Первая экранизация книги. На западном фронте без перемен.
Роман «Tuntematon sotilas» («Неизвестный солдат») Вяйнё Линны вышел в свет в конце 1954 года и сразу взбудоражил всё финское общество. В следующем году была сделана его экранизация, которая стала на долгие годы главным финским фильмом, который показывают по центральному телевидению каждый год 6 декабря в День Независимости Финляндии.
В 1929 году вышел роман «На Западном фронте без перемен» (нем. Im Westen nichts Neues — «На Западе ничего нового») Эриха Марии Ремарка. Роман мгновенно стал настоящей сенсацией. За год было продано полтора миллиона экземпляров.
В предисловии автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
Эрих Мария Ремарк, участник Великой войны (Первой Мировой) 1914-1918 годов, в романе описал мир войны, непосредственным свидетелем которого был.
Вяйнё Линны во время Второй Мировой войны служил в финляндской армии, участвовал в боевых действиях и в романе «Tuntematon sotilas» («Неизвестный солдат») описал мир войны, непосредственным свидетелем которого был.
Параллели при чтении между этими двумя произведениями возникают сами собой – от фабульного сходства некоторых эпизодов до общей атмосферы обречённости и безысходности.
В 1930 году в США (в Германии в 30-е годы, сначала в Веймарской республике, затем в Третьем рейхе преобладал другой взгляд на участие страны в той войне) режиссёром Льюисом Майлстоуном (уроженец Российской империи) была сделана экранизация книги «На Западном фронте без перемен» - «All Quiet on the Western Front». На вручении премии «Оскар» фильм был отмечен наградой за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Финляндские кинематографисты (режиссёр Эдвин Лайне экранизирует потом ещё один роман Вяйнё Линна 'Под северной звездой', экранизация которого также станет очень популярной), приступая в 1955 году к съёмкам фильма по книге Вяйнё Линны «Неизвестный солдат», находились в контексте общемирового кинопроцесса и естественно испытывали влияние традиции антивоенного кино, и в первую очередь лучших европейских и североамериканских фильмов, в том числе и «оскароносного» «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна.
Одним из соавторов сценария экранизации «Неизвестного солдата» был сам Вяйнё Линна, поэтому фильм своей фабульной составляющей и диалогами близок к литературному первоисточнику.
Фильм достаточно легко и интересно смотрится сегодня и нисколько не устарел, несмотря на прошедшие годы. Главный плюс фильма – удивительное человеческое обаяние главных персонажей фильма, солдат финляндской армии, участвовавших в боевых действиях. (Правда, сыграли их возрастные актёры.)
По мнению Виктора Петровича Астафьева (также участника Второй Мировой войны) единственный плюс на войне (на которой не может быть ничего хорошего по причине её античеловечной природы) это боевое братство. Вот как раз о таком боевом братстве и антивоенный роман Вяйнё Линна и первая экранизация книги, в которой на этом сделан главный акцент.
В своё время я уже имел возможность оценить несколько финских эпичных военных фильмов: «Зимняя война» (1989 г.), «Сорок первый год: Противостояние» (1999 г.), «Вдали от линии фронта» (2004 г.) и «Тали-Иханталла 1944» (2007 г.). Все они оказались чудесными финскими агитками, повествующими о том, как финны дважды «почти-победили» и «почти-выиграли»: Финскую войну 1939-40 гг. и Советско-финскую войну 1941-1944 гг., являвшейся частью Великой Отечественной войны. Смотреть без слёз (от смеха) всю эту чушь было непросто.
И вот попался мне на глаза ещё один фильм, с громким названием «Неизвестный солдат», старенький, 1955 г. И решил я полюбопытствовать, что же такое финны сняли вскоре после войны, и будут ли отличия от значительно более поздних военных фильмов?
Фильм традиционно длинный, хронометраж под три часа.
Июнь 1941 г. Бравые финские солдаты, прослушав выступление по радио своего министра, который отправил их сражаться «за свободу и демократию» (вместе с Гитлером, ага-ага), идут завоёвывать «Великую Финляндию» - то бишь весь Кольский полуостров и всю Карелию. Советские мирные люди и военнопленные, выжившие в финских «демократичных» концлагерях, много могли бы рассказать на эту тему. Мда…
Ну да ладно, вернёмся к фильму. Батальные сцены поставлены средненько, даже с учётом того, что на дворе 1955-й. Финские солдаты действуют сами по себе, можно сказать, без противника. Русские солдаты появляются в нескольких эпизодах, но мельком, издалека, невнятно и в количестве, не превышающем 3-4 человек. В основном финны куда-то идут, куда-то ползут, куда-то стреляют. В кого они стреляют? В кусты, в деревья, в траву? Солдаты лежат, идут, бегут, изображают испуг, и одновременно звуковым фоном изображается как бы бой.
Для оживления картинки всё щедро разбавлено кинохроникой под бодрую музычку, а поскольку и фильм, и кинохроника чёрно-белые, то в общем возникает иллюзия, что это почти цельный фильм. В целом, надо сказать, удачно выкрутились режиссер и оператор.
Оборона русских скорее подразумевается, атаки финнам даются легко и почти без потерь. Периодически недобрым словом поминают Зимнюю войну 1939-40 гг.:
«Эти с…ки нам ТАКОЕ устроили в Зимнюю войну!»
А вот что-то реально новое – сотни раз я видел, как наши танки (Т-34, Т-44, и т.д.) в кино изображают немецкие, но тут впервые увидел немецкий Т-IV с длинноствольной 75-мм пушкой в роли русского танка. Очень необычно! При этом через пару минут нам показывают БТ-7 и Т-34-76 с огромными финскими свастиками, едущими в атаку. В чём прикол, я так и не понял. Разве что, эти настоящие танки были из кинохроники... Но выглядело это воистину странно – немецкий Т-IV с красной звездой против Т-34 со свастикой.
Таким образом, первая часть фильма – этакая легкая прогулка, вторая часть – поначалу неизменно героическая оборона с пафосными речами.
А вот в последние полчаса фильма справедливость таки торжествует – наступает лето 1944 года, и финны постоянно бодро драпают, неся существенные потери. Под конец вообще звучат прям комплименты Красной Армии:
«Мы научились уважать врага!»
«Их больше, они лучше вооружены, а мы сидим тут как утки, в которых стреляют охотники»
«Чёртовы русские, опять, опять они победили!»
«Потеряно всё, кроме чести!»
По итогам просмотра в целом нельзя не признать, что этот фильм оказался куда честнее, чем упомянутые в начале рецензии 4 фильма, из которых только и было слышно, что о сплошных финских «победах» да «спасенной финской независимости». Наверное, тут всё дело в том, что на дворе всё же был 1955-й год, и финны ещё хорошо помнили, кто кому дал по шее и в 1940-м, и в 1944-м, и за что собственно дал по шее. Жаль, что позже финны, судя по тем же фильмам, это капитально подзабыли…
А, чуть не забыл. У меня остался один большой вопрос – при чем тут неизвестный солдат? По фильму чуть не вся финская армия друг друга по именам-фамилиям знает, ни одного неизвестного бойца, ну вот при чём тут Неизвестный солдат? Название совершенно не подходит фильму. Абсолютно.
А в остальном – сойдёт для финской сельской местности.