payne: «Ты живешь в компьютерной игре, Макс! Если скосить глаза вниз и влево можно увидеть датчики здоровья и оружия…». Вдруг мы не вышли полностью из какой-нибудь игры? Вдруг мы живем в ней? Абсурдно, конечно, но для некоторых эта грань кардинально стерта. Будьте осторожны! Потому что нажать на кнопку «Сохранить игру» в реальной жизни вы уже не сможете.
Мой список живой классики. «eXistenZ» — Мы все еще в игре?
Да, возможно, моя оценка 'Экзистенции' может показаться кому-то завышенной и через чур предвзятой - все это потому, что канадец Дэвид Кроненберг уже долгое время является моим любимым кинотворцом. Лучшим не только в тех жанрах, в которых предпочитает работать, но вообще лучшим постановщиком современного авторского кино. И 'eXistenZ', на мой взгляд, как раз подходит для того, чтобы - пусть не убедить - но аргументировать это мое мнение.
Чем больше углубляешься в пучины 'арт-хауса' (ненавижу этот термин, но все же), тем больше убеждаешься - все идеи уже были когда-то высказаны, и то, что среди большинства синефилов считается шедевром, на самом деле - порой умное и правомерное, а порой и не очень заимствование. Вот, например, 'The Matrix'. Фильм эм... каждый раз затрудняюсь в определении... родственников Вачовски на долгие годы занял свое место в пантеоне умного коммерческого кино и продолжает задавать тенденции в кинематографе и по сей день. Но дело в том, что большая часть того, что сказано в 'Матрице', умнее и более подходящим образом сказано в 'Экзистенции', которая, в свою очередь, прямой наследник другого шедевра Кроненберга - главного триллера начала восьмидесятых - 'Videodrome'. Вот и получается, что растиражированные уже-не-братьями идеи им не принадлежат.
Зачем нужно размышлять о посторонних фильмах в рецензии? А затем, чтобы можно было с уверенностью сказать, что творчество Кроненберга при всей своей провокационности и известности в достаточно узких кругах задает такие вопросы, ответы на которые становятся благодатной почвой для киновысказываний других именитых (а иногда и не очень) постановщиков.
Если кого-то не убедил пример с Вачовски, вот вам другой - он, возможно, ополчит против автора этой рецензии очень многих пользователей 'Кинопоиска'. Главная фишка всеми обожаемого 'Inception' не придумана Ноланом. Где она появляется до 'Начала'? Посмотрите 'eXistenZ' и увидите. Да, не Кроненберг ее придумал. Но именно он впервые в кинематографе реализовал эту идею так, как она должа быть реализована.
Специально не написал ни слова о сюжете, актерской игре и прочем. Главный плюс 'eXistenZ' - его многогранность и наследие. А наследие это не ограничивается 'Матрицей' и 'Началом'. Оно гораздо, гораздо больше. А сам фильм великолепен - он держит в напряжении, по-мэтровски снят и оставляет глубокую почву для размышлений. А вот размышлений над чем - тут уж каждый сам решает.