Не отрицаю: в картине 'Экзистенция' сюжетная мысль присутствует и ого-го какая. Итак, в нашем недалёком будущем порталы для подсоединения к играм будут проходить через наш спинной мозг и мы, как на яву, будет участвовать в игре, стирая грани реальности с фантазией разработчиков игры. Заманчиво, да только вот вмешательство в наш организм откровенно смущает.
Продолжу по поводу сюжета: действительно интересная задумка, а развернуть её поручили Дэвиду Кроненбергу. Я не против этого режиссёра, что вы! В его картинах никогда нет повторений, но вот всё-таки его индивидуальный почерк присутствует везде, этого тоже отрицать нельзя. Но вот в 'Экзистенции', как по мне он перестарался: визуальная стилистика была больше противной, чем поглощающей. Мне откровенно неприятны были фрагменты, когда игровые джойстики представляли из себя живую субстанцию, какую-то желеобразную, но плотную, честное слово неприятно. Моменты на каком-то перерабатывающем заводе с непонятными морскими моллюсками или что это было - также представляли из себя далеко не великолепное зрелище. Есть ещё несколько сцен, которые были не по душе, да ещё к тому же всё происходит в затуманенном виде, как будто 'Экзистенция' - попытка Кроненберга отнести себя к артхаусу. До конца этого уж точно не вышло. Для меня это больше халтура, чем неореалистическое гениальное полотно.
Если брать актёров, то в дуэте Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли могли бы и получше сыграть. В них я не увидел единого духа. Часто ловил себя на мысли, что Джуд Лоу словно отворачивается постоянно от Дженнифер Джейсон Ли, как бы не чувствует коллегу или же она ему не нравится? Что-то не так было внутри съёмочного процесса? Не знаю, не слышал, но именно таковое чувство всенепременно витало вокруг эпизодов, когда актёры оказывались вместе, а их в ленте львиная доля. Вот ещё один неприятный прецедент, который повлиял на моё отношение к ленте.
Да и другие актёры, второго плана, меня ничем не удивили, скорее даже наоборот. Выскочка (по фильму) Уиллем Дэфо. Я устал от его ролей негативных образов, уровень его таланта достоин того, чтобы играть хотя бы разносторонние роли второго плана, а тут он вновь безумный негодяй, у которого только алчность на уме. Иэн Холм не впервой исполняет роли мягкотелых, добродушных старичков... Думаете, в 'Экзистенции' что-то новенькое прибудет от этого актёра? Он похож сам на себя, что уже скоро и оскомину набьёт, к сожалению. Все остальные вообще не запомнились ничем абсолютно.
Я бы поставил ниже оценку 'Экзистенции', но вариативность финала как бы заинтересовала, проснулось наконец-то любопытство, сменившее унылый настрой при просмотре 'Экзистенции'. Вялый ход действия, слабое исполнение, 'липкая' и от того неприятная атмосфера, пыльные краски в фильме, да и сумбура многовато - всё это мне не по душе, красочности очень уж не хватило.
В общем и целом, если Вы не против неожиданной фантастики, то можете посмотреть 'Экзистенцию', если же намерения есть взглянуть на добротный блокбастер, то уж лучше отказаться от просмотра этой ленты.
Большей чуши придумать сложно. Сюжет - бред бредовый, наполненный к тому же кучей настолько противных моментов и извращений, что при просмотре определенных кадров начинает тошнить. Живые игровые приставки, причем живые не как какой-нибудь Скайнет, а по-настоящему живые! Пуповины этих приставок присоединяются к телам игроков, как паразиты...фу... Порт в теле, сочащийся какой-то гнойной сукровицей... Тошнотворный ресторанчик, оружие, собираемое главгероем из кучки липких костей... Отвращение непередаваемое.
Вялая и невнятная игра актеров подливает масла в огонь. Все они как будто не в фильме играют, не работают, а так, на самом деле пришли поиграть в Экзистенцию, попотешаться и над самим рабочим процессом, и над его результатом, и над теми, кто в конечном итоге будет это все потреблять. Ужасно и смешно. Актеры вроде и неплохие, но работали, судя по всему, только за деньги, а не за идею. И это понятно - такую идею, выражаясь простым языком 'на лопату, да за хату'.
После просмотра этого опуса хочется лишь одного - забыть о нем напрочь.
Дэвид Кроненберг - довольно своеобразный режиссер, чья фантазия просто бьет фонтаном, заставляя некоторых зрителей невольно притягиваться к экрану. Его фильмы могут отталкивать и притягивать одновременно. Довольно абсурдное сочетание, но так оно и есть.
Лента «Экзистенция» - это, почти, прямой продолжатель дела «Видеодрома». И там, и здесь, поднимаются одни злободневные вопросы: вопросы тонкой грани между реальностью и иной, виртуальной реальностью. Если в «Видеодроме» главным источником такой виртуальной реальности являлось телевидение, то в «Экзистенции» - это видеоигры. Для 1999 года эта тема была поднята как нельзя кстати. Да и сейчас, этот фильм актуален как никогда. Рынок видеоигр уже давно вошел в привычный обиход современного общества и каждый хоть когда-нибудь, да и играл в какую-нибудь видеоигру. Бывают случаи, когда заядлый геймер и просто человек, поигравший часик в какую-нибудь интересную видеоигру, уже выйдя из нее, порой думает: «Оп, надо бы сохраниться!». А бывают и более сложные случаи полного выпадания из реальной жизни и человек уже полностью поглощен виртуальным миром. Порой, это заканчивается крайне трагично. Поэтому тема, поднятая Кроненбергом в фильме «Экзистенция» является довольно сильной «болевой» точкой в наше время, когда видеоигры пачками штампуются на конвейере, затягивая в свою реальность все больше и больше молодых (и не очень) умов.
А теперь конкретно о фильме. Исполнители главных ролей Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу справились со своей работой на «отлично». Из актеров еще хочется отметить Уильяма Дефо. Музыка композитора Говарда Шора великолепно вплетена в визуальный ряд. Но больше всего хочется отметить спецэффекты. Кроненберг не боится в наше время использовать «резиновые» спецэффекты и это только больше сыграло ему на пользу. Джойстик, созданный из живой ткани; пистолет, собранный из костей и стреляющий человеческими зубами – это просто шедевр кинематографии, которые, будучи реально созданными без применения компьютерной графики, смотрится очень оригинально и не вызывают чувства фальши. Такого не увидеть больше нигде. В свое время мне приходилось буквально поднимать свою отвисшую челюсть с пола после таких бурных потоков фантазии Дэвида Кроненберга. Браво, режиссер! (и это был комплимент в пользу блестящей работы режиссера и сценариста). Все полтора часа пролетают незаметно, благодаря своеобразному магнетизму атмосферы фильма. К работе оператора Питера Сушитски претензий тоже нет.
Вывод: Одна из лучших работ блестящего режиссера Дэвида Кроненберга. И если вы смотрите «Экзистенцию» в первый раз – я вам искренне завидую. Готовьтесь к незабываемому приключению. Но стоит заметить, что фильм далеко не для каждого. Но, не смотря на это, он поднимает глубоко проблемные вопросы в наш век высоких технологий и огромного количества разнообразных видеоигр на полках магазинов. И уж как тут не вспомнить слова из игры (как нельзя кстати) Max Payne: «Ты живешь в компьютерной игре, Макс! Если скосить глаза вниз и влево можно увидеть датчики здоровья и оружия…». Вдруг мы не вышли полностью из какой-нибудь игры? Вдруг мы живем в ней? Абсурдно, конечно, но для некоторых эта грань кардинально стерта. Будьте осторожны! Потому что нажать на кнопку «Сохранить игру» в реальной жизни вы уже не сможете.
1999 год, как предвещающий новую эру, оказался богат фильмами на тему виртуальной реальности. Канадский режиссер Дэвид Кронненберг также решил воплотить на экране свое видение виртуальной реальности, которая поглощает человечество, и, как бы, является подменой реального мира. Если в своей ленте 1982 года 'Видеодром' режиссер затронул тему зомбирующих телепередач, которые, подобно наркотику, приковывают обывателя к телевизору, то в 'Экзистенции' речь уже идет о появившемся на тот момент новом видеонаркотике - компьютерных играх, которые затягивают в свой виртуальный мир по тому же принципу. 'Экзистенция' была радушно встречена кинокритиками, отмечена 'Серебряным медведем' на Берлинском МКФ за выдающиеся художественные достижения, и номинирована на главную награду фестиваля - 'Золотого медведя', только, к сожалению, не имела прокатного успеха, собрав всего 3 миллиона долларов при бюджете в 25 миллионов, хотя и была показана в кинотеатрах перед кассово успешной 'Матрицей', а не после.
На закрытой презентации игры - виртуальной реальности под названием 'Экзистенция', на ее великолепную создательницу Аллегру Геллар (Дженнифер Джейсон Ли), совершает покушение психически неуравновешенный человек, который хочет уничтожить ее и ее игру. Вынужденная спасаться бегством, Аллегра подключает младшего сотрудника фирмы Теда Пайкула (Джуд Лоу) к тестированию поврежденной системы тем, что убеждает его сыграть в 'Экзистенцию' вместе с ней. Игра становится опасной, события разворачиваются так, что угроза их реальной жизни пересекается с виртуальными событиями в игре. Границы между реальной жизнью и игрой настолько размыты, что понять, в каком же мире, все-таки, герои находятся - реальном или виртуальном, становится фактически невозможно, как и неясен ответ на вопрос - где вообще начинается игра и кончается реальность?...
Фильм построен довольно хитрым образом в психоделической манере, присущей режиссеру, и, как бы, является неформальным продолжением 'Видеодрома' (можно найти немало отсылок к фильму 1982 года). Аскетичное повествование, где действие, в основном, фокусируется на главных героях Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу, лишенное приятной глазу гламурной картинки и навороченных спецэффектов, а, напротив, содержащее довольно неприятные элементы в виде 'живых' биопультов и прочих игровых причиндалов, сделанных из распотрошенных органов мутировавших животных, и не менее неприятные сцены анатомического характера с манипуляциями с этой 'игровой техникой', словно призывает зрителя к отказу от всех этих 'отупляющих' видеоигр, смотрясь, как вполне серьезное предостережение. Также становится не по себе от некоторых действий главных героев как по ходу, так и и в финале картины - это было совершено в виртуальном, или, все-таки, реальном мире? Ими самими или их запрограммированными игровыми персонажами, на которых они уже не в состоянии повлиять сами?
Кино само по себе можно отнести к категории 'арт-хаус'. Любителям концептуального и авторского кино, оно вполне будет интересно, как своеобразное режиссерское видение темы виртуальной реальности, вдохновившей тогда многих режиссеров на создание самых разнообразных фильмов в 1999 году. Из актерского состава, конечно же, не терпится отметить харизматичную и потрясающе выглядящую Дженнифер Джейсон Ли, которая, ради роли в 'Экзистенции', пожертвовала ролью в 'Широко Закрытых Глазах', уступив ее Николь Кидман. Их актерский дуэт с Джудом Лоу получился крайне необычным и магнетическим, и, довольно странно, что критики разных киноакадемий мира упустили из виду эти актерские работы, не выдвинув их на соискание премий, хотя причина очевидна - в том году было целое разнообразие удачных фильмов и актерских работ, а всем не угодишь...
В двух словах: Подзабытое на фоне 'Матрицы', головокружительное фантастическое кино на тему виртуальной реальности с привлекательными актерскими работами.
'Экзистенция' - снова авторское кино Дэвида Кроненберга, способного удивлять своим видением на все происходящее, всевозможной фантазией и экспериментами. И ему не нужны большие деньги, чтобы снять кино в таком стиле, каком заблагорассудится. Данный фильм по-своему уникален, необычен и после просмотра даже оставляет в раздумьях. Даже сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд, да и однозначно отнести фильм к определенному жанру тоже довольно сложно. Но по сути, он просто похож на антиутопию, где представленный мир проявляет особый интерес к игровой промышленности.
'Экзистенцией' в данной картине называется проект персонажа Аллегры Геллер, дизайнера игровых приставок. Самое удивительное, для подключения к такой игре необходимы лишь био-разъем в области поясницы и причудливый джойстик, изготавливаемый из организмов фантастических живых существ и имеющий способность выходить из строя, болеть и умирать. Правда, в фильме построено так, что по действиям и приключениям героев тяжело разобрать, находятся ли они в виртуальном мире или же в обыденной реальности, а также отличить ту грань между этими пространствами, когда герои выходят из игры. И порой отсюда даже вытекает, что погрузившись в виртуальность, человек уже не замечает ничего вокруг, игра его слишком увлекает, он не может побороть себя, чтобы прекратить это, а после чего некоторое время находится в 'зомбированном' состоянии и едва ли в состоянии отличить собственные действия от игровых. Поэтому режиссер этим фильмом явно пытается напомнить нам о том самом болезненном эффекте от виртуальных развлечений.
Так-то следить за действиями героев интересно, а если внимательно слушать их речь, можно получить приличное удовольствие. И как уже говорилось выше, фильм ни в коем случае не забудется хотя бы из-за артефактов: 'органического' джойстика, био-порта или костяного пистолета, стреляющего зубьями. И конечно, снято все это достаточно качественно и без использования компьютерных вспомогательных средств. Перо искусного режиссера невозможно не заметить. Впрочем, так же хороши и актерские работы, в частности Джуда Лоу и Дженнифер Джейсон Ли. Для последней это достаточно звездная роль, с которой актриса, наверняка, будет ассоциироваться для большого количества кинолюбителей. Поэтому вышло вполне запоминающееся зрелище от режиссера таких хитов, как 'Муха', 'Мертвая зона' и т.д. Так что поклонникам его творчества просмотр обязателен.
Компьютерные игры стали немаловажной частью жизни современной молодежи. Они подчас даже ее заменяют и становятся смыслом бытия, настоящим существованием человека. Дэвид Кроненберг в своем фантастическо-философском триллере 'Экзистенция' 1998 года блестяще раскрыл идею компьютерных игр как заменителя жизни на примере истории Аллегры Геллы, создавшей игру 'Экзистенция', принесшей ей массу проблем и испытаний. Эта картина близка по своей стилистике и художественному воплощению к ранним работам Кроненберга, таким как 'Видеодром' и 'Связанные насмерть', и фильм оказался пророческим и по-настоящему страшным. Оператор Питер Сушицки впечатляюще воплотил на экране фантазию режиссера, создав мрачный, потусторонний и опасный мир игры, созданной Аллегрой, мир, ставший реальным и поглотивший все вокруг, мир, где Бог - это цифровая модель, всего лишь компьютерная программа.
Актеры в ленте играют феноменально, позволяя зрителю поверить в происходящее. Дженнифер Джейсон Ли блестяще сыграла Аллегру, создав один из самых ярких персонажей в своей карьере. Запоминающиеся персонажи получились также у Джуда Лоу(жуткий Дэвид Пикул), Уиллема Дэфо и Йена Холма.
Сюжет в фильме по-настоящему напряженный и интригующий, поэтому лента смотрится и воспринимается легко.
Говард Шор, практически постоянно сотрудничающий с Дэвидом Кроненбергом, написал к фильму отличный саундтрек, идеально вписавшийся в структуру ленты.
Я рекомендую этот фильм всем поклонникам хорошего кино, фильмов ужасов со смыслом и ценителям творчества Дэвида Кроненберга.
Этот фильм, а конкретнее вся описанная в нем ситуация больше походит на страшный сон, из которого есть огромное желание выбраться, но ты просто не в состоянии этого сделать, как бы не был развит твой процент сопротивляемости и другие способности. Дэвид Кроненберг в своей работе использовал все мельчайшие детали из собственного огромного стилевого механизма, где есть что-то из его раннего жанрового периода ужасов, имеется в составе некоторая философия, тематика, что набирает все большую актуальность в наши дни, наличествует и некая психологическая фантастика, рубящая исподтишка и не жалеющая зрительского воображения.
Экзистенция как бытие, существование человеческое, причем относящееся именно к настоящему времени, взятое Кроненбергом в качестве названия картины вполне себя оправдывает. Беря за основу модель окружающего мира, помешанного целиком и полностью на альтернативных реальностях, а именно играх, что порождают уже зависимость у большинства, перерастающую в серьезную болезнь индивида, не способного обходиться без буквально въедающейся в тело электроники, история оголяет тылы, поддающиеся заражению игроманией.
Игры стали представлять собой нечто другое, чем просто распакованные архивы файлов на компьютер, теперь это в большей степени чувствительнейшие джойстики, состоящие из тканей и некоторых животных органов. Они реагируют на прикосновения и могут понимать своего хозяина, а для того, чтобы войти в игру нужно подключиться через специальный порт, встраиваемый чуть ниже человеческого позвоночника, позволяя людям целиком и полностью погружаться во всю запрограммированную атмосферу.
“Экзистенция” – совершенно новый игровой мир, на разработку которого у Аллегры Геллар в исполнении Дженнифер Джейсон Ли ушло порядка 5 лет, такого мир еще не видывал.
Кроненберг для этого фильма сумел из своих актеров выудить для желаемого эффекта именно то, что было нужно ему, кстати сказать, это у Дэвида всегда получалось лучше всего. Помимо гения-разработчика Дженнифер Джейсон Ли, лучшее продемонстрировал и Джуд Лоу, изобразив человека полного терзаний, над которым повисла проблема выбора – поддаться всеобщей моде или остаться собой, при этом явно что-то скрывая, как это порой начинает казаться. Хороши актеры и на вторых ролях, особенно запоминается Уиллем Дефо, владелец заправки с кричащим именем Газ.
Сама идея истории Кроненберга начинает реализовываться и в наши дни, появляются все новые и новые программы, которые способны с головой заглотить в свой мир разношерстных игроманов. “Экзистенция” несет смысл соединения человека с неживым, виртуальным, сплетения игр и людей в единое состояние. И все исследования сродни тому, как это демонстрировалось в предыдущей ленте канадца “Автокатастрофа”, только там вместо компьютерных проекций были автомашины, и в фильме 1999 года ситуация более наглядна все же. Ну, а игры стали не просто удовлетворением потребностей, типа получения того же оргазма, ныне порт и джойстик словно отдельный орган, способный передать свое самочувствие хозяину.
Исходя из вышесказанного, человек девственный с точки зрения непричастности к игровым моделям, не имеющий предпозвоночного гнезда для подключения порта, вроде героя Джуда Лоу с именем Дэвид Пикул, уже рассматривается как чужак или ненормальная личность, которую можно обозначить немирной, ему с трудом будут доверять. Таковы принципы нового мира, таково вступление поколения в стан врагов реальности, предпочитающих ей очередную игровую территорию.
'Иллюзорный лазер разит в иллюзорном пространстве наповал, ибо все мы живы, пока кажемся себе живыми, и умираем, когда нам начинает казаться, что мы мертвы.' (Дуглас Адамс. 'В основном безвредна')
И 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга подобно тому самому абстрактному иллюзорному лазеру действенна лишь пока зритель верит в неё, верит в то, чего на самом деле не существует. Демонстрируя с самого начала неубедительно развивающееся, липкое действие со странными диалогами и немотивированным поведением героев, действие, в котором на первый план выступают символы и идея, но никак не персонажи, Кроненберг заставляет задумываться над смыслом каждого происходящего в фильме момента, тем самым уводя в сторону с тропинки верных размышлений. Взаимоотношений двух главных героев, постоянно фигурирующие 'позывы' к действию, дополняемые абсурдными и грубыми натуралистичными эффектами нереального мира, оказываются практически бессмысленны в рамках отдельного эпизода и складываются в некое подобие единой картины лишь в концовке.
Дженнифер Джейсон Ли в роли бесстрашной искательницы приключений, первооткрывательницы новых миров, странных и непонятных даже для неё - их творца. Джуд Лоу как впервые познающий неизведанное, манящее и отталкивающее одновременно. Оба они по своему стремятся выбраться из 'псевдореальности', выступающей в роли затерянного мира, аллегории клетки человеческого тела, скучной и ограниченной в собственных желаниях, давно уже потерявшей яркость ощущений. У героев нет выбора - унылая 'реальность' тянет вновь окунуться в выдуманный мир, в котором однако тоже отсутствует свобода действия, которое развивается строго по шаблону, сводя к минимуму возможность застрять в игровой петле. И получается парадоксальная ситуация - в мире, в котором человек по умолчанию равносилен Богу, в мире, который создан не просиживанием часами перед мониторами, а страстью и чувствами, воля его создателя ничего не значит. Главные герои бредут, спотыкаясь, в пространстве, правила существования и цели которого не известны, которым управляют силы вне рамок человеческого восприятия. Да и то, что по идее должно соединять человека с реальностью - ощущения настоящих предметов под руками, на котором постоянно акцентирует внимание Кроненберг, не упуская возможности добавить присущего режиссёру натурализма и ноток эротики, на самом деле оказывается обманчиво.
'Экзистенция' напоминает суррогат настоящего искусства, который невозможно созерцать часами и которым можно проникнуться лишь сиюминутным, быстрым и всеохватывающим взглядом, который не задержится на отдельных деталях и не успеет застрять в липкой мешанине, созданной Кроненбергом. Грязный, абсурдный и гротескный мир непонятного временного периода, всё действие в котором происходит в одних и тех же локациях, плавно меняющих собственную обстановку, оставляющей неизменной лишь постоянно фигурирующую винтовую лестницу. Мир, в котором телефоны и джойстики подобны живым организмам, а презентация новых игр происходит в церкви. В нём игра сродни религиозному культу, её создатели стремятся придать играющему статус Бога, которому нужно сыграть не для того, чтобы победить, а для того, чтобы понять, почему он играет в эту игру. Но этот мир пуст, в нём смысл рисуется вилами по воде, а попытка достучаться до действительности скорее приведёт к шизофрении.
Являясь невероятно тихоходным фильмом, 'Экзистенция' воспринимается только во всеобъемлющем охвате постфактума размышлений задумавшегося зрителя, но никак не во время просмотра отдельных эпизодов. Более или менее ясная картина начинает складываться лишь с наступлением финала, вместе с возникающими мыслями о влиянии воздействующих на воображение человека предметов современной культуры, таких как кино или видеоигры. Ведь они зачастую навязывают неочевидные мнения и подталкивают к восхищению несуществующим, равно как и самa 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга не существует в принципе, проявляясь лишь после просмотра, выстреливая вплотную зарядом зубов из костяного пистолета и выкрикивая призывы к смерти абстрактных демонов. Хотя нет, постойте... А может быть, мы всё ещё в той игре?
В недалеком будущем человечество научится делать из мутировавших амфибий геймпады и вставлять их в поясницу (!), тем самым разрушив границы для создания видеоигр: теперь игра - нечто гораздо большее, чем обычные пострелушки. Сексапильная блондинка-девелопер Аллегра Геллер (Ли) выводит видеоигры на новый уровень, создав eXistenZ - чудо-юдо из кишок несправедливо убиенной ляшушки. Во время презентации eXistenZ красотку Геллер со словами 'Смерть демонессе!' ранят в плечо зубом из био-пистолета. Ее спасителем оказывается недотепа-финансист Тед Пайкул (Лоу), и вместе двое сбегают от преследователей в глушь, чтобы познакомиться с чокнутым автомехаником Гасом (Дефо), русским девелопером с подозрительно знакомой фамилией Винокур (Холм) и еще россыпью забавных персонажей из виртуальной реальности.
'Сыграешь со мной? Ты же мне друг?', - томно говорит Аллегра. Конечно, Кроненберга можно понять - канадец уже двадцать с лишним лет снимает про секс, кровь и препарированные трупы, так что вялое построение аналогий между сексом и видеоиграми вполне простительно. И основной его посыл тоже вроде бы ясен - скоро мы с вами, товарищи, окончательно заиграемся и потеряем связь с реальностью. Непонятно лишь одно: каким образом шестидесятилетний извращенец Кроненберг сумел предвосхитить один из главных хитов декады 'Начало' Нолана. Честное слово, при должном пиаре 'Экзистенция' стала бы бомбой и обставила бы основных конкурентов в два счета. А так - лишь артхаус-биопанк с клеймом 'не для всех'. Но, кажется, Кроненбергу и этого достаточно - будучи довольно крупным зверем, он делает сравнительно камерные постановки. Из-за этого, наверное, так быстро дружишься с его героями и влюбляешься в антураж из сумасшедших китайских поваров, амфибий со вспоротым брюхом и сексуальных damsels in distress.
Наверно не правильно начинать рецензию со слов вроде 'это один из моих самых любимых фильмов', но для 'Экзистенции', я, пожалуй, сделаю такое исключение. Во-первых потому, что это оригинальная идея, которая была воплощена просто мастерски! Не было бы 'Экзистенции' и 'Тринадцатого этажа', не было бы и 'The Matrix'. Это предтечи жанра. Во-вторых, потому, что атмосфера фильма настолько захватывает, что не успеваешь насладиться этим зрелищем. Это смотреть настолько интересно, что как бы, сам являешься участником этого абсурдного, сюрреалистического действа. В третьих - игра актеров. Я впервые познакомился с мастерством игры Джуда Лоу именно в этой картине, и с тех пор с предельным вниманием слежу за его творчеством.
Сегодня многие злоупотребляют идеей, которая впервые была высказана в 'Экзистенции', и поэтому жанр находится в упадке, не в силах развить ее более, чем это удалось Матрице братьев Вачовски, но я надеюсь, что революционный технологичный скачок последних лет даст необходимый для этого импульс, и мы увидим киношедевры, которые будут превосходить эти культовые фильмы, ставшие настоящими хэдлайнерами, двигающими жанр sci-fi action.
Кстати говоря, спустя 13 лет, этот фильм не утерял своей интересности, и я полагаю, что для тех, кто его еще не смотрел, он может стать настоящим откровением, и задать высокую планку, для картин, которые эксплуатируют идею условности границ между реальностью и иллюзией.