'Длинные светлые дни детства уходят, даже не помахав нам рукой на прощание...'
Сегодня впервые посмотрела фильм грузинского происхождения. Получилось это абсолютно нежданно -негаданно и к моей великой радости.
В фильме, конечно, представлен весь грузинский темперамент: быстрая громкая речь, резкая жестикуляция, бешеный взгляд и крики на 3 квартала. Тем не менее идея этого фильма не о семейных разборках и вовсе не о политике (хоть за основу взяты события 1992 года - первого года установления независимости в Грузии) она о самом трепетном и главном: о светлых днях зеленой юности.
Две главные героини из маленьких школьниц перерастают во взрослых, познавших жизнь с многих граней, девушек. Кажется, что ничего особо не может измениться за столь короткое время их жизни, а все же меняется.
По-мимо актерской игры и самого сценария меня захватила главным образом операторская работа. Настолько честно и жизненно снял это кино Олег Муту, что хочется аплодировать ему стоя, долго громко и с широкой улыбкой на лице. Красивые крупные планы, порой убогие, но в то же время захватывающие и очень знакомые пейзажи, по- кадровое раскрытие всей глубины фильма (как бы пафосно это не звучало) и просто..ах.
Длинные светлые дни - говорит о повседневности, часто бывающей очень жестокой к нам, об ненормальной обстановки в семьях, о крепкой дружбе и взаимовыручке, о первой любви...да, о любви, конечно же, говорит. И вновь о детстве...
У этого фильма, как ни странно, нет слогана, и, если бы меня допустили до его написания, то он бы звучал ни как иначе как:
'Длинные светлые дни детства уходят, даже не помахав нам рукой на прощание...'
С тех пор как кинематограф перестал быть исключительно развлекательным феноменом, вбиравшим в себя все самое редкое, диковинное и красивое, что есть в реальной жизни, чтобы показать зрителю увлекательную сказку на большом экране, призванную развеселить его и заставить улыбнуться, режиссеров всегда тянуло ко всему сложному и тяжелому, что только существует в человеческой жизни. Неудивительно, что вскоре одной из главных тем драматического кино стал трудный возраст, период в жизни каждого человека, чье название говорит само за себя, который ни у кого не проходит безболезненно и всегда приносит с собой множество дилемм и вопросов, которые достойны изучения в кино. Подобные картины снимаются уже не одно десятилетие режиссерами с абсолютно разным кинематографическим и жизненным опытом, разбросанными по всему земному шару, но, несмотря на разницу в эпохах или географии, большинство таких фильмов поразительно схожи между собой и являются универсальными для жителей любой страны, рассказывая о классических подростковых проблемах вне времени и пространства - болезненная зависимость от общественного мнения, оторванность от родителей, слишком занятых собственными бедами и разочарованиями, чтобы обращать внимание на своих детей, ощущение одиночества в толпе и того, что тебя никто не понимает, несовершенство школьного образования, которое призвано скорее уничтожить любую веру в себя у молодого человека, который и так находиться на грани, и все это на фоне алкоголя, наркотиков, секса и насилия. В юности будущего режиссера фильма 'Длинные светлые дни' Наны Эквтимишвили не было недостатка во всех классических проблемах и тяготах подросткового периода, описанного выше, но было в ее жизни и то, чем похвастаться может далеко не каждый молодой режиссер, который снимает один из своих первых фильмов, основываясь на опыте, полученном в свои школьные годы, а именно жизнь в стране, раздираемой на части очередной войной, приносящей в повседневную реальность еще больше непонимания и озлобленности, которого в любой точке мира в достатке и в мирное время.
Первоначально Нана Эквтимишвили планировала совершенно типичную для современного независимого кино работу, представляющую собой рассказ о двух юных подругах, пытающихся в перерывах между весельем и бунтарством понять жизнь, но вскоре режиссер осознала, что не сможет рассказать о подростках своей страны, не затронув множество животрепещущих вопросов, часть из которых потеряла актуальность в современной Грузии, однако большинство из них лишь приняли новые обличья. Эквтимишвили изображает быт военного времени как дефицит, который можно измерить в штуках, килограммах и монетах - отсутствие еды на полках магазинов и электричества в доме, так и скудность, которая не поддается точному измерению - недостаток человечности, недостаток добра, недостаток мужества, недостаток морали, недостаток уважения, недостаток простой человеческой тяги к жизни. Это духовное опустошение подводит нас к тому, что даже когда Грузия не находиться в состоянии вооруженного конфликта, в ней всегда будет продолжаться война между устаревшими для цивилизованного мира подавляющими личность традициями и внутренним ощущением того, что правильно и не правильно, которое идет от самого сердца, и несмотря на то, что никто уже не похитит девушку средь бела дня, сделав ее всеми неправдами и гнусностями своей законной женой, роль женщины в стране по-прежнему сводится к ее функциям как жены и матери, которые должны быть исполнены строго в соответствии с нормами приличия, какими бы разрушающими для будущего они ни были. После выхода картины 'Длинные светлые дни' Нану Эквтимишвили часто спрашивали является ли она феминисткой, и действительно в ее картине выражена очень сильная озабоченность судьбой молодых женщин ее страны, но в то же самое время ее работа ясно отражает и то, что рабами спутанного клубка из традиций, безразличия и войны становятся все люди, независимо от пола.
Несмотря на то, что многие ситуации и вопросы, проиллюстрированные в 'Длинных светлых днях' не являются универсальными и не могут быть воспроизведены в масштабах другой страны или времени, фильм работает на двух уровнях, являясь одновременно картиной про юность в Грузии, так и картиной про юность в принципе. Знания предмета подарят вам новую пищу для ума, но в то же самое время, если вы таковыми не обладаете, то все равно не останетесь ни с чем - как в сцене свадьбы вы можете знать, что танец, который исполняет одна из главных героинь, является исконно мужским танцем, а следовательно вызовом, так можете и не знать этого, но все равно почувствовать какой протест, наполненный горьких чувств и колющих эмоций, заложен в этом эпизоде. 'Длинные светлые дни' - это родители-алкоголики, которые есть были и будут всегда, независимо от того к какой национальности вы принадлежите и в какой стране живете, это ощущение полного разлада между всеми членами семьи, каждый из которых как будто вещает на своей собственной волне, недоступной другим, это неуважение и издевательства, как со стороны ровесников, так и учителей, это не осознанная дружба с теми, кто рядом, не то чтобы совсем не искренняя, но полная разногласий и непонимания, это очень громкий крик юного создания к старому миру, которое пытается понять, когда же все стали такими безразличными и беспринципными, и как начать думать о будущем, если все показывает, что у тебя его нет. Дебютная полнометражная работа Наны Эквтимишвили как пистолет, который в ней неоднократно появляется, - злая и опасная, напоминающая о том, что каждое отступление, каждая ложь самому себе и каждый осуждающий взгляд может стать той самой осечкой, которая позволит пуле, долгое время томившейся в стволе, наконец-то вылететь наружу, сметая все на своем пути.
«Длинные светлые дни» («Grzeli nateli dgeebi»)– первый полнометражный фильм грузинского режиссёра Наны Эквтимишвили совместно с немецким режиссёром Саймоном Гроссом.
Это история о Натии(Мариам Бокерия) и Эке(Лика Баблуани), 14-летних подругах активного переходного возраста. Их взросление происходит в атмосфере становления Грузии после обретения ею независимости в 1991 году, во времена экономического и психологического упадка. Эти настроения вылились в общую безрадостность картины. Здесь большинство положительных эмоций находятся в пессимистической оболочке. Это подчеркивает почти отсутствующая музыка. Когда в немногих случаях она всё-таки звучит, то это выглядит, как танец на костях.
Тогдашнее время наложило серьёзный отпечаток на подростков. Натия и Эка, вместе со своими семьями, сталкиваются со взрослыми проблемами, - безденежьем, проблемами с продуктами и многим другим. Но в них всё равно остаётся место характерным чертам своего возраста: подростковой любви, наивному отношению к некоторым вещам, веселью вместо серьёзности.
Не обошлось в фильме без внимания к грузинским традициям, без чего невозможна Грузия. Одна из них, похищение невесты, круто изменила ход сюжета. Соседский хулиган, Котэ(Зураб Гогаладзе) похищает Натию и ставит её перед фактом, что теперь она станет его женой. Девочке ничего не остаётся, как смириться и выйти замуж.
Даже такое событие, как свадьба, не придаёт ощущения позитива. Тут, скорее, сумбур. И непонятно, счастлив ли кто-то на этом празднике. Разве что Котэ чувствует себя победителем. На этом фоне танец Эки в толпе гостей выглядит безрадостно-красивым, отчаянным.
События, следующие после свадьбы Натии и Котэ, показывают нам хрупкость и незрелость всего, что происходит вокруг героев. Ко многому они попросту не готовы. Оно и не удивительно: их заглотила волна перемен, которая началась с государства и продолжилась в них самих. И страшно представить, чем для них это может закончиться…
История двух 14-летних девушек из далекого 1992 года. Они ходят в школу, стоят в очередях, мечтают и сталкиваются со сложностями. Нане Эквтимишвили, сценаристу и режиссеру, было как раз тогда также 14 лет. Поэтому некоторые повороты выглядят неимоверно острыми. Вероятно они отчасти автобиографичны.
Очередь. Останавливается автомобиль. Ребята похищают на глазах у всех девчонку, а прохожие не придают этому никакого значения. Зато когда у ее подруги начинается истерика и она оскорбляет толпу у одного из мужчин просыпается подобие гордости и он дает девушке физический отпор.
Похищение и свадьба с 14-летней? Да не может быть! А между тем, режиссер умело показывает как саму свадьбу, так и оборотную сторону последующей совместной жизни.
- Ты выйдешь за меня замуж? Я серьезно тебя спрашиваю... Подумай над моим предложением. Жду твоего ответа в течение двух недель.
- А чего тут думать. Нет и нет.
- Почему ты отвергаешь мое предложение?
- Потому, что ты придурок.
Картина гиперреалистична. Камера выхватывает случайных прохожих, ободранный кафель, старую газовую плиту. Но дети будто не обращают внимание на это - они принимают всю тогдашнюю неустроенность за норму. Ну а пора взросления начнется с появлением явно криминальной линии.
Чудесным образом мальчишеская ревность предвосхитит все то, что мы чуть позже увидели в 'Слове пацана'. Как итог перед нами такое добротное европейское фестивальное кино. Оно отсылает не то, к итальянскому неореализму, не то к 'Маленькой Вере'. Отсутствие узнаваемых актеров лишь придает реалистичности.
Но у ленты есть и недостатки. Слишком простой мне показалась линия с пистолетом, который постоянно как искушение появляется перед персонажами. Кажется, что в нем они видят единственный символ силы, что, упрощает этот фильм.
Упрощают ленту и достаточно линейные, односложные диалоги. В них нет ни мата, ни жаргона. Нет эмоций. Своей пресностью они ограничивают всю остроту сюжета.
- И где тебя носило я спрашиваю? А домой во время прийти, даже на ум не пришло? Не маленькая вроде.
Фильм 'Длинные Светлые Дни' - это классическая (и порядком поднадоевшая) история о переходном возрасте и сопутствующих ему трудностях, где отличная операторская работа и актёрская игра были полностью перечеркнуты пробелами в сюжете, довольно странными монтажными решениями, и, что самое главное, исключительно женским взглядом на мир.
Две главные героини фильма -- юные школьницы в Тбилиси 1992 года, как написано в здешнем описании -- первого года в истории независимой Грузии. Времена, естественно, тяжелые: за хлебом выстраиваются в огромные очереди, порядка как такового нет, большинство людей живёт предельно бедно. Показано и снято всё это достаточно мрачно, как, в принципе, и должно было быть. Жизнь у наших героинь - Натии и Эки - не лучше. Первая проживает в крохотной квартире с маленьким братом, вечно орущей на неё бабушкой и постоянно дерущимися родителями; вторая -- с депрессивной мамой и стервозной старшей сестрой, пока отец благополучно отбывает срок. Неудивительно, что Натия и Эка - не разлей вода.
Естественно, как должно быть в любом подобном фильме, вскоре после начала наступает время больших перемен, происходят события, которые должны из наивных, неопытных во всех отношениях девушек сделать девушек более взрослых и, собственно, опытных. Только сделано это чересчур прямолинейно. Все их взросление можно разложить по полкам, сюжет слишком уж прост. Объяснить это более конкретно без спойлеров тут очень сложно, но большинство посмотревших этот фильм, думаю, меня поймут.
Придать сюжету какой-то остроты и интриги должен был пистолет, который почти весь фильм имеется у наших героинь. Чехов, который когда-то сказал, что если в начале пьесы висит ружьё, то к концу оно должно выстрелить, поставил бы 'Длинным Светлым Дням' резко отрицательную оценку. Этот пистолет, за которым все зрители внимательно следили и гадали, когда же и в кого он наконец выстрелит, оказался не более чем пустышкой, а моральные терзания сопутствующие возможность надавить на курок и совершить правое дело были предсказуемо использованы режиссёром в качестве метода и причины ментального взросления девушек. Но выглядело это все глупо, притянуто, даже пошло.
Еще больше портит картину абсолютно очевидная предвзятость к прекрасному полу. Режиссёр, как известно, женщина, и здесь это видно слишком хорошо: если мужчина и появляется в кадре, что-то с ним обязательно не так -- либо преступник, либо тряпка, либо жену бьет. Понятно, что учитывая мужскую монополию в кинематографе (речь именно о режиссёрах и продюсерах), фильм про женщин, от женщины -- это совершенно нормально, но не тогда, когда это доходит до степени абсурда.
Подытоживая, использованную мной ранее аналогию с невыстрелившим ружьём можно применить и к фильму в целом. Вроде как потенциал был, назревала интересная концовка, развязка. Но оказалось, что это была лишь пустая иллюзия, и лично я, как зритель, после фильма остался с ощущением пустоты, как будто чего-то не хватает. А не хватало здесь слишком многого.