В общем, об этом стоит написать. Ровно 10 лет назад сегодня состоялось эпохальное, значимое и сокрушительное событие в истории чьей-то жизни (нет). Просто мы успешно прошли регистрацию на непонятном сайте с лёгким названием 'Кинопоиск'. Непонятном, но очень приятном. Увидели, что можно писать рецензии к любимым или нет фильмам. Попробовали сразу же после регистрации. В итоге, первыми стали тексты к 'Столкновение' и 'Нечто'. Вот же времена были! Как раз шедевр Джона Карпентера подтолкнул нас выплеснуть все эмоции от просмотра, так как он сам вставил нас не по-взрослому. С юбилеем!
А теперь вот попытаемся написать хоть что-нибудь к чудному во всех смыслах творению Дэвида Кроненберга 'Экзистенция'. Прошло уже 20 лет, но до сих пор не притрагивались к нему. Прекрасный год был, все мы помним. Столько культовых фильмов, что уже неудобно их постоянно перечислять и вслух, и письменно. Канадский мастер как всегда не стал мелочиться и выдал на суд зрителей до боли причудливый и до ступора странный фильм, у которого нет толкового начала и есть открытый финал. Хотя в конце по понятным причинам ожидаешь то, что случится, что, в свою очередь, и случается. Открытость помешала?
Возможно. Ведь до финиша люди пытались совладать с нервами, чтобы не запутаться в хитросплетениях между реальностью и масштабной игрой под названием 'Экзистенция'. Своими технологическими характеристиками игра, конечно, потрясает. Забудьте о батарейках, энергия идёт строго от человеческого тела, через спинной мозг которого происходит диковинное подключение к виртуальности. Здесь даже не 'Матрица' приходит на ум, а безобидный, на первый взгляд, симулятор жизни The Sims. Дэвид Кроненберг за смешные 97 минут постарался показать саму игру, её возможности, влияние на рили жизнь.
Жизнь, которую чёрной дырой засасывают в себя виртуальные произведения. Этакое предзнаменование перед наступающим 21-м веком. Чего вот не хватило фильму, так это, по нашему похотливому мнению, раскрытие персонажей. Вероятно, здесь как раз понадобилось бы удлинение хронометража для сие цели, что было бы замечательно. По сути, зрители будто опробовали демо-версию нечто доселе невиданного, затем их оборвали на интересном месте, дальше сидите тихо и вспоминайте музыку Говарда Шора, которая, кстати...
Которая вполне себе отлично вписалась или впечаталась в ткань (какие слова!) сюжета. Кто-то считает 'Экзистенцию' слабым фильмом нашего виртуоза. Другого, наоборот, мрачновато-жутковатая атмосфера просто поглощает в своё отверстие. Как говорил Уилл Тёрнер, обращаясь к капитану Джеку Воробью, ты либо гений, либо безумец. Ответную реплику помните, наверное? Какой бы смысл ни таился и какую бы предысторию ни имели персонажи, маэстро Кроненберг позаботится о неповторимой стилистике разных предметов или персонажей. Попробуй теперь забыть зубной пистолет или чипы-соски. Да тот кабель, похожий на кишку.
В общем, ребзя, в честь 10-летнего юбилейного пребывания здесь разыгрываем ворох ценных призов, выиграть может каждый. А если серьезно, то при всех своих странностях фильм определённо оставляет жгучее послевкусие. От 'что я только что увидел?' до 'мне вдруг понравилось, как Джуд Ло хотел скользнуть языком в дырочку Дженнифер Джейсон Ли'. Ещё одна страшная сказка из 80-х и 90-х, которая предупреждает, что виртуальный мир достаточно опасен, но в то же время чертовски привлекателен, чтобы упускать возможность. Если уж в стране, в которой живёшь будет не до смеха, спрячься в игре. И не выходи.
Тема виртуальной реальности давно интересовала писателей фантастов, а в девяностые годы прошлого столетия всё активнее стала появляться в мировом кинематографе. Особенно выделяется в этом плане 1999 год. Тогда вышло сразу три фильма на данную тематику, среди которых культовая «Матрица» братьев Вачовски и «Тринадцатый этаж»Йозефа Руснака. Свою версию виртуального мира представил и Дэвид Кроненберг.
Признаться мало кто ожидал именно от него подобного фильма. Ведь Кроненберг специализировался на всяких странностях и извращениях, а его картины всегда затрагивали тему деформаций и мутаций человеческого тела и разума. Хотя и здесь он во многом себе не изменил. Однако данная лента заметно выделяется среди других творений режиссера своей философской проблематикой и исследованием ненормальности общества.
Визуальная стилистика фильма выполнена с минимальным количеством спецэффектов и в достаточно простых интерьерах. Где виртуальность мира только обозначена. Важно помнить что это арт хаус. Режиссер как всегда шокирует публику обилием неприятных и отталкивающих сцен, которые многим могут показаться противными. Я временами поеживался от происходящего на экране. Свое творческое безумие Кроненберг демонстрирует в полной мере.
Актеры были приглашены именитые. Дженнифер Джейсон Ли одна из самых характерных актрис нашего времени, которая никогда не боялась играть сложные и очень эмоциональные роли. Вот и здесь она создала очень сильный образ и великолепно исполнила свою партию. Её партнером выступил Джуд Лоу не менее талантливый актер. Хотя не сказать, что его роль была очень запоминающей, но и претензий к нему нет. Вторым планом картину дополняют, правда без особого успеха Уиллем Дефо, Иэн Холм и Кристофер Экклстон.
Основными плюсами фильма являются интересный сюжет, весьма неожиданная развязка и сама задумка представляется очень любопытно. А некоторые индивидуальные штучки режиссера выглядят ну очень оригинально и необычно. Порой трудно понять, что происходит в голове автора.
Минусов к сожалению тоже не мало. Не самая впечатляющая актерская игра, много неприятных моментов, операторская работа вызвала много нареканий.
Экзистенция крайне необычный, мрачный, депрессивный и тяжелый образец научной фантастики. Авторский взгляд на тему виртуального мира, который пойдет далеко не каждому. Многим он покажется просто отвратительным. Поэтому данную картину следует смотреть тем кто знаком с творчеством автора или готов увидеть нечто странное и сложное.
В фильме мы видим мир, в котором передовые технологии разрабатываются при помощи исключительно органического материала – будь то проскальзывающий через металлодетекторы пистолет, спроектированный из кожи и костей, будь то сама экзистенция – игровая приставка, чип которой специально выращиваемый животный организм. При помощи вживляемого в позвоночник биопорта человек получает доступ к виртуальным мирам, где может выступать в любой роли, даже Творца, Создателя. Чем же так притягательны альтернативные реальности?
Человек хочет убежать от серой действительности, от полной однообразия жизни, опостылевшей суеты и работы, разбавить монотонную палитру своего существования яркими красками. И здесь появляется проблема взаимодействия человеческого сознания с искусственным интеллектом, когда возникает потеря пространственно-временной ориентации, когда единственно возможная реальность подменяется виртуальной и ты не можешь их разграничить. Можно проводить параллели с современным миром, где техника настолько заполонила нашу жизнь, что мы порой не можем обойтись без нее, она является фактором нашей жизни.
Также существует распространенная в наше время форма психологической зависимости - игровая, люди теряются в бесконечных фантастических мирах и чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, происходит полное отождествление, что приводит к психическим расстройствам, разрушению нервной системы. Я думаю, именно об этом говорит зрителю режиссер фильма Дэвид Кроненберг, в очередной раз напоминая о том, что не следует увлекаться искусственными мирами, которые лишь выстраивают сложный лабиринт смыслов, в итоге лишь запутывая и отстраняя от реальности. Ведь не зря же точку в фильме «Экзистенция» режиссер ставит вопросом: «Мы все еще в игре?» Персонажи фильма не могут определить где заканчивается игра и начинается жизнь, виртуальный мир вызвал искажение реальности. И однажды погружение в иллюзорную реальность, которая откроет для тебя любые возможности, исполнит все твои потаенные желания, обернется тем, что выгрузиться ты уже не сможешь.
Большей чуши придумать сложно. Сюжет - бред бредовый, наполненный к тому же кучей настолько противных моментов и извращений, что при просмотре определенных кадров начинает тошнить. Живые игровые приставки, причем живые не как какой-нибудь Скайнет, а по-настоящему живые! Пуповины этих приставок присоединяются к телам игроков, как паразиты...фу... Порт в теле, сочащийся какой-то гнойной сукровицей... Тошнотворный ресторанчик, оружие, собираемое главгероем из кучки липких костей... Отвращение непередаваемое.
Вялая и невнятная игра актеров подливает масла в огонь. Все они как будто не в фильме играют, не работают, а так, на самом деле пришли поиграть в Экзистенцию, попотешаться и над самим рабочим процессом, и над его результатом, и над теми, кто в конечном итоге будет это все потреблять. Ужасно и смешно. Актеры вроде и неплохие, но работали, судя по всему, только за деньги, а не за идею. И это понятно - такую идею, выражаясь простым языком 'на лопату, да за хату'.
После просмотра этого опуса хочется лишь одного - забыть о нем напрочь.
'Иллюзорный лазер разит в иллюзорном пространстве наповал, ибо все мы живы, пока кажемся себе живыми, и умираем, когда нам начинает казаться, что мы мертвы.' (Дуглас Адамс. 'В основном безвредна')
И 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга подобно тому самому абстрактному иллюзорному лазеру действенна лишь пока зритель верит в неё, верит в то, чего на самом деле не существует. Демонстрируя с самого начала неубедительно развивающееся, липкое действие со странными диалогами и немотивированным поведением героев, действие, в котором на первый план выступают символы и идея, но никак не персонажи, Кроненберг заставляет задумываться над смыслом каждого происходящего в фильме момента, тем самым уводя в сторону с тропинки верных размышлений. Взаимоотношений двух главных героев, постоянно фигурирующие 'позывы' к действию, дополняемые абсурдными и грубыми натуралистичными эффектами нереального мира, оказываются практически бессмысленны в рамках отдельного эпизода и складываются в некое подобие единой картины лишь в концовке.
Дженнифер Джейсон Ли в роли бесстрашной искательницы приключений, первооткрывательницы новых миров, странных и непонятных даже для неё - их творца. Джуд Лоу как впервые познающий неизведанное, манящее и отталкивающее одновременно. Оба они по своему стремятся выбраться из 'псевдореальности', выступающей в роли затерянного мира, аллегории клетки человеческого тела, скучной и ограниченной в собственных желаниях, давно уже потерявшей яркость ощущений. У героев нет выбора - унылая 'реальность' тянет вновь окунуться в выдуманный мир, в котором однако тоже отсутствует свобода действия, которое развивается строго по шаблону, сводя к минимуму возможность застрять в игровой петле. И получается парадоксальная ситуация - в мире, в котором человек по умолчанию равносилен Богу, в мире, который создан не просиживанием часами перед мониторами, а страстью и чувствами, воля его создателя ничего не значит. Главные герои бредут, спотыкаясь, в пространстве, правила существования и цели которого не известны, которым управляют силы вне рамок человеческого восприятия. Да и то, что по идее должно соединять человека с реальностью - ощущения настоящих предметов под руками, на котором постоянно акцентирует внимание Кроненберг, не упуская возможности добавить присущего режиссёру натурализма и ноток эротики, на самом деле оказывается обманчиво.
'Экзистенция' напоминает суррогат настоящего искусства, который невозможно созерцать часами и которым можно проникнуться лишь сиюминутным, быстрым и всеохватывающим взглядом, который не задержится на отдельных деталях и не успеет застрять в липкой мешанине, созданной Кроненбергом. Грязный, абсурдный и гротескный мир непонятного временного периода, всё действие в котором происходит в одних и тех же локациях, плавно меняющих собственную обстановку, оставляющей неизменной лишь постоянно фигурирующую винтовую лестницу. Мир, в котором телефоны и джойстики подобны живым организмам, а презентация новых игр происходит в церкви. В нём игра сродни религиозному культу, её создатели стремятся придать играющему статус Бога, которому нужно сыграть не для того, чтобы победить, а для того, чтобы понять, почему он играет в эту игру. Но этот мир пуст, в нём смысл рисуется вилами по воде, а попытка достучаться до действительности скорее приведёт к шизофрении.
Являясь невероятно тихоходным фильмом, 'Экзистенция' воспринимается только во всеобъемлющем охвате постфактума размышлений задумавшегося зрителя, но никак не во время просмотра отдельных эпизодов. Более или менее ясная картина начинает складываться лишь с наступлением финала, вместе с возникающими мыслями о влиянии воздействующих на воображение человека предметов современной культуры, таких как кино или видеоигры. Ведь они зачастую навязывают неочевидные мнения и подталкивают к восхищению несуществующим, равно как и самa 'Экзистенция' Дэвида Кроненберга не существует в принципе, проявляясь лишь после просмотра, выстреливая вплотную зарядом зубов из костяного пистолета и выкрикивая призывы к смерти абстрактных демонов. Хотя нет, постойте... А может быть, мы всё ещё в той игре?
Если серьезно... Нет, серьезно, пожалуй, здесь не получится. Дэвид Кроненберг впечатлил меня когда-то фильмом 'Муха' и не так давно фильмом 'Опасный метод'.
Безусловно, можно попытаться понять каждый символ, в весьма своеобразной форме преподнесенный в фильме 'Экзистенция', но я думаю, всё это - лишь игра, мишура, громкий смех в лицо аудитории, пытающийся проникнуть в 'недры' этого фильма.
Смысл в простоте, чем проще ты относишься к жизни, тем лучше, без лишних игр, без попыток создать новые миры. Мы запутались в себе и в своих ощущениях и ищем выход, прохаживаясь по совершенно неправильным дорогам. Частично эту же идею я увидела в фильме 'Муха', где идет игра в 'создателей' чего-то иного.
Джуд Лоу и Дж. Ли не очень старались что ли в этом фильме, но актерскую игру никак не могу отметить.
Фильм стоит посмотреть, но гениальным, даже стоящим я бы его не назвала.
6 из 10
P.S. Из приятного узрела чудесного Дефо, жаль что без особых эмоций.
«Экзистенция» - гениальный фильм или надуманная чепуха? А кто его знает..
Дэвид Кроненберг – странный режиссер, который снимает странные фильмы. Одним они нравятся, другие и вовсе отмахиваются от них рукой, называя бредом, третьи, хоть и относятся к ним скептически, но пытаются найти скрытую философию, однако очень малое количество людей могут назвать фильмы Кроненберга любимыми. Как бы там ни было, а творения режиссера, зачастую, стараются донести до зрителей некую актуальную своему времени идею, правда, в несколько изощренной форме. Почему «своему времени»? Потому, что проблемы, показанные Кроненбергом, несмотря на то, что имеют под собой вселенскую почку, между тем быстро теряют свою злободневность. «Экзистенция» - как раз такой фильм.
В 90-е годы, когда волна виртуальности захватила просвещенный мир, такое кино, если и не было открытием, то, во всяком случае, одним из первых поднимало данную тему. Сегодня же, во всех смыслах нестандартная «Экзистенция», предупреждающая нас о пагубном влиянии компьютерных и прочих игр, оставляет после себя только один вопрос: «Ну и что? И где мы этого еще не видели?». Более того, поскольку «Экзистенция» культовым фильмом (как та же «Матрица») не стала, то может вообще показаться жалкой, дешевой пародией (или хуже того, плагиатом) на вышеупомянутую «Матрицу» и прочие подобные блокбастеры. И все же «Экзистенция» ни на один из них не похожа, так как это не фантастика, с будоражащим воображение будущим и дорогими декорациями, а скорее, постмодернистский фарс, показывающий зрителям, что вымышленный опасный мир ни где-то там, а рядом с нами, в нас самых, в нашем безграничном разуме.
Безумие, на мой взгляд - это то слово, что целесообразнее всего применить к данному фильму. Сумасшествие видно во всем, начиная с того, что герои намереваются убить друг друга, и заканчивая вызывающими отвращение и мерзость реалиями их жизни. Мерзкие джойстики, изготовленные из лягушек (если я правильно поняла), тошнотворные гнилые объедки, из которых герой собирает подобие пистолета, сам пистолет, стреляющий зубами – все это абсурд, символизирующий невозможность существования параллельной реальности, ее неизбежную смерть, которую и встречают один за другим персонажи в ходе игры. Если красивая природа, добрые и красивые ее обитатели (имеется в виду животные), адекватное поведение людей – есть жизнь, то, что же тогда может населять мир, если эти люди каждую секунду, не моргнув глазом, готовы кого-то убить? Ведь виртуальное убийство – это тоже убийство, так как оно уже совершилось в сознании, а значит, уничтожило то хорошее, что было в нем. Поступки людей в этом вымышленном мире исказили его до неузнаваемости, сделали его гадким и уродливым, как те существа, что их окружат и та еда, которой они питаются. Когда Тедд спросил Аллегру о странного вида рептилии, похожей на мутанта, она ответила, что это «признак времени», то есть, как я подразумеваю, аллегория крушения нормального уклада жизни и мира в целом.
«Экзистенция» - это своего рода предостережение, и возможно, лишенная эстетики форма повествования продиктована тем, чтобы люди поняли, что к такому будущему нельзя стремиться. Впрочем, я думаю, каждый найдет в нем свою философию.
Говоря о самом фильме, стоит отметить, что снят он действительно довольно просто, без мишуры, а потому любители спецэффектов, очевидно, будут разочарованы. Тем не менее, притом, что «Экзистеция» местами кажется полнейшим маразмом, ее не хочется выключить, так как динамичное и не скучное действие приводит к довольно неожиданной развязке (в которой, однако, многие, тоже могу узреть элемент дежавю).
Что же касается актеров, то тут основной интерес (для меня, во всяком случае) представляет Джуд Лоу. Роль у него в этом фильме с одной стороны типичная, а с другой нет, потому что трусливых дурачков ему, ни до, ни после играть не приходилось. Справился он, безусловно, хорошо, однако, зная, на что он способен в принципе, я бы не стала излишне хвалить его здесь – в конце концов, кроме неизменной естественности, он ничего особенного не показал. Пусть не покажется кому-то, что я его недооцениваю, напротив, слишком ценю, чтобы превозносить за простую роль. Его партнерша, Дженнифер Джейсон Ли, которую, к сожалению, в последние годы что-то совсем не видно, сыграла свою героиню ярко и бойко, однако сложно судить о способностях актрисы в ненапрягающей, по большому счету, роли. Приятно было видеть так же неподражаемого в образах злодеев Уиллема Дефо, исполнившего маленькую, но очень запоминающуюся роль, и Иена Холма, который навсегда останется для многих Бильбо Беггинсом, но вместе с тем являющегося без сомнений непосредственным актером.
Достойную игру актеров гармонично дополняет тревожная музыка Говарда Шора, композитора многих фильмов Дэвида Кроненберга.
Так что же «Экзистенция» - фантастика, фэнтези, пародия или абсурдный каламбур? Стоит ли такое смотреть? Во всяком случае, я бы не рискнула советовать, но и не вольна отговаривать.
Память об органических джойстиках хранится у меня еще с детства. Без осознания, сюжета, смысла - лишь этот момент.
Не знаю, чего я ожидал от фильма. Попался на глаза мне, и я решил, что нужно его посмотреть.
С самого начала фильма, не оставляли мысли о нелепости происходящего: органические джойстики (символически связываемые с человеком посредством пуповины, при том на одном уровнем с пупком, но с обратно стороны: со спины), обращение с которыми сводится лишь надавливанию на одну его часть; люди трогают, гладят их, хотя те и выглядят отвратительно. Органический же совершенно немыслимый телефон Пикула. Костяной пистолет, стреляющий человеческими зубами, который совершенно не должен функционировать. Создается впечатление альтернативной вселенной похожей на нашу, но с новыми законами, которую однако принимаешь.
Вообще, фильм, как и 'Начало' Нолана, затрагивает проблему виртуализации общества. Кроненберг боится, что человек запутается в своих играх с разумом, не распознает реальность. И чтобы посеять мысль в голове, в конце загадывает зрителю: была ли реальность реальностью? Скажу лишь, что в последней версии реальности я не заметил нелепостей.
Порадовали меня моменты с 'подвисанием' других персонажей, ожидавших ответ от вашего, что является отсылкой к современным играм. Это привносит неидеальность, и отличает игры от нашего мира, в котором обычно нет времени на раздумье и кнопок 'пауза', 'сохранить', 'загрузить'. А жаль.
Картина не произвела на меня особого впечатления, как пресловутое 'Начало' (которому к слову я поставил 10 из 10), но за идею и некоторые моменты оценю в
Этот фильм - помесь экзистенциализма, сюрреализма и фрейдизма. Мой субъективный взгляд, который я никому не навязываю, прошёлся по сюжету, как по прекрасной картине Дали, и вот что я могу сказать на этот счёт.
Во-первых, грамотно описана сама концепция течения 'экзистенциализм'. Так сказать, пособие по философии для чайников в картинках. Неординарно засунуть Сартра, Камю и иже с ними в компьютерную игру, да ещё и с таким раскладом событий.
Во-вторых, непосредственно сам сюжет. Он замечательно обыгран. Повторюсь, идея с компьютерной игрой была и остаётся очень актуальна и для 99 года и для нынешнего время. Очень наглядно, реалистично показано, что человек, сам того не ведая, на самом деле живёт в вымышленном мире, при том, что он об этом знает. Эдакая своеобразная рекурсия получается. Мир в миру. Впрочем, это и есть экзистенция.
В-третьих, юмор, с которым подошли режиссёр и сценарист к картине. Джостики-кишечники - это конечно очень круто, даже для меня.
В-четвёртых, актёры. Джуд Лоу, пока что не расплескавший собственный артистизм и ещё не потрёпанный 'Шерлоком' Гая Риччи, довольно-таки хорошо справился с поставленной задачей сыграть 'дурочка аля гения'.
В-пятых. Все прекрасно знают, что фильмы просто обязаны поражать. Так вот этот справился с задачей. Ни за что зритель не догадается, чем же всё закончится, что, на мой взгляд, и есть признак того, что у сценариста огромный потенциал.
Необычно, со вкусом и элементами паронаидально-критических картин.
Конец 20-го века ознаменовался прорывом в области компьютерных технологий, что стимулировало интерес фантастов к виртуальной реальности. Очевидно, что Дэвид Кронненберг не является пионером в данной области. Мысль о внедрении в электронного устройства в тело человека не нова (вспомним хотя бы «Джонни Мнемоник»).
Режиссер этой ленты пошел по другому пути: вместо интеграции техногенного продукта в организм Homo sapiens, он предположил вероятность создания чипа, как биологического объекта. Такой информационный продукт обладает свойствами живого существа, выращенного в природных условиях: т.е. движение, размножение и смерть.
Сама по себе данная идея интересна, и внешний вид, в форме эмбриона с пуповиной вместо проводов, занятен. Однако реализация все-таки подкачала. Во-первых, для любого человека посещающего в школе уроки зоологии ясно, что зародыш с плацентой – это удел млекопитающих, а в данной картине, биочипы, почему-то производятся в картине из мутантов земноводных. А сцена, где чип, разбрасывает споры, возможно, произведет впечатление на тех, кто призабыл, что споры – указывают на принадлежность лишь к царству грибов или низших растений.
Да и процесс ручной сборки био-гаджетов путем простого механического соединения мутировавших органов немало меня позабавил. Примерно те же эмоции вызвал биологический пистолет, стреляющий натуральными зубами. Было ощущение, что консультанты фильма по биологическим вопросам (если таковые имеются) получают зарплату зря.
Фильм вызвал улыбку в ряде мест при том, что комедией он совершенно не является. Дэвид Кронненберг, как и раньше исследует новые стороны человеческой психики. В этом фильме его интересует игра, как особое состояние сознания человека, где стираются грани, между реальностью и вымыслом. Однако ему не удается достичь здесь столь же высокого психологизма, как например, в фильмах «Связанные насмерть» или «Муха», не взирая на очень хорошую игру Джада Лоу.
А Дженнифер Джейсон Ли, при всей экстраординарности своей героини, в некоторых сценах была не слишком убедительна. Да и диалоги в фильме не особо интересные и запоминающиеся. Конец, к сожалению, не стал неожиданностью: что-то вроде этого я себе и представлял.
Дэвиду Кронненбергу удалось создать в своем фильме своеобразную реальность игры 'eXistenZ', однако я не мог не заметить ряда существенных недоработок, которые не способствовали получению удовольствия от просмотра.