К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Карл Теодор Дрейер данной работой во веки вечные застолбил за собой звание одного из самых значимых деятелей высокохудожественного кинематографического искусства. Конечно, и до выхода 'Слова' датский режиссёр уже именовался значительным мастером и по-настоящему огромной величиной европейского и общемирового синематографа, новаторски подходя к написанию сценария, работе с актёрским составом или непосредственной съёмке того или иного произведения. Однако именно рассматриваемый киношедевр позволил самой широкой публике истинных ценителей кино познакомиться с широкоугольной творческой глубиной великолепного кинотворца, который, используя минимальный, но при этом невероятно точечный технический инструментарий (операторскую съёмку и аккуратный монтаж), пространно раскрыл проблематику, пожалуй, самой животрепещущей темы любого думающего человека - темы веры в Бога.

Разнообразные персонажи ленты смотрят на Создателя субъективно-личным взглядом, хотя и пытаясь подстроить своё видение мира под слова Священного Писания, всё же интерпретируют его в сугубо угловатом, эгоцентричном значении, якобы верно подтверждая собственные суждения о мире, людях и самом себе. Кто-то из героев просто верит, без всяких лишних мыслей, доверяя свою судьбу воле Божьей, плотно убеждая себя в абсолютной правильности такого подхода к индивидуальной судьбе. Кто-то по-прежнему не столь стоек в вопросах веры, как ему бы этого хотелось, отчего рождается неуверенность в своих поступках и откровенная нерешительность предпринимаемых действий. Однако каждому из них вскоре придётся столкнуться с истинным доказательством всемогущества Божественной благодати, которая явится неожиданно, хотя, если вглядеться более пристально и честно, в немалой степени и предсказуемо, окончательно сокрушив человеческое маловерие и отсутствие надежды на лучшее посредством невообразимого чуда, которое трудно себе даже просто представить...

'Слово' - это поистине великозначимое христианское кинематографическое произведение именитого датского режиссёра-постановщика Карла Теодора Дрейера, повествующая о Вере человека в Божественные Силы. Картина демонстрирует комплекс человеческих характеров, Вера которых слаба или сильна, правдива или ложна, деятельна или пассивна. В конечном итоге каждый из героев получает прозрение, дарованное посланником небес, коим стал один из них, долгое время считаемый всеми свихнувшимся безумцем. И много ли ему подобных было, есть и ещё будет среди нас? Можем ли мы поверить в то, что вещает такой человек? Скорее всего, нет. Однако нам стоит верить в Бога, а Он уже подарит нам возможность поверить в себя, показав истинно верный путь спасения, способного привести нас к верному пониманию своего места в этом мире и последующим за ним. Не бойся, только веруй!

28 декабря 2022 | 02:43
  • тип рецензии:

Одна из наиболее выдающихся религиозных драм 20-го столетия была снята Карлом Теодором Дрейером по пьесе знаменитого датского драматурга и поэта Кая Мунка.

Мунк был очень яркой и заметной фигурой в датской культуре. Он был не только писателем, но и религиозным деятелем - будучи лютеранским пастором, служил викарием в Ютландии. В годы войны он поплатился жизнью за свои антифашистские убеждения и активную жизненную позицию - был схвачен гестапо и погиб в концлагере под Силькеборгом. Датчане почитают его как святого и мученика. 'Слово' - его самое выдающееся произведение.

Дрейер снял фильм в той деревне, где Мунк проповедовал. Эта степенная философская драма, скупая на внешнее проявление чувств - рассказ о деревенской семье.

У отца-христианина три взрослых сына: старший - Миккель - атеист; средний - Йоханнес - изучал в городе богословие и двинулся умом, вообразив себя Иисусом Христом; и младший - Андерс - спит и видит жениться на дочери соседа-портного Анне, да вот беда - в корне неразрешимые религиозные разногласия отцов мешают счастью возлюбленных. В этом преуспевающем хозяйстве есть только одна женщина - отзывчивая и трудолюбивая супруга старшего сына Ингер, которая вот-вот родит мужу сына. Но что-то пошло не так - ребёнок умер при родах, а вскоре и его мать испустила дух.

Пока неторопливо разворачивается эта трагическая ситуация, персонажи общаются между собой преимущественно на религиозные темы, показывая зрителю общеизвестную истину, что сколько людей, столько и разных отношений у них с Богом. Кто-то ближе к Нему, кто-то дальше. Кто-то искренен, кто-то мудрствует лукаво. Кому-то важней дух, кому-то буква, а кому-то и вовсе всё равно. Путь одного не похож на путь другого. Каждый рассуждает по-своему. И можно с кем-то из них соглашаться, с кем-то нет, но в конечном итоге окажется, что, как бы ни были они разъединены, Бог объединяет их всех. И всех желает спасти. И совсем не так, как они этого ждут. Мощная катарсисная финальная сцена, одна из самых сильных в кинематографе, подскажет, в чём герои правы, а в чём заблуждаются.

Напоследок стоит отметить, что сюжетно пьеса Мунка немножко перекликается с судьбой самого режиссёра, хотя и весьма отдалённо - Дрейер тоже мог умереть во младенчестве, ибо его мать сделала аборт, но, по воле Божией, сама скончалась, а ребёнку-таки даровала жизнь. И вырос он в такой же суровой лютеранской семье со строгими правилами.

'Слово' завоевало 'Золотой глобус' за лучший иностранный фильм 1955 года и 'Золотого льва' на Венецианском фестивале. Благодаря этой картине Дрейер был признан классиком при жизни.

18 мая 2022 | 19:05
  • тип рецензии:

Возможно данная рецензия не отразит цельности картины - влияние Карла Теодора Дрейера на киноискусство безумно велико, его ленты разобраны вдоль и поперёк, а факт включения фильма во всевозможные рейтинги согласно опросам кинокритиков и режиссёров, вещает лучше любых слов. Иначе, “Слово” говорит само за себя.

Датскому деятелю понадобилось много лет, чтобы снять свой следующий фильм, поняв, что и на каких основах он может продемонстрировать зрителям. В итоге “Слово” на тот момент стало самым любимым произведением мастера среди кинокритиков и публики. В такой же позиции эта безумно чистая и наивная лента, снятая по произведению Кая Мунка, находится и сейчас.

Если задуматься и выделить фильмы, ставящие во главу угла задачу разобраться в присутствии/отсутствии веры и её предназначении, а также попробовать дать определение понятию бога, то “Слово” Дрейера наряду с Бергмановскими кинолентами определённо будет фигурировать на первых ролях. Кто и как бы к вопросу веры и религии не относился. Признаваясь в собственной глубокой вере, Дрейер не указывает на её необходимость, её наличие может помочь только тому, кому веры недостаточно для существования, выступая в качестве компенсатора.

Ведь у трёх сыновей главного героя - Мортена Боргена - различное отношение к вере. Старший заявляет о её отсутствии, младший - равнодушен к этому вопросу и не видит разницы. Средний сошёл с ума и теперь считает себя Христом, проповедуя по всей территории фермы. А сосед, отец невесты младшего сына, придерживается той же веры, что и Мортен, однако видит её в другом свете и не может разделить с ним свою точку зрения. Четыре точки зрения на одно положение. В этом и заключается попытка Дрейера, соединить, примирить всех к одному закону, не искать истоки и не давать толкования, а верить только для себя и только тогда, когда это нужно будет тебе самому.

Снятый в суровой холодном скандинавском стиле, где интерьеры чисты до пустоты, где каждый предмет вынужден (именно такое слово следует здесь подобрать) подчиняться интересам гармонии, воспроизводя в этот же момент действительную обстановку деревни на момент создания Мунком своего произведения, фильм будет выглядеть как театральная постановка, как большая речь, состоящая из множества слов, которые могут проникнуть к сущности человека. Персонажи, проскальзывающие в дом, неизменно застывают, чтобы произнести свою реплику, отразить точку зрения, и откланявшись уйти, заставив Мортена Боргана аккумулировать её в своем размышлении.

Финал фильма, ныне выглядящий как поверхностное фэнтези, в произведении Мунка остаётся открытым, где священник и врач спорят о истоках произошедшего. Дрейер не даёт шанса истории, предпочитая демонстрировать собственный ответ и попытаться заставить зрителя хоть на мгновение созерцать и осознавать возможности веры. В любом случае, каждый останется при своём, реальности и фатальности судьбы не будут отменены, но останется понимание того, что любой процесс, с верой или без веры, возможен. А ждать его или нет - всё равно остаётся вопросом выбора.

18 февраля 2018 | 14:15
  • тип рецензии:

Экранизация пьесы Кая Мунка «В начале было слово». Кай Мунк, датский писатель и лютеранский пастор, антифашист, за свои убеждения арестованный гестапо и погибший в концлагере.

Семья, полная религиозных противоречий. Отец Мортен Борген разочарован в своей вере. Старший сын Миккел атеист, средний Иханес, увлёкся теологией, Сёрена Кьеркегора (теология рассматривает отчаяние, как единственную возможность прорыва к богу), с ним что-то произошло, его стали одолевать сомнения и он возомнил себя Христом. Всю семью объединяет добрая и терпимая жена старшего сына, Ингер

Андерс, младший сын Мортена, взаимно полюбил дочь портного Петера Петерсена, Анне. Петерсен и Борген, из-за разногласий в религии, категорически не соглашаются на брак. Только когда Петер отказывает Андерсу в браке с его дочерью, у Мортена взыграло самолюбие, он лично поехал просить Петерсена выдать Анне замуж за своего сына. Но портной непреклонен. Мечтает привести Боргенов к своей вере, обеспечив им, благодаря этому, место в раю. Чтоб убедить старика в его заблуждении желает смерти Ингер. Петерсон усомнился в правильности своего решения, когда в доме Боргенов произошла трагедия и дал разрешение на брак. Такое жизненоважное решение зависело от самодуров.

Понять мнение общества к явлению Христа, помогает отношение окружающих к Иханесу. Такое же неприятие. Все, за исключением детей, считают его сумасшедшим. Пастор предлогает определить его в дом для умолишённых. Уход Иханеса из дома представляется мне уходом Христа в пустыню.

Это произведение показывает нам, что истинная вера в бога возможна только под воздействием чуда. Такого например, как воскрешение из мёртвых. А такого в жизни не бывает. Людям дана способность мыслить, сомневаться, сопоставлять и от этого некуда не деться. Этот фильм даёт возможность снять вину с человека, за его сомнения.

01 декабря 2014 | 00:38
  • тип рецензии:

Далекая холодная Дания, мало кому известный фильм, никому ненужный в наше время, великий датский автор Карл Теодор Дрейер – чудотворец на яву. Значимый, задающий тенденции европейского и мирового кино – режиссер, подаривший миру фильм «Ordet».

Безусловно, Карл Теодор Дрейер снял много шедевров. Человек сложной судьбы и не самой лицеприятной биографией, но выросший в большого художника. Режиссера задавшего тон, создавшего свой киноязык и стиль, ставший наставником и вдохновителем десятков режиссеров.

Фильм «Слово». Эффектный и сверхподробный со своей феноменальной, безгранично наполненной верой - фильм, способной на все и даже на чудотворение. Кино, которое дает право зрителю усомнится и приобрести нечто иное, новое. А главное это ода, посвященная размышлению над истоком, смыслом и силой веры, что бы это слово не значило и отображало. Впечатляющее зрелище, которое в свои годы ошеломляло и лишало дара речи зрителей от этого безупречного кинополотна.

Абсолютно формальный, выверенный кадр, показанный с детальной точностью и отображающий обыденность и рутину жизни, как норму и стандарт. Нет никого намека на что-то фантастическое и сверхъестественное. Под маской формальности и тщательности скрывается настоящая театральная костюмированная пьеса, с великолепными диалогами и крупными планами.

Время застыло на часах в Датской деревушке, неспешно течет жизнь и ни что не предвещает бурю эмоций, страданий, падение устоев религии, преображением верующего в чудотворца. Антихристианский, да и вообще наверно антирелигиозный фильм, подрывающий основы и саму природу религии. Вера 'универсальна и индивидуальна', не может быть ни каких противоречий, разветвлений, нетерпимости и бессмысленной вражды убеждений в разные догматы. Минималистичная история, протекающая в медленном темпе и все события фильма, наполнены какой-то неземной силой и мощью, а кадры с пророком Йоханнесом вызывают сравнения с настоящим пророком из древних времен. Он так же мудр, скромен, всесилен, спокоен и в нем ощущается частичка божественности. А его голос, я уверен, что примерно в таком же темпе и с таким надрывом говорили древние пророки.

Вера, сила веры и догматы. Вера универсальное орудие спасения, у нее не должно быть строгих правил, да и вообще не должно быть правил – идти по часовой или против часовой вокруг храма, разве это имеет значение. Имеет значение только сила, искренность и чистота веры, именно так возможно все.

История обыкновенной семьи в захолустной деревушке выльется в настоящий шедевр, который искренне и надолго засядет (а может и на всю жизнь, и тем ценнее он) в уме и душе зрителя.

Фильм рекомендованный всем. Всем религиозным людям необходимо это посмотреть и проверить свою веру на истинную или поколебимую.

Величественная и яркая игра датский актеров. Удивительные и занимательные персонажи, за каждым из которых любопытно следить. Особенно за Йоханнесом, актер сыгравшей его великолепен и блистателен. Проникновенный голос и ярая убежденность в своих речах, придает этому герою образ неподдельной божественности и настоящей души пророка.

Чудо фильм, впечатляющий и заставляющий прикоснуться к такому аспекту жизни, как вера. Шедевр киноискусства.

Осталось только посмотреть.

10 из 10

25 марта 2014 | 00:10
  • тип рецензии:

В данной ленте перед нами история одной семьи из зажиточных фермеров: пожилого отца, его трех сыновей и невестки с детьми. Как писал Карло Гинзбург, изображение неоднозначно, оно открыто для интерпретаций. Поэтому, для кого-то фильм, несмотря на свою размеренность, может спокойно стать животрепещущей историей любви детей враждующих семей разных религий, такая себе скандинавская «Ромео и Джульетта», где неожиданная смерть должна всех примирить. Кому-то фильм может показаться философской притчей, которая могла бы начинаться «Жил однажды мудрый старик. И было у него три сына. Старший был…». Для кого-то фильм ставит под сомнение христианство или религию вообще. Для кого-то содержание будет не важно, а все внимание сосредоточено на исполнении и стиле режиссера.

Для меня главной темой фильма стала вера. И вера не столько религиозная, сколько вера вообще. Иногда кажется, что Иоханнеса не существует, что он – это как бы олицетворение веры, которую утратили люди. Веры, которую они считают лишней, неправильной, безрассудной. «Они верят в чудеса, но не верят в меня». Режиссер выбрал отличный прием для того, чтобы изобразить безумие Иоханнеса. Он не смотрит в камеру – создается эффект человека не от мира сего. Помимо этого он не смотрит на собеседника, почти все время смотрит или верх или вниз, но не прямо перед собой. Эта отрешенность нам будто говорит, что с этим человеком нельзя установить контакт. Он вне этого мира. Это подтверждается репликой самого Мортена в конце фильма: «Твои глаза там же, где были прежде». Даже врач, который не воспринимает всерьез религиозные воззрения Мортена, т. к. он человек науки и атеист, верит, что Иоханнес поправится, в отличие от человека, который, казалось бы, живет верой и в вере. Люди не верят, что вера способна творить чудеса. А девочка верит. Ее вера безгранична, значит, ее желание будет исполнено. Ведь она не подвержена пока еще сомнению, она не задумывается о реальности своего желания. Она просто верит, что все будет хорошо.

В фильмах Дрейера затрагиваются сильные, эмоциональные, трагические конфликты, которые связаны с экзистенциальными и религиозными проблемами. Стиль Дрейера - это медленный, размеренный, визуальный, театральный стиль. Например, сцена единения влюбленных: он берет ее за руку и медленно ведет на задний план, где она садится на стул, а он стоит рядом, тем самым показывая, что они выбыли из повествования, их судьба уже решена. Еще одна из особенностей режиссуры Дрейера – использование замкнутых пространств и их влияние на эмоциональное восприятие в целом. И благодаря этим и другим особенностям стиля скандинавского режиссера, фильм проходит не мимо нас, а через нас, оставляя после себя вопрос: 'А верю ли я?'

16 февраля 2014 | 23:35
  • тип рецензии:

Позитивные отзывы известных критиков столкнулись с моим полным непониманием истоков этих восторгов. Минималистическая атмосфера нескольких комнат и статичная камера помогают Дрейеру развернуть перед нами полотно одной очень нетривиальной пьесы. Талант режиссера не позволил фильму скатиться в 'теле-спектакль', но при этом особого блеска фильм не выдал. Скандинавская скромность в технических решениях тут была возведена в куб.

Фильм показался мне чрезмерно академичным и неторопливым. В центре его сюжета конфликт между представителями двух церквей, каждый из которых настаивает на единственно верном понимании учения Христа. Не могу согласиться с мнением Жака Лурселля, который увидел тут 'богатое, и даже перенасыщенное, действие'. Всего было в меру и Дрейер размеренно подводил весь фильм к фееричному финалу (который раскрывать конечно же не стоит). Именно благодаря финалу, как мне видится, картина была обласкана современниками и признанна шедевром. Его неожиданная логичность подводит нас к размышлениям о том, что мы даже и не подозреваем насколько бываем близки к Богу. Парадоксально, но похожее по вектору решение придумал Тарантино в 'Бесславных ублюдках' предпочтя сюжетную красоту исторической правдоподобности.

Так что, несмотря на то, что финальные сцены ленты вполне законно составляют сокровищницу лучших сцен кинематографа, картине не хватает драйва. Чуть меньше хронометража и больше динамики могли бы сделать настоящий взрыв. А то, что предложил Дрейер показывает всего-лишь кинематографическую версию занятной пьесы. Не более.

5 из 10

07 января 2014 | 03:32
  • тип рецензии:

Когда впервые происходит знакомство с мастером искусства, делающим упор в своем творчестве на религиозность трудную и надрывную, как Карл Теодор Дрейер, невольно задаешься вопросом: «Далеко ли зашел в своих исканиях Бога этот человек, трамплином в жизни для которого стал факт гибели матери при попытке совершить аборт и воспитание в приемной семье, где царила строгая лютеранская атмосфера?»...

Благочестивость фильмов Дрейера, часто раскрывается через образы страдающих женщин, воюющих с жестокостью беспощадного мира. Если в «Дне гнева» несчастную старушку приговаривают к смерти за колдовство, а душой другой женщины овладевает влечение и любовь к «запретному» мужчине, - и главная героиня, попавшая в неразрешимую ситуацию, постепенно увлекается идеей собственной избранности, которая и дает ей возможность преступить правила… То в «Слове», за медленной и плавной торжественностью кадра, происходит встреча зрителя с символичным образом Богородицы на земле – Ингер (косвенно об этом можно судить из слов о Небесной матери, оберегающей всегда своего ребенка).

Но героиню, которая несет веру ясно и спокойно, под таким ракурсом можно познать, если поверить, что и безумие Йоханнеса – юродство (стал ли сын престарелого Мортена Боргена, его молитвами, местным оплотом христианства?)… Без Ингер и Йоханнеса, картина, несомненно, вышла бы сухой и блеклой, как если бы истинная жизнь была возможной без крови человеческой и плоти его, сердца его. Женщина здесь – эта самая искра, которая согревает души четверых взрослых мужчин и детей своих. Одному она - любящая супруга, другому - заботливая дочь, третьим – понимающая сестра или мать. Всех примиряющий, всех смиряющий, с неземной кротостью человек, качество которого сочетает в себе мягкость характера и твердость духа.

Всё действие «Слова» немного перекликается с шекспировской трагедией о двух влюбленных, которые не могли пожениться из-за разногласий отцов, организовано таким образом, чтобы подготовить зрителя к финальной сцене, признанной одной из самых впечатляющих в мировом кинематографе и может трактоваться как «если бы король трагедий придумал альтернативную развязку вместе с Достоевским». Повисает вопрос: «Неужели обязательно кто-то должен умереть, чтобы распри, наконец, остановились?»…

В средневековой символике с давних времен проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников - с ее ветвями. Дрейер демонстрирует зрителю благопристойных верующих, героев ленты, ничего о Боге и чудесах его не знающих, а так же безумца, ребенка и женщину, которые не столкнулись ни с физическими законами мира, ни с разочарованиями… Мне приходит на ум образ иконы «Христос Виноградная Лоза», которая как бы накладывается на картину Дрейера. Христос – здесь истинное Слово, а Лоза - ветви ее – последователи этого Слова… «Среди вас, верующих, нет тех, кто действительно верует», - главные слова этой картины, которые говорят о неоднозначном отношении к одному и тому же Богу, размышлении о религии в целом и ее необходимости в нашей жизни. Скорее всего, из-за широты мыслей, именно эта картина Карла Теодора Дрейера была с восторгом принята как профессиональными кинокритиками, так и обычным зрителем и получила многочисленные призы на кинофестивалях.

«По вере Вашей – да будет Вам!.. И откуда Вы знаете, что Ваши молитвы уже не привели к началу изменений?»

10 из 10

23 октября 2013 | 11:49
  • тип рецензии:

Я полагала, что давно уже утратила веру. И никогда не могла бы подумать, что еще способна плакать во время просмотра фильма о вере, причем такого, на первый взгляд, бесхитростного.

В фильме «Слово» удивительный синтез двух противоположностей. С одной стороны, показанный в нем сюжет настолько реалистичный и житейский, что с первых же минут просмотра так и хочется его пересказать. Старый отец, три сына, один помешался, у второго нет веры, третий полюбил неподходящую девушку, словом, все складывается не так, как мечталось, и никогда уже не сложится. С другой же стороны, история настолько постановочна и наполнена аллегориями, что сразу понимаешь, что это притча. Затерянная в высокой, колыхающейся на ветру траве, ферма, одинокий пророк Иоганесс, стоя на вершине холма, читает проповедь, обращаясь к пустоте, и сразу понимаешь, что его предупреждение для утративших веру – предупреждение всем героям этой истории.

Два упрямых старика спорят, доходя чуть ли не до драки, о нюансах и трактовках одной и той же религии, причем, из гордости яростно отстаивая перед другими свою позицию, Мортен Борген не сознается в том, что на самом деле давно уже сомневается в своей вере. Доктор-атеист искушает вопросом: что больше помогло Ингер, его лечение или молитвы её отца (а ведь на самом деле не спасет её ни то, ни другое, так как и то, и другое оказывается слабее истинной веры). Пастор признает, что бог не творит на Земле чудеса, чтобы не разрушить собственные законы. Тщеславие, скрытые сомнения, попытки примирить веру с наукой – все это ослабляет и в конечном счете уничтожает веру человека. Примечательно, что даже Иоганесс, несостоявшийся пастор, у которого помутился рассудок на почве религиозных рассуждений, сомневается в силе своей веры, поэтому после смерти Ингер, которую он сам же предрек, покидает свой дом. Верит абсолютно только ребенок, потому что дети чисты душой и еще не способны все подвергать сомнению. Ребенок словно передает свою веру Иоганессу. Очень важным является то, что в конце фильма Иоганесс возвращается, обретя рассудок. Не блаженный пророк, не миссия, а обычный человек, который сомневается в себе также, как и остальные, но, поддерживаемый ребенком, находит в себе силы потребовать чуда.

Финал картины поражает именно потому, что существование чуда в подобной атмосфере кажется невозможным. Чудо не только нелогично, необоснованно, но и попросту не нужно. Это очень хорошо показано в сцене, где семья портного приходит на похороны и мирится со стариком Боргеном. Все складывается хорошо, влюбленные будут вместе, Энн заменит ушедшую Ингер, зачем, кому теперь нужно что-то требовать от небес? Историю спокойно можно было бы закончить на этом. И удивительно то, что она продолжается.

Основная идея «Слова», как мне кажется, не в том, чтобы осудить и обличить людей, утративших веру, а в том, чтобы доказать, что вера сама по себе – это и есть чудо. И как только мы перестанем бояться верить, чудо произойдет. Кай Мунк, написавший пьесу, которая была положена в основу этой картины, погиб в концентрационном лагере. Наверное, именно там люди и приходили, так же, как герои пьесы, от отчаяния и неверия к осознанию того, что верить нужно и верить не страшно. И погибали с этой мыслью, и в этом нет никакой иронии или противоречия – именно на краю отчаяния ты начинаешь понимать смысл веры и для себя ты побеждаешь смерть.

Насколько же актуален этот фильм теперь, в наши дни, когда так много художественных произведений отвергают, осуждают веру, ищут в ней изъяны, высмеивают. В мире, наполненном такими настроениями, уже перестаешь мыслить иначе, но, посмотрев «Слово», вдруг понимаешь – что-то светлое еще осталось в твоей душе. Мне хочется, чтобы как можно больше людей открыло для себя этот фильм, и чувствую, что многие поймут, даже самые ярые атеисты, может быть, они поймут в первую очередь. Потому что на самом деле мы все очень хотим верить.

09 сентября 2013 | 07:02
  • тип рецензии:

Как в хорошей сказке, у престарелого Мортона Боргена три сына. Однако жизнь его далека от сказочной: жена старшего сына, Миккеля, не рожает наследника, младший влюбился в дочь врага, а средний и вовсе обезумел. Да и сумасшествие какое-то странное: он не утверждает, что видел Бога, он вещает Слово Господа как будто от первого лица. Говорит он так убедительно, что заставляет вновь прибывшего пастора, впервые слышащего Йоханеса, ужаснуться и посоветовать отцу отправить его в дом для умалишенных.

Какое несчастье для истинно верующего отца иметь такого сына, но он с честью несет этот крест. Для Мортона его вера, которой его научили, единственно правильная, так как может его непутевый отпрыск быть сыном Божьим – он просто псих, других мнений быть не может.

Портной Петер Петерсен имеет иные религиозные воззрения: он пытается не быть догматичным, организовав молельный дом, изучает Слово книжное вместе с прихожанами. Для Мортона и официальной церкви они отступники, сектанты. Их идейный спор – не прояснение позиций по разным вопросам, а базарная брань. Один с гордостью доказывает, что его вера, дескать, несет свет жизни, а их – могильный холод. Другой, обуян злостью, и откровенно желает смерти ближним первого: это необходимая жертва, чтобы тот прозрел. И два этих грешника не хотят замечать, что их дети Андерс и Анна, уже выполняют завет Иисуса – любят друг друга, хоть и земной любовью.

Пространство картины, отражая жизненную реальность, демонстрирует разные грани, способы и предмет веры, например, доктор, верит в полученные знания, а Миккель хотел бы уверовать в Бога, но пока не может. Ингер не рассуждает о вере, но несет доброту людям и это не удаляют её от Рая. Интересна фигура священника, который выглядит картинно-приторным на фоне неприлизанной действительности, взгляд его хитер, а убеждения остаются за кадром.

Режиссер демонстрирует, как герои фильма интерпретируют одно и то же событие в свою пользу, сообразно свои представлениям, и заставляет задуматься, что и в жизни мы часто поступаем именно так. В то же время, явные пророчества мы склонны игнорировать.

Фильм Дрейера поднимает много вопросов. Что есть Вера? Какая вера истинна? Сильна ли ваша вера? Готовы ли ради неё вы поверить в чудеса? Или же способны лишь твердить заученные фразы «Бог дал - Бог взял»

10 из 10

02 февраля 2013 | 14:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: