К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Do not turn to mediums or seek out spiritists, for you will be defiled by them. I am the LORD your God. Leviticus 19:31

Небольшой рассказ Стивена Кинга, опубликованный в 1984-м году, был чрезвычайно мрачен и повествовал о мальчике по имени Джордж, оставленном приглядывать за своей немощной бабушкой. Однако, сценарист Мэтт Гринберг, оставив основных действующих лиц истории под названием «Бабуля», полностью изменил ее ход и финал: изначальная камерность и мистицизм истории остались прежними, но события, походя затронутые писателем, превратились в полноценные сюжетные линии, а минорная тональность окончания сменилась на мажорную.

Почти сразу внимательный зритель заметит небольшой реверанс создателей фильма в сторону Рэнделла Флэгга, а затем режиссер Питер Корнуэлл продемонстрирует истинное значение фразы «по мотивам произведения», так как небольшая зарисовка Стивена Кинга превратилась в своеобразное рассуждение на тему семейственности, готовности пожертвовать всем ради кровных уз. «Бабуля» - типичный журнальный рассказ, в котором краткость и эффектная неожиданность развязки являются не только основными инструментами писателя, но и служат залогом попадания в печать. Одиннадцатилетний Джордж смущен своей престарелой родственницей, ее болезни и немощь пугают его. И страх этот Кинг мастерски доводит до апофеоза, превращая бабулю в некое средоточие потусторонних сил. В фильме же экзистенциальный страх перед старостью и ее логическим исходом в виде смерти, заменен философским рассуждением о значении милосердия в общем и его проявления в качестве прощения и понимания своих родственников в частности.

Читатель оригинального рассказа значительно расширит свои познания относительно семейной истории Джорджа, а также узнает о сверхъестественных существах, пришедших к дому нашего героя из-за «бабули». Камерная атмосфера первоисточника явно не подходит для среднестатистического зрителя, покупающего билет на фильм со словом «ужасы» в строчке «жанр». Поэтому появляются в сюжете знакомые Дину и Сэму Винчестеру, адские псы, а также физическое воплощение того, что в рассказе Джордж представлял как «невидимые тени», мысли о которых «приходят в темноте».

Визуальный ряд «Милосердия» выполнен на высоком уровне, что пристал даже высокобюджетным хоррорам, а это примечательно ведь у фильма Корнуэлла нет ни поддержки студий, ни финансов, что позволили бы довести хронометраж хотя бы до 90-та минут. При этом «Милосердие» совсем не напоминает одну из тех трэш-картин, в которых создатели не заботятся ни о диалоговой составляющей, ни о действующих лицах, беспокоясь лишь о количестве бутафорской крови и/или же неожиданных моментах, заставляющих особо чувствительную публику вздрогнуть в кресле кинозала. Впрочем, «Милосердие» не удостоилось широкого проката и было сразу выпущено на цифровых носителях, тогда как это крайне интересная, в первую очередь для любителей таланта Кинга, вариация на тему его страшного рассказа.

Недостаток экранного времени привел к тому, что этот фильм, задуманный в качестве неспешной, степенной истории, главный герой которой постепенно приходит к осознанию того, что от него скрывается некая фамильная тайна, превратился в умело выполненный, но все же напоминающий тезисный план, рассказ (но все сюжетные линии при этом доведены до конца). Питер Корнуэлл, не в первый раз адаптирующий текст Стивена Кинга для большого экрана, уже имеющий с фильмом «1408», изменяя и дополняя повествование событиями, точно следует заветам мастера. Сколь бы запутанной и полной мистических событий не была та или иная история, она не стоит ровным счетом ничего, если нет в ней достойного главного героя. И страх, это всего лишь один из оттенков гаммы чувств, испытываемой нашим героем. Этим принципам, общим для всех произведения Кинга, «Милосердие» подчинено неотступно, не смотря на то, что создатели фильма, творят свою историю, где нет места ужасному исходу «Бабули».

Все в «Милосердии» выстроено вокруг Героя, лишь его мысли, чувства и поступки интересны, прочее не имеет значения. Зритель видит и оценивает все с точки зрения Джорджа (который в фильме на несколько лет старше своего литературного прототипа) и, в конце концов, остается наедине с Джорджем в момент истинной опасности, которая исходит из области, лежащей за границами физики. Победу же над порождениями зла, и тому свидетельством любое произведение Стивена Кинга, можно одержать, основываясь исключительно на чести и благородстве, смелости и отваге.

Успех экранизации сюжета подобной структуры, во многом зависит от исполнителя главной роли и здесь кастинг-директоры не могли бы найти лучшей кандидатуры для воплощения образа мальчика Джорджа, чем Чандлер Риггз. Известный благодаря теленовелле «Ходячие мертвецы», Риггз блестяще справляется с ролью. Не каждый взрослый актер способен показать такую палитру чувств и выдерживать многозначительные паузы. Юный Риггз, вдобавок к своему природному дарованию, прошел своеобразную актерскую школу у блистательного Эндрю Линкольна, Рик Граймс которого вполне мог бы выйти из-под пера Стивена Кинга.

Без сомнения, «Милосердие» не является шедевром кинематографа, и скорее всего оно безынтересно для того, кто хочет классических ужасов с истязаниями плоти или же с банальными монстрами. Этот фильм занятен с точки зрения трактовки первоисточника и воссозданного на основе различных произведений Кинга, собирательного образа юного, непорочного мальчишки, всесильного перед лицом зла. Экранный Джордж словно мальчик из новеллы «Salem's Lot», чье чистое сердце не дрогнуло, тем самым заставив вампиров, коими Стивен Кинг наполнил эту свою историю, отступить. Джордж это будущий герой «Бури столетия», что дорого заплатит за свое благородство и стремление помочь ближнему. Он еще не видевший ужаса Стрелок. Как Роланд Эммерих сотворил своего собственного Шекспира, так и сценарист «Милосердия» вырисовывает того обобщенного Героя Стивена Кинга, которым по сути и интересны все его рассказы. Этот Невозможный Человек, познавший страх, но не ведающий отчаяния и трусости, предстает в «Милосердии» в образе ребенка, что не отступил и не испугался. Наш Джордж шел до конца и поэтому победил.

19 июня 2015 | 23:52
  • тип рецензии:

Говоря о фильмах ужасов современности рядовой зритель без труда вспомнит имена таких кинематографистов, как Джеймс Ван и Орен Пели, чьи картины «Астрал», «Заклятие» и «Паранормальное явление» стали образцом хоррора, попутно собирая в прокате немыслимые суммы. Однако если копнуть чуть глубже, то к успеху данных лент имеет прямое отношение и еще один человек - продюсер Джейсон Блум, который причастен ни много ни мало ко всем знаковым фильмам ужасов последней пятилетки. Именно его имя можно встретить в титрах как перечисленных картинах, так и в «Судной ночи», «Мрачных небесах», «Синистере», «Окулусе» и еще многих других. И 2014-й год для Блума стал не менее плодовитым, нежели предыдущие. Так его стараниями увидели свет такие хорроры, как «Джезабель» и «Уиджи: Доска Дьявола», которые по традиции произвели немало шума в своем жанре. Но всем при этом Джейсон Блум выпустил и еще один фильм, который собрал в своих рядах множество знаменитостей, однако он прошел абсолютно незамеченным для мировой общественности. Проект получил название «Милосердие», а поставил его Питер Корнвэлл, некогда снявший довольно сносный мистический триллер «Призраки в Коннектикуте». Интересным фактом является то, что «Милосердие» было поставлено по рассказу маэстро ужасов Стивена Кинга, хотя, как известно, из десяти адаптаций творчества писателя для большого экрана лишь одно-два произведения заслуживают на внимание. Назвать же картину Корнвэлла подлинной удачей я не могу, но тем не менее смотреть ее можно, а почитателям Стивена Кинга даже нужно.

Итак, сюжет фильма разворачивается в небольшом провинциальном городке, на окраине которого стоит старенький домик. Так уж получилось, что его хозяйка, пожилая Мерси (Ширли Найт), слегла с некой тяжелой болезнью и помощь близких людей для нее попросту необходима. Таким образом в отчий дом возвращается дочь героини, Ребекка (Фрэнсис О’Коннор) вместе с двумя своими сыновьями, Джорджем (Чендлер Риггз) и Бадди (Джоэл Кортни). Конечно же родным приходится очень непросто, ведь бабушка полностью обездвижена и ведет себя, словно малолетний ребенок, который не в состоянии ни сходить в туалет, ни самостоятельно покушать. Мнения по поводу происходящего внутри семьи разделились. Бадди никогда не был привязан к Мерси, а потому уход за ней превращается для него в пытку, но юный Джордж наоборот старается всячески помочь бабушке, стараясь прислушаться ко всем ее просьбам. Ситуация усугубляется тем, что Мерси издавна практиковала оккультизм и ее магия имеет прямое отношение к ее состоянию. Более того, древнее пробудившееся зло имеет планы не только на бабушку, но и на ее близких. И остановить силы зла не так то и просто. Тем более когда до самого конца не понимаешь, с чем же на самом деле имеешь дело...

Главным героем картины выступает Джордж в исполнении звезды популярнейшего сериала «Ходячие мертвецы» Чендлер Риггз. Стоит отметить, что актерское мастерство юноши с каждым годом продвигается вперед. Некогда я грешил на актера из-за того, что в первых сезонах зомби-проекта он уж слишком отрешенно вжился в свой образ и не выказывает должных эмоций в наиболее драматических сценах. Но время идет и Риггз все же научился сопереживать, любить и ненавидеть таким образом, чтобы зрители в это поверили. Конечно все основные силы мальчик отдает работе над «Ходячими мертвецами», хотя кое-что остается и на другие проекты, включая «Милосердие». Новый герой Риггза, Джордж действительно готов ради бабушки не все, в том числе даже на игнорирование врачебных предписаний. Однако при этом он не решается идти на открытый конфликт с братом и занятой матерью, выискивая способы более тихим образом добиться своего. Конечно создатели фильма могли бы придать взаимоотношениям Джорджа и Мерси куда большей глубины, так как несмотря на то, что их линия оказывается основополагающей в сюжете, очень тяжело проникнуться отношениям, в которых преобладают шаблоны и стереотипы. И не вина актеров в этом - вина режиссера и сценаристов. Отдельно хочу выделить работу Ширли Найт, которой пришлось труднее всего. А именно, изображать практически весь хронометраж умственно отсталую особу с периодическими всплесками непонятной агрессии. Игре актрисы веришь и понимаешь, что в реальной жизни каждый может столкнуться с такой бедой. И тем трагичнее наблюдать за развитием ее истории, ведь несмотря на определенную аморфность, персонаж Ширли Найт сможет нас удивить.

Что же касается остальных героев, то они теряются где-то на заднем плане и ничем особенным выделиться не могут. Фрэнсис О’Коннор на удивление бесхитростно воплотила в жизнь Ребекку, мать Джорджа и Бадди. Да, она явно любит свою мать, хочет ей помочь и одновременно переживает за своих мальчиков, но ни на секунду нельзя поверить в искренность ее чувств. Ребекка от начала и до конца смотрится как персонаж, идущий на автопилоте, так что ничем существенным она точно не выделяется. Несколько расстроил и Джоэл Кортни в роли Бадди. В перспективе интересный герой, который мог составить немалую конкуренцию Джорджу, теряет свой запал ближе к половине повествования и все их конфликты с братом исчезают из сценария, так толком ни до чего и не доведя линию мальчика.

Практически каждая лента, снятая по мотивам творчества Стивена Кинга обладает своей особенной атмосферой, которую тяжело спутать с чем-то другим. Мы словно попадаем в некий другой мир, в котором все с одной стороны является обыденным, но с другой каким-то особенным, зловещим и где-то даже театральным. А вот «Милосердие» почему-то лишено подобного ощущения. Авторы представляют нашему вниманию вполне рядовой мистический триллер, который ничем особенным не выделяется. Конечно в рамках кино-фильмов, поставленных по Стивену Кингу, подобный подход определенно необычаен, но в тоже время теряется оригинальность творчества писателя и если бы не его имя, указанное в титрах, выделить чем-то особенным ленту Питера Корнвэлла невозможно.

В итоге хочу сказать, что «Милосердие» все же заслуживает на внимание почитателей жанра и Стивена Кинга в частности, но после просмотра понимаешь, почему лента так и не получила широкого кинотеатрального проката. Создатели кое-где недодумали, кое-что упростили и подобный подход к делу моментально сказался на качестве проекта. Так что одного имени Стивена Кинга оказалось мало для того, чтобы картину ожидал подлинный успех. Продюсер Джейсон Блум кинул все свои силы на более дорогие и разрекламированные проекты, оставив «Милосердие» во второй очереди. А это значит то, что и нам с вами стоит смотреть этот фильм только тогда, когда все лучшее уже отсмотрено. Хотя знайте - назвать «Милосердие» пустой тратой времени все-таки нельзя.

6 из 10

29 ноября 2014 | 11:43
  • тип рецензии:

Для меня всегда было так - экранизации по Стивену Кингу либо гениальные, либо никакие. Не могу припомнить ни одного фильма, которому бы удалось в моем личном списке занять промежуточную нишу между этими двумя оценками. Но, посмотрев фильм 'Милосердие', я поняла, что такой фильм теперь есть. Гениальным назвать его нельзя, а плохим он мне не кажется, не смотря на удивительно низкий рейтинг.

Прежде всего у меня нет претензий к фильму потому, что рассказ 'Бабуля' я не читала и не могу судить о том, сколько же вырезали и чего добавили, нужного или нет. Факт, заинтересовавший меня - в сценаристах указан сам автор - говорит о том, что все изменения, сделанные в сюжете, были сделаны с его ведома, а может и одобрения. А может быть и им самим. Во всяком случае мне кажется, что история получилась очень неплохая и грамотно изложенная, без дыр, без несостыковок. Однако же с другой стороны эта лаконичность немножечко не устраивает - мне лично не хватило некоторых подробностей, в частности на тему, почему же Джорджи так не похож на остальных, не только ведь игрой на скрипке. В свете такого упущения его разговоры с несуществующими в реальном мире людьми появляются внезапно, резковато и оставляют вопросы.

Фильм снял режиссер довольно удачного ужаса 'Призраки в Коннектикуте' Питер Корнвэлл. Для меня этот факт до просмотра был обнадеживающим, и все мои надежды оправдались, режиссура качественная. Отдельно хочется отметить работу оператора, мне понравились ракурсы, показывающие дом и местность. Также наконец-то я услышала музыку, которую всегда хочу услышать в подобных фильмах - резкую, тревожную, гнетущую. Музыкальное сопровождение напомнило работу Бишары в 'Астрале' и 'Проклятии Аннабель'. Все те немногие спецэффекты, что есть в фильме, выполнены безукоризненно.

Актерская игра тоже на достойном уровне. Но именно отметить могу только Чендлера Риггза. Он понравился мне отсутствием той излишней эмоциональности, которая так присуща молодым актерам.

Не страшный, но атмосферный и интересный

6 из 10

26 июня 2015 | 02:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: