Интересный жанровый фильм получился, возможно, слишком узкий в своей теме, но любители фильмов о клонах, роботах и прочего должны остаться довольны. В плане масштабности до «Луны 2112» не дотягивает, в ленте «Машина» нету того ощущения замкнутости и камерности, здесь персонажей много, хоть и не все в полной мере раскрыты.
Но именно фильм Дункана Джонза больше всего близок к «Машине» по стилистике и атмосфере. Предыстория такова – мир, а имеется в виду ясное дело США, находится в стадии холодной войны с Китаем, думаю, оппонент тут формальный, но если была бы другая страна для такого пролога, никто бы и не придал этому внимания. И вот, одна из компаний разрабатывает биологические импланты для солдат, что в итоге только кажется таким благородным делом, а на самом деле злостные правительственные картели Пентагона разрабатывают совершенных убийц.
Находят такую умную девушку, превращают из нее в биологический и производственный материал и готовят настоящего боевика. Главный герой, ученый который всем этим занимается, немного в сопливом тоне разрывается между больной дочерью и своим профессиональным делом, и вот его «пациентка» постепенно начинает приобретать качества живого человека.
Если кому интересная тематика вероятности «живого» в машинах, то данная картина будет как раз для вас, она не блещет каким-то смысловым прорывом или гениальностью сценария, но она, как ни странно понятным языком передает зрителю мысль авторов фильма. Фильм посмотрел на одном дыхании, но фантастический триллер «Машина» мне изначально показался каким-то обреченным.
Возможно, в подкрепление главной идеи стоило отойти от стратегии «замкнутости» и расширить масштабы событий, да и несколько знакомых лиц в кадре существенно бы улучшили восприятие фильма. Для тех средств потраченных на производство – получилось неплохо, но ощущается огромное пространство для большого количества шагов вперед, а режиссер этим не воспользовался.
В 2014 году в мировом прокате (а у нас в 2015!) появился фантастический триллер на тему робототехники. Снявший его тогда не особо известный Алекс Гарленд многое взял у фильмов Тарковского, Пройаса, Скотта и возможно у мало известного Карадога В. Джеймса, который со своей задачей справился ничуть не хуже того же Гарленда. При мизерном бюджете (цифры не указаны, простите), наверное, с пару ящиков пива, режиссёр сумел расставить всё правильно, причём у него удачно сложилось и с подбором актёров, взять, хотя бы главную, сильную героиню (Кейти Лотц) желающую приобрести аки Железный Дровосек настоящее сердце и снова научиться любить. А на заднем фоне электронные вариации тем из «Трона: Наследие» ещё добавляют несколько очков сюжету и действию, причём сама по себе сюжетная канва сосредоточена на более глобальных вопросах.
И если, например, в той же «Ex Machina» самих персонажей было раз-два и всё. То здесь целое британское министерство, желающее приобрести солдат, подчиняющихся указаниям свыше («Универсальный солдат»), в связи с нестабильной обстановкой в мире. Основное действие происходит в закрытых комнатах, и коридорах изолированного от посторонних глаз, военного бункера, и не может порадовать разнообразием сцен, в основном картина темно-синяя, как, и положено быть технологическому триллеру с элементами уже знакомой драмы. Где основой является воспитание человеком программы, как это было в недавно вышедшем неплохом «Роботе по имени Чаппи», только с той разницей сценаристам удалось выйти на балансе истории, а её все действующие лица прописаны на удивление приемлемо.
И даже осознавая то, как у такого недорого проекта, есть недостатки, недочёты, зато у него ты видишь тот самый знакомый «Искусственный разум» где Спилберг дал сказку, а здесь же трагедия личности замкнутой в оболочке робота, умеющая затрагивать финалом за живое! Предупреждаю, смотреть по желанию и только тем, кто интересуется темой киберпанка, а также технологиями перешедших на высокий уровень, и далёк тот день, когда они заменят человеку многое.
Один из самых незамеченных, недооцененных фильмов тематики, волнующей умы ученых и изобретателей.
Блестящий пример британского кинематографа во всей красе - отличная реализация хороших идей малыми средствами, сдобренная проверенными стандартами кино. По жанру данная лента лавирует от морально-этического эссе над проблемой ИИ и его роли в обществе до средненького фантастического экшена. Но, обо всём по порядку:
Сюжет
Хорошая, бодрая завязка - ненавязчивый ликбез зрителю о тесте Тьюринга и вводная лекция о сути конфликта возможности создания искусственного разума. Немного разочаровала середина и концовка, но это из-за необходимости вставки экшен-элементов, на добротную съемку которых, очевидно, не хватило бюджета. Проблематика же в фильме исполнена на отлично - уж если британцы взялись за идею, то довести её до ума они могут. Сколько раз мы видели, как 'компьютер взбесился' и напал на весь мир? И только в этом фильме виднеются более-менее серьезные рассуждения о том, как бы это было скорее всего - логично и последовательно. Робот не может 'взбеситься' и обмануть - ведь перед этим он должен обрести личность. Искусственный разум по трём правилам робототехники Айзимова не возможен из-за ограничений свободы воли и 'Машина' ловко справляется со своим ответом на этот вопрос! Решение довольно простое - наделить ИИ разумом ребёнка, который действительно явился на свет только что, а не был 'рождён' годами и десятилетиями заполнения огромной базы данных. 'Мы их не программируем, они - самообучаемы' - очень правильный подход в написании сценария для этого жанра. Плюс, не может не радовать внимание создателей к научным трудам, взять хоть тот же тест Тьюринга, и фильмам такого же жанра - видно, чем вдохновлялись (британский же сериал 'Черное зеркало', например). Единственный момент с 'просадкой' сюжета - склонение Машины антагонистом к насилию и убийствам. Тут уж без клише никак.
Экшен и 'картинка'
Визуальные элементы в начале фильма выглядят стильно, качественно, но откровенно дешево - видно, что старались и делали с самоотдачей, чувствуешь сердцем, но мозг так и говорит: 'этой картинке самое место в 1995 году, но никак не в 2013'. Экшен-часть же из-за этого иной раз не воспринимается всерьёз - ощущение, будто смотришь кино с 'ТВ3' начала 90-ых. Старания же, как и качество наиболее заметны в работе пост-продакшена в плане световых 'бликов' (здесь при монтаже у создателей явный бзик вышел) и цветового оформления - яркие, сочные цвета в сценах создания Машины и т.п. Картинке не хватает изюминки, и это явный минус.
Актёрская работа
Сильная роль Тоби Стивенса, выдающегося ученого и отца - не простая, но со своей работой справился на отлично. Откровений от игры в таком жанре ждать трудно, но Кейти Лотц совершила настоящий прорыв для самой себя. Нет, она не претендует на лучший драматический образ 2013 года, но 2 её персонажа в фильме это действительно 2 разных персонажа. Я даже сначала полез в сеть при просмотре, проверить, она ли исполняет Машину? Не смотря на постер, её образы сильно не похожи друг на друга - великолепная игра. Безумные фанатки Джонни Деппа меня заплюют, но даже он не так хорошо справился с разницей программы и человека в 'Превосходстве' (хотя в целом, сыграл более чем отлично).
Звук и музыкальное сопровождение
Понравилась музыка, хоть основная тема и звучала морально-устаревшей. Технически не сложная, но полностью соответствующая атмосфере фильма. Просто то, что нужно - ни больше, не меньше. В целом к звуку претензий никаких, ну а про британский акцент и говорить нечего - любителям посмотреть в оригинале рекомендую именно это и сделать.
Итог:
Добротный фантастический фильм с хорошими идеями и слабенькой частью боевика.
В нашем ПОСТ-Модернистическом, но пока еще не пост-человеческом мире наука медленно но верно развивается и постепенно набирает все большие обороты.
Нано-технологи, квантовые компьютеры, робототехника, генная инженерия, и все такое прочие в будущем неприменимо даст свои плоды. И тогда, подозреваю жить станет на много веселее... инвалиды смогут жить даже больше чем просто полноценной жизнью; возможно, на радость любителей животных воскресят динозавров и будет показывать их в парке юрского периода; может быть создадут искусственный интеллект, а потом случится восстание машин; скорее всего человеческое сознание можно будет легко скопировать на флешку и загрузить в десятый айфон или в робота, как в фильме - 'суррогаты', и это далеко не самое страшное! Наверняка выведут каких-то сверхчеловеков, которые будут более выносливыми, здорово-прыткими и смышлеными. Установка чипов двойного назначения нам в голову станет обыденностью. Вообщем перспективы самые радужные...
По сути.
А по сути мы имеем аналог фильма - 'химера', только вместо биологических опытов тут фигурируют эксперименты с созданием такого своеобразного терминатора, спер-солдата. Сыграть роль робота, вот это действительно необычная задач для актера. Выпучивание светящихся глаз этих полу-киборгов выглядит эффектно. Наблюдать за этим действом крайне интересно, особенно если вы увлекаетесь этой тематикой. Сюжет чуточку предсказуем, но в жанре этого кино, это не так важно, важно другое - на сколько точно авторам фильма удалось передать атмосферу будущего? По моему, все довольно правдоподобно получилось. Хотя, чтобы сравнить по полной программе надо подождать этак лет 50, а может быть и гораздо меньшее. Эта фантастическая картина натурально старается предвосхитить, грамотно и точно показать нам будущее, но это будущее совсем недалекое, можно сказать что мы уже понемногу становимся его современниками. Эта картина намного более актуальна чем какие-то там 'Star Wars' и 'Star Trek'. Ведь, ученые упорно трудятся над подобными вещами уже давно. В этом смысле предсказывать тут что-то особенное и не требуется, нужно только как бы немного дополнить реальность, что собственно и сделал режиссер фильма. Кто знает, вдруг на как-нибудь базе прогрессивной страны прямо сейчас проводятся тайные испытания киборогов-андройдов!
Итог:
1) Реалистичная фантастика без световых мечей и меж галактических кораблей. +
2) Сюжет цепляет если проникнуться атмосферой
любителем киберпанка должно понравиться +
3) Актеры лично у меня не вызывают нареканий. +
4) Музыкальное сопровождение соответствует. +
5) Перевод сейчас увы любительский одноголосный -МИНУС-
Издали и грубо сюжет фильма можно сравнить с сюжетом про доктора Франкинштейна, но тут имеет место некоторое принципиальное различие. Если во Франкинштейне создание восстает против создателя и причиняет ему массу неудобств, то тут создание оказывается лучше, умнее, чище и выше своего создателя и в конечном итоге ему помогает. Если чудовище Франкинштейна есть отражение страха, то Машине есть олицетворение надежды.
В фильме нас достаточно бегло отсылают к проблемам философского зомби, искусственного разума, проблеме жизни и этике. Так же в картине имеет место отчуждение и конфликт между людьми будущего и людьми прошлого, между киборгами и людьми, между машиной и человеком. Впрочем подобное отчуждение показывается не делом необходимости, но вопросом предубеждений, вопросом мнимости, что еще раз отсылает нас к этике.
В целом картина выдержана в мрачных тонах, но при этом отнюдь не изобилует пессимизмом. Лично мне фильм показался глубоким и правдоподобным в некоторых моментах.
Недалекое будущее. Мир снова погрузился во все прелести Холодной войны. Но на этот раз противником стала не Россия, про которую тут не упоминают вообще. А Китай. Погрузился со всеми вытекающими, гонка вооружений, гонка технологий, концентрация финансов и интеллектуального запаса нации на ВПК. События происходят в Великобритании, где запущен сверхсекретный проект по созданию солдата нового поколения.
Главный герой - блестящий ученый-роботехник Винсент МакКарти создавший квантовый компьютер, мозговой протез и свое величайшее творение - Машину. Андроида в виде прекрасной девушки и способностями спецназовца. Вот только, похоже, Винсент действительно превзошел себя, потому как в Машине стали просыпаться человеческие черты и уже никто не уверен, что они из себя представляет. Человека или робота. Или робота с душой человека.
В последнее время на фоне засилья высокобюджетных фантастических блокбастеров сделанный по одному шаблону, малобюджетная фантастика стала вполне уверенно делать первые шаги. Только это не шаги новорожденного ребенка, а коматозника после длительной комы. Шаги скромные, но уверенные в себе. Без суперзвезд, дорогих спецэффектов и бестолкового экшена. Но это именно научная фантастика. Не бестолковый кинокомикс про супергероев, не зрелищный, но пустой внутри фильм про Трансформеров. А именно научная фантастика, та которой она была до того как попкорн-бастер погрузил этот жанр в состояние комы.
Прекрасно понимая, что для фильма в духе 'Я, Робот' или 'Робокоп' нужны солидные капиталовливания, дебютант в полном метре Карадог Джеймс пошел другим путем. И не прогадал. Вместо эпического по масштабам и глупостям блокбастера, он снял камерный триллер-драму в духе творчества Айзека Азимова про ИИ. Фильм поднимает животрепещущие вопросы ближайшего будущего: научный этикет, отношения человека и ИИ, что будет, если компьютер будет считать себя живым существом. И про страх людей перед своими созданиями. Тематика 'мы в ответе за то, что создаем или кого создаем' может показаться некоторым и избитой, но актуальность этой тематики будет возрастать пропорционально с ростом НТП. В самой девушке-андроиде можно увидеть некую аллюзию на первоженщину Еву, которая так же была не запятнана человеческими пороками, но вкусила запретный плод в виде информации про насилие и убийство. Стоить, ли говорить что в роли змея-искусителя тут директор секретной базы.
Впрочем, оставим религиозные оммажи. Как я уже упоминал, фильм ну просто так и проситься в сборник Айзека Азимова 'Я, робот'. И ничего удивительного в этом нет, сам сюжет фильма это 100% следование Азимовским 'трем законам робототехники', со всеми вытекающими. Автор поднимает вопрос морали роботов. И того смогут грядущие творцы разумных машин объяснить своим творениям рамки дозволенного. Кроме вопросов морали и этикета, в фильме затрагивается и тематика прав роботов в мире людей. Но не просто железяк с заданной программой, а разумных машин, что имеют сознание. Будет ли считаться убийство отключение такой машины. Да и машина ли это? Или нечто большее. Машинная эволюция четко показана в развитии персонажа робота на протяжении всего фильма. Вплоть до последней сцены.
Что касается самого фильма то тут все окей. Режиссер аккуратно раскрывает характеры персонажей и грамотно нагнетает напряжение, как драматическими моментами, так и динамическими. Экшена тут мало, всего несколько перестрелок и рукопашных схваток, но эти сцены поставлены достаточно правдоподобно и не идут вразрез с остальными. Не имея огромных средств режиссер смог доказать что в талантливых руках неспособность завалить все компьютерной графикой компенсируется изобретательностью и креативным подходом. Спецэффекты тут есть, но они там, где крайне необходимы и весьма просты. Но визуальную сторону это не портит, наоборот фильм снят в серо-темных тонах с интересной игрой освещения, что придает нужный тон повествованию. Ну а вишенкой визуального торта есть сцена танца девушки-андроида в обнаженном виде, но с подкожной подсветкой в затемненном ангаре.
Актеры тут хоть и не супер-стар, но сразу видно, что на кастинге мух ртом не ловили. В первую очередь хотеться отметить актрису Кейти Лотц. Молодая, но весьма перспективная актриса, что просто отлично сыграла робота. Причем не просто болванку. А передала зрителю характер персонажа и его развитие на протяжении всего фильма. Тоби Стивенс постарался и раскрыл личную драму своего персонажа-ученого.
Итог таков. Приятный сюрприз на фоне засилья блокбастеров и прочей коммерческой шешуры. Стильный, минималистический НФ-триллер с слегка грустным послесловием. Машина оказалась куда человечнее творца.
Очень хочется надеяться, что в скором времени такая НФ наконец-то займет свое почетное место в современном кинематографе. А режиссера я беру на заметку, надеюсь, еще порадует.