К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Это фильм про оборотней. Человек превращается в мразь, потом снова в человека и обратно в мразь. Эдакое бесконечное перерождение. Человеческая натура, так сказать, вырывается наружу, представая во всей своей мерзкой неприглядности.

И не хочется сыпать банальностями типа: «ну не мы такие – жизнь такая», «а сам бы то как на его месте поступил?» или «вот она настоящая Россия – здесь одна хтонь». Всё проще и сложнее одновременно. Героев фильма можно переодеть в форму другого цвета, представить актёров говорящих на иностранном языке на фоне других пейзажей – суть фильма от этого не потеряется. Он останется понятным любому зрителю практически в любой точке нашей планеты, уверен. Потому что Быков снимает истории про людей, оказывающихся в мягко говоря непростых обстоятельствах. А схожие обстоятельства могут с разной степени лёгкости возникнуть в любой стране. Снимает он обязательно с надрывом и безудержной щемящей тоской, заставляя переживать все перипетии вместе с героями картины – я бы даже сказал, совместно с ними гневаться, сомневаться и обязательно страдать. И вот в этом фильм по-настоящему русский.

А ещё тут саундтрек очень атмосферный, прям в кассу. Что не часто встречается в российских фильмах.

10 марта 2024 | 01:44
  • тип рецензии:

Пожалуй, да: можно признать сей факт, что впервые за 2024 год мне стало дурновато на просмотре кино, и это далеко не Ноэ или Триер, как было бы по классике. Быков выдал 'базу' и выбил меня из зоны комфорта несколько раз за полтора часа. Нервный, тягучий, с постоянным чувством саспенса. Кино, которое 'работает'. Кино, способное вызвать перманентный шок и безнадегу. Кино с большой буквы, и лучше про него и не скажешь.

Быков, как по мне - духовный наследник Балабанова. У них и мета-тексты рифмуются, и общее настроение похожее. За что стоит благодарить Юрия, так это за то, что он на протяжении долгих лет держит руку на пульсе и без прикрас обличает наше пост-советское общество. Его картины наверняка будут вызывать катарсис спустя годы, потому как сюжеты, так и идеи, заложенные в них, вполне работают в долгосрочной перспективе вот уже 40 лет. 'Майор' - это от и до эпос о коррумпированной 'системе', которая уже давным давно не видит берегов и номинально хоть и является противовесом криминалу, но самим криминалом в итоге и оказывается. Горькая и мрачная история в реалиях маленького провинциального региона о насилии, которое порождает еще большее насилия. Непредумышленное убийство способно запустить маховик и цепную реакцию, даже если ты, как катализатор, будешь плыть против течения и 'расчесывать против шерсти'. Сценарий а-ля 'мыши мучались, кололись, но продолжали жрать кактус': бешеная и душащая драматургия, который увлекает и захватывает с головой, но физически и нон-стопом вытерпеть это будет не каждому под силу.

Актерские работы прекрасные: Денис Шведов, местный антигерой и жертва обстоятельств. Его персонажу веришь, но мало сопереживаешь, и поэтому лицедей справился со своим ТЗ. Юрий Быков - режиссер, актер, палач и судья в одном лице - хоть и второплановый антагонист, но это именно тот человек, который всячески двигает историю вперед. Ирина Низина и Дмитрий Куличков - актеры третьего эшелона - местные родители, убитые горем и молящие о справедливости. Операторская работа длинными планами и ручной камерой - отвал крыши, способный подарить вам чувство времени, пространства и вовлеченности в происходящее. Монтаж отличный и уместный: где надо - его нет, а где он требуется, не обрывает кадр и сцену, а логично 'сшивает' рассказ воедино. Саунд-дизайн и пост-продакшен шикарные.

Отечественное BD-издание от 'Нового Диска' нормальное: хороший трансфер, русская дорожка в DTS 5.1 и наличие английских субтитров для иностранного зрителя.

'Майор' - это не только номинант от прессы на 'ветку' в 2013 году, но и самое нервное и тяжелое кино Быкова. Юрий тут буквально везде: ставит и пишет кино, отвечает за саунд, играет 'злодея' и является винтиком в системе, судит и выносит приговор другим действующим лицам. В общем, чуть ли не жестокое и божественное вмешательство в рамках контекста истории. Филигранная работа и шедевр на поприще отечественного кино. Да, 'Дураку' я поставил 'десятку', а тут занижу балл, но у меня есть аргументация по этому поводу: при всем изобилии художественных средств и наполнения в частности, Юрий забывает о темпоритме. Ему стоит хоть иногда 'отпускать' зрителя и давать ему передохнуть, чтобы он не ставил кино на паузу, иначе при наличии такой мощной истории можно действительно сойти с ума.

9 из 10

26 февраля 2024 | 09:20
  • тип рецензии:

Юрий Быков - определённо один из самых интересных русских режиссёров современности. Его неоспоримый талант - взять какой-то общеизвестный порок российской системы и сжать его до размера небольшой истории, которая при этом демонстрирует этот самый порок во всех неприглядных деталях. И делает это Быков настолько талантливо, что даже у тех зрителей, которые не сталкивались на собственном опыте с правоохранительными органами (а таких зрителей, надеюсь, большинство), возникает твёрдое убеждение, что всё обстоит именно так - и никак иначе.

В 'Майоре' молодой режиссёр рассказывает о такой проблеме российской правоохранительной системы как неравенство перед законом и покрывание 'своих'. При этом главный герой, которого сыграл один из любимых актёров Быкова Денис Шведов, является фигурой неоднозначной, противоречивой. С одной стороны, он с готовностью воспользовался возможностью избежать наказания. С другой, его угрызения совести со временем нашли воплощение во вполне конкретных действиях, по которым можно сделать вывод, что майор - человек, который прогнил не до конца, в котором ещё остаётся чувство справедливости и сострадания.

Сам Быков сыграл в своём фильме одну из ключевых ролей, и его персонаж более однозначный, хотя и тоже далеко не безынтересный. В целом, именно в этом фильме сформировался костяк пусть не звёздных, но весьма крепких и колоритных актёров, которых режиссёр впоследствии неоднократно будет привлекать в свои картины.

К чести Юрия стоит отметить, что, хоть он и берёт за основу остросоциальные темы, но никогда не скатывается в откровенную чернуху. Его кино оставляет горькое послевкусие, но после просмотра не хочется пойти под холодный душ и там же и остаться. В 'Майоре' есть неоднозначные персонажи, есть откровенно отрицательные действующие лица, но нет ни одного, кого можно было бы назвать воплощением зла.

Резюмируя: я обязательно продолжу знакомство с творчеством этого режиссёра. Уверен, ему ещё есть, что сказать.

7 из 10

01 января 2024 | 15:47
  • тип рецензии:

«Майор» стал для меня первым фильмом Юрия Быкова. Я была под невероятным впечатлением, и решила, что теперь просто обязана посмотреть все его фильмы. И с каждым просмотренным фильмом всё более укреплялась во мнении, что это мой режиссёр. Возвращаясь к «Майору», картина получилась очень сильная, пронзительная и многослойная. Тяжёлая и страшная своей реалистичностью, но меня зацепило далеко не только это. Безусловно, круговая порука, принцип «или ты, или тебя» здесь идут жирной линией, но всё же это фон. Это условия, в которые поставлены герои, правила жизни, навязанные им извне. И в этих условиях каждый показывает себя таким, какой он есть на самом деле, все плюсы и минусы вылезают на поверхность, когда тебя прижмёт.

Каждому герою постоянно приходится делать сложный моральный выбор. Что лучше — будучи полицейским, сесть в тюрьму, обрекая себя, или позволить другим платить за твои ошибки — своим будущим, своей жизнью? Что лучше — оставить своего только что родившегося ребёнка без отца или переступить через себя, забыв об убитом чужом ребёнке? Что лучше — позволить близкому другу уничтожить свою жизнь или уничтожить свою, помогая ему? А как бы Вы ответили на каждый из этих вопросов?

Нельзя сказать, что главные герои однозначно хорошие или плохие, ведь каждый человек — это набор полутонов, и этим он уникален. Именно поэтому им сопереживаешь, несмотря на всё, что они вытворяют, пытаясь разрулить сложившуюся ситуацию. При этом, как ни странно, главный герой Соболев не вызывает таких эмоций, как его друг и большинство вроде бы второстепенных героев. Персонаж, погибший при нападении отца сбитого ребёнка, защитивший по сути самого Соболева, поступивший так, как велело ему сердце. Отец ребёнка, пришедший мстить полицейским, явно стремившихся закрыть дело, и убийце в частности. Мать, мечтающая умереть и прекратить свои и чужие страдания. Каждый герой вызывает эмпатию.

Однозначно самые сильные эмоции вызывает Коршунов, друг Соболева. Он остается верным дружбе от начала и до конца. Что бы он ни вытворял, стараясь выгородить друга, как ни странно, вызывает понимание. Он делает столько страшных вещей, но это не вызывает однозначного отторжения. Да, это всё совершенно ужасно, ты это прекрасно осознаёшь, но его мотивация перекрывает последствия. Он действует в тех условиях, в которые поставлен, и по-другому нельзя. Это страшно, но ты его понимаешь и оправдываешь. Вполне вероятно, что и ты поступил бы так же. Потому что делаешь выбор, в котором близкий человек становится важнее жизней невинных людей, важнее собственного будущего и будущего твоего окружения, против которого ты пошёл.

Рекомендую к просмотру!

10 из 10

05 августа 2021 | 22:36
  • тип рецензии:

Очень люблю творчество Юрия Анатольевича Быкова и считаю его лучшим режиссёром страны на сегодняшний день. Однако, прочитав множество мнений по поводу его фильмов, пришел к выводу, что абсолютное большинство зрителей в корне не понимает его творчество.

Все пишут о том, какой Юрий смелый, как качественно пропесочивает 'ментов' и чиновников. Но никто не задумывается, почему министерство культуры продолжает давать ему деньги на фильмы, а до мозга костей конъюнктурный Эрнст зовет на Первый снимать сериалы. Ответ прост: Быков - отнюдь не бунтарь, его роль - воспитатель. Воспитатель общества. И ключевая мысль фильмов 'Майор' и 'Дурак' - это то, что все эти 'менты' и чиновники являются выходцами из общества, такими же, как все мы. И кульминационным, поясняющим весь смысл фильма, моментом в 'Майоре' является диалог Гаишника с Гуторовой. 'А если бы твой муж кого-то сбил, ты бы его в ментовку повела?' Точно также, в 'Дураке', таким ключевым моментом является последний диалог Никитина с женой. Так что, фильмы не про продажную полицию и ворующих чиновников, они про нас с вами.

Правильно ли это? Безусловно... Наше общество сходит с ума. 'Человек человеку - волк' - эта поговорочка стала реальностью, как никогда. Каждый считает себя выше другого, каждый считает, что достоин больше других и что идти по головам - это норма жизни. А кто так не считает, тот 'дурак'. Зависть, всеобщая неприязнь, переходящая в ненависть - все это стало обычным явлением. Достаточно сесть за руль и выехать в город - на дороге особенно ярко видно, как все готовы друг друга поубивать и как каждый считает себя выше 'толпы'. И с этим, безусловно, нужно что-то делать, иначе придет новый 'Сталин', создав условия, при которых люди будут жрать друг друга как пауки в банке, строча доносы, или новый 'Ельцин', при котором можно будет убивать друг друга буквально. Поэтому такие фильмы и такие режиссёры нужны. Жаль, что мы понимаем их неправильно. Видимо попкорн отрицательно влияет на мозговую активность.

У меня все. Да, жестко и злобно. Но иначе никак...

18 июля 2021 | 10:52
  • тип рецензии:

Режиссер фильма 'Майор' Юрий Быков в одном из интервью объяснил для особо впечатлительных зрителей, что никогда не стремился к документалистике и реализму, а его картины - это художественный вымысел, который лишь может кажется реальным. Вероятно, некоторым любителям расщеплять смысл кино на молекулы, к коим я и сам тоже отношусь, полезно будет обратиться к теории, а именно уточнить, что есть авторское художественное кино с коммерческой пометкой 'триллер'.

'Майор' - это уникальный фильм, с элементами гротеска, который в утрированной форме показывает нестабильность системы, построенной на коррупции и воровстве. Не единственная картина Юрия, которая показывает несостоятельность и шаткость братства, созданного на отрицании моральных норм и злоупотреблении властью.

О сюжете:

Россия. Наши дни. Майор полиции Соболев мчит по трассе к рожающей жене и на полпути насмерть сбивает мальчика, который с материю переходил дорогу. С этого момента для героя начинается этап осознания происходящего, принятия вины и отрицания себя в системе, которая до этого кормила его, обеспечивала власть и статус в обществе. Понимая, что правила жизни в системе противоречат его личным принципам и убеждениям, майор постепенно дистанцируется от сослуживцев и братьев по цеху, которые в свою очередь пытаются всеми доступными им способами стереть следы возникшего конфликта с родителями погибшего.

В попытках остаться человеком майор добровольно закрывается в камере и изъявляет желание понести хоть какое-то наказание, похищает мать погибшего по его вине ребенка в целях сохранения ее жизни и даже устраивает перестрелку со своими же.

Развязка шокирует. Юрий это умеет. На протяжении всего повествования, допускаешь возможность подобного исхода, но до конца пытаешься это отрицать.

В этом фильме все отлично. Не понятным остался только образ капитана полиции Коршунова, которого сыграл сам режиссер. Мотивы персонажа мне показались мало чем обоснованными, ведь его автор предпочел не раскрывать до конца. Но, уверен, режиссером был заложен определенный смысл в героя, которого он предпочел сыграть сам. Поэтому нет ни одного основания не поставить картине заслуженные 10/10.

Ждем новый проектов от Юрия!

05 января 2021 | 22:15
  • тип рецензии:

Майор РОВД Сергей Соболев спешит в роддом к лежащей на сохранении жене, у которой начались схватки и на скользкой трассе насмерть сбивает ребёнка. На пешеходном переходе прямо на глазах у матери. Вот, собственно, с этого момента и запускается необратимый процесс вытаскивания наружу гнойных частиц человеческой сущности: лжи, подлости, жестокости. Соболев, поначалу пробуя выкрутиться, невольно запускает череду смертей и трагедий, а опомнившись, делает попытки дать задний ход, но уже не в силах остановить кровавую мельницу.

Чёрная драма от культового режиссёра, взорвавшего зрительскую аудиторию фильмом «Дурак», вышедшим чуть позже. Но лично для меня именно «Майор» удерживает первенство среди работ Юрия Быкова. Успех «Дурака» был ожидаем. Показательная обречённая борьба добра со злом. Мы, следившие за сюжетом фильма, сплотились в эдакой солидарности. Нелепой, безнадёжной схватке простого народа с кучкой зарвавшихся паразитов у власти. Более того, главный персонаж картины «Дурак» – герой положительный, за которого переживаешь и сочувствуешь. Соответственно, зритель безоговорочно на его стороне. Мощная классическая социальная драма не без доли пафоса.

В «Майоре» нет положительных персонажей. Разве что несчастная мать сбитого мальчика. Главный герой – служитель закона, который, попав в сложную ситуацию, пытается использовать своё служебное положение и связи для выхода из тупика. В свою очередь система своих не бросает, но убивает тех, кто оказался рядом.

Сам Соболев как бы и против кровопролития, и даже собрав волю в кулак, силится вывести из-под удара мать погибшего ребёнка, но обстоятельства сильнее его. Как только судьба вновь ставит его перед выбором – этот выбор не в пользу добра. Фильм мрачный до боли, атмосфера безысходности поглощает с первых кадров. Прослеживается своего рода отсыл к событиям в цапковской Кущёвке, где местечковая власть спишет и отмажет всё и вся.

Ставя себя на место каждого действующего лица картины, не знаешь, как поступил бы сам, любое решение – патовое. Например, как в эпизоде с выбором, где на одной чаше весов твоя семья, а на другой – ни в чём не повинная женщина. Третьего не дано.

Заслуживает внимания и другой, не менее значимый персонаж фильма. Это коллега Соболева, капитан Коршунов, мастерски сыгранный самим режиссёром картины. Если Соболев где-то сомневается, и даже терзаемый муками совести порывается остановить беспредел, то его сослуживец не признаёт полутонов. Только чёрное и белое. Без тени сомнения недрогнувшей рукой он «выручает» товарища и «спасает» систему. Чуждый жалости и милосердия, он не остановится ни перед чем. Между прочим, Юрий Быков оформил творческий покер в «Майоре». Он режиссёр, автор сценария, композитор и монтажёр.

Также как и в картинах почитаемого Быковым Балабанова, фильм не обходится без мощных цитат и диалогов:

– Я тебя на том свете достану!
– Ты меня на этом достань.

Или:

– Кому ты что доказать хочешь? Ты один – человек, что ли? Все – люди, а за чертой – все звери. Мир не переделаешь!

Итог: шедевр, не побоюсь сказать, Мастера. Мрачное, беспощадное кино, где главная изюминка – это наш зрительский выбор, который мы пытаемся сделать, примерив ситуацию на себя и взглянуть на положение дел глазами того или иного персонажа. Избави нас, Бог, прикоснуться к такому выбору.

29 июня 2020 | 12:43
  • тип рецензии:

Из всех фильмов Юрия Быкова, Майор оказался в моем списке единственным непосмотренным до недавнего времени. И, о боже, какие же говорливые, какие же правдоборые персонажи у Быкова в каждом фильме.

Человек по Быкову - функция. Грубая убийственная функция. И у этой функции есть лишь два значения: нападать и страдать или убивать и защищаться. Так вот эта аксиома соблюдается и в этом фильме.

Майор, сыгранный Шведовым, груб, черств, холоден и временами непоследователен. Многие говорят, что фильмы Быкова про людей, но это абсолютная ложь. Людей в его фильмах нет. Фильмы про систему. Систему, которая перемалывает каждого, выплевывая труху на обочину в виде грязного снега. Шведов сыграл застрявшую в мясорубке кость. Его Майор - это то, что случается с каждым огромным валуном на каменоломне. Он разрушается по ходу фильма на мелкие кусочки, в конечном итоге все равно превращаясь в труху.

Я знаю, что фильмы Быкова - это угол зрения на российскую действительность. И, по правде говоря, я не хочу ему верить. Ведь в жизни так не бывает! Ведь в жизни так не бывает?

Майор - фильм без надежды. Фильм, за которым неприятно наблюдать, и лучше не осознавать. Фильм-депрессант и очередная бесподобно срежиссированная работа Юрия Анатольевича. Кстати роль для самого себя он тоже нашел (и далеко не последнюю).

Но это все философия, что около кино. Если говорить непосредственно о фильме, как продукте, то грамотно прописанный саспенс, динамичный сюжет, вкупе с нестыдной актерской игрой, дают Майору несколько очков форы перед НТВшными фильмами и сериалами. 'Майор' красиво снят (если такой термин применим к абсолютно беспощадному серому цвету на протяжении всей картины), грамотно сделан по звуку и саундтрекам (коих немного в этом фильме), хорошо сыгран и неплохо продуман в ключевых поворотах сюжета.

7 из 10

В первую очередь за осадок пыли в горле после просмотра. Все же Юрий Быков такой же поэт, как и его однофамилец. И для красивых рифм (повязанности между собой) и ритма (убийств) порой жертвует смыслом, хоть и ни капли не теряет в остроте.

05 апреля 2020 | 01:54
  • тип рецензии:

Одна из первых полнометражных работ Юрия Быкова, отличается глубоким сюжетом и динамичным повествованием. Без воды, ничего лишнего, с первых минут просмотра увлекает, и не отпускает до конца.

Прежде всего, фильм о человеческих ценностях. Главный герой, совершив преступление, не может понять, согласен ли он пойти на сделку с совестью или нет. Причем, положительные качества в герое рассмотрели еще ранее, его коллеги, которые задавая минимум вопросов готовы сделать для него максимум, потому что он нормальный мужик.

Всего одно глупое и страшное стечение обстоятельств, способное изменить жизни многих людей, или закончить. Обратила внимание на диалог главных героев, в котором один объясняет другому, что все люди из одного теста, и поэтому, когда случается беда, действуют одинаково: пострадавшая сторона-найти и наказать виновника, сторона виновника-напротив, пытается всеми силами, деньгами, связями урегулировать вопрос мирным путем, и помочь близкому человеку. И неважно, что за человек, важно на какой стороне он оказывается, и действует, соответствуя обстоятельствам.

Очень ярко показан твердый мужской характер главного героя, он стоит на своем, хочет поступать справедливо, готов ответить за свои действия. Его не пугает возникновение проблем, в некоторых моментах он идет против системы. Но у каждого есть уязвимое место, надавив на которое, можно рассыпать все принципы и моральные кодексы человека. Сильно. Очень сильно! Отличный фильм!

Я искренне надеюсь, что подобного беспредела и произвола уже нет. Хочется, чтобы подобные события мы видели только в фильмах, особенно в работах такого талантливого режиссера, как Юрий Быков.

Рекомендую к просмотру

10 из 10

28 октября 2019 | 22:56
  • тип рецензии:

Майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом к жене. На скользкой трассе он сбивает мальчика. Пока мать, на глазах которой развернулась трагедия, находится в шоке, Соболев задействует все связи, чтобы замять дело.

Давно слышала о «Майоре», но не решалась посмотреть из-за прохладного, мягко говоря, отношения к российскому кино. Вчера любопытство пересилило, а фильм неожиданно понравился. В первую очередь отсутствием кучерявостей и пафоса. Все буднично, местами даже слишком, мрачно и хреново. Те, кто считает «Майора» чернухой, отчасти правы. Но должна заметить, что это не балабановская чернуха, когда после фильма у тебя ощущение, будто только что нырнул в ванну с опарышами. Мерзостью здесь никто не любуется. Главный герой, к слову, полностью признающий свою вину, но не ставший от этого белым и пушистым, вполне живой и узнаваемый. Куда печальнее ситуация с его коллегами, для которых подобное стало обычным делом. Привычно подтасовываются факты, привычно работает схема, привычно убираются лишние люди и кровь с пола.

Мужские персонажи удались все, особенно мне понравился режиссер Юрий Быков, сыгравший одного из полицейских. А вот единственная женщина на экране (Ирина Низина) оставила меня равнодушной. Не получилось у нее сыграть ни убитую горем, ни озверевшую мать, не дотянула.

Отдельный балл поставлю за хорошо подобранную музыку. Она не заслоняла собой действие, но была заметна.

Рекомендую. Небывалый случай для российского кино.

23 июля 2019 | 15:12
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: