Фильм приятно-мистически-философский. Фильм не от мира сего. Сюжеты, образы, декорации как бы пришли из грез, фантазий и снов под шум дождя и музыку укулеле. Поэтическое кино. Бывает - когда читаешь стихи - метафоры, причудливые сравнения рождают такие яркие образы в сознании, причем не всегда напрямую связанные с лексическим смыслом. И тут то же самое. Рояль как клумба, дождь, играющий на укулеле, боксерский поединок-клоунада, фантастическое гигантское дерево, совершенно роскошная, сносящая крышу зеленая квартира мадам Пруст… Музыка, очень гармонично встроенная в ткань картины. Детали кадра, завораживающие взгляд. Параллельные сцены как бы рефрен. Все это рождает легкое опьянение.
Главный герой чем-то мне напоминает Фореста Гампа. Есть что-то общее. И аутизм, и непосредственность, и искренность. Тетушки, как бы не близнецы, но косящие под близнецов – забавные персонажи с яркой мимикой и тусклой душой, контрастирующие со своим воспитанником. Эдакая антитеза. И герои, которые с ним стремятся «срифмоваться» на почве чудаковатости и полета души: слепой настройщик, не терпящий фальши и настраивающий даже прутья металлической лестницы, парящая в облаках непосредственная, но настойчивая китаянка, конечно, мадам Пруст, которая сыграет важную роль в судьбе бедняги Поля, и, наконец, отец Аттила Марсель – тут уже не просто рифма, тут перевоплощение одного актера (мастерское, кстати).
Мадам Пруст роскошна, конечно. Городская сумасшедшая, на самом деле зельеварка-буддистка, любительница свежей зелени и больших собак. Она ценит каждое мгновение жизни и верит в перерождение души. Она дарит людям радость воспоминаний. Под ее руководством Поль совершает экскурсию в прошлое. И заново знакомится со своими родителями. Родители Поля – тоже довольно экстравагантные люди, под стать мадам Пруст. Тоже не от мира сего. Мы смотрим на них глазами Поля – интересный ракурс, довольно натуралистичный. Тут тоже много поэтичного, музыкального. Даже трагедия, которую мы видим в ретроспекции, выглядит… как-то поэтично. Все это – ключ к замку от счастливого будущего Поля, который подобрала мадам Пруст.
Не могу согласиться, что фильм – комедия, хотя там есть чему улыбнуться. Но вот похохотать – вряд ли. Тем не менее, очень добрый фильм, оставляющий приятное послевкусие и музыку в душе. Фильм о том, что все наши переживания, и плохие, и хорошие – суть наша жизнь, и не стоит пытаться забыть, похоронить что-то, кажущееся трагичным, горьким. Надо принимать жизнь такой, какая она есть, с распахнутой душой и чистым сердцем, и тогда вас ждет награда.
Да, я всегда знал, как важно внимательно относиться к тому, что слушаешь. Может статься, что однажды (скажем, во время гипнотического сеанса), выяснится, что главные события жизни произошли под какую-нибудь музыкальную требуху. Стыда не оберёшься! Другое дело, когда воспоминание о первом поцелуе связано с «цветочным дуэтом» Делиба, предложение «руки и сердца» - с мазуркой Шопена, а прыжок с «тарзанки» - с Penguin Cafe Orchestra. Можно и внукам рассказать.
Воспоминание – это калейдоскоп деталей: свет, звук, запах, прикосновения. Картинки со временем стираются из памяти, запахи и звуки, как правило, остаются навсегда. Конечно, есть «нежный» возраст, когда мы музыку не выбираем. Я, признаюсь, ощущаю вкус далёкого детства, как только слышу песню о «черноглазой из Вологды» в исполнении «Песняров». Музыка – это катализатор забытых чувств.
Удивительно, как трогательно и мило всё ещё может быть французское кино! В который раз пишу (кричу, вопию) о том, что важны ощущения, отклик в душе. Эта очаровательная и лёгкая история вызвала колебания моего внутреннего камертона, и в ответ… возникла музыка. И не беда, что картинка скоро сотрётся.
«Аттила Марсель»: Дождь, играющий на струнах укулеле.
«Nous trouvons de tout dans notre memoire; elle est une espece de pharmacie, de laboratoire de chimie, ou on met au hasard la main tantot sur une drogue calmante, tantot sur un poison dangereux». Marcel Proust
Какой фильм может снять мультипликатор? На этот вопрос может быть два варианта ответа. С одной стороны работа в мультипликации сильно отличается от обычной режиссуры, и использование анимационных правил при съемках фильма способно превратить кино в фарс. Но, если посмотреть на это иначе, то умение передавать самую суть и тонкие эмоции через нарисованных персонажей, дано не каждому, поэтому талантливый мультипликатор обладает отличным шансом на то, чтобы снять замечательный художественный фильм.
Автор «Трио из Бельвилля» и «Иллюзиониста» без сомнений относится ко второй категории кинематографистов. В своей дебютной работе, где нарисованные герои уступили место актерам, Сильвен Шомэ ведет рассказ о пианисте Поле (Гийом Гуи), жизнь которого с двух лет полностью подчинена прихотям его тетушек, взявших Поля на воспитание после того, как он остался сиротой.
Целый калейдоскоп героев от чудаковатого врача, на досуге занимающегося таксидермией до слепого настройщика пианино, образуют аутентичный мир, который своим центром имеет 33-летнего Поля, которого терзают смутные воспоминания детства, уже много лет не дающие покоя. Используя в качестве эпиграфа цитату Марселя Пруста о важности воспоминаний, режиссер раскрывает свои намерения относительно смысла своего фильма и заодно объясняет половину названия картины. Вторая часть - «Аттила», очевидно, одновременно является отсылкой к песне под названием «Attila Marcel» и к храброму предводителю Гуннов, погибшему в пятом веке нашей эры.
Странное сочетание Пруста и знаменитого воина древности в одном словосочетании кажется довольно экзотическим, но только на первый взгляд. У нашего героя по имени Поль присутствует и душевная утонченность и вместе с тем огромные внутренние силы, для актуализации которых нужно смириться со своим прошлым и отрефлексировать его. В этом ему поможет соседка мадам Пруст (Анн Ле Ни), у которой есть волшебный чай и проигрыватель грам. пластинок, а также особый рецепт счастья, заключающийся в любви ко всему окружающему. Мадам Пруст как старое дерево, в парке куда иногда ходит одинокий Поль, разросшееся и пусть потерявшее изящность молодости, но приобретшее монументальность мудрости.
Манеру экранного воплощения своих идей Сильвена Шомэ можно сравнить со стилем Уэса Андерсона – все выглядит также мило и при этом продуманно до мельчайших деталей, каждая из которых идеально подходит друг к другу, образуя целый мир конкретного фильма. Но, если у Андерсона развитие действия все же происходит по законам кино, он, не смотря на все буйство своей фантазии, не позволяет себе утратить связь с реальностью и позволяет себе гротеск, который все же опирается на действительность. То вот Шомэ не принимает во внимание реализм как таковой, это очевидно влияние того, что Сильвен прежде всего режиссер анимационных картин, поэтому для него нет ничего невозможного. У французского художника есть логика, но она благодаря умению создавать мультипликации намного шире, чем у кино-режиссера – для Шомэ возможно все. Поэтому на конкурсе фортепианного мастерства герою «Аттилы Марселя» будут аккомпанировать плюшевые персонажи детской передачи, а его соседка мадам Пруст сможет выращивать овощи прямо в своей квартире.
Но пугаться такого буйства фантазии не стоит: у Шомэ вымышленное и реальное находятся в идеальной пропорции, образуя тонкое полотно метафоричности, так же как это было в фильме «Париж, я люблю тебя», в котором перу Сильвена принадлежит история под названием «Tour Eiffel» о мимах, прелести жизни и настоящей любви. Сильвен Шомэ это не Мишель Гонди, для которого фантасмагория с годами кажется все более значимой и высшей формой искусства, что в конечном итоге привело Гондри к безыдейной и жалкой «Пене дней», которую спасают только Гад Эльмалэ и Ален Шаба.
«Аттила Марсель» это настолько иносказательная история, что метафоры здесь обретают физическую форму (дверь в квартиру мадам Пруст располагается прямо в стене над лестничным пролетом, а Поль настолько устал от неистинного существования, что за весь фильм не произнесет ни слова). И хотя это немного радикально, но безусловно правильно.
Приключения пианиста Поля завершатся тем, к чему должен стремиться каждый человек – самопознанием, которое принесет примирение с собой и настоящее счастье. Неважно насколько хорошо вы играете на пианино и как быстро разучиваете сложные произведения, если это занятие не приносит вам счастья, то не лучше ли взять в руки укулеле – инструмент пусть незамысловатый, но зато точно ваш. Мир полон чудес и музыки, солнечного света и приятных сюрпризов и скромному Полю понадобилось лишь немного усилий, чтобы это осознать.