Последнее десятилетие ушедшего столетия смело смотрела в будущее и делало не менее смелые прогнозы творчеством кинематографистов. Свою версию грядущего виртуального мира брат и сестра Вачовски продемонстрировали в 'Матрице', Габриэле Сальваторес в 'Нирване', а Йозеф Руснак в своем 'Тринадцатом Этаже'. Вот и культовый Дэвид Кроненберг не остался в стороне и представил своё видение надвигающейся технологии в своей картине.
Фильм в полной мере сделал прогноз на доминирование компьютерных игр в качестве развлечений для человека. Режиссер картины Дэвид Кроненберг сделал прогноз на 15 лет и уже сейчас рисуется образ того, как компьютерные игры стремительно набирают всё больший и больший охват своих поклонников. Лишь демонстрируя на фоне темы увлеченности играми героини Дженнифер Джейсон Ли побега от реальности и замену реального мира виртуальным, которую создатели картины развили просто великолепно. Настолько продуманной, не всегда понятной с первого раза и полной аллегорий картины я не видел давно.
Кроненберг в привычной для своего творчества 'фриковой' форме подошел к созданию ленты с огромной оригинальностью. Особенно в плане отражения достаточно необычных вещиц и гаджетов, которые не один раз встречаются в картине. Будь это пистолет собранный из костей и с зубами вместо пуль, или же мобильник в форме использованного мыла.
Фильм во многом отдаёт культовым 'Видеодромом' режиссера и не пытается свести на нет авторский почерк режиссера из обилия отвратительных и отталкивающих сцен внутренностей непонятных существ и жестокого насилия. Лишь подпитывая всё это авуаляцией всего происходящего полноценной атмосферой из саспенса, напряжения и психически не стабильной шизы, которая лишь усиливается за счет очень атмосферной, мрачной и сильной работы композитора Говарда Шора.
Актерский состав сработался просто феноменально. Дженнифер Джейсон Ли сыграла одну из сильнейших ролей в своей карьере, а Джуд Лоу позволил взглянуть на и без того многогранный талант актера с абсолютно неожиданного и иного ракурса. Ведь стоит признать, что помимо гениальной режиссуры Кроненберга, фильм достойно держится именно на актерском дуете столь впечатляющий актеров. Когда как Иэн Холм, Уиллем Дефо, Кристофер Экклстон и многие другие лишь замыкают всё происходящее на экране.
10 из 10
Экзистенция - пожалуй одна из самых необычных, мрачных, тяжелых, отвратительных и необычных работ на тему виртуального мира. Гениальная работа настоящего мастера, которую охотно назвать лучшей работой режиссера, подобие которой никто никогда и не снимет.
Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга - «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.
Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт - просто потому что так положено их персонажам.
В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» - с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» - Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты - разъёмы - находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.
Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране - бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.
Человеку свойственно бояться чего-то нового и неизведанного. Этим и обусловлено желание поддать объяснению весь окружающий мир через определенный свод законов физики и математики. Главным источником страха для наших предков являлись природные явления, но с техническим прогрессом стали появляться новые, чаще всего абсурдные, теории о влиянии этих самых новшеств как на организм, так и на психику человека. За теориями последовали различные домыслы, получившие благодаря возведению в абсолют, свое отражение в киноиндустрии. Результатом одной из таких теорий о развитии от телевизионного сигнала опухоли мозга, стал выпуск в 1982 году канадским кинорежиссером Дэвидом Кроненбергом 'Видеодрома' - одной из стилеобразующих лент десятилетия. Последующий успех киноленты 'Муха' окончательно закрепил за ним звание мастера ужасов в жанре 'боди-хоррор'.
По прошествии пятнадцати лет на смену тематики вреда телевидения пришла игровая индустрия, в частности, влияние виртуальной реальности на психику человека и способность индивидуума различать что реально, а что - нет. В Голливуде решили подойти к данному вопросу с несколько иной точки зрения. Концепция влияния игр на мозговую активность сменила подход и предстала перед зрителями в виде того, что весь окружающий мир и есть виртуальной реальностью. И на рубеже веков данная тематика получила настолько широкое развитие, что сразу три киноленты, объединенные схожей тематикой появились в течении нескольких месяцев: 'Экзистенция', 'Тринадцатый этаж' и 'Матрица'. Как известно, последняя стала наиболее успешной как в коммерческом, так и оскароносном плане, заслужив сразу 3 золотых статуэтки и безумную любовь со стороны зрителей. Причина, по которой кинолента Кроненберга 'Экзистенция' не снискала лавров 'Матрицы', ясна - не каждый сможет, да и, вероятно, захочет наблюдать за обилием телесных и мутационных превращений, сопровождающих практически каждый его фильм.
Но это, отнюдь, не является недостатком. Более того, именно это является характерной отличительной особенностью 'Экзистенции' среди своих вышеперечисленных 'одногодок'. Кроненберг, в свойственной ему манере, демонстрирует технологический процесс не через кремниевые чипы, вживленные в мозг или тело, но посредством повсеместного использования генной инженерии и модификаций, что позволяет лицезреть хоть и сюрреалистичное, но оттого, не менее захватывающее зрелище. По сути, кинолента является первым настоящим примером жанра биопанк на большом экране. В центре всех событий - виртуальная реальность Экзистенция, вокруг которой и происходят приключения программистки Аллегры Геллы (Дженнифер Джейсон Ли) с её охранником Тедом Пикулом (Джуд Лоу). С развитием событий та тонкая, едва осязаемая грань перехода между реальным и виртуальным миром расплывается, посредством чего Кроненберг, вот уже в который раз, заставляет зрителя единолично принять решение, что реально, а что - нет.
А вот персонажи получились какими-то невзрачными, блеклыми и, в отличии от самого мира, едва способны запечатлеться в памяти. Но это не столь страшно, ибо и нареканий вызвать они также не могут. А вот чего действительно не хватает 'Экзистенции', так это масштабности. При таком построении теории заговора и иллюзорности виртуального мира вкупе с вышеописанными 'органическими' сценами, это звучит подобно приговору для широких масс зрителей. Но при таком относительно небольшом бюджете ожидать иного развития не представляется возможным.
Возможно 'Экзистенция' и не вошла в анналы истории киноиндустрии, как основополагающий тренд общего мышления и теорий о нереальности окружающего мира, как это случилось с 'Матрицей'. Но общая маргинальность и отсутствие страха быть не понятой наверняка позволит найти своих почитателей, хотя бы среди ценителей необычного взгляда на развитие новых технологий.
Насколько мне не изменяет память, это первый фильм режиссера Дэвида Кроненберга, который я посмотрел. Из разных источников я узнал, что у него все картины запутанные и достаточно сложные для восприятия. Эти обстоятельства еще больше подогрели мой интерес к данному кино. Сейчас постараюсь изложить все свои удивительные и неописуемые впечатления от того, что я увидел.
Итак, «Экзистенция» захватила меня своим своеобразным началом с самых первых кадров. Зрителю показывают презентацию виртуальной игры, где на ее создательницу Аллегру совершается покушение. Угроза опасности расширяется, и девушка вынуждена бежать в сопровождении неопытного охранника, роль которого исполняет Джуд Лоу. Собственно говоря, дальше сюжет будет развиваться очень оригинально и необычно. Мне приходилось видеть фильмы на схожую тематику, где люди могут находиться в разных измерениях (вспоминается недавно созданный «Трон: наследие», где основное внимание уделяется визуальным эффектам и экшену), но ничего подобного этому кинопродукту раньше не приходилось видеть.
Первое, на что хочется обратить внимание, так это то, каким образом функционирует игра и как ею пользоваться. Когда первый раз показали эти игровые джойстики, выглядящие как что-то мягкое и одушевленное, а также их провода, напоминающие детскую пуповину, интерес ко всей этой необыкновенной конструкции усилился вдвойне. Ну а когда по ходу развития событий нам разъясняют, что к чему, то по-настоящему удивляешься фантазии режиссера и других создателей этой сюрреалистической картины! Только представьте себе, что в будущем человек сможет выходить в виртуальную реальность, подключая к своему телу игровой чип непонятного происхождения, и, таким образом, сам будет являться источником питания и энергии этого прибора! Никаких компьютеров, никакой электроники при этом не используется! Все это звучит невероятно, но при этом разработано, я бы сказал, вполне естественным путем с использованием природных ресурсов. Особенно поражает то, как и из чего создаются эти игровые устройства.
Таким образом, задумка у фильма весьма нестандартная, необычная и жутко интересная. Все дальнейшие события, которые будут происходить в фильме после побега героев с презентации, невероятным образом переплетены и запутаны между собой. В голове постоянно возникают все больше и больше вопросов: «Что это за место? Кто эти люди? Что они тут делают? Что это за фантастические гибриды животных?» При всем при этом картина не воспринималась мною слишком сложно и непонятно, а постоянно заинтриговывала, вызывала какие-то восхитительные и необъяснимые чувства. До самого конца непонятно, в реальном мире сейчас находятся герои, или все еще блуждают в собственном подсознании, и этим фильм в буквальном смысле завораживает, пленяет своим загадочным воздействием. И что самое главное, в финале весь клубок тайн неожиданным образом распутается, и смысл всего того, что происходило до этого момента, будет понятен! Вообще, меня очень порадовало то, что концовка получилась вполне завершенной и логически объясненной, так сказать. Если бы окончание всей этой истории получилось другим, более открытым и недосказанным, то фильм, наверное, меня бы уже не так сильно зацепил!
Актерская игра безупречна и выразительна! Абсолютно все персонажи, как главные, так и второстепенные, запоминаются, выделяются чем-то особенным и показывают значимость своих ролей для полноценного восприятия всех творящихся на экране событий. Особо хочется отметить главных героев, которые также получились весьма яркими и интересными. Уверенная в себе Аллегра, потратившая много времени на создание игры, которой она дорожит всем своим сердцем. Можно сказать, что девушка вместе с игрой стала, в каком-то смысле, одним единым целым, поскольку без нее она уже не может существовать ни дня, не представляя нормальной жизни без периодического виртуального наслаждения. Ну и Тэд, стажер-охранник, ни разу не играющий в игру до встречи с Аллегрой, который не особо одобряет внедрение инородного тела в свой организм, а также панически боится различных уколов, протыканий, а также возможного заражения. На предложение погрузиться в виртуальное пространство он смотрит с осторожностью и неуверенностью. Вся эта неестественность искусственно созданной жизни, ее абсурдные и непонятные правила поначалу пугают его, и он пытается с этим сопротивляться. Но с течением времени осторожный и тихий паренек приобретает посредством воздействия игры уже совершенно иной, более решительный и напористый образ. В итоге, персонажи Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу получились непохожими друг на друга, каждый со своими индивидуальными взглядами и предрассудками, но при этом превосходно дополняющими друг друга. Лично я с большим интересом и вниманием наблюдал за всеми их поступками и принятыми решениями, периодически задаваясь вопросом о том, находятся персонажи в реальном мире, или все еще существуют в игровом пространстве.
Вообще, после просмотра мною завладели мысли о том, а существовал ли настоящий мир из всего того, что было продемонстрировано на экране, или же это все одна сплошная фантазия, виртуальная Вселенная, поглотившая разум человека?! Идея, которую я увидел в фильме, раскрывает довольно актуальную проблему о влиянии различных электронных средств на человеческое сознание, мировосприятие и чувства, без использования которых, по сути, невозможно жить в современных цивилизованных условиях! Особенно показательна в этом плане концовка, ярко демонстрирующая, к чему может привести ситуация, когда человек настолько глубоко погружается в игровой мир, что уже не может воспринимать окружающую его действительность адекватно, не в состоянии отличить, где заканчивается виртуальное пространство, а где начинается реальная жизнь! Таким образом, в его сознании стираются грани между нормальной жизнью и искусственно созданной, и он становится зависимым от собственного иллюзорного пространства.
Итог. «Экзистенция», определенно, кино не развлекательного жанра. Весьма своеобразный, запутанный и сюрреалистический триллер, завораживающий меня какой-то непонятной таинственной атмосферой, которой он весь пропитан. Я думаю, такое кино для определенно круга лиц, любящих фильмы, наполненные множеством непонятных загадок, неожиданных поворотов сюжета и различных невообразимых фантазий. Лично меня очень даже зацепило! Еще раз хочу повторить о том, что концовка очень эффектная и поучительная, за что отдельное спасибо! В заключение хотелось бы процитировать хорошую и настораживающую фразу из фильма: «Меня беспокоит эта игра! В ней была ярко выраженная антиигровая тема…»
Представляя свою новую игру “Экзистенция” - путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в “Экзистенцию” для проверки ее работоспособности. В самой “Экзистенции” тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь...
“Экзистенция” - далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с “Матрицей”, но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в “Матрице” (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в “Экзистенции” ситуация поинтересней.
С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера “Обед нагишом” и “Видеодром”. Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.
Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки... Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.
Ну и самое главное. “Экзистенция” не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что...
Потрясающий фильм. Бесподобная актёрская игра - Дейсон Ли и Лоу смогли полностью показать личности своих персонажей, тонко и вместе с тем откровенно, без прикрас. Оба героя несовершенны, обе не лишены тёмной стороны, и в 'Экзистенции ' это проявляется как нельзя лучше.
Зажатый и осторожный Тэд превращается в хладнокровного убийцу без всяких сексуальных комплексов, а ко всему привычная Аллегра смотрит глазами полными ужаса и отвращения на то, как он, ловко управляясь с 'особым блюдом ', собирает нечто...
Нет, нет, нельзя ни в коем случае сравнивать запутанную (по настоящему запутанную) и, в конце концов, ДРУГУЮ 'Экзистенцию ' со стандартными голливудскими боевичками, имеющими лишь стандартный набор перестрелок-спецэффектов-поцелуев и предсказуемый финал!
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.
Симулякр есть истина.
(с) Жан Бодрияр.
Конец 20-го века – эпоха развития компьютерных технологий и интернета, как объекта новой реальности и пространства коммуникации. На этом фоне не могли не появится произведения, которые дают свой взгляд и свою интерпретацию возникающих на этом фоне идей. Проблема реальности и критического отношения к ней, формирование экзистенциального сомнения является ключевой в фильме Кроненберга «Экзистенция».
1999 год (по мнению многих лучший год в истории кино) богат фильмами об искусственной реальности и о способности человека осознать ее. Прежде всего, это конечно же культовая «Матрица» дуэта Вачовски. Философская драма, постепенно скатывающаяся в боевик, вдохновлена богатым культурным наследием, а основу составляли размышления Декарта о реальности. Он одним из первых предложил критический подход к осознанию реальности и поставил под сомнение все, что воспринимает человек: идея о неразличимости воображения и реальности им рассматривается в труде «Размышления о первой философии».
По кроличьей норе виртуальной реальности пробегается также и менее удачный «Тринадцатый этаж» этого же года, отсылающий к «Бегущему по лезвию». В этом фильме зрителей переносят в выдуманный (созданный воображением создателя) Лос-Анжелес 1930 года в соответствующей нуарной стилистике. Философскую основу этой картины составляет трактат Жана Бодрияра «Симулякр и симуляции». На фоне Матрицы (и многих других культовых фильмов того года) провалившийся в прокате фильм хоррор-мейкера остается в тени.
Начало фильма - конечно же титры. Начальные титры у Кроненберга – это всегда вспомогательный образ, настраивающий на необходимый эмоционально-смысловой градус. Довольно мрачная музыка Говарда Шора накладывается на замысловатые земные текстуры с едва различимыми рисунками ни то животных, ни то людей. Все это сделано в двойной экспозиции и напоминает тест Роршаха, в котором нам необходимо самим решить, что же мы видим: реальность ли все это?
“eXistenZ” – название органической (ну а как по-другому у Кроненберга?) видеоигры, с презентации которой и начинается фильм. Протестировать и продемонстрировать возможности игры предоставляют разработчику Аллегре Геллер. По ее словам, основным мотивом для разработки игр виртуальной реальности является расширение возможностей человека.
Процесс игры выглядит достаточно нетривиально – игра загружается прямо в человека через специальное отверстие в спине человека и регулируется разработанным для этого органическим устройством (подом).
Презентация игры прерывается, когда некий фанатик пытается убить создательницу игры Аллегру. Фанатик – приверженец идей секты, выступающей за Победу Реальности, и радикальными средствами борющуюся против очередной Матрицы. (Тут же мы видим наверное самый запоминающийся образ – пистолет, созданный полностью из организма человека и зубами, вместо пуль.)
Но благодаря действиям публициста Теда Пайкула (которого исполнил скромняга Джуд Лоу) Аллегре удается спастись от преследований секты. Как оказалось, публицист хоть и занимался исследованием видеоигр, сам ни разу не играл в них из-за боязни сделать себе на спине дырку и войти в контакт с органическим подом. Таким образом, у зрителя появляется ориентир и проводник в этом фантастическом мире: дальнейший путь предсказуем – мы вместе с Тедом Пайкулом погружаемся в виртуальную реальность игры «eXistenZ».
В картине прослеживаются все основные черты, характерные кроненберговским боди-хоррорам. Откровенные изображения человеческой и в целом органической живой плоти: всевозможные увечья, раны и травмы практические смакуются камерой; характерные сексуальные референсы можно увидеть и в специфическом смазывании отверстия на спине человека перед погружением в виртуальную реальность; вечно нагнетающая атмосферная музыка – особый дискомфортный элемент всех картин. Запоминающаяся форма самих органических подов также отсылает к раннему «Видеодрому».
Погружаясь во всевозможные (достаточно глупые) сценарные перипетии игры, герои испытывают разных себя. Они демонстрируют черты, не характерные в реальной жизни. У Теда появляется уверенность в себе, у Аллегры легкая распущенность и воинственность – но эти изменения не представлены как самоцель. Недолго путешествуя, наши герои начинают испытывать влечение друг к другу, что тоже не ново для режиссера, создающего любовные дуэты из хорроровской плоти и ужаса.
Но как мы постепенно понимаем – возвращаясь в реальную жизнь и обратно, герои уже не осознают, что есть реальность. Они словно погружаются в глубинный сон во сне (привет Нолану и «Началу»), в котором нет критериев для определения реальности. И как мы в итоге понимаем, с самого начала герои уже находились в игре и были персонажами в ней, что тоже достаточно смелый сюжетный ход. Но тут же и обозначается главная дилемма фильма: в виртуальной реальности люди позволяли себе поведение и поступки, не характерные для их обычной жизни. Это касается конечно же и убийств. Проснувшись в реальности (или нет), перенесли ли они эту способность присушивать в себе человеческую мораль? Таким образом вопрос – надо ли оставаться человеком в виртуальной реальности?
Не самое яркое и убедительное высказывание Кроненберга в «Экзистенции» тем не менее удачно вписалось в плеяду фильмов об экзистенциальной тревожности перед будущим веком и миром, в котором виртуальный мир уже не отличается от реального.
Фильм смог впечатлить, не до восторга конечно же, но понравился тем, что необычный, не такой, как все в подобном жанре. Сюжет ведёт зрителя, как и главных героев (Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу) по виртуальной реальности нестандартной игры, под названием Экзистенция. Мне в принципе, виртуальный мир этой игры, смог показаться вполне интересным. Биопорты со спины игроков, куда вставляется пуповинный привод нестандартного джойстика - все элементы, вышли забавными. Поведение игроков, тоже начинает меняться, когда все участники заходят в игру. Многие, грезят желанием расправиться с Аллегрой Геллер - создательница своей же Экзистенции. А у кого-то, проявляется эффект зависания, и только напрямую обратившись к персонажу, удастся разблокировать его и он подскажет, что делать дальше. Но, основное внимание, приковывают сама Аллегра и Тед Пайкул. Эта игра затягивает обоих, по самое не хочу, что к финалу, игрушка даёт явный эффект, в самый неожиданный момент при всех участниках.
'Экзистенция' - своеобразный фантастический триллер 1999 года от Дэвида Кроненберга. Актёрские работы достойные. Все удачно справляются со своими задачами и расположены по своим местам. За участниками интересно наблюдать, ибо такой контраст, как 'Иллюзия-Реальность' - может продолжаться очень долго.
Думаю, на пороге нового тысячелетия многие творческие люди задавались вопросом: а каким оно будет? Что нас ожидает нас там, в будущем? И конечно, многие не смогли обойти столь благодатную тему как компьютерные игры и виртуальную реальность.
Кроненберг один из первых показал погружение в мир игры - такой игры, которая очень похожа на нашу реальность. Мы можем так же чувствовать, ощущать запахи и вкусы, видеть, слышать. Только вот события, творящиеся вокруг, на порядок страннее, чем в обычной жизни.
Если бы такие игры существовали в действительности, то каким стало бы возвращение в реальность? Тед, главный герой в исполнении Джуда Лоу, понимает, что не может (или не хочет) отличать жизнь от игры. Ведь обыденное существование слишком серо и пресно. Игра же переворачивает привычный уклад с ног на голову.
Режиссер проводит нас по психоделическому миру Экзистенции, легко играя с им же придуманными правилами. Интересно, что проводниками в виртуальный мир являются не голографические шлемы, а непонятные существа, которых нужно подключать к себе - находка Кроненберга.
Отдельный респект за сцену с 'блюдом дня'. Это самые запоминающиеся минуты в фильме.
Экзистенция – Это разновидность игры, виртуальный мир, развлечение будущего. Все мы знаем, что такое виртуальная реальность, и очень хорошо знакомы с компьютерными играми. – Последние на самом деле, из года в год становятся всё более реалистичными, что скорее радует нас, кажется иначе быть и не может. А что будет, когда человек не сможет различить реальный мир от виртуального?! Кто-нибудь когда-нибудь задумывался, к чему всё это может привести?!
Сам по себе фильм очень оригинален, в прочем, как и всё в нём происходящее. - Суть картины проста, однако сюжет очень запутан. Кино очень не обычное, что-то не виданное до этого, оно отображает всю жестокость виртуального мира в очень ярких, нужных для себя красках, что вызывает отвращение и заставляет задуматься. Главные герои ведут себя порой не адекватно, нам намеренно пытаются показать их частенько в дурном свете. - В этом есть свой тайный подтекст, повествующий о том, что любая форма реальной виртуальности оказывает отрицательное влияние на человечество.
Картина об игре, и только, ни чего не мешает, не отвлекает от постепенного погружения в этот мир. С просмотром буквально сам попадаешь в виртуальную реальность, ты начинаешь жить в этом бардаке и двигаться по игре вместе с персонажами. Сам по себе фильм - сплошная ахинея, однако с очень глубоким при этом смыслом. Если вникать во всё происходящее, то неожиданный конец для тебя не станет сюрпризом.
Действие в картине начинается с самого начала. – Хотя сама по себе «Экзистенция» какая-то аморфная. Что-то вроде происходит, но всё так вяло! - Движение ускоряется лишь за десять минут до финиша. За всю продолжительность не испытываешь практически не каких эмоций, единственное яркое что, только отвращение. Практически вся картина состоит из одних лишь диалогов. Всего лишь несколько мест действий за весь хронометраж. Слабенько!
Музыкальное сопровождение подходящее, какое-то драматичное. – Очень тяжёлое звучание, приводит чуть ли не в состояние транса. Работа актёров за собой замечаний не оставила, что не может не обрадовать. – Внимание концентрируется только на персонажах Лоу и Джейсон Ли, «ударить лицом в грязь» тут, не в коем случае было нельзя. Обрадовало появление в фильме Уиллема Дефо, исполняющего роль персонажа с многообещающим именем Гас.
«Экзистенция» просто гипнотизирует своей необычайно удивительной атмосферой. – Она, можно сказать парализует, что оставляет за собой какой не понятный след после просмотра. Ты словно сам буквально недавно отключился от игры. - Состояние абсолютно не естественное. Это влияние, очень мощно действующее на подсознание, невозможно понять, чётко ясно одно, в подобном мире ни когда не хотелось бы оказаться.
При внимательном просмотре, и полном «подключении», «Экзистенция» вполне может слегка травмировать психику. – Так как эта мощная, и такая мрачная энергетика, заставляет чувствовать себя шизофреником во всём этом хаосе. Фильм борется за лучший мир, однако негатива картина несёт однозначно больше. Кино очень откровенное, «Экзистенция» загружает, сосёт из тебя энергию, будто вампир. – Собственно во всём этом от части, и заключается гениальность фильма.