В не столь продолжительной истории отечественного «гласного» кино к настоящему моменту насчитывается, пожалуй, предостаточно и хороших образцов молодежных драм, и гуманистических лент о людях с тяжелыми заболеваниями, и остросоциального кино про школьное и семейное воспитание, и беспринципных откровений о жизни в провинции. Некоторые из них («Жить» Василия Сигарева, «Я буду рядом» Павла Руминова, «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина) явили собой удачные примеры по-настоящему интересного и правдивого представления современной российской действительности, по сути во многом сформировав новые традиции постсоветского внежанрового кинематографа, иные же (сериал «Школа» Валерии Гай Германики, «Розыгрыш» Андрея Кудиненко) скорее напротив – осуществили невольную попытку основательно дискредитировать внимание искусства к этим темам.
Иван И. Твердовский (именно так называет себя в титрах недавний выпускник мастерской Алексея Учителя, дебютант полнометражного игрового кино, но уже весьма опытный документалист) экранизацией одноименной повести популярного семейного психолога Екатерины Мурашовой, вбирающей в себя одновременно всю вышеобозначенную проблематику, уходит от нежелательных ассоциаций и штампов и добивается без преувеличения восхитительного результата. Даже, казалось бы, успевшая стать старомодной и растиражированной по всему миру полудокументальная стилистика с применением длиннокадровых съемок и эффекта ручной камеры здесь в сочетании с невероятно естественной актерской игрой (в основном незнакомых для кинозрительской аудитории исполнителей) и минималистичностью антуража российской глубинки смотрится очень свежо и честно.
Создав сентиментальную, чрезвычайно трогательную, пронзительно чистосердечную, мощнейшую по силе воздействия картину, Твердовский не только запечатлевает здешнюю «жизнь как она есть» - немоту и глухоту задворок современного общества с ее печальными растерянными обитателями, заросшими пустырями и грязными полами, аккуратно завладевая чувствами зрителей вне зависимости от их эстетической искушенности, но и тонко манипулирует ходом действия, включая в него броские диалоги с двояко считываемыми репликами героев («по кладбищу не разбегаться, в могилу можно не смотреть», «класс коррекции не участвует в линейке», «отвернись – считай поезда»), резкий, но в то же время безвинный черный юмор, наконец, прекрасную галерею бездушных свидетелей разворачивающейся драмы, переведенных в яркие метафоры. Жесткая, тяжелая инвалидная коляска девочки, страдающей от слабости мышц ног; смертоносно притягательный поезд, стремительным ревом разбивающий лишенную надежд пустоту мира персонажей картины; маленькие блестящие сосательные конфетки, словно чудесным образом явившиеся сюда из детских фантазий и потому сразу завоевавшие сердце главной героини; заключенная в траурную рамку фотография погибшего подростка, с хладнокровной находчивостью используемая его одноклассниками как поднос для поминального обеда; наконец, ослепительно белые мамины чулочки, неожиданно придающие одной из сцен ленты такой градус нежного эротизма, какой и близко не повстречаешь в большинстве рафинированных мейнстримовых мелодрам.
При всем этом, «Класс коррекции» - фильм в целом отнюдь не депрессивный, не жестокий и даже не обличающий. Авторы, творчески выражая фундаментальные постулаты психологии взаимоотношений, ни в коем случае никого не принижают и не обвиняют, но вкладывают в картину исключительно добродетельные мотивы, мудрость, призывы к сознательности и милосердию, адресованные всем людям независимо от их возраста, профессии и физиологических особенностей.
Оттого каждую секунду просмотра не покидает ощущение присутствия в фильме вынесенных за кадр добра, любви, справедливости, сакрального понимания и веры в лучшую частную и общественную жизнь. Главная героиня (своего рода ангел, спустившийся с небес чуткого домашнего воспитания в дикий мир злобы и неприкаянности) в финале все-таки осознает разрушительную бессмысленность своей мнимой нужды существования по чуждым правилам «нормальности» и погрязшего в комплексах эгоизма. Эпизод уверенной, почти революционной поступи одного из ярчайших экранных представителей современной молодежи выражают глубоко отзывающиеся надежды автора на то, что переход в более счастливое, нравственно обогащенное завтра уже вопрос ближайшего времени. Ведь целомудренно прелестными, окрепшими от духовного перерождения ногами Лены Чеховой мы уже там.
Мама Лены: Слово-то какое вы нашли. Это возраст такой пришёл. Это знаете, первая любовь.
После этих слов женщину избивают.
Как подавляюще фильм передаёт одну простую истину, что лишь та, над кем насмехаются и кого унижают оказывается самой человечной в данном обществе морально погибших как детей, так и взрослых. По большей части мы видим, как педагоги и родители применяют в своей жизни принцип соблюдения никчемных правил, нарушители которых автоматически являются врагами общества. Довольно простой, но насколько убийственный алгоритм действий...
В начале может показаться, что весь класс коррекции как бы выстраивается против педагогического состава, при этом тепло и дружно встречая в своём коллективе новенькую. Но это совершенно не так, озлобленные и завистливые дети на самом деле являются такими же слепыми, глупыми и духовно сгнившими людьми, как и педагоги, родители.
Все жили своей серой жизнью, пока не появилась она. Светлый луч, который мог сделать много хорошего. Но они этого не поняли, они предпочли оставить все как было, они выбрали путь в никуда. Гниль, фальшь, злость, скупость, неуважение, ненависть, корысть, и главное, зависть, - вот что есть в их душах, но не в её. В её есть только любовь.
Капиталистический реализм и превзойдённые ожидания
На фильм 'Класс коррекции' натыкался раз десять, прежде чем посмотреть его. Сначала упорно откладывал его просмотр на 'потом', но когда услышал рекомендацию от своего хорошего товарища, то всё-таки решился. Фильм превзошёл все ожидания.
Сам я если не вчерашний то, можно сказать, позавчерашний школяр и прекрасно помню что творилось в школе. И знаете, что? Практически то же самое, разве что - в меньших масштабах и ходил я в класс для здоровых. Язвительный смех в лицо, жестокие шутки между одноклассниками, драки, сплетни за спиной и, конечно, диктатура бестолковых, безликих тёток, которым не детей учить, а доярками работать в пору - всё это есть в фильме, и, безусловно есть в реальности. Авторы картины не только это показали, но и заставили прочувствовать. Не поверю, что хотя бы у одного из зрителей внутри что-то не содрогнулось в процессе просмотра фильма.
Персонажи как будто вышли из соседнего дома. Слегка шизанутая мать Антона, солдафон-директриса, зловредные подружки из 'нормального' класса, дуболомы из милиции (Или как там её сейчас называют в РФ?). Все отрицательные психотипы, встречавшиеся многим из нас на разных отрезках жизни собраны в одном месте.
Кто-то скажет, мол, нет. Не было такой чернухи в школах! Ну так и у меня не было. А в какую школу ходили мы с вами, дорогие кинокритики? В обычную? Или в советскую, где учили что человек человеку - друг, товарищ и брат? Нет, дорогие мои - это не советская школа и, чего хуже, даже не обычная современная для здоровых детей и подростков. Здесь человек человеку - 'Ламборджини'. Да, может и имели место определённые гиперболы, но это сделало картину намного насыщеннее и фильм вобрал в себя эссенцию всего самого отвратительного, что только может произойти в учреждении образования и прочих тюрьмах. Поташнивает? Лихорадит? Если да, то задумка сработала на все 100%. Спешу вас расстроить, но такое происходит и в реальной жизни, не пытайтесь убежать от реальности. Бывали случаи, когда людей из-за очков доводили до самоубийства, а не то, что из за коляски. Не поленитесь поискать в газетах.
Порадовало, что подняли вечно актуальную проблему 'отцов и детей' и разрыва между поколениями. Только с чернухой, дорогие авторы, всё - таки переборщили. В такой концентрации - это очень редкие единичные случаи. Хотя, может быть, и похуже жизненные ситуации бывают.
10 из 10
P.S. При всём уважении к Гай Германике, тут её однозначно переплюнули. Это не просто черняга, а черняга, заставляющая подумать.
'Класс коррекции' - фильм с метафоричным и безразмерно объёмным и актуальным названием. Фильм - зеркало на наш социум.
Когда я впервые увидел режиссера этого фильма, 25-тилетнего вполне рядового российского парня, то в принципе не надеялся на самобытность итоговой картины. Когда прочитал синопсис, то и вовсе разуверился в этом кино. Поскольку уже сталкивался с такими 'социальными заявками' на фестивалях. Как это происходит: режиссер берет заведомо острый социальный вопрос, и тычет весь фильм нам им в лицо.
На одном фестивале в России, в котором я принимал участие, председатель жюри после просмотра картин поднялся с кресла, и с возмущением стал вопрошать к участникам: 'Зачем?'
В этих картинах не было как такового замысла, не было вообще желания иметь замысел, было желание победить проторенным способом. Более того, игровые картины с вымышленным сценарием на различные темы соревновались в одной категории с документальными проектами с реальными инвалидами в центре сюжета. 'Как такое можно сравнивать?' - заключил председатель жюри, перед тем как раздосадованный вышел из кинозала, хлопнув дверью.
В этот раз ожидалось что-то подобное. Смущали и подталкивали к просмотру лишь положительные отзывы и рекомендаций российских друзей. Итог был сложно описуем. Давно, очень давно у фильма получалось заставить сидеть после его заключения ещё несколько минут и отходить морально практически без единого движения, досматривая всё до последнего титра (исключая фильмы Джеки Чана - шутка конечно). Рефлексия захлестнула сознание, а может и под, и сверхсознание, и отчаянно анализировало увиденное.
Это фильм не про физические недостатки, а про любовь, борющейся с цинизмом, непониманием, про борьбу характеров, вообще про цинизм общества, рождающий внутри отдельных героев такой же цинизм к таким же, как они сами. Он про место в мире, про обрубку крыльев, про суровые рамки повседневности, про изоляцию нестандартного от стандартного, про страх окружающих к необычному, про свободу и бунтарство подростковой души. Про предательство, чтобы стать такими, как все, выбраться из класса коррекции в обычный класс (они хотят стать обычными, не понимая, что особенные). И в первую очередь про вызов! Есть у бойцов такая поговорка: 'Обычный человек воспринимает трудность, как проблему. Боец воспринимает трудность, как вызов'. Эти ребята с рождения бойцы.
Фильм снят по одноименной повести психолога Екатерины Мурашовой. Сама повесть имеет фэнтезийную основу и там ребята попадали в воображаемый мир, где все их физические изъяны исчезали. Здесь же этим инструментом служит поезд. Создатели фильма с самого первого кадра, в самом первом акте вешают это 'ружьё' (читать - поезд), которое будет нас держать в саспенсе, и в итоге оно не стреляет вопреки всем законам Антона Павловича Чехова (относительно ружья) и Льва Толстого с его Карениной.
Фильм задумывался изначально как документалка, но постепенно перерос в игровой.
Самое трансцендентное, что меня действительно зацепило, из-за чего я никак не мог понять, как режиссёру удалось заставить играть актёров настолько, даже не естественно, а по-настоящему. Рецепт прост - диалоги не писались вообще. Всё, абсолютно все - импровизация.
Мне конечно крайне непонятен сюжетный провал перед финалом и резкая перемена во всём. Мне так же сложно понять мотивацию мамы главной героини (которая справилась, кстати, шикарно в актёрском плане, как и вообще все актёры), в сцене обсуждения с директором школы отношений героини и Антона. По идее это она должна кричать и возмущаться, но возможно она уже просто устала от этого. И, не смотря на моё личное непонимание в отдельных моментах, картина глубоко трогает.
Фильм, с которым улыбаешься, с которым грустишь, с которым приходишь в ярость. Фильм, снятый болтающейся из стороны в сторону камерой. Фильм, в котором отказались играть все актёры из театров инвалидов. Но фильм, в котором согласившиеся актёры реально хотели ложится под реальный поезд (и легли бы если не продюсер Наталья Мокрицкая). Жестокий, но всё-таки сказочный фильм 'Класс коррекции'.
Просмотр этого фильма дался мне нелегко. Я из тех, кто очень любит ужасы. То есть вообще любые. Меня не бросает в дрожь ни от привидений, ни от созерцания отрубленных голов, ни от чего-либо еще. Но 'Класс коррекции' - это особый случай. Социальная драма, говорите? Нет, самый настоящий хоррор. Ужас, как он есть.
Сюжет
Быть новеньким - это всегда огромный стресс. Тебе страшно, как тебя примут другие; страшно, справишься ли ты с нагрузкой... А еще и этот переходный возраст, когда любая мелочь грозит стать Твоим Персональным Концом Света. А теперь представьте, что вы вообще никогда не ходили в школу. Это история Лены Чеховой - девушки-подростка, которая не может передвигаться самостоятельно. А совсем рядом - свобода, друзья, первая любовь... Нужно только сделать шаг. Получится ли?
Удивительно подходящий метод съемки: все предельно реалистично, создается полное впечатление, что ты учишься в одной школе с главными героями, возможно, даже сидишь за одной партой с кем-нибудь из них. Это пугает еще больше. Ты видишь, что происходит, но ничего не можешь с этим сделать.
'Мертвые души' - это не только произведение Гоголя. Мертвые души - это каждый из одноклассников Лены. Очень показательны сцены с поездом: люди настолько мертвы, что для того, чтобы хоть немного почувствовать себя живыми, им нужно лечь под поезд. Более того, они хотят, чтобы единственный Живой человек в их окружении, Лена, тоже 'умерла' - и заставляют ее делать то же самое. С ней они ощущают себя еще более неполноценными, еще более мертвыми. Ведь очень сложно находиться рядом с человеком, полным надежд, когда ты сам - ходячий труп.
Мертвое равнодушие буквально пронизывает фильм. Даже гвоздики, которые дарят учителям, становятся не праздничными, а погребальными. Хочешь выжить? Не спорь. Не выделяйся. Будь как все - умирай.
Такое странное дело... Класс коррекции для людей с физическими и психическими недугами. А пугает и отталкивает вовсе не это... Есть миллионы чудесных людей, которые, имея ограниченные возможности, делают такое, что у тебя дыхание перехватывает. Они вдохновляют, про них хочется рассказывать, их хочется ставить в пример. А что здесь? Здесь мы видим людей, чья главная проблема заключается вовсе не в ограниченных возможностях. Главная их проблема - отсутствие души. Поддается ли это коррекции?
Мне трудно представить, каково смотреть этот фильм на большом экране. Он и правда психологически сложен, реалистичен и многим покажется попросту мерзким. Вы видите не игру актеров - вы будто подглядываете в замочную скважину, все время переживая, что вас сейчас окликнут. И видите то, что видеть совсем не хочется.
Весь фильм меня не покидало странное ощущение. Казалось, что сюжет немного похож на что-то, что мне хорошо знакомо. Позже я поняла, что образ Лены во многом схож с образом Иисуса Христа. Помните, какое воодушевление вызвало ее первое появление в классе? А жуткую сцену расплаты за 'любовь', ее моральную смерть? Не обошлось и без своего 'Иуды'. Через боль и предательства - к воскрешению.
После просмотра некоторое время не хочется ни с кем говорить. Обязательно ли нужно увидеть этот фильм? Мне сложно судить. Но я уверена в одном - иногда просто необходимо посмотреть что-то подобное. 'Класс коррекции' - это отрезвляющая пощечина. Готовы вы к ней или нет - решать вам.
Начну с того, что советую всем посмотреть этот фильм. На мой взгляд, такие фильмы иногда нужно смотреть и еще раз открывать глаза на жестокость современного мира. И по крайней мере, стараться всеми силами не становиться такими.
Фильм очень правдив. В современном обществе именно это и происходит. Только вот не всегда в такой ужасной форме. Мало осталось настоящих людей. Добрых, понимающих, умеющих радоваться счастью других. К сожалению в школах сейчас тоже много жестокости. Не для кого не секрет, что в коллективе загнобят слабого или чем-то отличающегося человека, а отношения с учителями - это вопрос личной симпатии. Конечно это не нормально, ведь все мы разные и живем в разных семьях и обстоятельствах. Но все же это так.
Единственное что нам остается, это не становиться такими, научиться радоваться чужому счастью и тогда к нам обязательно придет наше.
Фильм заставляет задуматься о нашей современной жизни, не быть слишком доверчивыми, но и не слишком закрытыми, открываться людям в тот момент, когда тебе подсказывает сердце и когда ты полностью уверен в человеке. И конечно быть добрым. Это ведь так просто и так важно.
Я считаю, что фильм свою задачу выполнил полностью. Фильм не имеет положительного характера и это нормально. Он о другом. Каждый сделает для себя выводы сам.
Фильм 'Класс коррекции' это - отражение нашего жестоко общества, российского. Сугубо нашего. Даже само слово 'коррекция' веет чем-то жестоким, неодушевленным, противным, как и образы героев показанных в этом фильме, кроме главной героине, которая несмотря на физические ограничения посмела полюбить, протестовать, доверять и верить, но к сожалению, её макают в дерьмо каждый день, ей показывают на место в отстойнике жизни, в котором оказалась, не по своей воле, как и ее 'друзей'. Ее 'друзья' привыкли когда к ним относятся как с скоту, которое посмело вылезти из своих загонов, а общество им поставило клеймо - 'ненормальные'. Зато как великодушно, им отвели небольшую клеточку с коридорчиком, чтобы 'нормальных' не пугать. Отсутствие пандуса в школе или бедная 'техничка' которая то ли мнимо, то ли реально, вытирала полы от черт, говорит нам о том, что эти люди не хотели представлять, что у них окажется девушке в коляске. Ведь она должна была сидеть дома.
Главная героиня находит 'друзей' и 'любовь' среди таких же 'ненормальных'. Вроде бы общие положение их должно было бы их сплотить и сделать сильными, но к сожалению, ее близкое окружение безжалостно, именно БЕЗЖАЛОСТНО унижает. Но почему так? Потому что, эти люди привыкли к жестокости ото всюду: от сверстников, от взрослых, от государства, иногда и от своих близких. Не будешь жестоким, станешь слабым. Они банально хотят выжать, а не жить, и поэтому, они уподобляются такими же омерзительными поступками как у тех 'нормальных' и даже 'любимый человек' изображавший из себя 'рыцаря' оказался с таким же жестоким сердцем как его мать, которая и помыслить не могла, что ее сынок лег в постель с инвалидом, и приписала его к извращенцам. Ведь такая как главная героиня, не может любить и получать удовольствие от жизни.
Жестокая, омерзительная сцена на железнодорожных путях, показывает нам моральное уродство людей, которые, к сожалению, не на йоту не поплатились.
Главная героиня получив удар от общества, от 'возлюбленного' и от 'друзей' Осмелилась спросить: 'за что?' Ответа: нет.
Печально господа, что в нашем обществе слово - толерантность, осквернено, очернено и приобрело смысл, чуть ли не глобального зла.
Я намерено, не называю главную героиню по имени, ведь на ее месте может оказаться каждый.
Этот фильм к сожалению ни о добре, а о большом зле, разъедающий каждого из нас. Это фильм для нас, и для тех людей, сидящих в просторных кабинетах, будоражат наше общество на опрометчивые поступки.
Большой талант - уметь всколыхнуть чувства зрителя. Большой талант - заставить зрителя задуматься после фильма и постараться погрузиться в тот мир, которого ранее совсем не касался.
Изначально, идея снять фильм о детях-инвалидах и подростках с различными отклонениями кажется пугающей. Трудно представить себе жизнь этих людей, ведь они кажутся такими далекими. В этом же фильме, режиссер показал существование детей с различными отклонениями совсем с другой стороны. Он смог рассказать историю, в которой их жизнь стала простой и понятной, стала похожей на жизнь простых людей. Зритель может наблюдать, как главные герои фильма испытывают те же чувства, те же эмоции, пьют такой же сок, едят такую же еду и так же, как и мы отмечают первый учебный день. При этом, зритель, безусловно видит и большое различие, между 'коррекционными' детьми и остальными персонажами картины. Но есть ли оно на самом деле?
Иван Твердовский каждую минуту показывает, мол, смотрите - это не они, другие, это мы по-другому к ним относимся, мы в своих глазах видим совсем других людей и мы формируем тот ореол, который окружает инвалидов с самого рождения. Это пронзительная по своей сути идея, проходит через весь фильм холодным стержнем, к которому невольно прикасается душа почти в каждой сцене.
Учителя показаны грубыми и бесчувственными, директор поражает своей жестокостью и злобой, позволяя себе рукоприкладство к главной героине, Лене, а уборщица находясь по своему социальному статусу ниже всех стремиться показать свою важность, полностью позабыв о простой человеческой морали.
Ближе к середине фильма, появляется и еще один источник жестокости и безжалостности. Одноклассники Лены Чеховой, испытывая жуткий порыв ревности и зависти начинаю глумится и издеваться над девушкой, подвергая ее насилию. Эта животная, природная злость, этот страшный и, сметающий все на своем пути инстинкт выживания, заставляет детей-инвалидов идти на страшные поступки, не щадя бедную девушку, и, не взывая к голосу совести.
Если говорить, о работе режиссера, то она бесподобна. Очень грамотно проработанные персонажи, а также потрясающие постановки абсолютно всех сцен, говорят о несомненном таланте Твердовского.
Хочется также отметить работу оператора. Благодаря длинным дублям и 'перескакивании' камеры с одного действующего лица на другое, можно, на какое-то время, стать одним из учеников класса коррекции и участвовать во всем происходящем на экране действии. Поразительный эффект присутствия создал начинающий оператор, Федор Стручев, за что ему огромное спасибо.
И, всё-таки хочется отметить небольшую недоработку Твердовского, как сценариста, а, именно, концовку. В таких картинах создатели любят оставить некие недосказанности, дабы дать пищу для размышлений зрителю и позволить нафантазировать свою концовку. Мне же не понравилась не недосказанность, а скомканная развязка любовных отношений Лены и Антона. Нежная и безоблачная история влюбленных подростков оборвалась так резко и беспричинно, что остается только развести руками, в недоумении, и попробовать самому придумать мотив подобного поведения, объекта симпатии главной героини. Пожалуй, такие вещи стоит разжевывать более тщательно.
'Класс коррекции' - яркий пример мощнейшего призыва ко всем, кто посмотрит эту кинокартину. Фильм взывает людей одуматься, избавиться от жестокости и обратиться к человечности. Все происходящее вокруг, зависит от нас. Мы - то самое общество, которое формирует отношение к людям с отклонениями и инвалидам. Мы можем изменится и сделать жизнь более честной и справедливой. И, наконец, мы находимся в самом низу социального развития, если позволяем себе инстинктивное и жесткое отношение к окружающим нас людям.
Порой задумываясь, ты понимаешь, что существует давно установленное правило о том, что жизнь бывает жестокой и несправедливой. Однако это не повод вешать нос, сдаваться и пускать все на самотек. Иногда нужно плыть не по, а против течения, чтобы доказать окружающему миру, что ты самодостаточная личность, имеющая право на свой жизненный путь и свою любовь. Думаю, такая идея лежит в основе социально-подростковой драмы «Класс коррекции».
Синопсис После многолетнего нахождения на домашнем обучении девушка-колясочница Лена Чехова получает место в средне школе в классе коррекционного обучения, предназначенном для подростков с физическими и психологическими трудностями. В классе она встречает первых друзей и первую любовь в лице одноклассника Антона. Но вместе с этим Лена впервые сталкивается с предательством и нечеловеческой жестокостью.
В целом игра актёров оставила удовлетворительное впечатление. Мария Поезжаева исполнила роль Лены, добродушной и открытой девушки, мечтавшей выбраться из своего замкнутого мирка и завести первых друзей и обрести настоящую любовь, но вынужденной столкнуться с несправедливостью этого мира. Более всего я был впечатлен игрой Натальи Павленковой в роли Светланы Викторовны, мамы лены, мужественной и в то же время несчастной женщины, вынужденной в одиночку нести на себе этот крест и вместе с единственной дочерью принимать жестокие удары судьбы.
На мой взгляд, режиссер Иван И. Твердовский – это новое даровитое и перспективное явление в отечественном кинематографе, который успешно отошел от парадигм мейнстримового кино и удачно снял независимое. Основная особенность «Класса коррекции» - это гармоничное переплетение различных проблем социального, политического и психологического характера, которые поднимаются в фильме. Здесь тебе и проблема взросления и столкновения с первой любовью и жестокостью сверстников, и тема российского образования и его эффективности на подрастающем поколении, и социальная проблема отношения к коррекционным классам. Причем режиссер подает эти темы таким образом, что одна вытекает из другой, а затем переходит в третью и так далее. Складывающаяся обстановка не оставляет зрителя безучастным, потому уже не зритель говорит с фильмом, а фильм говорит со зрителем.
Сценарий у фильма довольно-таки простой, и зрителю может показаться заурядным. Действие происходит где-то в российской провинции среди запыленных панельных хрущевок. Наступает первое сентября, мама Лены везет свою дочь в коляске на долгожданные занятия в школе. Правда на переезде они видят труп недавно покончившего с собой бывшего ученика того самого класса коррекции. Начинаются занятия, и одноклассники на первый взгляд оказываются открытыми и дружелюбными, ведь у них есть много общего. Но именно первая любовь становится тем камнем преткновения в судьбы Лены, так как в нее также влюблен взбалмошный и грубый Мишка. Напряжение между ребятами возрастает, и тут ты понимаешь, что эти, казалось бы, невинные подростки просто не отдают себе отчет в том, что есть хорошо, а что есть плохо. Это полное непонимание элементарных людских законов развязывает им руки, и тут класс коррекции показывает все свое нутро.
Итог На самом деле, «Класс коррекции» - это тот редкий случай, когда после просмотра фильма ты долго не можешь понять, как тебе реагировать на увиденное. Фильм оставляет необычное впечатление с ноткой горечи в сочетании с глубоким смысловым наполнением. Действительно, ты пытаешься осмыслить то, как относится к этим ребятам, к этому государству, к концовке, которую задумали авторы фильмы. И это является доказательством тому, что «Класс коррекции» - хорошее кино.
В невзрачном провинциальном посёлке наступил День знаний: около единственной общеобразовательной школы толпятся заинтересованные родители первоклашек, директор взволнованно произносит напутственную речь, а школьники постарше с гордостью водружают флаг Российской Федерации. Среди всего этого торжества сложно не заметить юную Лену Чехову в инвалидной коляске, которую везёт её мать. Только им не сюда, не на линейку, ведь будущий класс Лены, названный коррекционным, в ней не участвует, – им в школу, на верхний этаж по лестнице, не оснащённой никакими пандусами. И вот, спустя шесть лет домашнего обучения, Лена, наконец-то, присоединяется к своим одноклассникам, начинает заводить новые знакомства, познавать образ жизни своих школьных друзей, но принцип их существования далёк от основных моральных, духовных убеждений девочки-колясочницы, столь долго не вкушавшей творящейся вокруг неё истины…
И эту истину режиссёр Иван И. Твердовский весь фильм распространяет в характере каждого героя, будь то главного или второстепенного. Он рисует портреты для многих обыденные, знакомые каждому русскому человеку, жившему в условиях, отдалённых от мегаполиса, – непримечательных поселений, где люди имеют более примитивные и отчаянные нравственные ценности. Для новоприобретённых друзей Лены – это залечь между рельсами под проезжающим железнодорожным поездом ради очередной дозы адреналина. Они не признают законы, старших, собственную жизнь и жизни других, надменно смеясь всему этому в лицо. Им важны их увлечения, чувства, неиспытанные ранее, а на затверделые правила плевать. Разумеется, реакция взрослых незамедлительна: запреты, выговоры, профилактические беседы родителей у директора и т.п. – но со стороны молодого поколения меры старших попросту игнорируются. Есть ли выход из бесконечного конфликта поколений? Твердовский однозначно даёт понять, что его нет.
Обращённая к публике создателями кинокартины тема затрагивает не столько государственную систему, сколько её основное звено, без которого ничего бы не функционировало – само население. Проблему разногласий в обществе авторы предлагают рассмотреть изнутри, поставив в пример жалкий посёлок, где до грани абсурда доведена каждая деталь. Его облик уже даёт представления о местных жителях: оставленные без внимания оползни на дорогах, исписанные стены в подъездах, разбитые окна, грязь. Прохожие на фоне привычной для них картины выглядят ничтожными, а в их глазах заточено безразличие к окружающей действительности. Что же следует ожидать от молодежи, ставящей в пример поступки старших? Молодые люди беззащитны, подвержены своим слабостям, но какими они вырастут, глядя на драку разъярённых матерей из-за собственных предрассудков, безучастных властителей порядка, равнодушных, но высокомерных учителей и даже уборщиц, срывающихся на каждого встречного, вечно ворчащих и крайне любопытных? Очевидно, чтобы вырастить достойное поколение, необходимо начать с себя.
Главная героиня Лена Чехова в исполнении Марии Поезжаевой – сосредоточение боли, разочарований, пессимистичного настроения за будущее продемонстрированного в фильме безжалостного, огрубевшего, безразличного народа. Отношение к Лене Чеховой остальными героями – современная диаметральная противоположность отношению к Искре Поляковой из небезызвестного романа Бориса Васильева, и хоть Лена, как и Искра, готова вразумить одноклассников, стать их лидером, ополчиться против устаревших общественных устоев, однако поддержки, в отличие от героини романа Васильева, ни среди друзей, ни среди учителей не находит, и вместо сплотившего коллектив элемента, в итоге оказывается ненавидимой из-за своей любви всеми вокруг, включая новоизбранных друзей, учителей и даже возлюбленного. Тем самым в объектив зачастую попадает её лицо, отражающее страдание, слабость, утопающие в небытие мечты.
В киноленте выражена вся суть русской натуры. Русский быт исходит от тесной, ветхой квартиры, где варится суп, а на деревянном столе нарезаются овощи; он исходит от учительской, где по соседству с кабинетом директора располагается плита и обеденный стол для преподавателей. В конце концов народный уклад жизни виден в школьной столовой, испускающей запах каши, в супермаркетах с длинными очередями в кассу и полупустыми прилавками. Жизнь, переданная Твердовским, не выдумана, не приукрашена и не скрыта от взора – она настоящая. И выставленные на обозрение люди – тоже настоящие. Вымышлена лишь история, описанная в повести Екатерины Мурашовой, но нельзя отрицать того, что сюжет этого произведения одухотворён нашей страной и её жителями.
Словно пеплом, унесённым ветром вдаль, становятся частички души после просмотра. Из раза в раз появляющийся лейтмотив кинофильма удручает, вымораживает, загоняет в угол в поисках ответа. Неоднократно повторяющиеся вопросы «Почему?» в заключительных сценах, вырывающиеся из уст героини и её матери, так и остаются безответными, и лишь мы, зрители, должны задуматься над тем, как решить злободневные общественные проблемы. Где таится корень зла, источаемый негативную энергию? Разумеется, в нас самих – в гражданах, в качестве оправдания называющих себя пешкой в руках государства, а на деле трусливых, недовольных, жалующихся, думающих в первую очередь о себе, людях. И поменяется что-то лишь тогда, когда поменяется наше отношение к закоренелым общественным устоям.