Первое, что стоит сказать об этом фильме это то, что он снят в Монголии монгольскими режиссёрами-постановщиками при участии чисто монгольских актёров и имеет какое-никакое, но историческое содержание, повествующее нам о тех далёких временах, когда вся Евразия содрогалась под натиском бесстрашных степных завоевателей. Монголы великолепные наездники - их лошади всегда быстры и сильны, а их стрелы всегда попадают в цель, кроме того никто в мире не сравнится с монгольскими племенами, которым удалось так хорошо обжить, буквально выжать все соки из той суровой, но от того не менее прекрасной местности, где они живут вот уже тысячи лет (благо многое из этого есть в фильме, хотя и выглядит зачастую сильно недоработанным).
Однако, все те, кто рассчитывает увидеть в этом фильме великого монгольского хана Тэмуджина, будут разочарованы - его здесь нет и в помине. Зато есть потрясающий китае-монгольский актёр Ба Сэнь Чжа Бу, который сыграл Чингисхана в одноимённом китайском сериале 2004-го года, проделав поистине немыслимую работу в создании образа великого хана наравне со многими другими людьми, задействованными в создании этого тридцатисерийного шедевра. К сожалению, в 'Аравте' Батдоржийн Баасанджав (это его монгольское имя) не способен показать и крупицы того величия, которым он удивлял нас в 'Чингисхане' (являясь пожалуй единственным совершенно очевидным козырем данного фильма, он по-просту был задвинут далеко на второй план), более того само кино демонстрирует нам совершенно незатейливый сюжет (в котором конечно же будет и любовная линия), не предполагающий ни масштабных военных сцен, ни детально воссозданных исторических событий - эта простая история могла произойти где угодно и с кем угодно. После того, как в монгольской армии разразилась эпидемия чумы, ставшая реальной угрозой целостности объединённой с таким трудом степи, хан послал десятерых своих воинов в горы в надежде привести целителя, который смог бы помочь ему в решении этой проблемы. Интересно, что непосредственно чума, которая погубила огромное количество монголов, приняла характер пандемии уже намного позже после смерти Чингисхана, но ещё при его жизни в Монгольской империи были замечены вспышки этой и других болезней, вызванных последствиями закона, запрещающего стирать одежду в реке и сушить её на солнце - быть может один из таких случаев и лёг в основу этой истории.
Если воспринимать этот фильм как некоторое дополнение к вышеупомянутому сериалу (хотя и весьма сомнительное, ведь они никак не взаимосвязаны ни сюжетом, ни даже рамками качества), 'Аравт – 10 солдат Чингисхана' является откровенно слабой работой, которую вполне можно и пропустить, но для тех кому интересно азиатское кино и особенно из такой редкой в мире кинематографа страны как Монголия, то есть шанс, что этот фильм придётся им по душе, во многом благодаря историческому фону и своему простоватому обаянию.
С этим фильмом связано мое знакомство с монгольским кинематографом. Впечатление от просмотра можно назвать «положительным с подскоком». До середины фильм воспринимался растянутым повествованием о двух враждующих кланах, борющихся за расколотые земли и небесном благословении Чингисхана. Однако после часа творение Доржийна Золбаяра и У. Шагдарcyрэна приобретает совершенно иную окраску, превратившись в яркий боевик с элементами детектива.
Великолепные костюмы образца 13 в., созданные, наверняка, кропотливыми усилиями. С толком подобранные пейзажи монгольской степи и прилегающих лесостепных зон. Драки – вообще отдельная тема. И здесь поподробнее… Летящие в замедленном темпе топор и стрелы (виден знакомый и любимый монтажный бесхитростный прием из фильмов «про летающие кинжалы»), лучник, стреляющий в широком, от себя, радиусе (и попадающий во всех врагов, в кого можно), битва между двумя ведущими «альфа-самцами» в стиле Сталлоне vs Лундгрен – все эти составляющие некие заимствования из американских боевиков 90х, смешанные со стилистикой «Монгола» Бодрова-старшего и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли. По этим аспектам можно понять, что картина создавалась для широкого международного проката. Однако в сторону западного зрителя. Об этом можно судить по англоязычным титрам. Естественно, тематика времен «Великого хана всея монгол» малость щепетильна для российского общества. Посему, дабы не огорчать друзей, картину отдали… в заокеанский расчет от поп-корновых любителей блокбастеров.
Среди актеров можно выделить C. Ariunbyamba, сыгравшего Буху, и Н. Онона, воплотившего образ забавного толстяка Бухтенгера. Остальным актерам нужно было показывать себя в основном в драках и искусной езде на лошадях и куланах*. А вот Ariunbyamba, воплотившемуся в некий «иудообразный» персонаж, нужно было частно менять настроение и эмоции. Да и Бухтенгеру пришлось пройти трансформацию в виде «нянька – воспитатель-защитник – герой».
Данный фильм будет интересен и для российского зрителя. Особенно тому, кто хочет узнать что-то из вековых традиций и культуры одного из самых древних азиатских народов.
* - Делать этого не нужно было актрисе, сыгравшей юную внучку целителя – одного из центральных персонажей киноповествования. Однако и она сильно переигрывала.