Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру eXistenZ, основанную на биотехнологиях. Революционным решением в ней является биодрайвер, который подключается к телам игроков и связывается с их мозгом. Игра полностью зависит от воображения участников. Но возможности eXistenZ таят серьёзную опасность. В результате Аллегра сама становится мишенью для игроков, и ей приходится прибегнуть к помощи охранника компании Теда Пайкла. Теперь они вдвоём должны найти выход из почти безвыходной ситуации, в которой границы фантазии и реальности почти абсолютно размыты…
Кроненберга, по его собственному признанию, давно волновал вопрос: 'Может ли считаться игра, в том числе компьютерная, - искусством?' Он попытался ответить на него «Экзистенцией», где основной темой стала стычка двух реальностей: виртуальной и настоящей. Кроме того, ему, как страстному поклоннику всевозможных мутаций, многие годы не давали покоя проблемы соединения человека и машины, а также возможности новых биотехнологий.
Он с завидным постоянством, почти в каждом фильме, заявлял героев с нестандартными физиологическими проявлениями. И чем больше он упивался своими фантазиями, тем приземлённее была реакция публики, которая могла привести к банальной рвоте. Показательна в этом смысле вовсе не знаменитая «Муха» (1986), а более ранний 'Видеодром' (1982). Его герой загружал в утробу различного рода предметы – от пистолета до видеокассеты, что приводило к его превращению в видеоплеер.
В «Экзистенции» компьютерная приставка преобразуется в специальную подвеску, которая включается непосредственно в спинной мозг человека в нижней части спины. Тем самым, участники «питают» игру не только собственной энергией, но и воображением, поэтому в каждом отдельном случае сюжет игры развивается по особому и неповторимому сценарию.
Кроненбергу вполне удалась стилизация под виртуальный мир: характеры персонажей получились плоскими и в большинстве своем малоинтересными, хотя в проекте были задействованы далеко не последние люди Голливуда. Но не надо забывать, что для «первого парня Канады» собственные идеи «фикс» всегда были определяющими, и для их точного воплощения он мог пожертвовать всем. Тем более что и звёзды были навязаны продюсерами.
По Кроненбергу выходит, что в скором будущем на Земле из-за повышения радиации должны появиться мутанты, а именно – двухголовые амфибии, обладающие совершенно новыми биологическими свойствами. Но человек не спасует, и научится использовать их органы для создания новых виртуальных игр. На вопрос: 'Чем эта катавасия может закончиться?', - он и попытался дать здесь ответ.
После скандального успеха 'Катастрофы' (1996), главная канадская кинофирма Alliance Atlantis выделила режиссёру довольно большой бюджет в 31 миллион местных баксов. Но Кроненберг «пустил деньги на ветер»: 'Экзистенция' с треском провалилась в североамериканском прокате, не вернув даже 10% вложений. Но равнодушие публики и сдержанное отношение критиков не повлияло на жюри Берлинского фестиваля, которое удостоило фильм приза с многозначительной формулировкой: «За выдающееся художественное достижение».
И тут вдруг режиссёр признался в странной вещи. Оказывается, что на самом деле на этот проект его вдохновила судьба Салмана Рушди. И, судя по всему, он не лукавил, поскольку мировая премьера ленты, состоявшаяся 16 февраля, день в день совпала с 10-летним «юбилеем» со дня объявления смертного приговора, вынесенного Рушди исламскими фундаменталистами.
Мой список живой классики. «eXistenZ» — Мы все еще в игре?
Да, возможно, моя оценка 'Экзистенции' может показаться кому-то завышенной и через чур предвзятой - все это потому, что канадец Дэвид Кроненберг уже долгое время является моим любимым кинотворцом. Лучшим не только в тех жанрах, в которых предпочитает работать, но вообще лучшим постановщиком современного авторского кино. И 'eXistenZ', на мой взгляд, как раз подходит для того, чтобы - пусть не убедить - но аргументировать это мое мнение.
Чем больше углубляешься в пучины 'арт-хауса' (ненавижу этот термин, но все же), тем больше убеждаешься - все идеи уже были когда-то высказаны, и то, что среди большинства синефилов считается шедевром, на самом деле - порой умное и правомерное, а порой и не очень заимствование. Вот, например, 'The Matrix'. Фильм эм... каждый раз затрудняюсь в определении... родственников Вачовски на долгие годы занял свое место в пантеоне умного коммерческого кино и продолжает задавать тенденции в кинематографе и по сей день. Но дело в том, что большая часть того, что сказано в 'Матрице', умнее и более подходящим образом сказано в 'Экзистенции', которая, в свою очередь, прямой наследник другого шедевра Кроненберга - главного триллера начала восьмидесятых - 'Videodrome'. Вот и получается, что растиражированные уже-не-братьями идеи им не принадлежат.
Зачем нужно размышлять о посторонних фильмах в рецензии? А затем, чтобы можно было с уверенностью сказать, что творчество Кроненберга при всей своей провокационности и известности в достаточно узких кругах задает такие вопросы, ответы на которые становятся благодатной почвой для киновысказываний других именитых (а иногда и не очень) постановщиков.
Если кого-то не убедил пример с Вачовски, вот вам другой - он, возможно, ополчит против автора этой рецензии очень многих пользователей 'Кинопоиска'. Главная фишка всеми обожаемого 'Inception' не придумана Ноланом. Где она появляется до 'Начала'? Посмотрите 'eXistenZ' и увидите. Да, не Кроненберг ее придумал. Но именно он впервые в кинематографе реализовал эту идею так, как она должа быть реализована.
Специально не написал ни слова о сюжете, актерской игре и прочем. Главный плюс 'eXistenZ' - его многогранность и наследие. А наследие это не ограничивается 'Матрицей' и 'Началом'. Оно гораздо, гораздо больше. А сам фильм великолепен - он держит в напряжении, по-мэтровски снят и оставляет глубокую почву для размышлений. А вот размышлений над чем - тут уж каждый сам решает.
Экзистенция – новая игра от Аллегры Гелла, блистательного дизайнера игр и социопата по совместительству. Шанс опробовать сие творение первыми получают двенадцать человек, однако в результате покушения на игорную диву и последующего ряда странных событий, играть предстоит только двоим. Сюжет игры не имеет никакого значения, потому что его просто нет. Игра сама подстроится под тебя, решит, что тебе нужно и продемонстрирует это, зачастую переставая притворяться, что экзистенция – всего лишь игра.
Кроненберг, наряду с, например, Линчем, Жене и Коскарелли визуально очень идентифицируем. Экзистенция – не исключения, на лицо вся типичная кроненберговщина: тут тебе и эксперименты с живой материей, и вживление в человеческое тело различных биомеханизмов, и декорации, грязные и выхолощенные одновременно. Целиком же визуальный ряд – ода гротеску и фантасмагории, сделано все это в такой дивной манере, что невольно восхищаешься мастерством режиссера и умением делать картинку настолько привлекательной, но в то же время отталкивающей (чего стоит один дышащий джойстик, сделанный из внутренних органов амфибий –мутантов). Фильмы Кроненберга смотришь, словно выглядывая из-за двери, и каждый раз, когда тебе кажется, что ты не хочешь видеть больше и вот-вот закроешь дверь, дверь исчезает вовсе. Экзистенция – потрясающа. Кроненберг, продолжая традицию Видеодрома, эксперементирует с темой «утка в яйце», стирая граница между двумя реальностями, смешивая аркадный мир с привычным.
В Экзистенции эти попытки достигают логического завершения, и зачастую ты сам, наряду с персонажами, перестаешь улавливать эти границы. Мир же, в котором оказываются герои, сверхреален, реален настолько, что пока ты не сделаешь того, что требует сюжет (который тебе в принципе неизвестен), игра не сдвинется с места. Экзистенция не оставляет права выбора, полностью оправдывая свое название, и силится обмануть тебя даже когда ты пытаешься взять паузу. Экзистенция полностью исключает провокации и не отпускает игрока до логического завершения цикла, цикла, в апофеозе которого главное сомнение – «играл ли ты, жил ли ты»?
Дэвид Кроненберг - довольно своеобразный режиссер, чья фантазия просто бьет фонтаном, заставляя некоторых зрителей невольно притягиваться к экрану. Его фильмы могут отталкивать и притягивать одновременно. Довольно абсурдное сочетание, но так оно и есть.
Лента «Экзистенция» - это, почти, прямой продолжатель дела «Видеодрома». И там, и здесь, поднимаются одни злободневные вопросы: вопросы тонкой грани между реальностью и иной, виртуальной реальностью. Если в «Видеодроме» главным источником такой виртуальной реальности являлось телевидение, то в «Экзистенции» - это видеоигры. Для 1999 года эта тема была поднята как нельзя кстати. Да и сейчас, этот фильм актуален как никогда. Рынок видеоигр уже давно вошел в привычный обиход современного общества и каждый хоть когда-нибудь, да и играл в какую-нибудь видеоигру. Бывают случаи, когда заядлый геймер и просто человек, поигравший часик в какую-нибудь интересную видеоигру, уже выйдя из нее, порой думает: «Оп, надо бы сохраниться!». А бывают и более сложные случаи полного выпадания из реальной жизни и человек уже полностью поглощен виртуальным миром. Порой, это заканчивается крайне трагично. Поэтому тема, поднятая Кроненбергом в фильме «Экзистенция» является довольно сильной «болевой» точкой в наше время, когда видеоигры пачками штампуются на конвейере, затягивая в свою реальность все больше и больше молодых (и не очень) умов.
А теперь конкретно о фильме. Исполнители главных ролей Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу справились со своей работой на «отлично». Из актеров еще хочется отметить Уильяма Дефо. Музыка композитора Говарда Шора великолепно вплетена в визуальный ряд. Но больше всего хочется отметить спецэффекты. Кроненберг не боится в наше время использовать «резиновые» спецэффекты и это только больше сыграло ему на пользу. Джойстик, созданный из живой ткани; пистолет, собранный из костей и стреляющий человеческими зубами – это просто шедевр кинематографии, которые, будучи реально созданными без применения компьютерной графики, смотрится очень оригинально и не вызывают чувства фальши. Такого не увидеть больше нигде. В свое время мне приходилось буквально поднимать свою отвисшую челюсть с пола после таких бурных потоков фантазии Дэвида Кроненберга. Браво, режиссер! (и это был комплимент в пользу блестящей работы режиссера и сценариста). Все полтора часа пролетают незаметно, благодаря своеобразному магнетизму атмосферы фильма. К работе оператора Питера Сушитски претензий тоже нет.
Вывод: Одна из лучших работ блестящего режиссера Дэвида Кроненберга. И если вы смотрите «Экзистенцию» в первый раз – я вам искренне завидую. Готовьтесь к незабываемому приключению. Но стоит заметить, что фильм далеко не для каждого. Но, не смотря на это, он поднимает глубоко проблемные вопросы в наш век высоких технологий и огромного количества разнообразных видеоигр на полках магазинов. И уж как тут не вспомнить слова из игры (как нельзя кстати) Max Payne: «Ты живешь в компьютерной игре, Макс! Если скосить глаза вниз и влево можно увидеть датчики здоровья и оружия…». Вдруг мы не вышли полностью из какой-нибудь игры? Вдруг мы живем в ней? Абсурдно, конечно, но для некоторых эта грань кардинально стерта. Будьте осторожны! Потому что нажать на кнопку «Сохранить игру» в реальной жизни вы уже не сможете.
1999 год, как предвещающий новую эру, оказался богат фильмами на тему виртуальной реальности. Канадский режиссер Дэвид Кронненберг также решил воплотить на экране свое видение виртуальной реальности, которая поглощает человечество, и, как бы, является подменой реального мира. Если в своей ленте 1982 года 'Видеодром' режиссер затронул тему зомбирующих телепередач, которые, подобно наркотику, приковывают обывателя к телевизору, то в 'Экзистенции' речь уже идет о появившемся на тот момент новом видеонаркотике - компьютерных играх, которые затягивают в свой виртуальный мир по тому же принципу. 'Экзистенция' была радушно встречена кинокритиками, отмечена 'Серебряным медведем' на Берлинском МКФ за выдающиеся художественные достижения, и номинирована на главную награду фестиваля - 'Золотого медведя', только, к сожалению, не имела прокатного успеха, собрав всего 3 миллиона долларов при бюджете в 25 миллионов, хотя и была показана в кинотеатрах перед кассово успешной 'Матрицей', а не после.
На закрытой презентации игры - виртуальной реальности под названием 'Экзистенция', на ее великолепную создательницу Аллегру Геллар (Дженнифер Джейсон Ли), совершает покушение психически неуравновешенный человек, который хочет уничтожить ее и ее игру. Вынужденная спасаться бегством, Аллегра подключает младшего сотрудника фирмы Теда Пайкула (Джуд Лоу) к тестированию поврежденной системы тем, что убеждает его сыграть в 'Экзистенцию' вместе с ней. Игра становится опасной, события разворачиваются так, что угроза их реальной жизни пересекается с виртуальными событиями в игре. Границы между реальной жизнью и игрой настолько размыты, что понять, в каком же мире, все-таки, герои находятся - реальном или виртуальном, становится фактически невозможно, как и неясен ответ на вопрос - где вообще начинается игра и кончается реальность?...
Фильм построен довольно хитрым образом в психоделической манере, присущей режиссеру, и, как бы, является неформальным продолжением 'Видеодрома' (можно найти немало отсылок к фильму 1982 года). Аскетичное повествование, где действие, в основном, фокусируется на главных героях Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу, лишенное приятной глазу гламурной картинки и навороченных спецэффектов, а, напротив, содержащее довольно неприятные элементы в виде 'живых' биопультов и прочих игровых причиндалов, сделанных из распотрошенных органов мутировавших животных, и не менее неприятные сцены анатомического характера с манипуляциями с этой 'игровой техникой', словно призывает зрителя к отказу от всех этих 'отупляющих' видеоигр, смотрясь, как вполне серьезное предостережение. Также становится не по себе от некоторых действий главных героев как по ходу, так и и в финале картины - это было совершено в виртуальном, или, все-таки, реальном мире? Ими самими или их запрограммированными игровыми персонажами, на которых они уже не в состоянии повлиять сами?
Кино само по себе можно отнести к категории 'арт-хаус'. Любителям концептуального и авторского кино, оно вполне будет интересно, как своеобразное режиссерское видение темы виртуальной реальности, вдохновившей тогда многих режиссеров на создание самых разнообразных фильмов в 1999 году. Из актерского состава, конечно же, не терпится отметить харизматичную и потрясающе выглядящую Дженнифер Джейсон Ли, которая, ради роли в 'Экзистенции', пожертвовала ролью в 'Широко Закрытых Глазах', уступив ее Николь Кидман. Их актерский дуэт с Джудом Лоу получился крайне необычным и магнетическим, и, довольно странно, что критики разных киноакадемий мира упустили из виду эти актерские работы, не выдвинув их на соискание премий, хотя причина очевидна - в том году было целое разнообразие удачных фильмов и актерских работ, а всем не угодишь...
В двух словах: Подзабытое на фоне 'Матрицы', головокружительное фантастическое кино на тему виртуальной реальности с привлекательными актерскими работами.
'Экзистенция' - снова авторское кино Дэвида Кроненберга, способного удивлять своим видением на все происходящее, всевозможной фантазией и экспериментами. И ему не нужны большие деньги, чтобы снять кино в таком стиле, каком заблагорассудится. Данный фильм по-своему уникален, необычен и после просмотра даже оставляет в раздумьях. Даже сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд, да и однозначно отнести фильм к определенному жанру тоже довольно сложно. Но по сути, он просто похож на антиутопию, где представленный мир проявляет особый интерес к игровой промышленности.
'Экзистенцией' в данной картине называется проект персонажа Аллегры Геллер, дизайнера игровых приставок. Самое удивительное, для подключения к такой игре необходимы лишь био-разъем в области поясницы и причудливый джойстик, изготавливаемый из организмов фантастических живых существ и имеющий способность выходить из строя, болеть и умирать. Правда, в фильме построено так, что по действиям и приключениям героев тяжело разобрать, находятся ли они в виртуальном мире или же в обыденной реальности, а также отличить ту грань между этими пространствами, когда герои выходят из игры. И порой отсюда даже вытекает, что погрузившись в виртуальность, человек уже не замечает ничего вокруг, игра его слишком увлекает, он не может побороть себя, чтобы прекратить это, а после чего некоторое время находится в 'зомбированном' состоянии и едва ли в состоянии отличить собственные действия от игровых. Поэтому режиссер этим фильмом явно пытается напомнить нам о том самом болезненном эффекте от виртуальных развлечений.
Так-то следить за действиями героев интересно, а если внимательно слушать их речь, можно получить приличное удовольствие. И как уже говорилось выше, фильм ни в коем случае не забудется хотя бы из-за артефактов: 'органического' джойстика, био-порта или костяного пистолета, стреляющего зубьями. И конечно, снято все это достаточно качественно и без использования компьютерных вспомогательных средств. Перо искусного режиссера невозможно не заметить. Впрочем, так же хороши и актерские работы, в частности Джуда Лоу и Дженнифер Джейсон Ли. Для последней это достаточно звездная роль, с которой актриса, наверняка, будет ассоциироваться для большого количества кинолюбителей. Поэтому вышло вполне запоминающееся зрелище от режиссера таких хитов, как 'Муха', 'Мертвая зона' и т.д. Так что поклонникам его творчества просмотр обязателен.
Компьютерные игры стали немаловажной частью жизни современной молодежи. Они подчас даже ее заменяют и становятся смыслом бытия, настоящим существованием человека. Дэвид Кроненберг в своем фантастическо-философском триллере 'Экзистенция' 1998 года блестяще раскрыл идею компьютерных игр как заменителя жизни на примере истории Аллегры Геллы, создавшей игру 'Экзистенция', принесшей ей массу проблем и испытаний. Эта картина близка по своей стилистике и художественному воплощению к ранним работам Кроненберга, таким как 'Видеодром' и 'Связанные насмерть', и фильм оказался пророческим и по-настоящему страшным. Оператор Питер Сушицки впечатляюще воплотил на экране фантазию режиссера, создав мрачный, потусторонний и опасный мир игры, созданной Аллегрой, мир, ставший реальным и поглотивший все вокруг, мир, где Бог - это цифровая модель, всего лишь компьютерная программа.
Актеры в ленте играют феноменально, позволяя зрителю поверить в происходящее. Дженнифер Джейсон Ли блестяще сыграла Аллегру, создав один из самых ярких персонажей в своей карьере. Запоминающиеся персонажи получились также у Джуда Лоу(жуткий Дэвид Пикул), Уиллема Дэфо и Йена Холма.
Сюжет в фильме по-настоящему напряженный и интригующий, поэтому лента смотрится и воспринимается легко.
Говард Шор, практически постоянно сотрудничающий с Дэвидом Кроненбергом, написал к фильму отличный саундтрек, идеально вписавшийся в структуру ленты.
Я рекомендую этот фильм всем поклонникам хорошего кино, фильмов ужасов со смыслом и ценителям творчества Дэвида Кроненберга.
Этот фильм, а конкретнее вся описанная в нем ситуация больше походит на страшный сон, из которого есть огромное желание выбраться, но ты просто не в состоянии этого сделать, как бы не был развит твой процент сопротивляемости и другие способности. Дэвид Кроненберг в своей работе использовал все мельчайшие детали из собственного огромного стилевого механизма, где есть что-то из его раннего жанрового периода ужасов, имеется в составе некоторая философия, тематика, что набирает все большую актуальность в наши дни, наличествует и некая психологическая фантастика, рубящая исподтишка и не жалеющая зрительского воображения.
Экзистенция как бытие, существование человеческое, причем относящееся именно к настоящему времени, взятое Кроненбергом в качестве названия картины вполне себя оправдывает. Беря за основу модель окружающего мира, помешанного целиком и полностью на альтернативных реальностях, а именно играх, что порождают уже зависимость у большинства, перерастающую в серьезную болезнь индивида, не способного обходиться без буквально въедающейся в тело электроники, история оголяет тылы, поддающиеся заражению игроманией.
Игры стали представлять собой нечто другое, чем просто распакованные архивы файлов на компьютер, теперь это в большей степени чувствительнейшие джойстики, состоящие из тканей и некоторых животных органов. Они реагируют на прикосновения и могут понимать своего хозяина, а для того, чтобы войти в игру нужно подключиться через специальный порт, встраиваемый чуть ниже человеческого позвоночника, позволяя людям целиком и полностью погружаться во всю запрограммированную атмосферу.
“Экзистенция” – совершенно новый игровой мир, на разработку которого у Аллегры Геллар в исполнении Дженнифер Джейсон Ли ушло порядка 5 лет, такого мир еще не видывал.
Кроненберг для этого фильма сумел из своих актеров выудить для желаемого эффекта именно то, что было нужно ему, кстати сказать, это у Дэвида всегда получалось лучше всего. Помимо гения-разработчика Дженнифер Джейсон Ли, лучшее продемонстрировал и Джуд Лоу, изобразив человека полного терзаний, над которым повисла проблема выбора – поддаться всеобщей моде или остаться собой, при этом явно что-то скрывая, как это порой начинает казаться. Хороши актеры и на вторых ролях, особенно запоминается Уиллем Дефо, владелец заправки с кричащим именем Газ.
Сама идея истории Кроненберга начинает реализовываться и в наши дни, появляются все новые и новые программы, которые способны с головой заглотить в свой мир разношерстных игроманов. “Экзистенция” несет смысл соединения человека с неживым, виртуальным, сплетения игр и людей в единое состояние. И все исследования сродни тому, как это демонстрировалось в предыдущей ленте канадца “Автокатастрофа”, только там вместо компьютерных проекций были автомашины, и в фильме 1999 года ситуация более наглядна все же. Ну, а игры стали не просто удовлетворением потребностей, типа получения того же оргазма, ныне порт и джойстик словно отдельный орган, способный передать свое самочувствие хозяину.
Исходя из вышесказанного, человек девственный с точки зрения непричастности к игровым моделям, не имеющий предпозвоночного гнезда для подключения порта, вроде героя Джуда Лоу с именем Дэвид Пикул, уже рассматривается как чужак или ненормальная личность, которую можно обозначить немирной, ему с трудом будут доверять. Таковы принципы нового мира, таково вступление поколения в стан врагов реальности, предпочитающих ей очередную игровую территорию.
В недалеком будущем человечество научится делать из мутировавших амфибий геймпады и вставлять их в поясницу (!), тем самым разрушив границы для создания видеоигр: теперь игра - нечто гораздо большее, чем обычные пострелушки. Сексапильная блондинка-девелопер Аллегра Геллер (Ли) выводит видеоигры на новый уровень, создав eXistenZ - чудо-юдо из кишок несправедливо убиенной ляшушки. Во время презентации eXistenZ красотку Геллер со словами 'Смерть демонессе!' ранят в плечо зубом из био-пистолета. Ее спасителем оказывается недотепа-финансист Тед Пайкул (Лоу), и вместе двое сбегают от преследователей в глушь, чтобы познакомиться с чокнутым автомехаником Гасом (Дефо), русским девелопером с подозрительно знакомой фамилией Винокур (Холм) и еще россыпью забавных персонажей из виртуальной реальности.
'Сыграешь со мной? Ты же мне друг?', - томно говорит Аллегра. Конечно, Кроненберга можно понять - канадец уже двадцать с лишним лет снимает про секс, кровь и препарированные трупы, так что вялое построение аналогий между сексом и видеоиграми вполне простительно. И основной его посыл тоже вроде бы ясен - скоро мы с вами, товарищи, окончательно заиграемся и потеряем связь с реальностью. Непонятно лишь одно: каким образом шестидесятилетний извращенец Кроненберг сумел предвосхитить один из главных хитов декады 'Начало' Нолана. Честное слово, при должном пиаре 'Экзистенция' стала бы бомбой и обставила бы основных конкурентов в два счета. А так - лишь артхаус-биопанк с клеймом 'не для всех'. Но, кажется, Кроненбергу и этого достаточно - будучи довольно крупным зверем, он делает сравнительно камерные постановки. Из-за этого, наверное, так быстро дружишься с его героями и влюбляешься в антураж из сумасшедших китайских поваров, амфибий со вспоротым брюхом и сексуальных damsels in distress.
Наверно не правильно начинать рецензию со слов вроде 'это один из моих самых любимых фильмов', но для 'Экзистенции', я, пожалуй, сделаю такое исключение. Во-первых потому, что это оригинальная идея, которая была воплощена просто мастерски! Не было бы 'Экзистенции' и 'Тринадцатого этажа', не было бы и 'The Matrix'. Это предтечи жанра. Во-вторых, потому, что атмосфера фильма настолько захватывает, что не успеваешь насладиться этим зрелищем. Это смотреть настолько интересно, что как бы, сам являешься участником этого абсурдного, сюрреалистического действа. В третьих - игра актеров. Я впервые познакомился с мастерством игры Джуда Лоу именно в этой картине, и с тех пор с предельным вниманием слежу за его творчеством.
Сегодня многие злоупотребляют идеей, которая впервые была высказана в 'Экзистенции', и поэтому жанр находится в упадке, не в силах развить ее более, чем это удалось Матрице братьев Вачовски, но я надеюсь, что революционный технологичный скачок последних лет даст необходимый для этого импульс, и мы увидим киношедевры, которые будут превосходить эти культовые фильмы, ставшие настоящими хэдлайнерами, двигающими жанр sci-fi action.
Кстати говоря, спустя 13 лет, этот фильм не утерял своей интересности, и я полагаю, что для тех, кто его еще не смотрел, он может стать настоящим откровением, и задать высокую планку, для картин, которые эксплуатируют идею условности границ между реальностью и иллюзией.