Правда… Она конечно есть. И она известна. Но разве узнаем мы ее когда-нибудь? Или может нам её кто-то расскажет? Расскажет, что было на самом деле? Каковы масштабы? Сколько жертв? Кто виноват? И почему?..
Разумеется, нет…
Да даже сейчас, вы хоть от кого-нибудь услышите с экрана о Чернобыле, кроме как просто о памятной дате? Да и то, если только от западников…
И в этом контексте, хочется выразить огроменную благодарность украинским создателям и вдохновителям фильма. Очень тяжелого, мрачного фильма, но фильма без прикрас и затрагивающего, пожалуй, самые важные и самые тревожные моменты тех событий. Спасибо, вам, за память, дорогие авторы фильма! За то, что смотрите на мир так, каким его видите и каким он есть.
С-п-а-с-и-б-о!
Можно выпускать в тираж байки о распаде легких элементов, о пригодности зараженных после Чернобыля земель, о том, что все хорошо и прекрасно. А можно… А можно снять один обыкновенный фильм. Мелодраму, драму. О двух судьбах простых обыкновенных людей. И на основе их жизни и их любви, рассказать об этой вселенской трагедии, которая затронула не только Украину, но и весь мир. Причем, за почти 3 часа, рассказать всё так душевно и так... жестоко, что после фильма у тебя где-то там, внутри, остаётся одна лишь пустота… Ну а самому, а самому, хочется плакать от того… Насколько несправедлива порой бывает эта жизнь и какими же ничтожными марионетками являются простые обыкновенные люди…
Порой, даже складывается ощущение, что эта трагедия куда ближе всем тем, кто коснулся ее минимально, всем тем, кто живет за тысячи километров от Припяти, а не в пару сотнях от неё…
Но не будем сейчас лишь о грустном. Хотя фильм и не оставляет иного выбора. Но будем воспринимать фильм как память. Чтобы помнили и знали. Как оно было на самом деле. Быть может было не досконально точно, но, по крайней мере, без вранья.
Весь драматизм фильма (сериала) основан на безмерной радости двух влюбленных – юноши (солдата срочника – ликвидатора) и молодой девушки (еще школьницы) от предвкушения их светлого будущего. Будущего, которого у них и быть могло. Потому что Чернобыль. И именно Припять, и именно Чернобыль свели их вместе, и именно они послужили отправной точкой их расставания.
«Мотыльки» - фильм вроде бы о двоих, но в то же время и о многих. И о многом. Эти двое должны были быть счастливы. У них должны были быть дети, свой дом, свой кров, свои заботы. Они мечтали об этом, они верили в это, и так оно должно было и быть. И разве они виноваты в том, в своем несчастье. А в чем они вообще виноваты? За что они оказаны небом? За свое счастье, за свои добрые планы и мечты? За что?!..
…Наверное, за то, что были счастливы эти недолгие мгновения…
Конечно, будучи субъективным, не могу не заметить, что как бы не жестока была эта история, она все же киношная. И отдельные моменты слегка притянуты в силу того – что это кино. Порой кажется, что фильм отдаленно чем-то напоминает «Титаник». Ведь Аля и Паша – это как Роза и Джек. Да и судьбы их чем-то схожи. Но с большей части этот фильм настоящий и за одно лишь это, его можно ценить и нужно смотреть.
Нет звезд. Нет героев. Нет больших денег и славы. Но этот фильм, с замечательными актерами, красивой музыкой и профессиональной творческой командой оставил в сердце куда больше, нежели отдельные сфабрикованные и созданные в худших голливудских традициях наши доморощенные фильмы про войну.
Фильм советовали посмотреть знакомые. Были некоторые сомнения по поводу, что позиционируется картина как отечественный мини-сериал, но сама тема мне интересна, поэтому решился посмотреть. И не зря, это хорошо проработанный, серьезный фильм.
Очень понравилось, как воссоздана атмосфера той эпохи. Костюмы, декорации, компьютерная графика, выполнены на высоком уровне и выглядят убедительно. Большинство актеров малоизвестные, что в данном случае только плюс.
В трейлере сказано, что фильм основан на реальных событиях. Это правда, но не стоит ожидать полного соответствия с реальной аварией по хронометражу и судьбам героев. Герои картины - это собирательные образы различных людей, которых коснулась та катастрофа. Некоторые важные события аварии на самом деле происходили позже, чем показаны в фильме (общеизвестные факты), но считаю это допустимым для художественного кино. Они не кажутся притянутыми и выглядят совершенно убедительно. Серьезных ляпов тоже практически не было, а те что были простительны. Идеально точно воссоздать другую эпоху невозможно, но у создателей фильма получилось очень даже хорошо. Хочу также предупредить, что про радиацию в то время знали далеко не все и тогда её еще не боялись. То, что некоторые принимают за ляпы, ими вовсе не является.
Очень радует большое количество мелочей и соблюденных деталей. Авария здесь не просто фон, над ней в самом деле серьезно работали, не боясь технически сложных сцен и планов. Создатели явно изучали документальные материалы, воспоминания, привлекали участников ликвидации. Показано очень многое. За один просмотр всего не заметишь, многие вещи, которые поначалу пропустил, еще не осознавая серьезность фильма, после просмотра оказались совершенно не случайными. Сильный фильм, впечатления от просмотра остаются на долго. Очень рекомендую к просмотру.
Обычно я довольно скептически отношусь к отечественному или украинскому кинематографу, тем более к сериалам, но 'Мотыльки' - отдельная история. Посмотрела я его по совету мамы и ни капли об этом не пожалела.
В центре сюжета - первая любовь школьницы Али и солдата Паши, фоном которой послужила страшная трагедия на Чернобыльской АЭС. Случайная встреча изменила судьбы этих двух людей, ровно как и взрыв на станции перевернул с ног на голову жизни тысяч человек, в том числе и героев фильма, а кого и вовсе лишил этой самой жизни.
Фильм трогает за живое, буквально до слез. Заставляет сопереживать и понять масштабы трагедии, которая разрушила мечты, планы на будущее и отняла близких людей.
Что касается актеров, то больше всех меня поразил Юрий Борисов! Он потрясающе вжился в роль, его актерская игра насквозь пропитана искренностью, а его герой Паша настолько чист душой, что просто диву даешься. И чистота эта в его глазах, словах и жестах. Я не совсем поняла героиню Марии Поезжаевой - Алю, мне она показалась чересчур эмоциональной и наглой, местами складывалось ощущение, что она явно переигрывает, но на общее впечатление это никак не повлияло. Так жаль, что эта история любви оказалась такой скоротечной и грустной...И страшно подумать, сколько еще таких историй.
Фильм, который нужно посмотреть. Лично на меня он произвел неизгладимое впечатление. Понравится он вам или нет - не знаю, но думаю, что равнодушным он уж точно никого не оставит.
За всю историю существования отечественного кинематографа, я мог на пальцах одной руки пересчитать количество фильмов, которые были-бы качественно снять со всех сторон - от элементарнейших деталей, несостыковок в кадрах (сценах), до исторических фактов.
Имея среди обширного круга своих интересов и интерес к истории, я с максимальной дотошностью изучал данную ленту и в целом, остался доволен потраченным на просмотр временем настолько, что затем долго не мог заснуть - настолько я был впечатлен: ) И это учитывая тот факт, что попал я на этот фильм совершенно случайно и как раз в той сцене, когда все только-только начиналось (характерная особенность почти всех отечественных фильмов - даже если переключая каналы, Вы попадаете на середину фильма, то буквально за 5 минут перед Вами вырисовывается вся сюжетная лента, в том числе и то, что Вы пропустили).
В первую очередь меня радует то, что многие исторические факты были соблюдены и обыграны в фильме с максимальной точностью - от прорисованного компьютерной графикой взрыва 4-го энергоблока, эвакуации населения, дезактивации транспорта на КПП, мародеров, отстреле домашних животных, момента, когда выпущенные из пустых квартир собаки одичали, влияния водки на понижение уровня радиации, того факта, что радиация влияет на потенцию, мутации новорожденных, до симптомов при облучении и судеб главных героев спустя годы - как сложилась жизнь их собственная, жизнь их близких и близких.
Эта, на первый взгляд снятая на скорую руку лента из серии 'о типичных жизненных ситуациях', которые ныне очень популярны на отечественном телевидении среди женской аудитории, так как имеют оттенок мыльной оперы, все-таки дает намек зрителю на то, что мы тоже можем снять свою лав-стори аналогичную 'Титанику'. Она может иметь весьма ограниченный успех, но тем, кто интересуется историей аварии на ЧАЭС в апреле 1986 года, все-таки стоит посмотреть этот фильм!
Что касается недостатков, так это в первую очередь сцена самого взрыва. Я очень сомневаюсь, что героини могли так просто взять и подъехать к энергоблоку. Разве в то время весь комплекс не был охраняемым?! Естественно, взрыв произошел у них на глазах - как раз в тот момент, когда их 'копейка' опять сломалась. Ну здесь понятно, для эффектности создатели могут пойти и на такой ход, который в принципе уже заезжен до дыр, даже для нашего кинематографа. Далее сцена, в которой на вертолете МИ-8 группа спускается вглубь эпицентра взрыва для того, чтобы какой-то специалист-теоретик произвел замеры загрязнения внутри взорванного реактора. И по мере того, как вертолет спускается, он цепляется лопастями за трубу энергоблока и падает в глубь взорванного реактора. Этот эпизод действительно имел место быть во время ликвидации последствий, но на самом деле, вертолет зацепился лопастями за тросы подъемного крана, который был установлен для строительства саркофага и произошло это гораздо позже, а не в первые дни после трагедии.
Финальная сцена фильма, в которой уже в наши дни дочка главной героини посещает брошенный город Припять в составе туристической группы азиатов и находит 'ту самую телефонную будку'... ну я думаю, что многие из тех, кто посещал настолько святые для Ваших родителей места, поймут, что она переживала в тот момент.
Это сейчас я знаю что костномозговая стадия лучевой болезни от 200 до 400 рентген. А дальше начинаются стадии лучевой болезни не излечимые от 400 рентген кишечная, свыше 8000 рентген церебральная, ну когда человек умирает в течении часа. Что на крыше реактора было 12000 рентген в час. Что на улицах к вечеру 26 апреля было 7 рентген в час. Что смертельную дозу радиации человек получал немногим более чем за двое суток, просто на улице. А рядом с реактором вопрос решался секундами.
Но это я знаю сейчас.
А тогда весна, девчонки которые тыкаются ручками и щипаются и дуются если ты не заметил, дурацкие вопросы по литературе и алгебре. Ну авария, ну взрыв. А прикоснутся к ней? А поцеловаться? Да это страшнее любого атомного взрыва.
Сейчас это наивность, глупость, да называйте как хотите. Сообразно образованию и воспитанию.
Отдельное спасибо за интимные сцены. Смотрел какое то кино. Там Анжелина Джоли занимается любовью с Бандерасом. Два секссимвола эпохи. Да, блин красиво, и с той стороны сняли и этой, и сверху, и простите, только что не сняли изнутри... А здесь один раз показала краешек сисечки. Неожиданная смелость. 'А покажи еще'. И все. Более эротичной сцены я не видел ни в одном из фильмов. И точно не увижу.
Лучшая из когда-либо виденных мною картин. Этот фильм задевает за живое, все в нем продумано до мелочей: от знакового начала до концовки, которая равнодушным может оставить только морально мертвого человека. Не говоря уже о названии, которое просто невероятно тонко отражает суть фильма. Посмотрев этот фильм 3 дня назад, до сих пор не могу оправиться от впечатления, которое картина оставила в душе. Когда вспоминаю ее - сжимается сердце и к горлу подступает ком. Не знаю, что именно так зацепило в этом фильме: сценарий, режиссура, музыка, игра актеров, или все вкупе, но для меня - это один из гениальнейших фильмов, который хочется смотреть и пересматривать несмотря на то, что он довольно тяжелый. Невероятно потрясла игра главного актера Юрия Борисова, который несомненно стал моим любимым актером, хотя до этого момента трудно была выделить кого-нибудь из актерской среды. Он просто одним секундным взглядом, жестом, или просто молчанием может выразить столько, сколько другой актер не выразил бы за целую вечность. Это явно природный талант, который подточен прекрасными актерскими навыками. Чего, правда, не могу сказать о главной героине, возможно это мое субъективное мнение, но складывалось такое ощущение, что весь фильм она не играла, а просто дурачилась, еще в первой части фильма ее амплуа вполне соответствовало обстановке, но вот в драматических эпизодах хотелось закрыть на нее глаза.
Хотя, возможно, авторами именно такая игра главной актрисы и была задумана, и если на нее месте была другая актриса, то картина не получилась бы настолько потрясающей. Несмотря на то, что сериалы я не люблю, но этого фильма мне оказалось даже мало. Как и в любой драме, все время хотелось изменить действия актеров, чтобы главные герои остались живы. Но, посмотрев фильм второй раз я поняла, что действовать по-другому в сложившейся ситуации они не могли. В фильме показана настоящая любовь: искренняя, жертвенная, чистая и светлая, которая бывает только один раз. Несомненно, она подогрета трагической судьбой главных героев, но несмотря ни на что, после таких шедевров, начиняешь переосмысливать настоящие ценности жизни и еще больше дорожить каждым мгновеньем…
Четыре серии 'Мотыльков' привлекли мое внимание из-за трагедии города Припяти, мгновенно и навсегда обреченного на болезненное опустошение атомным заражением Чернобыльской АЭС.
В фильме не показано, и возможно, не все знают, что авария 4-го энергоблока отнюдь не остановила работу АЭС. Эксплуатация и даже строительство остальных энергоблоков продолжались еще почти 15 лет, и остановлена Чернобыльская АЭС была только в конце 2000 года. Но даже на этом не завершилась работа людей в сердце покинутой радиоактивной территории: АЭС перешла на плановый этап снятия остановленных энергоблоков с эксплуатации, который не завершен по сей день...
Однако картина совсем о другом. Любовь двух подростков на фоне всеобщей трагедии показана так честно, наивно и трогательно, как могло быть, наверно, только давно в СССР - когда в 18 лет не знали, как надо целоваться и что вообще друг с другом делать... От этой умопомрачительной эйфории юности герои не хотят замечать смертельной опасности и самозабвенно играют в любовь и в свою будущую взрослую жизнь, прячась от всех в покинутом радиоактивном городе.
Вот только играть им суждено всего несколько дней. Вышло так, что они променяли свою не сложившуюся еще жизнь на эту яркую мотыльково-короткую игру. Не смогли вовремя остановиться, чтобы спасти себя. По-украински 'мотыльки' звучит как ласковое 'метелики'. В кадре несколько раз кружилась самопогибельная метель из мотыльков вокруг электрического солнца ночного фонаря...
Но и остальных героев картины, боровшихся с катастрофой или спасавшихся от нее, почти всех она так или иначе настигла.
Начну с того что Чернобыльская катастрофа - это то событие которое не оставляло меня равнодушным начиная со школьных времен. Авария на ЧАЭС одно из самых если не самая глобальная катастрофа на постсоветском пространстве унесшая и изменившая жизни многих людей. 'Мотыльки' - замечательный мини-сериал, который всего за четыре серии смог показать пусть и не всю, но значительную часть той боли и страданий возникших после трагедии. Каждый занимался своим делом, учителя преподавали в школах, дети радовались пока еще беззаботной жизнью, люди ездили к друг другу в гости. Магазины, салоны, детские сады - жизнь кипела, никто не мог предвещать такой страшной беды (хотя четвертый энергоблок и до аварии работал не совсем стабильно)... Все изменилось буквально в один миг, в 1:23 ночи прогремел взрыв и уютный городок под названием 'Припять' превратился в зону радиоактивного заражения.
На фоне и в тесном переплетении с теми событиями нам показана романтическая и очень грустная история двух влюбленных, которая начинается до, и уже разгорается после катастрофы, история которая действительно трогает до глубины, и на мой взгляд проберет даже самых черствых зрителей. Актеры воплощающие эту роль просто великолепны, без преувеличений, настолько убедительная игра при просмотре словно переносит тебя на место действия. Ничего кроме слов браво и спасибо я им сказать не могу. Поведение Али и Паши настолько живо, неординарно в некоторых моментах, и настолько чисто, что без сомнений веришь в ихнюю любовь...
Да и вообще вся съёмочная группа работающая над фильмом отлично потрудилась, от постановки режиссера, до костюмов и до визуальных эффектов.
Мне кажется этот фильм не оставит равнодушным ни кого, и все зеленые рецензии на его странице тому подтверждение.
Припять... Есть в этом городе что-то совершенно притягательное, и дело тут не только в невидимой опасности и оставленных многоэтажных домах. Возможно, 'Мотыльки' - ещё одно тому доказательство.
Удивительно было читать негативные отзывы на такую своеобразную подачу событий того времени. Большинство почему-то отчаянно сетует на недостатки, неточности, неопытность главных героев и бессмысленную жестокость руководящих лиц.
Всё дело в том, что, оценивая фильмы, многие стараются мыслить рационально, забывая при этом о том, что чувства оказываются чаще гораздо сильнее разума. Факты, цифры и полная историческая достоверность - это важно. Но скорее в документальном кино, а не в художественном...
Ведь разве может по-другому поступать семнадцатилетняя девочка, которая оказалась наедине с катастрофой мирового масштаба? Разве может парень, который обещал ей свою помощь, свою любовь, оставить её одну?
На мой взгляд, атмосфера того времени передана очень достойно. Была проделана колоссальная работа - и не зря, совсем не зря. Складывается ощущение того, что снято это в конце 80-х и просто 'залежалось' на полках - и это ощущение не проходит до самого конца.
Что касается поведения главных героев, то да - нам оно кажется нелогичным, но передано оно верно. Мы же все давно знаем про опасности таких взрывов и последствия Чернобыльской АЭС. У нас же был в школе ликбез по этим вопросам, а многие, хоть раз, ради любопытства - заглядывали в википедию и пытались понять что такое атомная бомба и каковы последствия подобных катастроф для жизни человека.
Но они - они дети СССР. Они понятия не имели что это такое и где таится опасность. Я вам даже больше скажу: официально правительство СССР отказалось признавать какие-то негативные последствия Чернобыльской аварии. По их данным в результате аварии погиб только 31 человек. Про остальных пострадавших они не смогли дать 'адекватную оценку по причине множества других факторов'.
Я не удивлюсь, если в советское время в школах не рассказывали про Хиросиму и Нагасаки, ведь тогда еще был железный занавес, страна была отгорожена от 'лишней' информации.
Конечно они не знали как на это реагировать. Да и никто не знал. Кроме Игоря, у которого папа физик. Все надеялись вернуться в город, даже военные и полиция первое время шатались вблизи АЭС без масок и других средств защиты. Уж если полковник ходил по полю вблизи аварии безо всяких опасений - то можно смело утверждать - последствия явно никто не ожидал.
Главные герои. У Али юношеский максимализм, она не боится смерти. Раз видела взрыв и осталась в живых - то море по колено, а когда влюблена - вообще нет моря. Паша же понимает, что обречен и даже в Москве ему не в силах помочь, по словам доктора. Он тоже влюблен и не хочет омрачать их последние деньки вместе. Они просто хотят немного продлить свое счастье и отсрочить расставание.
Как жаль, что в наше время такая наивная, светлая и чистая любовь - большая редкость. Наверное, мои слезы об этом.