Этот фильм заслуживает очень высокой оценки со стороны критиков, да и со стороны просто зрителя (вроде меня),т. к. мне всегда было интересно узнать истории болезней людей, которые просто (не побоюсь это слова) существуют за стенами самой обычной психушки:
1) Сами истории о пациентах. Ни капли не удивлюсь, если в сюжете присутствуют реальные истории людей, которые находятся в психиатрических клиниках. Каждая из них - это маленькая экранная жизнь отдельного человека, о которой мы узнаем за несколько минут;
2) Присутствует фоновая, приятная для восприятия, музыка, которая соответствует каждой из историй (а финальные саундтреки - это нечто);
3) Приятный сюрприз для поклонников Роберта Инглунда (тот самый Фредди Крюгер, с незабываемой улицы Вязов), который порадует нас своим появлением, а вместе с ней и прекрасной ролью, в первой истории.
И за всё, вместе взятое, моя оценка будет:
10 из 10
P.S. Да, и не торопитесь выключать фильм с появлением финальных титров - вся разгадка еще впереди...
Листая каталог фильмов вышедших в 2013 году я обнаружил странную похожесть многих синопсисов. Видимо весь мир раздираем проблемами зомби, вампиров, маньяков и плохих полицейских. Странно. Это ведь все так далеко от реальности и уже настолько приелось, что похоже каждый новый фильм формирует виртуальную реальность в которой приходится уживаться маньякам с бензопилами и хостелам. Это позволяет подавлять страхи, обусловленные нашей реальной жизнью. Что же - успокоившийся потребитель - это хороший потребитель. А значит, сам по себе выбор проблемы в фильме 'Санаторий' показался мне выделяющимся на общем фоне.
Нам рассказывают три новеллы об обитателях одной психушки. Рассказывают стильно, атмосферно, в лучших традициях хоррора - с нагнетением напряжения, неожиданными откровениями и необратимыми трагедиями. Однако, вместо того, чтобы бороться с инопланетянами и динозаврами, наши герои попросту уходят от проблем. Ну вот, к примеру, знаете что делает герой одной из новелл, который не может в полной мере рассчитаться по кредиту? Правильно. Прячется от инопланетян в убежище. Нашествие ведь ожидается, а у него дар открылся. Правдоподобно. Тем более, брутальный Лу Дайамонд Филлипс реально выглядит достойно.
Другие же истории также вполне укладываются в контекст. Чувствительный художник войдет в слишком близкий контакт со своими фигурками солдатиков, оставляя неискушенного зрителя в недоумении относительно мистической подоплеки. Она вроде бы есть, но прямых ответов нет. Тут поп-корн не поешь при просмотре! Ну а в следующем эпизоде мы столкнемся с интересным детским замещением - в нелегкие моменты место мучителя будет заменять монстр, который впрочем позже сможет и защитить его от не в меру резкого отца.
Так что, при всей простоте раскрываемых сюжетов, фильм смотрится вполне убедительно. Он как-бы заглядывает за пределы фильмов ужасов (современных фильмов ужасов) используя весь инструментарий данного жанра. Небольшая роль Малкольма МакДауэлла постоянно держит в напряжении благодаря его многочисленным ролям психопатов. До конца ведь нельзя исключать возможности режиссерского ухода к теме вымысла или замещения.
'Счастье - для всех. И пусть никто не уйдет обиженным' (с) 'Сталкер'
На экраны не так уж и давно вышла кинокартина 'Sanitarium' (2013).
Личное мнение: проблема, которая поднимается, судя по показанным историям пациентов очередной из психиатрических больниц, 'где-то там', шире.
Первоначально заданный посыл - гораздо опаснее для массового зрителя (который, впрочем, этот фильм глядеть не станет). Дело, пожалуй, даже не в последствиях окружения или обстоятельств, из-за чего пара мозговых извилин прочно сдвинется на всю жизнь. На этом упорно и между строк настаивают создатели.
Дело - в таланте. Первая и третья новеллы убеждают: если ты слишком умный (читай: какой-то не такой и вообще странный), ты свихнешься. Мол, путь-дорожка в четыре стены под транквилизаторами.
Второй рассказ чересчур переполнен явной психологией, страдая от недостатка метафизики. А я не философ и никогда им не был, поэтому прагматично следил за развитием сюжета. Если бы не перечитываемый в последние дни Станислав Лем, поставил бы твердую 'тройку' увиденному. Но...
Удивительное совпадение: повторились собственные недавние размышления о смысле всего сущего и т.д. Особенно о людях с парадоксальными взглядами. На самом-то деле, кто в 'психушке' быта - мы или они? И кто, главное, счастливее?
В целом, фильм мне очень понравился, к основным плюсам можно отнести:
1. Построение и длительность. Фильм состоит из трех сюжетных линий, которые не оторваны друг от друга, а соединены общим звеном в виде 'санатория' (псих. лечебницы),который имеет отношение к герою из каждой части. Понравился тот факт, что за длительность одного фильма, можно увидеть три хорошо раскрытые истории. Ни в одной из этих короткометражек нет никаких нудных, 'лишних' сцен, не относящихся к сюжету, как это бывает в некоторых ужастиках, режиссеры которых их добавляют, чтобы соответствовать полнометражному фильму.
2. Сюжет. Фильм показывает как тонка грань между собственными иллюзиями и реальной жизнь, как больной разум искажает действительность и заставляет поверить в то, чего на самом деле нет, как опасны сумасшедшие люди для окружающих.
Каждая история предельно раскрыта, показывает историю каждого персонажа, что послужило отправной точкой для начала психического расстройства.
Первая история рассказывает про сумасшедшего кукольника с параноидальным бредом и про то, как заразно безумие.
Вторая история повествует про мальчика, который пережил тяжелую жизненную ситуацию, которая травмировала психику. Эта часть, в-первую очередь, интересна тем, что не имеет однозначного мнения на счет концовки и каждый может ее трактовать любым из двух возможных вариантов, первый (к которому я склоняюсь) со стороны психиатрии, а точнее, то что главный герой страдает раздвоением личности, а второй вариант-это метафизика, материализация страха.
Третья история про ученого-исследователя, потерявшего рассудок из-за ожидания апокалипсиса. На мной взгляд эта самая интересная история из всех и наиболее приближена к реальной жизни, т. к. в ней главный герой доходит до сумасшествия из-за одной мысли, полностью поглотившей его разум. Одна из причин этого массовая популяризация СМИ темы 'конца света 2012 года'
3. Атмосфера фильма. Угнетающая, меланхолическая, депрессивная. Способствующая к глубокому погружению в фильм и внутреннему переживанию героям.
4. Актеры и актерская игра. В фильме во второстепенных ролях задействовано несколько достаточно известных актеров: Роберт Инглунд ('Кошмар на улице Вязов'), Крис Малки ('Твин Пикс'), Малкольм Макдауэлл ('Заводной апельсин'). Главные героем хорошо передали психические проблемы своих персонажей, вжились в роль.
В общем, фильм смотрится на одном дыхании, рекомендую всем к просмотру.
Три истории про трех людей с определенной стадией шизофрении и других психических расстройств.
Зритель окунается в мир каждого из этих безумцев и наблюдает как его болезнь прогрессирует. А в конце, мы получаем комментарии врача.
Самое интересное, что ты когда смотришь, анализируешь чем могло быть вызвано это, иногда задаешься вопросом: 'Черт подери, а ведь если бы у меня было такое детство, такой талант, такая жизнь, то я стал бы таким же'.
Это психологический триллер, который рассчитан на людей, которые будут думать во время просмотра фильма. А не 'ваукравища' или 'фимонстр', или 'аааскример'. Это фильм в котором все таки надо напрягать свои мозги, для того чтобы понять с чего все начинается и как они доходят до этого состояния.
И мне этот фильм понравился. Он действительно впечатляет.
Жаль, что в большинстве своем, люди воспринимают фильмы для того чтобы 'поржать' или 'испугаться'. А думать они не хотят.
Однако, есть некоторые недочеты, которые зритель может увидеть при повторном просмотре фильма. Поэтому моя оценка:
За последние годы в жанре хоррор наметилась такая тенденция: если местом действия является психиатрическая лечебница, то где-то поблизости просто обязаны витать злобные призраки и духи, которые мстят каждому, кто осмелился потревожить их место обитания. Взять хотя бы популярную серию фильмов «Искатели могил». Однако какого бы ни была качества «психиатрическая» мистика, она стала немного надоедать, а потому своеобразный под-жанр фильмов ужасов нуждался в небольшой смене ориентиров. И в 2013 году состоялась премьера картины «Санаторий», которая представляет из себя альманах из трех эпизодов, описывающий путь соответственно троих пациентов в свои хмурые палаты. и никакого сверхъестественного элемента здесь ждать не стоит. «Санаторий» является драматическим триллером, в котором силы зла играет сломанный человеческий разум. И я естественно надеялся, что нам предъявят действительно напряженные сюжеты, которые будут держать зрителя у экрана без отрыва вплоть до финальных титров. Однако на деле данная картина оказалась довольно посредственным произведением, которое местами заставляет напрячься, но в основном вялотекущее действие без задорной искорки попросту вгоняет в сон.
Итак, как и в большинстве альманахов, отдельные эпизоды связаны общим сюжетом. В данном случае с пациентами нас знакомит доктор Стэнсон в исполнении Малкольма МакДауэлла. К сожалению, оценить его игру непросто, ведь на экране он появляется от силы на минут 5, довольствуясь периодическим зачитыванием закадрового текста. Так что мы забываем о нем сразу же после старта первой истории...
Первая история (Реж. Брайан Отриз. Оценка: 4 из 10)
В центре сюжета оказывается гениальный скульптор миниатюрных кукол Густав (Джон Гловер). После небывалого триумфа своей последней выставки ему предлагают отправится в Нью-Йорк, дабы продолжить триумфальное шествие своего детища и заодно заработать несколько миллионов. Однако героя мучают жуткие галлюцинации, привязывающие его к куклам. И ради них Густав даже готов убить своего лучшего друга, которого герой подозревает в продажности. Единственный человек, который старается понять творца, его молодой товарищ Матео. Но, как известно, творчество на грани сумасшествия так или иначе приведет к трагедии. Но кто же станет жертвой, а кто убийцей? В этой истории не все так просто... По сути лишь финальный твист вызывает в сегменте Брайана Ортиза сильные чувства. Все же, что было до него разворачивается на удивление вяло. Исполнитель главной роли, Джон Гловер, во всю старается сыграть безумца, но он не в состоянии насытить свою историю необходимой динамикой. Из позитивных моментов могу выделить участие Роберта Инглунда в роли второго плана. Но ему режиссер не дает развернуться на полную мощность и знаменитый актер выступает в роли «свадебного генерала», не более.
Вторая история (Реж. Брайан Рамирес. Оценка 6 из 10)
Главным героем данного эпизоды выступает ученик младших классов, робкий и забитый Стивен (Дэвид Мазоуз). Каждый день ему приходится терпеть издевательства черствого отца, которые не церемонится с сыном даже после смерти матери. В школе Стивен также находится не на пике популярности, а кроме того его постоянно преследует монстр в черном плаще, которого видит лишь главный герой. Постоянный стресс и отсутствие человеческого тепла в итоге приводят к кровавой трагедии, объяснение которой, пожалуй, неподвластно обычному обывателю... Данная история имеет в себе несколько положительных моментов, включая достоверную актерскую игру и неоднозначность происходящего. Кроме того сюжет имеет мощный социальный подтекст с намеками на сексуальное насилие взрослых по отношению к детям. Лично для меня драматический сегмент Стивена полюбился в данном фильме больше всего.
Третья история (Реж. Керри Вальдеррама. Оценка: 5 из 10)
В центре сюжета стоит преподаватель истории майя Джеймс Сило (Лу Даймонд Филлипс). Герой многие годы сосредотачивался на изучении наследия древних жителей Америки и в конце концов сошел с ума на почве приближающегося Конца света 2012 года. Джеймс потратил все сбережения семьи на постройку бункера и вся его жизнь превратилась в параноидальный страх перед якобы приближающимся финалом. Однако его мысли абсолютно не разделяет жена и двое сыновей, которые наотрез отказываются спускаться в бункер. Семья главного героя решает все-таки вызвать специалистов из лечебницы, но успеют ли они помешать возможной кровавой трагедии?.. Все бы было замечательно в этом сегменте, если бы не убийственно нудное вступление, которое растянулось чуть ли не на половину всей третьей истории. Честно сказать, довольно тяжело выдержать темные помещения, в которых герой то занимается физкультурой, то просто сидит без движения. Кроме того нас поначалу утомляют какими-то бессмысленными флэшбеками, которые начинают приобретать логику лишь во второй части ленты. Главным украшением третьей истории является, конечно же, Лу Даймонд Филлипс, который за годы прозябания в кинематографе «Б»-класса не растерял свой талант, а смог на удивление правдоподобно показать одну из популярных в США форм безумия, страхом перед Концом Света. Возможно данная история заслуживает баллов повыше, но она хороша лишь наполовину, ведь затянувшееся вступление жуть как утомляет.
Отдельно хочу отметить, что между финальными титрами имеется дополнительная сцена, которая является в своем роде эпилогом и относится напрямую к третьей истории. Но ждать от нее особой осмысленности не стоит. А если вы точно не хотите запутаться, то смело пропускайте ее мимо вашего внимания. Но я все равно знаю - вы не пропустите!..
В итоге хочу сказать, что «Санаторий» является средним фильмом, который расстраивает своим загубленным потенциалом. Именно поэтому я в общем склоняюсь к негативной оценке данному произведению, но хочу отметить, что ценителям жанра все же стоит ознакомится с представленными тремя историями, ведь они способны вызвать некоторый интерес.
Три короткие истории, условно объединенные в один полнометражный фильм, достаточно похожи своими героями, но не характером, интеллектом или социальным положением, а своим недугом, в результате которого все они и оказались в этом тихом местечке. Тем временем зритель методично знакомится с каждым из постояльцев и втихомолку ужасается увиденному...или же просто скучает.
Первая история наиболее сильна, так как в ней пропорции соотношения динамики/действа подобрались, максимально удачно дополняя друг друга. Эта притча успеет даже преподнести небольшой поворот почти в самом конце, вполне, надо уточнить, неожиданный, но как нельзя органично вписывающийся в общий характер картины. Да, художники, они такие...
Вторая уже гораздо более банальна и менее захватывающа: ребенок подвергается страшному насилию со стороны отца-педофила, в результате всех этих ужасов мальчик порождает образ огромного мутанта, неустанно следующего за своим создателем. Действительно, ведь только в воспаленном мозгу бедняги он и существует. Результат предсказуем: раздвоение личности и кататоническая шизофрения, похоже еще и люцидного типа.
Третья и вовсе напоминает местами известный фантастический фильм Дункана Джонса Луна 2112. Только вот обстоятельства заточения слишком разнятся, и если взять во внимание, что бывший профессор, добровольно замуровавший себя в бункере, успел успешно отметить второе пришествие с сопутствующими фанфарами, то разница выходит весьма существенная. В уютном мирке специалиста по древним пророчествам не происходит ровным счетом ничего, а все сколько-нибудь значимые сцены отражены в многочисленных флэшбэках, что смотрится, кхм, неоднозначно. Нельзя же всю интригу строить на одном-единственном приеме.
Не знаю, был ли смысл выпускать полуторачасовое кино, когда с, возможно, большим успехом можно было представить несколько неплохих короткометражек, но то, что в итоге вышло, все же имеет шансы на существование. Во всяком случае будет любопытно с точки зрения психиатрии, но 'случайному гостю' подходить следует крайне острожно.
Добро пожаловать, дамы и господа, в мрачные застенки психиатрической клиники доктора Стенсона! Сейчас он поведает Вам три ужасных истории о трех его больных, заточенных в эти удушающие комнатки с крохотными оконцами, истории смерти, насилия и страданий, истории жизни и болезни, которые уникальны, как и сам человек, а доктор Стенсон будет дергать за тонкие ниточки, управляя своими героями, как марионетками в кукольном театре.
Итак, история первая начинается с художника, мучимого вдохновением и странной тревогой. Мир искусства необычайно, бывает, странен и притягателен, но вот только нашему герою предстоит столкнуться с истинным ужасом и познать себя и силу таланта. История первая от доктора Стенсона является, пожалуй, самой изысканной и стильной, напоминающей макабрический арт-перформанс, суть которого уготовано разгадать лишь зрителю.
История вторая начинается с мальчика, отец которого был не добрым человеком, а настоящим извращенцем и превратил жизнь ребенка в настоящий Ад. Но это было лишь началом кошмара для паренька, ибо страхи имеют плохую привычку материализовываться. История вторая - это жуткий и крайне реалистичный кошмар о доверии и расплате за него, о силе страхов и безумии, приводящем к самым печальным жизненным результатам.
История третья начинается с профессора, саморучно заточившего себя в маленькой комнате и, как следствие, жестоко расплатившемся за свой эксперимент. По сути своей эта тревожная и мрачная новелла опирается на фильм 'Бункер' испанца Паиса и эта история о самонадеянности и высшей расплате за нее. Оригинально снятая и мощно сыгранная, она напоминает скорее психологическую драму, чем триллер или хоррор.
Снятый в сотрудничестве трех малоизвестных режиссеров Брайана Ортиза, Керри Вальдеррамы и Брайана Рамиреза, фильм 'Санаторий' 2013 года представляет из себя пример очередного киноальманаха и, слава Богу, он выполнен не в псевдодокументальном стиле и каждая из трех новелл, обьединенная лишь личностью рассказчика и общей историей деменции, является весьма интересной, сюжетно продуманной и превосходно снятой оператором Филипом Роем, подобравшем к каждой истории свою особую интонацию и киноязык: от жесткого психологизма до мистического ужаса.
Роль доктора Стенсона превосходно исполнил Малкольм Макдауэлл, а в новеллах в главных ролях заняты Лу Даймонд Филлипс, Лейси Чаберт, Джон Гловер и Роберт Инглунд, создавших яркие и запоминающиеся персонажи с четко выверенной мотивировкой.
Композитор Дуглас Эдвард написал к картине мрачный и полный саспенса саундтрек, идеально вписавшийся в структуру фильма.
Итак, 'Санаторий' - неожиданно качественная и интересная хоррор-антология, которую, если Вам пришлись по душе такие антологии, как 'Театр абсурда', 'Три...экстрима' и 'Книга мертвых', я настоятельно рекомендую к просмотру всем ценителям жанра.
Психологические триллеры нынче не редкость, но такие, в которых рассказывается про пациентов психбольницы не слишком много. Перед нами как раз такой случай.
В сюжете нам показаны истории трёх пациентов. Все три истории связаны одной темой, а именно темой психических расстройств, что впрочем, и не удивительно. Все три истории получились неплохими, но всё же стоит поподробнее остановиться на каждой из них.
Первая история. Нам рассказано про творчески развитого человека, который занимается изготовлением кукол. Постепенно эти куклы начинают сводить его с ума, и случается предсказуемая, казалось бы, развязка. Но в самом конце истории, нам показана ещё одна деталь, которая резко меняет дело.
Тут, прежде всего, нужно отметить отличную актёрскую игру главного героя, благодаря чему история и получилась настолько необычной и запоминающейся.
Вторая история. В центре внимания маленький ребёнок, который, как и все дети ходит в школу, гуляет с друзьями, в общем, занимается привычными для ребёнка делами. Но вот дома у него не всё так хорошо, имеют место серьёзные проблемы с отцом, который наказывает мальчишку не совсем обычным способом. И вот, в сознании героя появляется монстр, видимо навеянный действиями отца, и материализуется в нечто более страшное, что мог бы себе представить малыш.
Здесь стоит отметить отличного монстра, благодаря чему, вторая история получилась самая страшная в плане нагнетания атмосферы. Из актёров хочу особенно выделить игру Криса Малки, отца мальчика (мне он запомнился ещё в «Судной ночи»).
Третья история. Все мы помним про недавний «конец света» в 2012 году. Кто-то верил и ждал, кто-то наоборот считал, что всё это ерунда. Кто оказался прав, все мы знаем. Нам показана история человека, который оказался не прав, и заперся в бункере, после чего его разум дал трещину, и он уже с трудом мог различать фантазию и реальность.
Мне эта история показалась наиболее скучной и несколько затянутой. Хотя развязка получилась довольно таки интересной. Но всё-таки можно было уместить хронометраж в полчаса, вместо сорока пяти минут. Тут выделю игру замечательного актёра Малкольма МакДауэлла, в роли доктора.
Если оценивать картину в целом, то получился очень даже неплохой психологический триллер с элементами мистики. Первая картина -8, вторая -7, третья 6. Как итог:
Mesdames, Messieurs, ladies and gentlemen, перед вами исключительно качественный психологический триллер, всецело погружающий зрителя в свою жутковатую атмосферу.
Три разные истории про трех совершенно разных людей, так или иначе оказавшихся в психиатрической больнице. Кого-то с ума свела одержимость искусством, кто-то перенес детскую психологическую травму, от которой спрятался в 'мешке' собственных нереальных фантазий, которым мы даже немного верим из сострадания, а кто-то собственными руками соорудил себе палату.
Представляя себе этих людей в реальной жизни, понимаешь, что пол, раса, возраст и религиозные взгляды каждого из них не имеют никакого значения. Попасть в их круг может каждый. Каждый из нас, каждый из наших близких и знакомых. И самое страшное, что мы можем не замечать этого до того момента, пока куклы не заговорят, пока человек в капюшоне не перейдет нам дорогу, пока не увидим огни инопланетных тарелок.
Что хотел сказать нам режиссер? Чтобы мы держали свой ум в чистоте? Или почаще присматривались к людям, которые нас окружают?
В любом случае, в этом фильме я увидела нечто большее, чем типичная страшилка про сумасшедший дом, вроде 'Психушки' или 'Бугимена2'. Я увидела судьбы людей, от которых встает ком в горле, и хочется немного помолчать. А если фильм вызывает подобные эмоции, значит, чего-то он все-таки стоил.