От фильма сродни 'Экзистенции' ждёшь глубины. Чего стоит одно название! И, не глядя на приличный для фантастической картины возраст, я рискнул погрузиться в сие фантасмагорическое детство. И что же увидел внутри?
Во-первых, театр. И здесь, говоря 'театр', я имею в виду уходящую в небытие кинематографическую школу символа и преувеличения. С первых минут картина завораживает игрой актёров и эмоциональной постановкой сцен. Искреннее обожание на лицах поклонников 'великого программиста'. Скучающий и в то же время исполнительный в мелочах охранник - оказывается, и скуку можно сыграть преувеличенно! А это непобедимое пренебрежение к мелочам, продемонстрированное главной героиней? Она же и правда ведёт себя, как полубог, привыкший к почитанию.
Но то внешнее. Кожура, оболочка фильма. Пройдёмся по 'костям' - декорациям и спецэффектам.
'Экзистенция' вышла на экраны в 1999-ом году, в период становления компьютерной графики как аксиомы спецэффекта. Но Кроненберг, режиссёр фильма, решил отойти от намечающегося модного веяния и сделал акцент на кукольных моделях. Выиграл ли он? Безусловно.
Как безусловно, впрочем, и то, что режиссёрское решение набросило на картину флёр архаичности. К 99-ому году зритель не был ещё избалован красивой графикой, но уже имел общие представления об оной. И здесь проявляется гений творца: как только мы окончательно признаём для себя 'неубедительность' спецэффектов - выясняется, что 'реальность' фильма - это тоже, судя по всему, игровая среда! И гротескные визуальные решения призваны подчеркнуть сюрреализм происходящего - они функционально осмысленны. Они играют свою роль.
Качество этого фильма тяжело оценить, анализируя отдельные фрагменты. Среди них - и великолепно подобранная музыка, и грамотная постановка сцен (как 'играет' звук!), и базовое понимание логики игровых вселенных. На этот аспект, кажется, принято закрывать глаза во всех и всяких фильмах про компьютерные миры - но только не в 'Экзистенции'.
Устав наконец восхищаться феерией логических хитросплетений, бушующей на экране, мы закономерно задаёмся вопросом: так в чём же соль, ключевая идея фильма? И режиссёр, не таясь, отвечает: зритель должен осознать, где кончается игра. Это очень простая загадка - вот только ответа на неё... не существует.
'Экзистенция' - снова авторское кино Дэвида Кроненберга, способного удивлять своим видением на все происходящее, всевозможной фантазией и экспериментами. И ему не нужны большие деньги, чтобы снять кино в таком стиле, каком заблагорассудится. Данный фильм по-своему уникален, необычен и после просмотра даже оставляет в раздумьях. Даже сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд, да и однозначно отнести фильм к определенному жанру тоже довольно сложно. Но по сути, он просто похож на антиутопию, где представленный мир проявляет особый интерес к игровой промышленности.
'Экзистенцией' в данной картине называется проект персонажа Аллегры Геллер, дизайнера игровых приставок. Самое удивительное, для подключения к такой игре необходимы лишь био-разъем в области поясницы и причудливый джойстик, изготавливаемый из организмов фантастических живых существ и имеющий способность выходить из строя, болеть и умирать. Правда, в фильме построено так, что по действиям и приключениям героев тяжело разобрать, находятся ли они в виртуальном мире или же в обыденной реальности, а также отличить ту грань между этими пространствами, когда герои выходят из игры. И порой отсюда даже вытекает, что погрузившись в виртуальность, человек уже не замечает ничего вокруг, игра его слишком увлекает, он не может побороть себя, чтобы прекратить это, а после чего некоторое время находится в 'зомбированном' состоянии и едва ли в состоянии отличить собственные действия от игровых. Поэтому режиссер этим фильмом явно пытается напомнить нам о том самом болезненном эффекте от виртуальных развлечений.
Так-то следить за действиями героев интересно, а если внимательно слушать их речь, можно получить приличное удовольствие. И как уже говорилось выше, фильм ни в коем случае не забудется хотя бы из-за артефактов: 'органического' джойстика, био-порта или костяного пистолета, стреляющего зубьями. И конечно, снято все это достаточно качественно и без использования компьютерных вспомогательных средств. Перо искусного режиссера невозможно не заметить. Впрочем, так же хороши и актерские работы, в частности Джуда Лоу и Дженнифер Джейсон Ли. Для последней это достаточно звездная роль, с которой актриса, наверняка, будет ассоциироваться для большого количества кинолюбителей. Поэтому вышло вполне запоминающееся зрелище от режиссера таких хитов, как 'Муха', 'Мертвая зона' и т.д. Так что поклонникам его творчества просмотр обязателен.
Этот фильм оставляет очень большой букет впечатлений. Но после просмотра данного фильма возникает ясное ощущение того, что непонятно, что именно ты увидел и о чем, собственно, велась речь в 'Экзистенции'.
Лично мне, только после 14 просмотра удалось хоть на немного понять нисколько сюжет а сам сценарий фильма да и то, не до конца.
Однако если отклонятся от нестандартной сюжетной состовляющей и переходить с визуальному ряду фильма, то удивляет как у фильма жанра фантастики со смесью биопанка один раз использовали спецэффекты. Вот что значит делать фантастику без компьютерной графики. И чего только стоит гениальный ход режиссера показать вход в виртуальный мир через джойстики, которые по сути являются живыми организмами, которые могут заболеть (сломаться) и даже умереть.
В смысловом плане, Дэвид Кронерберг показал нам мир будущего, в котором идет жестокое противостояние двух сторон, одна из которых была центром создания компьютерных игр, а точнее виртуальных миров, люди погружаясь в которые не до конца понимали в реальном мире они или в игре и сторона тех, кто боролся за реальный мир без игр, но не смотря на такую благую цель воплощали в себе больше отрицательных сторон чем сами создатели игр.
Но самое жуткое в фильме то, что до самого конца фильма невозможно понять, что перед нами: Реальность или вымысел?
В итоге хочется сказать что перед нами однозначно одна из самых лучших картин в творчестве Кроненберга, которая, в некоторой степени является больше психоделикой, но хорошей.
8.5 из 10
За гениальный сюжет, сценарий и идею и нестандартный визуальный ряд.
Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру eXistenZ, основанную на биотехнологиях. Революционным решением в ней является биодрайвер, который подключается к телам игроков и связывается с их мозгом. Игра полностью зависит от воображения участников. Но возможности eXistenZ таят серьёзную опасность. В результате Аллегра сама становится мишенью для игроков, и ей приходится прибегнуть к помощи охранника компании Теда Пайкла. Теперь они вдвоём должны найти выход из почти безвыходной ситуации, в которой границы фантазии и реальности почти абсолютно размыты…
Кроненберга, по его собственному признанию, давно волновал вопрос: 'Может ли считаться игра, в том числе компьютерная, - искусством?' Он попытался ответить на него «Экзистенцией», где основной темой стала стычка двух реальностей: виртуальной и настоящей. Кроме того, ему, как страстному поклоннику всевозможных мутаций, многие годы не давали покоя проблемы соединения человека и машины, а также возможности новых биотехнологий.
Он с завидным постоянством, почти в каждом фильме, заявлял героев с нестандартными физиологическими проявлениями. И чем больше он упивался своими фантазиями, тем приземлённее была реакция публики, которая могла привести к банальной рвоте. Показательна в этом смысле вовсе не знаменитая «Муха» (1986), а более ранний 'Видеодром' (1982). Его герой загружал в утробу различного рода предметы – от пистолета до видеокассеты, что приводило к его превращению в видеоплеер.
В «Экзистенции» компьютерная приставка преобразуется в специальную подвеску, которая включается непосредственно в спинной мозг человека в нижней части спины. Тем самым, участники «питают» игру не только собственной энергией, но и воображением, поэтому в каждом отдельном случае сюжет игры развивается по особому и неповторимому сценарию.
Кроненбергу вполне удалась стилизация под виртуальный мир: характеры персонажей получились плоскими и в большинстве своем малоинтересными, хотя в проекте были задействованы далеко не последние люди Голливуда. Но не надо забывать, что для «первого парня Канады» собственные идеи «фикс» всегда были определяющими, и для их точного воплощения он мог пожертвовать всем. Тем более что и звёзды были навязаны продюсерами.
По Кроненбергу выходит, что в скором будущем на Земле из-за повышения радиации должны появиться мутанты, а именно – двухголовые амфибии, обладающие совершенно новыми биологическими свойствами. Но человек не спасует, и научится использовать их органы для создания новых виртуальных игр. На вопрос: 'Чем эта катавасия может закончиться?', - он и попытался дать здесь ответ.
После скандального успеха 'Катастрофы' (1996), главная канадская кинофирма Alliance Atlantis выделила режиссёру довольно большой бюджет в 31 миллион местных баксов. Но Кроненберг «пустил деньги на ветер»: 'Экзистенция' с треском провалилась в североамериканском прокате, не вернув даже 10% вложений. Но равнодушие публики и сдержанное отношение критиков не повлияло на жюри Берлинского фестиваля, которое удостоило фильм приза с многозначительной формулировкой: «За выдающееся художественное достижение».
И тут вдруг режиссёр признался в странной вещи. Оказывается, что на самом деле на этот проект его вдохновила судьба Салмана Рушди. И, судя по всему, он не лукавил, поскольку мировая премьера ленты, состоявшаяся 16 февраля, день в день совпала с 10-летним «юбилеем» со дня объявления смертного приговора, вынесенного Рушди исламскими фундаменталистами.
You have to play the game to find out why you’re playing the game
Захотелось написать про один старый фильм Кроненберга, который я недавно пересмотрела, возможно, не все знают про этот удивительный киберпанк с элементами биопанка.
Думаю, среди фильмов про игры и виртуальную реальность уже довольно древняя «Экзистенция» выделяется не столько благодаря развитию идеи помещения человека в VR, сколько благодаря своеобразному воплощению этой идеи.
В 1999 году уже вовсю использовались всевозможные компьютерные спецэффекты, но Кроненберг создал нединамичную «Экзистенцию»с минимальными спецэффектами, зато с необычно реализованным попаданием в виртуальную реальность и с красиво построенным пространством виртуального мира. Про это кино можно сказать (простите за вольное обращение с цитатой), что оно снято «настолько просто, насколько это возможно, но не проще».
Виртуальная реальность в Экзистенции (когда я буду иметь в виду саму игру, я буду опускать кавычки) — матрешечного типа, с последовательно вложенными виртуальными уровнями. И на последнем из них детали уже не так четко проработаны: персонажи часто зависают — попадают в игровую петлю, говорят с жуткими акцентами, их действия примитивны, функции ограничены.
Нельзя писать про биопанк и не сделать пару зарисовок о чудесных режиссерских находках в области выдуманных биотехнологий. Так, игровой под (чип) Экзистенции, переносящий человека в виртуальную реальность, представляет собой организм, который выращивается из оплодотворенных яиц амфибий и смешивается с синтетическими ДНК, он подключается к человеку через биопорт в позвоночнике и подпитывается, забирая часть энергии организма. А последний игровой уровень Экзистенции выглядит так: замаскированная ферма, где в «прудах размножения» выращивают амфибий-мутантов, чью нервную систему используют для производства игровых подов, скелет и часть нервных волокон — для биологического оружия, а остатки отправляются в соседний китайский ресторан.
Героям, находящимся в шкуре своего персонажа, порой приходится тяжело, потому что им не известна цель игры, — «you have to play the game to find out why you’re playing the game». А как выиграть в той реальности, куда тебя забросили, где тебе не совсем понятны правила и свое назначение? Какова твоя роль? Что правильно, что нет? Экзистециальненько. К тому же, Тэд Пайкл (это один из главных героев) временами испытывает странные ощущения, поскольку его персонаж в определенные моменты говорит и делает вещи, вопреки желанию и воле самого Тэда, происходит так потому, что это прописано игрой и необходимо для ее прохождения. Это главного героя напрягает, особенно когда нужно кого-то убивать, заниматься сексом или есть отвратительную пищу, поэтому Тэд не выдерживает и в середине игры кричит: «Existenz is paused!» (жаль, что мы так не можем сделать иногда). Впрочем, из игры, как впоследствии становится ясно, Тэд не выходит, но через пару миров ему проскользнуть удается.
На разных уровнях Экзистенции ведется борьба между реалистами и сторонниками корпорации «Antenna», конкурирующей с «Cortical Systematics»(она же «Pilgrlmage», когда игра из Экзистенции превращается в Трансценденцию), сотрудники которой помещают людей в виртуальную реальность. Борьба идет с переменным успехом, в конце побеждают реалисты, но, по сути, это ничего не меняет — герои=персонажи меняют свои позиции и пристрастие к компаниям в зависимости от игрового уровня. И не все понимают, закончилась ли игра на самом деле.
Закончу цитированием диалога персонажей из игры:
' — Free will is not obviously a big factor in this little world of ours.
- It’s like a real life. There is just enough to make it interesting.»
P.S. Да, очень рекомендую всем тем, кто изучает/хочет изучать английский, смотреть без перевода, фильм для идеален для освоения языка, и темп подходящий.
Экзистенция - одна из самых необычных лент Кроненберга со времён Видеодрома, да и сам фильм необычен сам по себе. По жанру это ужасы и фантастика, но в то же время ужасами здесь пахнет только тем, что сцены джойстиков как чинят (при просмотре можно понять), так что это скорее всего сюрреалистичный фантастический триллер, который на полного любителя. Сюжет очень сам по себе интересен и представляет из себя похождения по виртуальной реальности, но а конец нас оставляет с главным вопросом: какого..? Всё же это авторский фильм и каждый понимает этот фильм по своему.
Мне понравилась актёрская игра. В фильме играют в играх так, будто они реально игровые персонажи, так что со временем актёрская игра меняется, а мы воспринимать будем по другому- это пошло фильму на пользу однозначно!Дженнифер Джейсон Ли тут ещё более молодая, а Джуд Лоу вообще молод и энергичен. Жалко только, что фильм провалился в прокате, хотя когда фильмы Кроненберга собирали большую кассу?
В фильме много интересных и запоминающихся моментов, которые из головы не выйдут очень долго, а всё благодаря тому, что мистер Кроненберг заботится о Своих зрителях и не даст им отпустить его фильм куда-то подальше-своих с большой буквы С почему? Просто его фильмы смотреть дело не из простых: кто-то его не переносит, а кто-то обожает, поэтому вот так.
О фильме можно многое говорить, но я скажу одно: я его до конца не понял, но он мне достаточно понравился и я покайфовал эти полтора часа за просмотром!
Фильм я рекомендую любителям фантастики, арт-хауса, игроман, а так-же тем, кто не брезгун- остальным стоит пройти мимо и не тратить полтора часа.
Группа людей во главе с Аллегрой Геллар собирается в церкви, чтобы протестировать новую созданную ей игру 'Экзистенция'. На Аллегру совершается покушение, после чего ей с новоиспеченным телохранителем приходится бежать.
Нужно отметить, что этот фильм - великолепное подтверждение слов Шекспира, которые можно перефразировать на современный лад: 'Вся наша жизнь - игра, а люди в ней виртуальные персонажи'. Канадский режиссер создал по-хорошему сумасшедшую, с кучей очень смешных деталей (костяной пистолет, кишкообразные джойстики, двухголовый маленький тритон-мутант), абсурдную модель мира, в которой высмеял то ли заядлых геймеров, то ли, наоборот, 'реалистов' (чья группировка, по ходу, все-таки проиграла), а может, всех подряд, что очень типично для него.
И уже второй раз после 'Автокатастрофы' создается ощущение, что Кроненберг чувствует себя не только ниспровергателем пуританства в кино, взяв какой-то анатомический курс, но и вообще хочет убедить зрителя в несерьезности кино, своеобразной игре в него.