Некоторые фильмы не стареют, и через много лет они воспринимаются с той же нескрываемой радостью что и в детстве. Робокоп снятый хорошим в общем то режиссёром Полом Верховеном к сожалению не из таких. Всё таки несмотря на некоторые неоспоримые достоинства он уже устарел.
Сильным моментом картины несомненно является её основной концепт, интересно наблюдать за машиной постепенно вспоминающей о своём человеческом бытие. Да и само будущее выглядит футуристично и очень необычно. Так что на уровне концептов и основополагающих идей Робокоп отличен. Но вот бытовые моменты хромают на обе ноги. Все персонажи ведут себя как идиоты, более того они выглядят скорее карикатурами на живых людей.
Да я понимаю сатирическую направленность ленты и её критику на американское общество. Но если честно, по настоящему круто сатира выглядит только в рекламных и новостных ставках, критика же помещённая в основной сюжет несколько выбивается из колеи.
Робокоп фильм и по сей день достаточно сильный, но немалую часть очарования он всё таки подрастерял за прошедшие с момента выхода десятилетия.
Историю выпотрошенного свинцом полицейского Мерфи уже давно принято ассоциировать с запахом помятых пленок VHS, в лучшем случае глотающих пыль за ближайшим диваном киномана. И совсем неважно, каково отношение к «Роботу-полицейскому» сейчас, сам фильм не был иконой. Пистолет в бедре, гусиная лапка ED-209, очкастый, лысеющий и крайне ублюдочный Кларекс Боддикер с многократно повторяющимся слогом «ня» - все это стало культовыми деталями, живущими, как части классного анекдота, раздельно. Настолько культовыми, что исполнитель главной роли, долговязый Питер Уэллер, снялся еще только в одном достойном фильме «Обед нагишом», а творчество режиссера Верховена в первый и незаслуженно последний раз удостаивалось номинаций на «Оскар». Когда «Черная книга» обещала заслужить признание Академии как «Лучший фильм на иностранном языке», но не заслужила даже ее внимания.
Впрочем, после железного болванчика Пол Верховен не зря организует диковский «Вспомнить все» (прописная истина – могучий Арни не столько герой боевиков, сколько непробиваемый футурист) и «Звездный десант» Харлайна. Утопическая характеристика «Робокопа» недвусмысленно намекает на творчество фантастов 20-го века. Словно очередной сон, навеянный, например, Филипом К. Диком в небольшом рассказике: простодушного копа, любящего семью и немножко комиксы, расстреливает шайка рецидивистов, но вместо ожидаемой смерти, приходящей с контрольной пулей в голове, - новая жизнь супергероя, блюстителя правопорядка, защитника униженных и оскорбленных. Сон мертвеца, вымысел рассказчика, абстракция Пола Верховена, а, может, все вместе - и вот уже он, полуживой непобедимый Робокоп, разъезжает на вялом Форде, громоздко топает по «Москве» и решительно выстреливает десятки злобных гадов. Но по законам шоу, перестрелять нужно чуть ли не половину города, ибо Детройт погряз в тотальной преступности, коварная корпорация OCP разводит междоусобицы и коррупцию, а Эминем еще не подрос, чтобы слагать обо всем беспорядке язвительные тексты.
В принципе, от Пола Верховена, молодого и еще не продавшегося, макабра никто не ждал. Но экранизация набросков фантастической повести Эдварда Ноймайера, затаившего скрытую обиду на «Бегущего по лезвию бритвы» за банальное увольнение со съемочного процесса, выстрелила, меж делом, в десятку. Не принимая реалистичность на веру, а порой и превосходя ее центнерами свирепости на минуту экранного времени, Верховен заискрил, говоря по Фрейду, сублимацией в кинематографе. Это удовлетворение скрытых желаний или их розыгрыш, как на сцене, - ласкать причинные места соседки по киноклубу, пока пуритане обсуждают фильм, поставленный на паузу, или просто, отдавшись желанию, задолго до истонэллисовских и паланиковских догматов заявить о себе криком посреди толпы молчунов, что вот он, второй Кроненберг.
Сeйчaс комизм спектакля, развязанного Верховеном, виден намного ярче, чем по молодости. Право, литры кетчупа, какая-то дворовая, уличная патетика (самый отличительный момент во всем фильме), кукольные роботы из детской коробки с игрушками, когда мода вышедшего «Терминатора» должна заставлять серьезничать. В конце концов, злободневные выпуски новостей и рекламные ролики, на которых постановщик, кажется, собаку съел, что за клюквенные продолжения невольно стесняешься и оправдываешься: «Это не Пол». Но до сих пор ощущение такое, будто одному мечтателю-голландцу на полтора часа дали поиграть в GTA и снять свой фильм о киборге, а он с ухмылкой и миловидными дугообразными бровями упивается действием. Примерно так же мальчики кидали в пекло боя оловянных солдатиков, а девочки дополняли измученную Барби новым аксессуаром. В этом - истинное обаяние жестяного человека с четырьмя лаконичными директивами и пламенным мотором внутри. Ведь в отличие от Терминатора он умеет улыбаться.
Видимо, янки на столько прониклись идеей технологического рабства, что за один десяток лет выпускают уже вторую эпохальную для своего времени картину. Картину, где люди заведомо проигрывают, а механизмы (пусть и наделённые «разумом») становятся гораздо человечнее и гуманнее своих создателей.
Как бы этого не хотелось, сравнение с кэмероновским детищем будет тут вполне уместно. Хотя бы потому, что сюжеты совершенно схожи: и там и там, на первых ролях, био-роботы, призванные защищать человечество. Масштабы, конечно, немного разные, но суть всё равно одна. И касаясь технического исполнения, фильм Пола Верховена несколько проигрывает «Терминатору», ставя в противовес человеческую драму, которой, в свою очередь, не хватает в последнем. Пожалуй, именно этот баланс сыграл значительную роль в успехе «Робокопа» - история Алекса Мёрфи действительно тяжёлая и серьёзная. Печалит то, что её итог (и последующее продолжение) сводится к холодной брутальщине и пафосу. И речь тут не о пратогонисте, чью роль Питер Уэллер отыграл очень внушительно. Касается это всё того же окружения - бандитов, логических цепочек и диалогов. Голливуд продолжает наступать на собственно созданные «грабли» начала 80-х, подводя всё к пошлой картинке, за которой могла бы быть действительно стоящая история.
Остаётся лишь похвалить Бэзил Поледуриса, чья качественная композиторская работа составила компанию актёрской игре Уэллера. Ребята молодцы, а всё остальное... ну, максимум за доллар.
Вы когда-нибудь представляли себе, как будет выглядеть наша жизнь в будущем? Представляли? А я нет. Знаете почему? Потому что я и так знаю. Она будет выглядеть именно так... Мне, кстати кажется, что сама концепция Детройта будущего очень напоминает Москву будущего, с ее перенаселенностью и криминализированностью, но разговор не об этом...
Мне кажется, что сама идея создания робокопа самая реальная из всех фантастических боевиков, а реализация уж точно. Уэллер как никто другой подошел на роль суперполицейского, хоть его лицо и было в кадре полностью всего 20 минут. Но не только он, но и Алекс Мэрфи (если так можно сказать) гениально подошел на роль робокопа, потому что был честным полицейским, как и его напарница Луис. Гениально и то, как Верховен перенес человеческие качества на железного (титанового) робота.
Thank you for your cooperation
Знаете в чем секрет этого кино? Правильно, в атмосфере. А она здесь такая, что порой забываешь, что смотришь фильм и появляется ощущение, что ты случайно сел на пульт, сбил режим и смотришь ТВ, особенно, когда идет рекламка. Помните, например, рекламу сердечных имплантантов или репортаж в новостях про смерть двух бывших президентов США из-за несчастного случая с лазером в космосе? Все это, конечно нагнетает атмосферу... Даже Бартону есть чему завидовать.
Id buy that for а dollar.
Я бы хотел еще заметить мегареалистичные спецэффекты, которые являются визиткой Верховена и робокопа в частности. Взять хотя бы убийства, я не видел такой реалистичности нигде, кроме как здесь и в небезызвестном фильме про рядового Райана. Помните первую сцену с отстрелом руки у Мерфи, которая была вырезана цензурой на кассетах? А трюк с токсичными отходами (Брррр, мурашки по коже), а драку с ED 209? (Так, хватит, что-то я увлекся, весь фильм сейчас перескажу).
- Nice shooting, son. What's your name?
- Murphy.
Напоследок хочу добавить вам на заметку, что это кино является моим самым любимым(!), а мне, поверьте, есть с чем сравнивать. Я знаю это кино наизусть, как, впрочем, все фильмы, о которых пишу(на память не жалуюсь), а эффект первого просмотра был таков, что я целый день ходил по квартире, изображая доблестного робота-полицейского.( Эх, давно это было)...
Потрясающий фильм. Во время просмотра не замечаешь никаких ошибок и ляпов, да и не хочется, фильм смотрится на одном дыхании! БРАВО Пол Верховен! Больше нечего добавить.
Вне всяких сомнений это один из лучших фильмов 80х годов.Первый просмотр в свое время меня поразил настолько,что я надолго оставил местечко в душе рядом с моими любимыми фильмами детства- Терминатором, Чужими, Хищником и др. Пол Верховен-настоящий талант постановки фильмов.
Развлекаловка в обёртке научной фантастики, или Робомент спешит на помощь.
Голландский режиссёр Пол Верховен никогда не был любителем научной фантастики, и никогда не собирался связывать свою работу с ней. До 'Робокопа' он был известен лишь в узких кругах , своими скандальными эротическими лентами. ('Плоть и кровь') Он бы мог так и остаться малоизвестным голландским режиссёром, если бы из-за проблем с властями (правительство Голландии изменилось на 'левое крыло') ему не пришлось 'осесть' в Америке. В его карьере начался застой. Однако в 1986 году у него появился шанс снова 'быть на коне': Компания 'Орион пикчерз' занималась поиском режиссёра, для проекта 'Робокоп', и Пол оказался подходящим кандидатом.
Сценарист Ричард Ньюмер уже больше года имел в наличии сценарную работу под названием ' Робокоп', которой, после долгих и упорных отказов от всех американских киностудий, вдруг дали зелёный свет, в кинокомпании 'Орион пикчерз'.
Верховен первоначально тоже воспринял сценарий 'Робокопа' в штыки и выбросил его в мусорное ведро. Однако, потом передумал. И взялся за этот проект.
Причин, по которым киберпанковскому сценарию Ньюмера, после упорных отказов дали зелёный свет, было отнюдь не чудесное озарение, падшее на кинобоссов. В 1984 году , как всем известно, в кинофантастике произошло знаменательное событие - в свет вышел фантастический экшн-триллер 'Терминатор', который не только совершил революцию в жанре фантастического боевика, но и являлся причиной роста популярности поджанра киберпанк. 'Орион Пикчерз' (под чьей эгидой 'Терминатор' и вышел) увидели куда дует ветер, и смекнули, что в данных обстоятельствах сценарий Ньюмера , который тоже представляет из себя фантастический боевик , может иметь успех в массах. Однако 'Робокоп' сильно отличался от Терминатора.
' Мы не собирались делать такой же научно-фантастический фильм как Терминатор. В 'Робокопе' у нас больше веселья' Сценарист 'Робокопа' Ричард Ньюмер, док. фильм 'Flesh and steel'
Сама идея Робокопа возникла следующим образом: У Ричарда Ньюмера имелся сценарий, в котором рассказывалось о роботе, служащем в полиции Детройта (ну и ну...) А у его знакомого сценариста Майкла Майнера был сценарий под названием 'Суперкоп', где рассказывалось о полицейском, с которым произошёл несчастный случай, вследствие которого он стал роботом. Ньюмер и Майнер решили сотрудничать и соединили два этих простых сценария в один, который именовали 'Робокоп'.
Некоторые из людей причисляющих себя к киноведам заявляют, что Робокоп лучше Терминатора, потому что возник на пустом месте и весь из себя оригинален. Ну, как говориться, флаг им в руки, пусть думают, что хотят, вот только на правде это мало как отразиться. Идеи о людях становившихся роботами, и начинающими служить закону была использована в многочисленных американских комиксах за долго до Робокопа . Так же не будем вспоминать и подобных манга-комиксах. Дизайн костюма Робокопа был очень похож на дизайн костюмов героев этих комиксов (большие плечи и грудь, шлем и т.д.) И сам Верховен это спокойно признаёт. Всё это совсем не значит, что “Робокоп” - это плагиат и все его копии должны быть ликвидированы. Все идеи, взятые из всех вышеупомянутых источников, органично вписывались в фильм. Однако это показывает что фильм, “Робокоп” возник отнюдь не на пустом месте.
'Робокоп' даже не претендует на какую-либо серьёзность. Взять хотя бы его титул, который на русский манер будет звучать как 'Робомент'. Все режиссёры, кроме Верховена, которым предлагали взяться за этот проект, увидев титул сразу отказывались , сопровождая это словами: ' Как я могу ставить такой мусор?!' Главной причиной, по которой Верховен взялся за постановку 'Робокопа' был большой потенциал, скрытый в этом, на первый взгляд, незамысловатом сценарии.
“Робокоп” – это фильм о человеке заключённом в машине. О том, что, даже будучи полностью подвластным, программированию и контролю со стороны людей сделавших его кибернетической машиной, Алекс Мерфи всё равно остался человеком, и проявляет человеческие качества. Ну а ещё, этот фильм о массовой деградации общества и коррумпированном корпоративном мире. Жаль только, что все эти идеи были реализованы в развлекательном ключе, хотя давали почву для серьёзного фантастического фильма. Об этом по порядку.
Первые 30 минут фильма – великолепны. Нам показывают, что мировая ситуация близка к катастрофической - холодная война идёт полным ходом, (хотя действие фильма и происходит в недалёком будущем) люди в странах жаждут свержения властей, насилие стало привычным делом , как и наплевательское отношение со стороны властных структур. В вечерних новостях на центральном канале, людям спокойно рассказывают о многочисленных убийствах, параллельно сдабривая эти репортажи весёленькой рекламой какой – нибудь дорогостоящей бурды(Знали бы сценаристы, что у нас на ТВ такое сплошь и рядом!).
Нам показывают полную деградацию общества – Детройт превращён в индустриальную помойку, кишащую отморозками и людишками, которым для счастья надо лишь посмотреть вечернюю развлекательную передачу. В городе всем правят деньги и корпорация OCP, на чьи средства теперь содержаться службы правопорядка (уверен, если в скором времени нашим милиционерам не поднимут зарплату, наша милиция тоже будет вынуждена содержаться на деньги какой-нибудь гнусной мега корпорации).
Детроевским Копам не по душе подобный расклад вещей и они хотят устроить забастовку. Герой фильма Алекс Мерфи попадает в управление полиции Детройта случайно – его просто перевели туда. И его первое задание на новом месте назначения оказывается последним. Он гибнет, как и положено копу – при исполнении должностных обязанностей. Его тело будет использовано как сырьё для создания нового средства наведения порядка в городе – кибернетического копа под кодовым названием “Робокоп”. Формально Мерфи мёртв. Ни его жена, ни сын не знают, что с ним стало на самом деле. А Робокоп (он же Мерфи) между тем в корпорации значиться не как личность, а как её собственность и только.
Примерно на этом, великолепные 30 минут фильма, где всё происходящее изображено довольно реалистично (хотя и они не безгрешны), и заканчиваются. А потом начинаются уже чисто развлекательные 73 минуты фильма, где от реалистичности не остаётся и следа. Что же начинается потом, и почему эти 73 минуты я назвал чисто развлекательными? Об этом тоже по порядку.
Как ни странно, фильм начинает “сдавать” при появлении главного героя – самого Робокопа. В сцене, где его настраивают, (по-моему, сценаристы оригинально поступили, что всё это показали с его точки зрения, в прямом смысле) приводят в участок и учат стрелять, картина ещё смотрится нормально. Хотя конечно очень интересно узнать, когда OCP успели сделать в полицейском управлении отдельную комнату для ремонта Робокопа (с ограждением и тяжелым оборудованием), ведь офицер Рид ничего не знал? А вот после этого и начинаются все “ чудеса”.
Они начинаются, как только Робокоп выходит на патрулирование города, и даёт старт своим героическим подвигам. Сценаристы преспокойно могли сделать так, чтобы всё это смотрелись серьёзно и правдобоно, а не выглядело примитивным супергероизмом уровня комиксов о Бэтмене (“Вы хотите ограбить магазин, но я вас остановлю!”). Но Ньюмер и Майнер не стали менять дело. Они , можно сказать, начали спускать в трубу всю реалистичность происходящего, и все те идеи, которые были в этом фильме первые полчаса.
Люди спасённые Робокопом увидев, что какой-то мужик в железках спокойно выдержал автоматную очередь, или, то что он спокойно поразил цель ,для попадания в которую нужен тончайший расчёт траектории, который не дан человеческому глазу, почему - то совсем не удивляются этому. (Нам кстати, показывают , что эти люди до встречи с Робокопом не слыхивали о его существовании) Вместо адекватной реакцией на эту железную гориллу с огнестрельным в руках, которой должен быть страх или хотя бы шок , все люди без особого удивления (удивился наверное только продавец магазина) либо отвечают ему доброй улыбкой, либо и вовсе начинают делиться с ним дружескими объятиями. Не хватает только ещё сказать что-нибудь глупое в духе : “Спасибо Робокоп, ты спас мне жизнь! “В сцене, где Робокоп идёт обезвреживать работника городской администрации, который захватил мэрию, журналисты действуют тоже с сомнительной адекватностью. Вместо того чтобы спросить у мужика в супергеройском железном костюме, который спокойно подъезжает к Мэрии, “Из какого сумасшедшего дома вы сбежали?” или “ Как вы в таком виде работаете в полиции?” , журналисты задают ему какие-то идиотские вопросы типа: ”Кто вас сделал?!” или “ Вы несокрушимы?”. А это уже попахивает бредом, учитывая, что фильм представлялся нам как фантастический боевик рейтинга R, а не как Фэнтези рейтинга PG-13.
Потом сценаристы фильма видимо решили исправиться, и показали нам сцену заказной раскрутки Робокопа в ТВ новостях (Видимо кого-то ходячее железное чучело всё-таки удивило). И этот выпуск ТВ новостей не обошёлся без отличной рекламной вставки, где всем советовали приобрести “милую. семейную игру” с названием: “Нанеси ядерный удар им всем” . Эта вставка являлась подтекстом: массовая индустрия превратит в игру даже ядерную войну.) Ну и естественно не забудем следующую сцену и одну из лучших в фильме – разговор инициатора проекта “Робокоп” – Роба Мортона со своим начальником Диком Джонсом в сортире. Жаль только, что этих серьёзных вставок в 73 несерьёзных, развлекательных минутах только две, и это ничего не исправляет.
Далее фильм снова начинает по блокбастерской дорожке - “Робокоп” находясь в состоянии подзарядки в своей ремонтной камере, неожиданно вспоминает своё убийство (убийство Мерфи, если быть точным) И… спокойно встаёт, открывает дверь и уходит . Учёные конечно оказываются слишком тупыми, поэтому и не предусмотрели , как держать машину ТАКОЙ силы на привозе . Потом Робокоп естественно (для развлекательного блокбастера) чудесным образом встречает всех своих убийц (один из которых таинственным образом его тоже узнаёт). Потом Робокоп вспоминает кто он такой, потом напарница Мерфи – Энн Льюис тоже чудесным образом узнает, что Робокоп и Мерфи – одно и тоже лицо (женская интуиция?), потом Робокоп вступает в противостояние с мегакорпорацией…. Злодей Дик Джонс тоже показывает себя с неожиданной стороны (а для блокбастеров – ожидаемой), он оказывается полным идиотом. Ведь если он знал, что Робокоп имеет встроенную компьютерную память и может воспроизводить на видео все её отрывки, то почему же он тогда стал признаваться ему в убийстве Боба Мортона? Неужели он настолько был уверен в том, что ED-209 завалит железного? Да и зачем ему вообще понадобилось вести с Мерфи разговоры?
В общем, дальнейшие события в фильме полны таких несуразностей, и легко предугадываемы.
Главная беда этих 73 минут в том, что там совсем недостаточно прорисованы человеческие отношения (а они в этом фильме, как ни крути есть) и катастрофически мало времени уделяется ключевым деталям сюжета. Сделано это наверное со следующим учётом: рядовой зритель смотрит на спецэффекты и действие, а о таких “мелочах” как логика не задумывается. Авторы никак не обосновывают вышеуказанные и вообще имеющиеся в этом кино логические нестыковки или просто неясности.
С какой стати робот ED-209 (подчёркиваю: робот, а не человек) при падении на землю начинал пронзительно визжать? Это прикол? Или это такая тонкая стилистическая находка? Кроме этого возникает вопрос и по поводу самого Робокопа. Двигается этот чайник ужасно медленно, он неповоротлив и имеет инвалидную походку. Наземь его может повалить даже сброшенная сверху куча мусора. Замочить такого проще простого. Бэдгай легко может сбить его на тачке и сделать ему контрольный выстрел в лицо. Возникает вопрос: а не глупо OCP было делать такую дорогущую и ненадёжную махину для борьбы с преступностью?
Но Верховен забил на всё это, и видать решил: А какая разница?! Show must go on! Диалоги и монологи в фильме тоже самые разношёрстные. Это и отличный диалог Мортона в сортире с начальником, и дурацкие фразы Робокопа типа: “ Простите, я должен идти. Где-то происходит преступление.”
В фильме колоритные персонажи. Это и сам Робокоп, офицер Рид, Боб Мортон, Дик Джонс, Энн Льюис , Кларенс Боддикер… Да, кстати. В этом кино хочется отметить очень реалистично изображённых отморозков. Все бэдгаи просто как живые – матерятся, стреляют не задавая вопросов, и вообще действуют адекватно (адекватно настоящему отморозку, естественно. Хотя в этом деле я не такой уж и специалист) . В современном кино (особенно в отечественном) отморозки больше похожи на дворовую шпану.
Хотя игра актёров далеко не на высоте. Если Робомент (Питер Уэллер), Роб Мортон (Мигель Фиррер), Дик Джонс (Рони Кокс) ещё выглядят более менее убедительно, то напарница Мерфи - Энн Льюис (Нэнси Ален) явно сливает. Может конечно у неё роль такая – персонаж смотрящейся не убедительно (особенно это её вялое: “В меня попали”.)
Что касается спецэффектов, то относительно костюма Робокопа и грима персонажей (вспомним хотя бы изуродованного Эмиля) у меня претензий нет . Роб Боттин справился на отлично, учитывая к тому же, когда был сделан фильм. Также замечательно с технической стороны были сделаны все сцены насилия. Если человеку из дробовика стреляют в руку, то она разлетается на куски. Если в человека выпускают из пулемёта очередь, то пули пролетают его тело насквозь, и у него течёт кровь. Насилие в этом фильме изображено предельно реалистично. Сам Верховен по этому поводу говорил так : “ Я люблю насилие в кино. Смягчая насилие в кино, вы отводите от зрителя гротеск, который я хочу показать” Не облажались и кукольники . Сцена расстрела Мерфи мало на кого не произведёт впечатления . А вот сцены спецэффектов с роботом ED-209 сделаны просто убого. После двухметровой аниматронной Королевы Чужих, в Aliens 1986 года, которая выглядела правдоподобней не бывает – делать такую стоп-моушен дешёвку, каковой был ED-209 - просто позор. У Робокопа был бюджет 11 млн, долларов, у “Чужих” 18 млн. Не сказал бы, что бюджет Чужих намного больше. Тем более, что бюджет “Робокопа” в 11 млн. долларов на то время был совсем не малым. Вспомним , что за 11 млн. долларов были сняты “Звёздные войны: эпизод 4” и “ Чужой”; картины где с визуальной частью (для своих времён конечно, а это ведь 70-ые годы!) был полный порядок. Поэтому я совсем не удивлён, что Робокоп так и не получил Оскара за спецэффекты.
Джост Вакано показал себя в “Робокопе” умелым оператором , выбрав довольно-таки неплохие ракурсы съёмки, и не играясь в постоянные наезды/отъезды. Впрочем , светофильтр тоже сыграл немалую роль в смотрибельности картины (возможно году где-нибудь к 2010 наши отечественные киношники наконец узнают , что же такое светофильтр и может быть даже начнут его применять !)
Музыка в фильме – ни рыба, ни мясо . Если тема запоминается, и звучит органично, то про бэкграундовый саундтрек сказать такое я смогу лишь, если выпью три бутылки портвейна. Вся проблема в том, что саундтрек состоит практически из одних ремиксов главный музыкальной темы фильма. Из всего этого мне понравился лишь лазерный звук при появлении Робокопа в дверях, и трек, играющий во время возни Робокопа с ED-209.
После всего вышесказанного сделаем вывод: “Робокоп” не претендует на звание серьёзного, глубокого и реалистичного фантастического фильма (люблю это странное сочетание). НО, тем не менее, фильм из-за этого никак нельзя заносить в разряд: попкорновый трэш: У фильма замечательная идея, и имеется подтекст. Просто реализовано всё это в чисто развлекательном стиле. И если Вы пожиратель попкорна, то можете спокойно смотреть “Робокопа”, отключив мозг и наблюдая за мочиловом. Если же вы заядлый киноман, то можете смотреть эту картину с целью ознакомления с уникальным гибридом – блокбастером 80-ых годов, в котором не смотря на все блокбастерные атрибуты присутствуют такие не свойственные этому типу картин элементы как чрезмерная жестокость и соц. подтекст...
Фильм о прототипе современных супергероев сам стал образцом научной фантастики. Robocop I, или лучше сказать Великий, - это не просто боевик о будущей технической революции, где терминатор выступает на стороне людей, но и о человеческой эволюции: сделавшую такой кошмар вероятным прогнозом.
Место действия - американский Тольятти - Детройт некогда процветающий центр автомобильной промышленности, а в наши дни местность описываемая как 'городская прерия'. Безработица и преступность... Самое подходящее место для появления уборщика этого дикого запада.
'Робокоп' по своей организации очень напоминает сказку. Я имею ввиду не столько рыцаря без страха и упрека, идущего на 'Вы' с открытым забралом, сколько декорации к пьесе. Выпуски новостей и реклама гротеском подчеркивают недостатки современного общества: доминируют развлечения и секс, и абсолютное безраличие к людям. Немного курьезные новости об оружии проекта Звездных войн и сообщения о погибших полицейских с будничной улыбкой на лице. Вот до чего можно доиграться в монополию.
Обилие популярных наследников и множество одноименных продуктов не может затмить оригинальный проект Пола Верховена. Все уже было сказано здесь - нет нужды повторять это другими словами 5, 6 или сколько всего частей.
В отрочестве я его очень любила, Робокопа. Такой весь герой без страха и упрека, вызывающий живое сочувствие за страдание от потери своей 'исходной' личности.
Решила пересмотреть в сознательном возрасте.
Да, конечно, поведение Робокопа очень наивно и не похоже на поведение полицейского. Какого черта он отпустил, к примеру, второго потенциального насильника? И разве не мог в магазине не рушить все правонарушителем, а тихо вывести его? Почему серьезное начало и неплохой финал обрамляют такую детсадовскую дурь?
Но все так же натуралистично жестоки сцены расстрела Мэрфи и сцены с изуродованным каким-то химическим реактивом бандитом.
Все также прекрасен альтерантивный робокоп: пулеметная установка на ножках, которого я почему-то всегда про себя называла 'цыпа' - за походку и совершенно птичью истерику на лестнице. Красивая штука! Явный прообраз 'голиафов' из Starcraft. Правда, совершенно очевидно, что это не полицейская, а военная машина - только полный маньяк мог выпустить такое в город. Эта штука слишком громоздка, медлительна, а вооружение ее не предполагает точности в области поражения.
Симпатичен на лицо Роберт Мортон в исполнении Феррера. Интересный, не вполне однозначный персонаж - плохой, но все-таки не совсем. Только вот он такой же ученый, как я - Галадриэль, типичный управленец, причем невысокого полета. Еще и наркоман... в общем, мог бы он быть и поинтереснее. Хотя последняя сцена с ним неплоха.
Все еще забавен момент с красноречиво выскакивающим из кулака Робокопа штырем. Все еще вызывает восторг изящное решение главы корпорации в сцене шантажа - нейтрализация 'директивы 4'.
Но вызывает нарекания образ напарницы Мэрфи. Она круто машет ногами при первом появлении, но потом ведет себя вопиюще непрофессионально и глупо. 'Как это похоже на голливудских сценаристов, мужских шовинистических свиней', в очередной раз процитирую я Кинга.
Еще меня постоянно преследовала мысль, что кастинг на главную роль заключался в поиске актера с красиво очерченными губами. Хотя я бы из соображений безопасности выдала бы Робокопу полностью закрытый шлем с возможностью открывать все лицо для 'мирных бесед'.
Со стороны же идеи... Тема интересная, некогда модная, в недалеком будущем - актуальная. Начать с того, что Мэрфи все-таки умер. Только несовершенство технологии привело к сохранению остатков личности оживленного трупа, приносить ему нравственные страдания никто целью не ставил. Разве что никто его перед смертью не спросил, согласен ли он на посмертное использование его тела. На мой взгляд, производство киборгов из трупов - все-таки не самое жуткое преступление против нравственности (этакая научнофантастическая некромантия), и как таковое использование мертвого человеческого мозга как мощной вычислительной машины для киборга может быть и приемлемо, при условии, что делать киборгов будут из людей, завещавших свои тела для этого. На мой взгляд, все лучше, чем окончательная смерть.
Ностальгирующим по прошлому людям смотреть можно смело - скорее всего, не разочаруетесь. Смотреть же сейчас впервые... не знаю. Может быть, римейк будет не хуже (хотя я не очень в это верю, после реинкарнации 'Вспомнить все').