За последние годы в жанре хоррор наметилась такая тенденция: если местом действия является психиатрическая лечебница, то где-то поблизости просто обязаны витать злобные призраки и духи, которые мстят каждому, кто осмелился потревожить их место обитания. Взять хотя бы популярную серию фильмов «Искатели могил». Однако какого бы ни была качества «психиатрическая» мистика, она стала немного надоедать, а потому своеобразный под-жанр фильмов ужасов нуждался в небольшой смене ориентиров. И в 2013 году состоялась премьера картины «Санаторий», которая представляет из себя альманах из трех эпизодов, описывающий путь соответственно троих пациентов в свои хмурые палаты. и никакого сверхъестественного элемента здесь ждать не стоит. «Санаторий» является драматическим триллером, в котором силы зла играет сломанный человеческий разум. И я естественно надеялся, что нам предъявят действительно напряженные сюжеты, которые будут держать зрителя у экрана без отрыва вплоть до финальных титров. Однако на деле данная картина оказалась довольно посредственным произведением, которое местами заставляет напрячься, но в основном вялотекущее действие без задорной искорки попросту вгоняет в сон.
Итак, как и в большинстве альманахов, отдельные эпизоды связаны общим сюжетом. В данном случае с пациентами нас знакомит доктор Стэнсон в исполнении Малкольма МакДауэлла. К сожалению, оценить его игру непросто, ведь на экране он появляется от силы на минут 5, довольствуясь периодическим зачитыванием закадрового текста. Так что мы забываем о нем сразу же после старта первой истории...
Первая история (Реж. Брайан Отриз. Оценка: 4 из 10)
В центре сюжета оказывается гениальный скульптор миниатюрных кукол Густав (Джон Гловер). После небывалого триумфа своей последней выставки ему предлагают отправится в Нью-Йорк, дабы продолжить триумфальное шествие своего детища и заодно заработать несколько миллионов. Однако героя мучают жуткие галлюцинации, привязывающие его к куклам. И ради них Густав даже готов убить своего лучшего друга, которого герой подозревает в продажности. Единственный человек, который старается понять творца, его молодой товарищ Матео. Но, как известно, творчество на грани сумасшествия так или иначе приведет к трагедии. Но кто же станет жертвой, а кто убийцей? В этой истории не все так просто... По сути лишь финальный твист вызывает в сегменте Брайана Ортиза сильные чувства. Все же, что было до него разворачивается на удивление вяло. Исполнитель главной роли, Джон Гловер, во всю старается сыграть безумца, но он не в состоянии насытить свою историю необходимой динамикой. Из позитивных моментов могу выделить участие Роберта Инглунда в роли второго плана. Но ему режиссер не дает развернуться на полную мощность и знаменитый актер выступает в роли «свадебного генерала», не более.
Вторая история (Реж. Брайан Рамирес. Оценка 6 из 10)
Главным героем данного эпизоды выступает ученик младших классов, робкий и забитый Стивен (Дэвид Мазоуз). Каждый день ему приходится терпеть издевательства черствого отца, которые не церемонится с сыном даже после смерти матери. В школе Стивен также находится не на пике популярности, а кроме того его постоянно преследует монстр в черном плаще, которого видит лишь главный герой. Постоянный стресс и отсутствие человеческого тепла в итоге приводят к кровавой трагедии, объяснение которой, пожалуй, неподвластно обычному обывателю... Данная история имеет в себе несколько положительных моментов, включая достоверную актерскую игру и неоднозначность происходящего. Кроме того сюжет имеет мощный социальный подтекст с намеками на сексуальное насилие взрослых по отношению к детям. Лично для меня драматический сегмент Стивена полюбился в данном фильме больше всего.
Третья история (Реж. Керри Вальдеррама. Оценка: 5 из 10)
В центре сюжета стоит преподаватель истории майя Джеймс Сило (Лу Даймонд Филлипс). Герой многие годы сосредотачивался на изучении наследия древних жителей Америки и в конце концов сошел с ума на почве приближающегося Конца света 2012 года. Джеймс потратил все сбережения семьи на постройку бункера и вся его жизнь превратилась в параноидальный страх перед якобы приближающимся финалом. Однако его мысли абсолютно не разделяет жена и двое сыновей, которые наотрез отказываются спускаться в бункер. Семья главного героя решает все-таки вызвать специалистов из лечебницы, но успеют ли они помешать возможной кровавой трагедии?.. Все бы было замечательно в этом сегменте, если бы не убийственно нудное вступление, которое растянулось чуть ли не на половину всей третьей истории. Честно сказать, довольно тяжело выдержать темные помещения, в которых герой то занимается физкультурой, то просто сидит без движения. Кроме того нас поначалу утомляют какими-то бессмысленными флэшбеками, которые начинают приобретать логику лишь во второй части ленты. Главным украшением третьей истории является, конечно же, Лу Даймонд Филлипс, который за годы прозябания в кинематографе «Б»-класса не растерял свой талант, а смог на удивление правдоподобно показать одну из популярных в США форм безумия, страхом перед Концом Света. Возможно данная история заслуживает баллов повыше, но она хороша лишь наполовину, ведь затянувшееся вступление жуть как утомляет.
Отдельно хочу отметить, что между финальными титрами имеется дополнительная сцена, которая является в своем роде эпилогом и относится напрямую к третьей истории. Но ждать от нее особой осмысленности не стоит. А если вы точно не хотите запутаться, то смело пропускайте ее мимо вашего внимания. Но я все равно знаю - вы не пропустите!..
В итоге хочу сказать, что «Санаторий» является средним фильмом, который расстраивает своим загубленным потенциалом. Именно поэтому я в общем склоняюсь к негативной оценке данному произведению, но хочу отметить, что ценителям жанра все же стоит ознакомится с представленными тремя историями, ведь они способны вызвать некоторый интерес.
5 из 10