Каждый раз я берусь за очередную не просмотренную работу Тима Бертона с неким страхом - я настолько высокого мнения о творческом потенциале этого кинодеятеля, что боюсь когда-нибудь с сожалением сказать, что он не оправдал моих ожиданий.
К счастью, он всегда оправдывает.
'Франкенвини' - классический молодой Бертон. Здесь есть все детали, которые он так упорно пронес через все творчество: и мрачноватая картинка, и элементы черного юмора (порадовали надгробия в виде пожарных кранов и косточек), и аллюзии на другие свои работы (в частности сам процесс оживления Спарки очень напоминает фрагмент из 'Винсента Прайса'), и главная тема - противостояние личности и общества.
Правда, в ранних его произведениях они находят выход и приходят к своеобразному, очень 'бертоновскому', но хэппи-энду. В дальнейшем своем творчестве он будет менее романтичен.
Во многих картинах Бертона, за счет того, что он предпочитает все снимать с натуры, много несуразностей и нестыковок - это уже стало традицией и имеет свой шарм, что невозможно отрицать. Это - очень бертоновская картина, трогательная и романтичная, печальная и завораживающая. Можно, конечно, вдаваться в детали и утверждать, что все это псевдонаучно, но я бы ответила словами самого Тима: 'В таком случае возьмите другой фильм. Такой, где все правдоподобно'.
А раз уж вы пришли на Бертона, то получайте - замечательную картину для истинных поклонников жанра.
Все когда-нибудь начинают с чего то. Если нынче большинство режиссеров дебютируют уже полнометражными и порой даже высоко бюджетными лентами, то было время, когда всем нынче известные пионеры режиссуры начинали именно с такого рода короткометражных проектов, а учитывая то, что режиссером данной работы выступил Тим Бёртон, посмотреть её стало еще интересней. Ведь меня всегда удивляло то, как режиссер с таким готическим и мрачным видением проектов, мог столько времени работать аниматором на 'детскую' студию Уолта Диснея ?
Похоже ответа на свой вопрос я никогда не получу. Так как на экране проявляется классический Бёртон. Таким каким мы его знали и знаем. Ведь в большей степени работу тянет ставшая уже нарицательной с ним готическая, мрачная и немного своеобразная атмосфера на уровне ретро хороров и семейной сказки. Создавая нечто, что Бёртон пытался развить в относительно недавнем полнометражном ремейке, но испортил в угоду коммерческой составляющей. Да и откровенно говоря, данная работа смотрится куда лучше, чем этот ремейк. Не смотря на то, что бюджет был увеличен и техника пошла далеко впёрёд. Пожалуй тут в лучшей степени отражается поговорка, что 'Краткость - сестра таланта'. Так как малый хронометраж проекта не только прибавляет всей ленте и истории динамики, но и еще больше усиливает интерес к происходящему.
Как бы многие зрители и критики не утверждали, фильм ни в коей то степени не является вольной интерпретацией 'Кладбища Домашних Животных' Стивена Кинга. Скорее в достаточно стёбной форме копирует содержание классического хорора компании RKO 'Франкенштейн' с Борисом Карлофым в главной роли. Что подправлено достаточно двояким содержанием. Ведь с одной стороны, на лицо определенный стёб по былым фильмам ужасов, которые давно вышли из моды по техническим причинам. С другой же стороны, сюжет картины можно смело воспринимать в качестве дани уважения подобным лентам.
Как бы там ни было, особо сильных расхождений в сюжете с вышеупомянутой лентой нет. Таким образом, эффект неожиданности отсутствует, но смотреть фильм действительно интересно. Не смотря на определенную наигранность в действиях и диалогах героев. Словно ты не знаком с историей вовсе. Вот уж точно, краткость сюжета сыграла картине на пользу. Когда как ремейк угробила затянутость сюжета, которая и создала ощущение 'перегрузки' сюжета слишком большим количеством деталей.
Еще чертовски молодые Дэниел Стерн и Шелли Дюваль в картине просто очаровательны. Сыграли чертовски хорошо и наблюдать за ними столь молодыми было интересно. Особенно за Шелли Дюваль, наблюдая за которой я то и дело ждал, что сейчас из под угла вылезет Джек Николсон со своей классической улыбкой и топором прямиком из 'Сияния' Стэнли Кубрика. Да и вообще. Все актеры создали ощущение настоящих людей, а не актеров и это можно считать редким достижением любой ленты.
Музыка композиторов ленты Майкла Конвертино и Дэвида Ньюмана стала идеальным фоном для происходящих на экране событий. Сложно представить кого либо другого на посту композитора, нежели неизменного композитора Бёртона Дэнни Эльфмана. Тем не менее, музыка Конвертино и Ньюмана понравилась мне даже больше, чем более грузная музыка Эльфмана из ремейка.
8 из 10
Очень атмосферная, интересная, действительно занятная и классическая работа Бёртона того образца, которым его многие любят и ценят. Однозначно куда лучше его полнометражного ремейка и та работа, посмотреть которую думаю должен каждый. Особенно если считает себя поклонником творчества готическая сказочника Тима Бёртона.
Вторая крупная работа Бёртона в кино. И опять для Диснея. И опять она по истине чудесна.
Эта короткометражка отражает всё: и обыденность чувств и отношений, и безграничную любовь, и дружбу. Она напоминает нам, что в жизни случаются чудеса и что если во что-то искренне верить, то это случится. Главный герой, маленький мальчик, как истинный друг борется со смертью любимого пса и побеждает.
По сюжету короткометражка схожа с мультфильмом 'Винсент'. Бёртон часто обыгрывает тему смерти в своих фильмах. Но только он умеет преподать что-то ужасающее в 'обёртке' любви и доброты.
Единственное что ставит под сомнение, так это возраст зрителей для которых предназначен 'Франкенвини'. Маленьким детям его лучше не показывать, а для взрослых он уж точно не подходит. Лишь поклонникам бёртоновского кино он придётся по душе. Стиль Бёртона легко читается и его трудно не узнать в этом 'добром' кошмаре. Жаль что руководство студии Диснея не оценила работу режиссёра, но в скором времери ожидается ремейк 'Франкенвини'. Чтож будем ждать!
Самое необычное сотрудничество в мире мультипликаций и семейных кинофильмов. Работа Тима Бертона вместе со студией Дисней подарила нам несколько самых непредсказуемых «детских» фильмов. Если честно, то стиль студии здесь не чувствуется вообще, очевидно, они предоставили режиссеру полную свободу действий. И вот тут безумные и оригинальные идеи мрачного сказочника предстали перед зрителем во всей красе.
Интерпретация классической истории ужасов по взмаху волшебной палочки Бертона превращается в фантастическую комедию. Хотя у фильма есть своя законченная история, но в некоторых деталях присутствует продолжение короткометражки «Винсент». Вот только мораль двух творений отличается.
Короткометражный фильм рассказывает о таланте мальчика Виктора. Разумеется, окружающие люди не понимают его экспериментов, а лишь боятся и осуждают. Но когда твой единственный друг погибает, то можно пойти на многое, что бы вернуть его… В истинно бертоновских кинофильмах никогда нет ничего невозможного и в этом их шарм. Таким образом, Виктору удается вернуть к жизни своего друга.
Всегда удивляло, как Тиму удавалось найти таких обычно-необычных актеров. Главную роль исполняет совсем юный Баррет Оливер, он играет по-взрослому свою серьезную роль. Оригинальная внешность Шелли Дювалл и юной Софии Копполы прекрасно дополняют атмосферу.
Восхищают детали кинокартины. Такие мелочи, как чашка The Wolfman и шахматный пол в доме в очередной раз доказывают, что Бертон детально продумывает все, что попадает в кадр, ведь он создает свой мир. А сцена с горящей мельницей очень напоминает финал из «Сонной лощины», что в очередной раз доказывает – все фильмы режиссера тесно связаны между собой.
После просмотра понимаешь, что это одна из самых прекрасных вечных историй о любви.
Маленькая история о собаке с большим сердцем.
PS Винсенту Маллою (Виктору Франкенштейну, Тиму Бертону) удалось создать своего ужасного зомби…
Ранний, я бы сказал, первородный Бёртон, предстает в этой короткой ленте во всей красе своего беспредельно самобытного таланта, создавая свой уникальный вариант истории о Викторе Франкенштейне, открывая в завораживающе-таинственной картинке оригинального видеоряда перспективы своих будущих, куда более масштабных кинопроизведений.
В коротком метре нет времени рассусоливать, и Бёртон берёт сходу быка за рога. В этой версии Виктор Франкенштейн – ученик начальных классов, увлеченный съемками домашнего фильма ужасов, в котором роль «Чудовища из прошлого» исполняет его любимый бультерьер Спарки.
Премьера вызывает огромный интерес у соседствующей публики, но радостное празднование первого успеха омрачает (холодный душ от Бёртона) внезапная гибель пса, которого, по неосмотрительности хозяина, задавил проезжавший мимо автомобиль.
И это все происходит ещё до начальных титров. Сами титры всплывают под душераздирающую музыкальную тему на фоне кажущегося нарисованным кладбища домашних животных, которое в отдаленном взгляде кинокамеры воспринимается декорацией театрального спектакля.
Переживающий тяжёлую утрату мальчик делает свои собственные выводы из опытов, показанных учителем на школьном уроке биологии, решая использовать своё «открытие» для воскрешения погибшей собаки.
Учителям: если ученик не задает вопросов по итогам рассказанного вами учебного материала, это не значит, что у него нет своего взгляда на означенную проблему.
Кроме шуток, очевидно, домашняя доступность использованного юным ученым экспериментального метода «оживления» животного и стала камнем преткновения для продвижения этого фильма навстречу широкой зрительской аудитории. Студия-производитель, опасаясь обратить посмотревших его детишек в последователей мальчика Виктора Франкенштейна, ограничилась лишь скромным релизом ленты на видеокассетах.
Мне же думается, что, при некотором комментарии сопровождающих детей родителей, картина была бы не только безопасна, но даже и полезна, причем одинаково и старшим, и младшим её зрителям.
Известная боязнь всего таинственного и непонятного восстанавливает соседей против невесть откуда взявшегося двойника Спарки, посчитавших его не киношным, а настоящим чудовищем. И что сможет убедить людей в обратном?
«По плодам узнаете их…» Драматическое действие вновь уходит из реальности в театральные декорации мрачного потусторонья, открывая испуганным персонажам правду об ожившей собаке, а всему миру – бертоновский взгляд на стилистику визуальных форм кинематогрфа.
Но в этой картине Тим ещё не отошел окончательно от традиционных методов к своему теперешнему motion capture, используя вживую пусть и немногочисленную здесь актёрскую братию. И, сказать по чести, у кастинга этого кино есть две удачи: выбор на роль пса собаки пугающей всех своей репутацией породы бультерьер и мальчика Бэррета Оливера на роль Виктора Франкенштейна.
Таких органичных актёров, как Оливер, - один на миллион, впрочем, Бертону теперь не нужны живые лица, памятуя о своих первых экспериментах в кинематографе, он решил переснять «Франкенвини» в кукольном варианте отработанном им на «Трупе невесты», очевидно надеясь со второй попытки, спустя четверть века дать новую жизнь старой истории.
Будем думать, что на этот раз ничто не помешает новой картине дойти до прокатных кинотеатров. И ещё: очень хочется, чтобы кукольный Франкенштейн был похож лицом на юного Бэррета Оливера. Другого просто не мыслю.
Талант Бертона не перестаёт удивлять. Фильм-то, оказывается, очень старый. А видели его немногие.
Как Вы могли догадаться, 'Франкенвини' - пародия на Франкенштейна. А я бы назвала это скорее не пародией, а ремейком в соответствии с собственным видением автора. Как было сказано в другом творении Бертона: 'Видение - это единственное, за что стоит драться. Нет смысла жить, воплощая чужие замыслы'.
Так вот. Фильм - одна из первых попыток показать это самое собственное видение. Многие моменты из него войдут потом в другие фильмы:там и живые мертвецы, 'на лицо ужасные, добрые внутри', и жестокая толпа обывателей, лишённая, кажется, всех человеческих чувств, кроме страха перед непонятным, а сцена с мельницей - так это вообще откровенный сплав 'Сонной лощины' с 'Эдвардом руки-ножницы', если можно так выразиться, учитывая, что фильм намного старше их обоих.
Понравилось также, что фильм не затянут. Всего 30 минут, зато удовольствия. Впрочем, Бертона вообще нельзя упрекнуть в тенденции к затянутости.
Посмотрим, что получится, если добавить немного электричества
С этим получасовым фильмом у Тима Бёртона произошла целая жизненная история, ведь когда-то давным-давно его запретили к показу. Мол, дети не выдержат такой 'психоделики' (кто вообще мог так подумать!). А в 2012-м году вышел полнометражный мультфильм-римейк: оказалось, что студия 'Дисней', когда-то показавшая клыки продюсеров, переменила решение и более того, упрашивала режиссёра расширить версию короткометражки и сделать её анимационной. Так сбываются погибшие мечты и надежды...
Посмотрев рисованного 'Франкенвини' и восхитившись им, я решил вернуться к истокам. Данный фильм - просто сокращённый вариант сказки. Большинство эпизодов было воспроизведено в мульте покадрово, а композиция построения сюжета собрана точно так же. Это не может не радовать, ведь когда сравниваешь римейк и оригинал с полным пониманием, что оба не подкачали, создаётся ощущение, что стал свидетелем духовного родства.
Если взять 'Франкенвини' 1984-ого года для рассмотрения отдельно, то тоже невозможно разочароваться: история получилась на радость взрослым и детям. Как всегда, у Бёртона особенная атмосфера и неповторимые персонажи, каждый со своим индивидуальным характером. Некоторая пугающая обстановка наоборот придаёт картине больше притягательности, даже с успехом заменяет первоисточник рассказа. Когда вместо человека воскресает собака - это лучшая планка оригинальности, которая по сюжету значительно приукрашивает скучный быт примерных американцев. Кстати, довольно жизненно показано общество, его нежелание понять, что страх бывает надуманным, а в любой ситуации нужно сначала разобраться и уже потом осознанно делать выводы.
Поразительная глубина в простоте, завораживающий событийный переплёт, сочный авторский почерк делают бёртоновское творение маленьким шедевром. Лично я получил подлинное удовольствие от просмотра. Мало таких понятных, не рассусоленных лент, в которых искренний эпатаж фантазии так искусно переплетается с доброжелательностью и не заученной моралью.
Очень благородная, чистая, справедливая и истинная история про то, что собаки лучше людей и могут их изменить. Про то, что надо верить своим детям и не бояться общественности. Про то, что нет невозможного. Про победу добра над предрассудками зла. Про Спарки и Виктора.
Второй короткометражный проект Бертона на студии 'Дисней', являющийся вольным переложением 'Франкенштейна' 1931 года Джеймся Уэйла, может похвастаться интересной историей, выполненной в непривычном для детских фильмов черно-белой манере. Но будучи ребенком ты можешь и не обратить своё внимание на глупость сюжета, который, возможно, основательно подпортить впечатление. И если тебя не возмутит концовка с пуделихой, то только по той же причине или потому, что ты знаешь, что это отсылка к продолжению Уэйловского 'Франкенштейна' 1935 года. Но как показал опыт, и детям история не приглянулась, за что Бертон и был уволен со студии под предлогом 'Пустая трата рабочей силы и денег'. Позже режиссер переснимет этот фильм в мультипликационном формате, который будет более успешен среди детей и критиков.
Только Тим Бёртон в период начала своего творческого пути мог создать потрясающую картину не совсем для детей, но рассчитанную именно на детскую аудиторию. Будучи аниматором студии Диснея, Тим Бёртон решил переделать фильм Джеймса Уэли «Франкенштейн». Разумеется, получившийся вариант был непонят современниками, а Бёртон не соответствовал имиджу детской студии, ведь «подлинного гения вы можете узнать по тому, что все тупицы при его появлении устраивают заговор против него».
Режиссер создает фильм о себе, ведь в автоаварии незадолго до съемок фильма Тим потерял своего питомца. Но на самом ли деле Виктор Франкенштейн стал прототипом самого Бёртона? Спустя пятьдесят три года после выхода фильма-хоррора «Франкенштейн» на экраны появляется данное творение, только вместо полусумасшедшего ученого, создавшего чудовище из фрагментов человеческих тел, мы видим мальчика, увлекающегося кинематографией и естественными науками, мальчика, оживившего своего любимого пса и создавшего 'чудовище из прошлого'.
В данной короткометражке удивительно все, и все говорит о гении Тима Бёртона: атмосфера таинственности, некоторого ужаса и одновременно комизма, чарующая музыка, персонажи.
В данном фильме замечательно прописан каждый герой, а в частности, маленький мальчик Виктор с не по-детски проницательным взглядом и бультерьер Спарки, наводящий ужас на всю округу.
Удивительным является еще и тот факт, что автор решил снять фильм по аналогии с оригиналом в монохромном изображении, наверное, для того, чтобы представители готической субкультуры еще больше восхищались его творчеством. Данная псевдонаучная картина станет отличным украшением любой киноколлекции.
Закончить хочется словами профессора Преображенского: 'зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар'.
Творчество Тима Бертона справедливо считается одним из феноменов современного Голливуда. Необычайный кудесник, воспевающий потусторонний мрак и пугающую мистику языком семейного кинематографа, подарил нам немало истинных шедевров кинематографа, и хотя в его карьере периодически намечаются разломы, он все равно продолжает творить, радуя поклонников необычайным творческим видением, исповедующим вечные человеческие ценности в необыкновенной форме. Свой творческий путь Бертон начал отнюдь не с постановки полнометражных картин с большими бюджетами и сплошными звездами на ведущих ролях, а с работы на оплот семейного кино в лице студии Уолта Диснея. С малых лет испытывая непреодолимую тягу к рисовке, которая позволяла юному Тиму воссоздавать на бумаге самые смелые мечты, будущий создатель 'Эдварда, руки-ножницы' и 'Большой рыбы' оттачивал свое мастерство, попутно вырабатывая уникальный стиль, аналогов которому не сыскать. Нарочито удлиненные тела, огромные головы, подчеркнутая бледность персонажей в компании с жуткими пейзажами, словно позаимствованные из самых страшных сказок захватили все воображение художника, отказывающегося изменять самому себе. И даже поступив в распоряжении Disney, Бертон продолжал совершенствовать свои наработки, из-за чего у него периодически возникали проблемы с руководством, придерживающимся более традиционных взглядов на работу.
Однако при том, что видение Бертона было излишне радикальным для семейной аудитории, ему все-таки позволили вести работу над рядом сольным проектов, выходящих в качестве дополнения к масштабным студийным проектам. Одним из первых короткометражных мультфильмов мастера стал выдающийся 'Винсент', послуживший своеобразной данью уважения классическим фильмам ужасов прошлого. Не оценить талант молодого дарования было просто невозможно, и тем не менее творческие надзиратели Бертона отнеслись к его задумке без энтузиазма. Откровенно хмурые, пугающие тона мультфильма шли в разрез с политикой Disney, не спешащей идти на компромисс я яркими независимыми творцами, попавшими в ее лоно. И тем не менее несмотря на недовольные взгляды старшего окружения, Бертон с особой рьяностью принялся за работу над дальнейшими проектами, одним из которых стал 'Франкенвини'. На этот раз талантливому аниматору захотелось проявить свои силы в игровом кино и он начал соответствующие подготовительные процессы, требующие немалых денежных вложений и сил. К своему немалому удивлению, Бертон получил необходимое финансирование и доверие, однако слишком длинный язык в конце концов сыграл с ним злую шутку. Сняв картину так, как он считал нужным, режиссер позволил себе не дипломатичные высказывания в адрес Disney, от чего снятая в 1984 году история отправилась на полку, дабы пробыть там вплоть до 1992 года, когда отношения студии и Бертона потеплели, а сам мастер, прославившийся на весь мир вместе с 'Бэтменом', вместе с Генри Селиком поставил культовую мистическую феерию 'Кошмар перед Рождеством'.
Мир впервые увидел 'Франкенвини' не на больших экранах кинотеатров, а в сегменте домашнего видео в несколько урезанном виде. Продюсеры посчитали, что откровенно готический, пугающий настрой Бертона не пойдет на пользу юной аудитории, в связи с чем самые спорные моменты пришлось убрать на стадии монтажа, однако справедливости ради стоит отметить, что даже укороченная версия 'Франкенвини' внушает немалый интерес. Итак, сюжет фильма знакомит нас со школьником Виктором Франкенштейном (Бэррэт Оливер), увлеченным съемками собственного любительского фильма. С головой уйдя в процесс, мальчик вложил в картину все, что у него было и очень гордился проделанной работой. Но совсем скоро все его мысли будут прикованы к любимому псу по кличке Спарки, который по неосторожности попал под машину, после чего погиб самой жуткой смертью. Состоявшиеся похороны не усмирили горе Виктора, так как он совершенно не хотел прощаться с лучшим другом. Вспомнив ключевые моменты школьных уроков, герой решился на проведение невиданного эксперимента и таки сумел воскресить своего пса, тем самым показав, что наука способна победить саму смерть. Только вот соседи и знакомые Виктора не углядели в его открытии ничего хорошего, объявив Спарки самую настоящую травлю. И тогда школьнику и его любимцу придется столкнуться с еще большим вызовом, последствия которого невозможно предвидеть.
Само название мультфильма, 'Франкенвини', отсылает нас к классическому роману Мери Шелли и ее не менее известной адаптации, снятой в первой трети 20 века. Тим Бертон никогда не отказывался от реверансов в сторону столь значимых произведений и посчитал, что детишкам будет не лишним узнать историю победы над смертью в приглаженных тонах. Конечно, некоторые творческие решения режиссера вызывают мурашки по коже даже у взрослой аудитории, однако при этом стоит признать, что 'Франкенвини' в действительности ориентирован на семейный просмотр и способен пояснить многие непростые вопросы вполне прилежными, удобоваримыми приемами. История Виктора Франкеншетейна показывает детям, что такое смерть с самой что ни на есть эмоциональной стороны. Никто из нас не застрахован от нее, неизбежное рано или поздно наступит, однако необходимо вовремя объяснить человеку естественный ход вещей и если необходимо, то оказать ему душевную поддержку. Слезы и боль не обошли 'Франкенвини' стороной. Они стали одной из важнейших составляющих фильма, однако Бертон имеет в своем арсенале чистосердечные улыбки, смех и радость от того, что из любой ситуации найдется выход. И для этого совершенно необязательно проводить эксперименты на грани жизни и смерти. Важно вовремя оценить ситуацию, обнять ближнего, сказать ему пару теплых слов, и тогда есть шанс изменить все к лучшему.
Что касается стилистики 'Франкенвини', то она исполнена в лучших традициях ретро. Так как основа мультфильма была взята из 'Франкенштейна' старой доброй эпохи, не стоит удивляться тому, что некоторые моменты фильма выглядят совершенно неправдоподобно и гротескно. Сюжет выглядит сказочно и вместе с тем невероятно эмоционально. В кадре появляются эксцентричные, колоритные персонажи, а сам Виктор Франкенштейн старается находиться где-то между обыденной прилежностью и ученым безумием, которое там нравится Тиму Бертону. И при всех специфических нюансах, спорных моральных эпизодах и периодически заглядывающем в сюжет фирменным режиссерским сумасшествием, 'Франкенвини' является взаправду настоящей семейной картиной, которую необходимо рекомендовать к просмотру. Руководители Disney смекнули это, пускай и с небольшой задержкой. Главное же то, что заветы Бертона обрели творческий вес и стали восприниматься именно так, как заслуживает их автор. Наконец-то странности перестали отпугивать аудиторию, став для нее манящим ориентиром.
В итоге хочу сказать, что 'Франкенвини', это необычайная и примечательная история, на которой зиждется фундамент нынешней популярности Тима Бертона. И мне не остается сказать ничего иного, кроме как самого приятного, душевного и выразительного вам просмотра!