Этот фильм заслуживает очень высокой оценки со стороны критиков, да и со стороны просто зрителя (вроде меня),т. к. мне всегда было интересно узнать истории болезней людей, которые просто (не побоюсь это слова) существуют за стенами самой обычной психушки:
1) Сами истории о пациентах. Ни капли не удивлюсь, если в сюжете присутствуют реальные истории людей, которые находятся в психиатрических клиниках. Каждая из них - это маленькая экранная жизнь отдельного человека, о которой мы узнаем за несколько минут;
2) Присутствует фоновая, приятная для восприятия, музыка, которая соответствует каждой из историй (а финальные саундтреки - это нечто);
3) Приятный сюрприз для поклонников Роберта Инглунда (тот самый Фредди Крюгер, с незабываемой улицы Вязов), который порадует нас своим появлением, а вместе с ней и прекрасной ролью, в первой истории.
И за всё, вместе взятое, моя оценка будет:
10 из 10
P.S. Да, и не торопитесь выключать фильм с появлением финальных титров - вся разгадка еще впереди...
Листая каталог фильмов вышедших в 2013 году я обнаружил странную похожесть многих синопсисов. Видимо весь мир раздираем проблемами зомби, вампиров, маньяков и плохих полицейских. Странно. Это ведь все так далеко от реальности и уже настолько приелось, что похоже каждый новый фильм формирует виртуальную реальность в которой приходится уживаться маньякам с бензопилами и хостелам. Это позволяет подавлять страхи, обусловленные нашей реальной жизнью. Что же - успокоившийся потребитель - это хороший потребитель. А значит, сам по себе выбор проблемы в фильме 'Санаторий' показался мне выделяющимся на общем фоне.
Нам рассказывают три новеллы об обитателях одной психушки. Рассказывают стильно, атмосферно, в лучших традициях хоррора - с нагнетением напряжения, неожиданными откровениями и необратимыми трагедиями. Однако, вместо того, чтобы бороться с инопланетянами и динозаврами, наши герои попросту уходят от проблем. Ну вот, к примеру, знаете что делает герой одной из новелл, который не может в полной мере рассчитаться по кредиту? Правильно. Прячется от инопланетян в убежище. Нашествие ведь ожидается, а у него дар открылся. Правдоподобно. Тем более, брутальный Лу Дайамонд Филлипс реально выглядит достойно.
Другие же истории также вполне укладываются в контекст. Чувствительный художник войдет в слишком близкий контакт со своими фигурками солдатиков, оставляя неискушенного зрителя в недоумении относительно мистической подоплеки. Она вроде бы есть, но прямых ответов нет. Тут поп-корн не поешь при просмотре! Ну а в следующем эпизоде мы столкнемся с интересным детским замещением - в нелегкие моменты место мучителя будет заменять монстр, который впрочем позже сможет и защитить его от не в меру резкого отца.
Так что, при всей простоте раскрываемых сюжетов, фильм смотрится вполне убедительно. Он как-бы заглядывает за пределы фильмов ужасов (современных фильмов ужасов) используя весь инструментарий данного жанра. Небольшая роль Малкольма МакДауэлла постоянно держит в напряжении благодаря его многочисленным ролям психопатов. До конца ведь нельзя исключать возможности режиссерского ухода к теме вымысла или замещения.
'Счастье - для всех. И пусть никто не уйдет обиженным' (с) 'Сталкер'
На экраны не так уж и давно вышла кинокартина 'Sanitarium' (2013).
Личное мнение: проблема, которая поднимается, судя по показанным историям пациентов очередной из психиатрических больниц, 'где-то там', шире.
Первоначально заданный посыл - гораздо опаснее для массового зрителя (который, впрочем, этот фильм глядеть не станет). Дело, пожалуй, даже не в последствиях окружения или обстоятельств, из-за чего пара мозговых извилин прочно сдвинется на всю жизнь. На этом упорно и между строк настаивают создатели.
Дело - в таланте. Первая и третья новеллы убеждают: если ты слишком умный (читай: какой-то не такой и вообще странный), ты свихнешься. Мол, путь-дорожка в четыре стены под транквилизаторами.
Второй рассказ чересчур переполнен явной психологией, страдая от недостатка метафизики. А я не философ и никогда им не был, поэтому прагматично следил за развитием сюжета. Если бы не перечитываемый в последние дни Станислав Лем, поставил бы твердую 'тройку' увиденному. Но...
Удивительное совпадение: повторились собственные недавние размышления о смысле всего сущего и т.д. Особенно о людях с парадоксальными взглядами. На самом-то деле, кто в 'психушке' быта - мы или они? И кто, главное, счастливее?
В целом, фильм мне очень понравился, к основным плюсам можно отнести:
1. Построение и длительность. Фильм состоит из трех сюжетных линий, которые не оторваны друг от друга, а соединены общим звеном в виде 'санатория' (псих. лечебницы),который имеет отношение к герою из каждой части. Понравился тот факт, что за длительность одного фильма, можно увидеть три хорошо раскрытые истории. Ни в одной из этих короткометражек нет никаких нудных, 'лишних' сцен, не относящихся к сюжету, как это бывает в некоторых ужастиках, режиссеры которых их добавляют, чтобы соответствовать полнометражному фильму.
2. Сюжет. Фильм показывает как тонка грань между собственными иллюзиями и реальной жизнь, как больной разум искажает действительность и заставляет поверить в то, чего на самом деле нет, как опасны сумасшедшие люди для окружающих.
Каждая история предельно раскрыта, показывает историю каждого персонажа, что послужило отправной точкой для начала психического расстройства.
Первая история рассказывает про сумасшедшего кукольника с параноидальным бредом и про то, как заразно безумие.
Вторая история повествует про мальчика, который пережил тяжелую жизненную ситуацию, которая травмировала психику. Эта часть, в-первую очередь, интересна тем, что не имеет однозначного мнения на счет концовки и каждый может ее трактовать любым из двух возможных вариантов, первый (к которому я склоняюсь) со стороны психиатрии, а точнее, то что главный герой страдает раздвоением личности, а второй вариант-это метафизика, материализация страха.
Третья история про ученого-исследователя, потерявшего рассудок из-за ожидания апокалипсиса. На мной взгляд эта самая интересная история из всех и наиболее приближена к реальной жизни, т. к. в ней главный герой доходит до сумасшествия из-за одной мысли, полностью поглотившей его разум. Одна из причин этого массовая популяризация СМИ темы 'конца света 2012 года'
3. Атмосфера фильма. Угнетающая, меланхолическая, депрессивная. Способствующая к глубокому погружению в фильм и внутреннему переживанию героям.
4. Актеры и актерская игра. В фильме во второстепенных ролях задействовано несколько достаточно известных актеров: Роберт Инглунд ('Кошмар на улице Вязов'), Крис Малки ('Твин Пикс'), Малкольм Макдауэлл ('Заводной апельсин'). Главные героем хорошо передали психические проблемы своих персонажей, вжились в роль.
В общем, фильм смотрится на одном дыхании, рекомендую всем к просмотру.
Три истории про трех людей с определенной стадией шизофрении и других психических расстройств.
Зритель окунается в мир каждого из этих безумцев и наблюдает как его болезнь прогрессирует. А в конце, мы получаем комментарии врача.
Самое интересное, что ты когда смотришь, анализируешь чем могло быть вызвано это, иногда задаешься вопросом: 'Черт подери, а ведь если бы у меня было такое детство, такой талант, такая жизнь, то я стал бы таким же'.
Это психологический триллер, который рассчитан на людей, которые будут думать во время просмотра фильма. А не 'ваукравища' или 'фимонстр', или 'аааскример'. Это фильм в котором все таки надо напрягать свои мозги, для того чтобы понять с чего все начинается и как они доходят до этого состояния.
И мне этот фильм понравился. Он действительно впечатляет.
Жаль, что в большинстве своем, люди воспринимают фильмы для того чтобы 'поржать' или 'испугаться'. А думать они не хотят.
Однако, есть некоторые недочеты, которые зритель может увидеть при повторном просмотре фильма. Поэтому моя оценка:
Добро пожаловать, дамы и господа, в мрачные застенки психиатрической клиники доктора Стенсона! Сейчас он поведает Вам три ужасных истории о трех его больных, заточенных в эти удушающие комнатки с крохотными оконцами, истории смерти, насилия и страданий, истории жизни и болезни, которые уникальны, как и сам человек, а доктор Стенсон будет дергать за тонкие ниточки, управляя своими героями, как марионетками в кукольном театре.
Итак, история первая начинается с художника, мучимого вдохновением и странной тревогой. Мир искусства необычайно, бывает, странен и притягателен, но вот только нашему герою предстоит столкнуться с истинным ужасом и познать себя и силу таланта. История первая от доктора Стенсона является, пожалуй, самой изысканной и стильной, напоминающей макабрический арт-перформанс, суть которого уготовано разгадать лишь зрителю.
История вторая начинается с мальчика, отец которого был не добрым человеком, а настоящим извращенцем и превратил жизнь ребенка в настоящий Ад. Но это было лишь началом кошмара для паренька, ибо страхи имеют плохую привычку материализовываться. История вторая - это жуткий и крайне реалистичный кошмар о доверии и расплате за него, о силе страхов и безумии, приводящем к самым печальным жизненным результатам.
История третья начинается с профессора, саморучно заточившего себя в маленькой комнате и, как следствие, жестоко расплатившемся за свой эксперимент. По сути своей эта тревожная и мрачная новелла опирается на фильм 'Бункер' испанца Паиса и эта история о самонадеянности и высшей расплате за нее. Оригинально снятая и мощно сыгранная, она напоминает скорее психологическую драму, чем триллер или хоррор.
Снятый в сотрудничестве трех малоизвестных режиссеров Брайана Ортиза, Керри Вальдеррамы и Брайана Рамиреза, фильм 'Санаторий' 2013 года представляет из себя пример очередного киноальманаха и, слава Богу, он выполнен не в псевдодокументальном стиле и каждая из трех новелл, обьединенная лишь личностью рассказчика и общей историей деменции, является весьма интересной, сюжетно продуманной и превосходно снятой оператором Филипом Роем, подобравшем к каждой истории свою особую интонацию и киноязык: от жесткого психологизма до мистического ужаса.
Роль доктора Стенсона превосходно исполнил Малкольм Макдауэлл, а в новеллах в главных ролях заняты Лу Даймонд Филлипс, Лейси Чаберт, Джон Гловер и Роберт Инглунд, создавших яркие и запоминающиеся персонажи с четко выверенной мотивировкой.
Композитор Дуглас Эдвард написал к картине мрачный и полный саспенса саундтрек, идеально вписавшийся в структуру фильма.
Итак, 'Санаторий' - неожиданно качественная и интересная хоррор-антология, которую, если Вам пришлись по душе такие антологии, как 'Театр абсурда', 'Три...экстрима' и 'Книга мертвых', я настоятельно рекомендую к просмотру всем ценителям жанра.
Психологические триллеры нынче не редкость, но такие, в которых рассказывается про пациентов психбольницы не слишком много. Перед нами как раз такой случай.
В сюжете нам показаны истории трёх пациентов. Все три истории связаны одной темой, а именно темой психических расстройств, что впрочем, и не удивительно. Все три истории получились неплохими, но всё же стоит поподробнее остановиться на каждой из них.
Первая история. Нам рассказано про творчески развитого человека, который занимается изготовлением кукол. Постепенно эти куклы начинают сводить его с ума, и случается предсказуемая, казалось бы, развязка. Но в самом конце истории, нам показана ещё одна деталь, которая резко меняет дело.
Тут, прежде всего, нужно отметить отличную актёрскую игру главного героя, благодаря чему история и получилась настолько необычной и запоминающейся.
Вторая история. В центре внимания маленький ребёнок, который, как и все дети ходит в школу, гуляет с друзьями, в общем, занимается привычными для ребёнка делами. Но вот дома у него не всё так хорошо, имеют место серьёзные проблемы с отцом, который наказывает мальчишку не совсем обычным способом. И вот, в сознании героя появляется монстр, видимо навеянный действиями отца, и материализуется в нечто более страшное, что мог бы себе представить малыш.
Здесь стоит отметить отличного монстра, благодаря чему, вторая история получилась самая страшная в плане нагнетания атмосферы. Из актёров хочу особенно выделить игру Криса Малки, отца мальчика (мне он запомнился ещё в «Судной ночи»).
Третья история. Все мы помним про недавний «конец света» в 2012 году. Кто-то верил и ждал, кто-то наоборот считал, что всё это ерунда. Кто оказался прав, все мы знаем. Нам показана история человека, который оказался не прав, и заперся в бункере, после чего его разум дал трещину, и он уже с трудом мог различать фантазию и реальность.
Мне эта история показалась наиболее скучной и несколько затянутой. Хотя развязка получилась довольно таки интересной. Но всё-таки можно было уместить хронометраж в полчаса, вместо сорока пяти минут. Тут выделю игру замечательного актёра Малкольма МакДауэлла, в роли доктора.
Если оценивать картину в целом, то получился очень даже неплохой психологический триллер с элементами мистики. Первая картина -8, вторая -7, третья 6. Как итог:
Mesdames, Messieurs, ladies and gentlemen, перед вами исключительно качественный психологический триллер, всецело погружающий зрителя в свою жутковатую атмосферу.
Три разные истории про трех совершенно разных людей, так или иначе оказавшихся в психиатрической больнице. Кого-то с ума свела одержимость искусством, кто-то перенес детскую психологическую травму, от которой спрятался в 'мешке' собственных нереальных фантазий, которым мы даже немного верим из сострадания, а кто-то собственными руками соорудил себе палату.
Представляя себе этих людей в реальной жизни, понимаешь, что пол, раса, возраст и религиозные взгляды каждого из них не имеют никакого значения. Попасть в их круг может каждый. Каждый из нас, каждый из наших близких и знакомых. И самое страшное, что мы можем не замечать этого до того момента, пока куклы не заговорят, пока человек в капюшоне не перейдет нам дорогу, пока не увидим огни инопланетных тарелок.
Что хотел сказать нам режиссер? Чтобы мы держали свой ум в чистоте? Или почаще присматривались к людям, которые нас окружают?
В любом случае, в этом фильме я увидела нечто большее, чем типичная страшилка про сумасшедший дом, вроде 'Психушки' или 'Бугимена2'. Я увидела судьбы людей, от которых встает ком в горле, и хочется немного помолчать. А если фильм вызывает подобные эмоции, значит, чего-то он все-таки стоил.