За 10 лет до Нолановского 'Начала', чей бешеный успех я до сих пор могу понять лишь с параллельным принятием весьма нелицеприятной для среднестатистического зрителя оценки его интеллектуальных качеств (ввиду достаточно примитивного сценария), я посмотрел гораздо более закрученный сюжетно фильм на ту же тематику - многослойность виртуальности - с красивым названием 'Экзистенция'. Кроме того, еще в те малогеймерские дни была затронута еще одна очень актуальная и опасная на сегодняшний момент социальная ситуация - игромания. И, что уж совсем уникально, это один из редких (ибо других не знаю) представителей биопанка, отзвуки которого прозвучали лишь в образах гигеровских 'чужих'.
Перед нами достойный представитель золотой эпохи интеллектуального кинематографа - девяностых годов, когда компьютерная отрасль еще не вошла рутинным конвейером в повседневную жизнь человечества, превратившись в обездушенное ремесло, но была пока сферой искусства, прибежищем интеллектуалов и гиков от информационного мира, который сам был для них 'бездной, звезд полной'.
Советую любителям интеллектуального кино с закрученным сюжетом, а также биопансковского антуража.
Сюжет, по началу, такой запутанный, что вдаваться во все подробности смысла нет. Вы всё равно ничего не поймёте, пока не начнёте смотреть. Но концепция всего фильма жутко интересная. Главные герои становятся участниками онлайн-игры, причём происходит полное погружение в чертоги геймплея. И вот уже набирает обороты смысл прохождения данной игры.
Так, кино не из новинок, но похожую тематику всем доводилось наблюдать в «Начало» Нолана и «Дети шпионов 3». Очень реалистично проработаны все эпизоды, а пошаговая ситуация в игре представляет своего рода «бродилку» и свободу выбора. Прекрасно созданы границы, если главный герой ведёт диалог с каким-нибудь компьютерным персонажем, то важны точные и чёткие ответы. В противном случае игра не будет продолжаться, пока правильно не ответить на вопрос или не предпринять нужного действия.
Забавно выглядит каст игровых лиц. В реальности перед подключением к игре, герои не знают, кем именно они будут играть. Поэтому для продвижения сюжета игры, порой, приходиться выполнять невероятные вещи, которые в реальном мире не сделали бы никогда. Зависимость в сюжете приводит к кульминационному моменту. Признаюсь, этого все ждали с самого начала, когда можно было переходить из одного уровня внутрь другого – где кончается реальность и начинается игра? Опять привет «Началу».
В итоге повествование так затягивает и запутывает зрителя, что с нетерпением ждёшь развязки. НО, финал, который должен был просто разорвать шаблон, вышел слабый и нереалистичный. Всё понятно без каких-либо вопросов. Причём акцент, на который опирается режиссёр, виден невооруженным глазом. Чёрт, разочаровал под конец. Можно же было круче придумать. Возвращаясь к «Началу», приведу пример. Нолан оставил крутящийся волчок, что сразило наповал. А тут как-то примитивно и понятно. Тем не менее кино добротное и интересное.
Очень удивила меня Дженнифер Джейсон Ли, приятно было смотреть на неё. Актриса просто притягивала взгляд. Да, кинцо прошлого века, не спорю, актриса была моложе, но сейчас её персонажи, что в «Машинисте», что в «Омерзительной восьмёрке» только отталкивали женственность, а в «Экзистенции» она была хороша.
«Ты должен играть, чтобы понять, для чего ты играешь»
Все верно. Ты существуешь, чтобы понять, для чего ты существуешь - тонкая аллегория, растворившаяся во всей протяженности картины. «Экзистенция» как демонстрация слоистой реальности, альтернативности вселенной с ее множественностью развития событий, раскрывающаяся тема существования.
В виртуальной реальности твоя воля не ограниченна законами, обществом и его моралью, ты свободен, ты делаешь, что хочешь - именно поэтому игры так и манят тех, кто давно потерял свой жизненный лик.
«Аллегра Геллер, Ты изменила мою жизнь!» - говорит нам персонаж Уиллема Дефо, падая на колени перед нашей создательницей всем известных игр.
Обычному автомеханику и владельцу заправки дали возможность стать богом в дарованной Аллегрой новой, «высшей» реальности.
«Я владелец автозаправки только здесь, в низшей реальности. Ее игра освободила меня» - повествует он нам. Он подсел на новый мир.
На фоне всего этого фанатики убивают друг друга в споре за то, что есть настоящая реальность.
Ну и самое главное - а можем ли мы пройти эту игру?
«Экзистенция», как и более ранний Видеодром, имеет общую атмосферу - тягучий, антиутопичный киберпанк, насыщенный больше сюрреалистичными образами. В нем больше японской школы, чем классического западного киберпанка. Всем преданным адептам 1-й и 2-й войны японского киберпанка смотреть обязательно.
Тема виртуальной реальности давно интересовала писателей фантастов, а в девяностые годы прошлого столетия всё активнее стала появляться в мировом кинематографе. Особенно выделяется в этом плане 1999 год. Тогда вышло сразу три фильма на данную тематику, среди которых культовая «Матрица» братьев Вачовски и «Тринадцатый этаж»Йозефа Руснака. Свою версию виртуального мира представил и Дэвид Кроненберг.
Признаться мало кто ожидал именно от него подобного фильма. Ведь Кроненберг специализировался на всяких странностях и извращениях, а его картины всегда затрагивали тему деформаций и мутаций человеческого тела и разума. Хотя и здесь он во многом себе не изменил. Однако данная лента заметно выделяется среди других творений режиссера своей философской проблематикой и исследованием ненормальности общества.
Визуальная стилистика фильма выполнена с минимальным количеством спецэффектов и в достаточно простых интерьерах. Где виртуальность мира только обозначена. Важно помнить что это арт хаус. Режиссер как всегда шокирует публику обилием неприятных и отталкивающих сцен, которые многим могут показаться противными. Я временами поеживался от происходящего на экране. Свое творческое безумие Кроненберг демонстрирует в полной мере.
Актеры были приглашены именитые. Дженнифер Джейсон Ли одна из самых характерных актрис нашего времени, которая никогда не боялась играть сложные и очень эмоциональные роли. Вот и здесь она создала очень сильный образ и великолепно исполнила свою партию. Её партнером выступил Джуд Лоу не менее талантливый актер. Хотя не сказать, что его роль была очень запоминающей, но и претензий к нему нет. Вторым планом картину дополняют, правда без особого успеха Уиллем Дефо, Иэн Холм и Кристофер Экклстон.
Основными плюсами фильма являются интересный сюжет, весьма неожиданная развязка и сама задумка представляется очень любопытно. А некоторые индивидуальные штучки режиссера выглядят ну очень оригинально и необычно. Порой трудно понять, что происходит в голове автора.
Минусов к сожалению тоже не мало. Не самая впечатляющая актерская игра, много неприятных моментов, операторская работа вызвала много нареканий.
Экзистенция крайне необычный, мрачный, депрессивный и тяжелый образец научной фантастики. Авторский взгляд на тему виртуального мира, который пойдет далеко не каждому. Многим он покажется просто отвратительным. Поэтому данную картину следует смотреть тем кто знаком с творчеством автора или готов увидеть нечто странное и сложное.
О чём этот фильм? Он о виртуальной реальности. Но он вносит весьма существенные корректировки в наше представления о ней. Для нас сейчас виртуальная реальность доступна через сидение перед монитором (или экраном в кино), с наушниками в ушах (или колонками), с клавиатурой, мышкой, наконец, микрофоном для голосовых команд... Но что, если эта виртуальная реальность становится совершенно не отличима от нашей, когда всё твоё тело, ощущения, вся твоя личность вовлечена в неё?
Это напоминает состояние в фильме 'Матриа' (1999). Удивительно, но эти фильмы говорили, по сути, об одном и том же, но с разных сторон: в 'Матрице' машины поработили мир и люди насильно вовлечены в 'нейро-интерактивную среду', а в 'Экзистенции' люди сознательно входят в игру, в которой они могут быть кем угодно, творить что угодно, совершенно не теряя ощущения реальности.
Я почти убеждён - здесь показано наше будущее. И причём способ реализации этой виртуальной реальности до ужаса правдоподобен и отвратителен - через нервную систему искусственно созданных живых существ.
Если абстрагироваться от сюжета фильма и попробовать взглянуть на созданный в картине мир, то можно увидеть, что там можно всё. Там можно дать волю своим глубинным, в том числе и запретным желаниям. Там можно избавиться от комплексов или перебороть страхи, какими бы они ни были: боязнь высоты при прыжке с парашютом или боязнь нажать на курок перед беззащитным. Почти что сбывшаяся мечта о безграничной свободе человека от всех условностей мира.
Одна из очень показательных сцен - когда героиня, находясь на бензозаправке ходит по её территории и ощупывает стены, шланг бензоколонки, пытается уловить запахи бензина... Она показана счастливой от осознания того, каких высот достигли эти разработки, но она потерялась... Это своего рода комплексный ментальный наркотик. Причём настолько сильнодействующий, что выйдя оттуда, ты сомневаешься - может ты до сих пор в игре?..
You have to play the game to find out why you’re playing the game
Захотелось написать про один старый фильм Кроненберга, который я недавно пересмотрела, возможно, не все знают про этот удивительный киберпанк с элементами биопанка.
Думаю, среди фильмов про игры и виртуальную реальность уже довольно древняя «Экзистенция» выделяется не столько благодаря развитию идеи помещения человека в VR, сколько благодаря своеобразному воплощению этой идеи.
В 1999 году уже вовсю использовались всевозможные компьютерные спецэффекты, но Кроненберг создал нединамичную «Экзистенцию»с минимальными спецэффектами, зато с необычно реализованным попаданием в виртуальную реальность и с красиво построенным пространством виртуального мира. Про это кино можно сказать (простите за вольное обращение с цитатой), что оно снято «настолько просто, насколько это возможно, но не проще».
Виртуальная реальность в Экзистенции (когда я буду иметь в виду саму игру, я буду опускать кавычки) — матрешечного типа, с последовательно вложенными виртуальными уровнями. И на последнем из них детали уже не так четко проработаны: персонажи часто зависают — попадают в игровую петлю, говорят с жуткими акцентами, их действия примитивны, функции ограничены.
Нельзя писать про биопанк и не сделать пару зарисовок о чудесных режиссерских находках в области выдуманных биотехнологий. Так, игровой под (чип) Экзистенции, переносящий человека в виртуальную реальность, представляет собой организм, который выращивается из оплодотворенных яиц амфибий и смешивается с синтетическими ДНК, он подключается к человеку через биопорт в позвоночнике и подпитывается, забирая часть энергии организма. А последний игровой уровень Экзистенции выглядит так: замаскированная ферма, где в «прудах размножения» выращивают амфибий-мутантов, чью нервную систему используют для производства игровых подов, скелет и часть нервных волокон — для биологического оружия, а остатки отправляются в соседний китайский ресторан.
Героям, находящимся в шкуре своего персонажа, порой приходится тяжело, потому что им не известна цель игры, — «you have to play the game to find out why you’re playing the game». А как выиграть в той реальности, куда тебя забросили, где тебе не совсем понятны правила и свое назначение? Какова твоя роль? Что правильно, что нет? Экзистециальненько. К тому же, Тэд Пайкл (это один из главных героев) временами испытывает странные ощущения, поскольку его персонаж в определенные моменты говорит и делает вещи, вопреки желанию и воле самого Тэда, происходит так потому, что это прописано игрой и необходимо для ее прохождения. Это главного героя напрягает, особенно когда нужно кого-то убивать, заниматься сексом или есть отвратительную пищу, поэтому Тэд не выдерживает и в середине игры кричит: «Existenz is paused!» (жаль, что мы так не можем сделать иногда). Впрочем, из игры, как впоследствии становится ясно, Тэд не выходит, но через пару миров ему проскользнуть удается.
На разных уровнях Экзистенции ведется борьба между реалистами и сторонниками корпорации «Antenna», конкурирующей с «Cortical Systematics»(она же «Pilgrlmage», когда игра из Экзистенции превращается в Трансценденцию), сотрудники которой помещают людей в виртуальную реальность. Борьба идет с переменным успехом, в конце побеждают реалисты, но, по сути, это ничего не меняет — герои=персонажи меняют свои позиции и пристрастие к компаниям в зависимости от игрового уровня. И не все понимают, закончилась ли игра на самом деле.
Закончу цитированием диалога персонажей из игры:
' — Free will is not obviously a big factor in this little world of ours.
- It’s like a real life. There is just enough to make it interesting.»
P.S. Да, очень рекомендую всем тем, кто изучает/хочет изучать английский, смотреть без перевода, фильм для идеален для освоения языка, и темп подходящий.
Представляя свою новую игру “Экзистенция” - путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в “Экзистенцию” для проверки ее работоспособности. В самой “Экзистенции” тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь...
“Экзистенция” - далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с “Матрицей”, но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в “Матрице” (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в “Экзистенции” ситуация поинтересней.
С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера “Обед нагишом” и “Видеодром”. Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.
Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки... Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.
Ну и самое главное. “Экзистенция” не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что...
Виртуальный мир привлекает всё больше и больше людей в свои сети, даря им другую реальность, в которой они могут быть кем угодно. В основном это люди с психическими проблемами, либо просто скучающие бездельники. Вы офисный планктон, недовольный своей жизнью? Тогда вам сюда! Вы можете стать предводителем эльфов, истребителем зомби или директором крупной фирм... Ой нет, лучше эльфом. Нравится? Мне - нет! И похоже Кроненберг со мной согласен... Но теперь, к сожалению, пора перейти к 'Экзистенции'.
Все герои этого фильма, играющие в пресловутую игру, являются для Кроненберга обиженными жизнью пациентами, который этого и не стесняется, показывая их модели поведения в виртуальном Мире. Игра позволяет им увидеть внутреннее 'Я', скрываемое в реальной жизни. Как можно заметить в виртуальном Мире каждый 'игрок' желает убить создательницу, олицетворяющую тот самый мир игр, в котором они погрязли. Это особенно заметно на контрасте с тем как они ей аплодировали ещё буквально пару минут назад. Фильм крайне смело берётся за очень интересную тему и к сожалению терпит сокрушительное поражение.
Главной проблемой 'экзистенции' является абсолютная шизофреничность происходящего. К сожалению это не выглядит органично, а скорее только раздрожает. Пытаясь под маской философского значения той ахинее, которая происходит на экране, скрыть свой собственный наркотический бред, Кроненберг теряет стиль и создаёт совершенно рассинхронный мир из с трудом связанных друг с другом персонажей и событий. Своей тупостью и прямолинейностью фильм успевает надоесть уже минут через 30.
Образ создательницы прописан просто ужасно, если вообще прописан. Создаётся ощущение, что она совершенно второстепенный персонаж, лишённый эмоций и здравого смысла. На Джуд Лоу жалко смотреть, он конечно старается, но видно, что с ним не поделились тем же что курили сценаристы и он никак не может понять кого играет.
Вообщем получилось достаточно жалкое зрелище, из которого оказалось просто вытащить основную мысль действия, но компенсировать весь моральный ущерб от фильма это увы не поможет. Нравится? Мне - нет!
Виртуальная реальность с каждым годом все прочнее входит в симбиоз с нашей повседневной жизнью. Прогресс в области компьютерных и игровых технологий происходит в геометрической прогрессии. Но как быть когда виртуальный мир начинает все прочнее заменять настоящий? В последнее десятилетие игровая одержимость овладевает умами все большего количества людей. Игроками становятся уже далеко не только дети и подростки. Уже представители старшего поколения не могут мыслить себя без виртуального мира.
Кроненберг, как всегда, в свойственной ему манере, наглядно показал все прелести игрового поглощения. Не смотря на то, что фильм вышел в 1999 году, уже тогда недвусмысленно чувствовался игровой бум, который, словно цунами, накрывал головы миллионов людей. Режиссер нутром чувствовал как человечество погрязнет в компьютерных дебрях. Ведь не случайно, когда Тед ставит игру на паузу, опасаясь потерять грань между реальностью и игрой, Аллегра ему говорит: 'Ну и как тебе возвращение? Что интересно ты здесь увидишь?' Это фундаментальные слова, раскрывающие всю суть виртуальной реальности. В игре мы можем быть кем угодно: храбрым паладином, мастером единоборств, магом и т.д. Там возможно все, исполнение самых любых желаний, воплощение любых возможностей. И это является главной проблемой современного общества. Настоящий мир, где мы окружены работой, домашними хлопотами, налогами, предстает серым и угнетающим. А игры дают сладкую ложь, попытку отстраниться от действительности и даже заменить ее. Ведь сам компьютер 20 лет назад был не более чем вспомогательное средство, совершенно не обязательный к приобретению. А сейчас без него мы никак не можем представить наше существование.
В картине не случайно были введены 2 фракции - реалисты, борющиеся за мир без игр и сами игроманы, возвеличивающие виртуальный мир до культа поклонения. Реалисты используют самые радикальные средства для подавления своих оппонентов. Аллегру - создательницу Экзистенции, они пытаются уничтожить всеми способами. Показательны сами технологии, что используются в недалеком будущем. Это уже не микросхемы и привычные нам железки, здесь в дело вступает био-органика. Процессоры и чипы уже не собирают, их выращивают. За основы взяты нервная система и органы земноводных мутантов, специально выращиваемых для этой цели. Игровой джойстик, внешне похожий на эмбрион с патологиями, с шнуром в виде пуповины, подключается непосредственно в само тело человека. Это уже финальная стадия слияния человека с технологиями.
Сам фильм, безусловно поднимает одну из главных проблем современно мира - как не провалиться в виртуальную яму? В погоне за воображаемыми сверхъестественными способностями мы можем проглядеть саму жизнь. Нужно бережно относиться к самому себе и тем возможностям, что мы способны реализовать в нашем настоящем. В Экзистенции, как и в других работах Кроненберга, мы не найдем прямых ответов на поставленные вопросы, каждый из нас должен найти их самостоятельно. Актерский состав вполне хорош: горячая сексапильная Дженнифер Джейсон Ли, молодой и обворожительный Джуд Лоу и, конечно, такие метро кино как Йен Холм и Уилльем Дефо. Но тем не менее я ощущал некую попсовость, возможно из-за того, что главными героями выступали молодые люди. Кроненберг для своих фильмов обычно всегда подбирал актеров по старше, что придавало фильмам определенную солидность. Но я ни в коей мере не говорю, что это плохо. Все было выполнено на хорошем уровне. Полностью составить впечатление от фильма после одного просмотра не получится. Это кино для ценителей, любящих глубокий анализ. Не зря кино получило премию и имело несколько высоких номинаций. Смотрите, думайте, анализируйте.
Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.
Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки - вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные 'био-порты', вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.
В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья 'деревянность' отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением - всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно - поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.