Крайне утомительная и скучная картина. Я очень люблю фильмы Кроненберга, но этот досмотрел с трудом.
Абсолютно каждая часть фильма вызывает неприятное чувство скуки и вторичности. Авторы сознательно закладывали отталкивающие элементы, вроде намеренной нелогичности в поступках персонажей, элементы театральной расчленёнки и упрощенности событий. Всё это должно было раскрыться через финал фильма, однако твист вышел слабым и неоправданным.
Я отдавал себе отчёт в том, что смотрю легкий ужастик из 90-х, который играется на страхе виртуальной реальности и всех вытекающих, но этот фильм настолько устаревший, что не стоит внимания даже в год выхода.
Из плюсов: Уиллем Дефо прекрасен даже в таких условиях.
Экзистенция - это такая игра, где можно делать всё, что пожелаешь при этом вернуться в реальный мир с прожитыми эмоциями. Она ничем не отличается от реальности, оттого создаётся полное погружение. Герои даже во время самой игры порой сомневаются в правильности собственных действий.
Надо отметить, что Нолан со своим сном во сне - не первый кто придумал множественные реальности, каждая из которых является частью предыдущей. Здесь тоже эта тематика раскрывается, но на мой взгляд - недостаточно хорошо.
Робкие попытки создать новый жанр начинаются с самого начала, когда герои обнаруживают пистолет, созданный из костей животных, а пулями для этого пистолета являются человеческие зубы. Эдакий биопанк с Джудом Лоу в главной роли. На этом 'био' элементы не заканчиваются. Шнуры от Экзистенции выглядят, как пуповины, а сами 'чипы' - это непонятные субстанции из кожи, внутри которых настоящий микс из разных органов, сообщающихся между собой и умеющих хранить в себе целые игры.
Идея, конечно же, интересная, биопанк - это тот жанр, который до сих пор не раскрыт в должной степени, не пришёл ещё такой творец, который мог бы сделать достойное художественное произведение в этом жанре. И Экзистенция не стала исключением, она бесконечно плоха в своей наивности, в жонглировании собственными законами и отсутствии объяснения банальных вещей, таких как инфекционные заболевания через биопорты, которые вживляются прямо в спину.
Вместе с этим идёт довольно посредственный сюжет, который скорее является следствием отсутствия большого бюджета, ибо идея грандиозная, да вот только как её реализовать на такие деньги? В связи с этим у нас местечковый детектив, где герои перемещаются из одного места в другое, чтобы просто... Поиграть? Сама же игра отличается от жизни тем, что там можно безнаказанно убивать. В остальном нам не показали никаких преимуществ, более того, сам сюжет игры оказался довольно пресным, даже в таких декорациях можно было написать сценарий получше.
Ну и напоследок конечно же нам оставляют загадки, которые путают зрителя, довольно слабый приём, который тогда может и работал, а вот сейчас уже смотрится тускло, вяло. Создаётся впечатление, будто только из-за концовки фильм и снимался... По итогу кинокартина не впечатлила. Понравились идеи 'био' гаджетов, но раскрытие этих идей слабое, как и весь фильм.
Виртуальный мир привлекает всё больше и больше людей в свои сети, даря им другую реальность, в которой они могут быть кем угодно. В основном это люди с психическими проблемами, либо просто скучающие бездельники. Вы офисный планктон, недовольный своей жизнью? Тогда вам сюда! Вы можете стать предводителем эльфов, истребителем зомби или директором крупной фирм... Ой нет, лучше эльфом. Нравится? Мне - нет! И похоже Кроненберг со мной согласен... Но теперь, к сожалению, пора перейти к 'Экзистенции'.
Все герои этого фильма, играющие в пресловутую игру, являются для Кроненберга обиженными жизнью пациентами, который этого и не стесняется, показывая их модели поведения в виртуальном Мире. Игра позволяет им увидеть внутреннее 'Я', скрываемое в реальной жизни. Как можно заметить в виртуальном Мире каждый 'игрок' желает убить создательницу, олицетворяющую тот самый мир игр, в котором они погрязли. Это особенно заметно на контрасте с тем как они ей аплодировали ещё буквально пару минут назад. Фильм крайне смело берётся за очень интересную тему и к сожалению терпит сокрушительное поражение.
Главной проблемой 'экзистенции' является абсолютная шизофреничность происходящего. К сожалению это не выглядит органично, а скорее только раздрожает. Пытаясь под маской философского значения той ахинее, которая происходит на экране, скрыть свой собственный наркотический бред, Кроненберг теряет стиль и создаёт совершенно рассинхронный мир из с трудом связанных друг с другом персонажей и событий. Своей тупостью и прямолинейностью фильм успевает надоесть уже минут через 30.
Образ создательницы прописан просто ужасно, если вообще прописан. Создаётся ощущение, что она совершенно второстепенный персонаж, лишённый эмоций и здравого смысла. На Джуд Лоу жалко смотреть, он конечно старается, но видно, что с ним не поделились тем же что курили сценаристы и он никак не может понять кого играет.
Вообщем получилось достаточно жалкое зрелище, из которого оказалось просто вытащить основную мысль действия, но компенсировать весь моральный ущерб от фильма это увы не поможет. Нравится? Мне - нет!
Описание фильма сильно меня заинтриговало и я нашел пару часов, чтобы уделить внимание этой картине. Вспоминая описание и жанр (триллер, фантастика), и смотря первую сцену, я задумался: а не пародия ли это?
Количество идиотизма просто зашкаливает. Совершенно глупые диалоги, которые сопровождаются немыслимо тревожной музыкой, что, видимо, должно создавать напряжение и страх. У меня вызывало лишь смех. Игра главной героини создает такое впечатление, что эта девушка либо слишком неустойчива на ногах, любопытна и наивна, либо просто ходит постоянно под кайфов. Признаться, я искал и ждал ту сцену, когда она вмажется, чтобы хоть как-то аргументировать ее положение, но тщетно.
Сюжетные повороты, объекты и персонажи - система абсурда, нелогичности и насмешки над жанром триллер. Ничего страшного и давящего на психику в этом фильме не было. Из ниожиданного только глубина несерьезности, который так усердно копали создатели.
Отдельное слово хочется сказать про предметы и животных, наполняющих фильм. Дабы не делать спойлер, расскажу коротко. Люди погружаются в виртуальный мир через некую пуповину в спине, которая подсоедина в лепешку органического происхождения, кнопками которой являются то ли соски, то ли еще что-то. Эта связь с сексуальностью проявляется не только в этом. Например, сам вход представляет собой отвертвие, очень похожее не женские органы. Кроме того, чтобы 'вставить' пуповину, перед этим нужно промочить это дело слюной или специальной жидкостью. Иногда герои делает отчаянные попытки залезть туда языком, что, опять же, подчеркивает сексуальный характер.
Что касается животных, то мир, созданный режиссером, наполнен только амфибиями. Здесь нет других животных, кроме уродов-бедняг, которые так или иначе идут на создания чипов для игры.
Сама атмосфера фильма - бесконечна суета на пустом месте. Все персонажи имеют какой-то подтекст и тайну, которая мало чем может быть мотивирована. Создатели пытаются решить проблему через диалоги, но мне, как зрителю, хочется только закрыть лицо руками и грустно посмеяться.
Меня очень расмешил тот факт, что актриса отказалась от съемок фильма 'С широко закрытыми глазами' Стенли Кубрика.
Не отрицаю: в картине 'Экзистенция' сюжетная мысль присутствует и ого-го какая. Итак, в нашем недалёком будущем порталы для подсоединения к играм будут проходить через наш спинной мозг и мы, как на яву, будет участвовать в игре, стирая грани реальности с фантазией разработчиков игры. Заманчиво, да только вот вмешательство в наш организм откровенно смущает.
Продолжу по поводу сюжета: действительно интересная задумка, а развернуть её поручили Дэвиду Кроненбергу. Я не против этого режиссёра, что вы! В его картинах никогда нет повторений, но вот всё-таки его индивидуальный почерк присутствует везде, этого тоже отрицать нельзя. Но вот в 'Экзистенции', как по мне он перестарался: визуальная стилистика была больше противной, чем поглощающей. Мне откровенно неприятны были фрагменты, когда игровые джойстики представляли из себя живую субстанцию, какую-то желеобразную, но плотную, честное слово неприятно. Моменты на каком-то перерабатывающем заводе с непонятными морскими моллюсками или что это было - также представляли из себя далеко не великолепное зрелище. Есть ещё несколько сцен, которые были не по душе, да ещё к тому же всё происходит в затуманенном виде, как будто 'Экзистенция' - попытка Кроненберга отнести себя к артхаусу. До конца этого уж точно не вышло. Для меня это больше халтура, чем неореалистическое гениальное полотно.
Если брать актёров, то в дуэте Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли могли бы и получше сыграть. В них я не увидел единого духа. Часто ловил себя на мысли, что Джуд Лоу словно отворачивается постоянно от Дженнифер Джейсон Ли, как бы не чувствует коллегу или же она ему не нравится? Что-то не так было внутри съёмочного процесса? Не знаю, не слышал, но именно таковое чувство всенепременно витало вокруг эпизодов, когда актёры оказывались вместе, а их в ленте львиная доля. Вот ещё один неприятный прецедент, который повлиял на моё отношение к ленте.
Да и другие актёры, второго плана, меня ничем не удивили, скорее даже наоборот. Выскочка (по фильму) Уиллем Дэфо. Я устал от его ролей негативных образов, уровень его таланта достоин того, чтобы играть хотя бы разносторонние роли второго плана, а тут он вновь безумный негодяй, у которого только алчность на уме. Иэн Холм не впервой исполняет роли мягкотелых, добродушных старичков... Думаете, в 'Экзистенции' что-то новенькое прибудет от этого актёра? Он похож сам на себя, что уже скоро и оскомину набьёт, к сожалению. Все остальные вообще не запомнились ничем абсолютно.
Я бы поставил ниже оценку 'Экзистенции', но вариативность финала как бы заинтересовала, проснулось наконец-то любопытство, сменившее унылый настрой при просмотре 'Экзистенции'. Вялый ход действия, слабое исполнение, 'липкая' и от того неприятная атмосфера, пыльные краски в фильме, да и сумбура многовато - всё это мне не по душе, красочности очень уж не хватило.
В общем и целом, если Вы не против неожиданной фантастики, то можете посмотреть 'Экзистенцию', если же намерения есть взглянуть на добротный блокбастер, то уж лучше отказаться от просмотра этой ленты.
Я ждала конца сего сомнительного творения, недоверчиво приподняв бровь. Я понимала, что удачная концовка уже не поможет делу, но она могла бы стать хотя бы частичным оправданием этому безвкусному лицедейству. Концовка могла бы стать 'голом престижа' для создателей фильма, прежде всего, для г-на Кроненберга.
Не вышло.
Вообще ничего не вышло.
Есть определённые узлы, которые скрепляют хорошее кино воедино, делают его законченным произведением. Одним из таких аспектов является, безусловно, сюжет. Его-то как раз здесь и нет. Существует некая размытая фабула с неудавшимся приёмом 'обмана' зрителя. Кстати, сам этот приём используется в огромном числе фильмов, режиссёры любят дурачить зрителя, да и сам зритель получает колоссальное удовольствие от этого осознания в финале: 'Чёрт возьми, а я-то и не понял! Ах, вот оно как на самом деле!'. В некоторых картинах такие обманы неоднократны, что в геометрической прогрессии увеличивает восторг зрителя. Но только если приём удачен. Это как классический финал детектива: убийца - садовник, и вся ткань сюжета стягивается в единое цельное повествование. Мы понимаем, что все странности и случайности оказываются оправданными, что отгадка превращает их в значимые моменты.
В 'Экзистенции' Кроненберг пытается обмануть зрителя. Но у него не выходит. И пусть не 'Экзистенция', а 'Трансценденция'. Пусть то, что казалось реальностью, оказалось игрой. Удовлетворение не наступает. И даже открытый финал, а-ля, а мы всё ещё играем?, тоже не впечатляет. Почему? Потому что никакого великого секрета нам не открывают. И моё мнение, как зрителя: мне было совершенно всё равно, где игра, а где реальность. Потому что и то, и другое в равной степени нелепо.
Второй аспект - актёрская игра, диалоги и т.д. Не знаю, быть может, такова была установка режиссёра, но 'пластилиновость' драматургии и исполнения убивает напрочь. Со мной можно поспорить: таким образом автор добивался эффекта 'игры' в 'игре', это передача некоторой кукольности компьютерных персонажей. Да, я соглашусь. Но оправдывает ли такая цель средства? Весь фильм я любовалась прекрасным, но безжизненным и немножко 'дурачковатым' Джудом Лоу и совершенно отталкивающей, плохо, плохо и ещё раз плохо играющей (как бишь её?) Дженнифер Джейсон Ли. Режиссёр мог бы взять совершенно любую актрису на эту роль, ну, хоть чуть посимпатичнее. Возможно, милая мордаха, пусть совершенно лишённая актёрского дарования, хоть как-то скрасила бы сию бессмысленную беспощадность. А что касается Джуда, то с таким же успехом его роль могла бы сыграть его восковая копия из музея мадам Тюссо.
Третий момент - красота кадра. Некоторые картины только этим и спасаются. Скажем, Тима Бёртона стоит любить хотя бы за то, что каждый кадр любого его фильма можно ставить в рамку и вешать на стену. Есть, есть такое кино. Но и тут у Кроненберга всё не слава богу. Эстетическое восприятие - очень индивидуальный момент, поэтому скажу исключительно за себя: полфильма я откровенно морщилась. Не понимаю, для чего были нужны эти биологически-натуралистические моменты с лягушками, живыми чипами, обгладыванием костей мутировавшей ящерицы и проч. Я не кисейная барышня, меня не пугают подобные картины, НО только тогда, когда они оправданы. А здесь... зачем? зачем это всё? Отталкивает, даже раздражает.
Мне скажут: милочка, Кроненберга нужно знать, нужно понимать и много смотреть, чтобы мочь судить. Это же его авторская манера! Сознаюсь, я крайне мало смотрела картин этого режиссёра. 'Видеодром' И уже достаточно давно. И я не считаю, что какой-то условностью вроде 'авторской манеры' можно оправдать вопиющую и наглядную бессмысленность и безвкусицу этого фильма. Более того, думаю, тратить своё время на другие картины Кроненберга я не сочту нужным.
При том, что в экзистенциальном отношении фильм однобок и поверхностен, совершенно не на поверхности лежит то, какого рода мысли, или хотя бы мыслишки пытался трактовать Кроненберг. Куча нелицеприятных сцен насилия и (как всегда у режиссера) извращённые половые наклонности и полное отсутствие красоты кадра.
После просмотра возникло одно: ощущение потраченного впустую времени. Не берусь безапелляционно назвать это бредом, но фильм разочаровал погано загримированной главной героиней и совершенной невозможностью интерпретировать эту картину как нечто доброе, светлое, или хотя бы не лишённое смысла. Хотя, нужно отдать данное, живые джойстики и биопорты меня позабавили.
Для желающих же оценить все болезненные фантазии Кроненберга в одном пучке, советую посмотреть Naked Lunch - он действительно стоит намного большего в кинематографическом плане, нежели данный.
О Боже, люди! Предполагаю, что если мой отзыв получит зеленый свет, то вы, наверное, будете готовы бросать в меня гнилыми помидорами. Но все же очень хочется высказаться:
Давно не встречала такого бреда!!! Это как нужно было укуриться, чтоб такое сочинить! У меня такое ощущение, что актеры с трудом сдерживали смех, вытворяя все это и произнося такие идиотские диалоги. Наверное, много дублей приходилось делать.
Вероятно, вы подумаете, что я просто не из тех, для кого такие фильмы предназначены, и посмотрела его случайно. Но спешу вас в этом разуверить. Очень даже люблю фильмы на тему виртуальной реальности, параллельных миров, предвидения будущего и тому подобное. '13 этаж' очень нравится, 'Нирвана' тоже ничего... Но ЭТО... Это скорее похоже на пародию, чем на серьезный триллер. Меня от всего в этом фильме разбирало на ха-ха (смотрела на трезвую голову, если что), начиная с этих аморфных джойстиков с длинными пуповинами и пистолетов из костей и заканчивая всеми расстрелами.
3 из 10
только потому, что есть еще более бредовые фильмы.