Нет. Этого просто не может быть. Так знать и любить русскую литературу, как любит и знает ее Вуди Аллен невозможно. Тем более невозможно увидеть такое признание в любви к России от американского еврея, при этом в бытность не профессора-руссиста, а просто нью-йоркского интеллектуала.
Смотрела этот фильм сто раз. И с удовольствием посмотрю сто первый. Спасибо Аллену за добрую иронию над 'загадочной' и 'возвышенной' русской душой.
Фильм меня зацепил. Вызвал бурю восторга и массу других положительных эмоций. И найти внятные и логичные объяснения этому я не могу. И все же я попробую.
Начну с того, что этот фильм стал для меня знакомством с творчеством Вудди Аллена. О его таланте я наслышан, но удостовериться возможности не было. Как мог оттягивал момент. В конце декабря - как и у многих студентов - была сессия. Замечу лишь, что студент из меня самый что ни на есть карикатурный, стереотипный, т. е безалаберный лентяй. И потому всю неделю занят я был лишь разгребанием завала и фильмы не смотрел. И когда экзекуция приостановилась, то свободное время я решил уделить просмотру фильма. Причем фильм я старался выбрать как можно более оригинальный и нестандартный. Малознакомый, но высоко котирующийся у критиков и киноманов. И выбрал я 'Любовь и смерть'.
Богата земля Русская талантливыми людьми. Великие ученые, композиторы, писатели, полководцы и представители иных профессий - все они оказали значимое влияние на развитие культуры в мир и в России в частности. Думаю любой мало-мальский грамотный человек наслышан о эпопее Толстого 'Война и Мир'. Многие соотечественники прекрасно знают имена Достоевского, Чернышевского, Тургенева и т.д. Но вот многие ли ценят, понимают, чувствуют их творчество?
Фильм 'Любовь и смерть' является эдаким попурри известных произведений русских писателей XIX века. 'Любовь и смерть' является вольной интерпретацией, пародией на 'Войну и мир' и прочие знаковые произведения. Однако хотя и пародия высмеивает, подвергает насмешкам, иронизирует над классикой, сделано все это с любовью и трепетом. Лишь человек, который ценит и чувствует дух той эпохи, мог создать такой фильм.
Вудди Аллен весь фильм подвергает сатире классику. Беря за основу серьезные и философские идеи, Аллен обильно приукрашивает их нарочитой несерьезностью и одновременно пафосом. Размышления и рассуждения героев над смертью, любовью, патриотизмом, нравственностью, этикой и прочими 'высокими материями' полностью растворяются в уморительных, забавных и ироничных фразах, которые полностью переворачивают смысл сказанного. Блестящее чувство юмора Аллена превращает даже 'глупость' в эталон остроумия. Прекрасно проработанные диалоги и монологи, которые вызывают живой смех.
Актеры играют нетипично. Их фальш, лицедейство видны невооруженным взглядом. Однако этот недостаток вовсе не является таковым. Напротив, 'шаблонные' эмоции и чувства лишь украшают фильм. Придают фильму еще более комичную окраску, усугубляя и без того критическое состояние высоконравственности классики.
Фильм содержит множество отсылок не только к литературным произведениям. Но и к творчеству таких гениев как Бергман и Чаплин. Чего хотя бы стоит 'намек' на Персону?!
Отличная высокохудожественная пародия! Нет слов, одни эмоции! Блестяще!!!
9 из 10
p.s Не могу удержаться и процитирую небольшой диалог. Не дословно, т.к. не хочу лишить потенциальных зрителей возможности услышать это самому.
- Помнишь Раскольникова, нашего соседа?
- Конечно, а что с ним?
- Он убил двух женщин. Так говорят братья Карамазовы.
- Боже мой! Я помню он был таким спокойным подростком. В него вселились бесы?
- Нет. Скорее он был идиотом!
- Жаль. Он был униженным и оскорбленным?
- Да...А еще игроком.
'Смерть - эффективный способ сократить свои расходы...' (с) 'Любовь и смерть'
Что ни говори, самым сложным жанром кинематографа является комедия. По-настоящему веселый фильм - с тонким, острым и непошлым юмором – очень нелегко создать. И остается только гадать, как Вуди Аллену в течение стольких лет удается снимать именно такое кино.
По сути, «Любовь и смерть» - остроумная вариация на тему русской истории 19 века. Идея, понятно, не нова, но в фильмах Аллена главное не ЧТО, а КАК: искрометно, изящно, забавно... Некоторые эпизоды из «Любви и смерти» можно смело растаскивать на цитаты.
Понятно, что на общеюморном фоне тема смерти, одна из основных в фильме, уже не выглядит мрачной и тяжелой. И это, по-моему, здорово: философские проблемы иногда бывает приятнее обдумывать «под легким соусом». С позиции оптимизма, так сказать.
Этот фильм - отличный пример легкого и неглупого кино. Возможно, это не лучший фильм Аллена (к примеру, «Проклятие нефритового скорпиона» по не до конца ясным причинам нравится мне больше), но и проходным его не назовешь. Приятного просмотра!
— Интересно кого легче покорить, Вас или Россию?
— Я не так много вешу.
Ничто так не вырывает из цепких лап депрессий связанных, если вспомнить дядюшку Фрейда, со сложными личными переживаниями, как старый дедушка Вуди Аллен. 'Дедовские' комедии последних лет не так насыщены его бесконечными рефлексиями как ранние, а его фильмы 70х-80х годов в сети и в магазинах можно найти только с большим трудом (чем занимаюсь последние несколько лет и, кстати, достиг определенных успехов). Вот здесь (доступно украинским пользователям) выложили два достаточно редких фильма: 'Любовь и смерть ' и 'Тени и туман '. Речь пойдет о первом.
Замечательная комедия тех давно ушедших лет, когда увидеть её не могли не только мы (по причине малолетства), но и наши родители (по причинам общеизвестным). Фильм выдержан в форме пародии на русскую 'усадьбу ' начала 19го века. Завсегдашние алленновские философские размышления о жизни и смерти, смысле любви и о самой любви, вставлены в достаточно вольную интерпретацию наполеоновского похода на Россию, сквозь призму помещичьей знати и необходимости подготовки к войне. Впрочем, сюжет трактован настолько вольно и местами не привязан ко времени, что он лишь добавляет комичности и остроты алленовским экзорцисам. Дайана Китон, звезда раннего Аллена тут очень хороша. Совершенно уверенно можно сказать, что фильм понравится многим в независимости от отношения к алленновским фильмам вообще.
— Борис, сейчас я растолкую тебе как нелепа твоя теория. Допустим Бога нет и каждый делает что хочет. Тогда что же, можно и убивать, да?!
— Убивать безнравственно.
— Нравственность категория субъективная
— Но субъективность категория объективная.
— Только не при рациональном восприятии действительности
— Восприятие иррационально, оно подразумевает неизбежность
— Но суждение о любой системе или приоритетных отношений к явлению всегда вступает в рациональное, метафизическое или по крайней мере эпистимологическое противоречие с абстракными эмпирическими понятиями, такими как 'бытие ', 'быть ', 'происходить ' и так далее.
— Да, я не раз это говорил.
Россия, 1812-й год. Гарный русский хлопец Борис Грушенко, охочий как до женского полу (в особенности до своей кузины Сони), так и до пространных дискуссий обо всём и ни о чём, призывается на службу в царскую армию, которая ведёт военную кампанию против французских завоевателей. Борис пытается любым способом отмазаться от службы, поскольку прекрасно понимает, что ничего хорошего лично ему это не сулит. Однако он не только попадает на передовую, но ещё и совершает, на пару с Соней, дерзкое покушение на самого Наполеона Бонапарта…
Последний открыто пародийный фильм Вуди Аллена эксплуатирует миф о загадочной русской душе и под музыку Сергея Прокофьева (в частности к «Александру Невскому») обращает его в комическую эксцентриаду о похождениях «местечкового еврея». За всей этой шутовской вольницей отчётливо видна пародия на хрестоматийную эпопею «Война и мир», перемешанную с «Братьями Карамазовыми» и «Доктором Живаго». Но очевидно, что пародируются не столько литературные первоисточники, сколько голливудские экранизации.
Уже здесь над страстью к беспардонной травестии начинает довлеть «любимая тема» Алена: «ужас перед приближением смерти». Именно с «костлявой кумой», облаченной в белый балахон, он пускается в пляс в последнем кадре фильма. Но перед тем как проститься с периодом пародирования, Вуди успевает сильно там наследить.
Во-первых, систематически иронизирует над мэтрами европейского авторского кино – то над Бунюэлем (разговоры с мертвецами явно перекочевали из «Скромного обаяния буржуазии»), то над любимым Бергманом (в финале лукаво подмигивая его «Персоне»). Во-вторых, перебрасывает мостики и к своим прошлым фильмам, повторяя наиболее удачные приколы. Например, хохму с чёрным сперматозоидом из «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе…», трансформирует так, что здесь актёр-негр играет уже …русского солдата, наставляющего нерадивого Грушенко окриком: «Ты позор русской армии!».
В-третьих, «забывает» снять с Бориса очки (что подразумевает, видимо, сопоставление с Пьером Безуховым), но при этом одевает его в непременную косоворотку, подпоясывает кушаком, а сверху ещё напяливает меховую безрукавку и всякие прочие армяки-зипуны. И уже окончательно доводя до абсурда этот русофильский маскарад, ещё и надевает на Бориса Дмитриевича рукавицы, когда тот начинает заниматься любовью, чтобы, упаси господь, ветеран войны случайно не обжёгся о пылкую кузину.
Помимо секса Грушенко систематически пускается в глубокомысленные философские рассуждения, куда больше характерные для интеллектуала с оксфордским образованием, к тому же не лишенного самоиронии. Фразы типа «Моя отвратительность – это моя лучшая черта» время от времени вылетают из его уст, приводя в трепетный экстаз Сонечку и прочих знойных русских красавиц.
Аллен устраивают настоящую буффонаду с Дайан Китон (она после развода Вуди с Луизой Лассер, была в тот момент его очередной спутницей жизни), как бы примеряясь к грядущему оскаровскому триумфу, который будет ожидать их через два года в «Энни Холл». На пару они образуют самую небанальную и эксцентричную парочку из всех дуэтов с участием Аллена. Здесь они вдвоём справляются за трёх братьев Маркс. Остаётся только сожалеть, что Вуди так мало поработал с этой незаурядной клоунессой.
Наличие этой пародии в фильмографии Аллена может показаться случайным и необязательным, если бы не одно обстоятельство. Дедушка у Вуди был родом из России и в своё время он, как и главный герой фильма, Борис, не пожелав служить в царской армии, сбежал от призыва и еврейских погромов в Америку, где впоследствии открыл кафе и заработал кучу денег. Внук, видимо, решил, смеясь, попрощаться со своим прошлым и перенёс «судьбу дедушки» на экран. Так что появлению фильма мы в равной мере обязаны Аллену и его русскому пращуру.
Не стоит ругать Аллена. Он делает все, что и положено интеллектуалу: высмеивает и потешается, но делает это в доброй манере, не пытаясь никого осудить и тем более не пытаясь осудить русский быт и русских классиков, к которым, по всей видимости, неровно дышит.
Фильм прост, забавен и очень понятен, особенно для русской аудитории. Не знаю, что там насчет запада, но русский человек найдет эту комедию очень правдивой. Все эти аллюзии на Толстого, Достоевского и прочих русских писателей. Пародии на дуэли и возвышенные интимные разговоры двух обычных крестьян. Вопросы жизни и смерти. Безумная и бессмысленная любовь и страдания двух людей которым не суждено быть вместе ( и все это произносится с сарказмом)
Что действительно бросается в глаза - так это вопрос войны и мира как таковых. Суть войны в принципе. Ее смысл и отношение к ней обычного человека. Вуди иронично показывает как бессмысленны все эти жертвы. Кто действительно воюет, а кто остается на холме и наблюдает за происходящим в бинокль.
Сарказм и ирония, вот основное оружие Аллена, и он им, отлично владеет.
It's a very complicated situation. В самом начале мы узнаем, что Борис будет казнен за преступление, которого он не совершал. Но что же случилось? Борис был одним из трех пышущих здоровьем крепышей, жил в родовой усадьбе, был влюблен в свою кузину Соню, увлекался бабочками, мучился экзистенциальными вопросами. И вроде бы все хорошо, но Наполеон уже близко, а значит, надо идти на войну и защищать Россию-матушку от французского ига, ведь никто не хочет каждый день есть суфле и круассаны и сдабривать пищу жирными соусами.
А пока Борис участвует в сражениях, Соня познает все радости семейной жизни, ведь она вышла замуж за... Но нельзя так много говорить о сюжете. Ведь он не поможет зрителю отличить фильм Вуди Аллена от, скажем, экранизации 'Братьев Карамазовых' или 'Войны и мира'. Уникальны в этом фильме диалоги. Да, у Вуди есть кумиры. Это и Чаплин, и Бастер Китон, и Братья Маркс, и Боб Хоуп. Но для того, чтобы соединить все звенья цепочки воедино, нужна муза. Пустое подражание заденет только непритязательного зрителя, здесь же мы имеет первоклассный юмор. Интеллектуальный, едкий, тонкий, афористичный юмор.
- Себе я оставила его саблю и золотые часы. А это тебе. Его усы.
- Я сохраню их.
- И немного бечевки. Он собирал бечевку.
- Знаю, за это я его и любила.
- Я тоже любила его за его бечевку.
- Что-нибудь еще для меня?
- Предлагаю разделить его письма. Тебе гласные буквы или согласные?
Как бы поступили греки. Они там были гомосексуалистами.
а. Сократ мужчина.
б. Все мужчины смертны.
в. Все мужчины Сократы.
Следовательно, все мужчины гомосексуалисты.
-Борис, есть предложение. Давай убьем Наполеона.
-Да, интересная мысль. Уже поздно. Не пора ли поколдовать над ужином?
-Я серьезно. Мы убьем Наполеона.
-Ты пила из стакана, из которого мы подчиваем нашего идиота?
Некоторым из нас хочется отдать дань любимым фильмам, но не многие обладают талантом, чтобы это сделать. Вуди Аллен как-то сказал, что в его фильмах присутствуют аллюзии только на то, что ему действительно нравится. Что ж, радует, что у Аллена хороший вкус, но еще больше радует то, что он смог рассказать зрителю о своих увлечениях и предпочтениях в кино, без единой серьезной фразы.
И напоследок хочу сказать, что я бы включила этот фильм в рейтинг 50 фильмов, которые надо посмотреть, прежде, чем вас накроет пшеница. Я сказала - пшеница? Пшеница.
Посмотреть на себя со стороны может только девочка Оля, попавшая в Королевство Кривых Зеркал. Нам же монитор давно заменил и правду, и ложь, оттого вдвойне приятно наблюдать, как Россия видится из-за бугра. И если сейчас русские Ваньки в Голливуде – это братки или гениальные учёные в вязаных свитерах, то в фильме Вуди Аллена нам представляется возможность перенестись в царскую Россию.
Сказка – ложь, да в ней намёк, как говорится. Несмотря на то, что «Любовь и смерть» - чистой воды пародия, некоторых особо впечатлительных учителей литературы может хватить удар оттого, насколько точно угаданы ключевые ноты русской души. Философские силлогизмы вместо диалогов, витиеватые описания природы (рожь!), вопросы религии и духовности – всё это более чем достаточно характеризует, насколько сложно американцам (да и нам, чего греха таить) воспринимать русских классиков: Толстого, Достоевского и иже с ними. А ведь так хочется под накрахмаленными юбками и сюртуками найти обычных людей, обуреваемых бытовыми заботами! Поэтому герои Вуди Аллена занимаются сексом, не забывают о предохранении и мечтают о гамбургерах. Смешно? Hilarious!
Фильм всем хорош: режиссёр сумел за коротких полтора часа проехаться по самым ходовым сюжетам, высмеять штампы русской литературы и просто повеселиться в компании таких же незакомплексованных людей, как он сам. Впрочем, если вы из тех, кто пишет на заборах «Россия – для русских», то «Любовь и смерть» может вызвать у вас нервное расстройство, если не сказать больше – культурный шок.
И закончить хочется фразой из рекламы: «Почувствуй, как легко!». Как легко подняться над предрассудками и посмеяться над собой!
Когда иностранцы играют русских - это всегда откровенно смешно. А когда за дело берется человек с чувством юмора - смешно вдвойне. Разгадывая тайну, за что мир так любит фильмы Вуди Аллена, я посмотрела 'Любовь и смерть'. Изначально замысел казался бредовым и несуразным. Где это видано, чтобы плюгавый и неуклюжий еврей играл загадочную русскую душу?
Впечатления от фильма не убил ни корявый перевод, ни отвратительное качество картинки. Фильм смотрится на одном дыхании. Множество шуток и ссылок к русской литературе. Великий стеб. Откровенный сарказм. Добрая сатира. Фильм понравился своей беззлобностью и наивностью сюжета, высоколобными диалогами и игрой актеров.
Не стоит обижаться на Вуди за то, что он преподнес нашу родину, как водка-балалайка-медведи. Он сделал это совершенно без издевки и с самыми невинными намерениями - дать повод для смеха, который продлевает жизнь. А значит, побеждает смерть.
Главный герой – ищет ответы, а вместо этого натыкается лишь на авторитеты и традиции, которые не разрешают ни один из имеющихся вопросов.
Ален обращает внимание на ту подмену, которая свойственна русскому сознанию. Вопросы прагматические на словах заменяются вычурными духовными запросами, хотя прикрывают житейские бытовые стремления. «Русский» словно живет в воздушном замке, брезгуя замечать нечто вроде денег, работы. Эти понятия для него «слишком» приземленные. Говоря о высокой любви, героиня признается в том, что её тянет к безграмотному пройдохе с «животными инстинктами». Ни один самый низкий вопрос не может быть поднят без «вуали» изощрения, напыщенности и «прелюдий». Хотя на деле, волнуют героев самые обычные проблемы.
Общая точка зрения считается для «русского» необходимой, ведь «нельзя» не любить родину, дом, семью. Ален словно спрашивает, может можно? Но герою говорят, что он пойдет на войну и будет бить врага, ведь «ему дадут медаль».
Интеллектуальные споры при полной бессмысленности суждений, завершающихся словами: мы должны верить в бога.
Постоянный поиск, не имеющий смысла.
Ален смеется над перегруженностью проблем, создающих «загадку» русской души. Задаваясь вопросом, что же такое русский дух и как он пахнет, Ален будто обнаруживает бесформенный туман, который отличает лишь запах рыбы и водки.
Борис Дмитриевич идет путем настоящего русского непроизвольно проходя все этапы «настоящего» мужика.
И вот когда Борис добился всего, его настигла… идея самоубийства! Настигла пустая пустота…
Весь фильм Бориса «не может» не задаваться вопросом «Что делать?» ведь так много но кругом…