Раньше никогда не занимался написанием ессе или рецензий, все мои эмоции после просмотренной картины выливались в небольшое предложение, со скудным набором прилагательных, а иногда обходилось словом или двумя.
В общем хочется начать издалека. О фильме узнал не так давно и меня сразу заинтересовал этот экземпляр, не так часто бывает что только вышедший фильм попадает в Топ-250. И сегодня я его посмотрел.
Поначалу не сразу погрузился в картину, этот фильм не из разряда Динамичного кино, поэтому подлинный интерес появился примерно после 30 минут просмотра, когда персонажи уже раскрылись, а переживания за героев стало неподдельным. Вообще, если по чесноку, то я не силен в актерской игре, и фильмы у меня заходят из разряда 'блин, круто было', т. к. творческая часть меня не развита, поэтому обычно сужу по общей составляющей фильма. Но в этот раз я то и делам что обращал внимание на игру, где каждый актер играет роль себя и своего героя в двух моментах: перед зрителем в картине, и перед зрителем кинотеатров. Во время этих сценок, внутри фильма, особо чувствуется все мастерство, навыки этих талантливых людей, коих позвали на главные роли. А состав актеров не может не радовать, увидев на экране Эдварда Нортана, я сразу понял что фильм обречен на успех, хотя о главном герое ничего до этого не знал, но фильм как раз о нем, о Бёрдмэне - его альтер-эго, которое сделало его когда-то знаменитым и утративший по сей день это величие. В самые трудные моменты героя, оно как бы добивает его из подтяжка, сыпет соль на раны и кажется что этот конфликт погубит его. Воображение героя или сюрреализм заставляет зрителя входить в ступор, держит его в подвешенном состоянии, ведь даже досмотрев фильм до конца, так и не становиться ясна природа этих галлюцинаций.
Это фильм не о супер - герое, и не о его ностальгии по былым утраченным временам, это картина о стремлении найти себя нового на актерском поприще, после долгих лет забытья.
Специально пошел смотреть на английском языке в тихий вечер понедельника. Удивил полный зал, не смотря на уже приличное время прошедшее с премьеры.
Ничего не читал, не смотрел отзывы, не говорил о фильме с посмотревшими. Проще говоря сделал все, для приятного просмотра.
Майкл Китон - для меня Бэтмен из детства, Нортон - один из любимых актеров. Иньярриту - режиссер, который прошел мимо, все не мог нормально посмотреть Вавилон и Бьютифул.
Фильм сразу начал создавать ощущения: загадку, интригу и сарказм. Рад был услышать родную речь актеров, хотя и боялся что не пойму половину, временами выручали субтитры. Атмосфера от происходящего на экране настолько поглотила, что даже жаль было, что фильм кончился. За такой важны факт, как ощущения от фильма сразу +2 балла.
Поскольку сам увлекаюсь съемкой глаз сразу зацепился за операторскую работу и монтаж! Ох не отвлекаться бы на него и уделять внимание самому фильму... Съемка постановки, коридоров театра, диалогов - как это изумительно! еще +2 балл за монтаж и операторскую работу.
Я посмотрел все фильмы номинанты на Оскар за лучшую картину в этом сезоне. И разрывался между игрой Бенедикта в 'Игре в имитацию', 'Хокингом'и 'Бёрдменом' за лучшую мужскую роль. В итоге болел за Бэтмена детства. Он великолепно передал персонажа, его характер и метания. Отдельно выделю сцену с его пробежкой на улице в трусах и вспышкой гнева в кабинете. Нортон сыграл сам себя, подшучивая над своим характером. Выделю срыв шаблона в виде поцелуя Наоми Уоттс и Андреа Райзборо (она меня еще в Обливионе впечатлила). Зак Галифианакис показал что он не только смешной парень из 'Мальчишника'. Эмма Стоун ничем раньше на запоминалась, но тут порадовала. Понравилась правдивость эмоций персонажей (опять же знания профайлинга как профдеформация). +2 балла за отличную игру. и +2 Иньярриту за его режиссуру и сценарий! Надо посмотреть остальные работы обязательно.
Мне приоткрыли жизнь актера, его проблемы в реальной жизни. Уже потом прочитал о планировавшейся концовке, ох как жаль стало что ее не отсняли! Еще я увидел для себя классическую проблему семьи, отцов и детей, которая органично вписалась в фильм. Фильм полон самоиронии и юмора, что вызывало приятный смех в зале.
Понравилась музыка сопровождающая фильм и вставки с музыкальной группой, которые немного назойливо привлекали к себе внимание, коллекция личной музыки после фильма пополнилась +1 балл. Визуальные эффекты, костюмы и антураж приятно обрадовали и не внесли диссонанса еще +1. Вот и набралась 10.
К просмотру - рекомендую. Фильм и подумать заставит и почувствовать!
Мы поверхностно смотрим на мир, оцениваем в первую очередь его материальную ценность, которую он может нам предоставить. Нас не волнуют проблемы других, а только лишь собственная выгода. Этот круг превращается в циклы, определяющие нашу судьбу, судьбу страны, нации, мира в целом. Социальные проблемы, стоящие перед человечеством в целом и перед каждой отдельной личностью, не решить за один раз, не щелкнуть пальцем, чтобы мгновенно преобразовалась Вселенная. Этот путь требует работы, стараний, воли.
В 'Бердмэне' представлено отражение действительности. Наш мир - театр, а люди в нем - актеры. Кто-то знаменит и богат, кто-то только пытается показать себя и то, на что способен, а кому-то приходиться преодолевать трудности, связанные с незыблемым прошлым.
Ригган - тот самый человек, потерявший былую славу. Если его и помнят, то только по костюму птицы, который он носить пару десятков лет назад. С одной стороны, герой убежден в том, что это лучшая часть его жизни, подарившая славу, но, если посмотреть иначе, надеется, что может показать что-то большее. Главная ошибка социума - вера в человеческий фактор, в то, что кто-то другой сделает за нас порученную нам работу намного лучше. Поиски актеров превращаются в поиски посредников - проводником между Ригганом, его карьерой, семьей и внешним миром. Один оказывается неудачников, другой, наоборот, слишком нахальным и стремящимся показать свое превосходство. Идеалов не существует, это известный факт, но ведь каждому свойственна надежда на лучшее.
В итоге необходимо сделать выбор, решить, кого слушать: внутренний голос, шепчущий на ухо о небывалых возможностях, деньгах и славе, или же себя настоящего, упорно пытающегося возродиться в новой области и терпящего неудачи одну за другой. Разве кто-то задумается о твоей судьбе больше, чем ты сам? Нет. Ни актер, преследующий лишь собственную выгоду, ни дочь, переживающая кризис, ни бывшая жена, обиженная на призраков прошлого, ни любовница, обрадованная отрицательным результатом теста, ни критик, которой, к слову, наплевать на общественность больше всех остальных. Человеческий фактор есть, но пользы от него маловато.
Несомненно, 'Бердмэн' - одна из главных премьер наступившего года, претендующая еще ни на один 'Оскар', затрагивающая одни из самых актуальных проблем современности, которые нашли отражения в одном помещении, в одном театре, в одном человеке. Фильм обязателен к просмотру. Я думаю, что каждый найдет в нем что-то полезной для себя, смысл, из которого можно будет черпать вдохновение в течение долго времени. Это не просто развлечение, это наши собственные переживания, драма, наблюдая которою хочется смеяться и плакать одновременно.
Редкое явление, когда главный герой – очевидно посредственный режиссёр и актёр. И эта посредственность показана в фильме мастерски, талантливо, а главное - с любовью. Но ведь посредственность никому из нас не мешает быть хорошим человеком. 90% процентов из нас - посредственности, иногда даже в основном деле своей жизни.
Но почему-то горячится наш герой и всё пытается что-то доказать. Потому что его сверхспособности (реальные ли, вымышленные ли - неважно) это наркотик его души, его искусственное счастье. Невозможно отказаться от пьянящей радости превосходства, если нет внутри полноценной душевной замены. Её нет, потому что утрачена вера в Бога и нет притока первозданной энергии. Герой обречён жить искусственными радостями, которые, в конце концов, будут сводиться к доминированию над другими или к саморазрушению. Так, разрушая других или себя, можно выбить немного энергии счастья. Сверхспособности – один из позитивных обличий этого явления. А на деле это проявляется в военном силовом доминировании Америки надо всем миром… А в обычной жизни - наркоманией твоей дочери, извращенством твоей женщины.
И наш пожухлый герой выбирает: не отказаться от шепчущего голоса, с которым он устал бороться, а отдаться предлагаемым решениям и воспарить. Кажется, будто фильм героизирует и восхваляет такой сомнительный выбор… Но не так плох Инъярриту. Которого критики заклеймили в сопливой сентиментальности, и один за одним, один за одним, повторяют этот штамп по отношению к нему и его Биутифулу… Это человек с довольно чуткой душою. Именно так увидел и чувствует он американское общество – как постаревшего никчемного неудачника, которому сверхспособности не приносят настоящего счастья… Тускло и некрасиво изнутри в американском доме, как бы ни были блистательны его представления.
Фильм нам показывает вот что: герой получил успех. Но он – сомнительный. Герой летает, это чудо. Но это обыкновенное чудо от заменителей счастья.
Кто это нам показал? Гениальная чуткая и глазастая душа Инъярриту. И главная заслуга фильма в том, что невозможно не сочувствовать герою, невозможно. А это значит, мы себя с ним идентифицируем, отождествляем, принимаем как себя. И переживаем его кризис, и ошибаемся вместе с ним в выборе - и делаем шаг из окна. Так и учимся жить. Вторая заслуга фильма – отсутствие излишней трагичности в изложении, хотя ясно показано, что ситуация патовая. И это тоже полезный взгляд на жизнь, как на игру. Этот фильм - для каждого, ибо мы все актёры, наша душа исполняет роль в этом теле, в этих жизненных обстоятельствах.
Р.S. Когда штудировала все профессиональные рецензии в СМИ, везде одно и то же - сообщается, что это такой вот гениальный (по определению) фильм о закулисной жизни актёров, там такая тонкая ирония над критиками и такое классное отражение извечного противостояния кино и театра… И гениальные съемки...
И у меня вопрос: но какое отношение этот рассказ о цеховой жизни имеет к статусу главного фильма года в масштабах всего человечества? Это нигде не раскрыто, не понято, ответ на главный вопрос звучит как 'потому что потому'. И зачем вдруг режиссёру снимать всё будто одним дублем? Это вид из глаз кого-то, следящего за героем и всем происходящим?
И под одной из таких вот профессиональных рецензий (на фильм-ру), в комментариях, как откровение прозвучал крик души: вы ничего не поняли, как страшно жить.
«Кинозвезда - это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем»(Марлон Брандо).
Конечно, данный афоризм не отражает всей сути картины, а только затрагивает вершину айсберга. Тем не менее, он довольно точно отражает состояние главного героя – актера Риггана Томсона(Майкл Китон), который взошел на трон в 90-х, благодаря роли супергероя Бёрдмена, а затем его славу смыло дождем времени. Стали появляться новые герои с приставкой супер, а его списали в тираж. Молодое поколение о нем знать не знает, а взрослое воспринимает только как Бёрдмена, хотя у него были и другие роли, но эта затмила все. И вот Ригган, мечтая о былой славе, решается на авантюрный поступок, на последние деньги поставить пьесу в бродвейском театре и сыграть одну из главных ролей. Постановочный процесс идет не идеально, возникают различные сложности, казусы на предпоказах, но только премьерный день все расставит на свои места и определит, возродится ли он как феникс из пепла, или его расплющит под прессом критики, останется ли канувшим в лету человеком-птицей, или же перейдет на новый уровень…
Экзистенциальный и творческий кризис, соперничество театра и кино, столкновение времен и поколений, бремя популярности, и попытки ее завоевать, закулисная жизнь, актеры и критики, истинное творчество и эффектные киноаттракционы (экшны и мегаблокбастеры), тщеславие и ублажение своего эго. Вот далеко не полный список тем, отраженных в этом многослойном пироге имени Алехандро Гансалеса Иньярриту.
Это действительно многогранная, многослойная картина, с оригинальным живым сюжетом и кипой различных мыслей. В «Бердмене» есть напряжение, эмоции, драматизм, атмосферность, душа и смысл, все что присуще фильмам Иньярриту, по-другому он и не снимает, что приятно. Правда в этот раз, он добавил долю юмора в общую палитру, тем самым картина, помимо всего прочего приобрела сатирический оттенок. Ему удалось высмеять современную жизнь, зрителей, актеров жаждущих славы, падких на похвалу, самовлюбленных, застрявших в одной роли, ну и конечно себя как режиссера, который философствует, в то время, когда народу нужна зрелищность.
Поначалу происходящее не воспринимается всерьез, а кажется абсурдным, легкомысленным фарсом с какофонией звуков, отсутствием монтажа и непонятным видеорядом, но при этом, как ни странно, вызывает любопытство. Уже в процессе становится понятно, насколько ошибочно было первое впечатление. Два часа пролетают незаметно, практически на одном дыхании, потому что погружаешься в происходящее с головой, благодаря одному из аспектов фильма, талантливой операторской работе Эммануэля Любецки, который уже пошел дальше и вместо 17 минут в «Гравитации», снял практически всего «Бердмена» одним безмонтажным кадром. За счет этого создается магический эффект, зритель будто украдкой следуя за оператором, приоткрывая шторку, заглядывает не только в закулисный мир, где становится свидетелем переживаний, откровений, душевных терзаний, мытарства, конфликтов и много другого, связанного с главными героями, но и в их оголенные души.
Это оголение произошло за счет отличной игры актеров, особенно сыгравшего на разрыв и органично смотревшегося Майкла Китона. Его персонаж находится на грани безумия, испытывает букет различных чувств и эмоций. Ему не дают покоя амбиции и супергеройское альтер эго, с которым ведется внутренний диалог. По сути дела это маленький человек, желающий всего и сразу, терзаемый сомнениями и переживаниями. Все это было достаточно убедительно и мощно передано Китоном. Приятно удивил Зак Галифианакис, хоть экранного времени у него было и не так много. Актер показал, что он не только может исполнять легкомысленные комичные роли, но и серьезные. Эдвард Нортон предстал в образе своенравного, непредсказуемого, нарциссичного театрального актера для которого жизнь это игра, а игра на сцене – жизнь. Убедительны в своих ролях и Наоми Уоттс, вместе с Эммой Стоун. Первая воплощает образ рядовой актрисы, которая хочет заслужить уважение зрителей, а вторая являет собой вредную, хмурую, в определенной мере пофигистичную девушку, подверженную наркотической зависимости.
В фильме звучит интересная мысль о том, что нельзя измерять искусство уик-эндами, стоит так же добавить, что нельзя измерять жизнь лайками. Кроме этого, наглядно показано доминирование невежественности и пошлости в современном мире. Можно быть очень умным и талантливым, но при этом оставаться неизвестным и непризнанным, в то время как самый обычный, рядовой человек, может публично совершить что-то глупое, например пройтись в одном нижнем белье по улице и о нем узнают миллионы благодаря интернету. В общем есть над чем задуматься…
В итоге можно еще много чего сказать, но стоит ли? НЕОЖИДАННОЕ ДОСТОИНСТВО НЕВЕЖЕСТВА, лучше и не скажешь.
Суперстар Ригган Томсон в молодости прославился исполнением роли Бердмена, человека-птицы, героя популярного киносериала наподобие Бэтмена - человека-летучей мыши. Теперь он постарел, и слава давно позади, но Томсон еще надеется снова взлететь в небо - доказать, что он серьезный актер. И вот мы застаем его на Бродвее, где Томсон ставит драму 'Что мы говорим о любви' с собой в главной роли. Идут последние репетиции, пробные прогоны для приглашенных 'тест-групп', последние волнения перед премьерой.
Но первый же кадр фильма: герой в позе лотоса в своей гримуборной волшебным образом завис в полуметре от пола. По ходу дела выяснится, что он также способен взглядом передвинуть вазу с цветком, или, наставив палец, выключить надоевший телевизор, или выстрелить из бутафорского пистолета. Это его всесильный Бердмен с ним слился и не отпускает, делая сознание Томсона сумеречным. Любой актер, познавший звездный час, знает, как маска триумфа прикипает к лицу. Наш Бабочкин так на всю жизнь и остался Чапаевым. Наша Гурченко до конца дней сражалась со своей Леночкой Крыловой из 'Карнавальной ночи'. Первый успех становится единственным и норовит перекрыть дорогу к новым. Он может быть источником невроза.
Здесь фильм 'Бердмен' стал на тропу 'Восьми с половиной', где Феллини первым дал нам заглянуть в фантасмагорическое подсознание творца. В нем перемешены неутоленные амбиции со страхом растерять завоеванное, каждому знакомое кризисное состояние пустоты и беспомощности - с инстинктивной жаждой выкарабкаться. Вечная неуверенность в себе, страх провала - с показной самоуверенностью вознесенного под небеса гения. Картина Феллини открыла тему, она же ее и закрыла, и хотя вряд ли Иньярриту сознавал свое неизбежное эпигонство, но его картина полна параллелей с классическим первоисточником. Включая цирковые эпизоды долгожданного пролета Бердмена над ущельями Нью-Йорка, оркестрованные фирменными феллиниевскими барабанами.
Фабула фильма - кишки, полости, суставы и сочленения театрального процесса. Лучший из современных операторов Эммануэл Любецки становится нашим проводником по этой анатомии и нашим чувствилищем: камера в ее долгих проходах-пробегах-пролетах нервна и порывиста, она чутко реагирует на любые изменения в эмоциональном состоянии героя. Мы становимся свидетелями сложных отношений между теми самыми актерами, которые на поклонах, так сладко улыбаясь, так нежно стискивают руки друг друга. Их психика непоправимо искажена: полный комплексов стареющий суперстар, его сексуально ненасытная дочка (Эмма Стоун), упоенный собственным совершенством герой-любовник (Эдвард Нортон), сменивший в будущем спектакле бездарного коллегу, раненного упавшим софитом... И - тут опять придется вспомнить Феллини - перед нами вновь причудливая смесь прозаической реальности и болезненных фантазий, обволакивающая этот мерцающий мир.
Особый интерес к фильму обеспечивает исполнитель главной роли - Майкл Китон, тот самый, что в 80-90-х годах был прославленным 'Бэтменом' в фильмах Тима Бертона: он придает картине вкус автобиографичности - полеты во сне и наяву ему не в новинку, и метания его нового героя легко переадресовать теперь самому актеру. Увы, пройдет мимо нашего зрителя важная деталь: экс-Бердмен решил поставить на сцене не что-нибудь, а инсценировку известного в Америке и малоизвестного у нас рассказа Раймонда Кавера 'О чем мы говорим, когда говорим о любви' - сценический сюжет накладывается на сюжет фильма, дополняет его и причудливо перекликается с комплексами, страхами и фобиями его героя.
Фильм обласкан фестивалями и осыпан премиями, его считают одним из главных претендентов на 'Оскара'. Включая актерские работы - серьезные, умные, но не выдающиеся. Среди премий самая курьезная - 'Золотой глобус' за лучший саундтрек: получивший эту награду Антонио Санчес должен по справедливости разделить ее с Равелем, Чайковским, Малером, Рахманиновым и другими столь же именитыми создателями щедро разбросанной по фильму первоклассной музыки.
Нашумевшее, нестандартное творение талантливого режиссера Алехандра Гонсалеса Иньяррита, принесшее 3 Оскара в этом году. Бердмэн полностью противоречит сложившемся стереотипам о кино. Невероятная динамика, отличающаяся сменой взаимосвязанных событий без промежуточных переходов, может в некотором роде даже ошеломить зрителя, но уж поверьте, именно благодаря такой ее особенности фильм становится невероятно захватывающим. Переплетение реальности и внутреннего мира главного героя, полного фантастики и сумасшествия, с применением необычной съемки и своеобразных планов несомненно произведет неизгладимое впечатление от просмотра. Благодаря специфике операторской работы, вы как будто будете бежать за героями весь фильм, видеть все, что происходит с ними в непосредственной близости, как бы участвуя в процессе. Причем движение, именно движение станет для вас проводником в удивительный мир этого фильма.
Сам сюжет, кроме всего прочего, позволит взглянуть на жизнь театра, которая находится по ту сторону от сцены, что уже само по себе является занимательным. Ну а история актера, рассказываемая в Бёрдмэне, привлекает тем, что в ней полно реально существующих моментов. По сути она с легкостью могла произойти в реальности.
Интересным фактом становится и заметная ирония фильма: актер Майкл Китон, исполняющий главную роль актера, некогда в прошлом игравшего Бёрдмэна, сам играл в 1990-тых супергероя Бёрдмэна в одноименной киноленте.
Что касаемо музыки, в фильме она занимает отдельное и невероятно значимое место. Ее невозможно не заметить, она наполняет фильм и преображает его. Но тем не менее вы не услышите стандартных саундтреков, к которым привык наш слух при просмотре современных кинофильмов. Как и весь фильм, музыкальное сопровождение невероятно динамично, быстро и весьма эмоционально.
Актерский состав в свою очередь изумительно подобран. Все на своих местах, все потрясающе играют и все становятся заметными частями процесса создания картины. Некоторые актеры лично для меня открылись с другой стороны, сломали некие свои амплуа, привязанные к ним многочисленными однотипными ролями в кино, как, например, актер Зак Галифианакис.
В общем если вы являетесь ценителем нестандартного кино, думаю вам этот фильм просто обязан понравится.
Крутой фильм! Глоток свежего воздуха. Минимум клише, максимум идеи. По строению, сюжету, даже саундтреку он не похож на все, что снимали в последнее время.
Нортону, такое ощущение, вообще ничего играть не пришлось [если в жизни он, конечно, не тихий-смирный мальчик]. Глаза Эммы Стоун весь фильм держали под прицелом. Кстати, у этих двоих были отличный монологи, которые в скором времени разлетятся по сетям, как горячие пирожки. Китон хорош, хоть я и не заметила в его игре чего-то супергениального.
Но что действительно делает этот фильм - саундтрек, оператор и монтаж. За два часа не звучит ни одной внятной мелодии. Весь звук сосредотачивается на поверхностях одной барабанной установки [которая даже пару раз ненавязчиво материализуется в кадре]. Настолько плавной работы с камерой давно не припомню. Сейчас очень любят ударяться в псевдодокументальную съемку, когда картинка ходит ходуном, будто аппарат в руках больного альцгеймером. Так вот в 'Бёрдмэне' все не так. Вас будет преследовать ощущение абсолютной неразрывности всего происходящего, в чем большая заслуга и монтажа. Вы будете мягко скользить за героями из одного пространства в другое, попутно заглядывая во все комнаты. В глаза не бросится ни одной грубой склейки кадров. Планы будут перетекать друг в друга, меняя угол обзора, время суток и фокус. Это безумно напоминает ощущение от чтения книги. Когда читаешь, образы в голове конструируются непрерывно и наслаиваются друг на друга.
Закулисье всегда было притягательно для сценаристов. И здесь театральные кулуары показаны без наворотов и изысков, художественно и правдоподобно, но без лишней реалистичности. Радует до писка изнанка актерской профессии - проработка сцен, рой мозгодолбических мыслей, курьезы и даже типичное профессиональное сумасшествие.
А уровни конфликтов в фильме можно считать до бесконечности. О 'гаснущей звезде' актера уже очень хорошо высказался Мишель Хазанавичус в 'Артисте'. Но тут эта тема снова повернута и снова под неожиданным углом. Дальше больше: отцы и дети, критики и актеры, актеры и режиссеры, талант или потуги таланта, искусство или шоу, смысл жизни, смысл любви, старая школа и век информационного вуайеризма, ооо и это далеко не все стороны медали. Особенно радует размытая граница между арт-хаусом и экшном и их спор в кадре. А супергеройская тема никогда не была настолько приближена к зрителю, что почти материальна.
О том, почему девять. Полбалла за концовку. Она метафорична, но полупредсказуема [no spoilers]. И еще полбалла за лесбийский поцелуй, который был ни к селу, ни к городу. Если что-то и убьет Америку, то это толерантность на ровном месте.
Фильм вызывает целую армию мыслей, описывать которые можно очень долго. Смотреть стоит.
В фильме 'Бёрдмэн' Майкл Китон сыграл практически себя, актёра, когда-то давно завоевавшего популярность, благодаря главной роли супергероя в кинокомиксе, а спустя 20 лет его герой приходит в театральный мир Бродвея с намерением поставить пьесу и сыграть там самому. По ходу сюжета решает проблемы с женой, дочерью, партнёрами по сцене, продюсером и с самим собой. Он страдает от бремени приклеенного ему образа, стремится стать известным актёром вообще, доказать, что способен демонстрировать яркость и глубину актёрской игры перед живым зрителем.
Лично я в этом нашумевшем фильме Бёрдмэн, уже успевшем завоевать кучу наград и номинаций, претендующий на главный киноприз - американский Оскар, так вот я там высмотрела противостояние современного кинобизнеса и театрального искусства и внутренний конфликт творческого человека, актёра, стремящегося максимально довести свою роль до совершенства. Актёр настолько хочет заявить о себе, что ставит целью суперреализацию спектакля и его персонажа в нём. Он чуть ли не катается в своём безумии и двуличии, напоминает всем этим Нину из 'Чёрного лебедя', он также как она считает, что высшей степенью демонстрации актёрского таланта- это положить жизнь на алтарь искусства в прямом смысле.
Также высмеивается зацикленность сегодняшних кинодеятелей на комиксах и супергероях, особенно это показано в финальном эпизоде где челопук, айрон-мэн и другие комиксовые клоуны постановочно дерутся между собой на сцене. В блокбастере про супергероя актёру необязательно обладать талантом, там за него сделают дело спецэффекты. такие фильмы - попкорн для масс. Высмеяны попытки звёзд блокбастеров претендовать на успех в театре, где реально нужно играть. В театре актёр остаётся один на один с живым зрителем, если ему не удастся создать нужную атмосферу. подключить зрителя к происходящему на сцене, то это провал, и дублей не будет, карьера закончена. Были в жизни актёры и актрисы, которые провалились на театральной сцене, хотя на экране они - суперзвёзды.
В 'Бёрдмэне' не нужно искать аллегории и метафоры с реальной нашей жизнью, 'Бёрдмэн' - чисто про закулисье, про актёров и актрис, про театр изнутри. Людям творческой профессии посмотреть его будет полезно. Это специфический фильм, нудное начало которого уже готово отпугнуть от дальнейшего просмотра неискушённого зрителя, а метания и полёты главгероя будут непонятны и приравнены к шизофрении.
Все актёры сыграли отлично. Однако я бы не назвала 'Бёрдмэн' лучшим фильмом. Тем более сюжет вторичен, мы это уже видели.
Само по себе победоносное шествие по обсуждениям, комментариям и общественному вниманию – уже большая победа нового фильма Алехандро Гонсалеса Иньяритту. Лично я в преддверии знакомства с лауреатами престижных премий стараюсь максимально оградиться от постороннего мнения и оформить свое субъективное, но приготовленное в качества блюда собственных эмоций, впечатление. Забегая вперед, скажу, что фильм уже с самой первой сцены трудно вписать в знакомые рамки какого-то отдельного жанра. Перед нами странная и контрастирующая помесь социальной драмы, комедии, может, даже философской притчи.
Во-первых, тот самый, горячо обсуждаемый, подход к подаче картинки долгими перспективами действительно производит впечатление. На протяжении почти двух часов я лишь в немногих местах отметил склейку кадров, а такой формат, рассказанной в одну сцену (если точнее, задуманные смены наглядно присутствуют), истории создает ощущение целостности повествования. В тоже время я не могу охарактеризовать несколько дней из жизни Риггана Томсона как исключительно интересные. Важная ремарка – я говорю не о способе подачи сюжета, а о самих событиях. Как и предыдущие известные работы режиссера «21 грамм» и «Бьютифул», история в прошлом популярного актера приправлена соусом социальной, если не сказать бытовой драмы, объективную значимость которой легко поставить под сомнение. С другой стороны на судьбу героя Майкла Китона очевидно спроецирован целый багаж социальных стереотипов и насущных для многих тревог, красной нитью среди которых подана необходимость самоопределения.
Иньяритту обычно закрепляет успех своих работ за вполне конкретными исполнителями, на внутреннем преображении которых делается бесспорный акцент. Хотя параллели между актерской судьбой Майкла Китона и исполняемого им героя напрашиваются сами собой, а в отдельных моментах фильма они и вовсе поданы с черным юмором, хочу отметить бенефис этого великолепного исполнителя и его метаморфозы в кадре. Он вполне заслужено получил Золотой глобус и номинацию на премию Оскар (как и ряд других престижных премий) и я, как наверно многие, надеюсь на второе дыхание в застоявшейся карьере Китона.
На что я в приятном смысле сразу обратил внимание – тонкая и не слишком завуалированная ирония на современную индустрию развлечений. От забавных упоминовений современных популярных исполнителей в героическом кино (хотелось бы воочию увидеть улыбку на лице Роберта Дауни мл.) до темы утраченной значимости своего «я» для, в прошлом, звезды мирового масштаба. На самом деле в «Бердмэне» нашлось место целому ряду небанальных комедийных ситуаций, которые постоянно оттеняют драматический и социальный привкус происходящего. Получился ли достойный внимания фильм? Определенно да. Оригинальная история на стыке жанров, которая не должна оставить вас равнодушными и дать заскучать. Получился ли хит на все времена? По моему скромному убеждению – нет. Я, несомненно, еще вернусь к истории Риггана Томсона, но во время знакомства с фильмом, внутри у меня ничего не екнуло настолько, чтобы готовить место на полке с любимым кино.