'Я огрочён превратностями колесницы судьбы: глупый - блаженствует, умный - страдает'. (Закирджан Халмухаммад (Фуркат))
Его называли 'Лермонтов Востока'. Его стихи — лучшие образцы узбекской лирической поэзии конца XIX — начала XX века. Многие из его газелей получили известность как народные песни. Он был первым публицистом среди узбекских поэтов, писал о необходимости изучения русского языка, русской науки и техники; стремился к просвещению для народа, чтобы через русский язык приобщиться к мировой культуре. Фильм Юлдаша Агзамова рассказывает о самом трагичном периоде в жизни поэта, взявшего себе псевдоним Фуркат (Разлука). Советские биографические фильмы всегда держали высокую планку качества, ведь именно в этом залог того, что зритель не просто поверит в показанное - он прочувствует увиденное сердцем. Особенное это касается фильмов о великих поэтах нашего некогда многонационального государства. Потому что поэт не просто гражданин своей страны, он - её совесть. Именно таким показан Фуркат. Сегодня, когда ценности социалистического строя не в почёте, кто-то может обвинить фильм в излишней идеологизации. Это не так. Всё, что здесь показано, основывается не на догматах социализма, а на творчестве поэта, который боль и страдания народа пропускал через своё сердце. Создатели картины основательно изучили творчество Фурката, предлагая зрителям отличную выборку его стихов. Правда, о любви было сказано не так много, как хотелось бы. Фильм объясняет эту причину, а любовные газели можно найти и в другом месте: 'Она, открыв лицо, смутила небосклон - звездой её красы весь мир был ослеплён', 'Из-за щёк её нежных в смятенье увял базилик. Уступил их румянцу тюльпан ярко-алый в саду', 'Пред ликом твоим даже солнце смущённо зарделось огнём, в кровавой заре утонуло и скрылось во мраке ночном'. В фильм не вошли последние годы поэта. Годы непрерывных странствий: Турция, Греция, Болгария, Египет, Аравия, Индия, Китай. Но где бы Фуркат не жил, он никогда не забывал о Родине, о любимом Коканде. До последней минуты он верил, что вновь их увидит - именно от этой непроходящей неизбывной боли рождались самые сильные его стихи: 'Горе мне! Безжалостной рукой словно куст я вырван из земли. Корни остались в земле родной - высох я от Родины вдали. Позабыл я радость и покой. В мире места я не нахожу...Как бездомный путник, как чужой под стенами Родины брожу. Мне на край родной уж не взглянуть, и не пережить мою беду, но я знаю, что когда-нибудь песней я на Родину приду...'