К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

- Свобода воли, наверное, мало что значит в этом маленьком мире?
- Это как настоящая жизнь, только здесь она намного интереснее.(С)


Говорят, что если среднестатистического человека, воспитанного на телевидении, ежедневно пользующегося компьютером и пластиковой картой (как вариант — до десятка карт), передвигающегося по городу в сопровождении музыки Ipodа, оставить без сотового телефона, компьютера и прочих радостей цивилизации, у него появятся все признаки нарастающей клаустрофобии в виде чувства измененной реальности, тревоги и дискомфорта, вплоть до приступов удушья. В этот момент он чувствует, что лишился не просто своих электронных игрушек, а остался без ключей доступа в свою реальность. И можно сколько угодно повторять, что километры оптоволокна еще полностью не оплели мир и гаджеты не вросли в нас, не стали нашей плотью-кровью, но, пораскинув даже полузаглотанными матрицей мозгами, можно понять, что все задатки того, что мы стали воспринимать искусственный мир, побочный продукт человеческого мышления, как единственно реальный, появились уже давным-давно.

Тем не менее, несмотря на всю свою актуальность «eXistenZ», в отличие от вышедшей в то же самое время, на рубеже 20 и 21 века, «Матрицы», с которой ее часто сравнивают, не стала популярной в массах. Наверное, все потому, что балансирующий между мейнстримом и авторским кино канадский режиссер Дэвид Кроненберг не пытался открыть широкому зрителю старые истины под видом новых. Хотя в широком понимании он и является одним из пионеров киберпанка — предупреждать об опасностях эпохи Hi-Tech он начал еще с «Видеодрома», который Энди Уорхол назвал «Заводным апельсином 80-х». Но весь этот sci-fi антураж для него самоцелью не является, он просто как обычно использовал актуальный контекст для того, чтобы в очередной раз препарировать свою тему трансформации сознания под действием тех или иных факторов, точно так же как использовал наркотики, психические заболевания или паранормальные явления в других своих фильмах. Человеческие видоизменения как таковые — вот фабула почти всех его фильмов, а здесь та же самая тема техногенных мутаций и перемоделирования человека, только на примере исследования сути искусственной реальности, как лабиринта ложных смыслов.

Обычный вопрос у Кроненберга — что первично: мутации сознания или мутации тела? Ведь вживить биопорт в свое тело — это еще само по себе не самое жуткое. Человек, лишенный возможности осознания своих поступков, воспринимающий искусственный мир как абсолютно достоверную психофизическую реальность, не знающий, где заканчивается игра и начинается жизнь, — вот самое страшное существо на свете. И вот в чем основной поинт Кронберга и отличие его фильма от той же Матрицы. Герои «Экзистенции» прекрасно знают, что мир вокруг них это виртуальная реальность, и воспринимают себя и других как персонажей компьютерной игры, поэтому они убивают — легко, красиво и не терзаясь моральными вопросами. Игра есть игра, а смерть необходимая часть для развития ее сюжета. Окружающий мир кажется им системой кривых зеркал, порталов, через которые они переходят от одной сцены к другой. Только вот смогут ли они в финале отличить, где заканчивается виртуальность и начинается реальный мир, и ответить на главный коварный вопрос, который поставлен даже не как «где они сейчас», а как «кто они сейчас»?

Воплотить этот типично по Кроненбергу мир компьютерной игры «eXistenZ, запутавшийся в паутине шизофрении, паранойи, безумии и бреда, где все не то, чем кажется, и который так похож на наш реальный, только более гротескный и абсурдный (а может, и не более;)), Кроненбергу с его холодным визионерским даром удалось на отлично. Вместо того чтобы, как полагается по жанру, выстраивать мир будущего в подчеркнуто футуристичном стиле хай-тек и насыщать спецэффектами, он делает его нарочито одскульным, созданным для социума, чье сознание занято созданием и игрой в игры, поэтому им нет дела до дизайна и прочих вещей на «мелком уровне реальности», и вместе со своим постоянным художником Кэрол Спир (помимо совместных с ним фильмов, на ее счету, например, мир «Сайлент-хилла») обращается к теме биомеханики и овеществляет метафоры — игровые консоли, обтянутые кожей, похожие на живые организмы, шнуры, похожие на пуповину, биопорты, вживленные в спинной мозг. К тому же Кроненберг, будучи мастером мизансцен, добавляет туда фирменного кроваво-мясного стиля и особой натуралистичности. Сцены подключения игроков к консолям, несущие практически сексуальный характер, фабрика по их производству, где смачно потрошат странного вида земноводных, шнур от больной биоконсоли, врастающий в тело богини компьютерных игр Аллегры Геллер (Дженифер Дж. Ли), ее охранник Тед (Джуд Лоу), поедающий «фирменное блюдо», а затем собирающий из него пистолет, стреляющий зубами, — все это запоминается надолго и оставляет послевкусие. Приятное или нет, зависит от отношения зрителя к странным мирам Дэвида Кроненберга.

В любом случае показать размытость границ между мирами и возможность бесконечного количества вложенных уровней получилось более чем наглядно. Но рассказ об опасностях виртуальной среды — это только повод, хотя, судя по тому, что школьники, вооружившись винтовками, внедряют в реальность сюжет компьютерных стрелялок, основания для паранойи у Кроненберга есть. Главное, как обычно, насекомые, живущие в человеческих головах, и то, что такова сущность человека — способность гибко изменять или даже терять ориентиры под давлением обстоятельств, особенно если отсутствует точка отсчета окружающей действительности.

Мы живем для ощущений, мы придумываем способы генерирования этих ощущений и запутываемся в паутине собственных вымыслов, образов, медиапотоков и, так как не можем поверить ни во что по-настоящему, верим во все подряд. И дело не в том, что машины взбунтуются и поработят нас, а в том, что человек, САМ, в поисках сильных ощущений, стремится деформировать свое тело и сознание, превращаясь в мутанта. Сам режиссер в гуманность такого мира, похоже, не верит, тем не менее признает его рациональность — ведь человечеству, стремящемуся выйти за пределы своего человеческого и решившему, что быть киборгами той или иной природы — это круто, рано или поздно придет закономерный GAME OVER

10 из 10

28 октября 2008 | 10:31
  • тип рецензии:

Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?

© Matrix

Что для нас реальность? Головная боль по утрам от избыточного времяпрепровождения за экраном монитора. Нервирующая мелодия будильника, которая стала действовать на нервы после того, как ей поручили подобную функцию. Неторопливый вояж на работу/учебу в сопровождении драгоценного mp3'шника и телефонной аськи. Затем вечерние посиделки в социальных сетях, которые снова приводят к утренним головным болям, и так снова по списку. День за днем. Замкнутый круг. А теперь вопрос: что не так в данном распорядке дня? Ничего? Окeу, тогда возьмем и вычеркнем из него все блага электронного мира: гаджеты, интернет и даже незаменимый mp3'шник - все на свалку. Каково теперь? Уже чувствуете, как жизнь начинает терять краски, как медленно она лишается смысла? Понимаете, что стали принимать искусственный мир технологий за реальный и единственно правильный?

В бесконечной гонке вооружений, в постоянной борьбе за право создания самого мощного оружия, люди забыли, что оно уже существует, и повторно изобретать велосипед необязательно. Что же это? Не мучайте впустую свою фантазию мыслями об атомных боеголовках и микроволновках. Ответ прост - человек. Человек, лишенный потенциала постижения своих деяний, как следствие, не понимающий всей ответственности за совершаемые поступки, воспринимающий вирт, как безотносительно верную действительность, не ведающий, где проходит черта между игрой и реальной жизнью. Индивиды, забывшие о моральных нормах, как о чем-то ныне неактуальном и бесполезном. И примером тому - главные герои фильма: они убивают с легкостью открытия баночки спрайта и не чувствуют при этом ни угрызений совести, ни вины, ни страха за совершенное. Ведь для них это просто игра, а чтобы ее продолжать - нужно выполнять приписанные сюжетной линией квесты. Только вот что ждет их под занавес, когда гейму настанет овер, и начнется реальность, и смогут ли они понять, где они сейчас, а главное - кто они? Суть самой игры 'Экзистенции' (да и ленты, в принципе, тоже) - найти смысл. Ответить самому себе на вопрос, какова цель игры?

Сюжет довольно тривиален (взять хотя бы одногодку 'Матрицу'), но только на первый взгляд. Имя режиссера меняет все. Если за главного Кроненберг, то это пиршество киберпанка перестает выглядеть избитым продуктом. Один из немногих, кто способен придать абсурдному и гротескному действу (по признанию же героя Джуда Лоу, которому будет суждено завязнуть в этом жанре на долгие годы), показательную правдоподобность и доказательность. Кроненберг мастерски создает особый антураж 'Экзистенции', которая местами выглядит подлинней иных наших реалий. И она идеально гармонирует со свойственным Дэвиду неприятным, гадким и отталкивающим миром. И еще одно фирменное - минимум цифровой визуализации, что, собственно, и дает упомянутой 'Матрице' болезненный хук справа. Кроненберг намеренно (или просто по привычке) заполняет свой мир будущего олдскульными декорациями. Эта старомодность говорит об 'Экзистенции' (игре), как о мире вне времени, что определенно не является излишним, беря в расчет, что идеологически 'Экзистенция' (картина) непреклонно выражается жизненным, злободневным примером того, к чему приводит потеря ощущения реальности и времени.

И пусть 'Экзистенция' кажется продолженным развитием взятой ранее темы из предыдущих лент Кроненберга, чем самостоятельным проектом. Этакой более выработанной вариацией 'Видеодрома'. Даже биовходы, которые могут представиться незнакомым с творчеством режиссера зрителям оригинальным решением - на самом деле, уже привычное для него сочетание живого и безжизненного - электроники и животных тканей. Но это не только своеобразная дань личному стилю. Поглощающие энергию хозяина биочипы, уподобляясь примитивным паразитам, символизируют безвыходность эскапизма. Они постепенно уничтожают личность владельца, слишком глубоко затянутого в вирт. Отсутствие внятного очертания граней, множеств подуровней (после этого сложно смотреть на новое творение Нолана с прежним восхищением) и невыполнимость возвращения обратно, лишь раз там оказавшись. Если игра реальна, как жизнь то следовательно сама жизнь - игра? И игрок не возвращается обратно, просто отключившись от системы, а приходит куда-то, что аналогично воспоминанию давно забытого места, но, в сущности, им не является. И теряется, а в итоге все люди становятся своими персонажами, окончательно и безвозвратно теряя личности.

Не будем забывать, что возможно и наша жизнь - одна большая игра под авторством Всевышнего. Об этом картина говорит почти напрямую, скрыв в названии буквосочетание isten между заглавными X и Z, что на венгерском означает 'Бог'. И если на минуту представить, что это все игра, то как бы поступил любой, получив возможность выйти из нее и встретится с ее создателем 'face to face'?

14 августа 2010 | 17:00
  • тип рецензии:

'Иллюзорный лазер разит в иллюзорном пространстве наповал, ибо все мы живы, пока кажемся себе живыми, и умираем, когда нам начинает казаться, что мы мертвы.' (Дуглас Адамс. 'В основном безвредна')

И 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга подобно тому самому абстрактному иллюзорному лазеру действенна лишь пока зритель верит в неё, верит в то, чего на самом деле не существует. Демонстрируя с самого начала неубедительно развивающееся, липкое действие со странными диалогами и немотивированным поведением героев, действие, в котором на первый план выступают символы и идея, но никак не персонажи, Кроненберг заставляет задумываться над смыслом каждого происходящего в фильме момента, тем самым уводя в сторону с тропинки верных размышлений. Взаимоотношений двух главных героев, постоянно фигурирующие 'позывы' к действию, дополняемые абсурдными и грубыми натуралистичными эффектами нереального мира, оказываются практически бессмысленны в рамках отдельного эпизода и складываются в некое подобие единой картины лишь в концовке.

Дженнифер Джейсон Ли в роли бесстрашной искательницы приключений, первооткрывательницы новых миров, странных и непонятных даже для неё - их творца. Джуд Лоу как впервые познающий неизведанное, манящее и отталкивающее одновременно. Оба они по своему стремятся выбраться из 'псевдореальности', выступающей в роли затерянного мира, аллегории клетки человеческого тела, скучной и ограниченной в собственных желаниях, давно уже потерявшей яркость ощущений. У героев нет выбора - унылая 'реальность' тянет вновь окунуться в выдуманный мир, в котором однако тоже отсутствует свобода действия, которое развивается строго по шаблону, сводя к минимуму возможность застрять в игровой петле. И получается парадоксальная ситуация - в мире, в котором человек по умолчанию равносилен Богу, в мире, который создан не просиживанием часами перед мониторами, а страстью и чувствами, воля его создателя ничего не значит. Главные герои бредут, спотыкаясь, в пространстве, правила существования и цели которого не известны, которым управляют силы вне рамок человеческого восприятия. Да и то, что по идее должно соединять человека с реальностью - ощущения настоящих предметов под руками, на котором постоянно акцентирует внимание Кроненберг, не упуская возможности добавить присущего режиссёру натурализма и ноток эротики, на самом деле оказывается обманчиво.

'Экзистенция' напоминает суррогат настоящего искусства, который невозможно созерцать часами и которым можно проникнуться лишь сиюминутным, быстрым и всеохватывающим взглядом, который не задержится на отдельных деталях и не успеет застрять в липкой мешанине, созданной Кроненбергом. Грязный, абсурдный и гротескный мир непонятного временного периода, всё действие в котором происходит в одних и тех же локациях, плавно меняющих собственную обстановку, оставляющей неизменной лишь постоянно фигурирующую винтовую лестницу. Мир, в котором телефоны и джойстики подобны живым организмам, а презентация новых игр происходит в церкви. В нём игра сродни религиозному культу, её создатели стремятся придать играющему статус Бога, которому нужно сыграть не для того, чтобы победить, а для того, чтобы понять, почему он играет в эту игру. Но этот мир пуст, в нём смысл рисуется вилами по воде, а попытка достучаться до действительности скорее приведёт к шизофрении.

Являясь невероятно тихоходным фильмом, 'Экзистенция' воспринимается только во всеобъемлющем охвате постфактума размышлений задумавшегося зрителя, но никак не во время просмотра отдельных эпизодов. Более или менее ясная картина начинает складываться лишь с наступлением финала, вместе с возникающими мыслями о влиянии воздействующих на воображение человека предметов современной культуры, таких как кино или видеоигры. Ведь они зачастую навязывают неочевидные мнения и подталкивают к восхищению несуществующим, равно как и самa 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга не существует в принципе, проявляясь лишь после просмотра, выстреливая вплотную зарядом зубов из костяного пистолета и выкрикивая призывы к смерти абстрактных демонов. Хотя нет, постойте... А может быть, мы всё ещё в той игре?

23 июля 2012 | 10:38
  • тип рецензии:

Экзистенция – Это разновидность игры, виртуальный мир, развлечение будущего. Все мы знаем, что такое виртуальная реальность, и очень хорошо знакомы с компьютерными играми. – Последние на самом деле, из года в год становятся всё более реалистичными, что скорее радует нас, кажется иначе быть и не может. А что будет, когда человек не сможет различить реальный мир от виртуального?! Кто-нибудь когда-нибудь задумывался, к чему всё это может привести?!

Сам по себе фильм очень оригинален, в прочем, как и всё в нём происходящее. - Суть картины проста, однако сюжет очень запутан. Кино очень не обычное, что-то не виданное до этого, оно отображает всю жестокость виртуального мира в очень ярких, нужных для себя красках, что вызывает отвращение и заставляет задуматься. Главные герои ведут себя порой не адекватно, нам намеренно пытаются показать их частенько в дурном свете. - В этом есть свой тайный подтекст, повествующий о том, что любая форма реальной виртуальности оказывает отрицательное влияние на человечество.

Картина об игре, и только, ни чего не мешает, не отвлекает от постепенного погружения в этот мир. С просмотром буквально сам попадаешь в виртуальную реальность, ты начинаешь жить в этом бардаке и двигаться по игре вместе с персонажами. Сам по себе фильм - сплошная ахинея, однако с очень глубоким при этом смыслом. Если вникать во всё происходящее, то неожиданный конец для тебя не станет сюрпризом.

Действие в картине начинается с самого начала. – Хотя сама по себе «Экзистенция» какая-то аморфная. Что-то вроде происходит, но всё так вяло! - Движение ускоряется лишь за десять минут до финиша. За всю продолжительность не испытываешь практически не каких эмоций, единственное яркое что, только отвращение. Практически вся картина состоит из одних лишь диалогов. Всего лишь несколько мест действий за весь хронометраж. Слабенько!

Музыкальное сопровождение подходящее, какое-то драматичное. – Очень тяжёлое звучание, приводит чуть ли не в состояние транса. Работа актёров за собой замечаний не оставила, что не может не обрадовать. – Внимание концентрируется только на персонажах Лоу и Джейсон Ли, «ударить лицом в грязь» тут, не в коем случае было нельзя. Обрадовало появление в фильме Уиллема Дефо, исполняющего роль персонажа с многообещающим именем Гас.

«Экзистенция» просто гипнотизирует своей необычайно удивительной атмосферой. – Она, можно сказать парализует, что оставляет за собой какой не понятный след после просмотра. Ты словно сам буквально недавно отключился от игры. - Состояние абсолютно не естественное. Это влияние, очень мощно действующее на подсознание, невозможно понять, чётко ясно одно, в подобном мире ни когда не хотелось бы оказаться.

При внимательном просмотре, и полном «подключении», «Экзистенция» вполне может слегка травмировать психику. – Так как эта мощная, и такая мрачная энергетика, заставляет чувствовать себя шизофреником во всём этом хаосе. Фильм борется за лучший мир, однако негатива картина несёт однозначно больше. Кино очень откровенное, «Экзистенция» загружает, сосёт из тебя энергию, будто вампир. – Собственно во всём этом от части, и заключается гениальность фильма.

8 из 10

11 декабря 2007 | 20:52
  • тип рецензии:

Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга - «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.

Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт - просто потому что так положено их персонажам.

В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» - с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» - Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты - разъёмы - находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.

Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране - бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.

8 из 10

28 апреля 2013 | 18:54
  • тип рецензии:

Виртуальный мир привлекает всё больше и больше людей в свои сети, даря им другую реальность, в которой они могут быть кем угодно. В основном это люди с психическими проблемами, либо просто скучающие бездельники. Вы офисный планктон, недовольный своей жизнью? Тогда вам сюда! Вы можете стать предводителем эльфов, истребителем зомби или директором крупной фирм... Ой нет, лучше эльфом. Нравится? Мне - нет! И похоже Кроненберг со мной согласен... Но теперь, к сожалению, пора перейти к 'Экзистенции'.

Все герои этого фильма, играющие в пресловутую игру, являются для Кроненберга обиженными жизнью пациентами, который этого и не стесняется, показывая их модели поведения в виртуальном Мире. Игра позволяет им увидеть внутреннее 'Я', скрываемое в реальной жизни. Как можно заметить в виртуальном Мире каждый 'игрок' желает убить создательницу, олицетворяющую тот самый мир игр, в котором они погрязли. Это особенно заметно на контрасте с тем как они ей аплодировали ещё буквально пару минут назад. Фильм крайне смело берётся за очень интересную тему и к сожалению терпит сокрушительное поражение.

Главной проблемой 'экзистенции' является абсолютная шизофреничность происходящего. К сожалению это не выглядит органично, а скорее только раздрожает. Пытаясь под маской философского значения той ахинее, которая происходит на экране, скрыть свой собственный наркотический бред, Кроненберг теряет стиль и создаёт совершенно рассинхронный мир из с трудом связанных друг с другом персонажей и событий. Своей тупостью и прямолинейностью фильм успевает надоесть уже минут через 30.

Образ создательницы прописан просто ужасно, если вообще прописан. Создаётся ощущение, что она совершенно второстепенный персонаж, лишённый эмоций и здравого смысла. На Джуд Лоу жалко смотреть, он конечно старается, но видно, что с ним не поделились тем же что курили сценаристы и он никак не может понять кого играет.

Вообщем получилось достаточно жалкое зрелище, из которого оказалось просто вытащить основную мысль действия, но компенсировать весь моральный ущерб от фильма это увы не поможет. Нравится? Мне - нет!

03 мая 2015 | 00:21
  • тип рецензии:

Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру eXistenZ, основанную на биотехнологиях. Революционным решением в ней является биодрайвер, который подключается к телам игроков и связывается с их мозгом. Игра полностью зависит от воображения участников. Но возможности eXistenZ таят серьёзную опасность. В результате Аллегра сама становится мишенью для игроков, и ей приходится прибегнуть к помощи охранника компании Теда Пайкла. Теперь они вдвоём должны найти выход из почти безвыходной ситуации, в которой границы фантазии и реальности почти абсолютно размыты…

Кроненберга, по его собственному признанию, давно волновал вопрос: 'Может ли считаться игра, в том числе компьютерная, - искусством?' Он попытался ответить на него «Экзистенцией», где основной темой стала стычка двух реальностей: виртуальной и настоящей. Кроме того, ему, как страстному поклоннику всевозможных мутаций, многие годы не давали покоя проблемы соединения человека и машины, а также возможности новых биотехнологий.

Он с завидным постоянством, почти в каждом фильме, заявлял героев с нестандартными физиологическими проявлениями. И чем больше он упивался своими фантазиями, тем приземлённее была реакция публики, которая могла привести к банальной рвоте. Показательна в этом смысле вовсе не знаменитая «Муха» (1986), а более ранний 'Видеодром' (1982). Его герой загружал в утробу различного рода предметы – от пистолета до видеокассеты, что приводило к его превращению в видеоплеер.

В «Экзистенции» компьютерная приставка преобразуется в специальную подвеску, которая включается непосредственно в спинной мозг человека в нижней части спины. Тем самым, участники «питают» игру не только собственной энергией, но и воображением, поэтому в каждом отдельном случае сюжет игры развивается по особому и неповторимому сценарию.

Кроненбергу вполне удалась стилизация под виртуальный мир: характеры персонажей получились плоскими и в большинстве своем малоинтересными, хотя в проекте были задействованы далеко не последние люди Голливуда. Но не надо забывать, что для «первого парня Канады» собственные идеи «фикс» всегда были определяющими, и для их точного воплощения он мог пожертвовать всем. Тем более что и звёзды были навязаны продюсерами.

По Кроненбергу выходит, что в скором будущем на Земле из-за повышения радиации должны появиться мутанты, а именно – двухголовые амфибии, обладающие совершенно новыми биологическими свойствами. Но человек не спасует, и научится использовать их органы для создания новых виртуальных игр. На вопрос: 'Чем эта катавасия может закончиться?', - он и попытался дать здесь ответ.

После скандального успеха 'Катастрофы' (1996), главная канадская кинофирма Alliance Atlantis выделила режиссёру довольно большой бюджет в 31 миллион местных баксов. Но Кроненберг «пустил деньги на ветер»: 'Экзистенция' с треском провалилась в североамериканском прокате, не вернув даже 10% вложений. Но равнодушие публики и сдержанное отношение критиков не повлияло на жюри Берлинского фестиваля, которое удостоило фильм приза с многозначительной формулировкой: «За выдающееся художественное достижение».

И тут вдруг режиссёр признался в странной вещи. Оказывается, что на самом деле на этот проект его вдохновила судьба Салмана Рушди. И, судя по всему, он не лукавил, поскольку мировая премьера ленты, состоявшаяся 16 февраля, день в день совпала с 10-летним «юбилеем» со дня объявления смертного приговора, вынесенного Рушди исламскими фундаменталистами.

27 декабря 2012 | 20:50
  • тип рецензии:

Потрясающий фильм. Бесподобная актёрская игра - Дейсон Ли и Лоу смогли полностью показать личности своих персонажей, тонко и вместе с тем откровенно, без прикрас. Оба героя несовершенны, обе не лишены тёмной стороны, и в 'Экзистенции ' это проявляется как нельзя лучше.

Зажатый и осторожный Тэд превращается в хладнокровного убийцу без всяких сексуальных комплексов, а ко всему привычная Аллегра смотрит глазами полными ужаса и отвращения на то, как он, ловко управляясь с 'особым блюдом ', собирает нечто...

Нет, нет, нельзя ни в коем случае сравнивать запутанную (по настоящему запутанную) и, в конце концов, ДРУГУЮ 'Экзистенцию ' со стандартными голливудскими боевичками, имеющими лишь стандартный набор перестрелок-спецэффектов-поцелуев и предсказуемый финал!

10 из 10

30 апреля 2008 | 15:44
  • тип рецензии:

Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.

Симулякр есть истина.

(с) Жан Бодрияр.

Конец 20-го века – эпоха развития компьютерных технологий и интернета, как объекта новой реальности и пространства коммуникации. На этом фоне не могли не появится произведения, которые дают свой взгляд и свою интерпретацию возникающих на этом фоне идей. Проблема реальности и критического отношения к ней, формирование экзистенциального сомнения является ключевой в фильме Кроненберга «Экзистенция».

1999 год (по мнению многих лучший год в истории кино) богат фильмами об искусственной реальности и о способности человека осознать ее. Прежде всего, это конечно же культовая «Матрица» дуэта Вачовски. Философская драма, постепенно скатывающаяся в боевик, вдохновлена богатым культурным наследием, а основу составляли размышления Декарта о реальности. Он одним из первых предложил критический подход к осознанию реальности и поставил под сомнение все, что воспринимает человек: идея о неразличимости воображения и реальности им рассматривается в труде «Размышления о первой философии».

По кроличьей норе виртуальной реальности пробегается также и менее удачный «Тринадцатый этаж» этого же года, отсылающий к «Бегущему по лезвию». В этом фильме зрителей переносят в выдуманный (созданный воображением создателя) Лос-Анжелес 1930 года в соответствующей нуарной стилистике. Философскую основу этой картины составляет трактат Жана Бодрияра «Симулякр и симуляции». На фоне Матрицы (и многих других культовых фильмов того года) провалившийся в прокате фильм хоррор-мейкера остается в тени.

Начало фильма - конечно же титры. Начальные титры у Кроненберга – это всегда вспомогательный образ, настраивающий на необходимый эмоционально-смысловой градус. Довольно мрачная музыка Говарда Шора накладывается на замысловатые земные текстуры с едва различимыми рисунками ни то животных, ни то людей. Все это сделано в двойной экспозиции и напоминает тест Роршаха, в котором нам необходимо самим решить, что же мы видим: реальность ли все это?

“eXistenZ” – название органической (ну а как по-другому у Кроненберга?) видеоигры, с презентации которой и начинается фильм. Протестировать и продемонстрировать возможности игры предоставляют разработчику Аллегре Геллер. По ее словам, основным мотивом для разработки игр виртуальной реальности является расширение возможностей человека.

Процесс игры выглядит достаточно нетривиально – игра загружается прямо в человека через специальное отверстие в спине человека и регулируется разработанным для этого органическим устройством (подом).

Презентация игры прерывается, когда некий фанатик пытается убить создательницу игры Аллегру. Фанатик – приверженец идей секты, выступающей за Победу Реальности, и радикальными средствами борющуюся против очередной Матрицы. (Тут же мы видим наверное самый запоминающийся образ – пистолет, созданный полностью из организма человека и зубами, вместо пуль.)

Но благодаря действиям публициста Теда Пайкула (которого исполнил скромняга Джуд Лоу) Аллегре удается спастись от преследований секты. Как оказалось, публицист хоть и занимался исследованием видеоигр, сам ни разу не играл в них из-за боязни сделать себе на спине дырку и войти в контакт с органическим подом. Таким образом, у зрителя появляется ориентир и проводник в этом фантастическом мире: дальнейший путь предсказуем – мы вместе с Тедом Пайкулом погружаемся в виртуальную реальность игры «eXistenZ».

В картине прослеживаются все основные черты, характерные кроненберговским боди-хоррорам. Откровенные изображения человеческой и в целом органической живой плоти: всевозможные увечья, раны и травмы практические смакуются камерой; характерные сексуальные референсы можно увидеть и в специфическом смазывании отверстия на спине человека перед погружением в виртуальную реальность; вечно нагнетающая атмосферная музыка – особый дискомфортный элемент всех картин. Запоминающаяся форма самих органических подов также отсылает к раннему «Видеодрому».

Погружаясь во всевозможные (достаточно глупые) сценарные перипетии игры, герои испытывают разных себя. Они демонстрируют черты, не характерные в реальной жизни. У Теда появляется уверенность в себе, у Аллегры легкая распущенность и воинственность – но эти изменения не представлены как самоцель. Недолго путешествуя, наши герои начинают испытывать влечение друг к другу, что тоже не ново для режиссера, создающего любовные дуэты из хорроровской плоти и ужаса.

Но как мы постепенно понимаем – возвращаясь в реальную жизнь и обратно, герои уже не осознают, что есть реальность. Они словно погружаются в глубинный сон во сне (привет Нолану и «Началу»), в котором нет критериев для определения реальности. И как мы в итоге понимаем, с самого начала герои уже находились в игре и были персонажами в ней, что тоже достаточно смелый сюжетный ход. Но тут же и обозначается главная дилемма фильма: в виртуальной реальности люди позволяли себе поведение и поступки, не характерные для их обычной жизни. Это касается конечно же и убийств. Проснувшись в реальности (или нет), перенесли ли они эту способность присушивать в себе человеческую мораль? Таким образом вопрос – надо ли оставаться человеком в виртуальной реальности?

Не самое яркое и убедительное высказывание Кроненберга в «Экзистенции» тем не менее удачно вписалось в плеяду фильмов об экзистенциальной тревожности перед будущим веком и миром, в котором виртуальный мир уже не отличается от реального.

05 мая 2022 | 23:53
  • тип рецензии:

Этот фильм я смотрел еще в ранней юности и сейчас пересмотрел его в свои 37 лет. Конечно сейчас ощущения уже другие и с тех пор я видел много подобных сюжетов, однако фильм и сейчас смотрится с большим интересом.

Теперь обо всем по порядку:

1. Музыка - скажу кратко не запомнил ни одной композиции, но все, что звучало в фильме очень хорошо создавало атмосферу.

2. Актеры. Читал некоторые отзывы в которых людям не нравился кастинг актеров, по мне актеры просто замечательные, очень харизматичные и именно в такой сеттинг они прекрасно вписываются.

3. Картинка. - Очень понравилась стилистика фильма, немного мрачноватая, немного нуарная, но в каждой сцене видно, как режиссеры, операторы выставляли кадр, что бы все действительно классно смотрелось и создавало ощущение погружения в эту игру.

4. Сюжет. - Конечно сюжет имеет свои огрехи и съемку характерную для своего времени, но он действительно завораживает и погружает в удивительный необычный мир. И не надо воспринимать все слишком серьезно, когда персонажи находятся в игре и взаимодействуют с npc-ботами этой игры это и будет выглядеть соответственно.

5. Идея. - Идея виртуальной реальности не нова и все авторы показывают ее по разному, но главное, что мне понравилось, что действительно уникально в этом фильме это постановка вопроса, а находимся ли мы в реальности сейчас?! Очень классно показаны страхи главного героя, как он адаптируется и приспосабливается к новой виртуальной реальности, а в некоторые моменты просто не может понять где он находится. В нашем мире людей все точно так же, ваш персонаж действует автоматически, сам ест, сам пьет, ходит в туалет и на работу, а вы описываете это все и считаете истинным собой, но это большая ошибка. Главное, что вы можете проснуться от этой игры и сделать это в настоящее время не сложно, об этом уже духовные учения адвайта, дзогчен, чань дзэн, мастера прошлого и современные просветленные.

Всем удачи и скорейшего выхода из матрицы;)

20 июля 2023 | 21:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: