Этот фильм Акиры является логическим продолжением его остросоциальных лент, рассказывающих о проблемах современной Японии. Поэтому, его можно поставить в один ряд с 'Пьяным ангелом', 'Тихой дуэлью', 'Скандалом' и 'Жить'. В центре внимания два весьма актуальных вопроса - уважение к старшим и страх перед новой войной.
В затрагиваемой теме уважения к старшим есть определенный парафраз с 'Токийской повестью' Ясудзиро Одзу. Только, если Одзу просто показывает холодность молодых к старшему поколению - явление к которому весьма внимательно относятся в Азии, то Куросава пошел дальше.
Акира перенес интимную для Востока семейную тему в американскую парадигму судебного заседания. Причем, родственники не просто проявляли холодность, а решили лишить дееспособности в судебном порядке главу семьи, уверенного бизнесмена и руководителя завода. И тут-то мы подходим ко второй составляющей фильма - теме бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Наделив героя паническим страхом бомбардировок, Акира играет на социальных страхах и политической конъюнктуре. Вряд ли кто-то, особенно из западной публики осмелился бы критиковать комплексы людей поверженной державы. Совсем не случайно фильм попал в программу Каннского фестиваля.
Собственно и тема судебного заседания, равно как и тема панического страха и стремления переехать в Бразилию показались мне не просто лишними, а настойчиво вписанными в сценарий 'инородными телами'. К сожалению, псевдо-гуманистический пафос этого фильма здорово затемняет очень приличную актерскую работу Мифунэ - актер сыграл старика так правдоподобно, что мне пришлось пересматривать титры.
Уверен многие возмутятся - как можно творению самого Акиры ставить такую низкую оценку. Но мне фильм показался полностью провальным, а сравнения с такими антивоенными колоссами, как 'К последнему берегу' Стэнли Крамера, убеждают меня в правильности поставленной оценки.
3 из 10